Фасад римской церкви санта сусанна. Церковь санта сусанна в риме, италия. Православные церкви Рима

Великая Римская империя в свое время позаимствовала религиозную модель у цивилизации Древних Греков. Целая плеяда божеств, их помощников и отпрысков перекочевала из античной Греции прямиком на римский Олимп, сменив лишь имена. По прошествии 8 столетий, философы и знать утратила веру в своих богов. К концу I века нашей эры в недрах процветающей империи зародилось христианство.


Представители еврейского народа, преподнесли многонациональному государству новую религию, основанную на вере в Бога единого. Постепенно христианство стало распространяться среди других народов империи. К III веку новая вера, охватившая умы подданных цезаря, была запрещена. Однако уже в 313 году Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозглашающий терпимость к христианской вере. Вскоре был заложен первый камень Латеранской базилики – наистарейшего христианского храма, дожившего до наших дней.

Термины

К концу IV столетия язычество было предано забвению, официальной религией стало христианство. Храмы и святилища античных божеств в срочном порядке разрушались или перестраивались для нужд новой веры. Продолжая веками утвердившиеся традиции, служители церкви получили в свое распоряжение базилики (др.греч. βασιλική) – «царские дома». Для такого типа сооружений характерна форма вытянутого прямоугольника, имеющего нечетное количество нефов (обычно – 3, реже — 5). Еще одна отличительная черта базилики – отсутствие явно выраженного купола.

Помимо чисто архитектурного термина, в католической церкви «базилика» — это еще и особый титул. Наиболее старые и значимые для католиков храмы и соборы удостаиваются чести получить от Папы Римского звание базилики одной из пяти степеней (архибазилика, великая, папская, патриархальная и малая).


С момента становления христианства существовало негласное разделение на Западную и Восточную ветви. Первая представляла собой католическую церковь с главенством Римских пап, а вторая – православие с патриархатом в Константинополе. Многовековые разногласия между латинской и православной церквями по ряду церковных догматов, привели к тому, что в 1054 году папа Римский Лев IX и патриарх Михаил Керуларий предали друг друга взаимной анафеме.

Великая схизма, не только навсегда разделила христиан на православных и католиков, но и оказала влияние на все сферы, в том числе и на внешний облик церковных построек. Так, образ базилик в большей степени стала наследовать католическая архитектура. В средние века романский стиль эволюционировал в готику, а позднее — в барокко и рококо. В общем же смысле «храм» (правосл. chormъ) – это дом, в котором существует алтарь и совершаются церковные обряды.


Православная архитектура обрела собственную модель церкви -«собор» (др.слав. сборъ). Произошедшее от старославянского «сбор», то есть, место для сбора, собор представляет собой главную церковь поселения, где происходят служения и обряды. Именно соборы характеризуются византийской купольной манерой построения и ярко выраженной крестообразной формой строений.

Католические церкви Рима

Поскольку в Риме зародилась и окрепла католическая вера (лат. Catholicismus – «всеобщий», «единый»), то большую часть церквей города составляют католические храмы и соборы. Наиболее старые и титулованные церкви Рима расположены на территории столицы и города-государства Ватикан. На их отделку, реставрацию и содержание понтификат не жалел средств, поэтому столичные храмы представляют собой захватывающее зрелище.

Латеранская базилика

Главный собор Рима – (Basilica di San Giovanni in Laterano) была заложена еще в IV веке. Один из первых христианских храмов является «архибазиликой», в которой расположены папский трон и кафедра. Во внешнем и внутреннем оформлении данный кафедральный собор сохранил множество элементов раннехристианской эпохи. Средневековое оформление фасада заботливо скрывает старинные мозаики от осадков и прямых солнечных лучей.

Интерьер Сан-Джованни ин Латерано изобилует росписями на тему Бытия, а также деяний апостолов Павла и Петра. Внутри храма находятся богато убранные часовни, хранящие гробницы понтификов и знаменитых граждан Рима.

Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4

Латеранский дворец (Palazzo del Laterano)

Обитель понтификов, расположенная рядом с Латеранской базиликой, была возведена в IV столетии. До начала XIV палаццо неизменно исполнял свою роль, пока понтификат не был перемещен во французский Авиньон. После нескольких реконструкций имеет типичный для дворцов вид.
В современное время Латеранский дворец вмещает в себя один из музеев Ватикана.

Особый пиетет у посетителей вызывает католическая Святая Святых или же Капелла Санкта-Санкторум (лат. Sancta Sanctorum). Часовня, посвященная Святому Лаврентию, содержит гробницы Римских пап. Многие реликвии были перемещены из Святая Святых в Латеранскую базилику. Из оставшихся в капелле ценностей ценится нерукотворная икона VI века с ликом Иисуса. Также сохранились фрески XIII столетия и священные дары, присланные в VIII веке из Константинополя.

Адрес: Piazza San Giovanni in Laterano

Базилика Святого Климента (Basilica di San Clemente)

В первую очередь интересна как настоящий памятник истории и археологии. Основание здания было заложено еще в I веке н.э. консулом Титом Флавием Климентом, бывшем в родстве с цезарями. Во времена гонения христиан, знатный римлянин тайно укрывал у себя приверженцев веры, в том числе и Святого Петра. В IV столетии имение было превращено в древний христианский храм. Современный фасад церкви – это яркий образчик романской архитектуры, характерной для XII века.

Из реликвий, хранящихся в базилике, особо почитаются: мощи Святого Климента, одного из первых христианских епископов, священномученика Игнатия Богоносца. Старинная католическая церковь расположена неподалеку Латеранской базилики и Колизея (Colosseo).

Адрес: Via Labicana, 95

Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore)

Папская базилика, основанная в V веке н.э. на Эсквилинском холме Рима. Католическая церковь посвящена святой Деве Марии. Внешний стиль – соединение строгого романского и более роскошного рококо. Над церковью возвышается высокая колокольная башня.

В интерьере большое впечатление производят раннехристианские мозаики, богатое украшение нефов, а также роскошные часовни, в которых покоятся понтифики и знаменитые итальянцы.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Входит в число четырех патриарших базилик вечного города, обладает солидными размерами и торжественным убранством. Официально заложенный в первой половине XVII века, кафедральный собор находится на том месте, где по старинным преданиям, в I столетии н.э. был захоронен святой Петр. К созданию грандиозного храма приложили руку выдающие средневековые архитекторы: Донато Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi), (Giovanni Lorenzo Bernini) и (Michelangelo Buonarroti).

Перед роскошным белоснежным фасадом собора раскинулась обширная площадь круглой формы. В дни больших церковных праздников, а также в особенных случаях, в стенах собора происходят церемонии при участии папы Римского. Собор и площадь совместно способны принять до 460 тысяч прихожан.

Адрес: Piazza San Pietro, Città del Vaticano

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Великая папская базилика, по меркам императора Аврелиана (III век н.э.) расположена за . Церковь была построена Константином Великим на месте предполагаемого захоронения Святого Павла. Обширное здание украшено античными колоннами. Большой интерес представляет галерея, наполненная портретами понтификов.

За прошедшие века храм неоднократно подвергался разграблениям и пожарам. До наших дней дошли: мозаика V века и некоторые элементы внутреннего декора. Большая часть интерьера была воссоздана в ходе масштабной реконструкции в XIX столетии. Во время раскопок под главным алтарем был обнаружена древняя каменная гробница, в которой якобы покоятся мощи апостола Павла.

Адрес: Piazzale San Paolo, 1

Церковь святого имени Иисуса (Иль-Джезу) (La chiesa del Santissimo Nome di Gesu)

Главный храм ордена Иезуитов посвящен имени сына Божьего, а посему его короткое название звучит как Церковь Джезу (Иисуса). Небольшое белое здание уютно устроилось в историческом центре Рима. Храм был построен в XVI веке знаменитым архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), приверженцем вычурного маньеризма.

Особое впечатление на посетителей производят расписные потолки нефа и купола церкви. Персонажи из Библии и святого писания выполнены настолько искусно, что выглядят объемными.

Адрес: Via degli Astalli, 16

Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane)

Средневековая церковь, построенная архитектором (Francesco Borromini) для канонизации кардинала Карло Борромео (Carlo Borromeo). Силуэт храма, как и его внешняя отделка наполнены изящными линиями и витиеватыми росчерками барочного стиля. Здание увенчано высоким овальным куполом, украшенным изнутри лепниной с геометрическим рисунком. В интерьере преобладает белый цвет и барочная лепнина.

Интересно, что церковь Сан-Карло расположена возле улицы четырех фонтанов (Via delle Quattro Fontane), украшенной 4-я ренессансными фонтанами XVI столетия.

Адрес: Via del Quirinale, 23

Сант-Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)


Храм был построен в XVII веке для того, чтобы быть освященным в честь Святого Иво Бретонского, заступника ордена Иезуитов. Автором проекта являлся Борромини, который придал зданию пышный барочный дизайн. Церковь имеет необычный для католических храмов вид шестиугольника с закругленными краями. Сант-Иво представляет единый архитектурный ансамбль с арочной аркадой университета Ла Сапиенца (Universita degli studi di Roma La Sapienza).

Внутри церкви царят характерные для Борромини белый цвет и изысканная отделка. Высокий купол храма покрыт затейливой лепниной.

Адрес: Corso del Rinascimento

Сант-Аньезе-ин-Агоне (Basilica Sant’Agnese in Agone)

Церковь, освященная во имя Святой Агнессы Римской была построена в XVII веке Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Окончательный вид храму придал Борромео, поэтому фасад здания сочетает в себе маньеризм и барокко. Интерьер храма изобилует мраморными барельефами. Особую атмосферу создает расписной купол. В часовне хранится саркофаг папы Римского Иннокентия X.

Базилика св. Агнессы стоит на площади Навона (Piazza Navona ), богатой другими достопримечательностями Рима.

Адрес: Piazza Navona / Via S. Maria dell’Anima 30/A

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)


Католическая церковь XVII столетия, принадлежащая ордену Капуцинов, имеет скромные размеры и простой внешний вид. Внутри церкви можно полюбоваться полотнами Караваджо (Michelangelo da Caravaggio), Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) и Доменикино (Domenichino).

Особый трепет у посетителей вызываю крипты церкви Капуцинов. Шесть подземных помещений содержат украшения, выполненные из останков монахов. Около 4 тысяч служителей Божьих, умерших с XVI по XIX столетие, были перемещены с римского кладбища в крипту. Леденящий душу декор из черепов и костяков, был исполнен служителями ордена.

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27

Санти-Апостоли (Santi Apostoli)

Католическая церковь, основанная в VI веке н.э., в которой изначально почитали апостолов Иакова и Филиппа. В течении прошедших веков, название церкви сменилось на Святых Апостолов или же 12 Апостолов. Трехнефная романская базилика существенно обновила свой облик в XVIII веке. Ученик великого Бернини, Карло Фонтана (Carlo Fontana), превратил скромный храм в величественное барочное здание.

Во внутреннем интерьере выделяются гробницы: папы Климента XIV работы Каннова и кардинала Пьетро Риарио. А также фреска Доменико Муратори (Domenico Muratori) «Мученичество св. Филиппа и Якова».

Адрес: Piazza dei Santi Apostoli, 51

Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano)

Скромная церковь была возведена в V веке на месте мученической смерти святой Сусанны Римской. Здание храма несколько раз было перестроено. Примечательно, что нынешний фасад церкви считается одним из первых образцов барочного стиля. Изнутри церковь богато украшена декоративными панелями и скульптурами. Главный алтарь, украшен росписями, на которых изображена св. Сусанна.

На данный момент Санта-Сусанна является главным католическим храмом для граждан США.

Адрес: Via 20 Settembre, 14

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)

– это древний исторически памятник, обладающий замысловатой судьбой. Приземистый монумент округлой формы возник на берегу Тибра во II веке н.э. Император Адриан задумал использовать строение в качестве семейного мавзолея. В VI столетии усыпальница обрела свое нынешнее имя, по воле папы Григория I, увидевшего ангела, снисходящего к куполу мавзолея.

В средние века понтификат активно использовал мавзолей для своих нужд, в том числе и для тайного перемещения между Ватиканом и Римом. К XVI столетию замок был переоборудован в настоящую крепость, в которой папа Климент VII скрывался от испанских войск. Впоследствии Замок Святого Ангела стал темницей для защитников столицы.


В настоящее время памятник сохранил в себе часть древних строений мавзолея, которые в XV-XVI века были реконструированы Ватиканом. Современные реликвии замка: древние урны с прахом цезарей, дворик Ангела (XV в.), лоджии, залы и апартаменты, принадлежавшие папам средневековой эпохи. Помимо всего прочего, с террасы замка открывается великолепный вид на Вечный город.

Адрес: Lungotevere Castello, 50

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio di Costantino)

Или Новая базилика некогда представляла собой крупнейший христианский храм Рима. Идея строительством базилики в 312 году посетила императора Максенция, который вскоре пал от руки своего приемника – Константина. Здание имело беспрецедентную высоту – около 40 м и внушительную площадь – 4 тысячи м2.

Главным украшением базилики являлась большая статуя императора Константина. В настоящее время церковь является частью полуразрушенных развалин Римского форума (лат. Forum Romanum).

Адрес: Clivo di Venere Felice, Foro Romano

Православные церкви Рима

Храм Святой Великомученицы Екатерины (Chiesa di Santa Caterina Martire)


, расположенная в стенах виллы Абамелек (Villa Abamelek), являющейся посольством РФ в Италии. Этот православный храм был построен в 2009 году, хотя средства на его создания начали собирать еще во времена царской России. Начало строительства было положено в 2001 году, а в мае 2009 состоялось его освещение в честь великомученицы Екатерины.

Внутри храма выделяются фрески и резной иконостас, выполненные представителями Московской духовной семинарии. Православная церковь богата ценными реликвиями: мощи святых, в частности Екатерины, частица Животворящего Креста Господнего. Храм великомученицы Екатерины находится в подчинении Московского патриархата.

Адрес: Via del Lago Terrione, 77

Николаевская церковь (Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo)


Один из наиболее старых православных храмов в Риме, да и во всей Италии. Церковь была запланирована к постройке еще в начале XIX столетия, однако обрела постоянный адрес лиши в 1931 году. Для нужд русских верующих был выделен дворец, ранее принадлежавший Чернышевой, который со временем освятили в честь чудотворца Николая.

Убранство церкви составляет позолоченный иконостас XIX века, украшенный ликами великомученицы Екатерины и святой царицы Елены. Особенно ценные святыни: икона Божьей Матери, написанная монахами со святой горы Афон. Иконы святителя Николая Чудотворца и Александра Невского, лик Спасителя и Богоматери. Крест, с заключенными в него святыми мощами, подаренный королевичем Христофором Гергиевичем.

Адрес: via Palestro, 69/71

Санта-Сусанна

Санта-Сусанна (итал. Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano) - титулярная церковь на Квиринале в Риме, напротив Санта-Мария-делла-Виттория.

Санта-Сусанна является национальной церковью католиков США. Воздвигнута рядом с местом мученичества Святой Сусанны и является результатом нескольких перестроек. Последняя по времени перестройка проводилась под руководством Карло Мадерна, в 1603 г. Во многих пособиях по истории искусств Санта-Сусанна упоминается как первый в истории пример архитектуры барокко. Фасад церкви - первый пример распространившихся в XVII веке фасадов с двумя или несколькими, надстроенными друг над другом, ордерами.

Титулярная церковь

Церковь Санта-Сусанна является титулярной церковью с титулом церкви Санта-Сусанна. В разное время её настоятелями были:

    Asello (494-?); Rustico (590-?); Конон (683?-686); Сергий I (686?-687); Giovanni (745- до 761); Leonzio (761- до 795); Лев III (795); Лев IV (914-928); Giovanni (964- до 1012); Giovanni (до 1012- до 1033); Giovanni (1033- до 1062); Pietro (1062- до 1091); Рангиер (1091-1096); Gezo (1106- около 1112); Пьетро Герардеска (1117-1130); Stanzio (1130-1133); Иордан Санта-Сусанна (1145-1165); Ermanno, detto il Maestro (1165 или 1166- около 1170); Лесбио Грасси (1170-1173); Пьетро де Боно, Can. Reg. (1173-1187); Алессио (1188-1189); Gianfelice (1190-1194); Benedetto (1201-1212); Альдобрандино Каэтани (1219-1221); Geoffroy Barbeau (de Barro) (1281-1287); Бенедетто Каэтани, апостольский администратор (1288-1294); Pierre d"Arrablay (Arabloy) (1316-1328); Andrea Ghini Malpighi (Malpigli) (1342-1343); Pierre Bertrand (1344-1361); Filippo Ruffini (Gezza), O. P. (1378-1380/1384); Francesco Carbone, O. Cist. (1384-1392); Pierre de Thury (1385-1410), псевдокардинал антипап Климента VII Бенедикта XIII и Александра V; Antonio Panciera (1411-1431); Вакантно (1431-1440); Louis de La Palud de Varembon, O. S.B. (1440-1449), псевдокардинал антипапы Феликса V Томмазо Парентучелли (1446-1447); Filippo Calandrini (1448-1451); Alessandro Oliva Sassoferrato, O. E.S. A. (1460-1463); Вакантно (1463-1467); Jean la Balue (1467-1483); Лоренцо Чибо де Мари (1489-1491); Juan de Borja Llancol de Romani (1492-1503); Francesco Soderini (1503-1508); Leonardo della Rovere Grosso (1508-1517); Raffaele Petrucci (1517-1522); Вакантно (1522-1528); Antonio Sanseverino, O. S.Io. Hier. (1528-1530); Garcia de Loaysa y Mendoza, O. P. (1530-1546); Georges II d"Amboise (1546-1550); Jacques d"Annebaut (1550-1557); Вакантно (1557-1561); Girolamo Seripando, O. S.A. (1561-1563); Francisco Pacheco de Toledo (1564-1565); Bernardo Navagero (1565); Francesco Alciati(1565-1569); Girolamo Rusticucci (1570-1597); Anne d"Escars de Giury, O. S.B. (1604-1612); Gaspar Borja y Velasco (1612-1616); Scipione Cobelluzzi (1616-1626); Giulio Cesare Sacchetti (1626-1652); Giambattista Spada (1654-1659); Pietro Sforza Pallavicino, S. I. (1659-1660); Carlo Carafa (1665-1675); Bernhard Gustave von Baden-Durlach, O. S.B. (1676-1677); Вакантно (1677-1686); Marco Antonio Barbarigo (1686-1697); Daniello Marco Delfino (1700-1704); Лоренцо Корсини (1706-1720); Jose Pereira de Lacerda (1721-1738); Вакантно (1738-1747); Raniero Felice Simonetti (1747-1749); Вакантно (1749-1756); Luca Melchiore Tempi (1756-1757); Ludovico Valenti (1759-1762); Вакантно (1762-1802); Carlo Crivelli (1802-1818); Вакантно (1818-1835); Giuseppe della Porta Rodiani (1835-1841); Ignazio Giovanni Cadolini (1843-1850); Вакантно (1850-1856); Alessandro Barnabo (1856-1874); Bartolomeo d"Avanzo (1876-1884); Фрэнсис Патрик Моран (1885-1911); Франсуа-Виржиль Дюбийар (1911-1914); Джорджо Гузмини (1915-1921); Джоанни Винченцо Бонцано (1924-1927); Алексис-Анри-Мари Леписье, O. M.I. (1927-1936); Артур Хинсли (1937-1943); Эдуард Алоизиус Муни (1946-1958); Ричард Джеймс Кушинг (1958-1970); Умберто Сужа Медейрош (1973-1983); Бернард Лоу (25 мая 1985-).

Санта Сусанна (Santa Susanna ) , будучи в начале 17 века монастырской титулярной церковью, в настоящее время является национальной церковью США. Она посвящена Святой Сусанне и ее полное название - Санта Сусанна алле Терме ди Диоклециано (Santa Susanna alle Terme di Diocleziano ).

Первое христианское молельное место появилось здесь в конце 3 века и представляло собой частный дом, в котором собиралась община. Христиане этого периода воздерживались от каких-либо декоративных элементов идентификации со своей религией, что затрудняет определение таких домов. Однако, в 19 веке под существующей церковью было раскопано здание того времени, и его стены соответствуют стенам церкви.

По одной традиции здесь находился титулус (titulus ) П апы Римского Гая (283 - 296 гг). Титулусы (tituli ) были первыми приходскими церквями в Риме, и титулус Гая был перечислен в синоде 499 года (хотя нет уверенности, что этот Гай и Папа Римский - одно лицо). По другой традиции титулус Гая располагался под (больше не существующей) церковью Сан Гайо, находившейся поблизости.


Святая Сусанна. Фото: © José Luiz Bernardes Ribeiro

Мартиролог Иеронима конца 6 века сообщает: « Romae, ad duas domos iuxta dioclecianas, natale Sce. Susanne » (В Риме, в этих двух зданиях около [ бань ] Диоклетиана, мученичество Святой С ус анны ). Название намекает на то, что оригинальный храм был создан из двух частных домов, и что С ус анна, возможно, была руководителем или покровителем общины.

О днако, традиция уверяет, что она была римской девственной мученицей. Легенда об этом была написана для нее в 6 веке. В этой романтической беллетристике Гай упоминается как ее дядя, а отцом назван Габинус. Возможно, это имена реальных домовладельцев. Церковь в легенде названа местом мученичества С ус анны и с тех пор стала центром ее почитания.

Первое упоминание о титулусе Санта Сусанна встречается в синоде 595 года, где титулус Гая уже не отмечен. Это, вроде бы, подтверждает их идентичность, но нельзя отрицать и возможность существования двух отдельных титулусов.

Опять же по традиции (документально не подтвержденной), первая базилика была построена на этом месте в 330 году при императоре Константине. Либер Понтификалис упоминает о том, что папа Серги й I (687 -701 гг) украсил ее, а папа Адриан I (772 – 795 гг) восстановил.

При папе Льве III (795 - 816 гг) церковь уже восстановили полностью. Раньше считалось, что это была простая реставрация, но недавние археологические исследования доказали иное. Результатом работ стала Т-образная базилика с трансептом и нефом с боковыми галереями с 12 колоннами в каждой. Над этими галереями располагались галереи для женщин, а позади алтаря находилась апсида. Раковина апсиды была украшена мозаикой, показывающей Папу с императором Карлом Великим. Ореолы вокруг Папы и императора - квадратные, говорящие о том, что к моменту завершения работы они были еще живы.

Папа перенес сюда реликвии Фелицаты Римской , которые до этого находились в ее бывшей базилике над катакомбами Массимо. В святилище находится фреска с ее изображением.

После 8 века Рим покинул свои холмы, превратившиеся, главным образом, в виноградники. Церковь Санта Сусанна была единственным оригинальным зданием, оставшимся на , но расположенным настолько изолированно, что посещение ее стало опасным из-за разбойников. Она упоминалась в Туринском каталоге 1320 года как титулярная церковь для пресвитерианского кардинала, в которой служили шесть священников. Почти наверняка они там не жили. При папе Сиксте IV (1471 - 1484 гг) была проведена очередная реконструкция. Церковь серьезно сократили, уничтожив боковые галереи.

В 1587 году папа Сикст V передал церковь и соседнее здание новой цистерианской общине монахинь , основанной год назад Братством Святого Бернарда. Для нее церковь снова была перестроена между 1593 и 1603 годами. Архитектором выступил Карло Мадерно и это сделало его карьеру. А результатом его работы стало то здание, которое мы видим сейчас. Монастырь оказался так успешен, что смог основать дочернюю коммуну в Непи в 1618 году.


Монахини были изгнаны французами при Наполеоне в 1811 - 1814 годах. После 1870 года они были повторно лишены собственности итальянским правительством. Им была оставлена лишь небольшая часть монастыря.

В 1921 году папа Бенедикт XV разрешил открыть церковь Санта Сусанна в качестве национальной церкви США. Пасторскую ответственность получило основанное в Нью Йорке Миссионерское Общество Святого Павла, Апостола , или Отцы-Паулисты .

В 1924 году кардинал Оресто Джиорджи открыл тяжбу против правительства, утверждая, что изначально церковь и монастырь принадлежали кардиналам, а не монашеской общине и, следовательно, их конфискация была незаконной. Тяжба закончилась успешно и в 1968 году собственность была полностью передана монахиням кардиналом Ричардом Кушингом.

Община цистерианских монахинь в монастыре при церкви была совсем немногочисленна и в 2015 году сократилась до одного человека - синьоры Марии Ассунты Каппиотти.

Совместное пользование церковью монахинями и Отцами-Паулистами оказалось не лучшей идеей. Жалобы относительно шумной и активной деятельности последних начались в конце 20 века. Серьезный разрыв отношений произошел, когда церковь была закрыта из-за покосившегося потолка и неисправности электропроводки. Паулисты отказались освобождать свое жилье, примыкавшее к закрытой церкви, но в 1989 году были изгнаны монахинями, фактически владевшими собственностью.

В 1993 году, когда церковь была открыта и Паулисты решили возобновить свою деятельность, потребовалось личное вмешательство папы Иоанна Павла II, чтобы добиться соглашения о запрете американцам входа в монастырь и разделения ризницы. Совместное пользование церковью так же было разделено по времени.

Следующая серьезная реставрация здания была анонсирована в 2013 году, после чего церковь снова закрыли. И нет никаких предположений о ее скором открытии.

Здание церкви Санта Сусанна - короткое по длине, с двумя большими боковыми часовнями, обрамленными триумфальными арками, и почти квадратным святилищем с полукруглой апсидой. Трансепт отсутствует. За апсидой расположены хоры монахинь, отдельное, хотя и соединенное с церковью здание, находящееся, правда, не на основной оси церкви. Слева от апсиды находится колокольня с большими арочными отверстиями на каждой стороне, увенчанная низким луковицеобразным куполом. С улицы ее практически не видно.


Фасад в стиле раннего барокко, как уже говорилось, создан Карло Мадерно в 1603 году (за пять лет до начала его работы над фасадом Собора Святого Петра в Ватикане) и считается его шедевром. Фасад имеет два яруса с пятью вертикальными зонами на нижнем и тремя на верхнем.

Нижний ярус содержит шесть коринфских колонн, а его углы отмечены парой коринфских пилястр. Колонны и пилястры поддерживают антаблемент с надписью на бордюре: HIER EPIS PORT CARD RUSTICUCIUS PAPAE VICAR AD MDCIII (Иероним Рустикуччи, Кардинал, Епископ Порто и Папский Викарий, 1603 г от РХ). Это благодарность кардиналу, наблюдавшему за началом строительства, хотя и умершему еще до возведения фасада, в 1597 году.

Большой вход имеет декорированную дверную коробку с сегментированным фронтоном, украшенным головой крылатого херувима. Над антаблементом расположен второй, треугольный фронтон. С обеих сторон от входа находится пара статуй в арочных нишах со своими треугольными фронтонами, Святая Сусанна слева и Святая Фелицата Римская справа. Возможно, хотя точно не известно, это работа Стефано Мадерно, брата Карло.

Верхний ярус оформлен шестью сложными пилястрами, соответствующими колоннам нижнего. Они поддерживают антаблемент с огромным треугольным фронтоном, украшенным гербом и, что необычно, имеющим балюстраду. В центре яруса расположен балкон, также имеющий балюстраду. Арка балкона создана парой ионических колонн, поддерживающих сегментированный фронтон, и украшена изображением восходящего солнца.

На этом ярусе расположена другая пара статуй, изображающих Святых Гая и Генезиуса работы Джованни Антонио Параччи. Их ниши богато украшены венками и головами херувимов. Интересной деталью являются маленькие треугольные фронтоны, вставленные в разрывы бо льших.

В целом, фасад служит прекрасным ранним примером полностью оформившегося стиля Барокко, демонстрируя завершение перехода к нему от Ренессанса и Маньеризма.

Оформление интерьера Санта Сусанна также принадлежит Карло Мадерно и выполнено в ярком стиле позднего Маньеризма. Все стены церкви покрыты фресками и являют собой огромный контраст с баро чной работой Мадерно в соседней Санта Мария делла Витториа.


В нефе есть четыре дорические пилястры, поддерживающие статуи на постаментах. Статуи изображают главных пророков - Исайю, Иеремию, Езекиля и Даниэля. Они созданы Джованни Антонио Параччи. Шесть картин с ветхозаветной Сусанной на стенах написаны Бальдассаре Кроче. Согласно легенде, Сусанна была еврейкой, ложно обвиненной в нечистоте крови и спасенной пророком Даниэлем. Плоский деревянный потолок также приписывается работе Бальдассаре Кроче. Он искусно вырезан и позолочен и изображает Богоматерь с гербом Рустикуччи.

Алтарь приподнят над криптой, вход в которую защищен D- образной балюстрадой. Фрески апсиды работы Чезаре Неббиа изображают сцены из легендарной жизни Святой Сусанны. Слева к ней обращается Максимиан, сын императора Диоклетиана. Справа она отказывается поклоняться идолам. Четыре панели показывают ее Апофеоз - Сусанна в середине, ангелы по краям и Христос, держащий корону, ждет наверху.

Позолоченная лепнина - гирлянды, фрукты, завитки, херувимы - работа Маттео Цокколини. В пилястрах арки апсиды установлены две статуи Святых Петра и Павла работы Параччи.

Алтарь обрамляют две ионические колонны из зеленого мрамора, несущие на себе разделенный треугольный фронтон с ангелами, держащими крест. Алтарный образ работы Томмазо Лаурети изображает Обезглавливание Святой С ус анны . Ниже образа находится решетка, предназначенная для того, чтобы монахини могли присоединиться к мессе, проходящей у алтаря.

На левой стене пресбитерия находится большая фреска с изображением Мученичества Святого Габиниуса работы Кроче. На правой - с изображением Мученичества Святой Фелицаты и ее Семи Сыновей работы Париса Ногари.

С левой стороны нефа расположена часовня Святого Лаврентия, известная так же, как часовня Перетти. Она была спроектирована архитектором Доменико Фонтана и расписана фресками Джованни Баттистой Поццо. Алтарный образ работы Неббия изображает Мученичество Святого Лаврентия .

Слева в часовне хранятся реликвии Святого Генезиуса Арльского, известного так же как Генезиус Комедиант, который был замучен и является святым покровителем актеров. Картина Крещение Святого Генезиуса принадлежит Кроче.

Справа - мощи папы римского Элевтерия (175 - 189 гг). Его тело было перенесено из Сан Джованни делла Пинья Камиллой Перетти, сестрой папы Сикста V, в 1591 году. Изображающая его фреска выполнена Поццо. Она показывает Элевтерия, протащенного лошадьми и сжигаемого на решетке, и наблюдающего за этим императора Коммода.

Мощи Фелицаты и одного из ее семи сыновей так же хранятся здесь, под алтарем. Они были перенесены сюда из катакомб Массимо папой Львом III , когда он перестроил церковь.

С правой стороны нефа располагается часовня Богоматери Милосердной. Две современные фрески изображают святых Бенедикта и Бернарда, покровителей ордена цистерианцев. Они заменили две картины Аванцино Нуччи, перенесенные в хоры. Алтарный образ - одна из нескольких копий древнего оригинала, находившегося в Санта Мария делла Консолационе и украденного оттуда.

Хоры монахинь, построенные в 1597 году, находятся позади главного алтаря. Это прямоугольная комната с плоским деревянным потолком с гербом кардинала Рустикуччи. Хоры были устроены папой Пием V и считаются лучшими из сохранившихся в Риме. Настенные фрески Франческо Меццетти изображают сцены из В етхого З авета. Кроме них здесь находятся четыре работы Нуччи с изображени ями святых Бенедикта, Бернарда, С ус анны и Схоластики.

В 1991 году при раскопках, проводившихся под ризницей, был обнаружен саркофаг 2 века с человеческим скелетом, на котором находились аккуратно уложенные слои живописной фрески. Стиль фрески позволяет отнести ее к 8 веку, что означает помещение ее на скелет во время реставрации при папе Адриане I. Почему это было сделано, остается загадкой. До закрытия церкви на ремонт фреску можно было увидеть в ризнице. Будет ли она доступна после открытия церкви, неизвестно. Это полностью зависит от живущей здесь монахини.

Фреска - пятиугольная. На ней изображена Мадонна с Младенцем между двумя женщинами, идентифицированными как святые Агата и Сусанна. По углам - святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Между двумя цитатами из Евангелий на латыни - Агнец Божий. Фрагменты других святых также были отреставрированы. Место раскопок с саркофагом оставлено открытым и защищено стеклянным полом.

Как уже упоминалось, сейчас Санта Сюзанна закрыта для посещения. До этого она была открыта с 9:00 до 12:00 и с 16:00 до 19:00. Экскурсии начинались с 10:30.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook