Что нужно знать о величайшем храме Афин Парфеноне? Архитектурное и художественное оформление парфенона древней греции За внутреннее убранство парфенона отвечал

Парфенон

(греч. Παρθενών; англ. Parthenon)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Парфенон – храм, посвящённый Афине Парфенос – покровительнице Афин, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Храм был основан по инициативе Перикла – знаменитого афинского полководца и реформатора. Его постройка шла довольно быстро – храм строили с 447 по 438 года до нашей эры (под руководством архитекторов Иктина и Калликрата), а его скульптурное оформление и отделка (под руководством Фидия) были закончены в 432 году до нашей эры.

Первый известный, в новое время, храм Афине, существование которого признаётся большинством учёных мира, был выстроен на Акрополе, вероятно, при Писистрате. Он назывался так же, как позднее и наос современного Парфенона - Гекатомпедон, однако во время похода Ксеркса он, как и прочие постройки на Акрополе, был разрушен. Существует версия о связи древнего значения слова «гекатомпедон» с обычаем детских жертвоприношений (греч. «hekaton» - «сто», tome - «рассечение», «рaidos» - «дитя»). Позднее, с отменой этого жестокого обычая (младенцев закладывали в фундамент здания ради его прочности), понятие «сто детских жертв» перенесли на исходную меру длины наоса (святилища) храма.

В пору правления Перикла Афины достигли наивысшей славы. После окончания греко-персидских войн, уже на подготовленной площадке, было решено возвести новый, более величественный и роскошный храм. Победоносное мироощущение отразилось и в расточительных градостроительных замыслах, которые финансировались, главным образом, за счет дани, взимаемой Афинами со своих союзников. В строительстве задействовали лучших, на то время, художников и потратили огромные средства. Строителями Парфенона были древнегреческие архитекторы Иктин и Калликрат. Тогда был период высшего подъёма античной культуры, и храм богини Афины на холме Акрополь, по сей день, гордо напоминает об этом всему миру.

Парфенон расположен в самой высокой точке Афинского Акрополя. Поэтому, прекрасный храм богини Афины виден не только со всех уголков города, но, также, и с моря, с островов Саламин и Эгина. Главный фасад храма расположен под углом к Пропилеям (входным воротам), которые находятся в западной части храмовой горы. Весь пронизанный светом, храм кажется воздушным и легким. На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах.

Парфенон представляет собой дорический периптер, с элементами ионического ордера. Он располагается на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) – трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, крыша была покрыта черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей.

Само здание (целла) имеет длину в 29,9 м (ширина 19,2 м), что составляло 100 греческих футов, и по всему периметру окаймлено внешней колоннадой (перистелем). Этих колон всего 46, по 8 с торцевых, и по 17 с боковых фасадов. Все колонны канелированы, то есть украшены продольными желобками. Высота угловых колонн вместе с капителями - 10,43 м (такая же, как в храме Зевса в Олимпии).


Нижний диаметр угловых колонн - эмбат, при пропорционировании храма, был взят в качестве первого модуля (1,975 м). Для вертикальных размеров строители применили второй модуль - высоту абаки капители (0,3468 м). Удивительная гармония здания, которая сохранилась и поныне, несмотря на то, что от великого сооружения остались лишь руины, основана, прежде всего, на полифонии отношений величин; размеры однотипных деталей меняются, в зависимости от их места в общей композиции.

Колонны Парфенона не выглядят сплошной нерасчленённой массой, а воспринимаются как ряд, в котором не теряются отдельные стволы. Отсюда соотнесённость колоннады с ритмом триглифов и метоп фриза, а также, с ритмом фигур ионического фриза, который был расположен в верхней части стен наоса, и на внутренней колоннаде портиков.

Парфенон был не только храмом, но и чем-то вроде художественной галереи или музея, он создавал превосходный фон для множества произведений пластического искусства. Скульптурная отделка Парфенона велась под руководством великого мастера Фидия, и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос.


Фронтон и карнизы здания были украшены скульптурами. Фронтоны украсили боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Ника. Например, на западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Судьи присудили отдать победу тому из богов, чей дар окажется более ценным для города. Посейдон ударил трезубцем - и из скалы Акрополя забил солёный источник. Афина ударила копьем - и на Акрополе выросло оливковое дерево. Этот дар показался афинянам более полезным. Таким образом, Афина вышла победительницей в споре, а оливковое дерево стало символом города.

По периметру внешних стен целлы, на высоте 12 метров, лентой тянулся знаменитый Парфенонский фриз, детали которого, правда, снизу были почти неразличимы. Этот фриз считается одной из вершин классического искусства. Из более чем 500 фигур юношей, девушек, старцев, пеших и конных, ни одна не повторяла другую, движения людей и животных были переданы с удивительным динамизмом. Фигуры не плоские, у них есть объём и форма человеческого тела.


Метопы входили в состав традиционного, для дорического ордера, триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавшие различные горельефы. Они были соединены тематически, по сторонам здания. На востоке изображалась битва кентавров с лапифами, на юге – битвы греков с амазонками (амазономахия), на западе – вероятно, сцены из Троянской войны, на севере – сражений богов и гигантов (гигантомахия). До наших дней, сохранилось всего 64 метопы: 42 в Афинах и 15 в Британском музее.

Вообще, архитектурный облик Парфенона берёт свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил, в своих очертаниях, легкость и изящество деревянной постройки. Однако, внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как создасть пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными глазу человека, взирающего на храм снизу вверх.


Греки строили храмы из известняка, поверхность которого покрывали штукатуркой, а затем расписывали красками. Но Парфенон построен из мрамора. Во время строительства на Акрополе, вблизи Афин, на горе Пентеликон, были открыты залежи белоснежного, искрящегося на солнце пентелийского мрамора. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению – и поэтому, там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас. С помощью канатов и деревянных салазок мраморные блоки доставляли на строительную площадку.

Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки были правильными квадрами, их тщательно обтачивали по краям, подгоняли по размеру друг к другу, и скрепляли железными скобами – пиронами. Стволы колонн составляли из отдельных барабанов, и соединяли деревянными штырями. Тщательно притёсывали только наружные края камней, внутренние поверхности оставляли необработанными, «на угон». Окончательную обработку, в том числе каннелюр на колоннах, производили после установки камней на место.


Кровлю сделали каменной, стропильной конструкции, воспроизводящей более ранние деревянные перекрытия, и покрыли мраморной черепицей двоякой формы. Светотень на глубоко врезанных каннелюрах колонн и в интерколумниях (между колоннами) подчёркивала пространственность композиции здания, его связь с окружающим пейзажем.

Центральный зал храма освещался лишь светом, падавшим через дверной проём, и многочисленными светильниками. В этом полумраке, в центре храма возвышалась статуя Афины Парфенос, которая была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (из золота и слоновой кости, на деревянной основе), а глаза были инкрустированы драгоценными камнями. Согласно античному обычаю, статуя божества, помещённая внутри храма, должна быть обращена на восток, к восходящему солнцу, поэтому и вход в Парфенон находился с восточной стороны.

Древние греки считали Парфенон жилищем божества и верили, что богиня Афина временами сходит с Олимпа, чтобы воплотиться в своей статуе. Каждый год, в праздник Афины, на статую богини возлагался пеплос (покрывало), сотканный афинянками. На нём были вытканы картины подвигов богини, особенно победы её над гигантами.


Фидий изобразил Афину в длинных тяжёлых одеждах, левой рукой опирающейся на щит, под которым свернулся в кольца змей Эрихтоний. На щите, который держала Афина, были изображены сцены битвы греков с амазонками, и сражение богов с гигантами. Среди персонажей первой сцены Фидий изобразил самого себя в виде лысого старика, замахивающегося камнем. Подобную смелость сочли за святотатство. К этому прибавились обвинения в злоупотреблениях, которые якобы совершал Фидий с полученным им, для создания статуи Афины, золотом и другими драгоценностями. В итоге, в 431 году до нашей эры, великий скульптор был заточён в тюрьму. По одним сведениям, Фидий умер в заточении, по другим – был отправлен в изгнание.

Пластинки чистого золота (толщиной 1,5 мм), изображающие одеяние статуи богини Афины, периодически снимали и взвешивали – они составляли часть государственной казны. По замыслу Перикла, золото можно было занять у богини, если это необходимо, например, для ведения войны, а затем вернуть. Любой гражданин мог пожертвовать в храм Афины свои изделия или оружие. Александр Македонский, после победы над персами на реке Гранике, в 334 году до нашей эры, послал в Афины 300 захваченных у врага щитов. Храм использовали и для хранения даров богине. Золотые и серебряные ларцы, статуэтки, оружие, сосуды находились во всех помещениях Парфенона – для каждого помещения имелись инвентарные описи.


Статуя Афины – великое произведение античной скульптуры, просуществовав более 900 лет, погибла в бурях времени, и судить о ней можно только по нескольким неудачным копиям. Сегодня место, где стояла статуя Афины, отмечено несколькими прямоугольными камнями.

Парфенон был продуман в малейших деталях, совершенно незаметных постороннему наблюдателю, и имеющих целью зрительно облегчить нагрузку на несущие элементы, а также, исправить некоторые погрешности человеческого зрения. Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона – специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле, в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии: колонны поставлены не вертикально, а слегка наклонены внутрь здания; ширина метоп увеличивается к центру, и уменьшается к углам здания; угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как, в противном случае, они бы казались тоньше, и в поперечном разрезе они не являются круглыми; антаблемент наклонён наружу, а фронтоны – внутрь. Для компенсации перспективных сокращений греки увеличивали, в размере, верхние части здания и уменьшали те, которые находятся ближе. Известно, также, что горизонтальная линия значительной длины посередине кажется вогнутой. В Парфеноне линии стилобата и ступеней сделаны не прямыми, а слегка выпуклыми, что компенсирует зрительное искажение.


Подчёркнутые контуры и орнамент, также, были призваны усилить читаемость рельефных изображений на большой высоте. Легкость и гибкость отличают архитектуру Парфенона от его предшественников: храмов в Пестуме, Селинунте, или храма Зевса в Олимпии. Размеры отдельных частей, определяли «на глаз», варьируя их таким образом, чтобы они при взгляде снизу создавали ощущение мерности, одинаковых отношений. Такой принцип называется «законом углов» (имеется в виду угол зрения наблюдателя). Наш глаз мысленно продолжает оси колонн вверх и соединяет их в одной точке, расположенной где-то высоко в небе, над храмом. Человеку, под тенью колоннады, в проёмах соседних колонн, как в картинной раме, открываются скомпонованные архитектурой пейзажи. Со стороны, со всех точек зрения, Парфенон выглядит как статуя на постаменте. При оценке Парфенона, со среднего расстояния (около 35 м), храм выглядит гармонично и цельно; вблизи – впечатляет монументальностью и кажется ещё больше, чем он есть на самом деле. Значение имеет и постановка здания храма относительно акропольского холма: он отодвинут к юго-восточному краю скалы, и поэтому посетители видят его отдалённым, по сути, большой Парфенон не подавляет своими размерами и «вырастает», по мере приближения к нему человека.

Распространённое представление, будто греческие храмы всегда были белого цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пёстро, а по нынешним вкусам – даже, почти, аляповато раскрашен. Тения и нижняя поверхность эхина были красными. Нижняя поверхность карниза – красной и синей. Красный фон подчёркивал белизну, чётко выделялись синевой узкие вертикальные выступы, отделявшие одну плиту фриза от другой, ярко сияла позолота. Окраску производили восковыми красками, которые, под действием жарких солнечных лучей, пропитывали мрамор. Такая техника обеспечивала органичность сочетания естественной фактуры мрамора и цвета, камень был окрашен, но оставался слегка просвечивающим и «дышал».


Величайший храм Древней Греции – Парфенон, прошёл вместе с ней все этапы её истории. Некоторое время, Парфенон стоял нетронутым, во всём своём великолепии. С закатом Греции начался закат храма.

В 267 году до нашей эры Афины подверглись нашествию варварского племени герулов, которые разграбили Афины, и устроили в Парфеноне пожар. В результате пожара разрушилась крыша храма, а также, почти вся внутренняя арматура и перекрытия. В эпоху эллинизма (около 298 года до нашей эры) афинский тиран Лахар снял со статуи Афины золотые пластины. После 429 года из храма исчезла статуя Афины Парфенос. По одной из версий, статую увезли в Константинополь и установили перед зданием Сената, и позднее она погибла от пожара.

В связи с усилением культа Богоматери, при императоре Юстиниане I (527- 565 года), Парфенон превратили в церковь Святой Девы Марии («Парфенис Мария»). В целом, античные храмы легко превращались в христианские. Переход от языческого храма к церкви сказался на архитектуре Парфенона. В античную эпоху вход в Парфенон располагался в восточной части под фронтоном, скульптуры которого изображали рождение Афины. Однако, именно в восточной части христианского храма, должен располагаться алтарь. В результате, была выполнена перепланировка храма и убраны внутренние колонны, и некоторые стены целлы, из-за чего демонтировали центральную плиту фриза. Священную восточную часть христианского храма не могла украшать сцена рождения богини Афины. Эти барельефы сняли с фронтона. Колоннады заложили камнем. Большинство скульптур античного Парфенона были утеряны: те из них, которые можно было приспособить к христианским богослужениям, оставляли, но большинство из них было уничтожено.


В 662 году в церковь торжественно перенесли чудотворную икону Богоматери Афиниоти́ссы (Богоматери Пресвятой Афинской). В 1458 году, после двухлетней осады, последний афинский герцог сдал Акрополь турецким завоевателям. В 1460 году, по указу султана Магомета II, Парфенон превратили в мечеть, уничтожили алтарь, иконостас, забелили росписи, а над юго-западным углом храма возвели высокий минарет, остатки которого были снесены лишь после Греческой революции. В Эрехтейоне новый правитель Афин разместил свой гарем. В начале турецкого правления Афины и Акрополь исчезли из маршрутов западно-европейских путешественников: серьёзным препятствием стали периодически возобновляемые в XVI и XVII веках военные действия между венецианцами и османами. Турки не имели желания защищать Парфенон от разрушения, но не имели они и цели полностью искажать или разрушать храм. Поскольку невозможно точно установить время затирания метоп Парфенона, турки могли продолжить этот процесс. Однако, в целом, они совершили меньше разрушений здания, чем христиане за тысячу лет до османского правления, которые превратили величественный античный храм в христианский собор.

Начиная с 1660 года наступил период мира между венецианцами и османами, и Афины снова начали посещать путешественники. Распространёнными стали не только путевые записки, но и исследования греческого античного наследия. Но мир этот оказался непродолжительным. Началась новая турецко-венецианская война. Наконец, в 1687 году, во время осады Афин венецианцами во главе с Франческо Морозини, в храме был устроен пороховой склад. Влетевшее 26 сентября, через крышу, ядро произвело огромный взрыв, и Парфенон навсегда стал развалинами. После взрыва Парфенона уже не казалось предосудительным его дальнейшее разрушение. Снимать уцелевшие фрагменты скульптур и рельефов считали не грабежом, а спасением, ведь ранее турки просто разбивали скульптуры и пережигали их на известь, для строительства. Когда спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию, в качестве трофеев, фигуру Посейдона и коней его квадриги – остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились.

Через несколько месяцев после победы венецианцы отказались от власти над Афинами: им не хватало сил для дальнейшей защиты города, а эпидемия чумы сделала Афины вполне непривлекательной целью для захватчиков. Турки снова обустроили гарнизон на Акрополе, правда меньших масштабов, среди руин Парфенона, и возвели новую небольшую мечеть. В период упадка Османской империи, Парфенон, лишившись защиты, разрушался всё больше.


Несчастья Парфенона закончились только в начале XIX-го века, когда известный грабитель древних памятников – лорд Элджин вывез в Англию 12 фигур с фронтонов, 56 плит с рельефами из фриза Парфенона, и ряд других фрагментов памятника, и продал их Британскому музею, где они, до сих пор, являются ценнейшими экспонатами. Сегодня, скульптуры из Парфенона имеются во многих музеях мира. В частности, в Британском музее находятся скульптуры Гелиоса и Селены – угловые фрагменты фронтона «Рождение Афины». В последние десятилетия наметилась тенденция к возвращению Парфенону утраченных реликвий. Важным вопросом для греческого правительства, на современном этапе, является, также, возвращение мраморов Элджина.

Идея воссоздания Парфенона была воплощена в жизнь в США. В городе Нэшвилл (штат Теннесси) архитекторами У. Динзмуром и Р. Гартом, в 1897 году, была построена полномасштабная реплика Парфенона, восстановленная по новейшим научным данным той эпохи. Реставрация храма началась в XIX столетии. В 1926 -1929 годах была восстановлена северная колоннада. Вслед за этим, была предпринята попытка восстановить фронтонные скульптуры, подлинники которых частью погибли, частью попали в иностранные музеи.

Но несмотря на постоянные реставрационные работы, и в наши дни, Парфенон продолжает медленно, но верно разрушаться. За последние годы, ядовитый смог и удушливый смрад современных Афин, ровно, как и отметины, оставляемые здесь полчищами туристов, наносят мрамору Парфенона чувствительный ущерб.

В глазах современников Парфенон являлся воплощением славы и могущества Афин. Сегодня Парфенон, по праву, считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Это совершеннейшее творении античного зодчества и даже в развалинах – поразительный, волнующий памятник…

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Навигация по статье

Где находится Парфенон и как добраться до него

Парфенон расположился на Акрополе, в самом сердце Афин. Построенный на стратегическом месте, он выделяется на фоне остальных сооружений греческой столицы и виден буквально из любой точки города. Поэтому пройти мимо или заблудиться точно не получится. Добраться до него можно несколькими способами:

  • На метро - до станции, которая называется Akropolis;
  • На автобусе - до Акрополя ходят многочисленные маршруты: 106, 24, 57, 137, 230, A3, E22;
  • На троллейбусе №15, 5, 1;
  • Пешком - по улице Дионисиу Ареопагиту. Она ведёт в гору и приводит прямо к Парфенону.

История Парфенона

У тех, кто хоть немного знаком с Грецией и её историей, Парфенон ассоциируется с богиней Афиной. Храм возник как посвящение покровительнице города. Но мало кто знает, что задолго до него на этом же месте стоял Гекатомпедон - древнейший храм, также посвящённый Афине.

Как замена старому храму, разрушенному персами, Парфенон был построен по инициативе Перикла - известного афинского политика, прославленного полководца и реформатора. К участию в строительстве он привлёк скульптора Фидия, архитекторами были выбраны Иктий и Калликрат. Последний построил на Акрополе ещё несколько храмов, но именно Парфенон стал его главным детищем. Хотя и долго не получался таким, каким был задуман. Возведение будущего символа Афин заняло более 9 лет. И за каждую монету, потраченную на проект, правительство отчитывалось перед жителями Афин. Некоторые из финансовых отсчётов сохранили немало интересных фактов. Например, самый дорогой и крупный камень привезли с горы Пенделикон, расположенной в 16 км от Афин. Для строительства также использовали высококачественный мрамор.

Публике Парфенон торжественно представили во время праздника Панафинеи - самых крупных политических и религиозных празднеств античности. Но ещё несколько лет продолжались декоративные работы. Ими руководил Фидий, создавший статую Афины - она стала главным украшением Парфенона. То, как она выглядела, волнует историков уже несколько веков. Говорят, что статуя была лучшей работой Фидия. Деревянное изваяние было покрыто тонной золота и украшено слоновой костью. 13-метровая статуя держала копьё в одной руке, фигуру Ники - в другой.

На протяжении почти 1000 лет Парфенон служил главным храмом греческой религии. Он ещё был целым в IV в. нашей эры, но к тому времени Афины являлись не больше, чем просто провинциальным городом Римской империи со славным прошлым. В V в. статуя Афины была похищена и перевезена в Константинополь. Здесь она разрушилась несколькими веками позже.

Затем Парфенон был преобразован в христианскую церковь Девы Марии. Это неизбежно привело к перестройке храма - языческие скульптуры и некоторые колонны были убраны. Скорее всего, даже уничтожены. В XV в. Парфенон ждали новые изменения. На этот раз османы, захватившие город, перестроили некогда языческий храм Афины в мечеть. Однако серьёзных разрушений не принесли.


В XVII веке при нападении венецианцев Парфенон был буквально разрушен в результате взрыва порохового склада. И только в 1840-х гг. началось его восстановление, но в первую очередь были убраны новые и средневековые постройки, а также мусульманский минарет.

Как выглядел Парфенон: прошлое и современность

В древности Парфенон выглядел величественно - как и положено храму особо почитаемой греками богини. Он имел прямоугольную форму с колоннадой на всех 4 сторонах. Считается, что количество дорийских колонн было равно 48. Внутри Парфенона располагалась центральная площадка, также огороженная колоннами. А в её центре стояла ныне утраченная статуя Афины.


На одном из уцелевших фризов Парфенона изображена сцена праздничного шествия, которые обычно сопровождали Панафинеи. На нескольких сторонах храма были увековечены страницы исторических событий и легенд: Троянской войны, битвы амазонок и греков. Что касается фронтона, то сохранилось несколько статуй, да и те пребывают в плачевном состоянии. Оригиналы хранятся в Афинском музее и Музее Акрополя, а на их месте установили копии. Впрочем, половина из оставшихся частей фризов и скульптур вывезены в Лондон и до сих пор не возвращены в Грецию.

Кстати, сооружение уникально с точки зрения геометрии. Если на один конец ступени Парфенона поставить предмет высотой 15 см, то он будет невидим с противоположной стороны. Это значит, что плоские конструкции на самом деле имеют кривизну. Ещё один секрет Парфенона «зашифрован» в его колоннах - они немного наклонены внутрь. Считается, что такие особенности позволяли храму выдерживать выдерживать сейсмические нагрузки, что лишний раз подтверждает мастерство архитекторов.


Современный Парфенон, насколько это возможно, археологи приблизили к оригиналу. Утраченный блеск и величие ему не вернуть, но прогресс очевиден. Разрушения и незавершённая реконструкция не помешали Парфенону войти в число главных памятников мира.

Посещение Парфенона

Посетить главный памятник Афин можно с 8:30 до 18:00 .

Цена билета - 12 евро , до 18 лет посещение бесплатно .

Поскольку в сезон туристов здесь много, а летняя жара приносит неудобства, лучше приходить сюда к открытию или вечером. Для удобства туристов возле Парфенона работает киоск, где можно купить напитки, есть туалет и камера хранения - с крупными сумками внутрь не пускают.

Для Греции Парфенон - не просто памятник истории. Это гордость и национальный символ. Повторить работу архитекторов и создать свою версию Парфенона в разное время пытались в нескольких городах мира. Но превзойти образец классической античной архитектуры никому не удалось.

János Korom Dr. / flickr.com Парфенон в Афинах (Panoramas / flickr.com) János Korom Dr. / flickr.com Chris Brown / flickr.com Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com) Парфенон возвышается на Акрополе (Roger W / flickr.com) jjmusgrove / flickr.com Nicholas Doumani / flickr.com claire rowland / flickr.com Dennis Jarvis / flickr.com Парфенон ночью (Arian Zwegers / flickr.com) psyberartist / flickr.com George Rex / flickr.com Реконструкция Парфенона (Emiliano Felicissimo / flickr.com) Comrade Foot / flickr.com Перед Парфеноном (Kristoffer Trolle / flickr.com)

Афинский акрополь Парфенон – самое выдающееся культовое сооружение и величайший памятник древнегреческой архитектуры. Выстроенный в V в. до н.э., храм поразил своими размерами и величием современников, и продолжает удивлять и интересовать очевидцев современной эпохи.

Что такое Парфенон — какое значение имел в Древней Греции?

Храм Афины девы в городе ее имени являлся главнейшим культовым объектом древних эллинов. Для жителей же города Афин он стал созвучен со значением слов благоденствия и процветания.

Такое трепетное отношение объясняется тем фактом, что он был посвящен богине Афине, которая считалась покровительницей города и древней Греции.

Слово «Парфенон» на языке древних эллинов означало «пречистая». Иными словами, Афина и стала предтечей «пречистой девы Марии» в христианской религии. Также богиня являлась древнегреческим инвариантом распространенного архетипа «богини-матери».

Легенда Богини Афины

Интересно, что Афину породил сам Зевс. Согласно древнегреческим мифам верховному богу Олимпа была предвещена смерть от рук сына.

Перед Парфеноном (Kristoffer Trolle / flickr.com)

Боясь исполнения слов пророчества, громовержец проглотил свою супругу Метиду, носившую под сердцем ребенка.

Однако предсказание не сбылось – родилась дочь, которая вышла из головы Зевса (небесный владыка сам приказал рассечь себе череп, потому как не выдержал мучений).

Афина, как и ее брат Арес, стала покровительницей войн. Но в отличие от своего божественного родственника, она пресекала несправедливость и выступала за мирное разрешение конфликтов.

Согласно древнегреческой мифологии, именно Афина подарила людям ремесла, в частности научила женщин ткачеству. Ко всему прочему богиня способствовала развитию наук и философии.

Эллины, ценившие интеллектуальный фактор жизни превыше всего, решили отблагодарить свою покровительницу, воздвигнув в ее честь самый величественный храм в истории человечества.

Где находится Парфенон?

Храм девы-воительницы расположился в самом центре современной столицы Греции, на афинском Акрополе и виден даже с самой удаленной точки города. Слово «Акрополь» означало «Верхний город». И этот город выполнял оборонительные функции – за его стенами прятались афиняне, пережидая осаду.

Акрополь – обитель богов

Достаточно одного взгляда на Акрополь для того чтобы понять, что боги играли первоочередную роль в жизни жителей древней Греции – вся его территория рассечена храмами и святилищами, посвященных почти всем богам Олимпа.

Сооружения Акрополя поражают гением архитектурной мысли и служат классическими примерами применения золотого сечения в строительстве.

Греки настолько ценили правильность и пропорциональность форм, что даже в пластическом искусстве применяли правила золотого сечения.

Парфенон в Афинах – не первое сооружение Акрополя, возведенное в честь Афины. Еще за 200 лет до него богиню прославляли в храме Гекатомпедон. Согласно словам древних историков оба святилища фактически существовали параллельно, пока первый не пришел в упадок.

На сегодняшний день обитель Афины представляет собой руины, иссеченные следами многочисленных разрушений, но они все еще хранят на себе печать былого величия. Храм является визитной карточкой Афин и всей Греции.

Ежегодно толпы туристов, интересующихся историей, стремятся к подножию Акрополя, чтобы прикоснуться к истории.

Афинский Акрополь (© A.Savin, Wikimedia Commons)

Кто построил Парфенон?

Возведение главного храма Афин Парфенона датируется 447 г. до н. э. Спроектировал здание знаменитый зодчий античности Иктен. Строительством занимался Калликрат – придворный архитектор правителя Перикла, кому и принадлежала инициатива строительства.

Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)

Под руководством мастера также были возведены и другие объекты Акрополя, и не один десяток гражданских объектов Афин. Все проекты мастера выстроены в лучших традициях архитектуры Древней Греции – с использованием принципа золотого сечения.

Храм богини Афины изначально был частью обширной программы афинского правителя Перикла по благоустройству города.

Интересен тот факт, что на его возведение ушло 450 талантов. Учитывая, что за 1 талант можно было построить 1 боевой корабль, то можно сказать, что Перикл оставил свою империю без военного флота, но подарил миру один из уникальных архитектурных памятников.

Строительство храма длилось 9 лет, и в 438 г. до н. э. он распахнул свои двери. Однако еще на протяжении 6 лет велись отделочные работы, которыми руководил Фидий, вошедший в историю благодаря интересному факту своей творческой биографии.

Парфенон ночью (Arian Zwegers / flickr.com)

Мастер является создателем одного из семи Чудес Света – скульптурного изваяния Зевса в Олимпии. Для нового храма скульптор создал статую Афины Парфенос – одиннадцатиметровое изваяние, выполненное из слоновой кости и золота. Это был богатый дар для почитаемой богини.

До наших дней памятник не дошел, и о его красоте мы можем судить лишь по сохранившимся древним источникам.

Интерьер храма наполняли многочисленные скульптурные композиции и статуи богов. Многие из них безвозвратно утеряны. Часть – хранится в музеях мира. Статуи из Парфенона можно увидеть в Эрмитаже.

Большая часть уцелевшего наследия находится в Лондонском музее – это статуи и метопы, выкупленные еще в XIX в. у Османского правительства. В настоящее время Греция ведет работу по возвращению экспонатов к родным пенатам.

Особенности архитектурного решения

Храм Парфенон во многом стал новаторским строением. Его внешний вид и конструкторские находки в свое время поражали современников и до сих пор вызывают исследовательский интерес.

Архитектура Парфенона (George Rex / flickr.com)

Храм фактически полностью был выстроен из пенделийского мрамора, который стоил немалых денег, а отделка изобиловала золотом.

Под воздействием солнечных лучей южный фасад со временем приобрел золотистый оттенок. Северная сторона здания, меньше подвергавшаяся облучению, имела первоначальный серый цвет.

Храм богини-воительницы разместился на самой верхней точке Акрополя, и в лучах заходящего солнца создается визуальный эффект золотого свечения.

При этом у наблюдателей создается впечатление, что храм имеет небольшие размеры. По мере приближения панорама расширяется и здание «подавляет» своей массивностью.

Гиперболическая схема кривизны Парфенона (© A.Erud, Wikimedia Commons)

Со стороны складывается визуальный образ того, что здание имеет идеальную прямую конструкцию. На самом же деле большая часть архитектурных элементов лишена прямых линий:

  • верхние части ступеней имеют небольшой прогиб по центру, колонны несколько утолщены в центре, а угловые при этом имеют больший объем по сравнению с остальными;
  • фронтоны Парфенона обращены во внутрь, в свою очередь, антаблементы выдаются наружу.

Все эти оптические приемы фактически позволили создать иллюзию идеальной прямолинейности. Кроме того, в строительстве храма был использован принцип золотого сечения.

Внешний фасад сооружения украшали многочисленные метопы – рельефные изображения богов: Зевса, Аполлона, крылатой Ники и др. Парфенон, как все святилища древней Греции, был окрашен в яркие цвета.

Доминирующими в цветовой палитре были оттенки красного, синего и золотого. Со временем они истерлись и о красоте здания мы можем судить лишь, по словам древних свитков.

Парфенон – храм трех религий

Судьба Парфенона сложилась так, что он стал местом, где звучали слова трех религий – язычества, православия и ислама. История величия храма длилась недолго.

Парфенон, Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com)

Последним правителем, почитавшим мудрую богиню, был Александр Македонский. В дальнейшем Афины подвергались многочисленным захватам. Храм был разграблен, со статуй была снята позолота, сами же скульптуры варварски уничтожались. Однако культ богини Афины был настолько высок среди афинян, что святилище неимоверными силами горожан было восстановлено, несмотря на то, что казна была фактически разграблена.

После восстановления храм действовал еще 800 лет и стал последним пристанищем язычества на территории современной Греции. С приходом христианской власти языческие традиции в городе все еще были сильны. Дабы пресечь идолопоклонничество в IV в. н. э. обитель Афины превратили в православную церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Сооружение было перестроено в соответствии с канонами православной архитектуры, но в целом оно выглядело, как и прежде. В новой ипостаси храм стал привлекать паломников со всего православного мира. За словами поддержки служителей новой «старой» святыни прибегали императоры и полководцы.

Реконструкция Парфенона (Emiliano Felicissimo / flickr.com)

В XV в. Греция попала под влияние Османской империи. Новые власти первым делом поспешили избавиться от христианских символов, и Парфенон на этот раз обрел черты мусульманских мечетей. Однако помимо иссечения христианских сюжетов и слов, никаких кардинальных изменений во внешнем облике храма не произошло. В XVII в. во время военного столкновения Османской империи со Священной лигой, стены Парфенона были практически разрушены.

В 1840 г. начались реставрационные работы, которые вдохнули новую жизнь в культовое сооружение. Процесс восстановления с переменным успехом ведется и в наши дни.

Сегодня судьба Парфенона вновь находится под угрозой. Финансовые проблемы, которые начались после вступления страны в ЕС, стали главными препятствующим факторами на пути возрождения величайшего памятника истории.

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.

Храм Парфенон - один из символов Греции, памятник античной архитектуры, расположенный в центральной части Афинского акрополя.

Парфенон - античный храм, главный символ столицы Греции Афин и всей страны. Вместе с другими строениями Афинского акрополя Парфенон является объектом Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм посвящен покровительнице города Афине-девственнице, которая также считается покровительницей всей Аттики - области вокруг города.

В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афина была награждена за свою девственность, являвшуюся одним из основополагающих качеств богини. Учеными считается, что из культа девы-воительницы Афины впоследствии вырос христианский культ Богородицы.

Храм расположен в центре Афинского акрополя - верхнего города Афин. Афинский акрополь - холм в центре города, представляющий собой скалу высотой 150 м над уровнем моря с пологой вершиной. На верхней площадке акрополя размерами 300 м на 170 м еще с архаических времен располагались различные храмы, дворцы и скульптуры.

Архитектура Парфенона

Благодаря развитой культуре Афинского полиса, история донесла до наших дней имена людей, построивших храм. О том, кто построил Парфенон, гласят мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы. Автором проекта является архитектор Иктин, зодчий Калликрат руководил возведением храма, великий скульптор Фидий производил внешнюю отделку здания и был автором скульптур, украшавших фронтоны и внутреннее помещение храма. Общее руководство осуществлял великий государственный деятель и отец-основатель афинской демократии Перикл.

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм, прямоугольный в своей основе, окруженный со всех сторон колоннадой дорического ордера. Центральные фасады имеют по 8 колонн, боковые - по 17, итоговое количество колонн в Парфеноне составляет 50.

Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Для того чтобы избежать оптических искажений, авторы проекта прибегли к новаторским архитектурным приемам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые к тому же были наклонены к центру храма и имели несколько больший объем. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.

Храм практически полностью построен из дорогостоящего пентелийского мрамора, а в первоначальной отделке широко использовалось золото. Храм стоит на трех ступенях высотой полтора метра, с центрального западного фасада здания вырублены ступени, использовавшиеся для входа в здание. Общая длина здания - 70 м, ширина - 31 м, высота - 14 м.

До наших дней дошли далеко не все сокровища Парфенона: навсегда для человечества потерян такой шедевр храма, как 13-метровая статуя Афина Парфенос работы великого скульптора Фидия, некогда стоявшая в центре Парфенона. Из множества скульптурных групп, представлявших сцены из жизни античных богов и украшавших фронтоны здания, до наших дней дошли лишь 11, еще 19 скульптур в XIX веке были варварски вырублены и вывезены в Великобританию, где сейчас и хранятся в Британском музее.

История Афинского Парфенона

Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства - 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов - более 18 тонн серебра.

В III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.

Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом , однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э. В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.

В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.

Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.

На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.

В итоге, нельзя дать однозначный ответ на вопрос «Кто разрушил Парфенон?». Уничтожение великого храма - дело рук множества людей: от османских правителей Греции и жителей Афин до ценителей античного искусства из Европы.

После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.

Что сейчас

В наше время Парфенон - главная достопримечательность Афин, одна из национальных святынь Греции и достояние всего человечества. Идеальный облик храма, пусть и не сохранившегося полностью до наших дней, не только дает представление о культурных и технических достижениях античной Греции, но и является символом возможностей человеческого гения. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов, а с 1987 года вместе со всей территорией Афинского акрополя внесен в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Парфенон

Парфенон находится на территории Афинского акрополя в самом центре греческой столицы. Для того чтобы попасть на холм Верхнего города, необходимо добраться до центра Афин. При поездке наземным метро Афин необходимо выйти на станции Акрополис красной ветки афинского метрополитена. Также к холму с расположенным на нем храмом ведет крупная пешеходная улица Дионисиу Ареопагиту.

Экскурсии в Акрополь

Посетить территорию акрополя можно самостоятельно, для этого необходимо приобрести билет в кассе при входе на территорию археологического памятника.

Расписание работы Афинского акрополя: 8:00 - 20:00, без выходных дней.

Стоимость билета: 12 EUR, билет действителен в течение 4 суток со дня приобретения.

При посещении акрополя строго запрещено трогать руками древние постройки, в том числе и колонны.

Заказ индивидуальной экскурсии по акрополю и осмотр основных достопримечательностей с русскоязычным гидом обойдется в 320 EUR. Также в программу этой экскурсии входит обзорная поездка по Афинам. Продолжительность экскурсии: от 2 до 5 часов.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook