Грузия (храмы). Православие и православные святыни в грузии Самый большой православный храм грузии

Тбилиси — многонациональный грузинский город с огромным количеством церквей и храмов. Здесь находятся не только великолепные древние православные церкви, но и величественная мусульманская мечеть «Джума», и пара просторных иудаистских синагог.

К сожалению, у нас было слишком мало времени отведено на , в результате чего осмотреть удалось лишь небольшую часть храмов города. Хотя, это наверное и к лучшему, ведь мы обязательно вернемся, чтобы дополнить недостающую информацию и узнать Тбилиси получше.

Столичные храмы показались нам одними из лучших грузинских церквей. В них было уютно, спокойно и умиротворенно. Особенно сильное впечатление произвел или Цминда Самеба, как его часто называют местные.

Обо всех храмах, которые нам удалось посетить в Тбилиси или узнать о них что-нибудь интересное мы и поговорим в этой статье.

Единственную мечеть Тбилиси очень хорошо видно с крепости Нарикала. Она отличается от подобных строений своим необычным видом. Рядом с мечетью расположены серные бани.

Успенская церковь или храм Метехи, устроившийся на скале над речкой Кура, многое успел пережить и увидеть. Изначально, на холме еще в V столетии возвышался замок и храм основателя Тбилиси, Вахтанга Горгасали (и сейчас, под церковью, можно увидеть памятник мудрому царю). Спустя годы, во время нападения монгол, в 1235, Святыня была уничтожена. Под конец XIII века церковь заново отстроили, использовав квадратные каменные глыбы. А в XV веке ее опять разрушили, персы.

Снова возвели храм в XVI столетии, а со второй половины XVII и практически до середины XVIII века ему суждено было вынести тяжелую судьбу порохового склада. Лишь в 1748 году по приказу царя Ираклия II церковь восстанавливают (стены и купол). Именно в таком виде он дошел до наших дней.


Во время нашего посещения храма Метехи, его фасад активно реконструировали. Недалеко от церкви находится конный памятник Вахтангу Горгасали.

В начале XIX столетия рядом с храмом были построены тюремные казематы на месте уничтоженных крепостных стен. С приходом советской власти сносят места заключения, оставляя храм Метехи в покое. Правда, ненадолго.

Сам Берия намеревался сравнять церковь с землей. Против этого замысла в 1937 году выступил талантливый грузинский художник, Дмитрий Шеварнадзе, который сумел отстоять храм, за что и поплатился своей жизнью.

С 1966 по 1967 года вокруг церкви происходят изменения: территорию приводят в порядок, ставят конный памятник Вахтангу Горгасали. А в 1974 внутри храма обустраивается молодежный театр. В это время были полностью убраны перегородки, поставлена сцена и оборудован зрительный зал на 100 человек. Церковные полномочия были переданы храму в 1988 году. С тех пор и до сегодняшнего момента он является действующим.

Любопытные факты

В храме хранится целебная икона святой Шушаник (V век), которая якобы исполняет наиболее заветные желания. Сама великомученица (согласно легенде) похоронена внутри Успенской церкви.

По неподтвержденным данным считается, что внутри храма могла молиться царица Тамара в 1195 году.

Территория церкви очень приятная, тенистая, ухоженная и уютная. Здесь часто можно увидеть прихожан. С площадки за церковью хорошо видно реку Кура и старую часть Тбилиси. Стоит вспомнить, что сейчас храм Метехи официально считается памятником культуры Грузии.

Добраться к Успенской церкви можно (станция «Авлабари»), на общественном транспорте (автобусы под номерами: 31, 44, 50, 55, 71, 80 и 102), остановка «Площадь Европы» или пешком — прогуляться по Спуску Метехи. Открыт храм каждый день с 9:00 до 17:00.

Церковь Кашвети или храм Святого Георгия — небольшая православная церковь, единственная оставшаяся на главной улице города, 9. Внутри всегда есть прихожане не зависимо от дня недели. Что особенно «подкупает», так это необычно приятная церковная атмосфера царящая повсюду на территории храма.


Церковь Кашвети, расположившаяся на самой посещаемой улице города — проспекте Тбилиси, имеет свою историю и помнит множество событий, связанных с историческим прошлым столицы.

Воздвигнутая на месте ветхой церкви (на этом же месте с 1753 года располагалась необычная для Грузии тех времен церковь, в архитектуре именуемая как тетраконх), Кашвети сумела завоевать любовь и признание не только туристов, но и жителей Тбилиси.

Строили ее в общей сложности 6 лет — с 1904 по 1910, сделав похожей на древний храм Самтависи. Спонсорами выступили несколько знатных семей и грузинские предприниматели. Самое интересное, что постройкой и оформлением храма занимался интернациональный коллектив, состоящий из немца (архитектор), итальянца (строитель) и братьев-грузин (резчики по камню). Расписывали церковь гораздо позже, через 35 лет после постройки. Фресками, которые и сейчас можно увидеть в храме, занимался Ладо Гудиашвили.

В сложные для грузинской церкви времена, когда советское правительство ликвидировало религиозные объекты, храм Кашвети едва устоял благодаря своевременному обращению одного из мастеров, занимавшегося строительством, к своему другу.

Церковь Святого Георгия расположена напротив бывшего здания парламента Грузии, поэтому в 1989 году, во время разгона митинга, ей пришлось приютить в своих стенах раненых. А в 1991 на территории храма и вовсе происходили страшные вещи — велся обстрел парламента.

Интересно узнать: странное имя «кашвети» церковь приобрела не случайно. По преданию, на этом самом месте еще в VI веке был жестоко оклеветан ассирийский отец Давид, распространяющий христианство в Грузии. Беременная монахиня назвала его отцом ребенка, а он в свою очередь, предсказал что все станет на свои места, когда она родит камень. В итоге так и случилось, а местность назвали ква (камень) швети (шва-родить). Кстати, здесь же позднее был построен храм, который регулярно разрушали и возводили еще до 1753 года.
Сейчас внутри церкви хранится чудотворная икона Святого Давида. К ней может обратиться любой желающий.

Добраться до церкви Кашвети можно пешком, на автобусе или на метро. Подходящие номера маршруток: 4, 6, 10, 14, 20, 23, 31, 33, 37, 42, 46, 61, 80, 87, 88, 92, 95, 103, 106, 112, 124, 140, 150, остановка так и называется «Церковь Кашвети». Соответствующая станция метро именуется как . Храм открыт с 9:00 до 19:00. Обязательно обратите внимание на чудесную роспись алтаря.

Сионский собор или в простонародье Сиони хорошо виднеется с башни Нарикала и . Храм этот очень древний и обладает своей уникальной историей. Название церкви — дань Успенскому храму на горе Сиони в Иерусалиме.

На месте нынешнего собора еще в VII веке располагалась церковь, которую безжалостно разрушили арабы. Позднее, приблизительно через 400 лет, ее отстроили заново. До 1817 года Сиони множество раз подвергался «гибели и воскрешению». Так, в 1236 году церковь уничтожили хорезмийцы, в 1522 — шах всего Ирана, а в XVII веке шах Персии, Аббас. Но наиболее сокрушительными для Сиони оказались землетрясение в 1668 и разрушительный пожар в 1795 году, устроенный шахом Персии, Ага-Мухаммед-ханом.


К сожалению, в Сионский собор нам не получилось попасть за этим посещением Грузии. В следующий раз обязательно заглянем, ведь в нем хранится важная реликвия всей страны — крест Святой Нино.

Нынешний облик собора является сборным отражением его жизни и стойкости, веры в него людей, работающих над восстановлением храма. Считается, что относительно современный вид церковь приобрела в 1710 году, когда ее стены покрыли туфом. Во второй половине XIX столетия храм преобразился и наполнился новыми фресками (вместо сгоревших в 1795). Под конец XX века Сиони реконструировали. На территории храма располагаются сразу две звонницы: первая датируется XV веком (была разрушена и заново отстроена в XX столетии), а вторая более новая и «современная», созданная в 1812 году.

Собор особенно ценен в Грузии своей уникальной реликвией — крестом Святой Нино, сплетенным из виноградной лозы и скрепленного ее волосами. До 2006 года (появления Цминда Самеба) Сиони являлся главным кафедральным собором.

Посетить храм можно в любой день, с 9:00 до 17:00. Находится он в старой части Тбилиси, на улице Сиони, 3. Недалеко от церкви есть остановка общественного транспорта. Подойдут номера автобусов: 31, 44, 50, 55, 71, 80 и 102. Остановка носит одноименное название с храмом, «Церковь Сиони».

Есть на территории Тбилиси и мечеть «Джума» или «Пятничная» мечеть, единственная сохранившаяся в городе. Построили ее еще в первой половине XVIII века османы и вскоре, буквально через несколько лет, разрушили персы. Начиная с 1846 и по 1851 года мечеть кропотливо восстанавливали, а уже в XIX столетии вновь уничтожили. После этого, дом молитвы возвели снова и в таком виде он дошел до наших дней. За свою историю мечеть уже два раза реставрировали: первый — в 1998 и второй — в 2016 году.

Интересный факт: в мечети мирно уживаются шииты и сунниты, а сам дом молитвы стоит рядом с православной церковью, синагогой и армянским храмом. Внутрь мечети мы не заходили, но внешний вид нас впечатлил. Строение бросается в глаза каждому своей необычностью и оригинальностью.

Находится мечеть на склоне около , на улице Ботанической, 32. От остановки общественного транспорта нужно будет еще несколько минут прогуляться в глубь города. Соответствующие номера автобусов: 31, 44, 50, 55, 71, 80 и 102, название остановки — «Абанотубани».


Церковь Святого Николая выглядит новой и современной на фоне других храмов города. Все дело в том, что ее недавно отстроили и «вернули к жизни».

О церкви Святого Николая , находящейся около крепости Нарикала, известно совсем немного. Воздвигли храм в XIII столетии. Но использовался он по назначению только до момента вступления Грузии в Российскую империю, когда постепенно в церкви прекратились службы и собор превратили в пороховой склад. Продолжалось разрушение здания до 90-х годов прошлого века. По странному стечению обстоятельств в бывшую церковь попала молния и было решено возвратить храму его первоначальный облик. Современный собор Святого Николая сохранил в себе малость от древнего — лишь небольшие части в стенах. Внутрь можно свободно зайти и осмотреться. Перед храмом есть необходимый «инвентарь», если Вы одели слишком короткую юбку или пришли в кофте с декольте. Добраться можно пешком, гуляя по старой части города или с помощью


Сегодняшний день выдался солнечным, но холодным и ветренным. Но разве это имело хоть какое-либо значение? Ведь именно сегодня предстояла поездка в древнюю Мцхету - первую столицу православной Грузии. Необходимо отметить, что Грузия - страна с древними христианскими традициями. Согласно преданию, свет веры Христовой в Иверии возжгли в на заре новой эры святые апостолы от двунадесяти Андрей Первозванный и Симон Кананит. Вера прочно укоренилась на благодатной иверской земле, ставшей уделом Пресвятой Владычицы Богородицы.

К IV веку в Грузии уже были достаточно большие христианские общины, возглавляемые епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской.


Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335).


В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии - Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии.


Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Джорджией или Георгией.


Глубоко почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.);


преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) - один из основателей грузинского монашества;


епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие;


Евфимий Святогорец, ученый ино, подвизавшийся на Афоне, - в грузинском Иверском монастыре он перевел с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии;


святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), которая строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой.


Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского.

Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

Титул Предстоятеля: «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский».


Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.Монашество - сердце Православия, и для Грузинской Православной Церкви на протяжении истории оно имело не меньшее значение, чем для других Поместных Церквей. В настоящее время у Грузинской Православной Церкви насчитывается 134 монастыря - 72 мужских и 62 женских. Ниже будет представлен краткий обзор главных грузинских обителей, своим основанием восходящих к глубокой древности. Расскажем об основных из них.


Мцхета, Грузия. Древняя столица Грузинского царства

Древняя столица Грузии Мцхета – святое место для каждого грузина. Такого количества святых и культовых мест, как в Мцхете, расположенной в 20 км от Тбилиси, нет больше во всей Грузии. За это древний город называют «Вторым Иерусалимом». Именно сюда принесла благую весть святая Нино Каппадокийская, здесь хранится одна из величайших святынь христианского мира – Хитон Господень.


Этим же объясняется статус Мцхеты, как святого города, куда стекаются христианские паломники и туристы со всего мира. Главные объекты, привлекающие туристов и паломников: собор Светицховели, один из самых древних и почитаемых храмов – и старинный живописный монастырь Джвари – уникальные и поразительные образцы религиозной архитектуры средневекового Кавказа.


Мцхета расположена в месте слияния двух горных рек – Арагви и Куры на невысокой речной террасе, в окружении величественных горных вершин.


Легенда о городе гласит, что Мцхета была основана в незапамятные времена легендарным царем Мцехотосом – сыном первого царя Картли, который, построив город, назвал его своим именем.


Факты истории же говорят, что город был основан во второй половине I тысячелетия до н.э. То есть практически одновременно с созданием на территории Грузии Восточного Грузинского царства – Картли (Иверии), столицей которого и являлась Мцхета. Вот почему Мцхету совершенно справедливо называют «колыбелью грузинской государственности».

Как политический центр Восточной Грузии, Мцхета впервые пережила свой расцвет в эпоху Александра Македонского. Стены древнего города выдерживали натиск римских легионов и персидских воинов.


Столичный статус принадлежал Мцхете почти тысячу лет, до конца V в. н.э. – до того времени, пока царь Вахтанг Горгасали не принял решение о переносе столицы в Тбилиси. Но и после этого Мцхета оставалась важным религиозным центром страны, резиденцией грузинских католикосов – глав грузинской церкви.


В эпоху Средневековья Мцхета была значительным городским, торгово-ремесленным и религиозным центром. И сегодня Мцхета продолжает оставаться духовным центром страны.


Наряду с Тбилиси и Пицундой, Мцхета является кафедрой Католикоса – Патриарха всей Грузии.


В конце XIX-начале XX вв. Мцхета и окрестности были объявлены архитектурно-историческим музеем-заповедником, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Монастырский храм Джвари, увековеченный в литературе Михаилом Лермонтовым (поэма «Мцыри»), - древнейший культовый памятник, построенный на заре грузинского христианства в VI веке (585- 604 г.г.).


Свое название Джвари (в переводе с грузинского «крест») храм получил не случайно. Это объясняет старинное предание о том, что именно в этом месте Нино Каппадокийская поставила Святой крест, ознаменовавший принятие Грузией христианства. Позднее, над крестом был сооружен храм, который назвали Храмом Святого креста.

Примечательно, что в первую очередь был построен храм Малого Джвари (сохранился в руинах у основного храма), и только потом был воздвигнут Большой Джвари для сохранения реликвии Святого креста. Согласно древним записям до середины VI в. крест был открыт, был виден издалека и являлся объектом поклонения.


«Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод…» - таким увидел Джвари, воспевший его Лермонтов. Сегодня все в Джвари осталось таким же, как при визите русского классика. Обрушенные каменные стены ограды с входными арочными проемами и сам храм – величественный и строгий.


Его аскетичная красота выражается в идеальных пропорциях зальных помещений и купола, в чистоте строгих и прямых линий, в гладкости внешних стен, не несущих никаких лишних декоративных элементов, кроме рельефов на фасадах. Внешне храм представляет собой большой восьмигранный барабан, перекрытый шестигранным куполом, увенчанным крестом. С двух сторон храма примыкают четыре угловых помещения.


Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Внутри церковь декорирована мозаикой, которая дошла до наших дней только в фрагментах. В центре храма можно увидеть основание, в котором был закреплен Святой крест, принесенный Нино Каппадокийской.


Джвари стоит у самого края высокого утеса и чудесным образом гармонирует с окружающей суровой, но чрезвычайно живописной природой этого края. Внизу у подножия шумят Кура и Арагви – две самые известные реки в Грузии. А напротив расстилается обширная панорама Мцхеты. На ветреных склонах у Джвари растет дерево Желаний, на который паломники завязывают ленточки, загадывая желания.
В 1996 году мужской монастырь Джвари возобновил свою деятельность.


Посетите этот замечательный край, подышите многоцелебным воздухом гор, приложитесь к уникальным святыням, - и сердце навсегда останется здесь


Продолжение следует. Читайте наши публикациями.
Ваша Татиана Лазаренко

Нужно отметить, что грузины, как и мы (имеются в виду не татары, а русские) - православный народ. Именно этот факт после захвата турками древней Византии - привело к тому, что православные народы и царства искали помощи и защиты у Российской империи.

И чем больше турки и персы резали и угоняли в рабство христиан, тем более, Грузия и Армения тяготели к России.

Мало того, известный геноцид армян произошёл в 1915-1918гг. - а это совсем недавно по историческим меркам, а ведь мало кто знает, что кроме армян в Турецкой империи убивали и изгоняли греков, грузин, ассирийцев, курдов и другие христианские и не христианские народы.

В настоящее время, когда разгорается вокруг наших стран пояс нестабильности, вспыхивают цветные и коричневые революции - фактор агрессивного ислама может вернуть Закавказье на 500 лет назад, и тогда всё вернется на круги своя!

Троицкий монастырь у подножья Казбека

Грузинская православная церковь — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов.

Одна из древнейших христианских церквей в мире.

Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.

В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».


Христианство как государственная религия

В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324-326гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса).

В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью.

(напомним, что Халкидонский собор признал догмат о единстве божественного и человеческого начала в Христе!)

При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Гелатский монастырь Церкви и храмы Грузии

Грузинский экзархат Российской Церкви

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская.

21 июня 1811 года Святейший Синод снял сан Католикоса-Патриарха с Антония II (Теймураза Багратиони; 1762-21 декабря 1827 года).

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам Эристави (князь Эристов) (30 августа 1814 — 14 мая 1817; 20 марта 1825 года назначен управляющим Даниловым монастырём; † 18 декабря 1830). К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат.

Впоследствии экзархи назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как-то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

монастырь Джавари Церкви и храмы Грузии

История грузинской храмовой архитектуры

История грузинской храмовой архитектуры насчитывает примерно 1500 лет, а точнее 1536 лет (на настоящий момент). Эта эпоха делится на отдельные периоды со своими особенностями. При этом, в отличие от российской, грузинская была более консервативна, не вдавалась в эксперименты, и храм VI века не всякий отличит от храма XVIII века. Грузия не знала готики, барокко, да и модернизм особенно не прижился.

Из сохранившихся храмов самый ранний был построен в 477 году, хотя есть претенденты на более раннюю хронологию. Храмов языческой эпохи не сохранилось, хотя есть что-то, претендующее на принадлежность к зороастризму. От языческих храмов кое-где остались только фундаменты, по которым сложно что-то определить.

Крупнейший - это, наверное, фундамент зороастрийского храма около монастыря Некреси.

Христианские храмы в Грузии стоились двух типов - базилика и купольный храм. Базилика, если кто не в курсе, это такое четырехугольное здание с двускатной крышей. Купольное здание чуть более сложно по конструкции. Есть гибриды: например, храм Рождества в монастыре Шио-Мгвиме был построен как купольный, потом купол разрушился и храм достроили как базилику. Успенский собор в Хобском монастыре - редкий случай крестового храма: здесь нет купола, но все же он не базилика.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ ХРАМ В ТБИЛИСИ

Цминда Самеба - собор Святой Троицы - главный кафедральный собор Грузинской православной церкви, построенный к 2000-летию рождества Христова на холме св. Ильи в самом центре Тбилиси. Собор Цминда Самеба является третьим по высоте православным храмом в мире.

Мифы и факты

Идея строительства нового собора возникла в 1989 году, когда патриархия Тбилиси объявила архитектурный конкурс "Собор Святой Троицы". Из сотни представленных проектов была выбрана работа архитектора Арчила Миндиашвили.

План Свято-Троицкого комплекса включал церковь, часовню, монастырь, семинарию, академию, гостиницу и другие вспомогательные здания. Власти Тбилиси выделили 11 га земли на холме св. Ильи. Но из-за беспорядков в стране строительство грандиозного храма было отложено.

В 1995 году, наконец, был заложен первый краеугольный камень. По древней традиции, в основание фундамента поместили предметы, привезенные из святых мест: камни с горы Сион и реки Иордан, землю из Иерусалима и могилы Св. Георгия, и др. Священники Тбилиси возложили золотые монеты, а патриарх и президент Грузии - памятные плиты со своими именами.

Тбилисская Цминда Самеба стала символом новых достижений Грузии и консолидации нации. Средства на строительство собирали всем миром: кто пожертвованиями, кто помощью в строительстве, многие предприятия предоставляли строительные материалы и необходимое оборудование.

За несколько лет над старым Тбилиси вырос золотой купол огромного собора высотой более 100 м (без надкупольного креста 98 м и крест 7,5 м), общей площадью более 5000 кв.м и вместимостью 15 тысяч прихожан. Освящение собора состоялось в 2004 году, ровно через 9 лет после закладки в день Святого Георгия патриархом Грузии Илией II.

Ананури Церкви и храмы Грузии

ХРАМЫ И ЦЕРКВИ ГРУЗИИ

Грузия - страна каменного зодчества. С такой историей, если бы в Грузии строили из дерева, следы пепелищ давно и безвозвратно заросли бы и затерялись.

Грузии не было нужды возводить пирамиды - природа сделала это за нее. Человеку осталось увенчать природную пирамиду. И, думаю, не будет большим преувеличением с моей стороны сказать, что в Грузии практически на каждом мало-мальски высоком холме можно увидеть или крепость или храм.

Немного лет тому назад

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись будто две сестры

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь...

М.Ю. Лермонтов

На самом деле не немного лет, а без малого 16 столетий... был и есть храм, один из древнейших и красивейших на Кавказе. А вот Кура и Арагви там действительно сливаются, журчат неутомимо и ласково, как описал поэт.

Иногда даже границу между глинистыми водами Куры и зеленоватыми водами Арагви видно невооруженным глазом, как на фото.

Арагви и Кура Церкви и храмы Грузии

Потрясающее, невероятное место. Место, откуда открывается космос. В последние годы в Джвари практически непрерывно присутствуют группы туристов, что, конечно, отвлекает и портит впечатление, поэтому позволю себе дать два совета - поднимайтесь к храму рано утром, пока людей еще не много, и поднимайтесь обязательно пешком. Поверьте, оно того стоит.

Манглиси Церкви и храмы Грузии

Что за бесценный завет

был нам оставлен веками!

И безграничен свет,

и гармоничен камень.

Г. Табидзе

Один из красивейших храмов Грузии (хотя, на мой взгляд, они все прекрасны), - Манглиси (храм Успения Пресвятой Богородицы).

Баракони

Грузинские храмы поражают своей идеальной вписанностью в окружающую природу, гармонией с ней. Они не подавляют величием, подобно готическим соборам Европы, не сверкают богатством красок и позолотой куполов Востока. Их простота многомерна и гениальна, она дарит ни с чем несравнимое ощущение единения человека и природы с Создателем всего сущего.

Кацхис свети

Средневековые грузинские зодчие творили, приспосабливаясь к рельефу, вливаясь в него, каким бы разнообразным и удивительным он ни был.

Небольшая церковь Максима Исповедника была сооружена в IX веке на природном скальном острове, известном как Кацхис свети.

Ванис Квавеби Церкви и храмы Грузии

Часовня в расщелине скалы (Ванис Квавеби, VIII в.).

Монастырский комплекс Давид Гареджа.

Кладка пытает взгляд,

словно скрывает клад.

Скальное кружево

кем отутюжено?

Музыку кто ваял?

Тот, кто обломки скал

переколдовывал

в церковь...

Г. Табидзе

Кажущаяся простота и бедность убранства при приближении оборачиваются такой вот музыкой в камне. Завоеватели приходили и уходили, унося с собой золото и серебро, бесценные иконы и реликвии. Камень остался. Остался зачастую единственным зримым подтверждением былой славы и величия.

Никорцминда

Кто расписал тебя,

с кисти питал, любя,

выпестовал, корпя,

Церковь Никорцминда?

Г. Табидзе

Собственно, все стихи Галактиона, процитированные выше и ниже по тексту, взяты из похвалы именно ей - церкви Никорцминда (Святого Николая, построена в 1010-1014 гг.). Росписи, в отличие от каменных узоров, гораздо более хрупки и многое безвозвратно утеряно или безнадежно испорчено. Фрески горели в пламени пожарищ, их закрашивали, "украшали" надписями типа "здесь был Вася". То немногое, что сохранилось в Бетании, Бодбе, Бугеули, Вардзии, Гелати, Кинцвиси, Никорцминде заставляет поражаться равно силе человеческого гения и его же, человека, варварской агрессивности.

Кватахеви купол Церкви и храмы Грузии

Ровно двенадцать лампад

смотрят в двенадцать окон.

Что за огни горят

в доме твоем высоком?

Г. Табидзе

Некоторые храмы снабжены солнечными часами. Маленькими, незаметными, но дающими понять, что помимо гармонии с рельефом и пространственной ориентации сооружений их создатели предусмотрели и многое другое.

Шио-Мгвиме Церкви и храмы Грузии

Мастер был смел и строг:

огонь сей - в душе стерёг,

душу - меж стен сберёг

церкви Никорцминда.

Г. Табидзе

Иногда в строительство вкладывали не только душу. Но об этом позже...

Светицховели Церкви и храмы Грузии

Храм твой громокрылат,

Своды его непреклонны,

Годы его хранят,

Гулко поют колонны.

Г. Табидзе

В лоне Светицховели начинается одиннадцатый по счету век...

Всегда прекрасен этот храм. Утром, освещаемый солнцем, он отливает цветом ящерицы; к закату весь омыт золотом; а в сумерки, когда на него глядит звездный свод, контуры его, полные суровой гармонии, как бы рассекают небо.

Неизвестный мастер высек на стене изображение правой руки человека, держащей наугольник. Подпись под ней гласит: "Рука раба Константина Арсакидзе, во отпущение грехов".

Около этой надписи высечена фигура одетого в грузинскую чоху безусого юноши.

Вон тот безусый и есть Константин Арсакидзе, строитель Светицховели. Покажу тебе изображение еще одного человека...

Он принес древнюю грузинскую монету. На ней был изображен всадник с ястребом на правом плече. Надпись на обороте монеты, сделанная заглавными буквами, гласила: "Царь царей Георгий - меч Мессии".

Вот и все...

К. Гамсахурдиа

Взгляните направо! - очнулся экскурсовод. - Перед нами - Светицховели!... Зодчему, который построил этот собор, по приказу царя отсекли десницу...

Это почему же? - спросил Нестор.

Интрига... Кто-то донес на него...

Никак присвоил стройматериалы? - сказал водитель.

Н. Думбадзе

Во всем мире существуют легенды о зодчих, которых покарали вместо того, чтобы наградить за создание шедевра. Дедал, запертый в созданном им лабиринте, ослепленные создатели храма Василия Блаженного, отсеченная рука Константине Арсакидзе - явления (или мифы) одного порядка, несущие древний, сакральный смысл - создание шедевра творец должен выстрадать, уравновесить свой дар великой жертвой и великим страданием.

Хотя, для заказчиков, наверное, смысл был куда более прозаическим, и заключался в том, чтобы не платить строителям за выполненную работу.

Марткопи Церкви и храмы Грузии

Крыльев бы, крыльев нам,

Силы - живым крылам,

Правь же пространством, храм,

Г. Табидзе

Монастырь Марткопи, одиноко стоящий на вершине, среди лесов. Само название "Марткопи" означает "уединенный".

Моцамета

Собрат Марткопи по уединенному расположению и архитектуре - монастырь Моцамета (Мучеников Давида и Константина). Один (Марткопи) расположен в Восточной Грузии, другой (Моцамета) - в Западной.

Алаверди

Выше бы! - к облаку,

к высшему ко благу

рвёшься крыльями

синими, сильными.

Г. Табидзе

Кафедральный собор Святого Георгия или в просторечии Алаверди, построенный в начале XI века, - самая грандиозная стройка средневековой Грузии. Собор виден практически со всех концов Алазанской долины, посреди которой стоит, его высота, рекордная для всей грузинской расположенной в сейсмоопасном регионе архитектуры - 50 метров. Слово "Алаверди" - тюрко-арабского происхождения и переводится как "дарованный Богом". Вокруг храма, за исключением крепостной стены - одни развалины: останки дворца, трапезной, колокольни, гарнизонной казармы и даже общественной бани.

В Грузии два главных храмовых праздника - Светицховлоба (14 октября) и Алавердоба (28 сентября). Алавердоба - храмовый праздник Алаверди - отмечается с VI века. С точки зрения церковной традиции праздник посвящен основателю Алаверди Иосифу, одному из 13 сирийских отцов, заложивших традиции монашества в Грузии. С точки зрения истории и крестьян, которые испокон веков в этот день приносили в храм плоды нового урожая, проводили скачки и устраивали жертвоприношения - это, скорее, древний языческий праздник урожая, совмещенный с церковной историей и в таком виде продолживший существование уже в христианскую эру.

Гергети Самеба

Пусть шествуют века

и поколенья мимо

сокрытого от глаз

приюта моего.

И. Абашидзе

Если Алаверди - самый высокий храм Грузии, то Церковь Святой Троицы (Самеба) в Гергети - самый высокогорный. Церковь возведена на высоте 2170 метров предположительно в XIV веке. Фоном для храма служит почти всегда покрытая снегом и льдом гора Мкинварцвери (в России более известная как Казбек).

В исторических хрониках Гергетскую Троицу иногда называют "хранилищем Мцхетского сокровища" - во времена набегов и войн, сюда по крутым горным тропам поднимали, дабы охранить от захватчиков, главную грузинскую святыню - Крест Святой Нино.

В одной из пещер высоко в горах был найден клад с церковными рукописями - кто-то из монахов поднял и спрятал его там. Горы всегда были для народа Грузии домом, защитой, убежищем, родными стенами.

Но и они не всегда спасали...

Кватахеви

Дикие леса карабкались по ступеням гор. Отвесные скалы обрывали настойчивые набеги врагов, и, соблазненный этой охраной, царь Давид Строитель воздвиг над крутизной Кватахевский монастырь.

Сменялись цари, убегали века...

Но однажды налетела желтая буря... И молили колокола о помощи, но лежала разбитая Грузия под голубыми сапогами беспощадного Тимурленга... напрасно умоляли колокола, напрасно с бойниц свистели стрелы, напрасно трупы защищали вход в монастырь. Пали тяжелые ворота. Хлынул в них желтый поток...

А.А. Антоновская

Монахинь связали всех вместе и сожгли заживо, монастырь разграбили. С тех пор женская нога не ступала больше в Кватахеви. Вход разрешен только мужчинам.

Никогда не понимала, зачем было устраивать костер из уже беззащитных женщин. Как не понимаю и тех людей, что называют сыновей Тамерланами, в честь хромого кровожадного уродца. Как не понимаю средневековых церковных иерархов, решивших больше не впускать в монастырь ни одну женщину, во избежание осквернения памяти невинно убиенных инокинь.

Мартвили

Как далеко, а виден до сих пор

Мартвили, недостигнутый Мартвили,

Высокий белый стих Одишских гор.

И. Абашидзе

Очень приятная небольшая церковь X века Мцире Чиквани (монастырь Мартвили). Ее крыши и купол покрывает черепица. На многих других храмах еще с советских времен из соображений экономии крыши перекрыты металлом. Мне кажется, черепица смотрится, гораздо лучше, нежнее, гармоничнее.

Ниноцминда

И снова кладка. На этот раз рельефная. Такая кладка характерна именно для Восточной Грузии (Греми, Сигнаги, Бодбе). И еще одна характерная особенность - купол, сложенный из того же материала, что и стены. Построенный в VI веке храмовый комплекс сильно разрушен землетрясением в первой половине XIX века.

Цугругашени

Творение времен царствования Лаша-Георгия, законченное уже после первых появлений монголов в Грузии (1213-1222 гг.). Согласно ктиторской надписи, выстроено неким Хасаном Арсенидзе. Последние вспышки света перед погружением во тьму восьмисотлетней пропасти практически непрерывных нашествий и разорений. Дальше все чаще приходилось не строить, а восстанавливать.

Над обрывистой Метехской скалой, там, где ныне восседающий на каменном коне Горгасали поднятой десницей предупреждает водителей быть поосторожнее на повороте и откуда в былые времена отчаявшиеся тбилисцы совершали свой последний путь в жизни - с камнем на шее в мутные воды Мтквари, раньше стоял Метехский замок (слово "замок" здесь следует понимать в смысле "тюрьма").

Н. Думбадзе

Название квартала - Метехи - появилось в XII веке и означает "окрест дворца". В храме находится захоронение Святой Шушаник, первой христианской мученицы Грузии, армянки по происхождению. А рядом с Метехи в 1961 году был установлен памятник основателю города царю Вахтангу Горгасали.

Метехский храм, построенный в 1278-84 гг. при царе Деметре II Самопожертвователе, сначала был дворцовой церковью грузинских царей, с XVII века находился на территории крепости, с присоединением Грузии к России крепость переоборудовали в тюрьму, а в середине ХХ века тюрьму снесли.

Сам храм неоднократно разрушали и отстраивали вновь. В XIII веке церковь сравняли с землей монголы, но она быстро была восстановлена. В XV веке ее разрушили персы, а в XVI-XVII веках она постоянно перестраивалась грузинскими царями. Во времена Берии при сносе крепости-тюрьмы хотели снести и церковь (за протесты против её сноса художник Дмитрий Шеварднадзе заплатил жизнью, так что в этой части сюжет "Покаяния" документален).

Метехи

И тотчас зазвенели колокола тбилисских храмов. Каждый звонарь вызванивал колокольные фразы своего храма.

Кар...тли...я...ли...я... Кар...тли...я...ли...я, - отзванивала Анчисхатская церковь.

Эгрэ...ихо...эгрэ...ари... Эгрэ...ихо...эгрэ...ари, - гудел Сионский собор.

Велит...мепес... мепес... велит...гамарджвебит...мепес...велит... - заливалась Метехская церковь.

А.А. Антоновская

Сиони Церкви и храмы Грузии

Так было... так есть... - означает в переводе колокольная фраза Сионского собора. Сиони стоит почти столько же, сколько Тбилиси - с V века - и все эти полтора тысячелетия разделяет судьбу города.

Первый храм на этом месте был снесен арабами. После освобождения Тбилиси от арабов в 1112 году Сиони возвели заново. В 1226 году город был захвачен шахом Хорезма Джалал-ад-Дином. Шах приказал снять с Сиони купол, бросить иконы на мосту и заставить жителей Тбилиси пройти по ним. Сто тысяч мучеников, отказавшихся переступить через святыни, Грузия ежегодно поминает 13 ноября на Метехском мосту, там, откуда летели в Мтквари (Куру) отрубленные головы казненных.

Тамерлан разрушил Тбилисский Сиони в конце XIV века, но церковь была восстановлена.

В 1522 году по приказу шаха Измаила из Сиони вынесли икону Богоматери и бросили в реку. Икона была найдена и возвращена в собор. В 1724 икону снова похитили, на сей раз мусульманский правитель Кахетии Али-Кули-Хан.

В 1668 году храм сильно пострадал от землятрясения, но был вновь восстановлен.

В 1726 году турецкий султан приказал превратить Сиони в мечеть. Князь Гиви Амилахвари сумел убедить султана отказаться от его намерения ценой дорогих подарков.

После нашествия персов под предводительством Ага-Мухаммед-Хана в 1795 году собор был восстановлен князем Цициановым. Посетивший Сиони в 1817 году Минай Медичи писал, что "он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии". Часть фресок в храме выполнена русским художником Г.Г. Гагариным.

Сиони стоял и будет стоять, пока стоит Тбилиси, пока жива вера народа. Здесь хранится Крест Святой Нино.

храм Баграти

Бачана убрал руку с пульса и приложил ее к сердцу. Сердце молчало...

Так у тебя была всего лишь ишемия задней стенки, а у него не стенка, а развалины Баграти!

Н. Думбадзе

Баграти - второй из четырех кафедральных соборов средневековой Грузии (собор Успения Пресвятой Богородицы), построенный в X веке царем Багратом III и взорванный турецкими войсками в 1691 году.

В 2007 году было принято решение воссоздать храм. Именно воссоздать, потому что то, что от него осталось, никак не тянет на осторожное понятие "реконструкция". На первом этапе работ было найдено женское захоронение, судя по обилию драгоценностей, принадлежащее особе царских кровей. Было даже высказано предположение о том, что, наконец-то обнаружена могила царицы Тамар, однако захоронение оказалось древнее (VIII век).

Храм Баграти внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия и именно благодаря этому факту воссоздание дважды приостанавливалось. Причиной первой остановки в 2010 году послужило использование новых современных материалов, что противоречит самой концепции сохранения культурного наследия в первоначальном виде. Причиной второй остановки стало появление в макете стеклянного лифта.

Еще одна из ключевых проблем воссоздания заключалась в том, что не сохранилось изображений, дающих четкое представление о том, как выглядело наиболее сильно разрушенное взрывом западное крыло храма. Есть и сторонники того, чтобы законсервировать развалины, но мне кажется, уж лучше пусть будет лифт, чем так.

В сентябре 2012 года основной этап реставрационных работ завершился.

Не могу не вспомнить о первом из четырех кафедральных соборов - Ошки (кафедральный собор Иоанна Крестителя). Построенный в Х веке, чуть раньше Баграти и Манглиси, этот прекрасный храм очень похож на них по стилю. Увы, находящийся сейчас на территории Турции, храм медленно погибает. Все переговоры правительства и Католикос-Патриарха Грузинской православной церкви пока не привели к положительному решению. Власти Турции отказываются не только допустить священнослужителей для отправления службы, но даже разрешить Грузии на собственные средства провести реставрацию.

______________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

http://world.lib.ru/d/dia/georgian_temples.shtml

Joerj, Алексей Мухранов,

Irina Kalatozishvili, Skitalаc, taki-net, tetri info,

World monument fund, Ivane Goliadze, paata.ge,

Paata Liparteliani, Tina Sitnikova.

http://allcastle.info/asia/georgia/

И ХРАМЫ

Monasteries

and temples

Грузия - одна из древнейших христианских стран мира и считается избранной страной Пресвятой Богородицы, которая является покровительницей Грузии. Храмы и монастыри - наиболее характерные и интересные достопримечательности Грузии. Многие века они служили не просто молитвенными сооружениями, но и очагами искусства, становились просветительскими центрами, а также защитой от многочисленных завоевателей, что отразилось на их внешнем виде - это смешение монументальных черт крепости и храма.

Монастыри и храмы Грузии

МОНАСТЫРЬ ВАРДЗИА

/Vardzia Monastery

ЖМИ
Свято-Троицкий кафедральный собор, Тбилиси

Свято-Троицкий собор в Тбилиси, широко известный как Цминда Самеба – главный собор грузинской православной церкви. Его возведение в 2004 году приурочили к 2000-летию христианства в Грузии. Собор находится на холме Святого Ильи в центре столицы. Это третий по высоте православный храм в мире, после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Храмовый комплекс состоит из подземных и надземных частей, объединяет в себе 9 церквей. Здание может вместить до 15000 прихожан. Внутри храм украшен фресками и мозаикой.

Церковь Метехи, Тбилиси

Храм Метехи XII века, стоящий у самого края каменистого берега Куры, ценнейший памятник старины Тбилиси. В прошлом он был крепостью и резиденцией грузинских царей. Храм на протяжении веков неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Сегодня взору туристов предстает небольшое, но высокое кирпичное строение, в центре которого высится круглая башенка с остроконечной крышей. Это все, что осталось от древней крепости, куда входили замок, монастырь и храм. Перед храмом стоит памятник основателю города Вахтангу Горгасали.

Собор Сиони, Тбилиси

Собор Сиони VI века - один из главных тбилисских храмов, расположенный в Старом городе на берегу Куры. Он был назван в честь горы Сион в Иерусалиме. Собор является прекрасным памятником средневековой культовой архитектуры Грузии. Собора неоднократно разрушали и отстраивали заново. В XVII веке он сильно пострадал во время землетрясения. В соборе хранится одна из главных грузинских православных реликвий - крест святой Нино. Сплетенный из виноградной лозы, крест заключен в серебряный оклад с изображением сцен из жизни святой.

Церковь Святого Георгия, Тбилиси

Церковь Святого Георгия (Кашуэти) на проспекте Руставели построена в 1910 году и представляет собой копию шедевра грузинского средневекового зодчества - церкви Самтависи XI века. Прежде здесь стояла церковь Святого Георгия, построенная в 1742 году, а еще раньше стояла более древняя церковь VI века, также называвшаяся Кашуэти. Храм славится украшающими его резными каменными кружевами и прекрасными фресками, а также своей виртуозной росписью алтаря. Это самый посещаемый храм города, его любят, как жители, так и гости столицы.

Шавнабадский монастырь Св. Георгия Победоносца,
Тбилисский регион

Шавнабадский монастырь св. Георгия Победоносца стоит на высокой горе Телети, в 25 км от Тбилиси. Низменная окрестная местность, чем-то напоминает Святую Землю при виде с Елеонской горы в сторону Мертвого моря. Первоначально на месте монастыря стояла грузинская церковь XVIII века. Впоследствии церковь перешла к армянам, которые перестроили древнюю колокольню и храм. Как грузины, так и армяне признавали и почитали этот чудный храм. Ныне это действующий мужской монастырь. Здешние монахи делают отменное красное сухое вино.

Ахалцихская синагога, Тбилиси

Ахалцихская cинагога возведена еще при турках в 1740-х годах, на пожертвования ахалцихских евреев, переселившихся в Тбилиси из старинного грузинского города Ахалцихе. Синагога - это большое здание из красного кирпича, направленное продольной осью к Иерусалиму. Обязательно стоит посетить этот древнейший памятник Ахалцихе, полюбоваться его архитектурой. Синагога не действует, осмотр бесплатный. Планируется реставрация и открытие музея. Будет приведено в порядок и огромное еврейское кладбище недалеко от синагоги.

Девичий монастырь, Тбилиси

Девичий монастырь города Тбилиси был построен в 1727 году по инициативе Мелик-Ашхарбека, но в 1724 году он погиб в сражении с турками. Продолжил дело отца его сын Мелик-ага, он вложил все свои деньги в постройку девичьего монастыря, став его ктитором. Святое здание было размещено недалеко от его жилища. Очень интересна архитектура монастыря: он был выложен из красного кирпича с венчающей сооружение колокольней. Небольшую башню было видно издалека благодаря яркому куполу и узким, но длинным окнам необычной формы.

Кафедральный собор Пресвятой Богородицы, Батуми

При взгляде на панораму Батуми первое, что открывается – здание великолепного собора Рождества Пресвятой Богородицы. Он был построен в готическом стиле в 1903 году, главным инвестором стал нефтепромышленник Стефан Зубалашвили. Батумский кафедральный собор одна из красивейших в Грузии. С двух сторон от главного входа стоят статуи апостолов. Характерной особенностью собора являются огромные витражные окна, которые по красоте могут соперничать с лучшими образцами французской готической архитектурой.

Кафедральный собор Светицховели, Мцхета

Кафедральный собор Светицховели был построен в XI веке в городе Мцхета, и вобрал в себя всю историю Грузии. Долгое время был главным храмом Грузии, и остался одним из самых почитаемых по сей день. Здесь похоронены многие цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II и последний царь Грузии Георгий XII. Именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины, крестился первый христианский царь Грузии - Мириан. Согласно преданию, здесь пребывала величайшей святыни христианского мира - Хитон Иисуса Христа.

Монастырь Джвари, Мцхета

Джвари - монастырь Святого Креста привлекает все большее число паломников. Храм расположен в живописной местности Мцхеты, на вершине горы Армази, где был поставлен первый крест в Грузии. Его водрузила святая Нина в IV веке. Со временем здесь был построен храм. Сейчас вокруг храма находиться действующий монастырь, значительная часть которого разрушается. Мировое сообщество выделяет значительные средства для его поддержания. Считается, что именно монастырь Джвари « на слиянии двух рек» запечатлел Лермонтов в поэме «Мцыри».

Монастырь Самтавро, Мцхета

Монастырь Самтавро - выдающийся памятник XI века, связан с именем знаменитой грузинской святой - Нины. В IV веке царь Грузии Мириан построил церковь на месте шалаша, где проповедовала святая Нина. Позже он построил еще храм Преображения Господня. Сегодня это святое место с множеством святых реликвий: чудотворная икона Иверской Божьей Матери, Святой Нино, мощи Святого Абибоса, часть камня с могилы Святой Нино (в Бодбе), мощи Святого Шио Мгвимского. В 1820 году здесь был учрежден женский монастырь им. Святой Нины.

Дарьяльский монастырь, Мцхета-Мтианетия

Дарьяльский монастырь - древнейший духовный центр Грузии, расположенный среди удивительной природы на высоте 2 170 м у подножья горы Казбек. Возведение храма осуществлялось под руководством Имеретинского, Кахетинского и Картлинского царей, как символ распространения православия в горной Грузии. Ориентировочно постройка относится к X веку, об этом свидетельствует характерные архитектурные формы и тонкий орнамент на камне. Внутри храма находится красивейший иконостас VI века с изображением святой равноапостольной Нины.

Шио-Мгвимский монастырь, Мцхета-Мтианетия

Шио-Мгвимский монастырь - старинный монастырь, расположенный в 9 км от города Мцхета. Основан был в 560 году Св. Шио Мгвимский, одним из ассирийских отцов. В 560 году Шио построил храм Иоанна Крестителя, который дошёл до нас в своём почти изначальном виде. Возле храма он вырыл колодец и жил там затворником, там и был захоронен. В советское время его мощи были сожжены. В 1100 году царь Давид построил второй храм, в нем сохранились фрески и росписи. Сегодня это самый известный монастырь в окрестностях Мцхеты и Тбилиси.

Древний пещерный монастырский комплекс Бетлеми,
Мцхета

Древний пещерный монастырский комплекс Бетлеми на горе Казбек на высоте 4100 м был открыт в 1947 году. Вход в него был высечен на высоте 400 м. Внутри расположена церковь, в ней находился церковный престол, знамя, монеты и многое другое. Рядом с пещерой были кельи монахов, высеченные в скале, каменный крест и могильная плита. Ученые считают, что храм покинули около 100 лет назад. В грузинских летописях пещера Бетлеми связана с сокровищами царицы Тамары, до сих пор не найденными. Ныне пещера стала действующим мужским храмом.

Монастырь Гелати, Кутаиси

Монастырь Гелати был основан царем Давидом IV в XII веке и является выдающимся памятником средневекового искусства Грузии. Он состоит из большого храм Рождества Богородицы, где устроена царская усыпальница, двух небольших храмов, звонницы и академии, здесь работали знамениты ученые. В монастыре сохранилась часть уникальных росписей стен и фрески XII века. В главном храме погребены царь Давид IV, Давид Нарини, царица Тамара и другие. Ныне монастырь Гелати является филиалом Кутаиского историко - этнографического музея.

Храм Баграта, Кутаиси

Когда впервые приезжаешь в Кутаиси – первое, что видишь – грандиозный храм Баграта, возвышающийся над городом. Он построен в 1003 году в правление Баграта III, первого царя объединенной Грузии. Это целый дворцово-храмовый комплекс, культурный и религиозный центр своего времени. Величественное здание было пышно украшено резьбой и мозаикой - это один из лучших образцов средневековой архитектуры. В XI веке в этом храме короновали 16-летнего Давида IV. В XVII веке храм разрушили турки. Сегодня он полностью восстановлено в былом величие.

Монастырь Моцамета, Кутаиси

Монастырь Моцамета расположен в красивой местности на горе, над бурной рекой Риони в 3 км от Кутаиси. Здесь в VIII веке мусульмане казнили грузинских князей Давида и Константина Мхеидзе, отказавшихся принимать ислам. В XI веке на этом месте был построен храм и основан монастырь, получивший название Моцамета (мученики), в честь князей. Сегодня в обители можно увидеть огромный ковчег с мощами благочестивых князей Давида и Константина. Со смотровой площадки монастыря открывается величественная панорама каньона.

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс,
Кахетия

Давид Гареджи - это грандиозный комплекс высеченных в скалах склонов Гареджийского кряжа пещерных монастырей начала VI века. Главным из 20 монастырей считается лавра святого Давида. Во многих церквях и трапезных сохранились фрески VIII-XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары. На южном склоне горы расположены более 100 пещер - кельи монахов. Давидо-Гареджийский монастырский комплекс представляет собой поистине величественное зрелище. Этот самобытный памятник Грузии известный во всём мире.

Монастырь Некреси, Кахетия

Монастырь Некреси стоит на горе над Алазанской равниной. Он был основан в VI веке «ассирийским отцом» Абибосом, позже казненным персами. Сегодня это комплекс потрясающих по красоте зданий, построенных в разное время: церковь IV века в честь принятия в Грузии христианства и небольшая базилика IV века, главный храм в честь Пресвятой Девы начала VII века, Купольная церковь IX века и Епископский дворец XVI века. В них сохранились старинные фрески. Реставрация в 2010 году превратила Некреси в одно из излюбленных туристических мест.

Монастырь святой Нино Бодбе, Сигнахи

В Сигнахи, в небольшом городке в винном краю Кахетии, буквально в 2 км от центра, расположен старинный монастырь Бодбе, который на всю Грузию знаменит благодаря Святой Нино. Он был основан царем Мирианом в начале IV века. Храм на месте могилы Нино стал одним из первых христианских культовых строений Грузии. Монастырь Святой Нино смотрится величественно и опрятно, однако не за архитектурными красотами стремятся сюда паломники. А ради возможности поклониться могиле Святой Нино и испить чудесной воды из источника ее имени.

Кафедральный собор Алаверди, Телави

Собор Алаврди являет собой выдающийся образец средневекового грузинского зодчества. Он стоит на месте старой церкви Св. Георгия, построенной знаменитым проповедником – Иосифом Алавердели. Храм со всех сторон окружен крепостными стенами. Внутри на стенах собора сохранились потрясающие по своей красоте росписи и разноцветные картины религиозного содержания XV века. В соборе находятся мощи святителя Иосифа. В XVII-XVIII веках здесь была женская обитель, в которой проживали особы царского рода, принявшие монашество.

Монастырь Икалто, Телави

Монастырь Икалто основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским в VI веке. При монастыре действовала академия, созданная царем Давидом IV, и потому долгое время он был одним из значимых культурных центров страны. От строений той эпохи мало, что осталось. Существующие ныне храмы построены в VIII веке. Это маленькая купольная церковь Самеба VIII века, сказочная церковь Хвтаэба IX века, красивая однонефная церквушка XII века, а также развалины известной Академии. Монастырь обнесен невысокой стеной и засажен деревьями.

По преданию, Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие города и селения Грузии. В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы совершается 15/28 августа).

Кроме св. ап. Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и Фаддея.

Первые века христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу второго века относят мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди св. равноап. Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в ней веру Христову.

Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. согласно утвердившемуся мнению она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха.

Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября).

Тяжелое положение правоcлавных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее – в сане архиепископа. За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Все это вызывало многочисленные протесты.

В конце XIX – начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат.

С 1977 г. Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook