Открыть левое меню шпицберген. Полярный архипелаг шпицберген Архипелаг шпицберген входит в состав

Четыреста лет назад там бурлила жизнь. Две самые «хваткие» нации Европы — англичане и голландцы делили сферы влияния на архипелаге. Но если быть более точным, там был целый интернационал. В водах Шпицбергена курсировали корабли из Франции, Испании, Дании, Швеции, немецких государств, не говоря уже о норвежцах и поморах.

Порой в акватории архипелага одновременно находилось четыре сотни судов. Спрашивается, что им было нужно в этом Богом забытом регионе? Ворвань — китовый жир, который с начала XVII века стал одним из самых востребованных товаров в Европе. Ворвань была, по сути, тогдашней нефтью. Она была главным осветительным материалом для ламп почти до конца XIX века, пока ее не заменил керосин.

Зажиточные европейцы отказывались от пожароопасных восковых свечей и переходили на более «продвинутые» в технологическом смысле лампы. Удивительно, но этот факт определенно повлиял на их образ жизни.

Благодаря добытой в далекой Арктике ворвани, европейцы стали позднее ложиться спать, больше читать, а главное больше работать, поскольку освещение в артелях с помощью китового жира было дешевле «воскового» освещения. Интересно, что Московскому государству было крайне невыгодно распространение ворвани в Европе, которая была одним из главных экспортеров воска.


Завод по плавке китового жира на Шпицбергене / Корнелис де Ман

Однако на Руси тогда было мало чиновников, которые бы могли мыслить категориями глобальной экономической стратегии. А началось все с Виллема Баренца, обнаружившим летом 1596 года в арктических водах скалистый берег и назвавшим его Шпицберген («острые горы»).

Тогда голландские моряки посчитали, что земля является частью Гренландии, поэтому не претендовали на «великое географическое открытие». Вероятно, название «Шпицберген» так и «уснуло» бы в судовом журнале Баренца, если бы в прибрежной акватории голландцы не обнаружили огромную стаю гренландских китов. Это было открытие на миллиард, и вот почему.

Китобойный промысел в Европе к тому времени процветал в Бискайском заливе. Главными китобоями Европы считались баски, которые научились орудовать гарпуном еще в раннем средневековье. Когда китовый жир во второй половине XVI века получил массовый спрос в Европе, промысел бискайских китов превратился в массовое истребление.

В результате за несколько десятилетий популяция этих морских млекопитающих оказалась на грани вымирания. И вот Баренц открывает новое богатое «месторождение». Возвратившись на родину, без трагически погибшего Виллема Баренца, участники экспедиции нашли инвесторов, и через некоторое время в арктические воды направилась первая голландская китобойная экспедиция.

Пока голландцы собирали экспедицию, свое открытие Шпицбергена совершили англичане. В 1607 году архипелаг созерцал Генри Гудзон, коьорый работал тогда на британскую Muscovy Company (Московская компания), получившую от русских монархов монополию на торговлю с Россией. Гудзон также отметил большую популяцию китов в прибрежных водах, о чем доложил по возвращении в Британию.

А через 3 года «невероятное китовое изобилие» в водах Шпицбергена отметил еще один сотрудник Muscovy Company — капитан Джон Пуль. Почувствовав золотую жилу, британская корпорация с русским названием в 1611 году отправила первую китобойную экспедицию, усиленную басками-гарпунерами. Однако два корабля потерпели катастрофу.

Но английские «москвичи» не сдались, и уже в следующем году была организована новая экспедиция к Шпицбергену. И там британских моряков ждал сюрприз: в акватории архипелага они встретили голландское и французское китобойные судна.

В 1613 году Muscovy Company решила покончить с конкуренцией раз и навсегда, отправив к берегам Шпицбергена 7 боевых судов, которые разогнали несколько десятков голландских, испанских и французских кораблей. Это привело к международному политическому конфликту.

Голландцы, испанцы, французы настаивали на том, что акватория Шпицбергена (все участники называли его Гренландией) является нейтральными водами, и англичане не имеют никакого права на монополию. Кроме того, представители Нидерландов заявляли даже о своем преимуществе, поскольку именно Баренц открыл Шпицберген.

Представители Muscovy Company в свою очередь утверждали, что исключительные права они получили от «московского государя». Дескать, еще с конца XV века эта земля принадлежит русским, которые даже там организовали поселения.

Действительно, есть письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV веке, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского.

О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах. Но в спор включился король Дании и Норвегии Кристиан IV, который считал, что эти арктические территории испокон веков принадлежали норвежцам и назывались Свальбард.

В качестве аргумента приводилась выжимка из старой норвежской хроники о том, что в 1194 году недалеко от Исландии скандинавские мореплаватели открыли землю, которую назвали «Свальбард» («холодные берега»). В XX веке исследователи поставили под сомнение этот факт.

Возможно, кто-то и плыл из Исландии в конце XII века и наткнулся на какие-то «холодные берега», однако, вероятней всего, Свальбардом отважные моряки тогда назвали местность на востоке Гренландии или остров Ян-Майен, которые не имеют никакого отношения к Шпицбергену.

Неизвестно, поверили ли англичане в норвежскую легенду, но в 1614 году они предложили монарху датско-норвежского государство выкупить монопольное право на остров. Кристиан IV отверг предложение, и в 1615 году на Шпицбергене высадились 3 скандинавских воина с целью собрать дань с обосновавшихся там интернациональных китобоев. Правда, труженики гарпуна отправили норвежцев восвояси.

К тому моменту голландская китобойная Северная Гренландская компания договорилась с британскими «москвичами» о делении архипелага на две сферы влияния. Незначительные «куски» достались также французам и датчанам. Голландцы взялись за освоение Шпицбергена с максимальной интенсивностью. Вскоре на острове Амстердам выросло поселение китобоев Смееренбург, где трудилось в сезон до 200 человек.

Англичане осваивались более вяло, а потом Muscovy company попало в тяжелое финансовое положение, что позволило голландцам фактически установить монополию на промысел. После того, как царь Алексей Михайлович лишил «москвичей» всех привилегий в России, англичан на архипелаге остались единицы. Ну, а потом киты закончились, а вместе с ними испарились и англичане с голландцами.

Архипелаг пришел в запустение. А что поморы? Где же были все это время первооткрыватели Груманта? Мореходы Русского Севера были всегда рядом. Например, почти во всех арктических экспедициях Muscovy Company всегда находился русский проводник, лоцман, или, как называли сами поморы, «корабельный вож». После англичан поморов стали нанимать и голландцы, и французы, и датчане.

Кроме того, каждый год поморские промысловики отправлялись на архипелаг бить моржей и котиков, так как китобойный промысел поморов не интересовал. А еще русские мореходы ставили на архипелаге свои знаменитые навигационные деревянные кресты, на которые ориентировались все.

В те времена именно поморский крест был своего рода маркером того, что «Грумант — русская земля, и вы, китобои и умелые торговцы ворванью, всего лишь гости». Интерес к архипелагу получил новое направление, когда в 1800 году шкипер промыслового судна Сëрен Цахариассен, вернувшись из плавания, привез из района Исфьорда уголь самого высокого качества.

Стало понятно, что на Шпицбергене могут быть огромные запасы высококалорийного каменного угля. Тогда бороться за архипелаг начали шведы, норвежцы, американцы и русские. Активная добыча «черного золота» выдвигалась как законное право на владение территорией.


Китобойное судно, Шпицберген, 1905

Россия, чтобы закрепить свое присутствие в Арктике, наметила такой механизм: сначала развернуть хозяйственную деятельность, подкрепить ее научным изучением интересующего района, и лишь затем предпринимать политические меры. И когда в 1871 году Шведско-Норвежское правительство захотело монополии на архипелаг, Россия ответила однозначно против.

Этого принципиального положения в вопросе о принадлежности Шпицбергена МИД России придерживался постоянно: «Архипелаг не может быть объектом исключительного владения какого-либо государства, а подданные и компании всех государств имеют здесь равные права в социально-экономической и научной деятельности, которая должна носить исключительно мирный характер».

Активно отстаивать свои права на Шпицберген Россия начала лишь в 1905 году. Тогда МИД России принял решение «организовать на архипелаге какое-нибудь русское предприятие, формально не принадлежащее государству, которое продемонстрировало бы нашу деятельность на Шпицбергене и помогло бы русскому правительству отстаивать наше старинное право на эту территорию».

С этой целью была организована экспедиция во главе с исследователем Арктики Владимиром Русановым. В 1912 году он обнаружил ряд угольных месторождений, которые впоследствии помогли защитить интересы России на архипелаге. В результате, на международных собраниях всегда признавали преимущественные права на Шпицберген трех стран — России, Норвегии и Швеции.

Первая мировая война и Октябрьская революция 1917 года исключили Россию из борьбы за обладание островами. Норвегия воспользовалась «занятостью» своего главного конкурента, чтобы добиться суверенитета над Шпицбергеном.

9 февраля 1920 года в Париже Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, США, Франция, Швеция и Япония подписали Договор о Шпицбергене, или Свалбардский трактат, передававший Норвегии управление архипелагом.

Несмотря на то, что во время подписания Парижского договора Россия находилась в состоянии гражданской войны, статьей 10 специально оговаривалась возможность присоединения России к соглашению: «В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Сторонами русского правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон».

В 1935 году этой возможностью воспользовался уже СССР, официально присоединившийся к Парижскому договору. В настоящий момент участниками договора являются более 50 государства, в том числе не имеющие выхода к морю Афганистан, Словакия, Чехия и Швейцария.

Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет только Россия, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

Население архипелага - приблизительно 2600 человек, большая часть из которых — норвежцы и 500 человек — русские. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года.

В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма. В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны.

Использованы материалы сайта

Общая площадь, занимаемая островами 61 022 км²

Природные условия

Горный рельеф. Самая высокая точка островов - гора Ньютонтоппен (1712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² - больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами . Многолетнемерзлые породы - мощность слоя до 200 м. Естественная оттайка грунтов в летний период колеблется от 0,5 до 2,5 м.

Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4-5 магнитуд по шкале Рихтера , допускается возможность землетрясений до 6-7 магнитуд.

Геологическое строение

В строении архипелага участвуют, как правило, каледониды . Но они больше похожи на каледониды Гренландии , чем Скандинавии . Однако те и другие являются порождением раннепалеозойского океана Япетус, который раскрылся примерно в начале кембрия (550 млн лет назад) . Этот древний океан располагался в приэкваториальных широтах в субмеридиональном направлении от 30° ю. ш. (древние координаты) на север, между древними континентами Балтика и Канадо-Гренландия. В состав Шпицбергена входят также и более древние породы, (байкальской складчатости) по-видимому, это часть баренцевоморской плиты, которая и имеет протерозойско- раннекембрийский возраст. Большая часть фундамента Шпицбергена формировалась где-то на активной окраине древнего океана Япетус, около 500 млн лет назад, в раннем ордовике , и представляет собой островодужные магматические формации, сильно смятые во время столкновения континентов в силуре . К началу силура океан Япетус стал сокращаться, неся Балтику навстречу Канадо-Гренландии, (450-440 млн лет назад) Британские острова , остров Ньюфаундленд и Шпицберген, который испытывал сильное поднятие и вулканические извержения к середине-концу силура . Затем произошло окончательное столкновение Балтики (Скандинавии), Британских островов , Гренландии , Ньюфаундленда и Северной Америки (Лаврентии). Остатки древних островных дуг, известняков, обломочных океанских пород океана Япетус были смяты и подняты ввысь на 9-11 тыс. метров. На месте столкновения этих частей света поднялся горный хребет выше, чем сегодняшние Гималаи . 400 миллионов лет назад Скандинавия была уже соединена с Гренландией и где-то между ними находился и Шпицберген. Британские острова, Ньюфаундленд и Северная Америка также были соединены вместе. В позднем палеозое местами происходило внедрение гранитоидов . Нынешние месторождения меди , хрома , никеля , титана , железа , цинка , урана и других металлов, которые сейчас находятся на Кольском п-ове, в Скандинавии, Гренландии, Шпицбергене, на Британских островах и на восточном побережье Северной Америки, образовались именно в ту эпоху .

Правовой статус Шпицбергена

В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был заключен Договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом все государства-участники Договора имели право осуществлять коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на основе полного равенства и демилитаризированного статуса архипелага (статья 3). Согласно статье 2 Договора Норвегия получила право на охрану и восстановление флоры и фауны, хотя забота об экологической ситуации не была характерна для того времени. В статье 8 Норвегия обязывалась создать Горный устав, регламентирующий хозяйственную деятельность на Шпицбергене, при этом устав не должен был давать привилегии, монополии и льготы какой-либо стране, включая Норвегию. В 1925 Горный устав для Шпицбергена был принят вместе с Национальным Законом о Шпицбергене .

История

Предположительно, впервые обнаружен викингами или поморами в XII веке (был известен поморам под названием Грумант; сейчас так называется один из заброшенных российских посёлков на островах). С 1194 года некий Свальбард упоминается в норвежских летописях. Однако нет уверенности, что имелся в виду именно сегодняшний Свальбард. Это могли быть и Гренландия , и Ян-Майен .

Китобойный промысел

Во время второй мировой войны, Свальбард не мог выступать в качестве полноценной военной базы, поэтому его население было эвакуировано, а присутствие немецких войск на архипелаге было ограничено забрасываемыми с самолетов и подводных лодок метеостанциями, корректирующими работу немецкой авиации в Заполярье. Для их ликвидации в 1942 году в район Лонгйира из Шотландии был заброшен небольшой норвежский отряд на двух судах Isbjørn и Selis. . Несмотря на то, что оба судна были уничтожены, норвежцы сумели закрепиться на берегу. В 1943 году для уничтожения этого отряда немцы выслали к Свальбарду отряд кораблей из линкора Тирпиц, крейсера Шарнхорст и девяти эсминцев, которые разрушили большую часть Лонгйира и Баренцбурга артиллерийским огнем (одну из подожженных тогда угольных шахт удалось погасить лишь в 1960 м году). Высадка немцев на берег была менее удачной - норвежцы в районе Баренцбурга оказали сопротивление огнем береговой артиллерии и отошли в горы к поселку Грумант .

В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи везде кроме норвежской Свеагрувы. Как результат, норвежское правительство начало ориентировать Шпицберген на развитие туризма и экспедиционно-научной базы. Арктикуголь с задачей диверсификации экономической деятельности справиться не смог и в пост-советский период дотируется из госбюджета. Расходы на поддержание деятельности бывших советских концессий на Шпицбергене только за 2006 год составили 395,6 млн рублей .

Современное состояние

Фуникулер для транспортировки угля

Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством Норвегия и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона). На островах два официальных языка - норвежский и русский , для посещения архипелага гражданам России (как и гражданам большинства других стран) не нужна виза .

Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske Spitsbergen Kulkompani а также по концессии российским государственным трестом «Арктикуголь » (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько, и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, то есть российское предприятие является планово-убыточным и (отчасти) имиджевым проектом .

В настоящее время Свальбард является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и хороших ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует очень интересный полярный музей и университет UNIS , ведется значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда) и снегоходные экскурсии и экспедиции.

В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище , так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как домашних, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT , а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (Мегафон), так и норвежских операторов.

Природа

Национальные парки Шпицбергена

Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населенных пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли, придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днем и ночью летом заметна и может достигать 5-10 градусов Цельсия. Первые снегопады проходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие позволяет движение снегоходов.

Население архипелага - около 2 600 человек (на 1.01.2009) . Из них 69,9 % - норвежцы, 18,3 % русские и украинцы, 0,4 % поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года . С практической точки зрения, несмотря на отсутствие иммиграционного и таможенного контроля, суровый климат и высокая стоимость жизни в Лонгйире эффективно ограничивают трудовую миграцию работниками сферы обслуживания и туристической отрасли. После распада Советского Союза некоторое количество бывших сотрудников Арктикугля переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтерских поселков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.

Самое большое поселение - Лонгйир , около 2000 человек, большинство - норвежцы . Оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения:

  • российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (470 человек), Грумант и Пирамида (законсервированы)
  • норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100)
  • норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгйира более 300)
  • польская исследовательская станция Хорнсунн (10 человек).

Также существует законсервированный поселок-порт Колесбухта, ранее сообщавшийся с Грумантом железной дорогой по берегу. В настоящее время дорога пришла в негодность, а туннель вблизи поселка Грумант засыпан в результате подвижек грунта.

Изменение этнического состава населения с 1990 по 2009 гг.
Год Всего норвежцы русские поляки
1990 3544 1125 2407 12
1995 2906 1218 1679 9
2000 2376 1475 893 8
2005 2400 1645 747 8
2009 2565 1792 470 10

Религия

В Лонгйире находится единственная действующая лютеранская церковь со своим священнослужителем. В Баренцбурге находится православная часовня. В посёлке Хорнсунн находится польская исследовательская станция, состоящая из 10 человек. По согласованию с Русской Православной Церковью и Католической церковью в Норвегии лютеранский пастор окормляет верующих этих церквей.

Экономика

С начала XX века основой экономики на Шпицбергене стала добыча угля. При этом местные угольные пласты, как правило, имеют доступ непосредственно со склона гор и многие места залегания угля просматриваются невооруженным глазом. Такая геологическая формация привела к возникновению многочисленных небольших шахт и угольных разрезов вдоль береговой линии, которые открывались и закрывались по мере исчерпания и разведки пластов. Размер поселений на Шпицбергене обычно соответствовал мощности близлежащих угольных разрезов.

Исчерпание основных легкодоступных месторождений угля к середине 70-х годов поставило вопрос об экономической целесообразности существования Лонгйира, к тому времени уже дотировавшегося норвежским правительством. В аналогичном положении оказалась и норвежская государственная фирма Kings Bay AS которой принадлежало поселение Ню-Олесунн. По этой причине норвежское правительство начало активную диверсификацию экономики Свальбарда и предоставило жителям архипелага налоговые льготы. Кроме того, в 1993 году шахтерский город Лонгйир был продан национальному правительству, которое сконцентрировалось на развитии университетского центра и туризма.

В настоящее время единственной крупной рентабельной шахтой на архипелаге является Свеагрува , которая и является основным источником дохода Свальбарда (2,008 миллионов норвежских крон в 2007 году ). Также уголь добывается на шахте N7 в Лонгйире, обеспечивая углем местную электростанцию. Вторым по значимости источником доходов является туризм (317 миллионов крон), третьим источником является обеспечение научной деятельности (142 миллиона крон). В частности, Kings Bay обеспечивает логистической поддержкой около 200 ученых работающих в поселке Ню-Олесунн в летний сезон, а также отвечает за снабжение других научных станций. Туристический бизнес сконцентрирован вокруг Лонгйира, куда прилетают туристы из континентальной Норвегии (два рейса в день), а также приходят круизные суда. Все виды бизнеса в пределах норвежских поселений демонстрируют стабильный рост. В частности, скачок цен на углеводороды в конце 2000х годов обеспечил рекордные цифры добычи в Свеагруве (свыше 4 миллионов тонн в год), а количество пассажиров круизных судов выросло с 20 тысяч в 2005 до 30 тысяч человек в 2008 году.

Таким образом, несмотря на значительные начальные вложения норвежского правительства в инфраструктуру аэропорта, морского порта и научной сферы, Свальбард сегодня полностью находится на самоокупаемости, со среднегодовым доходом жителей на 23 % выше чем в среднем по Норвегии.

Российское экономическое присутствие

Исчерпание в 1990-х годах угленесущего слоя на шахте Пирамида поставило крест на прибыльности Арктикугля, быстро превратившегося в дотационный ресурс. При этом запланированные государственные расходы на содержание треста составляют 870, 820 и 806 миллионов рублей за 2008, 2009 и 2010 год, а деятельность сводится к поддержанию жизнедеятельности Баренцбурга , с 2006 года добывающего уголь только для собственного потребления. Несмотря на это, руководство Арктикугля регулярно заявляет о скором возобновлении добычи на Пирамиде или в Груманте - позиция, частично поддерживаемая норвежскими шахтерами. С политической точки зрения, открытая лицензия на добычу угля для российского предприятия облегчает функционирование Cвеагрувы , часто критикуемого норвежской партией зеленых, уже добившейся запрета на добычу нефтепродуктов в районе Свальбарда.

Сам посёлок Баренцбург не представляет долговременного туристического интереса - несмотря на частые летние рейсы судов из Лонгйира , большинство туристов посещает российское поселение не более чем на пару часов. Развитию независимой туроператорской инфраструктуры в Баренцбурге и научно-логистической базы в Пирамиде мешает как отсутствие наземного сообщения с аэропортом, так и госмонополия на использование зданий и сооружений поселков ФГУП "ГТ «Арктикугль». Кроме того, Баренцбург не располагает ремонтной и логистической базой для базирования наиболее востребованного (маломерного) круизного флота ледового класса, а подходящие суда бывшего советского научного флота находятся в аренде («Академик Мултановский», «Профессор Молчанов ») у зарубежных фирм либо проданы («Polar Pioneer » - бывший «Академик Шулейкин», «Академик Шокальский», «Spirit of Enderby» - бывший «Профессор Хромов») иностранным туроператорам.

В долгосрочной перспективе, незамерзающий порт Баренцбурга может использоваться как база для обслуживания Северного Морского Пути , повышая вероятность своевременного предоставления ледокольного сопровождения и снижая риски, связанные с ледовыми повреждениями судов. Развитию Баренцбурга в этом направлении мешает как отсутствие дороги в пос. Лонгйир, так и устаревший формат экономической деятельности России в регионе.

Туризм

Архипелаг Шпицберген (Свальбард) является территорией Норвегии и управляется норвежским губернатором (норв: Sysselmannen), который определяет достаточно строгие правила для туризма. В частности, на Свальбарде запрещены туристические вертолетные экскурсии. Кроме того, нельзя беспокоить диких животных (включая белых медведей), и все случаи применения оружия на поражение расследуются полицией. Также под охраной находятся следы деятельности человека ранее 1946 года.

Для обеспечения безопасности самостоятельных путешествий по архипелагу, туристы обязаны получать разрешение на выход за пределы нулевой зоны (куда входят Лонгйир , Баренцбург, Грумант и Пирамида), а также иметь страховку и поддерживать связь при помощи спутниковых телефонов или радиостанций. Стандартным пешим маршрутом нулевой зоны является переход из пос. Лонгйир через долину Адвентдален в Колесбухту, далее в Грумант и возвращение в поселок через долину Бьорндален. Также существуют пешие маршруты вокруг ледников Исфьорда и Пирамиды, заброска производится зодиаками с попутными туристическими судами линии Баренцбург - Лонгйир - Пирамида.

Большинство полярных туристов прибывает на Свальбард в течение полярного дня, с марта по август. Весной наиболее популярны снегоходные маршруты и лыжные маршруты, а в июле-августе пешие экспедиции. На протяжении полярного дня температура на Свальбарде в среднем составляет около пяти градусов тепла, хотя снегопады также не редкость. В мае-июне тундра сильно заболочена и основные туристические маршруты проходят по ледникам и фьордам (на каяках).

Развитие арктических круизов дало хороший стимул гостиничной индустрии Лонгйира, которая зарегистрировала в 2008 году 93 000 постояльцев при достаточно высокой стоимости гостиничных номеров (от 120 долларов США). Несмотря на то, что в городе нет отелей экономического класса, туристы также могут остановиться в хостеле либо на кемпинге прямо напротив аэропорта. Гостиница имеется и в Баренцбурге, но пользуется низкой популярностью ввиду неразвитости в поселке туристической индустрии.

Оружие и охота

Шпицберген (в том числе Лонгйир) находится на пути сезонной миграции белых медведей к паковому льду. Несмотря на то, что вероятность встретить медведя полярным днем на 78-й параллели невелика, на архипелаге принято носить крупнокалиберное оружие (нарезное или гладкоствольное) при выходе за пределы Лонгйира. Также рекомендуется при себе иметь сигнальный пистолет и ограждать места ночевки сигнальными минами. В городе есть несколько спортивных магазинов, арендующих оружие и боеприпасы для туристов. В 2009 году губернатором Свальбарда введено новое правило аренды оружия, для чего необходимо предоставить справку из полиции страны постоянного проживания.

На архипелаге живёт большое количество животных (в том числе Шпицбергенских северных оленей), однако для охоты требуется заранее получить лицензию у губернатора.

Российские проекты и перспективы

Несмотря на полную открытость архипелага для всех желающих жить и работать, частный российский бизнес на Шпицбергене практически отсутствует. В то же время, российская государственная собственность используется крайне неэффективно и требует затрат, как на поддержание, так и для сохранения юрисдикции (норвежский закон устанавливает максимальный срок заброшенности объектов). Для обоснования постоянных дотаций руководство Арктикугля выносило на обсуждение различные проекты - в том числе возобновление добычи угля в Груманте и Пирамиде, развитие Баренцбурга в качестве рыболовной базы и т. д. При этом серьёзная проработка проектов не производилась и публичных оценок стоимости строительства необходимой инфраструктуры (к примеру, наземной дороги Баренцбург - Лонгйир либо восстановление железной дороги Грумант - Колесбухта) неизвестно.

Кроме того, в российкой периодике периодически озвучивались и экзотические проекты, как то: строительство в Баренцбурге офтальмологических и бальнеологических центров (вблизи посёлка открыт мощный источник минеральной воды), добыча полудрагоценных камней, переработка рыбы на фабрике с персоналом из трудовых мигрантов , регулярная добыча и первичная обработка водорослей для нужд птицеводства в качестве пищевой добавки в птичий корм и так далее.

См. также

Примечания

  1. Kovacs K.M., Lydersen Ch. Birds and mammals of Svalbard. Polarhandbok № 13. - Oslo, 2006, 203 p.
  2. В.В. Славинский Тепловой режим литосферы пассивных континентальных окраин на примерах Северо-Западного Шпицбергена и Юго-Восточной Австралии // Материалы XLII Тектонического совещания . - Москва: Геологический институт (ГИН) РАН, 2009. - Т. 2. - С. 191-195.
  3. А.И. Конюхов Сколько было Атлантических океанов? . Архивировано из первоисточника 3 июня 2012. Проверено 11 февраля 2012.
  4. http://www.norway.mid.ru/sp_ru.html О Шпицбергене. История // Official Web site of the Embassy of the Russian Federation in Oslo, Norway
  5. ORTELIUS, ABRAHAM «Septentrionalium regionum Descrip.», 1570-е гг.
  6. Svalbard"s history - the cruise book from Svalbard . Norsk PolarInstitute. Архивировано
  7. С. Патянин // Операция “Цитронелла” . цусима.org.ru. Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 10 ноября 2010.
  8. ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ВЫПУСК ШЕСТОЙ октябрь, 2007 . Совет Федерации Федерального собрания РФ. Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 2 ноября 2010.
  9. «Язык на Шпицбергене» - travel.ru
  10. «Визы на Шпицберген» - travel.ru
  11. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 4 апреля 2011 г. N 142 г. Москва «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию Государственный трест Арктикуголь» Российская Газета
  12. «Великая книга катастроф» Николай Непомнящий ISBN 5-373-00693-9, 9785373006934
  13. http://www.ssb.no/befsvalbard_en/tab-2009-10-22-01-en.html
  14. Данные норвежской статистики
  15. Знакомьтесь: Архипелаг Свальбард. Что говорят нам цифры Норвежское бюро статистики
  16. Будем в Арктике строить фабрики? Мурманский Вестник
  17. Шпицберген. История отечественного освоения архипелага

Литература

  • Наталья Козлова Остров арестованных кораблей // Российская газета : газета. - 2005. - № 3904.
  • Надежда Сорокина Москва не ослабит позиций на Шпицбергене // Российская газета : газета. - 2006. - № 4024.
  • Е. М. Зингер Страна гор и ледников // Природа : журнал. - 1997. - № 8.
  • Л. М. Саватюгин, М. В. Дорожкина Архипелаг Шпицберген: Российские имена и названия. - Санкт-Петербург: Наука, 2009. - 272 с.
  • Н. А. Гнилорыбов Угольные шахты на Шпицбергене. - Москва: Недра, 1988. - 191 с.
  • Е. М. Зингер Шпицберген - ледовый архипелаг. - Москва: Пента, 2006. - 302 с.
  • Ф. Н. Чернышев Русская экспедиция на Шпицбергене. - Мир Божий. - 1901. - 261 с.
  • Н. Е. Королёва, Н. А. константинова, О. А. Белкина, Д. А. Давыдов, А. Ю. Лихачёв, А. Н. Савченко, И. Н. Урбанавичене Флора и растительность побережья залива Грен-фьорд (архипелаг Шпицберген). - Апатиты: Изд. К & М, 2008. - 132 с.
  • Кокин О. В. Рельеф и отложения краевых зон ледников Западного Шпицбергена.
История картографирования и археологическое изучение
  • Старков В. Ф. Очерки истории освоения Арктики. Том 1: Шпицберген / Ред. д-р ист. наук А. К. Станюкович. .. - Изд. 2-е. - М .: Научный мир, 2009. - 96 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-91522-101-6 (обл.)

Ссылки

  • в «Современной энциклопедии»
  • Sysselmannen.no - веб-сайт губернатора Шпицбергена
  • Svalbard Tourism - веб-сайт официального туристического совета
  • TopoSvalbard - интерактивная карта от Norwegian Polar Institute (норв.) (англ.)
  • История одного города: Лонгийербюен (Шпицберген) на «Эхе Москвы »
Фото

Между Россией и Норвегией набирает обороты политический скандал вокруг острова Шпицберген, который, вопреки норвежским санкциям, посетил вице-премьер и представитель Путина Дмитрий Рогозин.

Российский политик, которому запрещен въезд в Норвегию, прибыл на остров на самолете, прямо с дрейфующей льдины, понырял в океан, сделал несколько десятков фото и улетел обратно, объявив Арктику "русской Меккой".

На возмущения МИДа Норвегии Рогозин дерзко ответил фразой "После драки кулаками не машут". А первый зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников заявил, что вообще не ясно, кому принадлежит Шпицберген.

Впервые с 1970 года, страны обмениваются взаимными обвинениями и спорят за территорию, недалеко от которой недавно нашли нефть.

В обход санкций

После введения Евросоюзом и США санкций против России, политики этой страны всеми способами пытаются обойти наложенные на них ограничения и проникнуть на запретные территории.

Прилет вице-премьера России Дмитрия Рогозина на остров Шпицберген, который является частью суверенной территории королевства Норвегия, стал одним из самых скандальных.

Несмотря на персональные санкции в отношении Рогозина, он смог проникнуть на территорию ЕС на самолете, якобы под видом инспекции дрейфующей на льдине российской станции "Северный полюс-2015".

По прибытию в поселок Баренцбург, Рогозин хвастался: "Приехали в Лонигнер на Шпицберген" и сразу же опубликовал серию фотографий в Twitter.

Там вице-премьер понырял в Северный Ледовитый океан, встретился с жителями русского поселка, побывал на угольных шахтах и улетел обратно в Россию.

"Арктика - русская Мекка. Тут русские и украинцы живут одни народом, одной верой", - резюмировал представитель Владимира Путина. Такое поведение персоны нон грата возмутило Министерство иностранных дел Норвегии.

Представитель МИДа Фроде Андерсон высказал непонимание, как вообще туда попал Рогозин в обход санкций: "Мы четко выразили российскому посольству в Осло, что появление людей, занесенных в санкционный список, на Шпицбергене нежелательно".

Скандал России и Норвегии

В ответ Дмитрий Рогозин продолжает дерзить, обвиняя королевство в неадекватности. "После драки кулаками не машут", - написал он в Twitter, добавив, что, видимо, норвежцы просто завидуют его ныряниям в океан.

В итоге скандал раскрутился на полную катушку - в понедельник МИД Норвегии вызвал представителя России для объяснений инцидента.

В свою очередь, МИД России объявил недовольство королевства необоснованным, якобы Рогозин ничего не нарушал, а на Шпицберген попал случайно, в качестве вынужденной остановки самолета.

"Дмитрием Рогозиным были сделаны две технические остановки в аэропорту Лонгиер на норвежском архипелаге Шпицберген, откуда задействовался российский самолет, приспособленный для посадки и взлета со льдины", - объяснили нарушение санкций в министерстве Лаврова.

Мол, Рогозин залетел в Норвегию случайно, из-за плохой погоды. "Ввиду осложнившихся 18 апреля метеоусловий в районе станции, в возникшую паузу также было проведено ознакомление с российским поселком Баренцбург на Шпицбергене", - поясняют в МИДе России.

При этом Москва решила выступить в роли обиженной стороны. "Подобная реакция вызывает недоумение. Она необъяснима и абсурдна с точки зрения международного права", - считают в России.

Претензии Москвы

Прилет Рогозина заставил норвежцев задуматься над тем, как защитить свои дальние территории от нежелательных гостей. Учитывая санкции, если бы вице-премьер прибыл на материк, его бы тот час задержали, не пустив в страну, объяснил Сигбйорн Литланд, первый секретарь посольства Норвегии в Украине.

"Шпицберген - это только один остров из архипелага Свальбард, который принадлежит Норвегии. Это сложный юридический вопрос. Но все-таки это часть Норвегии и, несмотря на договоры, он не имел права там находиться", - сказал Литланд в комментарии podrobnosti.ua

А вот в Москве вообще дают понять, что не считают остров исконно норвежской землей. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников заявил, что Шпицберген - это свободная экономическая и политическая зона, где Россия имеет право делать, что вздумается.

"Там мы никому никогда не должны быть подотчетны. И в этом смысле Рогозин абсолютно прав, что сделал это, воспользовавшись юридической коллизией, и поставил в этом смысле еще раз определенную запятую по Шпицбергену", - сказал Калашников.

После заявления Калашников вопрос о принадлежности архипелага Норвегии стал спорным, а новое слово в споре поставил именно Рогозин.

Спор за Шпицберген

Согласно договору 1920 года, подписанному большевиками, архипелаг Свальбард, частью которого является остров Шпицберген, принадлежит Норвегии и является частью ее суверенной территории. На архипелаге запрещено строить военные базы и морские укрепления, а землю можно использовать только для научных исследований.

Россия, как страна-подписант договора имеет право участвовать в научных проектах, а россиянам не нужна виза для посещения архипелага. Несмотря на это, Норвегия является полноправным владельцем архипелага и там действуют законы королевства и ЕС.

Спор за границу в Баренцевом море между Россией и Норвегией существовал с 1970 года. Россия проводила границу вдоль побережья острова Шпицберген, Норвегия полагала, что граница должна находиться равноудаленно от Шпицбергена с одной стороны и Земли Франца-Иосифа с другой.

Но до санкций, государства состояли в партнерских отношениях и спор находился в тлеющем состоянии - только изредка норвежцы задерживали рыбаков из России.

Но ситуация резко обострилась, когда у берегов Баренцева моря были обнаружены запасы нефти. Спор длинной в 40 лет был урегулирован 15 сентября 2010 года после подписания договора "О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане" передачей 90 тыс. кв. км. в пользу Норвегии.

Новые заявления со стороны России о "спорности права на Шпицберген" выглядят как претензия на часть территории другой страны. Они похожи на спор заукраинский остров Тузла в Крыму в октябре 2003 года, который россияне внезапно посчитали своим.

Собаки в упряжке

В состав архипелага входит три крупных острова: Северо-Восточная Земля, Западный Шпицберген, Эдж. Кроме них имеется несколько поменьше: Земля Принца Карла, остров Вильгельма, Баренца, острова Белый, Свенскёйа, Медвежий и другие еще более мелкие. Административным центром является город Лонгйир. Свальбард – норвежское название архипелага, что переводится как «холодные земли».

Здесь путешественник может полюбоваться на горные пики, бескрайние заснеженные просторы и полярных животных. Сфера туризма на островах развита очень хорошо, поэтому гости местных земель без проблем могут выбрать занятие по душе.

Остров Шпицберген

История


Считается, что Шпицберген был открыт викингами примерно в ХІІ веке, а с XVII упоминается поморами под именем Грумант. В конце XVI века голландец Виллем Баренц «официально» открыл острова, задокументировав их расположение и описания. Главный из них был им назван Спитсберген, что означает «остроконечные горы». Здесь были обнаружены большие колонии китов, а также моржей, что послужило началом их промыслового истребления.

Уже в XVIII здесь практически полностью были уничтожены животные, а интерес к островам сильно упал. Однако уже в XIX веке на архипелаге снова закипела деятельность – началось бурное развитие арктического туризма, а также полярных исследований. Острова выступали в качестве прекрасной базы для известнейших полярных исследователей со всего мира. А через некоторое время были даже обнаружены залежи каменного угля. В дальнейшем они активно разрабатывались европейскими странами и Россией.


Земля Принца Карла, в 1973 здесь создан национальный парк Форландет

Сегодня Шпицберген практически полностью является заповедной территорией, что дало возможность во многом восстановить флору и фауну островов. Именно поэтому, кстати, следует соблюдать предельную осторожность, покидая населенные пункты – нередки нападения белых медведей.

Осторожно, медведи! - знак распространяется на всю территорию Шпицбергена

Коренного населения здесь никогда не было, с началом промысловой деятельности селились охотники, рыболовы и шахтеры. Сегодня на островах проживает достаточно много людей, принадлежащих более чем к 40 национальностям.

Виды отдыха

Зимой здесь можно совершать лыжные прогулки, осваивать некоторые спуски, кататься на собачьих упряжках, участвовать в сафари на снегоходах. Летом горные прогулки можно прекрасно совместить с отдыхом на воде: лодочные круизы, плавание на каяках. Также в летнее время туристы катаются на колесных собачьих упряжках, посещают экскурсии по птичьим базарам или лежбищам моржей. Популярно посещение старых шахт, ледяных пещер, ледников, местных фьордов.

Также здесь имеется несколько рукотворных достопримечательностей: церковь Лонгьира, музей и галерея Шпицбергена, Хранилище Судного Дня, университет и так далее. В местных барах, ресторанах и пабах вы сможете попробовать блюда из мяса кита, дикого оленя, тюленя, озерной форели, рябчиков.

Туристам

С марта по август здесь продолжается полярный день. Именно в этот период стоит ехать на Шпицберген. Бродить по здешним местам в полярную ночь очень опасно. В силу суровых климатических условий, туристов не выпускают из населенных пунктов без надлежащей экипировки, страховки, сигнального пистолета, а также радиостанции либо спутникового телефона.



Все туристические перемещения строго контролируются норвежскими властями. Кроме того, чтобы покинуть населенный пункт необходимо получить разрешение, но это несложно.

Гостиничная индустрия и туристический бизнес вообще здесь достаточно развиты. Единственный нюанс – все очень дорого. Так, за одну ночь в отеле путешественникам приходится выкладывать до 120 долларов. Однако это не останавливает туристов, желающих ощутить все прелести полярной зимы.



Поездки на Шпицберген в основном организуют Норвегия и Россия. Основная часть путешественников, в том числе российских, летят через Осло до Лонгйира с пересадкой в Трумсё. Однако существуют и прямые маршруты, которые актуальны в летнее время. Отыскать их можно, изучив расписание рейсов авикомпаний SAS и Norwegian.

Будьте готовы к тому, что весной и осенью вам придется управлять снегоходом, чтобы перемещаться по здешним дорогам. А летом очень кстати будут навыки плавания на весельной или моторной лодке, а также каяке.

Шпицберген - внушительных размеров островной архипелаг, лежащий на просторах западной части Северного Ледовитого океана. Фактически земли принадлежат королевскому дому Норвегии, однако свои поселения на архипелаге имеет и Россия. Административным центром Шпицбергена считается город Лонгйир.

География и природа острова Шпицберген

Архипелаг включает три крупных острова: Эдж, Северо-Восточная Земля, Западный Шпицберген; семь менее значительных: Белый, Баренца, Королевский, Медвежий, Шведский, Вильгельма, Земля Принца Карла. Как пройти к .

Высшей точкой архипелага является гора Ньютонтоппен высотой 1712 м. Вечный ледниковый покров занимает 35 тысяч км2, что составляет свыше половины совокупной территории островов. Прибрежные зоны изрезаны чудесными фьордами, которые и становятся объектами интереса для туристов Европы.

На Шпицбергене преобладает тундровая флора. Это полярная ивка, карликовая береза, разнообразные виды грибов, лишайников, а также мхов и сосудистых растений. Фауна представлена белыми медведями, которых здесь несметное количество. Компанию им составляют песцы, а также шпицбергенские северные олени. Вторые считаются самыми мелкими из северных оленей. Ранее ученые искусственно пытались заселить острова гренландскими овцебыками и зайцами, однако это предприятие потерпело неудачу. Из морских обитателей выделим: нерпу, морских зайцев, моржей, китов, белух, гренландских тюленей. Кроме белых медведей, все обитатели в большом количестве встречаются вблизи населенных пунктов.

Более половины всех территорий включены в состав природоохранной зоны: три заказника и три заповедника.

Напоследок о климате. Арктическая погода смягчается с западной стороны архипелага теплым Шпицбергенским течением, которое в свою очередь берет начало у Гольфстрима. На берегу средний показатель зимней температуры достигает -14С; летней +4.4С. Причем возможен перепад температуры на 20С как в отрицательную, так и в положительную сторону.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook