Компоновка аэробус 320. Airbus Industrie ("Эрбас Индастри") А320: схема салона, отзывы и фото. Лучшие цены в приложении. Билеты всегда под рукой

28.08.2017, 10:53 16719


Airbus A320 - семейство узкофюзеляжных самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанных европейским консорциумом Airbus S.A.S.

Самолет Airbus A320 является первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащенной боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композиционных материалов.

Airbus A320 оснащен цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы "THOMSON-CSF", состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700.

Характерная внешняя особенность Airbus A320 - чуть скошенная передняя стойка шасси.

По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия A320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа.

В Airbus A320 один центральный проход в салоне, четыре пассажирских входов и четыре аварийных выходов. В грузовом отсеке могут поместиться семь контейнеров AKH - три в передней части, четыре в задней.

A320 является базовой моделью семейства среднемагистральных самолетов Airbus, включающего также модели A318, A319, A321.

Первые Airbus A320 вышли на воздушные линии в 1988 г. С тех пор самолет выпускается в больших количествах, порой достигая рекордных темпов производства для гражданского самолетостроения (более 40 самолетов в месяц). В настоящее время построено уже более 2000 Airbus A320, а количество заказов превысило 4000.

Летно-технические характеристики

  • Максимальная скорость: 871 км/ч
  • Крейсерская скорость: 845 км/ч
  • Дальность полета: 6300 км
  • Вместимость лайнера: эконом класс – 180 пассажиров, эконом/ бизнес – 150 пассажиров

Расположение и нумерация мест в салоне, схема посадочных мест в самолете Airbus A320

Схема салона Airbus A320 авиакомпании « S7 Airlines »




Лучшие и менее комфортные места в самолете Airbus A320

Лучшие и менее комфортные места в самолете Airbus A320 авиакомпании «S7 Airlines»

1 ряд бизнес-класс - места находятся возле перегородки, соответственно она будет перед глазами весь перелет. Перегородка расположена не слишком близко, поэтому для ног там достаточно свободного пространства.

3 ряд - очень похож на первый, однако перегородка находится намного ближе, поэтому ногам будет не так комфортно, к тому же класс сидений – экономический. Поскольку впереди нет кресел - столики зафиксированы к подлокотникам и их нельзя поднять.

Преимуществом данных мест можно в том, что впереди нет пассажиров, следовательно, есть гарантия того, что перед вами не будет наклонена спинка и не сократится пространство для коленей.

Спинки кресел 9-го ряда имеют ограничения при откидывании, иногда не откидываться совсем, так как позади них расположены аварийные выходы.

Места в 10 ряд у имеют те же минусы, что и места в 9, однако их преимущество в том, что расстояние до предыдущего ряда увеличено.

На 9 и 10 ряды не разрешается размещаться пассажирам с детьми, людям с ограниченными возможностями, а также загораживать проход к аварийному выходу. Весь багаж необходимо убрать в отсек для ручной клади, находящийся наверху.

11 ряд самый лучший. Кресла откидываются, для ног достаточно свободного пространства, поблизости нет туалетов и технических помещений. Но тут также не разрешено загромождать проход к аварийному выходу.

А вот места A и F в этом ряду, находящиеся непосредственно у аварийных люков, немного хуже. Кресла значительно уже стандартных и они могут быть немного развернуты внутрь салона. Обычно у таких кресел отсутствует один подлокотник.

Места 26 ряда C и D расположены у прохода и туалетов, что является не самым комфортным условием.

Места в 27 ряду (последний ряд) наименее комфортные.Спинки кресел зафиксированы, рядом расположены туалеты. Однако при неполной загрузке рейса последние ряды могут быть полностью свободны. Во время путешествия можно комфортно поспать на всех трех креслах.

Лучшие и менее комфортные места в самолете Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот»

1-5 ряды бизнес-класса. Первый ряд отличается от других:
  • Кресла имеют большой угол наклона, однако перед вами не будет кресел, поэтому можно не бояться, что кто-то может откинуть их спинки.
  • В бизнес-классе редко летают с маленькими детьми, но каждый салон оборудован креплениями для детских люлек, которые находятся на стене перед первым рядом.
  • Отсутствуют специальные крепления для ног.
Места в 6 ряду расположены перед перегородкой, поэтому она обзор занимает весь обзор, зато никто не сможет откинуть на вас свое кресло. Расстояние для ног небольшое. Каждая стена оборудована креплениями для детских люлек. Этот ряд первым получает питание, поскольку обслуживание начинается именно с него.

8 ряд сильно проигрывает другим местам эконом-класса, так как не откидываются спинки. Но преимущество в том, что эти места расположены ближе других к аварийным выходам.

9 ряд также имеет недостаток с откидыванием спинок кресел, но это удачно компенсируется большим расстоянием между рядами. Такое удобство позволяет комфортно расположиться и, при необходимости, вытянуть ноги. Также, если кто-либо из соседей решит встать, он может пройти, не побеспокоив вас. Крайние места A и F немного проигрывают центральным C, D, B, E, так как могут быть немного скошены из-за соседства с аварийным люком.

Крайние места 10A и 10F также немного кривоваты, поскольку близко соседствуют с аварийными выходами, однако спинки их кресел легко откидываются, а между рядами много пространства для ног.

Лучшие места в экономическом классе находятся в 10 ряду (B,C,D,E) . Комфорт пассажиров достигается за счет увеличенного пространства для ног (из-за близости все тех же аварийных выходов), при этом легко откидываются спинки кресел. Однако если вы везете с собой ручную кладь, ее нельзя размещать под креслами или в ногах, это может затруднить доступ к аварийным люкам.

9 и 10 ряды не доступны для пожилых людей, людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детьми.

Места у прохода в 24 ряду не комфорта из-за соседства туалетов.

Места 25 ряда , считаются самыми неудобными в самолете. Они расположены впритык к туалетам и отсутствует возможность откинуть спинку некоторых кресел. Места этого ряда стоит брать в последнюю очередь.

Другие места являются стандартными для самолетов этого класса и не имеют ярко выраженных плюсов или минусов в удобстве при перелете.

Финальная сборка самолетов семейства Airbus А 320 осуществляется на четырех площадках: в Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия), Тяньцзине (Китай) и Мобиле (США). Тулуза отвечает за финальную сборку A 320, Гамбург - за A 318, A 319, A 320 и A 321, Тяньцзинь - за A 319 и А 320, на линии сборки в Мобиле собирают А 319, А 320 и А 321.

Airbus A320neo. Фото: Manuel Mueller | Airliners.net

Среднемагистральный реактивный самолет, способный взять на борт до 180 пассажиров и перевезти их на расстояние до 6,150 км.

Airbus A320 был разработан в середине 80х и содержал в себе множество инновационных решений. Например, A320 стал первым в мире пассажирским самолетом с электродистанционной системой управления Fly-By-Wire (ранее применялась только на истребителях). Кабина экипажа, была оснащена боковыми рукоятками управления (sidestick) вместо обычных штурвалов. Вместо устаревших стрелочных индикаторов в кабину были установлены дисплеи на которых отображаются параметры полёта. Место бортинженера заменили компьютеры, которые рассчитывают все необходимые данные полёта, а также контролируют работу экипажа. Также, впервые в конструкции были применены композитные материалы для облегчения веса самолёта.

Первый полёт Airbus A320 совершил в феврале 1987 года. Коммерческая эксплуатация лайнера началась в марте 1988 года.

По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия А320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа.

С момента появления А320 прошло уже более двух десятков лет, однако самолет постоянно модернизируется в соответствии с требованиями времени. В настоящее время Airbus предлагает новую модификацию лайнера A320neo с более мощными и экономичными двигателями, а также улучшенной конструкцией крыла.

Основным конкурентом лайнера является .

Семейство самолётов Airbus A320

  • - самый маленький представитель семейства A320. Вмещает в себя от 107 до 132 пассажиров.
  • - модификация А320 с укороченным фюзеляжем за счёт уменьшения количества пассажирских кресел на два ряда, обладает самой большой дальностью полёта во всём семействе (6,850 км)
  • - базовая модификация лайнера, вмещающая в себя от 150 до 180 пассажиров
  • - удлинённая версия A320, вмещающая в себя от 185 до 220 пассажиров

Технические характеристики:

Код ICAO: A320
Экипаж: 2 человека
Длина: 37,57 м
Размах крыла: 34,1 м
Диаметр фюзеляжа: 3,95 м
Макс. взлётный вес: 78,000 кг
Крейсерская скорость: 840 км/ч или 0,78 M
Пассажировместимость: 150-180
Дальность полёта: 6,150 км
Макс.высота полёта: 11,800 м или FL390

Схема салона Airbus A320:

Салон Airbus A320 авиакомпании Аэрофлот. Фото: Mehrad Watson | Airliners.net

Для перелетов по внутренним и международным направлениям авиакомпания Аэрофлот задействует среднемагистральные пассажирские Аэробусы модели А320 двух конфигураций. Сегодня их в насчитывается 79 единиц.

Аэробус А320 длиной почти 38 м рассчитан на дальность полета в пределах 4000 км. Максимально достигаемая высота – 12.2 км. Крейсерская скорость – 830 км/ч.

Отправляясь в авиапутешествие на Аэробусе 320 Аэрофлота, пассажиры могут заранее выбрать лучшее место в салоне для комфортного размещения на период полета. В статье мы расскажем об Аэробусе 320 авиакомпании Аэрофлот, куда летает самолет, а также рассмотрим план салона и определим удобные места в эконом и бизнес классе.

Описание Airbus A320 авиакомпании Аэрофлот

Крупный российский авиаперевозчик использует на своих рейсах Аэробусы 320 двух конфигураций, различаемые по количеству рядов и посадочных мест в салоне эконом и бизнес класса.

Аэробус А320 – 20С:

  • первые 5 рядов – салон , состоящий из парных кресел, расположенных в два ряда с широким пространством между сидениями;
  • с 6 по 25 ряд – , состоящий из 20 рядов с расположением кресел по 6 в каждом (компоновка 3х3);
  • общее количество посадочных мест – 140 (в салоне бизнес – 20, в эконом – 120).

Аэробус А320 – 8С:

  • первые 2 ряда – бизнес класс, где установлено 8 кресел в компоновке 2х2 в каждом ряду;
  • с 6 по 30 ряд – эконом класс, состоящий из 25 рядов, в каждом установлены кресла в компоновке 3х3;
  • общее количество посадочных мест – 158, из них 8 в салоне бизнес и 150 – в эконом.

Схема салона

Где удобнее всего сидеть в Аэробусе 320

В Аэробусе 320, как и в других авиалайнерах компании Аэрофлот, есть самые удобные и неудобные места для размещения пассажиров. При покупке билетов путешественник может выбрать оптимальный вариант, учитывая личные предпочтения. Услуга по лучших мест в салоне предоставляется на платной основе.

Чтобы провести запланированное путешествие в комфортном режиме, предлагаем изучить особенности некоторых мест в салоне бизнес и эконом. Эта информация позволит сделать правильный выбор.

В эконом классе

В Аэробусе А320-20С класс эконом охватывает 20 рядов, начиная с 6 ряда. Он расположен сразу за перегородкой, отделяющей салон от класса бизнес. Между креслами в 6 ряду и стенкой имеется расширенное пространство для ног, позволяющее принять удобное положение тела. К преимуществам этого ряда также относят доступность большого выбора блюд и напитков из меню, так как именно с этой части салона бортпроводники начинают обслуживать пассажиров.

6 ряд эконом класса – отличные места для перелета с маленькими детьми. На впереди стоящей перегородке есть специальные крепления для фиксации детской люльки. С правилами перелета в Аэрофлоте с младенцем можно ознакомиться .

7 ряд – стандартные места без особых недостатков и преимуществ.

8-9 ряд – неудобные места рядом с аварийным выходом, имеющие ограничения отклонения спинки кресла. Также здесь отсутствует хороший вид из иллюминаторов, что обусловлено близким расположением крыльев самолета, закрывающих весь обзор.

10 ряд находится возле аварийного выхода. Здесь преобладает расширенное пространство между креслами с функционирующим механизмом отклонения спинки. Удобные места для расположения имеют всего один недостаток – отсутствие одного подлокотника на креслах A и F.

Самые комфортные места в 10 ряду – B, C, D, E можно забронировать заранее, оплатив сумму по тарификации перевозчика. Правда, такие кресла не могут занимать инвалиды, пенсионеры, беременные женщины, несовершеннолетние дети и пассажиры с животными. Это правило установлено перевозчиком исключительно в целях безопасности. С правилами перелета животных в самолете Аэрофлота можно ознакомиться .

С 11 по 14 ряд – стандартные места с ограниченной видимостью из иллюминатора (близкое расположение крыльев лайнера).

25 ряд – самый неудобный для перелета. Есть несколько недостатков: близкое расположение к туалету, ограничение отклонения спинки кресла, а также сильная слышимость шума мотора в хвостовой части лайнера.

Аэрофлот также совершает пассажирские перевозки на Аэробусах А320 – 8С. Предлагаем ознакомиться с самыми удобными и неудобными посадочными местами в салоне лайнера данной модели.

Преимущества и недостатки пассажирских мест в салоне эконом:

  1. Первый ряд экономичного класса – 6, расположенный сразу за перегородкой класса бизнес. Впереди кресел расширенное пространство для ног. На перегородке есть оборудование для крепления детской люльки. Удобные места для беременных женщин и пассажиров с детьми. Предлагаем также ознакомиться – .
  2. 12-18 ряд – места с плохим обзором из иллюминаторов, скрытым крыльями самолета.
  3. 12-13 ряд – кресла у аварийного выхода с заблокированным механизмом откидывания спинки.
  4. На 14 ряду места повышенного комфорта, расположенные возле аварийного выхода. Впереди кресел расширенное пространство для ног. Рабочий механизм отклонения спинки сидений.
  5. 30 ряд – находится в хвостовой части самолета. Здесь больше слышен шум двигателя и сильнее ощущается турбулентность. К недостаткам также относят близкое расположение с туалетной комнатой и нерабочий механизм откидывания спинки сидений.

В бизнес классе

В Аэробусе 320 с компоновкой 20С бизнес класс занимает первые пять рядов в носовой части авиационного судна. Все кресла в этом салоне имеют расширенное сидение. Между посадочными местами большое пространство для удобного расположения. Кресла оборудованы механизмом раскладывания. Между рядами большой проход.

Особых недостатков в салоне бизнес класса не выявлено. Некоторый дискомфорт может создать близость с туалетной комнатой для пассажиров первого ряда в салоне и нахождение рядом с перегородкой эконом класса за креслами в последнем ряду.

В авиалайнере с компоновкой 8 С бизнес класс занимает всего два первых ряда. Здесь также установлены пассажирские кресла повышенного комфорта. На стене есть крепления для фиксации детской люльки.

Куда летает Аэробус 320 Аэрофлот

Аэробусы 320 Аэрофлот отправляются на рейсы внутреннего и международного направления на небольшие расстояния. Самые популярные маршруты: Санкт-Петербург, Сочи, Крым, Турция, Майорка и др.

Чтобы перелет на Аэробусе А320 прошел в максимально комфортном режиме, бронируйте лучшие места в салоне заранее! Пассажиры бизнес класса могут зарезервировать самое удобное кресло бесплатно, что предусмотрено тарифным планом. Для путешественников, выбирающих эконом класс, данная услуга доступна за отдельную оплату по действующей тарификации перевозчика.

Самолет Airbus a320 считается одним из самых часто используемых пассажирских авиалайнеров. В мировом воздушном флоте на сегодня насчитывается более 3,5 тысяч самолетов этой серии. Крупнейшие российские авиаперевозчики, такие как «Аэрофлот», S7, «Россия» имеют в своем авиапарке по 50-60 «Эйрбасов». Благодаря своим характеристикам, самолеты А320 летают в небе Европе, Азии, а также обеих Америк и Австралии.

Производитель

Аэробус А320 производится авиастроительной группой Эйрбас (Airbus S.A.S.), ее штаб-квартира расположена во французской Тулузе, а сам самолет собирается на заводах трех стран: Франции, Германии (Гамбург) и Британии.

С 2011 года запущена еще одна монтажная линия – в Китае. Штат работников корпорации Эйрбас превышает 50 тыс. человек. Само название лайнера – «эйрбас» переводится как «воздушный автобус», оно было единственным приемлемым лингвистическим вариантом для французского руководства компании.

Начало выпуска и модификации

Самым востребованным самолетом этой серии можно считать аэробус марки 320, который был сконструирован, чтобы стать конкурентом популярного Боинга 727 серии. Выпуск начинался с модификаций А320-100 (вместимость 130 человек) и А320-200 (150 человек). Сегодня в «линейку А320» входят также модели 318, 319 и 321 модификаций эйрбаса.

Впервые узкофюзеляжная (в салоне только один проход между рядами кресел) новинка от airbus industrie a320 поднялся в небо в феврале 1987 года. Для этого самолета впервые в мире была смонтирована система управления плоскостями не со штурвала, а с внешних устройств по гидравлической приводной системе. Несмотря на отнесение к классу узкофюзеляжных, аэробус а320 имеет один из самых внушительных по размерам фюзеляжей – примерно на 20 см шире аналогичных моделей лайнеров. Такая особенность дает возможность сделать места для сидения пассажиров еще более удобными и устанавливать в каждом ряду до шести кресел.

Летные характеристики

Лайнер А-320 имеет следующие технические характеристики:

  • длина крыла – 34,1 м;
  • высота самолета – 11,8 м;
  • длина судна – 37,6 м;
  • взлетная масса – 73,5 т;
  • вес пустого самолета – 42,2 т (значительное снижение массы достигнуто конструкторами за счет применения легких композитных материалов: пластика, армированного углеродным или стекловолокном).

Из летных характеристик следует выделить:

  • максимальная дальность полета – 6150 км;
  • крейсерская скорость – 840 км в час;
  • максимально развиваемая скорость – 890 км в час
  • максимальная высота полета – 11,3 км;
  • расход топлива – 2,5 т/ час.

К сведению. Стоимость 1 единицы аэробуса А-320 составляет около 94 миллионов долларов.

М ест в самолете:

  • максимально – 180;
  • при двухклассовом размещении – 150.

В лайнерах данной модели увеличена высота салона, что позволило сделать полки для ручной клади более обширными.

В самолете аэробус A320 впервые применены законцовки крыльев, называемые шарклетами. Эти детали, длиной около двух с половиной метров, изготавливаются из облегченных композитных материалов и служат для улучшения аэродинамики крыльев лайнера, а также повышают экономичность двигателей (до 4 процентов). Удлиненные таким образом крылья аэробусов не мешают им легко осуществлять маневры на взлетной и рулежной полосах. Имеется техническая возможность монтировать шарклеты на уже выпущенные и летающие лайнеры. Эти детали также визуально улучшают дизайн самолета, придают ему футуристический запоминающийся вид.

Схема посадочных мест в салоне самолета

Планировка салона аэробуса имеет два основных варианта. Так, лайнер а320 Аэрофлот в одной из компоновок имеет 5рядную систему мест для бизнес-класса, а оставшиеся кресла предназначаются для эконом-класса. Менее используемая схема: двурядный бизнес-класс и еще больше мест для эконома.

С 1 по 5 (или 1-2) ряды отводятся для пассажиров бизнес-класса, по 2 кресла с каждой стороны от прохода.

6 ряд (или 3) – места эконом-класса, находящиеся перед перегородкой между классами. Ряды с 8 по 10 (с 12 по 14) расположены вдоль аварийных люков (по обе стороны корпуса самолета). Все остальные ряды кресел являются обыкновенными стандартными местами бизнес-класса. Туалеты расположены позади 24-25 (29-30) рядов.

Описание мест по блокам рядов

Расположение наиболее удобных для полета мест в салоне Аэробусов A320 легче представить на схеме лайнера, используемого «Аэрофлотом».

Первый ряд бизнес сложно назвать удобным – весь полет приходится смотреть в стенку. Места для того, чтобы вытянуть ноги, нет, также не будет и подставок для ног, которые монтируются на впередистоящие кресла. Кроме того, на перегородки обычно крепятся люльки для младенцев, и высока вероятность весь полет слушать детские крики. Также могут беспокоить запахи из соседних туалета и кухни. Один плюс все же имеется – никто не откинет спинку кресла к пассажиру на колени.

Кресла 6 ряда эконом-класса также упираются в стенку, что несет те же неудобства и плюсы, что и для бизнес-пассажиров. Невозможность откидывания спинки переднего кресла по причине отсутствия такового, еще больше радует, поскольку в эконом-классе места между рядами еще меньше, чем в бизнес-классе. К минусам этих мест относится расположение откидных столиков не в спинке кресла из предыдущего ряда, а в подлокотнике – это непривычно и не очень удобно. Обслуживание бортовым питанием начинается именно отсюда, поэтому пассажирам есть возможность выбирать то, что нравится, а не то, что осталось. Для пассажиров с детьми первые ряды кресел – самые хорошие и рекомендуемые: для младенцев можно прикрепить люльку к стенке, а с детьми постарше можно не бояться, что ребенок будет пинать в спину впереди сидящего пассажира.

Ряды с 8 по 10 (с 12 по 14) соседствуют с запасными выходами, это несет как преимущества, так и некоторые неудобства. Сиденья на этих местах немного скошены из-за наличия люков по бокам салона, по этой же причине здесь может быть немного холоднее (проблема решается просто – с помощью пледа от бортпроводника). Ручную кладь придется однозначно размещать на багажных полках над креслами, потому что перед ногами ничего ставить нельзя, т.к. это затруднит возможную эвакуацию. Несмотря на эти недостатки, ряды 8-10 являются наиболее удобными (правда, доступны они не всем: из-за особенностей этих мест сюда не сажают пожилых, беременных, больных и пассажиров с маленькими детьми – они не смогут помочь экипажу в экстренных ситуациях). Лучшие места в самолете airbus a320 обозначены на схеме зеленым цветом. Это ряд номер 10 (14), кроме мест А и F. На него даже продают билеты с небольшой наценкой за комфортность (т.н. space seats) – за счет нахождения кресел сразу за люками запасных выходов, образуется увеличенное пространство, куда можно вытянуть ноги, при этом спинки кресел легко опускаются (но в предыдущих двух рядах они заблокированы).

Снижена комфортность кресел С и D в 24м (29м) ряду (выделены желтым), мимо которых постоянно ходят и ждут очереди люди, стремящиеся попасть в туалет.

Самыми неудачными с точки зрения комфорта являются места 25 (30) последнего ряда (они нанесены на план салона красным цветом). Поскольку через тонкую перегородку от них находятся туалеты, то все неприятные запахи и звуки будут беспокоить пассажиров весь полет. Постоянно будут ходить желающие посетить санузел и хлопать дверцей. Также отсутствует возможность откинуть спинку кресла в удобное положение. И, как завершение, к последнему ряду из предлагаемого питания и напитков выбора уже практически не остается. Билеты на эти сиденья можно брать только в крайних случаях.

Кресла в других рядах являются обыкновенными, особыми преимуществами или минусами не обладающими.

Удобства на борту

Из-за немаленького веса и высокой стоимости оборудования, самолеты А320 не оснащаются системами развлечений на базе вай-фай. Для пассажиров имеются экраны в спинках передних кресел (на них же подаются данные о текущем местоположении лайнера, высоте полета и температурой за бортом). Работают мощные кондиционеры для очистки воздуха, а также имеются индивидуальные осветительные приборы направленного действия – довольно яркие, но не мешающие окружающим. На каждые три соседних кресла устроены две розетки, гаджеты можно зарядить через USB-порт. Следует заметить, что не все борта оснащены этими удобствами, всё зависит от конкретного лайнера.

Аэробус А-320 продолжает оставаться очень популярным самолетом пассажирской авиации в Европе. Производители продолжают улучшать и модернизировать его. Так в начале 2016 года введен в эксплуатацию новый Эйрбас А320-Нео, который отличается повышенной экономичностью и сниженным шумом двигателей.

Видео

Большинство воздушных путешествий совершается на расстояния от одной до пяти тысяч километров. Именно поэтому самыми крупными тиражами выпускаются не огромные, поражающие воображение двухэтажные аэробусы, а куда более скромные среднемагистральные самолеты. Одним из таких лайнеров является Airbus A320. Эта крылатая машина появилась намного позже своих основных конкурентов, однако, ей удалось заметно потеснить их, особенно на европейском рынке авиаперевозок. Во многом этот успех был обусловлен смелым применением недавно появившихся технологий, использованием новых, не существовавших ранее материалов, и, конечно же, грамотной маркетинговой кампанией.

История разработки пассажирского самолёта Airbus A320

Одним из главных «авиационных» событий последней четверти прошлого века стало появление двухмоторного широкофюзеляжного лайнера A300 . Концерн Airbus, создавший этот самолет, возник в 1970 году в результате слияния авиастроительных фирм из нескольких стран Европы. «Дебют» нового производителя выглядел многообещающим, и позволил руководству компании задуматься о завоевании самого крупного сегмента рынка – его «среднемагистральной» части.

Задача была сложной. Во-первых, требовался совершенно иной самолет, а не просто модификация А300. Во-вторых, позиции потенциальных конкурентов выглядели незыблемыми. Основными среднемагистральными лайнерами в те годы были Boeing-737 и McDonell Douglas DC9. Чтобы превзойти эти самолеты, необходимо было использовать наиболее передовые и прогрессивные технологии.

Созданием концепции принципиально нового авиалайнера занимались не только в компании Air bus. Довольно большую работу в этом направлении проделал британский центр исследований British Aerospace. Разработанный там проект Joint European Transport, впоследствии стал своего рода базой для всех разновидностей A320. Само это обозначение было введено в 1981 году. Тогда же были определены примерные параметры будущего лайнера: вместимость – около 150 пассажиров, дальность полёта – примерно 3,5 тысяч километров.

Опередить конкурентов предстояло по нескольким основным направлениям:

  1. Требовалось установить на самолет электродистанционную систему управления. Это позволяло облегчить работу экипажа, в то же время сделать полет намного более безопасным;
  2. Требовалось обеспечить более высокий уровень комфорта для пассажиров. Для этого фюзеляж лайнера должен был стать более широким, чем у «Боинга-737» ;
  3. Требовалось существенно снизить удельный расход топлива и уменьшить шум работы силовой установки. Самолет предстояло оборудовать передовыми двигателями.

Дополнительные выгоды сулило внедрение композитных материалов, благодаря которым общий вес самолета существенно снижался, при сохранении прочности конструкции и основных эксплуатационных характеристик.

Первый, «организационный» этап создания будущего А320, сильно затянулся из-за противоречий среди руководителей концерна. Споры возникли по вопросу о территориальном распределении производства по различным странам. К практической работе удалось приступить лишь в 1984 году.

Свой первый полет аэробус А320 совершил 22 февраля 1987 года. Это событие стало настоящим праздником, в котором приняли участие видные европейские политики. В 1988 году, после получения сертификата, первые серийные самолеты были переданы компании Air France.

В последующие десятилетия были созданы несколько дополнительных вариантов авиалайнера, получивших собственные обозначения – A319 , A321 и A318. Наиболее же современной модификацией самолёта является A320neo. Её основное отличие – двигатели нового поколения. Внесены некоторые изменения и в аэродинамическую схему.

Тактико-технические характеристики (конструктивные особенности)

На первый взгляд, аэробус A320 может показаться очень похожим на своего основного «соперника» - американский Boeing 737. Вертикальный киль, стреловидное крыло с размещенными под ним двумя двигателями, «нижний» вариант компоновки рулей высоты, – всё это характерно для многих других современных самолётов. Речь, разумеется, не идёт о плагиате или копировании, просто за годы развития гражданской авиации конструкторам удалось прийти к наиболее оптимальной схеме.

Пилоты управляют полётом A320 при помощи так называемых сайдстиков - боковых ручек. Привычных когда-то штурвалов в кабине нет. Как вертикальные, так и горизонтальные рули, а также элементы механизации крыла приводятся в движение гидравликой, ручные приводы отсутствуют. Вся система управления максимально компьютеризирована. Благодаря этому, для полноценного пилотирования и навигации достаточно двух пилотов.

Тактико-технические характеристики авиалайнера таковы:

Для обеспечения быстрой эвакуации при возникновении опасных ситуаций, в салоне авиалайнера имеется четыре аварийных выхода.

Лётные данные

Эксплуатационные характеристики A320 можно свести в простую таблицу:

Во время своего полета авиалайнер расходует на протяжении часа 2 600 килограммов топлива (при полной загрузке салона). То есть для того, чтобы перевезти одного пассажира на расстояние в один километр, этот самолет тратит всего 19,1 грамма керосина.

Преимущества и недостатки

По состоянию на конец июня 2019 года, общее количество построенных авиалайнеров Airbus A320 достигло 8 977.

Столь внушительный «тираж» свидетельствует об огромной популярности этого самолета, обусловленной следующими его преимуществами:

  1. Экономичность двигателей, низкий расход топлива;
  2. Удобное управление, облегчающее работу экипажа;
  3. Невысокий уровень шума как на взлете-посадке, так и на высоте;
  4. Устойчивость при попадании в восходящие или нисходящие воздушные потоки.

Как и любая другая сложная техника, самолёт A320 не лишен и определенных недостатков. В частности, далеко не все пассажиры в восторге от условий в салоне. В ряде отзывов высказываются претензии, связанные с теснотой.

Некоторые авиационные эксперты полагают, что общая площадь несущих плоскостей этого лайнера слишком мала для его веса, что затрудняет управление на малых высотах при небольшой скорости полёта. Кроме того, отмечаются определенные сложности при внесении изменений в программное обеспечение.

Схема салона Airbus A320

Основную часть внутреннего пространства авиалайнера занимают пассажирские места. Они бывают двух типов – эконом-класса и бизнес-класса. Основные входы в салон находятся в головной и хвостовой частях самолета. Спереди, за кабиной пилотов, с левой стороны относительно центрального прохода, расположен туалет. Напротив него – небольшое «кухонное» помещение. Еще два туалета находятся в задней части салона, по обе стороны от прохода.

Бизнес-класс

До двенадцати пассажиров самолета A320 могут путешествовать в условиях повышенного комфорта. Предусмотренные для этого места бизнес-класса находятся в передней части салона. Кресла шириной 57 сантиметров здесь размещены в три ряда по схеме 2х2. Центральный проход несколько шире, чем в эконом-классе, да и свободного пространства для каждого пассажира побольше. Величина интервала между рядами кресел - 90 сантиметров. Заканчивается бизнес-класс перегородкой, отделяющей его от остального салона.

Эконом-класс

Большая часть салона A320 занята пассажирскими креслами шириной до 45,7 сантиметра, установленными по схеме 3х3. Интервал между рядами - 80 сантиметров. В этой части самолета могут разместиться до 150 человек. Ширина центрального прохода - 63,5 см. В большинстве случаев этого вполне хватает для того, чтобы люди свободно перемещались по салону, не беспокоя тех, кто сидит на местах C и D.

Для вызова стюардессы или связи с экипажем самолета можно использовать сенсорные дисплеи. Они вмонтированы в спинки кресел, поэтому пассажирам, сидящим в самом первом ряду, приходится обходиться без них. Каждый ряд, кроме того, оборудован светодиодными светильниками, которые дополняют общие потолочные лампы.

Худшие места

При покупке билетов на аэробус A320, схема салона поможет подобрать наиболее удобные для каждого пассажира места.

Как правило, люди стараются избегать последнего ряда пассажирских кресел. Во-первых, совсем рядом находятся туалеты, создающие шум, а порой и неприятный запах. Во-вторых, спинки кресел нельзя откинуть – они упираются в перегородку. Предпоследний ряд этого недостатка лишён, однако, близость туалета ощущается и здесь.

Не любят пассажиры и расположение первого ряда кресел в эконом-классе. Многим не нравится на протяжении всего перелета любоваться на перегородку, другие же испытывают дискомфорт из-за отсутствия сенсорного дисплея.

Возникают неудобства и у тех пассажиров, которые попадают на места, расположенные возле аварийных выходов. Это связано обычно с ограниченной функциональностью спинки кресла. Порой в этой части салона возникают сквозняки, что также малоприятно.

Безопасность самолета

Следует отметить, что в первые годы эксплуатации авиалайнера главной проблемой A320 была аварийность. Один из первых серийных авиалайнеров разбился уже во время выполнения демонстрационного полета. После этого в 1990 и 1992 годах произошли две крупных катастрофы с большим количеством жертв. Эти события в значительной мере подорвали репутацию лайнера и вызвали недоверие к его компьютеризованной системе управления.

В общей сложности к нынешнему моменту в результате катастроф самолета A320 (с учетом всех его модификаций) погибло 1 393 человека. Самой страшной трагедией стала гибель 224 человек, летевших на лайнере A321 из Египта в Россию 31 октября 2015 года. Правда, в этом случае никаких претензий к самолёту быть не может, поскольку речь идет о террористической атаке. Тем не менее обстоятельства целого ряда других катастроф позволяют предположить, что система управления авиалайнера небезупречна. Примером может послужить инцидент, случившийся 28 декабря 2014 года, когда в результате сбоя бортового компьютера, A320 рухнул в Яванское море, погубив при этом 162 человека.

В целом же из почти девяти тысяч произведенных в разное время самолётов было потеряно по разным причинам 42 единицы. В десяти случаях крушение лайнера повлекло за собой значительные человеческие жертвы.

Модификации Airbus A320

Первоначально предполагалось, что самолет будет строиться в двух основных вариантах. Они заранее получили обозначение Airbus A320 200 и A320 100. Эти модификации должны были различаться как по вместимости салона, так и по общей длине. Затем эти планы были пересмотрены, и фактически строился только Airbus 320 200.

В дальнейшем было разработано несколько модификаций базовой модели:

  1. A319 – укороченный вариант авиалайнера. Количество пассажиров сокращено и может составлять от 116 до 156 человек. Дополнительно строились несколько субмодификаций этого самолета, в том числе Airbus A319ACJ, предназначенный для перевозки VIP-пассажиров;
  2. A321 – самый крупный вариант. Количество пассажирских кресел увеличено до 220 за счет некоторого удлинения фюзеляжа;
  3. A318 – авиалайнер, приспособленный для коротких взлетно-посадочных полос. Может брать на борт до 132 пассажиров, а в стандартной компоновке – 107. Имеется субмодификация Elite – «корпоративный самолет».

В последние годы сделан переход на изготовление всего модельного ряда в варианте neo, с улучшенными двигателями и усовершенствованным электронным оборудованием.

Авиакомпании, использующие Airbus A320

Первым покупателем лайнеров A320 стал хорошо известный французский перевозчик Air France. Вскоре к нему стали присоединяться и другие авиакомпании. Сегодня этот самолет активно используется приблизительно двумя сотнями перевозчиков из самых разных стран мира.

В перечень компаний, эксплуатирующих A320, входят:

  1. SWISS International Air Lines;
  2. AirAsia (а также её индийское подразделение);
  3. American Airlines;
  4. Iran Air;
  5. Lufthansa;
  6. Eurowings;
  7. Air Canada.

Используется Airbus A320 и всеми крупными российскими авиакомпаниями, включая «Аэрофлот».

Самолет Airbus A320 стал одним из наиболее многочисленных авиалайнеров в мире. Ему удалось в значительной мере потеснить конкурентов, в том числе и в их собственных странах. При этом высокий спрос на такие машины сохраняется и сегодня. Уже заключены контракты на поставку нескольких тысяч самолетов в варианте neo. В обозримом будущем компании Airbus, видимо, удастся прочно удерживать за собой позиции на «среднемагистральном» рынке, и изменить эту ситуацию сможет только появление нового поколения лайнеров.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Понравилось? Лайкни нас на Facebook