Самый знаменитый храм Греции — Парфенон, посвященный богине Афине-Девственнице. История и этнология. Факты. События. Вымысел

Фидий – древнегреческий скульптор, признаваемый некоторыми самым великим из когда-либо живших ваятелей. Фидий родился, скорее всего, между 490 и 485 гг.

до н. э. и был сыном афинского гражданина Хармида. Вначале он занимался живописью, но вскоре увлёкся скульптурой. Обучение этому виду художественного мастерства он прошёл у Гигея (Гигесия) и аргосца Агелада.

В годы правления Кимона (470 – 463 до н. э.) афиняне стали с большой роскошью отстраивать святилища, сожжённые в их городе во время нашествия Ксеркса . Принимая деятельное участие в этих работах, Фидий изваял бронзовую группу из 13-ти фигур, представлявшую отца Кимона, Мильтиада , а также богов Афину , Аполлона и величайших людей Аттики . Эту скульптурную композицию афиняне подарили Дельфийскому храму в благодарность за победу при Марафоне . Фидий изготовил также фигуру богини Афини для города Платеи и огромную бронзовую статую той же богини, как «Передового Бойца» (Афина Промахос), которая была установлена на самом видном месте афинского акрополя. Эта статуя, высотой около 21 метра, изображала стоящую Афину со шлемом на голове, копьем и щитом. Изображение этой знаменитой работы Фидия до нас не дошло. Афина Промахоc возвышалась над акрополем. Гребень ее шлема и конец копья были видны с проплывавших судов за несколько миль от Афин.

После изгнания аристократа Кимона власть над Афинами перешла в руки демократа Перикла . Фидий вошёл с ним в близкую дружбу. Он давал этому прославленному деятелю советы в сфере искусств. Деятельность Фидия при Перикле ещё расширилась. Под его начальством в Афинах было возведено множество великолепных построек. Фидий разработал и при содействии учеников выполнил скульптурное оформление знаменитого храма Парфенона . Самой знаменитой его частью была громадная статуя Афины Защитницы Города (Полиады) из золота и слоновой кости. Иногда она именуется статуей Афины Девы (Парфенос).

Затем Фидий вместе со многими учениками отправился на Пелопоннес, в Элиду, местность, где проводились общегреческие Олимпийские игры . Он был позван туда для украшения храма Зевса в Олимпии . Благоговевшие перед Фидием жители Элиды построили для него рядом с храмом мастерскую, которая сохранялась потом несколько столетий и показывалась иноземцам как известная всему миру достопримечательность. В Олимпии Фидий создал величайшее своё произведение – скульптуру Зевса из золота и слоновой кости, признанную древними одним из семи чудес света .

На лице Зевса было выражение такого всемогущества и милосердия, величия и спокойствия, что вид его, по словам древних писателей, избавлял душу от печали, заставлял забывать все страдания. Предание говорит, что царь неба сам явился в этом виде художнику. У греков была поговорка, что несчастлив тот, кому не удалось хоть раз взглянуть на эту статую Фидия.

Эта статуя тоже имела больше 20 метров высоты.На нижнюю часть его тела была наброшена золотая одежда, украшенная великолепными рисунками. Владыка олимпийских богов восседал на необычайно дорогом троне тончайшей художественной работы. Фигура Зевса передавала высшую степень величия. Особенно внушительна была голова: высокий, исполненный ума лоб, хорошо очерченный нос выражали нравственную силу; полуоткрытые губы дышали благоволением; орлиный взгляд бога, казалось, охватывал, всю вселенную. Черты лица источали мужественную красоту. Особенно удались Фидию густые волосы, гордо поднимавшиеся надо лбом Зевса и рассыпавшиеся по бокам прядями, и столь же густая борода. Весь античный мир преклонялся перед красотой этой скульптуры. Все греки жаждали хотя бы раз в жизни увидеть её. Зевс Фидия был уничтожен в пятом веке нашей эры пожаром, который превратил в руины и храм, где находилась статуя. Изображения её сохранились на древних монетах. Зевс из Олимпии стал источником массы копий и свободных подражаний.

В своем подробном описании храма Зевса олимпийского историк Павзаний описывает и эту статую Зевса (V, 10, 11). Фидий изобразил Зевса сидящим на престоле с головой, украшенной оливковым венком. В правой руке Зевс держал статую богини победы (Ники), сделанную из золота и слоновой кости, в левой он держал великолепный скипетр, сделанный из разных металлов. Обувь и одежда его были золотые; одежду украшали изображения животных и цветов, особенно лилий. Престол в этой работе Фидия был сделан из золота и слоновой кости и украшен драгоценными камнями. На скамье, под ногами Зевса были изваяны золотые рельефы, изображавшие львов и битву Тесея с амазонками. Высота статуи от основания до вершины головы составляла 60 футов. Зевс был изображен Фидием сообразно тому представлению, какое дает о нем эпизод Илиады , рассказывающий, что он выразил легким наклонением головы согласие на просьбу Фетиды , и от движения его кудрей потряслась высоты Олимпа .

Римская статуя I в. по Р. Х., изображающая Юпитера. Сделана по образцу скульптуры Зевса в Олимпии работы Фидия

Около 432 года до н. э. Фидий вернулся в Афины, где вожди крайнего демоса старались отстранить от власти Перикла. Фидий был другом Перикла, и афинские враги последнего сочли великого художника удобной мишенью для предварительной атаки, которая потом должна была перенестись на главную жертву. Фидия обвинили в краже части золота, полученного им на изготовление одежды Афины Полиады в Парфеноне. Но гениальный скульптор предвидел возможность этого лживого наскока и намеренно изготовил эту одежду так, что её можно было снять с фигуры богини и взвесить. Вес золота совпал с тем, который был выделен Фидию горожанами, и недобросовестное обвинение отпало. Но политические враги вскоре возвели на скульптора ещё более тяжкий навет – в оскорблении божества тем, что на щите Афины он среди других фигур изваял портреты Перикла и самого себя. Фидия бросили в тюрьму, где он, по некоторым сведениям, был отравлен или умер от плохого содержания. Верны эти известия, или нет, непонятно, но неоспоримо, что Фидий скончался вскоре после 432 года.

Бог Гермес. Скульптура Фидия (?)

Статуей Зевса в Олимпии Фидий создал у греков образ царя богов в его всемогуществе и милосердии. Двумя другими прославленными в его творчестве работами – статуями Афины Паллады – он создал образ светлой и величественной богини-девы, покровительницы мирных занятий, защитницы от врагов. Как покровительницу мирных занятий, богиню городской жизни и умственной деятельности, изображала ее колоссальная статуя, сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в Пар феноне . Эта «Афина-Дева» (Афина Парфенос) держала на простертой руке изображение богини победы. Раньше того Фидием была сделана колоссальная бронзовая статуя, изображавшая богиню как защитницу от врагов (Афина Промахос). Эта его работа стояла в афинском Акрополе между Пропилеями и Парфеноном.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Фидием были изваяны статуя Афины для острова Лемноса (Афина Лемния, которая, по словам античных литераторов, превосходила красотой Афину Промахос из Акрополя), несколько фигур богини Афродиты , статуя амазонки для знаменитого храма Артемиды эфесской, изготовленная в состязании со скульпторами Поликлетом , Кресилом и Фрадмоном, и многое другое.

Фидий. Афина Лемния. Предположительная реконструкция

В истории древнего ваяния Фидий занимает самое видное место, как крупнейших представитель аттического стиля, отличавшегося идеализмом, чистотой форм и величием. Греческая скульптура ещё до времени Фидия обрела высочайшее внешнее совершенство, но ему удалось вдохнуть в неё и возвышенный, благородный дух. В свои изваяния Фидий вселял живую человеческую душу. Он обладал несравненным умением тонко передавать изображаемый характер. Ваятели более поздних времён античности и современности превзошли Фидия в искусстве выражать яркую индивидуальность и экспрессивность чувства, но никто ни до, ни после не достигал такой истинно божественной, спокойной величественности. Зевс из Олимпии и Афина Полиада из афинского Парфенона так и остались совершенными художественными воплощениями этих божеств. Образом фидиева Зевса, сохранившимся в копиях, пользовалось даже христианское искусство Возрождения и Нового времени для олицетворения Бога-Вседержителя.

Творчество Фидия и его современников имеет в истории греческих религиозных понятий то высокое значение, что, оно, подобно Гомеру и Гесиоду , установило черты представлений о богах . Религиозные идеалы, созданные этим творчеством, остались типичными для всех образов божеств, какие создавались искусством следующих времен. Греческие художники навсегда остались верны идеалам творчества Фидия; никогда не представляли они богов волнуемыми какою-нибудь страстью, никогда не придавали им грубого чувственного выражения. Нравственное достоинство и спокойствие души навсегда остались характерными чертами греческих божеств .


В духе работ Фидия, представляющих идеальные образы Зевса и Паллады, его ученики Алкамен и Агоракрит паросский создали идеалы других божеств и в особенности Афродиты . Когда афиняне отдали предпочтение Афродите Алкамена, Агоракрит переделал свою статую этой богини в изображение богини мщения Немесиды и поставил его в храме её, находившемся в Рамнунте. Кроме Афродиты Алкамен сделал изображения еще нескольких божеств, возбуждавшие удивление определенностью и тонкостью характеристики их. В особенности славились его статуи Гефеста и Асклепия . Агоракрит считался любимым учеником Фидия; главное его достоинство состояло в верности стилю Фидия; самостоятельного творчества у него было мало. Он тоже сделал статую Зевса, но придал ему такое мрачное выражение, что эта статуя казалась Страбону: девушки в длинных одеждах, несущие жертвенные сосуды, молодые люди на конях и на колесницах, жрецы; сидящие божества, ожидающие прибытия процессии и прочее. Сочетание строгости стиля и архитектурных условий с естественностью и свежестью фигур, наивность и серьезность их придают этим работам школы Фидия характер возвышенности. Сравнивая их с изваяниями предшествовавшего времени, надо удивляться живости фигур на них. Они – воспроизведение свободных движений людей. Все характеры выражены в этих работах с величайшею простотою и наивностью; все движения непринужденны и грациозны, все подробности каждой позы верны природе. Пластика тут вполне освободилась от неподвижной симметричности и жесткости архаической старины. Это – прекрасная середина между застывшей типизацией прежнего стиля и полной творческой индивидуальностью позднейшего.

Фидий. Фриз Парфенона. Видеофильм

Афина в искусстве и мифологии. Часть3. Скульптура

Любое древнегреческое произведение — это попытка призвать божественное в конкретную форму. Даже работая над скульптурой победителя в Олимпийских играх, ваятель меньше всего заботился о портретном сходстве — он создавал идеальный образ человека. А работа над статуей божества была особой мистерией. Скульптуру отвозили в Дельфы для торжественной церемонии освящения, но перед этим жрецы обращались к божеству с вопросом, угодна ли ему эта статуя, согласно ли оно влить в нее свою божественную силу? И если знаки говорили о божественном согласии, статую ставили в храм.

Самые знаменитые греческие храмовые скульптуры не сохранились. Мы можем судить об их красоте и величии лишь по копиям и по описаниям. Например, существует около двухсот копий (если не считать изображения на монетах) Афины Парфенос — главной статуи в Афинском акрополе. Правда, ни одна из них не может передать все то, что испытывал созерцавший ее человек. Да к тому же не всякий удостаивался такой чести.

Статуя Афины (т. н. «Пирейская Афина»).
Бронза. 340—330 гг. до н. э.
Высота 2,35 м.Афины, Археологический музей Пирея.


Ста-туя была обна-ру-же-на в чис-ле дру-гих в 1959 г. в Пирее, на пере-се-че-нии улиц Геор-гиу и Фило-на в кла-до-вой ком-на-те непо-да-ле-ку от антич-ной гава-ни. Скульп-ту-ра была укры-та в этом поме-ще-нии от войск Сул-лы в 86 г. до н. э.



Душой величественной художественной деятельности периода расцвета Эллады был Фидий (ок. 488-432 гг.), друг Перикла, смягчивший и в архитектуре и в пластике прежнюю суровую строгость формы, превративший ее в возвышенную и вместе с тем грациозную красоту. Современники и потомки прославляли его колоссальные хрисоэлефантинные (сделанные из золота и слоновой кости) статуи богов


Statue of Athena Parthenos from the Library of Pergamon with the temple of Zeus Sosipolis from Magnesia on the Maeander in the background, Pergamon Museum Berlin

Если верить Плинию Старшему, на каждой детали скульптуры, начиная от постамента, на котором стояла Афина, и заканчивая ее шлемом, были изображены мифологические сцены: на постаменте — рождение Пандоры, на щите с обеих сторон — битва с амазонками и борьба богов с гигантами, на сандалиях — сражение с кентаврами.


Statue de Phidias par Aimé Millet (1889). Hauteur environ 2,50 m. Orangerie du jardin du Luxembourg

Фидий, лучший скульптор того времени, девять лет работал над скульптурой. Только ему смогли доверить граждане создание образа их небесной покровительницы. Это были девять лет молитвы, девять лет полного погружения в работу. Каждый день Фидий молился и спрашивал, что угодно Богине-Деве, чтобы вселить часть своего могущества в скульптуру, что еще сделать, чтобы Афина охраняла город и его жителей? Ведь для каждого афинянина очень важно было знать, что рядом с ними живут боги. Что нужно всего лишь обратить свой взор на Акрополь и его храмы, чтобы почувствовать их покровительство.

Значительная часть казны полиса ушла на создание этой скульптуры. Ее деревянный остов высотой в 13 метров покрывала тонна золота, а лицо и руки были сделаны из отборной слоновой кости. Двухметровая статуя богини победы Ники, которую Афина держала в руке, казалась крошечной. Афина Парфенос поистине была величественной! Трудно представить, что такое мог создать человек!


Каждый год в честь Афины жители устраивали празднества — малые Панафинеи, а каждые пять лет — Большие Панафинеи, когда самые достойные девушки полиса несли жертвоприношения и пеплос — специально сотканные за эти пять лет одежды для богини. Это была красивая церемониальная процессия.

Фидием и его учениками, были изготовлены превосходные скульптурные работы, украшавшие Парфенон. Многие из них более или менее хорошо сохранились и находятся теперь в Британском музее. На восточном фронтоне стояла группа, изображавшая рождение Паллады, на западном - группа, представлявшая спор её с Посейдоном о том, кому из них должно принадлежать покровительство над Аттикой




Athena Varvakeion

Наиболее полной и достоверной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Национальный музей, Афины), мрамор.



Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе).


Печальна судьба этой скульптуры… Но, может быть, осталось где-то такое место, высокая гора, где по-прежнему живут Боги в своих храмах. И никакие тираны и пожары не могут их уничтожить. Может, когда-нибудь, вслед за древними греками, мы научимся ощущать их присутствие. Ведь Акрополь со его храмами и богами — это не только физическое место.

Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия.


Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным — его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф.


Копия щита с изображением битвы, т. н. «Щит Странгфорда», Британский музей

Копией щита статуи с изображением битвы считается т. н. «Щит Странгфорда» в Британском музее.
Другая копия, хранящаяся в Лувре


Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.


На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины.

Мореплаватель Павсаний в своем путеводителе описывает её так:


Plaster cast-reconstruction of Athena statue based on the Roman copy after Phidias" Parthenos.


«Сама Афина сделана из слоновой кости и золота… Статуя изображает её во весь рост в хитоне до самых ступней ног, у неё на груди голова Медузы из слоновой кости, в руке она держит изображение Ники, приблизительно в четыре локтя, а в другой руке — копье. В ногах у неё лежит щит, а около копья змея; эта змея, вероятно — Эрихтоний». (Описание Эллады, XXIV, 7).


Château de Dampierre, Yvelines, France. Attempt to reconstruct the statue of Athena in the Parthenon at the scale of one fourth, by Henri Duponchet (1794-1868).


Athena Parthenos, 2. Jhd. n. Chr. (Gipsabguss, Original im Griechischen Nationalmuseum Athen


Title: Six Greek sculptors Year: 1915 (1910s) Authors: Gardner, Ernest Arthur, 1862-1939


Statuette of Athena. Pentelic marble. Found in Athens, near the Pnyx. Known as the "Lenormant Athena", this statuette copies the Athena Parthenos by Pheidias.


Louvre Museum


Athéna Parthénos dite Minerve au collier


Louvre Museum: Greco-Roman collection


Palazzo Altemps - Rome


Athena Porte Dorée


Austria, Vienna, Austrian Parliament Building



Athena_Partenos_from_Prado


«Афина Лемния»Athena Lemnia (Copenhagen Botanical Garden)

Лемносская Афина — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450—440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.«Фидий не всегда ваял образы Зевса, и не всегда отливал Афину, облачённую в бронзовый доспех, но он обратил своё искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, скрытым обычно шлемом, что закрывал красоту богини».


Plaster casts in Pushkin Museum, Moscow

Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на о. Лемнос, с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалеку от Пропилей.


Афина Лемния. Глиптотека.Мюнхен

Вторая из дрезденских реконструкций. Слепок в ГМИИ



Athena Lemnia (Bologna)


Reconstruction of the Acropolis and Areopagus in Athens

Богиня Афина. Скульптурная группа «Афина и Марсий» работы Мирона. Фрагмент

Museum Willet-Holthuysen, à Amsterdam


Athena (Museumsberg, Flensburg)


Pallas Athene, Bildhauer


Статуя «Афина Паллада» (Санкт-Петербург и Лен.область, Павловск, с северной стороны Павловского дворца)


Der Hofgarten des Schlosses Veitshöchheim.nahm seinen Anfang im 17. Jahrhundert als Fasanerie und wurde im 18. Jahrhundert weiter ausgestaltet und erweitert. Die Sandsteinfiguren stammen von Johann Wolfgang von der Auwera, Ferdinand Tietz und Johann Peter Wagner.
Haeferl - собственная работа


Statuette of Athena in pentelic marble, found at Epidaurus, bearing a dedication to Artemis


The 5 central figures of the west pediment of the Temple of Aphaia, ca. 505-500 B

Arte romana, atena, II secolo da un orginale greco della scuola di fidia del V secolo ac..Ancient Roman statues in the Museo Archeologico (Naples)


Athena at Pilate´s House in Seville. Roman copy of a greek original.

Statue of Athena; torso: 180-190 AD, supplementations: Renaissance and Baroque era; marble; Museum: LiebieghausAthena. Leptis Magna, Tripolitania. Roman copy from 5th c. Greek original


Statue of Athena on the orangery of Schloss Seehof.


thena, West pediment of the old temple of Athena Polias (Acropolis of Athens)


Bayreuth, Hofgarten, Neues Schloss, Athene/Athena (Kopie) von Johann Gabriel Räntz (um 1755)

Roman marble statuette of Athena. Leptis Magna, Tripolitania; copy of an original from the end of the 5th ct. BC. Istanbul Archaeological Museums .Athena of the Hope-Farnese type. Marble, Roman copy from the 1st-2nd centuries AD after a Greek origina


В Сочи


Athena. Tripoli-Nationalmuseum,Göttin Athena-Medus


Estatua romana de la diosa Atenea en el patio principal de la Casa de Pilatos, (Sevilla, Andalucía, España)...Sculpture of Athena found on Heraclea Lyncestis archaeological site in Macedonia


Athena Athene oder Bellona mit Drache auf Helm Friedrichsflügel Neues Palais Sanssouci


Marble statue of Minerva in the Ballroom at the Royal Castle in Warsaw (André Le Brun).


Athene-Statue und Zeus-Kopf am Athenebrunnen an der Karlshöhe in Stuttgart.



Buda-varoshaz-4.....Skulptúra (Atény) na budove Vysokej škole výtvarných umení v Bratislave


Façade du Palais des ducs de Bourgogne Dijon Côte-d"Or Bourgogne-Franche-Comté



Graz, Zeughaus, Fassade Figur Minerva


Neues Schloss Schleissheim, Gartenparterre, “Minerva” (“Athene”) von Giuseppe Volpini


Strasbourg, Université


Figura bogini wojny, Ateny na fasadzie Zbrojowni



Roma, Museo nazionale romano a palazzo Altemps, statua rinvenuta nel 1627 nel Campo Marzio e riscolpita da Alessandro Algardi per il cardinale Ludovisi come Atena (tipo Giustiniani). Sono di restauro le mani e la parte inferiore del corpo e del tronco.

Mattei Athena Louvre


Акрополь (от греческого слова » акрополис» — что в переводе означает » верхний город») — представляет собой укрепленную часть города, находящуюся на возвышенности и предназначенную для обороны города в военное время. Акрополь был местом изначального поселения людей, а уже значительно позже вокруг него был построен нижний город, не имеющий значительных защитных сооружений.

Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления. Такая цитадель в Древней Греции называлась Акрополем. Однако постройка выполняла не только роль внутренней крепости — греки хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священные очищающие душу силы и бессмертие.

Бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепили вход в Акрополь лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. На акрополе были расположены храмы, посвященные древнегреческим богам. Одним из выдающихся памятников мировой архитектуры является Акрополь в Афинах.

Афинский акрополь занимает скалистый холм высотой более 150 метров. Его вершина пологая, и храмы построены на нем в восходящем порядке. Холм в ширину достигает размеров 170 метров, а в длину — около 300 метров.

Структура акрополя в Афинах.

Ансамбль Афинского Акрополя имеет в своем составе несколько храмов и других важнейших объектов, среди которых можно назвать следующие:

  • — это центральный и самый главный храм Акрополя, посвященный покровительнице городе, богине Афине. Построен храм в середине 5 века до нашей эры архитектором Калликратом.

  • Гекатомпедон — один из древнейших храмов в составе Акрополя, который был построен в честь богини Афины, который был построен значительно раньше Парфенона.
  • — храм в составе Акрополя, расположенный севернее Парфенона, который также имел важное религиозное и культовое значение. Эрехтейон был посвящен богине мудрости Афине, богу морей Посейдону, а также легендарному афинскому царю Эрехтею.

  • Статуя Афины Промахос — огромная бронзоая статуя богини Афины — покровительницы города — полиса. Ее автором стал скульптор Фидий, который воздвиг статую в 465 — 455 годах до нашей эры на возвышенном постаменте между храмами Парфеноном и Эрехтейоном.

Афина держит в руках щит и копье, а на голове статуи красуется золотой шлем. Копье также было сделано из чистого золота. В лучах солнца они сверкали, и их свет был виден на многие километры. Именно поэтому статуя Афины Промахос служила своеобразным маяком для моряков — по ней они ориентировались и успешно достигали берегов Эллады.

  • Пропилеи — представляют собой проход, ограниченный колоннадой, который предназначен для торжественных шествий. Пропилеи не случайно стали визитной карточкой Акрополя — их стройная колоннада оформляет вход в ансамбль.

  • Храм Ники Аптерос — посвящен богине Нике — победительнице. Храм расположен в юго — западном направлении от Пропилей. Он построен на выступе скалы, и поэтому дополнительно укреплен опорной стеной высотой в 8 метров. Храм Ники был построен Калликратом в 427 — 424 годах до нашей эры.

  • Элевсинион
  • Бравронейон — это святилище богини Артемиды Бравронской, которое было расположено в углу Акрополя рядом с Халькотекой. Богиня Артемида покровительствовала беременным женщинам и роженицам. храма отличается простотой и изяществом.

  • Халькотека — специальное здание, в котором были собраны для хранения оружие, ритуальные предметы и утварь для совершения жертвоприношений. Именно здесь хранились принадлежащие городу копья, щиты, панцири, катапульты, а также трофейное оружие, добытое в честном бою у неприятеля.

  • Пандросейон — это храмовая постройка — святилище, построенное в честь дочери первого царя Аттики Кекропса, которую звали Пандроса. Двор святилища имеет трапециевидную форму. На его территории расположен алтарь бога Зевса Геркея — покровителя семейного очага.

  • Аррефорион — это сооружение небольшого размера, служащее для проживания четырех аррефор — молодых девушек знатного происхождения, которые ткали пеплос, предназначенный в подарок богине Афине во время проведения ежегодных Панафинейских игр.
  • Афинский алтарь — специальное место во дворе Акрополя, на котором было принято совершать ритуальные жертвоприношения в честь древнегреческих богов. Обычно жертвы необходимо было приносить во время проведения торжественных мероприятий и праздников.

  • Святилище Зевса Полиея
  • Святилище Пандиона — на сегодняшний день представляет собой руины разрушенного здания, которое в древности находилось в юго — восточной части Афинского Акрополя. Это небольшое сооружение было храмом легендарного древнегреческого героя Пандеониса, одного из афинских царей.
  • Одеон Герода Аттического — представляет собой постройку в виде древнегреческого театра, рассчитанного для посещения 5 тысяч зрителей. Здание было построено в 165 году нашей эры по заказу греческого оратора и философа Герода Аттика в память о своей умершей супруге Регине. На сегодняшний день здание сохранилось практически полностью, и в нем проводятся спектакли и концерты.

  • Стоя Эвмена — это двухэтажное здание, в которого присутствуют колонны дорического ордера. Внутри сооружения расположены ионические колонны, а верхний ярус украшают капители, выполненный в пергамонском стиле. Впереди Стои находятся остатки фундамента памятника Никию. Стоя Эвмена была построена на склоне холма, и свое название получила по имени архитектора Эвмена II Пергамского.
  • Асклепион — это древнегреческий храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия. Святилище имело не только религиозно — культовое значение, но и выполняло функции лечебного учреждения. Асклепионы способствовали развитию медицинской науки в Древней Элладе.

Лечением больных занимались жрецы бога врачевания — асклепиады. Поначалу выполнялись только определенные ритуальные действия, но позже жрецы стали использовать различные целебные травы и снадобья. Это помогало излечению больных, а также способствовало накоплению специальных медицинских знаний.

  • Театр Диониса
  • Одеон Перикла
  • Теменос Диониса
  • Святилище Аглавры

Пропилеи.

Этой границей служили колоннада под названием Пропилеи. Греки усовершенствовали ордер, заимствованный из традиционной египетской архитектуры. Колонны Пропилеи выполнены в дорическом ордере, который греки считали воплощением силы и мужества.

Экстерьер Пропилеи не характеризуется симметричными линиями. Правое крыло постройки словно сжалось, чтобы освободить место для мраморного храма. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это колонны ионического ордера — воплощение изящной женственности.

Храм Ники Аптерос.

Богиня победы Ника изображена безоружной, ибо настоящая победа выше оружия. Победа непостоянна, поэтому Ника имеет орлиные крылья. После греко — персидских войн греки утверждали, что поселившись в их городе, Ника никогда уже его не покинет, и поэтому изображали победу без крыльев, а сооружение назвали храмом Бескрылой Победы — Ники Аптерос. Таким образом, Победа стала для Афин домашней богиней.

И, как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из барельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии. Храм Ники расположен непосредственно перед входом в Акрополь. Левое крыло Пропилеи — просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи — Пинакотека.

Статуя Афины Промахос.

Подобно тому, как другие города являлись отдельными друг от друга полисами, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу — миром, в котором реальность сливалась с вымыслом. Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура в чешуйчатом панцире, отлитая из бронзы.

В борьбе за независимость было осознанно единство между людьми и землей. Грек беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, и Афины в любой момент могли снов обратиться к войне. Вооруженный мир существовал в обличии покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной.

Греческие скульпторы не придерживались раз и навсегда установленных стандартов, они постоянно находились в творческом поиске. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест. Каноны греческого искусства не были неизменны и за их строгим соблюдением жрецы не следили. Каждый мастер вносил свои изменения. Также греческому искусству были неведомы раз и навсегда установленные сюжеты.

Мир представлялся грекам в постоянном циклическом движении. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. Скульптура считалась главным из искусств, и работы над созданием скульптурных композиций возглавлял гениальный древнегреческий скульптор Фидий — творец бронзовой статуи Афины.

Как гласил миф, на роль покровителя города — полиса претендовали два божества — Афина и бог морей Посейдон. Во время спора Афина слегка коснулась скалы копьем, и на этом месте выросла олива. В свою очередь, Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода.

Однако боги единодушно признали чудо, сотворенное Афиной, более полезным, и отдали город под ее покровительство. Свое название город также получил по имени богини.

Бог морей Посейдон был еще и богом богачей, в то время как богиня мудрости Афина покровительствовала труженикам. Миф о победе Афины над Посейдоном запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона — главного храма Акрополя.

Большинство фигур изображены обнаженными. Идеалом греков была гармония внешней и внутренней красоты, единство тела и духа. Греческие боги, непоседливые, пылкие и деятельные по своему характеру были похожими на самих греков.

Парфенон - символ западной цивилизации и одно из самых знаменитых сооружений в мире. Храм был построен в 5 столетии до нашей эры. Парфенон возвышается над Афинами с великолепной позиции на вершине священного холма Акрополь. Храм был построен в честь покровительницы города - богини Афины. Первоначально он был известен как Великий Храм, но затем получил имя Парфенон.

История Парфенона

Текущий Парфенон не был первым храмом, созданным здесь в античные времена. Сохранились следы двух более ранних храмов, немного меньших по размеру - один из них был построен из камня, а второй из мрамора. Вскоре после того, как в 480 до н.э персы разрушили все здания на Акрополе , Перикл приказал построить новый большой храм, назначив архитектора и скульптора Фидия для контроля за проектом. Дизайн Парфенона приписывают Калликрату и Иктину. Строительство началось в 447 до н.э. и храм был закончен всего девять лет спустя. До 432 года Фидий продолжал работать над великолепными скульптурами, которые украсили храм.


После античного периода Парфенон был преобразован в церковь, а во время османской оккупации Афин использовался в качестве арсенала. Он превратился в руины только в 1687 году, когда осадившие османов венецианцы атаковали Акрополь с холма Филопаппу. Во время атаки взорвались хранившиеся в Парфеноне боеприпасы, разрушив крышу, интерьер и четырнадцать колонн.

Храм Парфенон

Парфенон был создан как периптер - храм, окруженный колоннами в дорическом порядке. Храм размерами в 30.86 на 69.51 метров содержал две целлы (внутренние палаты). В восточной целле размещалась большая статуя богини Афины. Западная целла использовалась исключительно священниками и содержала казначейство Делианской Лиги (союза греческих городов-государств).


Парфенон был украшен многочисленными скульптурами и рельефами. На одних только фронтонах было приблизительно пятьдесят скульптур. Большинство сохранившихся до наших дней скульптур демонстрируется в британском Музее в Лондоне, в то время как некоторые можно увидеть в соседнем Музее Акрополя. Было два фриза: внутренний фриз в целлах и внешний фриз, который состоял из триглифов (вертикальные полосы) и метопов (прямоугольные фигуры) со вспомогательными скульптурами. Внутренний фриз был разработан Фидием и изображал Панафинеи - фестиваль в честь богини Афины. Многие метопы и части внутреннего фриза могут быть также найдены в Британском Музее.


Чтобы достигнуть визуального совершенства, создатели Парфенона использовали оптические трюки, бросая вызов законам перспективе. Колонны немного наклонены внутрь и имеют искривленную форму. В результате, горизонтальные и вертикальные линии сооружения невооруженным глазом кажутся совершенно прямыми.
Большинство людей думает, что у древних храмов всегда были естественные мраморные цвета. Но здания и статуи в Античный период часто были очень красочны. Парфенон не стал исключением: скульптуры на фризах, фронтоне и на крыше были окрашены ярко синими, красными и золотыми цветами.

Статуя Афины в Парфеноне

Главная цель храма состояла в размещении двенадцатиметровой статуи Афины Парфенос, созданной Фидием. Статуя Афины - одна из самых легендарных греческих статуй . Она была сделана из золота и слоновой кости вокруг деревянной оправы. Как и все другие скульптуры Парфенона, статуя была окрашена яркими цветами - преимущественно синими и красными. Афина была изображена в образе богини войны. На голове одет шлем, ее левая рука опиралась на щит, а в правой руке она держала статую крылатой Ники. К сожалению, оригинальная статуя потеряна, но современная полномасштабная точная копия Афины Парфенос находится в Нэшвилле (США).




Греция. Колыбель античности, омываемая Ионическим и Эгейским морями. В этих землях герои древности начинали свои отважные путешествия, а в тени оливковых деревьев предавались раздумьям великие умы той эпохи, подарившие современному миру философию, заложившие фундамент точных наук и посеявшие семена тайного знания, давшего свои плоды в эпоху Средневековья в виде алхимии, а позже и масонства. Кроме высокой культуры и легендарной мифологии древняя Греция прославилась также своей архитектурой. Пять из семи классических чудес света возвели именно греки. Но не смотря на грандиозность и величие, многие из работ древнегреческих скульпторов и архитекторов оказались вне данного списка. Например, статуя Афродиты Книдской, храм богини Геры или гениальное творение Фидия — статуя Афины Парфенос в храме Парфенон, руины которого и ныне располагаются в Афинском Акрополе. Многие специалисты сходятся во мнении что и сам Акрополь можно причислить к одному из чудес Древнего Мира.

Древние Афины прославились как колыбель демократии и родина таких великих мыслителей древности, как Сократ, Платон, Эвклид. Но Афины — это еще и неповторимая архитектура, жемчужиной которой является Афинский Акрополь. Здесь мудрость древних нашла свое воплощение в камне. Акрополь представляет из себя холм, высотой в 156 метров. Сами Афины были выстроены вокруг Акрополя, на котором было укрепленное поселение еще в микенскую эпоху, XVI — XIII веках до н. э. Рост и укрепление Афин, их политический выход на одну из главенствующих ролей среди древнегреческих полисов — все это способствовало повышению материального благосостояния и культурному развитию. Во времена правления Перикла, в середине V века до н. э., в Акрополе был возведен легендарный Парфенон, ставший жемчужиной местного архитектурного ансамбля. Перикл лично руководил строительством храма на священном месте.

«Пропорции и классические линии» — таков был замысел Перикла. Именно здесь должно было пробудится новое мировоззрение. Парфенону было суждено стать центром Афин, а Афинам — центром всей Греции! Храм построен целиком из пентелийского мрамора. Кладка была сухой, то есть осуществлялась без каких-либо растворов или цемента. Блоки были правильными квадратами, тщательно обточенными по краям и подогнанными по размеру друг к другу. Статуи и рельефы были выполнены по эскизам Фидия, который считается одним из величайших скульпторов античности. Среди его работ была известнейшая статуя Афины Парфенос. Но сегодня от них в храме практически ничего не осталось. В 1687 году венецианское войско осадило город, который в то время принадлежал туркам, догадавшимся спрятать весь порох в Акрополе. Попавшая в храм граната уничтожила большую часть творений Фидия. Завершил разрушение храма британский лорд Эльджин, который примерно в 1800-м году, на фоне приближения к Афинам французов, велел вывезти мраморные статуи из храма в Англию. А те, что вывезти не успевали — сбрасывали с 150-ти метровой высоты. Сегодня в Британском музее есть даже специальный зал для трофеев из Парфенона.

Возвращаясь к Акрополю — на холме располагались и другие здания: многие святилища и алтари, священные участки разных божеств, где обыватели могли физически испытать трансцендентное чувство присутствия божественного. Среди прочих храмов древнейшим считается Гекатомпедон, посвященные богине Афине. Он был предшественником Парфенона, построенным на месте еще более древнего микенского дворца. Еще одним памятником Акрополя является Эрехтейон — храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею. Из скульптур, созданных Фидием, особо выделялись две: выполненная из золота и слоновой кости 13-ти метровая Афина Парфенос, дожившая до наших дней лишь в форме скромных копий, и огромная бронзовая Афина Промахос, чей шлем служил маяком для проходящих мимо судов. Театр Дионисия также является уникальным и неповторимым местом — его камни были свидетелями выступлений многих исторических личностей, среди которых был император Нерон.

Сегодняшняя Греция — рай для туристов. Множество памятников древности, легендарных руин и просто прославленных мест найдется на ее карте. Но Афинский Акрополь привлекает к себе внимания ровно столько, сколько все остальные исторические достопримечательности Греции вместе взятые. Это не удивительно, ведь где еще турист найдет такую концентрацию исторических артефактов в одном месте? Месте, где модно увидеть своими глазами древние скульптуры и прочие реликты в Новом музее акрополя, выпить вина на камнях театра Дионисия, ощутить присутствие языческих божеств и просто впитать в себя дух места, повидавшего и языческие обряды, и христианские проповеди, и мусульманские дуа. Современный Акрополь, переживший и войны, и праздники, сегодня является лишь руинами, но даже руины эти пропитаны духом времени и былого величия.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook