Поезд коломбо дамбулла. Буддистский пещерный храмовый комплекс Дамбулла (Dambulla cave temple). Что собой представляет храмовый комплекс Дамбулла

Есть на Шри-Ланке тихий и уютный курортный город Дамбулла – там можно спокойно отдохнуть, удалившись от повсеместной современной суеты. Основной достопримечательностью этого курорта является храм Дамбулла – он находится на южной окраине города, на горе высотой 350 м выше уровня моря.

Чтобы осмотр храма был интересным мероприятием, а не просто хождением по гротам среди многочисленных скульптур, понадобятся некоторые знания и создание определённого настроя. Это поможет лучше ощутить атмосферу необычного места Шри-Ланки и многократно усилит впечатление от всего увиденного.

Что собой представляет храмовый комплекс Дамбулла


Для начала стоит уяснить, что вопреки распространённому мнению, эта знаменитая достопримечательность – не что иное, как два совершенного разных храма. Первый, Золотой храм Дамбулла, – это сравнительно новая постройка, которой немногим более 250 лет. Второй, Пещерный храм, является древним монастырским комплексом, возраст которого учёные до сих пор не могут установить точно, называя лишь приблизительную цифру: 22 столетия.

Эти храмы на Шри-Ланке объединили в один комплекс, который был признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Золотой Храм расположен под горой, рядом с дорогой, парковкой для автомобилей и остановкой автобуса. В этом здании расположены разнообразные помещения администрации и Музей буддизма. Экспозиция музея состоит в основном из даров, в разные периоды преподнесённых храму, фотоснимков руководителей монастыря и информации о них, а также скульптур Будды и картин с историей его жизни.


Чтобы попасть в Пещерный храм Дамбуллы , нужно подняться по ступенькам. Этот храм состоит из 5-и главных пещер, открытых туристам для осмотра, а также из большого количества гротов, не представляющих никакого интереса из-за отсутствия в них росписей, скульптур и прочих ценностей. Ступени ведут к площадке, с которой взору открывается находящаяся под отвесной стеной снежно-белая колоннада – за ней и располагаются храмовые пещеры:

  • Дева Раджа Вихария (храм Короля Богов).
  • Маха Раджа Вихария (храм Великого Короля).
  • Маха Алут Вихарая (Великий Новый храм).
  • Паччима Вихарая (Западный храм).

А сейчас немного информации о каждой из них.

Дева Раджа Вихария


Первое, что видит вошедший в эту пещеру человек – это огромная 14-метровя скульптура лежащего Будды, занимающая большую часть пространства. Она вырезана из естественной породы, причём сзади по всей своей длине, она осталась соединённой со скалой.

В этой пещере есть ещё 5 статуй. В северной её части установлена небольшая фигура бога Вишну, а в южной – фигура Ананды (ученик Будды).


Места в этом святилище мало. Паломники и туристы, желающие всё хорошенько рассмотреть, вынуждены сильно тесниться.

В Дева Раджа Вихария постоянно собираются паломники, служители приносят Будде подношение – еду. Здесь всегда горят свечи и благовония, из-за которых стены сильно закоптились и роспись почти не различима. Тем не менее, с левой стороны от Будды, хоть и плохо, но видны отдельные эпизоды из его жизни.

Маха Раджа Вихария


Эта самая просторная, королевская пещера, достигает в длину 52,5 м, в ширину – 23 м, в то время как высота, начинаясь от 6,4 м, постепенно уменьшается и в глубине пещеры её свод переходит в арку.

При входе здесь с двух сторон стоят каменные статуи-привратники.

Всего в этом святилище установлено 40 статуй Будды, пребывающего в медитации, и 10 статуй Будды стоящего. Главные скульптуры пещеры – это статуя Будды, стоящего под аркой, имеющей форму дракона Торана. Фигура Будды помещена на круглом пьедестале, сделанном в виде цветка лотоса.

С правой от входа стороны, на круглом широком постаменте, установлены ступы, высота которых 5,5 м. Вокруг этого постамента размещены 4 фигуры Будды, сидящего на кольцах кобры.


Все стены и своды пещеры расписаны изображениями сцен из жизни Будды, причём для этого использовались яркие, по большей части, жёлтые краски.

Только в Маха Раджа Вихария можно наблюдать настоящее природное чудо: вода собирается и струится по стенам, не реагируя ни на какие законы природы. Удивительно, но она стремится по стенам вверх, а оттуда капает в чашу из золота – именно вокруг этой чаши стоят фигуры Будды, пребывающего в состоянии глубочайшей медитации!

Учёным, которые изучают историю религии, эта пещера Шри-Ланки тоже очень интересна. Ведь в помещении можно увидеть скульптуры Будды и находящиеся рядом фигуры древних божеств, почитаемых людьми ещё до возникновения буддизма.

Маха Алут Вихарая


Эта пещера была оформлена в святилище в XVIII веке, кода правил Кирти Шри Раджасинха, последний король Канди. У входа в пещеру находится статуя этого короля – последнего правителя, вносящего существенные суммы на содержание Пещерного храма.


Все своды святилища (длина 27,5 м, ширина 25 м, высота 11 м) покрыты яркими фресками – здесь около 1000 изображений Будды, смотрящих на посетителей с высоты. Скульптурных изображений Будды стоящего и сидящего в позе лотоса здесь тоже немало – 55 штук. А в самом центре помещена огромная 9-метровая статуя Будды, спящего на ложе – она очень сильно похожа на статую из пещеры Дева Раджа Вихария. Из-за такого множества Будд, выкрашенных в ярко-жёлтый цвет, у человека возникает странное ощущение перемещения в какую-то иную реальность.

Паччима Вихарая


Пещера Паччима Вихарая храма Дамбулла на Шри-Ланке является самой скромной, если сравнивать её с остальными. Её длина составляет 16,5 м, ширина 8 м, а свод, резко понижающийся в глубине пещеры, достигает в высоту 8 м.

В этом святилище находится 10 скульптур Будды. Главная фигура, изображающая Будду в позе медитации и украшенная драконом, вырезана из той же скальной породы, из которой состоит пещера. Все другие статуи располагаются в ряд с двух сторон от главного изображения.

В центре пещеры помещена ступа Сома Чайтья, которую когда-то использовали в качестве сейфа для сбережений драгоценностей.


До 1915 года на Шри-Ланке эта пещера использовалась как склад, но после реставрации ей было возвращено сакральное назначение. В этом самом ярком, насыщенно красками храме, установлено 11 статуй Будды, есть также другие фигуры.

Время работы, стоимость билетов


Кассы, расположенные справа от украшенного величественной статуей Будды Золотого храма, открыты с 7:30 до 18:00, есть перерыв с 12:30 до 13:00 . Если сразу подняться к Пещерному храму, то потом нужно будет вернуться обратно, чтобы купить билет.

Парковка находится здесь же, её невозможно не заметить – она совершенно бесплатная, хотя предприимчивые ланкийцы могут запросить 50-100 рупий. Иногда стоит их заплатить, например, за сохранность шлёмов, которые остаются на руле байков или мотоциклов.

Билет на пребывание в храмовом комплексе Дамбуллы на Шри-Ланке стоит 1500 рупий , то есть, приблизительно 10-11$.

Что важно знать туристу

  1. Приезжать на осмотр храмового комплекса желательно с самого утра, так как позже, в жару, будет тяжелее подниматься к пещерам. В дождь нужно быть осторожным, потому что ступени, которые ведут к пещерам, будут скользкими.
  2. При посещении храмов Шри-Ланки не нужно забывать о соблюдении некоторых местных традиций. Во многом это касается одежды – она должна закрывать плечи и колени.
  3. Перед входом в храмы обязательно нужно снимать обувь. У входа, до билетного контроля, есть камера хранения обуви (услуга стоит 25 рупий), хотя обувь можно оставить и просто так, но тогда за её сохранность никто отвечать не будет. Кстати, пол в пещерах никак нельзя назвать приятным, и чтобы не ходить босиком, можно взять с собой носки.
  4. Пещерный храм Дамбулла на Шри-Ланке и фото на его территории – это особый вопрос. Нельзя фотографироваться, стоя к Будде спиной, так как это считается огромным неуважением, особенно, если речь идёт о действующих храмах.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы

Как добраться к храмовому комплексу

Город Дамбулла находится в точке пересечения основных дорожных магистралей острова, благодаря чему в Пещерный храм можно заехать во время любой поездки по Шри-Ланке. Добраться в этот город можно на автобусе, такси или же на взятом в аренду автомобиле.

Дамбулла соединяется автобусными маршрутами с Коломбо и со всеми городами, входящими в «Культурный Треугольник Шри-Ланки» (Канди, Сигирия, Анурадхапура, Полоннарува). Покупать билет заблаговременно не нужно, поскольку автобусы ходят часто – но только днём, ночью рейсов нет. Городская станция, на которую прибывают и с которой уходят автобусы, находится недалеко от Пещерного храма Дамбулла: пешком идти 20 минут, но можно за 100 рупий взять тук-тук. Есть транспорт, проезжающий у храма, так что выйти можно прямо там.

Итак, как доехать к Золотому и Пещерному храму в городе Дамбулла.

Из Коломбо

На автомобиле нужно ехать по трассе А1 Коломбо – Канди до города Варакапола, а затем переместиться на трассу А6 Амбепюсса – Тринкомали и двигаться по ней до Дамбуллы. Чтобы попасть в Пещерный храм, уже в городе нужно свернуть на трассу А9 Канди – Джаффна и проехать по ней 2 км. Общая протяжённость дороги – 160 км, время в пути составляет около 4-х часов.

Автобусы из Коломбо в Дамбуллу отправляются с Центральной автостанции. Подходят рейсы, которые идут в сторону Тринкомали, Джафны и Анурадхапуры, причём выбирать нужно автобус, номер которого начинается на 15. Но перед посадкой нужно уточнить, проходит ли данный транспорт через Дамбуллу.

Дорога занимает 5 часов. Билеты на некоторые автобусы можно забронировать онлайн на сайте www.busbooking.lk, здесь же можно посмотреть расписание и стоимость билетов.

Есть ещё один вариант – ехать до Канди, а уже оттуда добираться до Дамбуллы. Подробная информация, как добраться до Канди и что там можно посмотреть представлена в .

Сравните цены на проживание с помощью данной формы

Поездка на автомобиле займёт около 2-х часов. Следуя 75 км по трассе А9 Канди – Джафна в северном направлении, получится доехать непосредственно к Золотому храму, стоящему слева от дороги.



Поездка на автобусе является самым дешёвым способом попасть в храмы Дамбуллы – она обойдётся в 70 рупий (0,5 $). Можно воспользоваться любым рейсом, который следует в сторону Джафны, Дамбуллы, Тринкомали, Хабараны, Анурадхапуры.

Ещё один вариант доехать из Канди в город Дамбулла – договорится с местным водителем тук-тука. Такая поездка по времени займёт в среднем 2 часа, а её стоимость составит от 3000 рупий (20 $) и больше.

Из Велигамы, Галле, Матары, Хиккадувы

Поездки из юго-западной и южной части острова Шри-Ланка будут более сложными, и есть смысл подумать об осмотре нескольких достопримечательностей. Самым быстрым способом добраться в Дамбуллу будет маршрут через Коломбо. Так как восточная часть Шри-Ланки имеет не очень хорошо развитую дорожную сеть, к тому же дороги идут по горам, то дорога займёт много времени.

На автомобиле нужно перемещаться по трассе E01, переходящей в E02, до Коломбо, потом переместиться на трассу А1, и ехать, как описано в пункте «Из Коломбо». Поездка до Коломбо продлится приблизительно 1 час. Нужно учесть, что скоростные трассы E01 и E02 платные – 600 рупий (4 $).

Оптимальная возможность добраться в храм Дамбулла – воспользоваться экспресс-рейсом, следующим до Махарагамы (это пригород Коломбо) . Эта поездка обойдётся в 500 рупий (3,5 $), а по времени займёт 1,5 часа. После этого нужно ехать на автобусе 138 до Центральной автостанции Коломбо – цена билета 30 рупий (0,25 $), время в пути около получаса. Как ехать дальше, читайте рекомендации из пункта «Из Коломбо».

Цены на странице приведены на март 2018.

Похожие записи:

Продолжается. Исследуя достопримечательности Культурного треугольника, мы приехали в небольшой городок Дамбулла (Dambulla), знаменитый на всю страну тем, что здесь находится пещерный комплекс и золотой храм. Это скальный храм, у входа которого сидит огромная статуя Будды, а в самих пещерах хранятся другие древние изваяния Просветленного. Увидеть его я хотела давно, и вот наконец мне удалось это сделать. Место это было облагодетельствовано одним из царей Анурадхапуры в благодарность за 14-летний приют. Сейчас Дамбулла превратилась в место паломничества для буддистов со всего мира. Что такое золотой или пещерный храмы Дамбуллы, чем интересно это место, как туда добраться и осматривать я расскажу в этой статье.

Дамбулла (Dambulla) — это не очень большой город в центральной провинции Матале Шри-Ланки, известный с давних времен. Туристы приезжают сюда исключительно ради Золотого храма и выдолбленных в скале пещер (пещерного храма I века до н.э.), где собрано большое количество статуй Будды. Этот объект включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Описание

Главные достопримечательности Дамбуллы — золотой и пещерный храмы — находятся на 340-метровой гранитной одиночно стоящей скале, расположенной прямо посреди города. Вход к горе, где находится самый крупный в Азии пещерный храм Дамбулла , украшен 30-метровой статуей Будды, практически самой большой в Азии. Но, конечно, ее нельзя сравнивать с Буддой на острове Хайнань (Китай). Высота китайской статуи — 71 метр, и это в два раза больше, чем Золотой Будда в Дамбулле. А пещеры находятся выше, к ним ведет каменная лестница.

Внутри горы находятся многочисленные ниши (5 пещер и 25 скальных келий), поверхность которых расписана буддистской живописью (более 1500 росписей общей площадью около 2100 м 2). Там находятся 153 большие статуи Будды, 73 из которых покрыты золотом, а также 3 статуи королей Шри-Ланки и 4 статуи богов и богинь. Все они хорошо сохранились, несмотря на то, что возраст некоторых превышает 2000 лет.

Дамбуллу называют золотой скалой не просто так: бежавший от преследования царь Анурадхапуры Валагамбаху, живший в I веке до нашей эры, озолотил это место в знак благодарности. Царь скрывался в Дамбулле 14 лет, а когда вернул себе трон, не позабыл о спасении. Через тысячу лет другой царь тоже проявил щедрость к монастырю. И скала в буквальном смысле стала золотой.

Дамбулла на видео:

Основная информация

Статуи Будды и царя Валагамбаху внутри пещерного комплекса

Дамбулла стоит на перекрестке дорог, поэтому добраться в Дамбуллу из Анурадхапуры, Канди или Полоннарувы — проще простого:

  • На автобусе : остановка автобуса находится у башни с часами, это в 1,5 от пещерного храма. Автобус идет из Полоннарувы, Анурадхапуры и Канди в Дамбулу. Время в пути — 2 часа, а билет стоит 50 рупий. Из Сигирии можно добраться всего за 40 минут, заплатив за проезд всего 20 рупий. Столицу Коломбо и Дамбуллу разделяет 148 км, это 4 часа в пути на автобусе, а цена за проезд составляет 100-200 рупий.
  • На поезде : ж/д станция называется Habarana и находится в 23 км от Дамбуллы. В этом направлении ходят поезда из Коломбо, Тринкомали и Баттикалоа. От станции до города можно без проблем добраться на местном автобусе или тук-туке.
  • На машине : самый удобный способ путешествия по Культурному треугольнику — это на арендованном автомобиле или с водителем-гидом. Такая поездка стоит $150-200 за 3 дня. Парковка у храма — 50 рупий.

Мы путешествовали по этой части Шри-Ланки как раз на машине с водителем, и я точно могу сказать, что это было очень удобно и выгодно по деньгам и по времени.

Дамбулла на карте

Отели в Дамбулле

Я узнала, что в Дамбулле очень популярен эко-туризм , а некоторые из отелей сами по себе являются достопримечательностями. Например, один из таких отелей под названием Heritance Kandalama , стоящий у склона утеса на границе леса, в буквальном смысле сделан из всего природного. Здесь позволяют жить в гармонии с окружающей средой, а прогулка из номера на ресепшн напоминает дорогу по джунглям. Пожить в таком отеле — значит приобрести просто уникальный опыт. Если вы хотите пожить на природе, рекомендую забронировать отель Heritance Kandalama по этой ссылке >>

Другие отели созданы для роскошного жилья и занимают огромную территории, все домики там индивидуальны. Можно сказать — это эко-жизнь без отрыва от привычного комфорта, что обычно ценят состоятельные путешественники. Могу рекомендовать этот самый лучший по отзывам эксклюзивный отель недалеко от Дамбуллы — Amaya Lake Kandalama >> .

  • The Green Edge – оценка 9.5
  • Sevonrich Holiday Resort – оценка 9.3
  • Dambulla Rock Arch – оценка 9.3

Лучшие недорогие отели Dambulla:

  • Sanemro Villa – оценка 9.6
  • Pawana Rest – оценка 9.3
  • Dignity Villa – оценка 9.2

Читайте также:

Достопримечательности Дамбуллы

Когда мы приехали в Дамбуллу, я думала, что пещерный комплекс — это единственное, что можно посмотреть в городе. Однако оказалось, что это не так.

Оказывается, недалеко от Дамбуллы находится единственный древесный питомник в засушливой зоне Шри-Ланки. К сожалению, большая часть леса на территории, где располагается Культурный треугольник, была вырублена. Однако теперь уникальные растения этой зоны восстанавливаются.

Тем не менее, мы, как и почти все остальные, приехали сюда ради Пещерного храма. Водитель высадил нас прямо у входа, и мы решили сначала осмотреться вокруг.

Золотой храм Дамбуллы (Dambulla Rajamaha Viharaya) построен в 2000 году. Он представлен 30-метровой статуей Будды, типичными скульптурами для буддистского святилища — медитирующие монахи, слоны и так далее. Еще недалеко расположена позолоченная ступа. Мне она очень приглянулась: ступа хоть и небольшая, но ярко сияет на солнце. А внутри храмы — тоже статуи Будды!

Рядышком находится музей. Вход в музей оплачивается отдельно — 100 рупий. Работает он с 7.30 до 17.30





Пещерный храм в Дамбулле

  • Стоимость билета на гору для иностранцев составляет 1500 рупий. И купить билеты можно только внизу. Кассы находятся в неприметном месте справа от Золотого храма.
  • Время работы : 7.30 — 18.00. Перерыв на обед: 12.30 — 13.00

Важно ! В пещерах можно ходить только босиком. Обувь надо сдать на хранение в специально отведенном для этого месте перед входом в пещерный храм. Стоимость хранения обуви — 25 рупий. Также надо быть прилично одетым — колени и плечи должны быть обязательно прикрыты.

К пещерам надо подниматься (100-150 метров). Подъем не такой сложный, как на Сигирию, но при сильном солнце можно быстро утомиться. К тому же надо соблюдать осторожность в общении с обезьянами. Время на подъем — 10 минут.

Совет . Не забывайте отпугивать обезьян, иначе купленные по дороге сладости и фрукты окажутся в их плену! Обезьяны – существа настырные!

В комплексе пять пещер, и в каждой вы увидите различные изображения Будды. Их так много, что глаза действительно разбегаются. Если вам не интересен буддизм, то место может показаться скучным. А вот жители Шри-Ланки считают своим долгом посетить Золотую гору.

Также большой ценностью обладают росписи и фрески на потолках пещер. Росписи, по оценкам ученых, довольно древние, а вот фрески были созданы в XV-XVIII веках.

А еще во второй пещере находится источник святой воды, обладающий по мнению местных жителей, целительными свойствами и заслуживающий отдельного поклонения.

Но в целом все происходит, как и везде. Взрослые почтенно смотрят на статуи Будды, а молодежь развлекается снаружи и пытается поговорить с иностранцами, которые изучают культуру Шри-Ланки.

Дорога к пещерам не сильно сложная, но многие туристы советуют все же хорошо подготовиться. Наш совет — беречься от солнца — быть в головном уборе и всегда иметь с собой воду

Неприятно, что пещеры очень плохо освещены. С одной стороны можно почувствовать себя в действительно древнем месте, но с другой — разглядеть что-либо очень сложно. Особенно детали росписей и фресок.

Лежащий Будда
Еще один Будда в расслабленном состоянии

Небольшой город Дамбулла стал местом паломничества не только ланкийцев, которые приходят попросить поддержки небес, исполнения желаний, знаков свыше, но и туристов, устремляющихся сюда, дабы полюбоваться храмовым комплексом более чем с 22-ухвековой историей. Видели бы вы, с каким придыханием произносят местные жители: “ДамбУллэ”! Сразу ощущаешь всю важность и сакральность этого “намоленного” места.

Я была здесь несколько раз – и с гидом, и самостоятельно – и каждый раз открывала для себя что-то новое в этом единстве природы, искусства и божественного начала. Даже те, кому философия буддизма не слишком известна и близка, здесь могут почерпнуть для себя много интересного и познавательного.

Храмовый комплекс включает в себя Золотой храм, пять основных пещерных храмов и более чем 70 пещер. Свой вклад в оформление пещерных храмов в разные периоды истории Цейлона внесли все ключевые правители острова. Здесь можно познакомиться с искусством скульптуры и живописи мастеров Шри-Ланки разных времен. Без преувеличения можно сказать, что – это многовековой срез религии, культуры и искусства Цейлона.

Чтобы посещение храмов Дамбуллы стало более интересным мероприятием, чем просто прогулка по гротам среди статуй, обязательно нужно немного подготовиться, дабы понимать, куда мы идем, что смотрим, в чем тут основная идея. Это позволит усилить впечатление от увиденного, глубже проникнуться духом и атмосферой места. Соответствующий настрой и немного знаний помогут преуспеть в этой миссии. Я не раз ловила себя на ощущении, что всё в этом действующем монастыре способствует достижению гармонии с внутренним миром, избавлению от стрессов, а кроме того, позволяет просто насладиться прекрасным.

Этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО занимает более 20 гектаров на вершине горы высотой около 350 метров над уровнем моря. Поднимаясь от входа в комплекс наверх к пещерным храмам, можно бесконечно любоваться открывающимися живописными картинами тропического леса. Сам подъем займет не более 10 минут.

История

Первыми, кто заселил эту местность, были племена, проживавшие на Шри-Ланке еще до появления буддизма. Об этом свидетельствуют найденные в некоторых пещерах захоронения, которым более чем 2 700 лет.

В давние времена столица острова находилась в городе Анурадхапура. Изгнанный неприятелем из своей столицы король Валагамбаха обрел в одной из пещер пристанище и защиту местных монахов. После 14 лет изгнания, вернувшись на престол, в качестве благодарности король приказал создать в этой пещере храм. Так в I веке до нашей эры и началось создание храмового комплекса в Дамбулле. Обратите внимание на надпись над входом в храм: она описывает этот исторический факт на языке брахманов. С тех пор храмы Дамбуллы стали местом поклонения всех буддистов.

Храмовый комплекс в Дамбулле перестраивался много раз, потому что каждый правитель хотел внести свой вклад в обустройство этого священного для буддистов места. Вот самые значительные изменения:

  • В XII веке под руководством короля Ниссанкамаллы в храмах были покрыты золотом 73 статуи Будды, после чего храм стали называть Золотым пещерным храмом.
  • В XVIII веке были внесены существенные изменения в саму архитектуру храмового комплекса, а также в настенную роспись. Занималась этим целая плеяда известных художников Шри-Ланки. И по сей день их потомки занимаются поддержанием и реставрацией росписей в храмах на основе секретных семейных рецептов красителей.
  • В XX веке пещерные храмы, располагающиеся внутри скалы, были прикрыты от воздействия ветра арочной колоннадой и фронтонами.

Часы работы

Кассы и Музей буддизма с сокровищницей работают с 7:30 до 18:00. Чтобы купить билет, необходимо пройти справа от здания с огромной статуей золотого Будды, которое располагается непосредственно у проезжей части. В режиме работы касс есть перерыв - с 12:30 до 13:00.


Сколько стоит

Стоимость посещения храмового комплекса Дамбуллы для туристов стоит 10 долларов (1 500 рупий). В зависимости от курса доллара цены могут меняться.

Поскольку храмы Дамбуллы действующие, вам необходимо снимать обувь перед входом. Непосредственно наверху перед пещерными храмами и билетным контролем организован пункт хранения обуви. Стоимость услуги – 0,17 долларов (25 рупий), но можно оставить обувь и рядом с храмом бесплатно, вот только никто не несет ответственности за ее сохранность. Обычные сланцы никому не нужны, но если у вас дорогая обувь, то лучше отдать ее в камеру хранения.

Что посмотреть

Несмотря на то, что храм называется Золотым, здесь вы не встретите роскоши, подобной той, что есть в . Отличительная черта храмового комплекса в Дамбулле – огромное собрание статуй Будды в разных позах, насчитывающих более 2 000 лет, а также картин, повествующих о его рождении, прозрении, отречении, чтении проповедей и других этапах его жизни. Из всех древних религиозных сооружений Шри-Ланки Золотой храм Дамбуллы сохранился лучше всего.

.

Храмовый комплекс Дамбуллы состоит из нескольких объектов. Первый из них – Золотой Храм – встречает паломников и путешественников под горой, недалеко от дороги, парковки и автобусной остановки. Но! Это современная постройка, которая имеет опосредованное отношение к цели нашей поездки. Здесь располагается Музей буддизма и административные помещения. При покупке билета в Храмовый комплекс Дамбуллы вы можете осмотреть и экспозицию музея. В основном это подарки, которые в разное время были преподнесены храму, информация об основных руководителях монастыря, их фотографии, а также, конечно, статуи Будды и картины из его жизни.

И еще – именно здесь, справа, находятся кассы. Если вы сразу подниметесь к пещерным храмам, то вам придется спускаться обратно за билетом.

Далее вверх по ступеням мы направляемся к пещерным храмам Дамбуллы – это пять основных пещер, которые открыты для посещения. Здесь есть и множество других пещер и гротов, но они не имеют особенного культурного значения, так как в них ни росписей, ни статуй, ни других ценностей не сохранилось. Пройдя контроль, мы выходим на площадку, где перед нами открывается белоснежная колоннада, расположенная под отвесной скалой. Именно за ней и находятся вышеупомянутые пять пещерных храмов:

  • Девараджалена
  • Махараджалена
  • Маха Алут Вихарая
  • Паччима Вихарая
  • Девана Алут Вихарая

Прежде всего, каждый, кто входит в первую из пещер храма – Девараджалену (Devaraja Vihara) – видит огромную статую лежащего Будды, которая занимает практически все место в храме. Паломникам и туристам приходиться тесниться здесь, чтобы рассмотреть все детали обстановки.

Сюда же приходят молиться верующие, служители приносят пищу в качестве приношения Будде, здесь постоянно зажигают свечи, лампады и благовония. Из-за этих ритуалов стены пещеры очень закопченные, а роспись еле различима. Однако при желании можно рассмотреть с левой стороны от Будды несколько эпизодов его жизни. Можно отметить, что, помимо статуи Будды, здесь располагаются фигуры его ученика Ананды, а также небольшая статуя бога Вишну у изголовья Будды. Несколько более скромных статуй Будды расположено по углам пещеры. Несмотря на 22-вековую историю пещерного храма, а именно эта пещера была создана первой еще королем Валагамбахой, все статуи сохранились в хорошем состоянии. Потрясающее чувство испытываешь, когда прикасаешься к чему-то столь древнему!

Из толчеи самой старой пещеры мы переходим в не менее древнюю, но самую просторную – Махараджалена (Maharaja Vihara). Это королевская пещера Дамбуллы. При входе нас встречает деревянная статуя известного уже нам короля Валагамбахи. Всего в пещере около 40 статуй Будды в медитации и 10 стоящих статуй. Только в этом храме Дамбуллы можно увидеть чудо природы – вода, которая скапливается и бежит по стенам среди узоров, не подчиняется закону тяготения: поразительно, но она бежит вверх, где капает в золотую чашу, вокруг которой располагаются статуи Будды в глубокой медитации! Пещера представляет большой интерес и для ученых, изучающих историю религии. Это единственный храм на острове, где вместе располагаются статуи Будды и более древних божеств, которым поклонялись люди в эпоху до зарождения буддизма.

В небольшой пещере Золотого храма Дамбуллы Паччима Вихарая (Paccima Viharaya) находится ступа, которая ранее использовалась как сейф для хранения украшений жены настоятеля монастыря. Однако в недавнее время ступа была разграблена. Это наиболее скромная пещера по сравнению с остальными.

Пещера, оформленная мастерами XVIII века во время правления последнего короля Канди Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya), поражает огромным количеством изображений Будды – около тысячи. Все они смотрят на тебя с высоты, кажутся одновременно похожими и непохожими друг на друга. В пещере представлено и большое количество статуй Будды – 42 стоящих и 13 сидящих в позе лотоса. По центру на ложе находится спящий Будда размером около 9 метров. Все это множество Будд создает ощущение сюрреализма, какой-то параллельной реальности, водоворота мыслей и взглядов.

Последняя пещера нашего маршрута – Девана Алут Вихарая (Devana Alut Viharaya) – самая молодая. Ранее здесь располагался склад, но в 1915 году мастера реставрировали пещеру, вернув ей сакральный смысл. Это наиболее яркая и красочная пещера, потому что с момента ее оформления прошло всего лишь 100 лет. Здесь находятся 11 статуй Будды, а также статуи божеств Вишну, Катарагама, Девата Бандары. Узнав здесь имена божеств, я раскрыла для себя загадку названий ряда городов Шри-Ланки, например, Катарагама и Бандаравела.

Что можно посмотреть рядом

  • Музей Дамбуллы (Dambulla Museum). Помимо предметов культа из пещерных храмов Дамбуллы, здесь представлены копии образцов наскальной живописи со всей Шри-Ланки, имеющие историческую и культурную ценность как для буддистов, так и для всего человечества. Располагается музей в 100 метрах вдоль шоссе на юг. Часы работы: с 7.30 до 16.30. Стоимость посещения – 1,7 долларов (250 рупий).

  • Древняя ступа Сомавати (Dambulla Somawathi Stupa). Совершенно бесплатная достопримечательность, которая располагается у подножия холма, на котором находятся Храмы Дамбуллы. Обычно туристы не доходят сюда, поэтому здесь царят тишина и покой. Чтобы добраться до ступы, нужно спуститься с западного склона холма (на карте отмечено местоположение).
  • Фруктовый рынок Дамбуллы. Не упустите возможности заглянуть на местный оптовый фруктовый рынок. Здесь в огромных количествах перевозят, фасуют, пакуют, перекладывают манго, маракую, ананасы, бананы, джекфруты, папайю и многие другие диковины природы. Купить здесь вряд ли что-то удастся, так как продажа ведется оптом, но посмотреть на процесс и масштабы торговли интересно.
  • Кондитерская. Город Дамбулла славится своими кондитерскими изделиями, которые в широком ассортименте представлены в местных кафетериях и кондитерских. В округе и не только находятся фабрики, которые выпускают множество вкусностей из меда, тростникового сахара, специй и орехов – разные и мало похожие на то, что мы обычно употребляем. Но еще более потрясают здесь бисквиты – очень натуральные, напомнили мне вкус детства. Туристы часто заходят в Bentota Bake House, чистое место с яствами по приемлемым ценам.

Как добраться

Дамбулла располагается на пересечении основных магистралей острова, поэтому ее храмовый комплекс может быть удачной остановкой в маршруте любого путешествия по Шри-Ланке.

Из Коломбо

  • Личный автомобиль. Чтобы добраться до Пещерных храмов Дамбуллы из Коломбо, необходимо следовать по трассе А1 Коломбо – Канди (Colombo – Kandy) до города Варакапола (Warakapola), после которого перейти на трассу А6 Амбепюсса – Тринкомали (Ambepussa – Trincomalle), которая и приведет непосредственно в город . Чтобы доехать до храма, необходимо уже в городе повернуть на трассу А9 Канди-Джаффна (Kandy-Jaffna), и через 2 км (4-5 минут) по правой стороне появится Золотой Храм . Всего дорога в 160 км занимает около 4 часов.
  • Автобус. С Центрального автовокзала Коломбо можно отправиться в Дамбуллу на автобусах, следующих в направлении Тринкомали (Trincomalee), Джафны (Jaffna) и Анурадхапуры (Anuradhapura). Выбирайте номера автобусов, начинающиеся на 15. Перед посадкой уточните, идет ли автобус через Дамбуллу. Время в пути – 5 часов. Также можно доехать на автобусе до Канди (Kandy), а уже оттуда добраться указанными способами.

Из Канди

  • Личный автомобиль. 75 километров на север по трассе А9 Канди – Джафна (Kandy – Jaffna) приведут вас непосредственно к храмам Дамбуллы. Они будут располагаться по левой стороне от дороги. Время в пути – около двух часов.
  • Автобус. Это самый дешевый способ добраться до Храмового комплекса Дамбуллы. Стоимость проезда – 0,5 долларов (70 рупий). Выбирайте любой автобус, следующий в направлении Дамбуллы (Dambulla), Тринкомали (Trincomalee), Джафны (Jaffna), Анурадхапуры (Anuradhapura), Хабараны (Habarana).
  • Тук-тук. Можно отправиться в Дамбулу из Канди и на тук-туке, однако это дорогое удовольствие. Около двух часов пути с ветерком будут стоить от 20 долларов (3 000 рупий) и более.

Из Галле, Матары, Хиккадувы, Велигамы

Добраться из юго-западных и южных курортных городов Шри-Ланки в Дамбуллу гораздо сложнее, но тоже возможно. В таких поездках лучше планировать посещение нескольких достопримечательностей. А посмотреть в Шри-Ланке действительно есть что. Самый быстрый способ добраться в центральные провинции острова, в нашем случае в Дамбуллу, – это поехать через Коломбо. Поскольку дорожная сеть в восточной части острова не слишком развита, а кроме того, путь идет по горам, то добираться через восток намного дольше. Да и транспорта больше именно в западной части Шри-Ланки.

  • Личный автомобиль. По скоростной трассе E01, которая переходит в E02, необходимо двигаться в сторону Коломбо (Colombo), где перейти на трассу А1, а затем на А6 и А9 (подробнее в разделе «Как добраться... из Коломбо»). Трассы E01 и E02 – платные: около 4 долларов (600 рупий). Примерное время пути до Коломбо – 1 час.
  • Автобус. Также лучший вариант – воспользоваться экспресс-автобусом до Махарагамы (Maharagama), пригорода Коломбо. Стоимость – 3,5 доллар (500 рупий). Время в пути – 90 минут. Далее на автобусе № 138 до Центральной автостанции Коломбо – 20-30 минут. Стоимость – 0,25 долларов (30 рупий). Затем двигайтесь на автобусе согласно пункту «Как добраться... из Коломбо».

Из Тринкомали

  • Личный автомобиль. До Дамбуллы можно добраться по трассе А6 Амбепюсса – Тринкомали (Ambepussa – Trincomalee), а уже в самом городе свернуть налево по трассе А9 Канди – Джаффна (Kandy – Jaffna) и через 2 километра (4-5 минут) по правой стороне увидите Золотой храм Дамбуллы. Путь до храмового комплекса занимает чуть менее двух часов (расстояние – 100 км).
  • Автобус. Любой автобус в сторону Коломбо (Colombo), Канди (Канди), Курунегалы (Kurunegala) доставит вас на автобусную остановку Дамбуллы. Не забудьте предупредить кондуктора или водителя, что вам нужна остановка “ДамбУлла голден темпл”. Ориентируйтесь по времени – чуть более двух часов.

Железнодорожного сообщения с Дамбуллой нет. Поездом можно добраться до Хабараны или Канди, а затем на тук-туке или автобусе приехать в Дамбуллу. Путешествие получится относительно дешевым, но время вы потратите. Кроме того, нужно будет платить за тук-тук или автобус от железнодорожной станции до храма.

На заметку туристу

  • В дождливую погоду ступени, ведущие на гору к пещерным храмам, могут быть скользкими: будьте осторожны! Хотя в целом подъем комфортный.
  • Старайтесь не фотографироваться спиной к Будде. В действующих храмах Шри-Ланки это будет считаться большим неуважением. Лучше снимайтесь вполоборота.
  • Осторожней с местными обезьянами, они очень бесцеремонные – выхватывают из рук всё, в первую очередь еду.

  • Обратите внимание, что на выезде от храмов Дамбуллы предприимчивые ланкийцы могут попросить 0,35 долларов (50 рупий) за парковку. Не платите, просто уезжайте.
  • Поездку в Золотой Храм Дамбуллы можно удачно совместить с посещением .

Привет, друзья. В последнее время удается совсем редко писать на ввиду сильных жизненных изменений. Кстати, Андрей уже вернулся из краткосрочных скитаний по Ирану (и не только), и готов рассказать об этом в праздничные дни на мероприятии, которое состоится в нашем городе Кирове 8 января. Немного жаль, что пока только в рамках нашего города проходят такие встречи, но лучше двигаться маленькими шагами, чем стоять на месте.

Простите, я отвлеклась. Мы с вами еще путешествуем по Шри-Ланке и сегодня в планах рассказать о том, почему пещерный храм Дамбуллы называют Золотым , а так же, что скрывается за древними стенами его многочисленных пещер.

Как добраться до Дамбуллы.

Город расположен в 150 километрах от столицы между , и . Самым простым способом добраться до Дамбуллы является местный автобус:

  • цена проезда Канди- Дамбулла стоит примерно 100 рупий.
  • проезд Коломбо — Дамбулла– примерно 250 рупий (4 часа с кондиционером)
  • проезд из Полоннарувы или Анурадхапуры- около 80 рупий.

После «облома» с как-то очень грустно и медленно мы автостопом добирались до Дамбуллы, хотя городок находится всего в 12 км. от исходного пункта. Высадили нас где-то вначале города, поэтому оставшийся путь до Золотого храма пришлось топать по дневной жаре с рюкзаками. Исходя из имеющегося опыта, мы решили, что было бы неплохо выпросить у какого-нибудь иностранца использованный билет, вдруг повезет «проскочить» по нему бесплатно.

Как будто, услышав наши мысли, судьба послала нам навстречу молодого европейца, который неторопливо шагал по другой стороне дороги в обратном направлении от пещерного храма Дамбуллы .

Андрей уже пробовал выпросить у иностранцев билеты, чем вызвал с их стороны только подозрение и нежелание сотрудничать с «халявщиками», поэтому на сей раз «на охоту» отправилась я.

Сначала молодой иностранец тоже сделал вид, будто его билет где-то затерялся или он вообще его выбросил за ненадобностью. Однако, после моего откровенного недовольства слишком завышенными ценами на достопримечательности в стране, он неожиданно молча достал билет из рюкзака и, сочувственно протянул мне.

Получив на руки «халявный» билет, мы с Андреем уселись в тени, чтобы перекусить. Наверное, это было верным решением, не смотря на то, что чуть позже мы случайно попали на званый пикник по «шри-лайнкийски». Потому что такого ужасного приглашения, мы еще ни от кого не получали.

Мы поели и отправились далее по дороге до Золотого храма Дамбуллы, естественно по пути осматривая «бесплатные пролазы». Ведь если верить цифрам на билете, стоимость для взрослых в храм составляет 10$. Мы понимали, что найти «дыру» было практически бесполезно, потому что пещерныйхрам Дамбуллы расположился на высоте 350 метров в горе. Но, надежда умирает последней.

Пикник с местными у пещерного храма Дамбуллы.

Через дорогу от пещерного Золотого храма, так полюбившегося паломникам, находится парк отдыха. Туда мы и решили завернуть на полчаса для обдумывания дальнейших действий. На самом деле назвать зеленую зону с кучей мусора и толпами обезьян местом отдыха довольно сложно, но у нас особо выбора не было.

Приметив небольшую группу местных, которые не сильно беспокоились на счет хитрых хвостатых зверьков, и устроили себе пикник на траве, мы бросили рюкзаки в нескольких метрах от них, решив, что это наиболее безопасный вариант для привала.

Я еще не успела поставить свой «вещмешок» на землю, как услышала оклик со стороны отдыхающих местных. Женщины и дети, широко улыбаясь, махали нам руками и призывали присоединиться к их трапезе.

Мы скромно подтащили свои вещи к компании, и уселись в кругу. Английского никто, конечно же, не знал, поэтому приходилось «отмахиваться» жестами и глупо улыбаться.

Через 5 минут мне подали тарелку, большую часть которой занимал коричневый по цвету рис (наверное, сорт такой), вызывающий ассоциации о гречке, и немного жарено-вареной мелкой рыбешки. Последнее я автоматически зацепила кончиком вилки, проверить степень остроты блюда. Ага, придется есть один рис, ибо рыба тест не прошла.

Пока мы ели, какой-то из мужчин постоянно демонстрировал большой «беременный» живот своей жены и мягко намекал на то, что им не помешали бы лишние деньги, к примеру, около 1000 рупий. Мы с Андреем поначалу опешили от такой наглости, а потом просто делали вид, что не понимаем, о чем речь.

После обеда нам предложили зеленые бананы, которые с неохотой ели снующие рядом обезьяны, а потом и мы постарались быстренько ретироваться. Я все же решила снять золотистого цвета браслет с руки и одеть его на маленькое запястье самой скромной девочки, которая мне больше всех понравилась. После чего мы распрощались и отправились искать место подальше от обезьян и жадных до денег местных.

Почему храм в Дамбулле называют Золотым?

Ничего другого не пришло в голову, как зайти на территорию парковки рядом со Золотым храмом Дамбуллы. Мы прошли за последнее здание, где было спокойнее всего. Там Андрей вновь оставил меня с вещами, а сам отправился проверять использованный билет.

Как выяснилось позже, по самой территории можно погулять и без билета, а вот если вы хотите посмотреть основные прелести храма, ради которых туристы сюда едут, наличие билета обязательно. Причем, «просочиться» без проколотой дырочки и штампа нереально в виду не слишком широкого прохода. А билет, на котором все это уже есть, можно даже не показывать.

Так что же можно увидеть за 10 баксов, добравшись до пещерного храма в Дамбулле? Давайте выяснять вместе.

Кстати, храм стали называть «золотым» не спроста. Первые пещеры храма Дамбуллы, а их здесь около 80, были основаны аж в I веке до н. э. История гласит, что временем основания храма считается период, когда изгнанный из Анурадхапуры король Валагамбахапровел в пещерах Дамбуллыболее 14-ти лет. А после возвращения трона в знак благодарности за помощь монахам, возвел первый пещерный храм и подарил его Буддистскому Ордену.

А вот Золотым он начал называться, когда в XII веке один из правителей из 153 статуй Будд, имеющихся в храме, 73 из них покрыл чистейшим золотом.

Если пройтись по нескольким пещерам храма, украшенных в желто-оранжевых тонах, складывается ощущение дорогого (золотого) убранства.

Но, не только этим знаменит Золотой храм, ведь его еще называют древним и пещерным. Древним, потому что возраст некоторых из статуй превышает 2000 лет! А с пещерами мы уже выяснили, их в храмовом комплексе слишком много.

Правда, выделяют всего 5 основных, потому как они больше остальных по своим размерам. А внутри, конечно же, статуи Будд в различных позах. Если сами статуи выглядят еще более или менее прилично, то фрески на стенах, порой, совсем не разглядеть. Если они, конечно, не прорисованы по-новому.

В принципе, кроме статуй и расписанных фресками потолков и стен пещер из жизни Будды там больше нечего смотреть. Поэтому мы не стали на пещерном храме Дамбуллы долго задерживать свое внимание, и пока позволял световой день, отправились дальше. А дальше перед нами во всей своей красе предстал , о котором мы расскажем в следующий раз.

Перед тем, как туда отправиться, нам предстояло решить вопрос с ночевкой. В тот день мы были любимчиками судьбы, и на дороге нас подобрал водитель микроавтобуса, который зарабатывает тем, что развозит туристов по достопримечательностям.

Он был настолько радушен, что пригласил нас к себе домой, где я впервые в жизни опробовала на себе, что значит принимать душ на улице без стенок, причем выходящий практически на проезжую часть дороги. Было незабываемо. Нет, голышом я не мылась, а вот мокрой, облепившей мое тело, простыней, возможно и порадовала пару любопытных взоров. Купание в стиле «а-ля шри-ланка» удалось!

Пещерный храм в Дамбулле, который упоминается в Махавамсе (Mahavamsa) (основной исторической хронике Шри-Ланки, написанной на языке Пали) как Юмбукола Вихара (Jumbukola Vihara) (пещерный храм Дамбуллы), находится примерно в 75 км к северо-западу от (Kandy), последней столицы сингальских королей, куда можно попасть по главной дороге на Анурадхапуру (Anuradhupura).

Пещерный храм Дамбуллы

Храмы, которые принесли известность этому месту, являются частью просторной пещеры на западном склоне скалы, расположенной на высоте около 107 метров над равниной. Сейчас нет возможности установить, являются ли пещеры, в которых находятся храмы, полностью естественными, или только частично естественными, или частью естественными, а частью искусственными. Велика вероятность, что в основе своей они созданы силами природы, а человек лишь немного углубил их. Традиционно считается, что некоторые пещеры были выкопаны при короле Ваттагамани Абхайи (Vattagamani Abhaya) в первом веке до н.э. Можно предположить, что король и его потомки в качестве пожертвования этому храму расширяли и выравнивали пещеры, а также прорезали вдоль скалы переливы (катарама), чтобы защитить пещеры от дождевой воды.

Пещеры и фрески Дамбуллы (общая информация)

Храм Дамбуллы состоит из пяти пещер (святилищ). В каждой из этих пещер с арочными сводами размещаются статуи Будды и различных выдающихся исторических или буддийских деятелей. В общей сложности, в пещерах найдено 150 изображений Будды. Пещера №5 (последняя в ряду) не имеет никакой исторической ценности, поскольку была построена во втором десятилетии 20-го века. Все остальные пещеры хранят статуи и фрески, относящиеся к различным эпохам сингальской скульптуры и живописи. Некоторые полагают, что самые ранние фрески Дамбуллы датируются 8 веком н.э. Однако проверить эту теорию не представляется возможным из-за рисунков, нанесенных поверх фресок. Тем не менее, эти пещеры – сокровищница изображений, узоры многих из которых напоминают фрески . Для тех, кто изучает историю буддизма, фрески Дамбуллы, при внимательном исследовании, дадут огромное количество информации для исследований.

Считается, что классическая школа сингальской живописи прекратила свое существование после падения королевства (Polonnaruwa) в конце двенадцатого века. До нас не дошло ни одного образца этого стиля, который бы датировался после 13 века. Новые примеры традиционной живописи относятся уже к 17-18 векам.

Не похоже, что эта школа основывалась на художественных традициях древних мастеров, создавших шедевры в Сигирии (Sigiriya) и Полонноруве.

Этот стиль характеризуется исключительно двумерными изображениями; композиции также не отражают искусство художников предыдущих эпох. Художественные нормы, выраженные, в частности, в декоративных узорах и изображении деревьев и вьющихся растений, не имеют ничего общего с ранней ланкийской живописью.

Похоже, что на эту школу значительное влияние оказали художественные течения, процветавшие в районе плоскогорья Декан (Deccan) (Южная Индия) под покровительством мусульманских правителей. И фрески, украшающие пещеры Дамбуллы, представляют именно эту новую школу сингальской живописи. Стены пещер во внутренних помещениях храма целиком покрыты фресками. Считается, что самые старые фрески находятся в пещере №2 и представляют собой декоративные узоры, но, согласно высказанным ранее предположениям, ни одну из них невозможно отнести к более ранним периодам. Тем не менее, сами изображения исключительно похожи на потолочные орнаменты Сигирии. Возможно, здесь находились более старые изображения, которые могли быть утеряны или скрыты под новыми узорами. Можно предположить, что стиль декоративных узоров воплощал в себе некие древние идеи и даже может считаться продолжением традиции изображений в Сигирии. Однако из найденных в Дамбулле записей (Тудапата) (Tudapata), на которые мы уже ссылались ранее, становится ясно, что пещеры Дамбуллы № 1,2 и 4 были расписаны в 17 веке кандийскими художниками по приказу короля Сенарата (Senarat) (1604-1635). Во время правления короля Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha) фрески Дамбуллы были отреставрированы и нанесены заново. Изображения в пещере №4 представляют новую школу сингальской живописи, которая была распространена в провинциях Канди после 17 века.

Пройдя через ворота храма в Дамбулле, посетитель, прежде всего, попадает в пещеру №1, называемую Дева Раджа Вихарая (храм Короля Богов). Считается, что такое название было дано пещере потому, что бог Сакка (Sakka) (Король Богов) внес завершающие штрихи в главное изображение пещеры. Эта статуя длиной почти 14 метров в традиционном стиле воссоздает париниббану (последнее мгновение) Будды. Эта прекрасно сохранившаяся статуя вырезана из естественной породы и обработана практически со всех сторон, только сзади по всей длине она соединяется со скалой. Лицо лишено выражения, сработано грубо и безжизненно. Традиционное длинное одеяние скрывает тело до щиколоток, оставляя открытыми правое плечо и грудь. Лицо круглое и невыразительное. Глаза едва обозначены, лоб узкий, а ухо не имеет четкой формы. Группа точек схематично изображает волосы. Текстура одеяния передана посредством часто прорезанных канавок, тесно сгруппированных парами. Остальные части тела отображены реалистично и пропорционально, не считая кажущихся одеревенелыми ступней и правой ноги.

В пещере находятся еще пять статуй, одна из которых – стоящая в южной части комнаты – предположительно принадлежит Архату Ананде (Ananda), самому преданному ученику Будды, который оплакивает смерть своего учителя.

В северном углу пещеры, напротив главной статуи, находится искусно выполненная скульптура бога Вишну (Visnu) (некоторые исследователи полагают, что это изображение принадлежит Упульвану (Upulvan), одному из четырех богов-хранителей Шри-Ланки).

По неизвестным причинам, комната с этой статуей всегда закрыта для широкой публики.

Хотя стены и потолок пещеры покрыты фресками, их невозможно рассмотреть из-за копоти от благовоний, которые приносят верующие.

Пещера № 2 (Маха Раджа Вихарая (Maha Raja Viharaya))

Следующая пещера, в которой оказывается посетитель, несомненно, является самой большой и роскошной из всех пещер храма. Входящий попадает в пещеру через портал, расположенный в передней части святилища и переходящий в высокий арочный проем, который охраняют стоящие по обеим сторонам каменные фигуры, изображающие привратников. Пещера носит имя Маха Раджа Вихарая (храм Великого Короля), поскольку, по общепринятому мнению, ее основал король Ваттагамани Абхайа (Vattagamani Abhaya), лично участвовавший в строительстве.

Вся пещера расписана ярчайшими фресками, сохранившимися в отличном состоянии. Длина пещеры составляет 52,5 метров, ширина – 23 метра, а высота около передней стены – 6,4 метра. По мере продвижения вглубь пещеры свод постепенно становится все ниже и превращается в арку в дальней части помещения. В пещере находятся пятьдесят три статуи. Большинство из них изображают Будду в различных позах. Многие из статуй значительно превосходят человеческий рост, однако в пещере нет ни одного изображения, которое было бы ощутимо меньше натуральной величины.

Посетитель, входящий в пещеру через дверь в северном углу, прежде всего, видит статую стоящего Будды под искусно выполненной аркой в виде дракона Торана (Torana). Оба изображения вытесаны из естественной горной породы. Это главные скульптуры этого святилища. Правая рука Будды поднята в жесте защиты. Это крепкая искусно вырезанная каменная фигура с массивными руками и ногами. Однако скульптор даже не пытался передать реальные пропорции тела. Струящиеся складки одежды показаны посредством канавок. Правое плечо и рука обнажены. Складки одеяния собраны на левом плече. Голову покрывает множество шишечек, расположенных равномерно и увенчанных гребнем. Глаза статуи открыты. У нее полные губы и широкий нос. Конечности кажутся неподвижными, а тело – одеревенелым. Скульптура стоит на каменном круглом пьедестале в форме цветка лотоса. Изображение лотоса выполнено довольно грубо.

Справа и слева от статуи Будды расположены стоящие фигуры двух божеств: Наты (Natha) и Майтрейи (Maitreya), которые, согласно верованиям буддистов, в будущем станут Буддами.

Справа от входа находятся прекрасные ступы высотой около 5,5 метров. Широкий круглый пьедестал, на котором они стоят, украшен четырьмя фигурами Будды, ориентированными по четырем сторонам света и сидящими на кольцах кобры, чей широкий капюшон отбрасывает тень на статуи.

Остальные статуи Будд в этой пещере расположены в ряд вдоль стен и внутреннего коридора, ведущего в мозаичную комнату, и никак не сгруппированы. Около внешней стены нет ни одной статуи, кроме достаточного нового изображения лежащего Будды. В северной части пещеры фигуры стоят в два ряда.

Ближе к восточной стене святилища непрерывно капает вода, просочившаяся сквозь потолок пещеры из пустот на вершине скалы, где она скапливается после дождя. Капли собираются в сосуд, расположенный в небольшом квадратном углублении в полу, и используются исключительно для религиозных целей.

Все поверхности в этой пещере, будь то камни или стены, расписаны яркими красками с преобладанием желтого цвета. На потолке около входа в основном изображены сцены из жизни Будды до и после просветления. Здесь художник также попытался отобразить предыдущие рождения Будды. Возможно, посетителям этого святилища будет интересно узнать, по крайней мере, о нескольких из этих фресок. Вот основные изображения, расположенные в этой части пещеры:

  1. Принц Сиддхартха, будущий Будда, выходящий из дворца, чтобы продемонстрировать свое воинское искусство.
  2. Принц Сиддхартха, демонстрирующий мастерство лучника.
  3. Принц Сиддхартха, уходящий из дома в поисках истины.
  4. Монстры армии Мары, армии зла, атакуют Будду.
  5. Злобный Мара сброшен со слона и побежден Буддой.

У восточного края пещеры за рядом статуй Будды находится небольшой альков, образованный огромным скальным выступом. Стены его сплошь покрыты фресками. На входе в этот альков стоит статуя короля, как считается, Ниссанкамаллы (Nissankamalla), который активно восстанавливал этот храм. Похоже, что в этой части пещеры художник решил отобразить историю острова. Сюжеты фресок, расположенных здесь, начинаются с самого раннего и наиболее невероятного периода истории страны. Среди этих фресок – подвиги Виджайа (Vijaya), первого исторического правителя страны, который, как считается, прибыл из Индии. Эти сюжеты выделяются на общем фоне и занимают огромное пространство. Художник упомянул также и морское путешествие этого героя, изобразив судно, окруженное морскими чудовищами.

Следующие фрески, заслуживающие внимания, изображают признание на острове Будды после того, как сюда прибыли священные реликвии и дерево Бо. Художник изобразил короля Деванампиятисса (Devanampiyatissa) (205-210 г. до н.э.), который правил страной перед тем, как на Шри-Ланку пришел буддизм, управляющим плугом, в который запряжена пара слонов, в сопровождении монахов во главе с Архатом Махиндой (Mahinda), принесшим буддизм на Шри-Ланку.

На другой фреске изображено строительство великих чайтья и других важных религиозных зданий в Анурадхапуре.

Наиболее выдающейся исторической фреской в этой части пещеры является изображение поединка между Дуттхой Гамани (Duttha Gamani), величайшим героем сингалов, и Эларой (Elara), индийским узурпатором, который в течение 44 лет правил северной частью острова. Изображение наполнено эмоциями и гораздо более пропорционально, чем остальные исторические фрески. Индийский король изображен пронзенным копьем своего врага и падающим со слона.

В северной части этого алькова стоят две деревянные статуи. Согласно общепринятому мнению, эти фигуры изображают божеств. Одна из них принадлежит Вишну, известному индийскому богу, чьи изображения во многих храмах Шри-Ланки находятся рядом со статуями Будды. Другая, как считается, изображает Суману (Sumana) (или Самана (Saman)), одного из четырех богов-хранителей острова. Согласно Великой Хронике, Санрантакута (Sanrantakuta), то есть пик Адама, где Будда оставил свой след, названа так потому, что на этой пике живет девараджа (король богов) по имени Сумана. Обе статуи мастерски выполнены и раскрашены, однако в настоящее время нуждаются в реставрации.

В северной части пещеры расположены четыре статуи сидящего Будды, обращенные к основному залу. Считается, что эти статуи принадлежат Какусанде (Kakusanda), Конагаме (Konagama) и Кассапе (Kassapa), предшественникам Гаутамы, которого изображает последняя статуя.

Справа от северного входа в эту пещеру находится стоящая фигура, развернутая в сторону главной статуи святилища, которая, как считается, изображает короля Ваттагамани Абхайю (Vattagamani Abhaya), который первым сделал пожертвование храму Дамбуллы. Во всех отношениях, это самая грубо сработанная статуя. А одеяние короля самое простое и наименее украшенное.

Пещера № 3 (Маха Алут Вихарая (Maha Alut Viharaya))

Эта пещера, названная Маха Алут Вихарая (Великий новый храм), отделена от пещеры № 2 кирпичной стеной. Считается, что до 18 века она служила кладовой.

Главный вход в эту пещеры, уступающий по размеру только проходу во вторую пещеру, закрыт дверью. Эта пещера была превращена в святилище по указанию Кирти Шри Раджасинха (Kirti Sri Rajasinha), который в восемнадцатом веке реформировал буддистскую церковь. Он был последним, кто вносил значительные пожертвования на содержание храма в Дамбулле, и именно благодаря ему появилась большая часть новых фресок и были проведены реставрационные работы. Слева от входа в пещеру стоит статуя прекрасной работы, изображающая этого короля в соответствующих его положению одеждах, напоминающих одеяния королей династии Наяккар (Nayakkar), которые правили страной до того, как она была завоевана британцами в 1815 году.

В длину пещера достигает 27,5 метров и 25 метров в ширину, а постепенно понижающийся свод пещеры имеет высоту около 11 метров. Все обширные своды и стены этой пещеры также покрыты яркими фресками. Эти изображения повествуют о самых различных событиях из жизни известных буддистов, некоторые из них связаны с жизнью Просветленного, другие рассказывают историю буддизма. Художественная традиция этой пещеры относится к периоду Канди.

В пещере находятся пятьдесят скульптурных изображений Будды.

Главная статуя святилища, обращенная лицом к входу, изображает стоящего Будду и украшена драконом Тораной (Torana). Статуя и Торана вырезаны из цельной скалы.

Одна из скульптур в этой пещере изображает лежащего Будду, положившего голову на правую руку, которая покоится на подушке. Эта статуя очень похожа на изображение в пещере № 1. В длину скульптура достигает около 9 метров, пропорции тела соблюдены, лицо красиво, а спокойное выражение его удивительно умиротворенное и приветливое. Кроме того, в пещере находятся семь статуй стоящего Будды высотой около 3 метров; остальные скульптуры выполнены в натуральный размер или чуть ниже. Большинство из них выкрашены в ярко-желтый цвет; на трех надеты красные одеяния. Для тех, кто изучает кандийское искусство и скульптуру, эта пещера, несомненно, предоставит огромное количество интересного материала.

Пещера № 4 (Паччима Вихарая (Paschima Viharaya))

Эта пещера носит имя Паччима Вихарая, или Западный Храм. В длину она составляет около 16,5 метров, а в ширину – 8 метров; свод пещеры, который резко понижается по мере движения вглубь помещения, достигает высоты 8 метров.

В пещере находятся десять фигур Будды. Главная статуя, украшенная драконом, такая же по размеру, как и все остальные фигуры. Она представляет собой прекрасное изображение Будды, сидящего в позе медитации (дхьяна мудра), вырезанное из той же скальной породы, которая образует саму пещеру. Статуя была расписана яркими красками в период Канди и прекрасно сохранилась. Черты лица переданы превосходно. Удлиненные уши с проколотыми мочками. Четко очерченный нос, глаза и губы; немного покатый лоб. Свободно струящиеся одежды закрывают тело от плеча до щиколоток, оставляя открытым только право плечо. Складки на одежде изображены канавками. Три канавки обозначают шею.

Одежды на статуе ниспадают красивыми свободными складками. Волосы на голове обозначены рядами шишечек и собраны в пучок на затылке. Остальные статуи расположены в ряд по обеим сторонам от основного изображения.

Эти скульптуры тщательно проработаны и раскрашены в яркие цвета. Большинство из них изображают Будду в полный рост или выше. В центре пещеры находится небольшая ступа (чайтья), называемая Сома Чайтья (Soma Cetiya). Потолок, стены пещеры и передняя стена ярко раскрашены и украшены рядом фигур, в основном, изображений Будды.

Золотая статуя Будды и музей

Часто на изображениях Дамбуллы можно увидеть большую золотую статуя сидящего Будды, но это лишь современная статуя под которой находится музей буддизма. Отсюда начинается подъем к пещерному храму.

Золотой пещерный храм Дамбулла охраняется ЮНЕСКО.

Фото Дамбуллы



  • DSC_2714

  • DSC_2699


  • DSC_2690


  • DSC_2706


  • DSC_2692

  • DSC01793

Понравилось? Лайкни нас на Facebook