Центральная площадь парижа. Самые известные площади Парижа. Луксорский обелиск и фонтаны Гитторфа

Площадь Согласия – красивейшая площадь Парижа. Она расположена на обширном участке между и . Площадь начал строить архитектор Габриэль в середине XVII века. Тогда площадь носила имя Людовика XV. Как и другие «королевские» площади, ее украшал постамент со статуей монарха. Однако планировка площади Людовика Возлюбленного отличалась оригинальностью: по периметру не были расположены дома, и поэтому с любой точки площади открывались панорамные виды на Париж. Можно сказать, что площадь была пространственным продолжением города.

В начале Французской революции, в 1789 году, памятник королю был разрушен, а площадь торжественно переименована в Площадь Революции. Постамент украсила статуя Свободы. В январе 1973 года на площади, недалеко от Елисейских полей, казнили добросердечного короля Людовика XVI. Через неделю после того, как монарх был обезглавлен, гильотину установили около террасы Тюильрийского сада. На площади Революции было казнено за два года 1119 человек. Среди них были выдающиеся исторические личности, такие, как: королева Мария-Антуанетта, фаворитка короля Жанна-Мария дю Барри, герцог Орлеанский Филипп, убийца Марата Шарлотта Корде, революционеры Сен-Жюст, Камилл Демулен, Дантон. Позже гильотинированы были зачинщики термидорианского переворота во главе с Робеспьером. А в 1795 году площади, на которой пролилось столько крови, решили присвоить примирительное название – Площадь Согласия.

Когда Францией правил Луи-Филипп I (1830-1848), площадь была обновлена. На ней установили два фонтана, древнеегипетский обелиск, статуи конных групп и символические фигуры главных городов Франции, выполненные из мрамора в античном стиле. В 1835 году архитектор Жак Иньяс Гитторф завершил работу над новым внешним обликом Площади Согласия. Так она обрела свой настоящий вид.

При «короле французов» Луи-Филиппе на площади были установлены монументальные статуи, символизирующие 8 крупных городов страны. Это Марсель, Лион, Бордо, Нант, Руан, Брест, Страсбург и Лилль. Во время первой мировой войны, до 1914 года, когда часть Франции была оккупирована немцами, статую Страсбурга покрыли черным крепом. Сюда часто наведывались французы с патриотической скорбью в сердце.

Великолепный обелиск из розового гранита был подарен Франции египетским вице-королем Мехметом-Али. Обелиск изъяли из храма бога Амнона в Фивах. Иероглифы на обелиске помнят еще времена фараонов, возраст их – примерно 3600 лет. Египетские замысловатые письмена прославляют царствование Рамзеса II и Рамзеса III. Вес «подарка из Египта» - 230 тонн, высота – 23 метра. Для перевозки ценного груза был даже построен специальный грузовой корабль «Луксор». Везли архитектурное чудо до берегов Франции 2 года, еще три года он пролежал без дела на берегу Сены. В это время инженер Аполлинер Леба разрабатывал и монтировал подъемные устройства. И вот, 16 августа 1835 года за 3 часа постамент был установлен на глазах у изумленной королевской семьи и двухсоттысячной толпы парижан. Нужно сказать, что он был установлен не просто так, причем не «на попа», а на специальный пьедестал из гранита. Сегодня мы можем видеть высеченные на граните эпизоды из эпопеи с перевозкой обелиска и его установкой. А в 1999 году вершину Луксорского обелиска увенчал литой наконечник из полутора килограммов чистого золота.

По обеим сторонам от Луксорского обелиска Гитторф расположил два девятиметровых фонтана. Они были уменьшенными копиями фонтанов с Площади Святого Петра в Риме. Фонтаны декорированы статуями Нереиды, Тритона, иных мифических персонажей, а также восемнадцатью колоннами. По вечерам в фонтанах включают подсветку. Пару лет назад были завершены работы по реставрации фонтанов Гитторфа.

Здания на площади Согласия

Фонтаны появились на Площади Согласия не случайно: здесь, в северной части, расположено здание Министерства морского флота Франции. С другой стороны Королевской улицы расположен роскошный парижский отель Крийон. Ранее это был дворец Омон. По архитектуре и Министерство, и расположенный напротив Крийон напоминают дворцы Лувра.

В феврале 1778 года во дворце Омон был подписан знаменательный договор о сотрудничестве Северо-Американских Соединенных Штатов и Франции. Париж первым признал независимость Америки от Англии, и какое-то время французы отправляли помощь американцам.

На площадь Согласия смотрят окна еще двух зданий, расположенных в саду Тюильри. На углу Риволи стоит здание Галереи современного искусства, а около набережной реки Сены – музей «Оранжери», здесь выставлены картины Клода Моне и его современников.

На углу улицы Буасси-д"Англа и Площади Согласия можно найти здание посольства США, которое построили в 1930-1933 годах. Что интересно, в 1828-1848 годах здесь располагалось здание посольства России.

Как добраться?

Добраться до площади проще всего на метро, станция Concorde. 
|
|

Площадь Согласия, Конкорд - Place De La Concorde. От этой площади до Триумфальной Арки ведет широкий проспект, известный как Елисейские Поля .

Когда-то это была площадь имени Людовика XV . В 1763 году состоялось её торжественное открытие, в плане она восьмиугольная. Сегодня здесь часто происходят массовые гуляния по праздникам, народ жадно пожирает жареные каштаны, катается на местном колесе обозрения и любуется видами города, но на самом деле это самое кровавое место Парижа ! В 1770 году, во время свадьбы Людовика XVI и австрийской принцессы Марии-Антуанетты на площади устроили праздничный фейерверк, одна из петард попала прямо в толпу, начался пожар, паника, давка с многочисленными смертельными исходами… А во время революции на площади появилась гильотина. За два года, что она там простояла, ее жертвами стали Людовик XVI , Мария-Антуанетта , сам зачинатель террора Робеспьер и еще более тысячи граждан. Теперь на площади обелиск, подаренный вице-королем Египта Мухаммедом Али 25 октября 1836 года. Его высота 23 метра, вес 220 тонн, по бокам два фонтана, созданных по подобию фонтана Святого Петра в Риме , а на каждом углу площади - статуи, символизирующие восемь главных городов страны. Для символа Страсбурга позировала Жюльетта Друе , которая в то время одновременно спала и со скульптором Прадье , и с Виктором Гюго ! Постаменты статуй столь огромны, что в каждом из них когда-то помещалась небольшая муниципальная квартира - парижские власти в XIX веке сдавали это экзотическое жилье за 500 франков в год. Теперь здесь входы в подземный паркинг. В северной части площади - два великолепных дворца. Со временем один из них был продан герцогу Крийону , в 1909 там была открыта самая фешенебельная и по сей день гостиница Парижа - "Крийон ". Известнейший гипермодельер Пьер Карден купил во второй половине прошлого века здание театра на площади Конкорд , и там теперь находится его официальный культурный центр - "Эспас Пьер Карден ". Там, кстати, не раз проходила Неделя русского кино, и разные русские модельные показы. На границе площали ипроспекта Елисейские Поля находится знаменитая скульптурная группа "Кони " Марли Гийома Кусту .

Place De La Concorde

Площадь Согласия считается красивейшей в Париже. Расположена она чрезвычайно удачно: с неё открывается вид на перспективу Елисейских полей, сад Тюильри и Лувр, Эйфелеву башню.

Основал площадь Людовик XV. В выборе места сказался точный экономический расчет: в 1755 году эта территория не входила в черту города, земля дешёвая. Архитектор Габриэль спроектировал площадь Людовика XV в виде восьмиугольника с конной статуей короля в центре.

Во время революции памятник снесли, на постамент водрузили статую Свободы, площади дали новое название – Революции. Здесь казнили Людовика XVI, а потом около террасы сада Тюильри поставили гильотину, на которой нашли свою смерть 1119 человек: герцог Орлеанский Филипп, Шарлотта Корде, Сен-Жюст, Демулен, Дантон, Робеспьер. В 1795 году с прекращением гражданской междоусобицы площадь назвали ее нынешним именем.

При короле Луи-Филиппе I, между двумя революциями (1830-1848), площадь была обновлена. На ней установили самый древний из парижских монументов – гранитный обелиск эпохи фараона Рамзеса II. Монумент весом 250 тонн Египет подарил Франции, и чтобы доставить его сюда, построили специальный корабль «Луксор». Подъем же обелиска на глазах королевской семьи и двухсоттысячной толпы занял три часа.

По обеим сторонам от обелиска стоят два девятиметровых фонтана – уменьшенные копии фонтанов с римской площади Святого Петра. По вечерам они необыкновенно красиво подсвечиваются. С севера площадь обрамляют здания, по архитектуре напоминающие Лувр, – министерство морского флота Франции и отель «Крийон». На углу улицы Сент-Флорентен стоит особняк, некогда принадлежавший Талейрану, – здесь в 1814 году жил русский император Александр I. На Пасху император приказал соорудить на площади алтарь и отслужить благодарственный молебен за прекращение кровопролития.

Площадь прославлена и знаменитой новаторской картиной Дега (1876). На ней изображен друг художника виконт Лепик, переходящий площадь с двумя дочерьми. Полотно попало в Германию, после падения Берлина в 1945 году – в Эрмитаж, где и находится сейчас.

Ближайшие отели: в 400 метрах Hotel Cambon от 261 € *
в 430 метрах Residence La Concorde от 155 € *
в 1 км Hotel Prince Albert Louvre от 89 € *
* минимальная стоимость номера для двоих в низкий сезон
Ближайшее метро: в 190 метрах Concorde (Конкорд) линии

После «солнцеподобного» Людовика XIV на западе Париж заканчивался садом Тюильри, дальше начинались луга, холмы с мельницами, а Елисейские поля ещё действительно были полями, в общем, деревенская идиллия.

Следующий монарх - Людовик XV, сделал новый шаг по развитию Парижа на запад, решив заложить большую площадь за Тюильри, и поручил её обустройство Анж Жаку Габриэлю - архитектору Военной школы в Париже и еще много чего в Версале. Луи XV все свои 59 лет правления плыл по течению, всё время пытаясь браться за какое-то дело, да бросая на полпути.

То он хотел единолично править, а в результате правили министры и фаворитки, то решал воевать, а воевали назначенные любовницами командующие, король же, прибыв в ставку в Мец, заболел и поехал обратно. Именно в ознаменование его счастливого выздоровления и было решено построить площадь и назвать её… ну конечно именем правящего монарха.

Спроектированная Габриэлем в 1755 году, площадь Людовика XV представляла из себя восьмиугольник с конной статуей короля в центре. Для обеспечения дренажа, в проекте предусматривался ров, окружавший этот октогон по периметру. В 1770-ом году, во время фейерверка по случаю женитьбы Дофина (будущего Людовика XVI) и Марии-Антуанетты случился пожар - в последовавшей давке в этих рвах погибли и были покалечены сотни людей.Однако это ещё не самая печальная страница из истории площади…

Мосты, через боле не существующий ров, были украшены ещё сохранившимися скульптурами, символизирующими главные французские города: Брест, Бордо, Руан, Лион, Лилль, Нант, Марсель и Страсбург. Рядом с последней любят собираться патриоты, когда Эльзас, в очередной раз, присоединяют к Германии.

Южной стороной площадь выходила к Сене, а с северной архитектор построил 2 симметричных дворца с классическими колоннадами. В правом дворце располагается министерство военно-морского флота Франции, а в его близнеце слева - один из самых старых и роскошных отелей Парижа: Отель де Крийон (Криллон - неправильно, хотя по-французски пишется: Hôtel de Crillon). Здесь принято принимать глав государств (о чем напоминают памятные доски) и хозяев «старых денег» со всего мира.

Именно в этих стенах в 1778 году Франция первой в мире признала независимость США. Перед входом припаркованы как легкомысленные Aston Martin и Ferrari, так и приличные Bentley и Rolls-Royce, S-класс смотрится чем-то безвкусным, хотя цены по московским меркам средненькие: от €500 за номер.

Долгие века дворец принадлежал французам, но в XXI веке был продан американцам, которые тут же перепродали его кому?.. конечно саудовским принцам:) - теперь это норма.

Однако вернемся в Париж второй половины XVIII века. Начиная с середины правления Людовика XIV, Франция на протяжении века скатывалась всё ниже: войны, голод, нищета и при этом, напудренный и искрящийся фейерверками Версаль Короля-солнце, бесконечные Помпадур и Дюбарри Людовика XV, опустошавшие казну, и наконец неплохой парень Людовик XVI, который, после веков деградации монархии, похоже, просто не понимал, что государством нужно управлять, а если управлению монарх предпочитает охоту, то править начинает чернь, Бастилии рушатся, погребая под собой монархию и еще многие тысячи людей. Площадь Луи XV, была переименована в площадь Революции, статуя короля переплавлена, а перед пустым постаментом начали на потеху толпе рубить головы, сначала революционеры аристократам, а потом одни революционеры - другим. Как-то во времена террора погонщики не могли перегнать через площадь (да, Париж не всегда был таким урбанизированным как теперь) буйволов, потому что запах крови в воздухе был так силен, что животные оцепенели от ужаса, но люди - короли природы, сильнее животных и могут ужасами наслаждаться.

Среди гильотинированных на площади: Людовик XVI, его жена Мария-Антуанетта, любовница его дедушки мадам Дюбарри, Шарлотта Корде, Жорж Дантон, Камиль Демулен… Потом гильотину перенесут на площадь Насьон, но вернут 28 июля 1794 для Робеспьера, Сен-Жюста и их друзей.

До реставрации площадь украшала статуя Свободы из терракоты, которую контра называла Свободой из грязи, после, в правление Людовика XVIII, некоторое время она носила имя убиенного Луи XVI (на Отеле де Крийон ещё можно увидеть табличку со старым названием) и даже был заложен камень в основание памятника мученику.

Метания эти прекратил король-гражданин Луи-Филипп, пришедший к власти в 1830-ом - он дал площади имя Пляс де ля Конкорд (т.е. Согласия) и установил посреди площади, лишенный политической окраски трёхтысячелетний египетский обелиск, …

… украшавший до этого вход в Луксорский храм, и подаренный Франции Мухаммедом Али - вице-королем Египта. В 1836-ом под рукоплескания 200-тысячной толпы 250-тонный обелиск занял своё место. Вообще-то египтяне подарили сразу 2 обелиска, но Франция чуть не надорвалась с одним, так что второй даже не забирали, он так и стоит, лишая симметрии вход в храм в Фивах. Обратно второй обелиск подарил Египту Миттеран. Кроме того, Луи-Филипп поручил Жаку Хитторфу возвести 2 фонтана по сторонам от обелиска. Хитторф - автор проектов Северного вокзала и мэрий и V округов, здесь просто скопировал идею расположения фонтанов с площади перед собором Петра в Ватикане, выполнив их в аляповатом стиле боз-ар.

Современная площадь Согласия по утрам - удивительный пример градостроительного искусства. Она стоит на пересечении двух осей: так называемой главной исторической оси Парижа (Арка Карузель - Елисейские поля - Триумфальная арка - Дефанс) и идеального образчика классицизма - оси: Национальная ассамблея - Конкорд - рю Руаяль - церковь Мадлен , при этом осей этих не портит, лишь оттеняя преимущества. Однако днем и вечером площадь - автомобильный ад: 2 концентрических круговых движения просто убивают всё прекрасное:(

Последний, но немаловажный штрих - связь духа места, истории и политики. У парижского правого берега есть 2 старых полюса - оба бывшие предместья: Фобур Сен-Антуан на востоке и Фобур Сен-Оноре на западе. Исторически Фобур Сен-Антуан был вечно неспокойным пролетарским районом - чревом революций, а Фобур Сен-Оноре - тихим прибежищем роялистов и буржуа. Прошли века, многое изменилось, однако, чтя традиции, социалисты празднуют выигранные выборы (последним был Миттеран) на площади Бастилии у предместья Сен-Антуан, а правые (Ширак, Саркози) - здесь, на площади Согласия.


Предлагаю вам совершить виртуальную прогулку по самым выдающимся площадям Парижа, узнать об их необыкновенной истории, полюбоватся их красотами. Париж – уникальный город, если вы в этом еще не успели убедится, эта тема для вас!

Площадь Согласия в Париже

Начнем с площади Согласия. Площадь Согласия – одна из самых красивых в Париже – занимает обширный участок между Тюильрийским садом и Елисейскими полями. Площадь была разбита в середине XVII века по проекту архитектора Габриэля и сначала носила имя Людовика XV. Подобно другим «королевским» площадям, она была украшена конной статуей монарха, но было в ее планировке и нечто принципиально новое: она не застроена по периметру домами, благодаря чему с любой точки площади открываются широкие перспективы. Можно сказать – площадь пространственно связана с остальным городом

В период правления «короля французов» Луи-Филиппа (1830-1848) на площади появился древнеегипетский обелиск, два фонтана, конные группы и мраморные статуи с изображением городов Франции. В 1835 году архитектор Гитторф завершил оформление площади, соблюдая принципы планировки Габриэля. Так площадь Согласия обрела свой нынешний вид. Обелиск, украшающий площадь Согласия, - подарок египетского вице-короля Мехмета-Али. Он был доставлен в Париж из храма Амона в Фивах. Возраст монумента – примерно 3600 лет. Обелиск высечен из розового гранита. Высота его – 23 метра, вес – 230 тонн. С четырех сторон он покрыт иероглифами, прославляющими фараонов Рамзеса II и Рамзеса III. Для транспортировки монументального «подарка» из Египта был построено грузовое судно «Луксор». Морское путешествие из Египта до Тулона продолжалось два года и 25 дней. Еще три года обелиск пролежал на берегу Сены, пока на площади монтировались подъемные устройства, разработанные инженером Аполлинером Леба. 16 августа 1835 года обелиск был установлен на гранитный пьедестал в присутствии королевской семьи и 200-тысячной толпы парижан. Кстати, на установку Луксорского обелиска ушло всего… три часа. Отдельные эпизоды транспортировки и установки изображены на пьедестале. В 1999 году верхушка Луксорского обелиска была увенчана золотым наконечником, на отливку которого ушло 1,5 кг чистого золота. Подобные обелиски («иглы Клеопатры») были также установлены в Лондоне и Нью-Йорке

По двум сторонам обелиска Гитторф установил два фонтана 9-метровой высоты, имитирующие фонтаны площади св. Петра в Риме. Фонтаны Гитторфа украшены статуями Тритона, Нереиды и других мифических персонажей, а также восемнадцатью ростральными колоннами. По вечерам фонтаны подсвечиваются. Недавно завершились работы по капитальной реставрации фонтанов на площади Согласия

При короле Луи-Филиппе на площади Согласия были установлены восемь монументальных статуй, символизирующих крупные города Франции: Лион и Марсель (ск. Петито), Бордо и Нант (ск. Гайонет), Руан и Брест (ск. Корто), Лилль и Страсбург (ск. Прадье). В 1870-1914 годах, когда Эльзас и Лотарингия были оккупированы немцами, статуя Страсбурга, покрытая черным крепом, стала местом патриотического паломничества французов. Площадь Согласия украшена фонтанами на «морскую тему» не случайно – в ее северной части высится здание Министерства морского флота. А по другую сторону Королевской улицы (rue Royale) находится один из самых роскошных парижских отелей – знаменитый отель Крийон (бывший дворец Омон). По своей архитектуре оба здания перекликаются с дворцами Лувра. В феврале 1923 году в отеле «Крийон» на площади Согласия останавливался Сергей Есенин со своей женой Айседорой Дункан, но из-за своего скандального поведения Есенин был выдворен не только из отеля, но и из Франции.


Площадь Вогезов (Королевская площадь Парижа)

Королевская площадь стала первой площадью Парижа, где архитекторами была проработана каждая деталь. Она представляет собой прямоугольник, закрытый со всех сторон одинаковыми домами. Все 36 домов сделаны по одному проекту. Отличаются лишь два из них: расположенные друг против друга Павильоны Короля и Королевы. Еще одной особенностью этого ансамбля является цвет построек - он совершенно необычен для Парижа: красный с белым. Каждый из домов облицован декоративным кирпичом и белым камнем. По всему периметру площади дома окружены аркадой, а в первых этажах расположились художественные галереи, антикварные и книжные лавки, чайные салоны. Площадь Вогезов сразу полюбили парижане, а наиболее состоятельные просто здесь поселились. О каждом из домов можно написать целые тома. В 1626 году в доме номер один родилась мадам де Севинье, с ее именем связана вся история квартала Маре, не случайно же ее называют "некоронованной королевой" этого квартала. По соседству жил Корнель. Кардинал Ришелье, плененный красотой и, для того времени, необычностью площади, поспешил купить себе особняк под номером 21, в котором он, правда, так никогда и не поселился.



Площадь называлась Королевской со времён мушкетёров и до 1792 года, затем на один год стала площадью Федератов, затем ещё на один год – площадью Единства (якобинское название), при Директории – снова Федератов, а 7 марта 1800 года Наполеон переименовал её в Вогезскую, в честь департамента, первым заплатившего в казну военный налог (!!!). В 1814 г., после реставрации Бурбонов, площадь снова стала Королевской, в 1831 опять Вогезской, в 1852 Королевской, и в 1870 опять Вогезской, каковой пока и остаётся. Ансамбль площади был закончен только в 1612 году, два года спустя после смерти Веселого короля, ко дню бракосочетания его сына Людовика XIII (второго короля династии Бурбонов) с Анной Австрийской. Впрочем, свадеб было две: Людовика с Анной и его сестры, Елизаветы Французской, которая выходила за наследника испанского престола (будущего Филиппа IV). В числе почётных гостей присутствовало всё семейство Гизов (некогда «вдохновителей и организаторов» Варфоломеевской ночи), «фиктивная вдова» Генриха IV королева Марго, герцог Неверский и, разумеется, кардинал Ришелье во главе пока ещё немногочисленного королевского двора: покойный Генрих IV не держал много министров и придворных

Площадь Вогезов образована 36-ю домами, почти одинаковыми. Все они кирпичные, а окна и углы облицованы светлым песчаником. По центру северной и южной сторон, друг напротив друга – два дома немного повыше прочих, хотя имеют то же число этажей: Павильон короля и Павильон королевы. Они были построены первыми в 1605 г. и послужили обязательным образцом для всех остальных домов этой парижской площади. Тяжелые арки (каждый дом стоит на четырёх арках) невысоки и широки – ширина почти равна высоте. Под аркадой можно по квадрату обойти всю площадь – даже оба переулка, уводящие на север и на юг, начинаются под арками, не нарушая цельной линии домов – только узкая улица, носящая в западной части название «улица Вольных Горожан», а в восточной короткой – «улица Ослиного Шага», разрывает замкнутый квадрат

Королевская площадь была известна и вошла в историю не только как центр светской жизни Парижа, но и как место дуэлей. Именно здесь произошла страшная битва между миньонами короля Генриха III и дворянами, служившими герцогу Анжуйскому, ярко описанная в романе Александра Дюма "Графиня де Монсоро". Ришелье, обеспокоеный бессмысленными убийствами, издал указ о запрете дуэлей. Чтобы усилить его действие, по приказу кардинала на площади устанавили конную статую Людовика XIII: дуэль в присутствии короля каралась вдвойне! Но на дворян ничего не действовало, даже показательная казнь дуэлянтов, осуществленная на Гревской площади в 1627 году.


Вандомская площадь Парижа

Мнения о том, кому должен быть благодарен Париж за появление этого шедевра архитектуры, резко расходятся. Одни убеждены, что без Людовика XIV и его желания соперничать с дедом Генрихом IV в украшении Парижа не было бы и Вандомской площади. Другие утверждают, что только гений Жюль-Ардуэна Мансара мог создать такой совершенный ансамбль. На самом деле даже без одного из этих лиц Вандомская площадь не могла бы появиться. Лавры Генриха IV как короля-урбаниста не давали Людовику Великому покоя. Король-Солнце не жалел ни сил, ни денег на то, чтобы сделать свою столицу еще красивей. Она должна была соответствовать величию самого монарха. Он строил, строил, строил, в его Великий век были созданы ансамбль Инвалидов, восточный фасад Лувра, больше известный как колоннада Перро, королевский мост, Большие бульвары, почти все памятники, которые и создают современную славу французской столицы


На нечетной стороне Вандомской площади расположился и знаменитый отель Парижа - Ритц, носящий имя своего создателя Сезара Ритца. Появление этой гостиницы перевернуло все понятия о подобных заведениях. Господин Ритц постарался придать своему отелю всю изысканность, которую можно только встретить в домах принцев крови. Все здесь было продумано до мельчайших деталей, даже освещение устроено так, чтобы на лицах дам всегда играл свежий румянец. Заботу хозяина о своих гостях оценили многие, и среди постояльцев отеля встречаются самые громкие имена: Марсель Пруст, Коко Шанель, прожившая в гостиничных апартаментах более тридцати лет, Скотт Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй…



Дворцы на четной стороне могут похвастаться такой же богатой историей. Один из дворцов принадлежал дедушке Жорж Санд, а в соседнем дворце прожил последние дни и умер возлюбленный писательницы польский композитор Шопен. Несколькими годами раньше в этом же доме Наполеон III познакомился со своей будущей женой Евгенией. Дворцом номер восемь владел брат мадам де Помпадур. Вандомская Площадь и сегодня не утратила своей изысканности. Теперь ее имя ассоциируется с главными ювелирными домами мира: Шоме, Бушерон, Ван Клифф и Арпельс, Мобуссен… От сияния в витринах бриллиантов, сапфиров, рубинов, изумрудов, жемчуга и золота всех оттенков и размеров слепит в глазах

Аустерлицкая колонна Вандомской площади представляет собой примечательное сооружение. Парижская колонна была сделана по принципу известного столпа Траяна в Риме, но превысила оригинал на 14 метров. Всего в ней 44 метра росту, не считая венчающей её статуи Наполеона. Ствол колонны выполнен из бронзы. Материал для неё был взят из переплава австрийских и русских пушек, трофеев Аустерлицкого сражения. Всего на это дело пошло 1250 орудий. На стволе укреплены 76 барельефов, изображающих отдельные моменты военного похода наполеоновской армии 1805 года. Установлена колонна на мраморном пьедестале бывшей королевской статуи. Сам пьедестал богато украшен бронзовыми изображениями оружия и других военных атрибутов побеждённых Наполеоном стран. Впрочем, никакого прямого указания на это в виде надписей не имеется. Говорят, делать их запретил сам Наполеон. Он хотел в то время союза с Россией

Площадь Бастилии в Париже

Одна из знаменитейших площадей Парижа. Над созданием этой парижской площади не трудились выдающиеся архитекторы, она не отличается ни красотой, ни элегантностью. Зато именно она является для французов символом свободы и памятником всем революциям. Площадью она стала только в XVIII веке, а до этого восточную границу Парижа охраняла крепость, построенная при короле Карле V и названная парижаними "Бастилия".



В конце XIV века Франция переживала самые страшные времена: эпидемия чумы унесла более 22 тысяч жизней; несмотря на временное затишье, война с Англией окончена не была; при королевском дворе зрели бесконечные заговоры. После резни, устроенной во дворце на острове Сите Этьеном Марселем, Карл V покинул остров и поселился на правом берегу Сены, во дворце Сен-Поль. Новое жилище тоже не давало достаточной безопасности, в связи с чем король приказал возвести для него крепость в предместье Сент-Антуан, на восточной окраине города. Ей предстояло венчать укрепительные сооружения, которыми был обнесен весь правый берег. Позднее на их месте Людовик XIV возведет Большие бульвары, которые в будущем зададут тон жизни всей Европе. Крепость с восемью башнями, окруженная со всех сторон глубокими рвами, построена была для защиты короля от нападения врагов (скорее всего, ее главной задачей была защита короля Франции от парижан), но ни разу не смогла выполнить своего прямого предназначения. Во время гражданских войн ее семь раз брали приступом, и все семь раз она сдавалась без малейшего боя. Кардинал Ришелье устроил в бывшей крепости тюрьму, все заключенные которой отличались высоким происхождением: маршал де Бассомпьер, кардинал де Роган, маркиз де Сад, граф де Мирабо


В 1789 году в Бастилии находились лишь семеро заключенных, двое из них - умалишенные. В конце июня 1789 года Париж охватили волнения. 14 июля уже ничто не могло остановить разбушевавшихся парижан. Накануне Демулен призвал их вооружаться, и вся разгоряченная толпа, в которой оказались и мелкие дворяне, и лавочники, и даже один академик изящной словесности, направилась к Бастилии. До сих пор ни один историк французской революции не ответил на вопрос, почему же толпа двинулась на штурм Бастилии, а не какого-либо иного здания, относящегося к двору короля. Крепость, как обычно, сдалась без боя, но народ требовал жертв. Маркиза де Лоне, коменданта тюрьмы, толпа убила, двое его помощников были повешены. Затем толпа направилась дальше, захватив по дороге несколько министерств и здание почты. С 1880 года день 14 июля, в память о штурме несопротивлявшейся Бастилии, стал официальным праздником страны, и на месте бывшей крепости, которое решили не застраивать, с тех пор проводятся массовые народные гуляния. Последующим поколениям о Бастилии напоминают контуры тюрьмы, выложенные на мостовой.


Наполеон, в ходе перепланировки Парижа, решил в 1808 г. построить на площади Бастилии огромный фонтан в виде слона (Elephant de la Bastille), увековечив свои победы в Египте. Слон должен был быть сделан из бронзовых пушек, захваченных у испанцев, и составлять 24 м в высоту. Лестница наверх должна была быть устроена в одной из слоновьих ног. Архитектор Жан Антуан Алавуан взялся за работу, но, в итоге, на готовый постамент был поставлен только гипсовый макет в натуральную величину в 1813 г. Он вошел в историю благодаря Виктору Гюго, который вздумал поселить в развалинах несостоявшегося фонтана одного из героев романа «Отверженные» - Гавроша. При сносе памятника в 1846 году выяснилось, что постамент и памятник облюбовали тысячи крыс


В 1833 Луи-Филипп I решил воздвигнуть на площади Июльскую колонну в память о «трёх днях славы» с 27 июля по 29 июля 1830 во время Июльской революции. Её открытие состоялось в 1840. Июльская колонна (фр. Colonne de Juillet) - монумент на Площади Бастилии в 11-ом округе Парижа, поначалу называемый в народе иудейской колонной. К революционным событиям 1789 года - взятию Бастилии - колонна не имеет никакого отношения, несмотря на распространённое мнение

Последним штрихом в прославлении народных идей стала постройка президентом Франсуа Миттераном нового здания оперы на площади Бастилии. Президент-социалист был уверен, что оперное искусство должно быть доступно массам, и по его заказу построили театр с гигантским числом мест. Опера Бастилия скорее похожа на стадион, но зато вы можете купить билет всего за сто франков и не утруждать себя выбором костюма: для оперы в Бастилии сойдут и джинсы, и пуловер

Площадь Звезды в Париже

Площадь Звезды - площадь в западной части VIII округа Парижа. С 1970 года, после смерти Шарля де Голля официально переименована в площадь Шарля де Голля. Появление этой площади не входило в градостроительные планы. Постройка дворца и сада Тюильри потребовала, чтобы королевская резиденция имела достойное обрамление. По приказу Людовика VIII, среди достаточно заболоченных мест таможенной заставы Этуаль, протянули три аллеи с вязами. Затем известным в Париже ландшафтным архитектором Андре Ленотром до самого холма Шайо был проложен проспект (сейчас Елисейские поля), который завершала круглая «площадь» от которой расходились пять дорог, благодаря чему она и получила название Звезды. И все же с точки зрения архитектуры это было скорее место разветвления дорог, чем площадь

Окончательный вид площадь Звезды приобрела в 1854 году, когда по распоряжению Наполеона III к Парижу было присоединено несколько ближайших пригородов. К пяти сходившимся тут улицам, по замыслу барона Османа, префекта Парижа, было добавлено ещё семь. По его архитектурному плану от площади Звезды разбегаются 12 лучей-проспектов. Самый помпезный - проспект Фош - имеет 120 метров в ширину. Все проспекты, ведущие к Триумфальной арке, названы в честь маршалов Франции (Карно, Марсо, Ош) или в честь побед, одержанных французским оружием (авеню Фридланд, Ваграм, Йена). Наиболее известный из них - Елисейские Поля, который соединяет площадь Звезды и площадь Согласия.


Если любого парижанина спросить, какое самое страшное для автомобилиста место в столице, то каждый, не задумываясь, ответит: площадь Звезды. Ничего удивительного, ведь на круглую площадь диаметром в 120 метров, выходят двенадцать проспектов, а на площади нет ни одного светофора и даже регулировщика: каждый едет, как хочет. Столь оживленной она была не всегда. Напротив, ее отличительной чертой были спокойствие и умиротворение. Ведь на протяжении десятков лет площадь служила перекрестком пяти загородных дорог. Появление этой площади не входило в градостроительные планы. Постройка дворца и сада Тюильри потребовала, чтобы королевская резиденция имела достойное обрамление. Работы были поручены Андре Ленотру, крупнейшему архитектору садов семнадцатого века. Он проложил до самого холма Шайо широкую променаду, названную проспектом Королевской Решетки (в 1694 году ее переименовали, и теперь нет человека, которому было бы незнакомо название проспекта: Елисейские поля). Ее завершала круглая площадь, от которой расходились пять дорог, благодаря чему она и получила название Звезды

С архитектурной точки зрения ее даже нельзя было назвать площадью - скорее развилка. Таковой она оставалась до 1806 года. Ставшему императором Наполеону I Париж виделся Третьим Римом. По приказу Наполеона в Париже, как грибы после дождя, вдруг возникли фонтаны, арки, колонны, храмы. На площади Звезды - в честь побед, одержанных французской армией, – была возведена Триумфальная арка . Возле Лувра одна уже возводилась, но диктатор счел, что она недостаточно грандиозна и не может отразить всего величия империи, созданной маленьким капралом


Окончательный вид площадь Звезды приобрела в 1854 году. Барон Оссманн проложил от площади еще несколько широчайших проспектов. Всего теперь их стало двенадцать. Самый помпезный - проспект Фош - имеет 120 метров ширины. Все проспекты, ведущие к Триумфальной арке, названы в честь маршалов Франции (Карно, Марсо, Ош) или в честь побед, одержанных французским оружием (Фридланд, Ваграм, Йена). В центре круглой площади возвышается сама пятидесятиметровая арка, богато украшенная горельефами, самый знаменитый из них называется "Марсельеза". Вся внутренняя сторона арки испещрена надписями, здесь выгравированны имена всех генералов и маршалов, сражавшихся за Францию. Этих имен такое множество, что граверы часто ошибались в написании, иногда по ошибке вносили туда совсем не героев Франции, а напротив - ее противников. По радиусу площади высажены три ряда деревьев, а за ними стоят совершенно одинаковые особняки выстроенные архитекторами Хитторфом и Роо де Флёри в 1868 г. в стиле ампир с примесью барокко. Они называются особняками Маршалов, хотя ни в одном из них ни один маршал никогда не жил и даже не останавливался. Все входы особняков спрятаны «на задворки площади», чтобы подчеркнуть всю торжественность фасадов, выходящих на площадь Звезды. С 1923 года под аркой, над могилой Неизвестного солдата, горит вечный огонь. Каждый год 14 июля президент Франции на площади Шарля де Голля принимает военный парад

Площадь Дофина в Париже

Площадь Дофина называют жемчужиной архитектурного ансамбля Парижа. И еще ее называют парижской Золушкой. Самая красивая, по мнению Андре Моруа, площадь города незаслуженно забыта. С архитектурной точки зрения она стоит в одном ряду с такими шедеврами как Вандомская площадь, площадь Согласия, площадь Вогезов… Однако, в отличие от них, она не сохранила своего первоначального вида и архитектурного единства стиля. За четыреста лет своего существования она не раз перестраивалась и к сегодняшнему дню из сорока четырех домов, которые ее окружали, в прежнем виде сохранились только два

Сразу после постройки площадь Дофина быстро превратилась в одно из самых оживленных мест Парижа. Ее облюбовали комедианты, шарлатаны, зубодеры, игроки в карты, девицы легкого поведения… Среди этой разношерстной публики попадались и такие персонажи, которые вошли в историю. Главными действующими лицами этого безостановочного спектакля были итальянские комедианты. Когда они на некоторое время покидали площадь и отправлялись в турне по Франции, постоянная публика оплакивала их отъезд, особенно горевали студенты. Жиль Барри, обосновавшийся на площади в 1609 году, кроме своего основного занятия - веселить публику - еще торговал наркотиками. Впрочем, этим занимались вообще все итальянские комедианты. В 1618 году у него появились серьезные конкуренты, которых обожал весь Париж, тоже итальянцы Мондор и Табарен. Самым известным зубодером площади Дофина был Толстый Фома. Ради того, чтобы показать свою верность короне, он в 1728 году, по случаю счастливого выздоровления Людовика XV от оспы, бесплатно выдирал зубы всем желающим. Таким же способом он отметил и рождение наследника престола.


В 1660 году состоялось главное событие, которое пережила площадь Дофина. Париж праздновал приезд молодой супруги Людовика XIV Марии-Терезы Австрийской. Старейшины города для встречи королевской четы задумали поставить на пути следования четыре триумфальных арки и в последний момент добавили еще одну - на площади Дофина. Для создания этой арки и всего ансамбля, ее окружавшего, был приглашен художник Лебрен. По его эскизам была создана временная арка, а трон стоял на площади, откуда открывался вид на Лувр и весь Париж. Каждое окно, выходившее не площадь, было своеобразно украшено цветами, и всю площадь пересекали цветочные гирлянды. На протяжении почти всего восемнадцатого века площадь Дофина была центром художественной жизни Франции. Людовик XIV с 1663 года устраивал художественные салоны, где члены академии, и только они, представляли свои работы. Салон прекратил свое существование в 1704 году. У художников больше не было места, чтобы предстать перед зрителем. И тогда молодые, никому не известные дебютанты стали выставлять свои работы для всех желающих на многолюдной площади. Для этого они выбрали день Спаса. Спонтанные вернисажи сначала привлекали только зевак, но год от года они становились все популярнее, и с 1722 года выставками стали интересоваться специалисты. Академики представляли здесь свои работы на суд зрителей, а крупный художественный журнал помещал отчеты о выставках на своих страницах. В наше время жизнь уже не бурлит на площади Дофина. Наоборот, теперь это место привлекает парижан провинциальной тишиной и покоем, уютными маленькими ресторанами.


Площадь побед в Париже

Площадь Побед (Place des Victoires) - маленькая парижская площадь северо-восточнее Пале-Руаяль. Инициатором её создания был маршал де Ла Фейяд, который после заключения Нимвегенского мира выкупил и снёс окружающие дома, поручив архитектору Ардуэн-Мансару разбить и застроить площадь с конной статуей короля Людовика XIV посередине. Этот шаг был призван увековечить память о французских победах во время Голландской войны. Нынешняя статуя является уже третьей на этом месте

Площади Парижа по праву считаются самыми красивыми в мире. В Париже более 14 крупных площадей, но в данной статье мы остановились лишь на самых знаменитых из них. Надеюсь, вам было интересно!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook