Индейская народность построившая город теночтитлан. Мехико (Теночтитлан) – великолепная столица империи ацтеков. Теночтитлан - столица ацтекской цивилизации

Теночтитлан - город-государство, находившийся на месте современного города Мехико. Предание таково, что однажды, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал индейцам «мешика» (они же ацтеки), чтобы они основали город Теночтитлан на том месте, где увидят картину - орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Такая возможность им предоставилась аж через 130 лет скитаний в южных землях Северной Америки, когда на одном из островов озера Тескоко индейцы увидели орла, державшего в когтях змею.

Теночтитлан – столица ацтеков

По более реальной версии, племя «мешика» пришло в долину Мехико с севера - с земель, ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами, и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками и увиденный ими орёл, держащий в своих лапах змею. По понятиям ацтеков, это символизировало торжество добра над злом. Таким образом, приблизительно в 1325 году, на острове посредине соленого озера Тескоко был основан Теночтитлан (в переводе с ацтекского - «дом кактусовой скалы»), а в 1337 году, к северу от Теночтитлана, отделившаяся часть племени основала город - спутник Тлателолько.

Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей - таковы были показатели его роста примерно через 100 лет после основания. А в течение последующих ещё 100 лет город разросся до 13,5 квадратных км, на которых размещалось до 212 500 жителей (по другим данным, до 350 000 и даже - до 500 000 жителей). Испанский губернатор, назначенный Кортесом, говорил о миллионном населении города.
В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам Теночтитлан был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков.

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли (Змеиная стена). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

Город Теночтитлан: достопримечательности

В городе было много интересных архитектурных сооружений. Город Теночтитлан украшают:
Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока – бога дождя и Уитцилопочтли – бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора – самого большого на всей территории Америки. Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала – тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. В настоящее время открыта для посещения и находится на Сокало, справа от кафедрального собора Мехико.

Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг.


Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило на главную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.
Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Также на ритуальной площади столицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.

Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Денег у ацтеков не было и функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары.
Городские дамбы. Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию – сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.

Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков - хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках.

Столица ацтеков Теночтитлан и приход испанцев

В XV-XVI веках столица ацтеков Теночтитлан превратился в один из красивейших городов Западного полушария. По всей видимости, он являлся тогда одним из крупнейших в мире: численность населения к началу XVI века, составляла почти 500 тыс. человек, - по тем временам колоссальная цифра. Этот величественный город успел просуществовать около двух столетий. Испанские конкистадоры под предводительством Эрнана Кортеса, прибывшие в Теночтитлан 8 ноября 1519 года, были поражены великолепием огромного города.

По словам одного из прибывших на остров испанцев, «такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чём-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели». Ацтеки - далеко не мирный народ - военной силой подчинили себе большую часть соседей, но испанцев встретили, на удивление радушно, ведь по древней легенде, изгнанный индейцами бородатый, светлолицый и белокожий бог Кецалькоатль должен был вернуться именно в год тростникового прута, и Кортеса с товарищами приняли именно за него.
Политика Кортеса, однако, привела к конфликту: вспыхнуло восстание, и испанцам пришлось убегать из Теночтитлана в ночь на 1 июля, в дальнейшем получившую название «Ночь печали». Потерпев поражение, Кортес и не думал сдаваться. Пополнив армию людьми и оружием, он развернул новое наступление на ацтекскую столицу - Мехико, как уже тогда испанцы называли Теночтитлан и 13 мая 1521 года, после семидесятидневной осады город пал. Так закончилась история одного города и началась история другого.
Про другие древние города Центральной Америки можно почитать в наших статьях про Паленке, Чичен-Ица и Мачу-Пикчу.

Города-государства и поселения цивилизации ацтеков возводились на обширных горных плато мексиканской долины, на которой в наши дни располагается столица Мексики. Это плодородные земли общей площадью в 6.5 тысяч кв. км, - земли, простирающиеся приблизительно на 50 км, в длину и ширину. “Долина Мехико” лежит на высоте 2500 метров над уровнем моря и со всех сторон окружена вулканическими горами высотою в 5 тысяч метров.

Цивилизация ацтеков пришла на данные земли из-за озера Тескоко, способного снабдить тысячи людей пресной водой и пищей. Озеро питалось ручьями и горными стоками, периодически выходя за края, и разливаясь на сотни метров. Однако, озеро снабжало местных жителей питьевой водой, создавало среду для обитания рыб, млекопитающих и птиц. Тройственный союз городов-государств подчинял своей власти обширные территории от границ Гватемалы до нынешней северной Мексики. Прибрежные равнины Мексиканского залива, горные ущелья Оахака и Герреро, тропические леса Юкатана - все это принадлежало цивилизации ацтекам. Тем самым в распоряжении индейцев были всевозможные природные ресурсы, которых не наблюдалось в местах их первоначального расположения.

Языки группы науатль являлись главенствующими в цивилизации ацтеков. Диалекты науатль были приняты вторым языком и играли роль языка-посредника почти на всех территориях Южной Америки в период испанской колонизации. Языковое наследие ацтеков обнаруживается во множественных топонимах - Акапулько, Оахака. По оценкам историков, около 1.5 миллиона человек до сих пор используют язык науатль или его варианты в ежедневном общении. Цивилизация ацтеков говорила поголовно на языках науатль. Языки данной группы распространились от Центральной Америки до Канады и включают в себя около 30 родственных диалектов. Цивилизация ацтеков, индейцы этой империи, являлись большими знатоками и любителями словесности. Они собирали целые библиотеки пиктографических книг с различными описаниями религиозных обрядов и церемоний, исторических событий, сборов дани, и простые реестры. Ацтеки в качестве бумаги использовали кору. К сожалению, большая часть книг, принадлежащих древним ацтекам, была уничтожена испанцами в период завоевания. В наши дни, ученым, занимающимся исследованиям древней народности ацтеков, приходится работать с крупицами, уцелевшей письменной информации. Первые сведения об индейцах ацтеках были получены, что не удивительно, в период конкисты.

Индейцы ацтекиВ пяти письмах, донесениях, королю от Кортеса содержались первичные сведения об индейцах Америки. Спустя 40 лет солдат, участник одной из экспедиций испанцев - Берналь Диас Кастильо, составил подлинную историю испанского завоевания, где в подробностях описывались теночки и братские им народы. Первые информационные справочки об аспектах жизни ацтеков и культуры были составлены в конце 16 и начале 17 веков, - всевозможные этнографические описания, созданные ацтекской знатью, и испанскими монахами. Наиболее ценным образцом подобной письменности, дошедшей до наших дней, является многотомная рукопись “Всеобщая история Новой Испании”.

Культура ацтеков по средствам языка была связана с культурным комплексом народов науа. Согласно мифам и индейским легендам, племена, которые впоследствии образовали некогда величественную, и могущественную империю ацтеков, пришли в долину Анауак с северных земель. Место расположения долины Анауак известно наверняка - это территория современной столицы Мексики, но достоверно неизвестно, откуда на эти земли пришли ацтеки. Исследователи постоянно выдвигают свои теории об исторической родине индейцев, однако, все они оказываются ложными. Согласно легендам, предки ацтеков пришли с севера, из места, именуемого Ацтлан. По легенде, индейцев в новые земли вел бог Уицилопочтли - “бог колибри”, “колибри левша”.

Индейцы Америки обосновались на месте, указанном им самими богами, - общеизвестна легенда об орле, восседавшем на кактусе, об орле из пророчества о новой земле ацтеков. В наши дни эта легенда - орел, поедающий змея, - отображена в рисунке мексиканского флага. Таким образом, согласно легендам, ацтеки еще в 1256 году очутились на землях долины Мехико, окружаемой скалами, и омываемой водами озера Тескоко. До прихода племени ацтеков, земли озера Тескоко были разделены между главенствующими городами-государствами. Ацтеки, признав власть правителя одного из городов, обосновались на его землях и построили свой город, свою великую столицу - Теночтитлан. Согласно историческим данным город был построен в 1325 году нашей эры. Сегодня бывшая столица ацтеков является историческим центром Мехико. Согласно поверьям, местное население приняло ацтеков в штыки, их считали нецивилизованными и необразованными, а главное невообразимо жестокими. Однако, пришедшие племена индейцев, не ответили на агрессию агрессией - они решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от своих соседей.

Ацтеки впитали веды окружающих их племен и близких им народностей. Основным источником развития племен послужили знания и опыт древних тольтеков, и сами тольтекские племена, как учителя. Для всего ацтекского народа тольтеки являлись создателями культуры. В языке этого народа слово “тольтекайотль” являлось синонимом слова “культура”. Ацтекская мифология отождествляет тольтеков и культ Кетцалькоатля с городом Толлан (современный город Тула в Мексике). Вместе со знаниями ацтеки впитали и традиции тольтеков и приближенных к ним народностей. Среди традиций были и основы религии. К таковым заимствованиям в первую очередь относится миф о сотворении мира, описывающий четыре солнца, четыре эпохи, каждая из которых заканчивалась гибелью жизни и вселенской катастрофой. В культуре ацтеков текущая четвертая эпоха, четвертое солнце, избежало разрушения благодаря самопожертвованию верховного бога - бога Нанауатля, что означает “весь в ранах”.

Такое название город получил в честь легендарного вождя Теноча. В его честь также было названо главенствующее племя ацтеков - “теночки”. Некоторыми исследователями название городатрактуется, как “место, где рос кактус”.

Город долгие столетия являлся ацтекской столицей. Располагался он на острове посреди озера Тескоко, на острове, окруженном болотистыми берегами долины Анауак. Озеро, окружавшее Теночтитлан, изобиловало всевозможной рыбой, млекопитающими, съедобными водорослями и водоплавающей птицей. С берегом Теночтитлан связывало 3 широкие дамбы - переправы, в соответствии с числом городских ворот. Первая дамба вела в Тепейакак, втора в Койоакан, третья в Истапалапу и четвертая в Тлакопан. От западного берега озера Тескоко древняя столица Америки находилась на расстоянии одного километра. Долина озера Тескоко представляет собой обширную овальную впадину 64 километров ширины и 112 километров длины. В южной ее части, где раньше располагалась столица государства ацтеков, сегодня стоит столица Мексики - Мехико, возведенный в 16 веке испанскими конкистадорами. Высокие горные цепи окружали Теночтитлан, а сегодня окружают Мехико со всех сторон.

На юге долины находится два спящих вулкана - заснеженный вулкан Попокатепетль и вулкан Ицтаксиуатль. К приходу испанских завоевателей столица государства ацтеков была более организованной и обширной по своим размерам, нежели любой другой город Европы той эпохи. Для примера, в Лондоне 14-15 столетия проживала в 4 раза меньше жителей, чем в ацтекской столице . За свою недолгую историю ацтеки превратили древнюю столицу Америки в огромный мегаполис с более чем 200 тысячами жителей.

Некоторые исследователи полагают, что количество жителей равнялось 250 тысячам. Также Tenochtitlan опережал европейские города по площади. По некоторым оценкам площадь города достигала 12 квадратных километров. Древняя столица ацтеков была поделена на четыре квартала: Куэпопан, Теопан, Мойотлан, Астакалько; а посреди города находился величественный ритуальный центр, включавший в себя Великий Храм . Несмотря на это, каждый из четырех кварталов, районов, обладал своим храмовым комплексом.

Столица ацтеков славилась своей архитектурой, на ее территории располагалось бесчисленное количество храмов, школ, служебных и церемониальных построек. Большая их часть возводилась на особых сваях. Рыхлая почва острова, на котором располагался город Теночтитлан, не позволяла древним зодчим возводить здания обычными способами. В немалой степени на архитектуру ацтекской столицы повлияли и частые наводнения с оседаниями грунта. Жители Теночтитлана были приучены к тому, что в определенные сезоны им приходилось передвигаться по воде. Центр ацтекской столицы - гигантская по размерам ритуальная площадь с множеством алтарей, храмов и других построек религиозной необходимости.

Над всем этим возвышался 45-метровый Великий храм, впоследствии разрушенный испанскими завоевателями. По сути, центральная площадь ацтекской столицы являлось городом внутри города - общая площадь данного сооружения достигала 1200 метров квадратных. Попасть в ритуальный центр Теночтитлана можно было, лишь преодолев главные строго охраняемые ворота. Использовалась ритуальная площадь для проведения особо важных празднований, общих собраний и отдельных ритуалов, в частности, жертвоприношений. Столица ацтеков являлась хорошо продуманным с архитектурной точки зрения городом. Так, для снабжения жителей питьевой водой, в столице была возведена целая сеть акведуков, главный из которых брал свое начало из источника Чапультепек, находящегося на западной стороне озера.

В Теночтитлан, во всего его районы, по дамбе и акведукам постоянно доставлялась чистая питьевая вода. Был на территории столицы ацтеков и свой рынок. По описанию испанцев, рынок этот был большим и хорошо организованным. Насколько известно рынок занимал почти всю северную часть города - Тлателолько. Древняя столица Америки, не смотря на свое географическое положение, являлась сельскохозяйственным центром империи ацтеков. В сохранившихся кодексах ацтеков говориться о том, что ацтекские крестьяне и земледельцы создавали полосы плодородной почвы из водорослей и ила, добываемых из соседних болот. Фактически столицу Америки снабжала собственная инфраструктура. Данные почвенные полосы, называемые Чинампами, были весьма плодородными: в некоторых районах с них собирали от пяти до семи урожаев за год. Неподалеку от ритуального центра города располагались жилища местной знати и правителя Теночтитлана.

Дворец императора - короля ацтеков являлся одной из удивительнейших построек древнего города. Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков - хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках. Дома же знати были очень большими, и часто на окружающих их территориях, располагались сады и всевозможные пристройки. В садах Теночтитлана росли фруктовые деревья и травы, используемые в пищу или в медицине. Из усадебных пристроек знати следует выделить бассейны, построенные из камня и известняка.

Теночтитлан - достопримечательности города.

Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. - город величественной архитектуры. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. В некоторых из патио находился выход водопровода, откуда вода поступала во все части дворца.

Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг. Столица ацтеков - Теночтитлан была богата на всевозможные дворцовые постройки. Это подтверждают многочисленные реконструкционные фото Теночтитлана.

Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило величественную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.


Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока - бога дождя и Уитцилопочтли - бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора - самого грандиозного на всей территории Америки.

Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала - тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. Великая пирамида занимала целую площадь, на которой могло располагаться около сотни обычных жилых домов. Середину храма занимало два алтаря, с восседавшими на них идолами громадных размеров. Один из идолов представлял бога войны с большой головой, угрожающего вида чертами лица и свирепыми глазами: в одной руке он держал лук; в другой была связка стрел. На шее идола располагались маски с человеческими лицами, сделанные из золота и серебра.

Великая пирамида Тлалока выглядела более броской. На вершине храма виднелась капелла с чудной резьбой на ней. Великая пирамида Тлалока так же, как и соседний храм охранялась идолом - получеловек - полуящерица. В храме хранилась большая часть церемониальных принадлежностей - малые и большие трубы, колоссальных размеров барабан, жертвенный нож из камня. Согласно испанским хроника,м на территории центрального города ацтеков располагалось около трехсот различных храмов и храмовых построек. Однако все они были меньших размеров, нежели, Великая пирамида.

Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Ритуальный центр города. Ритуальная площадь представляла собою громадные площадки, окружающие Великую пирамиду. Каждая площадка была огорожена двойной стеной с выложенными на ней гладкими плитами. Существовала на территории ритуальных площадей и своя женская школа, в которой знатные девушки жили в строгом затворе, словно монашки. Женские школы славились своими традициями, так женщины, являвшиеся послушницами, обучались ровно год, после чего выдавались замуж или давали обет служения. Для обучения в подобных школах набирались девочки, достигшие возраста в 12-13 лет.

Также на ритуальной площадистолицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.

Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Ацтекская столица являлась важнейшим звеном империи, в том числе и в сельском хозяйстве. Посему, все продукты, завозимые в город, и продаваемые на рынке местными фермерами, проходили проверку. Денег у ацтеков не было, функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары. Городские дамбы.

Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию - сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Ацтекская столица - грандиозный город и постройки в нем соответствующие. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.

Акведук. Древний город ацтеков, как и любой другой крупный город нуждался в постоянном снабжении водой. Для этих целей древними зодчими были возведены величественные акведуки. По дамбе прокладывалось два канала, вымощенных известняком, и доставляющих в различные части города чистую, пресную воду. Ацтеки задумывали древнюю столицу Америки, как хорошо продуманный город. Когда один акведук перекладывали или очищали, его функции переходили на другие, а значит не один район города, не страдал от недостатка воды.

Теночтитлан - история города.

1322 год. Правитель города Кулуакан изгоняет мешиков из своих земель, впоследствии они перебираются на болотистые земли долины Мехико.

1325 год. На острове озера Тескоко ацтеки возводят Tenochtitlan. Странствующие мешкеки, наяву наблюдают древнее пророчество. По легенде, бог солнца ацтеков велел им обосноваться на тех землях, где они встретят орла, пожирающего змею. Этими землями стала долина Мехико.

1337 год. Столица государства ацтеков налаживает отношения с соседними племенами. Отделившиеся от племени ацтеки основывают Тлателолько - город-спутник ацтекской столицы.

1390 год. На территории ацтекской столицы заканчивается возведение Великой пирамиды.

1420-1470 года. На территории города возводится дамба, защищающая ацтеков от наводнений, снабжающая их пресной водой.

1473 год. Ацтекам покоряется город Тлателолько, объявивший себя свободным городом-государством.

1483 год. Начинается процесс надстройки Великой пирамиды.

1519 год. Испанцы прибывают в ацтекскую столицу.

1520 год. Кортес бежит из города, гонимый ацтекскими воинами.

1521 год. Древняя столица Америки входит в прямой конфликт с испанцами. Начинается блокада города.

13 августа 1521 года. Теночтитлан пал. После семидесяти дневной осады, испанские завоеватели входят в город.

Название своё город получил в честь легендарного вождя Теноча (отсюда и другое название ацтеков - "теночки"). Есть и другой перевод названия города - "место, где растёт на камне кактус".

Озёра долины Мехико Город был столицей ацтекской империи и располагался на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико (долина Анауак). Озеро изобиловало рыбой, водоплавающей птицей. В приозёрных лесах водилось много дичи.

С берегом город связывали 3 широкие дороги-дамбы по числу городских ворот: на север в Тепейакак, на юг в Истапалапу и в Койоакан, на запад в Тлакопан и в Чапультепек. "Ясно видны были три дамбы, ведущие в Мексику, с их перерывами и мостами- через Истапалапан, по которой мы четыре дня тому назад вступили в столицу, через Тлакопу, по которой нам суждено было через целых 6 месяцев спасаться ночной порой, и через Тепеакилу" - *. От западного берега Тескоко город находился на расстоянии около 1 км. А с востока для защиты от наводнений была построена каменная плотина (Истапалапская дорога).

Долина Мехико - (20,8 Kb) Сама долина, в которой находилось озеро Тескоко, представляет собой обширную овальную выемку 112 километров длины и 64 километров ширины. В южной её части находится столица страны Мексики - город Мехико, построенный в XVI веке испанскими конкистадорами на развалинах ацтекского Теночтитлана. Высокие горные цепи окружают долину почти со всех сторон. А на юго-востоке её, словно два гигантских недремлющих стража, возвышаются вулканы - покрытый вечными снегами Попокатепетль ("Дымящая гора") и его спутница Ицтаксиуатль ("Спящая женщина"). Есть здесь и другие вулканы - помельче. Часть из них - постоянно действующие. Другие же молчат уже многие столетия, по крайней мере, на протяжении всей письменной истории Мексики.

Ко времени испанского завоевания этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой Европейский город того времени. Например, в Лондоне (в то время) проживало более чем в 4 раза меньшее количество людей. Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением (а по оценкам некоторых специалистов - 250 тысяч). Площадь города по некоторым оценкам достигала 12 км2.

Теночтитлан делился на 4 квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько; а посреди города располагался гигантский ритуальный центр. В каждом из четырёх кварталов имелся свой храмовый комплекс и находилось специальное здание, в котором обитал глава данного района. В Теночтитлане было построено множество зданий - храмов, школ, служебных построек и домов. Все монументальные постройки ацтекские строители, учитывая рыхлость грунта, возводили на длинных, тонких и упругих сваях. Наводнения и оседание грунта влияли на сооружения, которые из-за этого неоднократно перестраивались и ремонтировались.

Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Город пересекало 6 основных каналов и множество более мелких. "Всё озеро было, как на ладони; множество лодок сновало туда и сюда, доставляя людей и продукты в любой дом; а над домами повсюду высились, точно крепости, пирамиды храмов с часовнями и башенками на вершине".

Центр города был занят гигантским по размеру ритуальным центром с множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм. Священный центр был окружен защитной стеной, длина которой достигала 500 метров, а сам центр представлял из себя "город в городе" площадью более 1200 м2. Стена называлась Коатепантли ("змеиная стена"), названная так из-за выгравированных на ней голов змей, которые составляли внешний орнамент стены. Войти в центр можно было только через ворота - по одному с каждой стороны. Центр использовался для проведения праздников, общих собраний и некоторых ритуалов.

Для снабжения жителей питьевой водой, в городе была построена сеть акведуков, главный из которых брал начало из источника на холме Чапультепек, находящийся на западной стороне озера и доставлялся по дамбе. "Ясно виден был и водопровод Чапультепекский, снабжавший весь город питьевой водой", - писал Берналь Диас.

В Тлателолько (северной части города) располагался главный рынок города, который по описанию испанцев, был очень большой и хорошо организованный, с огромным разнообразием товаров. "Внизу под ними кишел рынок с его многочисленной толпой, и шум его был слышен на далёкую округу. Некоторые из нас, побывавшие в Константинополе и даже исходившие всю Италию, уверяли, что нигде они не встречали столь большого и добро устроенного рынка".

Несмотря на то, что город фактически находился на воде, сельское хозяйство было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские земледельцы создавали полосы плодородной земли, используя ил и водоросли из окрестных болот. Эти искусственно созданные поля, называемые чинампами, разделялись каналами, а их края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными по краям деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в болото. Чинампы были очень плодородными (в некоторых местах с них собирали до семи урожаев в год), а культуры выращенные на них потом свозились на рынок в Теночтитлане, в район под названием Тлателолько.

Правитель Теночтитлана и его знать жили в центре города, вблизи ритуальных сооружений. Дворец правителя был самым удивительным местом в городе.
Остальное же население жило по окраинам города группами, которые назывались кальпулли ("группы домов") и состояли из тех, кто выполнял один вид работ и их родственников. Каждый клан селился отдельным жилым массивом, состоявшим из одноэтажных домов. Дома эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из кирпича. Жилища соединялись в комплекс, в котором проживала обычно семья, включавшая от 2 до 6 малых родственных семей. Каждая женатая пара, как правило, занимала одну постройку из одной-двух комнат или один этаж в двухэтажном доме.
Некоторые дома были всё же очень большими (дома знати), и часто при них были сады - как наземные, так и висячие. В садах имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками. Нередко они были построены из камня (известняка).

В 1322 году правитель города Кулуакан прогоняет мешиков из своих земель, и они перебираются вглубь озера на болотистые островки. По другой версии, они получают независимость и покидают этот район - Тисапан ("у меловой воды").

Там, на острове озера Тескоко, ацтеки наяву наблюдают древнее пророчество. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Получив знак свыше, ацтеки решают основать на острове свой город - Теночтитлан. В 1325 году была основана будущая столица ацтекской империи.

В 1337 году к северу от Теночтитлана группой ацтеков, отделившейся от основного племени, основывается город-спутник Тлателолько.

Около 1390 года в центре города был заложен Великий Храм, посвящённый Уитцилопочтли (но, вполне вероятно, он мог быть построен и раньше).

В середине 15 века ацтеки продолжали обустраивать свою столицу и построили через озеро огромную дамбу, которая позволяла сохранять для жителей Теночтитлана пресную воду и защищала город от наводнений. Был построен первый акведук в городе.

В 1473 году Ашайакатль (правитель Теночтитлана) покоряет Тлателолько после того, как правитель этого города Мокиуштли провозглашает свою независимость.

В 1483 году новый правитель ацтеков Тисок Кальчиутлатонак ("Продырявленный изумрудами") решает перестроить главный теокалли, посвящённый Уицилопочтли (Великий Храм). Ацтеки делают его ещё выше, величественнее и мощнее. А завершает его перестройку 19 февраля 1487 года новый тлатоани ацтеков - Ауитсотль. Он же был вынужден заняться строительством ирригационных и водосборных сооружений, из-за периодического недостатка пищи и пресной воды в Теночтитлане (население города стремительно росло). Так был построен второй акведук в городе.

Несмотря на наличие дамб, в 1503 году сильные ливневые дожди затопляют город Теночтитлан.

Первыми из европейцев город увидели Эрнан Кортес и его солдаты, вступившие в него 8 ноября 1519 года.

В "ночь печали" с 30 июня на 1 июля 1520 года (по данным Гомара; по Диасу это произошло в ночь на 11 июня) Кортес вынужден был бежать из города, гонимый ацтекским войском.

Но Кортес не намерен был отказаться от своей цели… В первых числах июня 1521 года он блокирует Теночтитлан и начинает штурмовать его.

13 августа 1521 года после 70-ти дневной осады, испанский завоеватель Эрнан Кортес объявил город Теночтитлан владением короля Испании.
Город лежал в развалинах…

Достопримечательности Теночтитлана

Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад, а в высоту он достигал 45 метров. Размеры храма были такими: "Весь храм, как мне кажется, занимал огромную площадь, на которой могло бы поместиться сот пять обычных домов. Всё здание имело форму пирамиды с усечённой вершиной, на которой помещались башенки с идолами; ступени, идущие уступами, не имели перил". Широкая двойная лестница в 114 ступеней вела на самую вершину пирамиды, где на площадке стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. "Взобравшись на самый верх, мы увидали площадку с несколькими крупными камнями, на которые кладутся жертвы. Подле стоял громадный истукан, вроде дракона, окружённый столь же отвратительными изваяниями, и весь пол кругом был забрызган, свежей ещё, кровью". Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились.

Описание храма: "Середину занимали два алтаря, на которых высились два идола громадных размеров и неуклюжей формы. Один из них представлял бога войны с широким лицом, безобразными свирепыми глазами; в одной руке был лук, в другой, оттопыренной, связка стрел; тело чудовища было опутано какими- то змеями, а подле него изображён малый бес, как бы паж бога войны, державший короткое копьё и богато изукрашенный щит; всё было густо покрыто золотом, драгоценными камнями и жемчугом. На шее главного идола висело несколько человеческих масок, а также сердец из золота и серебра. Перед идолом стояли курительницы с местным ладаном "копалем", на них три сердца только что замученных индейцев. Стены и пол чернели от человеческой крови и распространяли отвратительную вонь".

Храм посвящённый Тлалоку выглядел таким образом: "На самой высшей точке всего храма была ещё и другая капелла, изукрашенная чудной резьбой; там тоже был идол, получеловек полуящерица, наполовину закрытый; эта закрытая часть, говорили нам, изображает землю, произрастительницу всех семян и растений, а само божество - бог плодородия. Но и тут была ужасная вонь от той же ужасной причины - запёкшейся, гниющей крови. Здесь же хранится колоссальный барабан, обтянутый кожей какой-то исполинской змеи; звук этого адского инструмента, слышимый на целую милю, нагоняет несказанную тоску. Тут же помещалось и множество других храмовых принадлежностей - большие и малые трубы, всякие жертвенные ножи из камня, множество обгорелых, сморщенных человеческих сердец".
Всего в столице (по некоторым данным) было около 300 храмов меньшего размера нежели Великий храм.

Ритуальный центр. "Наконец, мы покинули рынок и вошли в громадные дворы, окружавшие главный храм. Каждый из них много больше рынка в Саламанке, окружён двойной стеной, выложен большими гладкими плитами. Всюду величайшая чистота, нигде ни соринки, ни травки", таково первое впечатление о центре оставленное Берналем Диасом. В самом центре было множество громадных дворов: "Вокруг одного из дворов шли жилища "пап" и прочей храмовой челяди, а в особом большом доме находилось множество знатных девушек, живших здесь в строгом затворе вроде монашек, с особым даже своим небольшим храмом…". Существовала данная женская школа (тельпочкалли) при храме бога Уитцилопочтли. Для обучения в школе набирались девочки, достигшие 12-13 лет. Воспитанницы находились в храме в течение всего дня, а на ночь отправлялись домой. Их называли девами покаяния или сёстрами Уитцилопочтли. Они носили белую без украшений одежду, при поступлении в школу коротко отрезали себе волосы, а потом отпускали их. Занятия продолжались ровно год, а потом они могли покинуть школу и выйти замуж, но был и другой вариант - девочки могли давать обет служения на 1-3 года (иногда и на больший срок). В некоторых раннеколониальных источниках хронисты называют их чиуатламакаце ("совершенная женщина").

"Следует упомянуть здесь лишь о небольшом здании в виде башни. Вход в него охранялся двумя разинутыми каменными пастями с огромными клыками, и воистину это был вход в адскую пасть: ибо внутри было множество идолов, а в соседнем помещении много посуды для варки жертвенного мяса, всякие ножи и топоры, точно у мясников. Вблизи же были заготовлены штабели дров, а также водоёмы чудесной чистой воды, прямо из общего городского водопровода".

Главный рынок - тиангис. Территория рынка была окружена аркадами и была способна вместить от 25 до 100 тысяч человек. Он был настолько велик, что шум его был слышен на расстоянии пяти километров. Этот рынок был открыт каждый день (другие действующие в городе рынки были открыты для торговли раз в пять дней). Каждый вид торговли имел своё собственное место, а наиболее объёмные товары (например, камень, доски, брусья и т.п.) располагались ещё и на трёх главных магистралях (продолжениях дамб). Все товары тщательно проверялись. Денег у ацтеков не было; люди обменивались между собой своими товарами или платили бобами какао, медными топорами или отрезками материи. За порядком на рынке следили государственные служащие и судьи, которые решали все возникающие споры, кроме них на рынке, на всякий случай, находились и врачи.

Дамбы. Высота дамб в общем достигала "30 и более шагов" и сооружались они из "дерева и земли". Дамбы возводились постепенно, учитывая подъём уровня воды в озере, чтобы решить проблему затопления жилищ и чинамп. В основном дамбы служили для передвижения по ним. В нескольких местах они прерывались протоками, которые обеспечивали свободный переток воды из одной части озера в другую и проход для лодок. Дамба по которой Кортес вошёл в город по его описаниям составляла в длину более 9 километров, а в ширину две длины копья, так что восемь всадников могли ехать рядом. На этой дамбе располагались 3 города, в каждом из которых было от трёх до шести тысяч домов, а его жители занимались соляной торговлей. Вход в Теночтитлан с этой дамбы перекрывал мост в десять шагов шириной, со съёмными несущими балками.

Акведук. Для снабжения города водой, по дамбе было проложено два канала, вымощенные известняком и имевшие в ширину два шага и в глубину два стадия - по описаниям Кортеса. "Толщина струи" (потока воды) была размером с человеческое тело. Каналы функционировали поочерёдно. Когда один из них перекрывали для очистки, то по другому вода продолжала поступать в город. Сам канал доходил до самого центра и имел множество ответвлений в разные концы города и даже в отдельные дома, а все жители пользовались водой из него. Всего в городе было 3 акведука.

Дворец тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из нескольких десятков каменных одноэтажных зданий. В нём имелись также комнаты для заседаний совета и суда, помимо жилых помещений самого тлатоани, его жён и личных слуг. Во дворце размещалась и имперская гвардия, сильно напоминавшая двор, поскольку в неё входили вся наиболее родовитая знать страны. Всего по словам очевидцев дворец насчитывал около 300 комнат. Комплекс представлял собой совокупность внутренних и внешних дворов и двориков, а также помещений различного назначения. По одному из описаний, это сооружение имело 20 входов, по которым можно было выйти за пределы дворцового комплекса на прилегающие к дворцовым постройкам территории. Испанцы писали, что не зная расположения помещений, в этом дворце можно было легко заблудится. Все помещения комплекса так или иначе соединялись выходами в несколько патио (внутренние дворики, открытые помещения). В одном из патио находился выход водопровода, откуда вода поступала по скрытым каналам в другие части дома.
Весь дворец-комплекс тлатоани располагался за пределами ритуального центра. При нём находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские где трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и другие ремесленники. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. За одними только птицами ухаживали три сотни слуг. Существовал даже орнитологический госпиталь для больных птиц. Наряду с диковинными птицамии зверями во дворце содержались и диковинные люди: карлики и всякие уродцы. Весь дворцовый ансамбль был окружён густыми садами и цветниками. Дворцовые парки были самыми удивительными и великолепными во всём мире в ту эпоху.

Дворец Ашайакатля. Здание выходило своей тыльной частью на Великий храм, а от дворца тлатоани было отделено только вольерами для птиц и храмом Тецкатлипоки. Дворец был огромен и являлся наполовину сокровищницей, а наполовину - храмом (ранее он использовался как закрытая обитель для жриц). Во дворце было множество залов, в которых могли разместиться до полторы сотен человек. Одна из зал была замурована непосредственно перед приходом испанцев (которых разместили в этом дворце). Однако люди Кортеса заметили заложенную кирпичом дверь и, взломав её, увидели несколько комнат, набитых ценностями, собранными отцом Монтесумы II за двенадцать лет его правления, - идолы, изделия из перьев, украшения, драгоценные камни, серебро и огромное количество золота: "Зрелище всего этого богатства ошеломило нас. Будучи в то время юношей и никогда прежде не видя подобных богатств, я был убеждён, что нигде в мире больше не может существовать такого хранилища".

Цомпантли. Недалеко от главных ворот Великого храма был расположен цомпантли. Выглядел он в форме амфитеатра, в котором черепа были установлены рядами между камнями, зубами наружу. В конце цомпантли стояли две башни, построенные из строительного раствора и черепов. Сверху было воткнуто более 70-ти высоких шестов со штырями, на которые были нанизаны через виски по пять черепов. Всего испанцы насчитали там 136000

Империи с XIV века до року.Назва "империя" условное, поскольку европейские захватчики назвали так государственное образование ацтеков наподобие известной им своей испанской империи.

Город основан приблизительно года на острове, среди соленого озера Тескоко , близ более древнего поселения Тлателолько. Острова привлекли своим расположением посреди воды, которое образовывало естественную крепость . Воинственные ацтеки подобным путем защищались от тоже войвничих соседей.


1. Основание города

Монумент в честь индейцев, основателей города.

Древние ацтеки были охотниками-кочевниками. Они кочевали на территории современной Северной Америки. По легенде, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал ацтекам-индейцам, чтобы они основали город там, где увидят такую ​​картину: орел будет держать в своих когтях змею на кактусе. Блуждая в южных землях Северной Америки почти 130 лет, они увидели то, что заповедал им увидеть Бог солнца. В г. они основали город на западном берегу озера Тескоко и назвали его Теночтитлан, что в переводе означает "место колючих кактусов". В озере было много рыбы и птиц, на берегу было много дичи. По другой версии, город назван в честь вождя Теноча. Орел поймал змею и сел на кактус перешел на современный флаг государства.

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В центре города находился ритуальный центр, окруженный защитной стеной Коатепантли ("змеиная стена"). Город был застроен храмами , школами, служебными зданиями и домами. Сооружения через непрочный и влажная почва строили на длинных шестах.


2.2. Сельское хозяйство

В городе было развито сельское хозяйство, несмотря на то, что оно стояло на воде. Ацтеки создавали целые полосы плодородной земли, используя ил и водоросли. Эти искусственно созданные поля, назывались чинампа . Чинампа отличались исключительной родучистю (иногда урожай получали 7 раз в год), и ацтеки умели и любили на них выращивать много овощей, пряностей и цветов. Все это служило для потребления и торговли. Надлишкивидвозилы на большой рынок в центре Теночтитлана, как ярмарка привлекал от 25 до 100 тысяч человек.


2.3. Торговля

Испанцы , завоевавшие Теночтитлан, были поражены, увидев, насколько хорошо была развитой торговля у ацтеков. Ацтеки были превосходными воинами и торговцами, как древние римляне. Все товары на рынках Теночтитлана проходили тщательный осмотр, прежде чем попасть на прилавок. Испанцы утверждали, что денег у ацтеков не было. Покупатели обменивались своими товарами с продавцами вроде бартера. Иногда рассчитывались за товар бобами какао. Воров, если они случались, жестоко наказывали.


2.4. Архитектура

В центре города стояли два главных 30-метровые храмы в виде пирамид: для богов Уицилопочтли и Тлалока . Тлалок был богом воды и дождя. Храмы-пирамиды служили для жертвоприношений, в том числе и человеческих. Жертвами были военнопленные индейцы-соседи. Для пополнения новых жертв ацтеки вели непрерывные войны с соседями. Во время жертвоприношения у живого человека каменным (обсидановим) ножом вынимали сердце, которое затем клали на алтарь.

Древнейшее из пирамид найдены во время раскопок в 1917 году. Ее нашли в пригороде современного Мехико - Куикуилько. Она имеет кругообразные фундамент, диаметр которых достигает 134 метра. Рядом с храмом-пирамидой нашли и древний погост. Место сейчас музеефиковано.

Рядовые ацтеки жили в небольших одноэтажных зданиях, сделанных из лозы, ила, глины. В таких маленьких домах жили целые кучи людей, которые специализировались на определенных видах ремесел или услуг. Каждый клан имел собственный квартал. Вожди ацтеков жили в огромных дворцах, окруженных большими, красивыми садами. Их дворцы располагались ближе к храмам. объявил Теночтитлан владением короля Испании. С Теночтитлан пала и государство ацтеков - что перестала существовать в 1520-22 годах. На ее остатках началась перестройка новой колониальной державы под главенством испанских завоевателей.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook