Версаль строился под руководством. Версальский дворец во франции. История возникновения Версаля как одного из символов Франции

  • Горящие туры во Францию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Слово «Версаль» из имени собственного давно превратилось в нарицательное и стало символом блеска, роскоши и безупречного вкуса. Версальский дворец в наши дни - одна из самых посещаемых достопримечательностей Франции. И это вполне объяснимо - ведь на свете есть подражания этому шедевру эпохи абсолютизма, но так и не было создано ему равных.

    Людовик XIV хотел сделать чудо; велел - и среди пустыни, дикой, песчаной, явились темпейские долины и дворец, которому в Европе нет подобного великолепием.

    Николай Карамзин

    Символ французской монархии

    Занятно, что причиной создания дворца стала обычная человеческая зависть. Увидев однажды дворец Во-ле-Виконт , принадлежавший тогдашнему министру финансов Фуке, Людовик XIV уже не мог спать спокойно: он созвал ту же команду архитекторов, что создала дворец министра, и поставил непростую задачу - сделать «то же самое, но в 100 раз лучше». Желание монарха было исполнено: архитектор Луи Лево начал строительство в 1661 г., а 21 год спустя Версаль стал официальной королевской резиденцией - невиданно короткие сроки строительства для грандиозного здания площадью больше 6 га, состоящего из 3500 комнат! При создании дворца и его декора использовались новейшие технологии того времени: так, для оформления знаменитого Зеркального зала пригласили итальянских мастеров, которые в то время одни владели техникой амальгамирования. Для крупных строительных работ выписывали каменщиков из Фландрии вместе с их секретами - профессиональная репутация фламандцев в те годы была лучшей в мире.

    Хотя проект поражает масштабностью, во время строительства дворца старались соблюдать жесткую экономию: при всей пышности убранства в здании не предусмотрели ни одной уборной, а половина каминов была чистой декорацией.

    Могильщик французской монархии

    Если бы французы возводили Версальский дворец в наши дни, строительство обошлось бы им в четверть триллиона евро (американцы запустили 15 космических кораблей к Луне за вдвое меньшую сумму). Добавьте сюда расходы на расширение и перестройку дворца, содержание многотысячной толпы придворных и лакеев, грандиозные траты на балы и торжества - и станет ясно, насколько тяжелым бременем был дворец для экономики. Пока Версаль хорошел, Франция нищала, и меньше века спустя после «Короля-Солнца» его королевство пало, а в залах дворца хозяйничали вооруженные санкюлоты.

    Версальский дворец в наши дни

    Хотя Версаль и стал одной из причин гибели монархической Франции, сегодня он парадоксальным образом Францию спасает: благодаря многомиллионному потоку туристов Версаль стал донором национальной экономики - причем настолько значимым, что на его реконструкцию Республика выделила 400 млн EUR. В настоящее время открыты для посещения больше 1000 комнат дворца, включая всемирно известные Зеркальный зал, Большие и Малые королевские покои, Зал Битв и Королевскую оперу.

    Практическая информация

    Простейший способ попасть в Версаль из Парижа - воспользоваться поездом RER линии С (подойдет любой городской проездной с зонами действия 1-4). Также от Эйфелевой башни ходят специальные автобусы .

    Время работы: дворец открыт для посещения с апреля по октябрь во все дни, кроме понедельника. Кассы работают с 9:00 до 17:50, стоимость билета для взрослого 20 EUR. Цены на странице указаны на март 2019 г.

    Великолепный дворец Версаль является свидетельством экстравагантности Короля-Солнце, Людовика XIV. Дворец и его прекрасный формальный сад стали основной моделью для дворцов по всей Европе.

    • Из Парижа: 22 км от Парижа, 35 минут на машине.

    Время работы Версаля:

    Апрель - октябрь:

    • Дворец 9:00 - 18:30, последний вход 18:00, кассы закрываются в 17:50. Закрыто по понедельникам.
    • Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты - 12:00 - 20:30, закрыто по понедельникам.
    • Сад - ежедневно 8:00 - 20:30.
    • Парк - ежедневно 7 - 19 для транспорта и 7 - 20:30 для пешеходов.

    Ноябрь - март

    • дворец 9:00 - 17:30, последний вход 17:00, кассы закрываются в 16:50. Закрыто по понедельникам.
    • Дворец Трианон и имение Марии Антуанетты - 12:00 - 17:30, закрыто по понедельникам.
    • Сад и парк - ежедневно, кроме понедельников, 8:00 - 18:00.

    Вход в Версаль:

    • Билет во дворец Версаль стоит 15€ для взрослых (включая аудио-гид), льготный - 13 €, до 18 лет бесплатно.
    • «Скрытый Версаль» - c гидом, частные аппартамента - 16 €.
    • Дворец Трианон и имение Марии Антуантетты - 10 € (льготный - 6 €).
    • Полный Версаль: 18 € (25 € в дни музыкальный концертов).
    • Комбинированный билет Forfaits Loisirs (весь Версаль + билеты из Парижа и в Париж) - 21,75 € в рабочие дни, 26 € в выходные дни. Купить можно в ж/д кассах SNCF. (лучший вариант).

    Летом после 15:00 вход на территорию дворца (парк) бесплатно .

    Первое восресенье каждого месяца с ноября по март - бесплатный тур по аппартаментам, коронационной комнате, дворцу Трианон и имению Марии Антуанетты.

    Как добраться в Версаль:

    Из общественного транспорта удобнее всего добираться в Версаль на прямом поезде:

    • : остановка Versailles-Rive Gauche (билет зона 1 - 4, обычный Т+ не действителен).
    • : Versailles-Chantiers ( от ) или Versailles-Rive Droite (поезда от вокзала Gare St-Lazare). Время в пути - около 20 минут. Далее пешком до Версаля по указателям - минут 15.

    Билет на поезд до Версаля: 7.10 € в обе стороны, на билетной автомате нужно выбрать конечный пункт назначения — Versailles Rive Gauche .

    Действуют билеты: Paris Visite (1 — 5 зон) — от 11,15 €/день.

    Расписание поездов в Версаль — RER C:

    Схема маршрута RER C (скачать PDF):

    Карты Версаля:

    Краткая история Версаля

    Версаль находится примерно в 20 километрах от Парижа. Первое упоминание о городе и имении было в 1038 году, когда название появилось в уставе аббатстве Сен-Пере-де-Шартре. По состоянию на конец 11-го века, Версаль был провинциальной деревней, охватывающей замок и церковь Сен-Жюльен, которая оставалась процветающей вплоть до начала 13 века. После Столетней войны, однако, там проживала только горстка людей.

    Королевское присутствие

    В 16 веке, семья Гонди стали правителями Версаля, и город стал пользоваться популярностью, когда будущий король Людовик XIII посетил эти места и был очарован их красотой. В 1622 году он купил землю в этом районе и приступил к строительству небольшого домика из камня и кирпича.
    Статуя Людовика XIV
    Десять лет спустя он стал хозяином Версаля и начал расширение своего домика. Вскоре он приобрел больше земли, а также имущество Гонди Людовик XIII умер в 1643 году.

    Король-Солнце

    В 1662 году царь новый - Людовик XIV - оказался сильно заинтересован в Версале. Людовик XIV, также известный как Король-Солнце, не доверял парижанам и хотел перенести свою королевскую резиденцию прочь из Лувра, который был постоянно в центре политической возни. Король-Солнце был в значительной степени ответственен за расширение Версаля, в результате которого было построено здание, стоящее до сих пор. Он нанял архитектора Луи Ле Вау (Louis Le Vau) и художника Шарля Лебрена для выполнения работ по постройке этого шедевра барокко, который стал типичным образцом для всех дворцов в Европе. Известный садовник Андре Ле Нотр был ответственным за непревзойденный сад Версаля.

    Королевская часовня

    После смерти архитектора Ле Вау, заказали Жюлю Ардуэн-Мансару утроить размер дворца. Под его бдительным оком были построены северное и южное крылья, Orangerie, Большой Трианон (замок) и королевская часовня. Позже была добавлены опера и Малый Трианон (небольшой замок), который был построен в период 1761 - 1764 для Людовика XV и мадам де Помпадур.

    Французская революция

    Во время французской революции, невероятная коллекция картин, антиквариата и других произведений искусства, которые были накоплены в Версале, были переданы в , а другие важные предметы были отправлены в Национальную библиотеку и консерваторию искусств и ремесел. Большая часть мебели, как считают историки, была распродана на аукционе.

    Королевский дворец

    После революции, Наполеон проводил лето в Версале, пока он не отрекся от престола. Позднее здесь жил Луи-Филипп, который в 1830 году превратил замок в гранд-музей, посвященный «Славе Франции». Часовня, Опера, и Зеркальный зал были сохранены, но многие небольшие комнаты были разрушены, чтобы освободить место для просторных выставочных залов. Однако в 1960-х годах куратор Пьер Верле сумел получить часть мебели назад и восстановить ряд королевских апартаментов.

    Сегодня, посетители могут посетить Версаль, посмотреть большую часть интерьера этого великолепного дворца, а также всемирно известный сад.

    Версаль-музей:

    Известные номера включают в себя:

    Зеркальный зал

    Некоторые называют Зеркальный зал наиболее заметным вкладом Людовика XIV в Версале. Главной особенностью зала является семнадцать зеркальных арок, которые отражают семнадцать аркадных окна, которые выходят на не менее великолепный сад Версаля. Каждая арка содержит двадцать одно зеркало, суммарно в комнате находится 357 зеркал. Этот великолепный зал имеет длину 73 метров, ширину 10,5 метра и высоту 12,3 метров. Статуи и бюсты выставлены вдоль стен. Зеркальный зал всегда играл важную роль в истории, в том числе и в 1919 году, когда первая мировая война официально закончилась, Германия подписала Версальский мирный договор именно в этом зале.

    Королевская часовня

    В настоящее время часовня является уже пятой по счету во дворце. Строительство началось в 1689 году и была завершено около 1710 года. Здесь находится «трибуна» на том же уровне, что и королевские апартаменты, с видом на неф, где восседали короли во время участия в мессе. Архитектура представляет собой сочетание готики и барокко. Множество деталей часовни напоминают кафедральный соборы средневековья, в том числе горгулья и остроконечнпя крыша, цветная мраморная плитка на полй, колонны и резные столбы.

    Гранд — апартаменты

    Первоначально известные как апартаменты планет (каждый из 7-салонов этих апартаментов имеет картины планет), это были апартаменты короля Людовика XIV. Хотя завораживают все апартаменты, наиболее примечательными являются потолки, расписанные художником короля Шарлем Лебренои и его командой художников.

    Королевская Опера

    Зрительный зал Оперы отделан исключительно деревом, что делает его одним из наиболее акустически «живым» театром в мире. Хотя он был придворным театром и не был предназначен для огромной публику, он вмещает более 700 человек. Золото, розовый и зеленый цвета доминируют в декоре Оперы, строительство которой окончательно завершилось только в 1770 года. Впервые она использовалась для свадебного бала будущего короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты и может похвастаться уникальной механической системой, что повышает пол до уровня сцены. Сегодня Опера по-прежнему используется для проведения концертов и оперных представлений.

    Геометрия парка

    Раскинувшись на 100 га сад Версаля является крупнейшим дворцовым садом Европы. Он была создан в 17-м веке ландшафтным садовником Андре Ленотра, который спроектировал то, что можно считать квинтэссенцией французского формального сада. В саду разбит в виде геометрического узора, создаваемого дорожками, кустарниками, клумбами и деревьями. Ленотра также осушил болотистую, наклонную местность и создал серию бассейнов и большой канал, известный как Grand Canal.

    Фонтан Латона

    Несколько фонтанов украшают бассейны. Наиболее известными являются Фонтан Латона - со статуей богини Латоны - и фонтан Аполлона - названный в честь бога солнца и изображающий короля-солнца, едущего на колесницах. Есть несколько других фонтанов в саду, таких как фонтан Нептуна. Фонтаны были установлены, чтобы развлечь множество гостей, приглашенных на щедрые организованные балы короля Людовика XIV.

    Еще одним заметным украшением в саду является Колоннада - круговой ряд мраморных колонн, спроектированных Жюлем Ардуэн-Мансаром.

    Малый Трианон

    В Версале есть также несколько меньших дворцов, расположенных в саду: Большой Трианон и Малый Трианон. Около 10.000 человек работали в Версальском дворце, так что на уединенность можно было не рассчитывать. Поэтому король Людовик XIV приказал построить Большой Трианон, дворец почти такой же роскошный, как главный дворец, где король мог избежать формальностей двора и устроить свидание с любовницей. Его преемник, король Людовик XV позже построил еще меньшей дворец - Petit Trianon - по той же причине.

    Версаль Версаль

    Версай (Versailles), город во Франции, юго-западный пригород Парижа. Впервые упоминается в 1075. В 1682-1789 главная резиденция французских королей. Дворцово-парковый ансамбль Версаля вырос из охотничьего замка Людовика XIII (1624, перестроен в 1631-34, архитектор Ф. Леруа), превращённого в несколько строительных периодов (1661-68, архитектор Л. Лево; 1670-74, архитектор Ф. д"Орбе; 1678-89, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар) в господствующий над окружением обширный дворец (длина фасада 576,2 м) с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров и парком. В основе планировки Версаля лежат три дороги, идущие веером от дворца к Парижу, к королевским дворцам Сен-Клу и Со. Они составили также основу плана г. Верона, где селилась знать. Точку соединения этих дорог в курдонёре (почётном дворе) отмечает конная статуя Людовика XIV. Среднюю дорогу по другую сторону дворца продолжает эффектная главная аллея с бассейнами Латоны и Аполлона и с Большим каналом (длина 1520 м), образующая ось симметрии чёткой сети прямых аллей громадного регулярного парка с геометрически правильно подстриженными деревьями (1660-е гг., архитектор А. Ленотр), с нарядными павильонами, фонтанами, декоративной скульптурой (Ф. Жирардон, А. Куазевокс и др.). Фасад дворца, обращённый к Парижу, образуют: Мраморный двор (1662, архитектор Лево), Двор принцев (правое крыло, позже называется "крыло Габриеля", 1734-74; королевская капелла - 1689-1710, архитектор Ардуэн-Мансар; левое - "крыло Дюфура", 1814-29) и Двор министров, обрамлённый крыльями зданий министерств и чугунной решёткой (1671-81, архитектор Ардуэн-Мансар). Фасад дворца со стороны парка составляют центральный (с 1668, архитектор Лево, завершён архитектором Ардуэн-Мансаром), южный (1682) и северный (1685, оба - архитектор Ардуэн-Мансар) корпуса; Оперный театр в торце северного корпуса (1748-70, архитектор Ж. А. Габриель, скульптор О. Пажу). Отделка интерьеров дворца проведена в XVII-XVIII вв. (архитектор Ардуэн-Мансар, Лево, живопись Ш. Лебрена и др.). К северу от Большого канала - дворцы Большой Трианон (1670-72, архитектор д"Орбе по планам архитектора Лево, 1687, архитектор Ардуэн-Мансар) и Малый Трианон (1762-64, архитектор Габриель), к которому прилегает пейзажный парк (1774, А. Ришар) с Бельведером (1777), храмом Любви (1778), Малым театром (1780, все - архитектор Р. Мик) и "деревней" Марии Антуанетты (1783-86, архитектор Мик, художник Ю. Робер). В 1830 ансамбли Версаля превращены в Национальный музей Версаля и Трианонов.


    Литература: М. В. Алпатов, Архитектура ансамбля Версаля, М., 1940; Benoist L., Histoire de Versaille, P., 1973.

    (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

    Верса́ль

    (versailles), дворцово-парковый ансамбль 17–18 вв. близ Парижа. В 1682–1789 гг. – главная резиденция французских королей. Людовик XIII построил здесь охотничий замок (1624; архитектор Ф. Леруа) и разбил парк. Его сын Людовик XIV задумал создать в Версале свою загородную резиденцию; при этом пожелал сохранить отцовский замок, пристроив к нему новые корпуса (архитекторы Л. Лево, 1661-68; Ф. д’Орбе, 1670-74; Ж. Ардуэн-Мансар, 1678-89). Центральная часть дворца имеет П-образную форму. В глубине, за двумя парадными дворами, виден фасад старого замка. Влево и вправо, подобно крыльям гигантской птицы, раскинулись боковые корпуса. Фасады выдержаны в стиле классицизм ; их композиция и декор отличаются простотой и лаконизмом. Главный фасад трёхъэтажного дворца обращён в сторону дороги на Париж. Второй парадный этаж (бельэтаж) – самый высокий. Вдоль плоской крыши пробегает балюстрада, завершающая стены фасада. В последующие века дворец частично перестраивался. Из интерьеров времён Людовика XIV сохранились залы Войны и Мира и знаменитая Зеркальная галерея (оформление Ш. Лебрена). Высокие зеркала на одной из стен соответствуют окнам на противоположной. Это зрительно расширяет пространство зала. В отделке интерьеров использованы мраморная облицовка, позолота, роскошные хрустальные люстры и резная мебель; стены и плафоны украшены живописными композициями. Убранство выдержано в т. н. «большом стиле», сочетающем элементы барокко и классицизма. Сохранилась также часть интерьеров времён Людовика XV, созданных в стиле рококо .


    Огромный Версальский парк (1660-е гг.; архитектор А. Ленотр), созданный в правление Людовика XIV, – классический образец французского, или регулярного, парка. Его территория разбита на правильные геометрические фигуры боскетами (кустарниками, выстриженными в виде ровных стенок), газонами и гигантскими водными зеркалами бассейнов, заключёнными в идеально квадратные, круглые или шестиугольные обрамления. Центральная планировочная ось ансамбля является его смысловым стержнем. Она проходит строго через центральную часть дворца, где находились покои Людовика XIV. С одной стороны её продолжает дорога на Париж, с другой – главная аллея парка. На центральной оси расположен фонтан «Колесница Аполлона» – бога, олицетворявшего Людовика XIV, «короля-солнце». Парк, фасады дворца, расположенные слева и справа от оси, построены по законам симметрии. Сад украшают оранжерея, цветники, фонтаны и скульптуры.


    Версальский парк включает в себя также ансамбли Большой Трианон (1678-88; архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, Р. Де Котт) и Малый Трианон (1762-64; архитектор Ж. А. Габриель). Последний построен при Людовике XVI для королевы Марии Антуанетты в стиле раннего классицизма 18 в. Рядом с ним – очаровательный пейзажный парк (1774; архитектор А. Ришар) с озером и декоративной деревушкой с мельницей и молочной фермой (1782-86; архитектор Р. Мик). Ансамбль Версаля, проходившие там блестящие праздники, стиль придворной жизни французских королей оказали огромное влияние на европейскую культуру и архитектуру 17–18 вв.

    (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


    Синонимы :

    Смотреть что такое "Версаль" в других словарях:

      Версаль - Версаль. Дворец. ВЕРСАЛЬ (Versailles), город во Франции, пригород Парижа. Около 100 тыс. жителей. В 1682 1789 резиденция французских королей. Туризм. Машиностроение. Крупнейший дворцово парковый ансамбль в стиле французского классицизма 17 18 вв … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Версай, город во Франции, юго зап. пригород Парижа, адм. ц. деп. Ивелин. Вырос около охотничьего замка, основанного Людовиком XIV в 1661 г., но название упоминается уже в 1074 г.: apud Versalias около Версаля, совр. Versailles. Название… … Географическая энциклопедия

      версаль - я, м. Versaille. Дворец резиденция фр. королей недалеко от Парижа. Образец для подражания современных монархов Европы. Рассматривался как центр утонченности, тонкой и льстивой дипломатии и т. п. Парафразом Версаля, во всяком случае в отношении… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      Версаль - (Одесса,Украина) Категория отеля: Адрес: Дворянская Улица 18, Одесса, 65000, Украина … Каталог отелей

      Версаль - (Обнинск,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Курчатова 41, Обнинск, Россия … Каталог отелей

      - (Versailles) главный город французского департамента Сены иУазы, в 19 км на юго запад от Парижа, на безводной возвышенности,соединенный с Парижем двумя линиями железной дороги. Около 40000жителей, занимающихся фабрикацией часов, оружия,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      Версаль - (Домбай,Россия) Категория отеля: Адрес: Пихтовый Мыс 1, Домбай, Россия, О … Каталог отелей


    Рубрика: Париж

    Удивительная вещь – амбиции! Если бы не они, мир никогда бы не увидел Версальского дворца, этого бесценного дара французской нации просвещенному человечеству. Дворцово-парковый ансамбль Версаль (фр. Parc et château de Versailles) – роскошный, пафосный символ французской монархии и, в особенности, эпохи правления «короля-солнце», Людовика XIV.

    Идея строительства дворцово-паркового комплекса возникла у монарха на почве зависти, которую он испытал при виде замка в Во-ле-Виконт, принадлежавшего министру финансов Фуке. Людовик XIV тут же принял решение создать архитектурно-ландшафтный шедевр, стократно превосходящий дворец министра по размерам и степени роскоши. А своего подданного, владельца резиденции в Во-ле-Виконт, заключил в тюрьму.

    В итоге в 1662 г. архитекторы Луи Лево, Андре Ленотр и художник Шарль Лебрен начали работы над сооружением замка, которые продлилось вплоть до 1715 г. – года смерти «короля-солнце». Однако на этом строительство не завершилось. Над его обликом в разные времена трудились архитекторы Лево, Франсуа д"Обрэ, Лемерсье, Ардуэн-Мансар, Лемюэ, Гиттар, Блондель, Дорбай, Робер де Котт, Лассюранс и еще целая плеяда великих мастеров.

    Величественный синтез дворца и парка в дальнейшем переходил от одной династии монархов к другой, и каждый из царственных обитателей Версаля внес собственный отпечаток в его архитектуру и внутреннее убранство.

    Этапы строительства

    Исторические хроники позволяют выделить три этапа строительства Версальского дворца.

    Начало первого этапа совпало с двадцатилетием Людовика XIV. Молодой монарх решил расширить охотничий замок своего отца, чтобы использовать его в качестве королевской резиденции. Команда известных архитекторов расширила и обновила замковые постройки в духе классицизма.

    Второй этап строительства Версальского комплекса начался после достижения Людовиком XIV тридцатилетнего возраста. В этот период был возведен новый дворец, окружающий старый замок подобно оболочке или конверту. В результате получилось U-образное сооружение, куда вошли два главных двора: Мраморный и Королевский. Впоследствии здесь била ключом театральная жизнь. Премьера пьесы Мольера «Мизантроп» состоялась именно здесь, в исторических стенах Мраморного двора Версальского дворца.

    Третий этап стартовал сразу после сорокалетия короля, в 1678 г. Возглавивший дальнейшее строительство Ардуэн-Мансар поставил перед собой амбициозную цель – максимально ускорить ход работ, дабы исполнить пожелание монарха. Королевский двор и правительство Франции в 1682 г. переместилось в Версаль. Усилиями Ардуэн-Мансара облик дворца заметно изменился. У него появились два Министерских крыла и огромные Северное и Южное крылья.

    Еще при жизни Ардуэн-Мансар начал сооружение Королевской часовни, закончил которую его преемник Робер де Котт.

    Версаль в цифрах

    Расположенный в пригороде Парижа небольшой городок Версаль ассоциируется сегодня у большинства людей исключительно с Версальским королевским дворцом – апофеозом потворства экстравагантным прихотям французских монархов.

    • Общая площадь дворцово-паркового комплекса – более 800 гектаров.
    • Удаленность от Парижа – 20 км.
    • Количество залов дворца – 700; число окон – 2000; лестниц – 67; одних лишь каминов – 1300.
    • Обстановку дворца-музея составляют 5000 единиц старинной мебели.
    • На строительстве было задействовано 30.000 рабочих.
    • 50 фонтанов Версальского парка потребляют 62 гектолитра воды в час. Для их работы была построена специальная система забора воды из Сены.
    • В парке произрастает 200.000 деревьев, ежегодно высаживается 220.000 цветов.
    • Общая сумма средств, израсходованных на строительство дворца, составляет 25 725 836 ливров, что эквивалентно 37 миллиардам евро. Примечательно, что все счета за период 1661-1715 гг. сохранились до сих пор.
    • 6500 картин и рисунков, 15.000 гравюр, более 2000 скульптур, находящихся в залах дворца, являются неотъемлемой частью культурного наследия нации.

    При Людовике XIV во дворце могло одновременно проживать 10.000 человек: 5000 дворян и столько же челяди (прислуги). Несмотря на то, что ансамбль Версаля – крупнейший в Европе, для него характерны удивительная целостность замысла, гармония архитектурных форм и ландшафтных решений.

    Великолепие Версальского дворца и окружающего его парка с ухоженными аллеями и фонтанами в 1717 г. вдохновили Петра I на строительство своей загородной резиденции в Петергофе, которую впоследствии стали называть русским Версалем.

    Исторические вехи

    История Версальского дворца насчитывает немало взлетов и падений, революционных потрясений, вражеской интервенции и периодов относительного затишья. Расскажем кратко об основных исторических вехах бывшей резиденции французских королей.

    При малолетнем монархе Людовике XV его регент Филипп Орлеанский принял решение о перемещении французского королевского двора обратно в Париж. Вплоть до 1722 г. Версаль пребывал в упадке, пока повзрослевший Людовик XV вновь не вернулся обратно во дворец со всей своей свитой.

    В конце XVIII в. Версаль оказался в центре драматических событий французской истории. Судьба распорядилась таким образом, чтобы именно эта, полная роскоши и шика королевская резиденция стала колыбелью Великой французской революции. В июне 1789 г. депутаты от третьего сословия торжественно поклялись не расходиться до тех пор, пока их требования о политических реформах не будут приняты.

    Тремя месяцами позже прибывшая из Парижа толпа революционеров захватила дворец и изгнала из него королевскую семью. За пять последующих лет предместье Версаль потеряло почти половину своего населения.

    Во время революционных событий дворцовый комплекс оказался разграбленным, из него была вынесена уникальная мебель и ценности, но архитектура зданий не пострадала.

    Версаль неоднократно захватывался прусскими войсками: в период наполеоновских войн (в 1814 г. и 1815 г.) и во время франко-прусской войны. В январе 1871 г. прусский король Вильгельм I устроил в Версале временную резиденцию и провозгласил весть о создании Германской империи.

    Точка в Первой мировой войне была поставлена именно в Версале, где в 1919 г. был подписан мирный договор. Это чрезвычайно важное событие стало началом Версальской системы международных отношений.

    Вторая мировая война нанесла серьезный урон дворцово-парковому комплексу. Жителям Версаля довелось пережить многое: жестокие бомбардировки, гитлеровскую оккупацию, многочисленные жертвы среди местных жителей. 24 августа 1944 г. город был освобожден французскими войсками, и для него начался новый этап развития.

    В истории замка был момент, когда судьба его висела на волоске. В 1830 г., после Июльской революции его планировали снести. Вопрос был поставлен на голосование в Палате депутатов. Перевес всего в один голос спас Версальский дворец для истории и потомков.

    Родовое гнездо аристократов и королей

    В Версальском дворце родились и проживали многие прославленные монархи и члены их семей.

    • Филипп V – основатель испанской линии Бурбонов, благодаря которому Испания в течение многих лет всецело находилась под влиянием Франции, была фактически французской провинцией.
    • Людовик XV (Возлюбленный) – деспотичный и внушаемый правитель, находившийся под влиянием своей фаворитки маркизы де Помпадур, умело игравшей на низменных инстинктах монарха, разорявшей государство своей расточительностью. По свидетельству историков, именно ему принадлежит знаменитая фраза «После нас хоть потоп».
    • Людовик XVI , знаменитый своим отказом от абсолютизма и ставший первым в истории Франции конституционным монархом. Несмотря на это, окончил свою жизнь на эшафоте, будучи обвиненным в заговоре против свободы нации.
    • Людовик XVIII , оставивший свой след в истории страны как проницательный политик и авторитетный администратор, автор многих либеральных реформ.
    • Карл X – известный своей активной контрреволюционной деятельностью после падения Бастилии и решительными мерами по восстановлению во Франции абсолютной монархии.

    Версаль – торжество эстетизма, очаг культуры и искусства

    Версальский дворец окружен роскошным парковым ансамблем, который уже несколько столетий восхищает умы и сердца всех, кто там оказывается. И это неудивительно, т.к. изначально дворцовый комплекс задумывался как шикарное место для увеселительных затей двадцатилетнего короля.

    Гармоничные и совершенные парковые скульптуры, широкие променады и изящные аллеи, многочисленные фонтаны, извергавшие тонны воды служили великолепными декорациями для монарших развлечений. Иллюминации и фейерверки, спектакли и маскарады, балетные постановки и всевозможные дворцовые праздники – и это далеко не полный перечень королевский увеселительных мероприятий, проходивших в Версале чуть ли не ежедневно. По крайней мере, до тех пор, пока он официально не стал государственным центром.

    Традиционными для Версаля были празднества в честь фавориток. Первым пример показал молодой Людовик XIV в 1664 г., учредивший для своей возлюбленной Луизы де Лавальер праздник под романтическим названием «Наслаждения очарованного острова». Легенды и слухи о веселом времяпрепровождении в Версале целое столетие будоражили Европу.

    Людовик XIV был большим поклонником искусств. В наследство ему досталось 1500 картин, и за годы своего правления он увеличил их количество до 2300. Несколько частей Версальского дворца были специально обустроены под экспозицию предметов живописи, графики и скульптуры. Величественные интерьеры были украшены фресковыми ансамблями художника Шарля Лорена. В многочисленных галереях красовались портреты Людовика XIV кисти Бернини и Варена.

    В 1797 г. в Версальском дворце открылся Музей искусств мастеров французской школы – в противовес Лувру, где хранились произведения зарубежных мастеров.

    Сохранить для потомков достояние нации

    Современным правителям не чужды амбиции - в самом лучшем смысле этого слова.

    В 1981 г. президент Франции Франсуа Миттеран предложил превратить Лувр в самый грандиозный музей мира и соорудить на входе огромную стеклянную пирамиду. Кстати, пирамида эта фигурирует в романе Джона Брауна «Код да Винчи». По сюжету, именно под ней была спрятана гробница Марии Магдалины и Священный Грааль.

    Спустя два десятка лет другой французский президент Жак Ширак стал инициатором не менее амбициозного проекта – широкомасштабного плана реставрации Версальского дворца, сравнимого по затратам с проектом обновления Лувра.

    Бюджет проекта по реставрации дворцово-паркового ансамбля Версаля составляет 400 млн. евро и рассчитан на 20 лет. Он включает в себя обновление фасадов дворцовых зданий, внутренней части Оперы, восстановление изначальной планировки садового ландшафта.

    Когда реставрация будет закончена, туристам откроют бесплатный доступ в те части замка, куда сегодня можно попасть лишь в составе организованных экскурсий.

    Адрес: Place d"Armes, 78000 Versailles, Франция.

    Карта расположения:

    JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
    However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
    To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

    Версаль — дворцово-парковый комплекс (Parc et château de Versailles), который находится в одноименном пригороде Парижа. Версаль входит в список 100 чудес света, а с 1979 года включен в Список объектов Всемирного наследия Юнеско.

    • Большой Трианон;
    • Малый Трианон (особняк Марии-Антуанетты);
    • Ферма Марии-Антуанетты;
    • Сады;
    • Парк.

    Экскурсия в Версаль: информация для туристов

    Адрес: Place d"Armes, 78000 Versailles, France.

    Как добраться до Версаля

    От Парижа до Версаля можно доехать за полчаса на скоростных поездах RER, линия C. В Версале остановка называется Versailles Rive Gauche, оттуда до дворцовых ворот 10 минут пешком.

    Еще один способ доехать: автобус № 171, который отходит от станции метрополитена Pont de Sevres в Париже. Автобусы ходят каждые 15-20 минут.

    График работы

    Комплекс работает ежедневно, кроме понедельника, а также официальных праздников: 25 декабря, 1 января и 1 мая.

    • Шато - с 09:00 до 17:30 (с мая по сентябрь — до 18:30);
    • Большой и Малый Трианоны, ферма - с 12:00 до 17:30 (с мая по сентябрь — до 18:30);
    • Сады и парк - с 8:00 до 18:00 (с мая по сентябрь — с 7:00 до 20:30).

    Цены на билеты в Версаль

    Наименование услуг Стоимость
    Полный билет (главный дворец, Большой и Малый Трианоны, ферма, сады) 20 €/в дни работы фонтанов 27 €
    Полный билет на два дня 25 €/в дни работы фонтанов 30 €
    Только Шато (главный дворец) 18 €
    Большой и Малый Трианоны, ферма 12 €
    Только парк (выключенные фонтаны) бесплатно
    Только парк (включены фонтаны) 9 €
    Ночное шоу фонтанов 24 €
    Бал 17 €
    Ночное шоу фонтанов + бал 39 €

    Цены актуальны на 2018 год.

    Детям до 5 лет — вход бесплатный, для детей старшего возраста, студентов, а также людей с ограниченными возможностями действуют скидки.

    Из истории Версаля

    Версаль при Бурбонах

    Изначально на этих землях было охотничье поместье Людовика XIII. Его сын и преемник — «король-солнце» Людовик XIV был коронован в 1654 году. После Фрондонского восстания «королю-солнце» жизнь в Лувре казалась тревожной и небезопасной, поэтому он дал поручение возвести дворец на Версальских землях, на месте охотничьих угодий своего отца.

    Строительство дворцово-паркового комплекса началось в 1661 году при Людовике XIV и продолжалось при правлении его сына — Людовика XV. Архитекторы Луи Лево, Франсуа Д’Орбе и живописец Шарль Лебрен создали грандиозный дворец в стиле классицизма, которому и по сей день нет равных.

    До 1789 года Версаль был главной резиденцией королей Франции. В начале октября 1789 года на дворцовой площади собрались люди, возмущенные высокими ценами на хлеб. Ответом на протест стала фраза Марии-Антуанетты: «Если хлеба у них нет, пусть кушают пирожные!». Но достоверно неизвестно, говорила ли она эту фразу или это придумали сами горожане. После этого бунта Версаль перестал быть центром светской жизни Франции, а король с семьей и депутаты буржуазии (Национальное собрание) переехали в Париж.

    Версальский дворец во времена революций и войн

    Содержание Версальского дворца давалось не просто. Когда в 1799 году к власти пришел Наполеон I, он взял Версаль под свое крыло. В 1806 году по приказу императора начались работы над планом по восстановлению дворца Версаль. Работы по реставрации стартовали через два года — здесь восстанавливали зеркала, золотые панели, привозили мебель, в том числе и из .

    После революции 1814-1815 гг. империя рухнула и к власти снова пришли Бурбоны. При Луи-Филиппе многие залы удалось восстановить полностью. Дворец стал национальным музеем, здесь была выставлена экспозиция портретов, бюстов, картин, составляющих историческую ценность.

    Также Версаль сыграл роль во французско-немецких отношениях. После того как Франция проиграла во Франко-прусской войне, резиденция немецкого армейского штаба размещалась в Версальском дворце (1870-1871 гг.). В начале 1871 года в Зеркальной галерее немцы провозгласили Германскую империю. Это место выбрали специально с целью унижения французов. Но спустя месяц с Францией был подписан предварительный мирный договор и столицу переместили из Бордо в Версаль. И только через 8 лет, в 1879 году, французской столицей вновь стал Париж.

    Версаль от 20 столетия до наших дней

    После Первой мировой войны, в которой поражение потерпела уже Германия, во дворце подписали Версальский договор. На этот раз место выбирали французы, чтобы вернуть историческую справедливость и унизить немцев.

    В 1952 году на реставрацию Версаля правительство выделило 5 миллиардов франков. Также с 50-х до середины 90-х годов прошлого столетия все главы государств, которые приезжали с визитом во Францию, должны были встречаться с французским президентом во дворце.

    В 1995 году Версаль получил статус юридического лица и стал государственным учреждением. С 2010 года учреждение получило название «Общественное учреждение национального владения и музея Версаль».

    Что посмотреть в Версале: залы и интерьеры дворца

    Каждый зал, салон и спальня — это шедевр, который показывает, сколько таланта и труда было сюда вложено.

    Зеркальная галерея

    Зеркальная галерея считается сердцем Версальского дворца. Ее площадь составляет 803 кв. м. В галерее 357 зеркал, установленных параллельно 17 окон. Украшают зал хрустальные люстры, серебряные канделябры, торшеры, вазы, а также пилястры Rouge de Rance, увенчанные капителями позолоченной бронзы на основе нового дизайна, который был назван «французским стилем» и был создан Ле Бруном.

    На сводчатом потолке изображено 30 иллюстраций, которые изображают славную историю Людовика XIV в течение первых 18 лет его царствования. Свадьбы в Версале проходили именно в Зеркальной галерее.

    Королевская капелла

    Капелла располагается недалеко от входа в правой части здания. Королевский алтарь окружен фигурами древнегреческих богов. Королевский герб на полу выложен цветным мрамором. Спиральная лестница ведет на второй ярус капеллы.

    Тронный зал, или зал Аполлона

    Этот зал был предназначен для проведения аудиенций иностранных делегаций или престольных праздников. По вечерам здесь устраивались танцы, театральные или музыкальные представления.

    Салон Дианы

    Интерьер салона Дианы в Версальском дворце украшен античными бюстами и скульптурами, расписными стенами, а также золотыми сводами.

    Салон Войны

    Салон Войны создан для прославления легендарных военных заслуг французов. на стенах красуются монументальные полотна, повествующие о победах.

    Салон «Бычий глаз»

    Окно салона выходит на внутренний овальный двор. Здесь могли находиться приближенные к монарху особы или титулованная знать, чтобы понаблюдать за королевскими апартаментами через отверстие, которое по форме напоминает бычий глаз.

    Зал Венеры

    Главная достопримечательность зала — статуя «короля-солнце» Людовика XIV.

    Спальня короля

    Людовик XIV был экстравагантным человеком, он любил помпезность абсолютно во всем. Именно поэтому его спальня выглядит, как театральные декорации. Когда король просыпался и ложился спать в спальне находились избранные особы, которые имели удовольствие наслаждаться этим действием. Как только «король-солнце» просыпался, четверо слуг преподносили бокал вина, а двое — кружевную рубашку.

    Спальня королевы

    Спальня королевы отличается огромной кроватью. Стены украшены лепниной, портретами и различными живописными панно.

    Это лишь малая часть интерьеров, которые можно здесь увидеть. Описать все залы и салоны просто невозможно.

    Сады и парк Версаля

    Сады и парк Версаля — уникальны, над их возведением трудилось порядка 36 000 человек. Каждый год эту достопримечательность посещают более 6 миллионов туристов.

    Расположение всех объектов парка тщательно рассчитано и продумано. Масштабы настолько грандиозны, что обойти весь садово-парковый комплекс за день просто нереально. Фонтаны, бассейны, каскады, гроты, статуи — парк создавался с целью показать величественность «короля-солнце».

    На территории произрастает примерно 350 000 деревьев. Деревья, кустарники и газоны подстригают так, как это было задумано создателем комплекса в 17 столетии.

    Мероприятия и развлечения

    В Версале постоянно проводятся различные мероприятия и шоу. Особенно здесь есть на что посмотреть в разгар туристического сезона.

    Ночное шоу фонтанов

    С мая по сентябрь по субботам для гостей устраивают свето-музыкальное шоу фонтанов. Помимо того, что зрелище само по себе неописуемо красиво, оно заканчивается фейерверком.

    Бал

    Перед ночным шоу в Зеркальном зале проходит самый настоящий бал. Танцоры демонстрируют танцы, традиционные для королевских балов, а музыканты исполняют классическую музыку.

    Экспозиции

    В галереях и других помещениях Версаля периодически проходят выставки. Здесь выставляются как современные художники, так и картины художников прошлых столетий.

    Версальский дворец на карте Версаля

    Версаль — дворцово-парковый комплекс (Parc et château de Versailles), который находится в одноименном пригороде Парижа. Версаль входит в список 100 чудес света, а с 1979 года включен в Список объектов Всемирного наследия Юнеско.

    Весь комплекс делится на такие основные зоны:

    • Шато (главный дворец в Версале);
    • Большой Трианон;
    • ..." />
    Понравилось? Лайкни нас на Facebook