Речные военные корабли. Речная флотилия армии сербии. Речные флотилии и морские бронепоезда на Юге России

September 3rd, 3:08

1.Жители Маньчжурии приветствуют советские войска высаживающиеся с кораблей Краснознаменной амурской флотилии.
Справа виден один из мониторов КАФ.В отличии от массово растиражированных снимков (постановочных и снятых после боевых действий) с высадкой войск с монитора "Свердлов",на этом хорошо виден боевой вид корабля- маскировочная окраска,маскировочные сети на надстройках и многочисленные ветки.

Благодаря развернутой программе оцифровки архивов и фондов музеев РФ стали доступными различные исторические снимки и материалы,в т.ч. фотографии по истории КАФ,из фондов Центрального военно-морского музея в Питербурге.
Подборку из таких снимков периода августа-сентября 1945 года я и представляю вниманию читателй блога.
()

August 9th, 2011

Краснознаменная Амурская флотилия в боях против Японии в 1945 году. Сунгарийский поход.
Часть первая.
КАФ в годы Великой Отчественной войны.Подготовка к войне с Японией.



После разгрома фашисткой Германии Япония осталась единственным государством Оси, продолжавшим военные действия. Не смотря на резкое ухудшение международной обстановки, она твердо стояла за продолжение войны, рассчитывая упорной обороной добиться выгодного для себя мира. Для ведения затяжной войны Япония располагала достаточно крупными силами. И расчеты японского командования оправдывались. Операции американо-английских вооруженных сил на подступах к Японии развивались крайне медленно. Такое развитие операций не предвещало скорого окончания войны с Японией, и это заставило союзников обратится за помощью к Советскому Союзу.
Советский Союз вступил в войну с Японией согласно решению Крымской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании, проходившей в феврале 1945 г. На Потсдамской конференции глав государств, состоявшейся в июле 1945 г., правительства Соединенных Штатов и Англии подтвердили свою заинтересованность во вступлении нашей страны в войну с Японией.
Советским Вооруженным Силам предстояло вести боевые действия преимущественно на территории Маньчжурии и Кореи, а также на Сахалине и Курильских островах, т.е. на фронте, превышающем 6 тысяч км. Вдоль границы СССР противник имел 21 укрепленный район
Несмотря на то, что Япония втянулась в затяжную войну против Китая и вела на широком фронте военные действия против американских вооруженных сил, она постоянно усиливала Квантунскую армию. Если в июне 1941г. численность ее не превышала 300 тыс. человек, то на 1 января 1942г. она составляла 1 100 тыс. человек (примерно 35% всей японской армии), т.е. возросла за полгода в 4 раза. Приграничные реки в период Великой Отечественной войны неоднократно становились местом провокаций.
За годы войны Амурская флотилия послала на фронт 9542 моряка, сражавшихся на различных флотах и фронтах. В период с 25 февраля по 2 марта 1945г. Военный совет Краснознаменной Амурской флотилии провел двустороннюю оперативную игру на тему «Содействие наземным войскам в наступательной операции вдоль водного рубежа с форсированием укрепленного водного рубежа и уничтожением флотилии противника», которая была подготовкой к советско-японской войне.


Корабли КАФ в Осиповском затоне (середина 40х)
К началу войны с Японией Амурская флотилия имела в своем составе четыре бригады речных кораблей, Сретенский отдельный дивизион речных кораблей, Ханкайский и Уссурийский отдельные отряды бронекатеров. На 1 июля 1945 г. в составе флотилии числилось: восемь мониторов, 11 канонерских лодок (три специальной постройки, и восемь колесных из числа мобилизованных судов), 52 бронекатера, 12 колесных речных тральщиков, 36 катерных тральщиков, семь минных катеров типа Я-5 с НУРС, один минный заградитель, один сетевой заградитель, пять плавучих зенитных батарей (в том числе три самоходных), 15 полуглиссеров, три сторожевых катера, три плавучие базы и один штабной корабль. Однако из числа указанных выше кораблей часть находилась в капитальном ремонте. Например, из восьми мониторов — два («Киров» и «Дзержинский»), из пяти канонерских лодок специальной постройки - две («Красное Знамя» и «Бурят»). С началом военных действий в оперативное подчинение флотилии перешли все сторожевые катера пограничной охраны на реках Амур и Уссури. Также в составе флотилии имелось около 70 самолётов.


минный катер типа Я-5 с НУРС на Зее


Канлодка"Красная звезда" после модернизации.1945 год.


Пограничнй катер на Амуре.Конец 30-х

Первая бригада имела в своем составе мониторы Ленин, Красный Восток и Сунн-Ят-Сен; 1-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 1-й отряд бка (катера пp.1124 N- 11, 12, 14, 23), 5-й отряд бка (катера пp.1124 № 20 и 47, катера типа Тревога № 91 и 92), 1-й и 2-й отряды катщ (по шесть катерных тральщиков), 1 отряд мка (семь минных катеров), самоходную плавбатарею N- 1234 и несамоходную плавбатарею N" 1231.
Вторая бригада имела в своем составе мониторы Свердлов и Дальневосточный комсомолец, 2-й дивизион тщ (четыре колесных речных тральщика), 2-й отряд бка (катера пр. 1124 N"-" 13, 21, 22, 24), 3-й отряд БКА (катера пp. 1124 № 51-54), 3-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1232, несамоходную плавбатарею № 1230.


Монитор "Сердлов" 1945 год

Третья бригада имела в своем составе 1-й дивизион канонерских лодок (Пролетарий и Монгол), 3-й дивизион канонерских лодок (колесные канонерские лодки № 30, 31, 36 и 37), 4-й отряд бка (катера пp.1125 № 31-34), 4-й и 7-й отряд катщ (по шесть катерных тральщиков), самоходную плавбатарею № 1233, колесный минный заградитель Сильный.


Бронекатер Пр.1125 на Амуре.Начало 40-х.
Зее-Бурейская бригада кораблей имела в своем составе 2-й дивизион канонерских лодок (монитор Активный и канонерская лодка Красная Звезда, колесные канонерские лодки N" 32-35), 3-й дивизион тщ (три речных тральщика), 1-й дивизион бка (катера пp. 1124 № 41-46, 55 и 56), 2-й дивизион бка (катера пр. 1124 № 61-64 и катера типа К № 71, 73, 74, 74), 5-й отряд катщ (шесть катерных тральщиков), 2-й отряд глиссеров (5 ед.), 3-й отряд глиссеров (4 ед.).

Монитор "Активный"
Сретенский отдельный отряд речных кораблей имел в своем составе 1-й отряд бка (катера пр.1124 № 16-19) 2-й отряд бка (катера типа Н N" 81 и 84, катера типа Пика № 93 и 94), отряд глиссеров (АР 41 и 42).
Уссурийский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пр. 1125 N" 26-29.
Ханкайский отдельный отряд бронекатеров имел в своем составе катера пp .1124 № 15, 25, 65 и 66.
В охрану рейдов Главной базы входили три сторожевых катера и боносетевой заградитель ЗБС-1.
Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 76-мм орудий — 28, 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» - 18 и 20-мм зенитных автоматов «Эрликон» - 24. Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось ЛаГГ-3 - 27, Як-3 - 10, Ил-2 - 8, И-153-бис - 13, И-16 - 7, СБ - 1, По-2 -3, МБР-2 - 3, Як-7у - 2, С-2 - 1 .
При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6%, а старшинским и рядовым - на 88,7%. Ситуацию нивелировало нахождение в ремонте четырех сравнительно крупных кораблей, а также хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому ее личный состав старались не растаскивать. Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6—8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад.
Главным командованием советских войск на Дальнем Востоке на Краснознаменную Амурскую флотилию была возложена весьма сложная и ответственная задача — обеспечить форсирование р. Амур войсками 2-го Дальневосточного фронта и содействовать их наступлению в Сунгарийской и Сахалянской операциях.
Следует заметить, что р. Амур — крупнейшая водная коммуникация Дальнего Востока, судоходная почти на всем ее протяжении (более 2800 км). Полноводны и ее притоки — Сунгари и Уссури. На важнейших направлениях вдоль государственной границы СССР с Северо-Восточным Китаем, пролегающей преимущественно по Амуру и Уссури, противник создал сильные укрепленные районы. Главные из них были: Сахалянский (напротив Благовещенска), Сунгарийский (прикрывающий вход в р. Сунгари) и Фуцзинский (в 70 км от устья Сунгари, защищавший подступы к Харбину). Укрепленные районы состояли из связанных ходами сообщения узлов сопротивления и опорных пунктов, основу которых составляли доты, дзоты, железобетонные сооружения. Краснознаменная Амурская флотилия (командующий контр-адмирал Н. В. Антонов) к началу военных действий имела в своем составе до 150 боевых кораблей и катеров и значительно превосходила по боевому составу и вооружению Сунгарийскую речную военную флотилию японцев.

Речная флотилия Сухопутных войск Армии Сербии предназначена для действий на внутренних водных путях.

Командование Речной флотилии располагается в Нови Саде, подразделения размещены в Нови Саде, Белграде и Шапце.

Командир Речной флотилии – полковник Андрия Андрич.

Задачи Речной флотилии:

Подготовка командования, подчиненных подразделений и военнослужащих флотилии к выполнению поставленных задач.

Повышение и поддержание боеготовности для выполнения миссий Армии Сербии

Контроль внутренних водных путей и обеспечение маневров подразделений Сухопутных войск.

Организационная структура

Командование Речной флотилии

1-й речной отряд

2-й речной отряд

1-й понтонный батальон

2-й понтонный батальон

Командная рота

Рота логистики

Техника и вооружение:

- Речные тральщики класса «Нештин»: РМЛ-332 „Мотајица", РМЛ-335 „Вучедол", РМЛ-336 „Ђердап" и РМЛ-341 „Нови Сад".

Серия из шести речных тральщиков («речних миноловаца»)с РМЛ-331 по РМЛ-336 была построена на верфи «Бродотехника» в Белграде с 1976 по 1980 год. Тральщик РМЛ-341, отличающийся усиленным артиллерийским вооружением – двумя четырехствольными пушками калибра 20 мм, был построен в 1999 году.

Корабли используются в первую очередь для контртеррористчиеских действий с упором на защиту инфраструктуры и кораблей в районах базирования, а также для содействия подразделениям сухопутных войск в поиске и уничтожении террористических групп, в обеспечении безопасности плавания и спасении на реках. Речные тральщики класса «Нештин» могут перевозить шесть тонн груза или 80 солдат со снаряжением.

Стандартное водоизмещение – 61 тонна.

Полное – 78 тонн.

Вооружение:

Одна четырехствольная 20 мм пушка М75 (На РМЛ-341 - две), две одноствольные пушки М71.

Пусковая установка для четырех ракет ПЗРК Стрела 2М

18 неконтактных мин АИМ-М82 или 24 якорных мины Р-1

Механический трал МДЛ-2Р, понтонный электромагнитно-акустический трал ПЕАМ-1 и акустический эксплозивный трал АЕЛ-1.

РМЛ-332 „Мотајица"


РМЛ-335 „Вучедол"



РМЛ-336 „Ђердап"



РМЛ-341 „Нови Сад"

- Десантно-штурмовые катера типа 411

В Речной Флотилии два десантно-штурмовых катера (десантно-јуришна чамца) ДЈЧ-411 и ДЈЧ-412. Первоначально катера базировались на море и относятся к классу из 32 кораблей от ДЈЧ-601 до ДЈЧ-632, построенных с 1975 по 1984 в три серии на верфи «Гребен» в Великой Луке. Катера Речной Флотилии относятся к третьей серии с двумя дизелями вместо одного.

В 1995 году отряд десантно-штурмовых катеров был переброшен с побережья Адриатики на верфь «Бродотехника» в Белграде, где прошел их ремонт и модернизация перед включением в Речную Флотилию.

Стандартное водоизмещение 32,6 тонны

Полное – 42 тонны.

Катер может перевозить шесть тонн груза или 80 солдат со снаряжением.

Вооружение:

Две пушки М71 калибра 20 мм

Автоматический гранатомет БП-30 калибра 30 мм

Два пулемета 12,7 мм

ДЈЧ-411



ДЈЧ-412

- Корабль специального назначения БПН-30 "Козара" (он же Речной вспомогательный корабль РПБ-30 «Козара»)

Один из старейших речных кораблей в армиях мира – «Козара» - командный корабль Речной флотилии Армии Сербии. Он был построен в 1939 году на верфи в Регенсбурге, в Австрии. Во время Второй Мировой войны он входил в состав немецкой Дунайской флотилии, использовался для снабжения а также для отдыха офицеров. После победы союзников «Кримхилд» превратился в казарму «Орегон» в составе американских войск в Регенсбурге.

В июне 1946 года корабль был «демилитаризован» и передан компании «Баварский Ллойд» из Регенсбурга. В Югославию корабль пришел в 1960 году, в обмен на грузовое судно. В 1962 году он перешел из списка имущества «Дунайского Ллойда» в состав вооруженных сил Югославии как корабль – база.

С 1971 года на «Козаре» располагается Командование Речной военной флотилии. Последний ремонт корабль прошел в 2004 году на верфи в Апатине.

Водоизмещение 544,6/601,5 тонн.

Вооружение – 3 трехствольных 20 мм пушки М55, 70 якорных мин Р-1, или 20 неконтактных мин АИМ-М82, или 70 мин ROCKAN.

Экипаж 47 человек, может перевозить 250 солдат со снаряжением.

- Речной патрульный катер (Речни патролни чамац) РПЧ-111.



Построен в 1956 году на верфи «Тито» в Белграде.

Водоизмещение 27/29 тонн.

Вооружение – пушка 20 мм М71, боекомплект 2400 снарядов.

Может перевозить 30 солдат со снаряжением.

- Речная станция по размагничиванию кораблей РСРБ -36 «Шабац»



- Катер моторный патрульный (Чамац моторни патролни) ЧМП -22



- Мостовой парк ПМ М-71

Речная флотилия была переформирована в подразделение бригадного ранга 2 октября 2008 года, когда в ее состав были включены понтонные части.

День подразделения отмечается тогда же, когда отмечался и День речных подразделений – 6 августа. В этот день в 1915 году на реке Сава, неподалеку от белградской Чукарицы, был спущен на воду первый сербский военный корабль «Jадар», чем официально было начато создание сербской речной флотилии.

Для офицеров Речной флотилии сохранена морская система званий. После общих для всей армии званий: водник, стариjи водник, стариjи водник прве класе, заставник, заставник прве класе, потпоручник - идут флотские: поручник корвете, поручник фрегате, капетан корвете, капетан фрегате, капетан боjног брода, комодор, контраадмирал, вицеадмирал, адмирал.

амурская речная флотилия

оперативное объединение Российского флота, предназначенное для Дальневосточного театра военных действий в бассейне р. Амур и Уссури. Необходимость иметь на Амуре боевые силы флота выявилась уже с началом освоения Дальневосточного края в середине XIX в. В 1854 г. по реке прошел первый крупный караван барж и плотов. Тогда уже появился и первый военный корабль пароход "Аргунь" (командир лейтенант А.С. Сгибнев). С 1855 г. в Николаевске-на-Амуре стали базироваться корабли, перешедшие с Камчатки, однако район их деятельности ограничивался в основном устьем и низовьями реки. После открытия главного военного порта во Владивостоке в 1871г. на Амуре для обеспечения работы экспедиций и дозорной службы оставалось только 5 небольших вооруженных пароходов Сибирской флотилии.

С конца XIX в. предпринимались попытки создания специальных военно-речных формирований на Амуре, что обусловливалось напряженной обстановкой в регионе. В 1897 г. образована Амурско-Уссурийская казачья флотилия из двух пароходов "Атаман" и "Казак Уссурийский", катера и двух барж. Первым ее командиром стал штурман дальнего плавания Д.А. Лухманов. Командованием Приамурского военного округа во время войны в Китае 1900-1901 гг. была создана флотилия из вооруженных речных пароходов "Хилок", "Третий", "Газимур", "Амазар", "Селенга" и "Сунгари".

Решение о формировании на Амуре специальной военной речной флотилии было принято в 1903 г., на Сормовском заводе размещены заказы на постройку 10 канонерских лодок. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. для защиты тылового района были вооружены 152-мм орудиями 6 барж, направленных к Софийску, а в Николаевске-на-Амуре установлен дозор 3 миноносок.

Опыт войны показал необходимость наличия на реке кораблей специальной постройки с крупнокалиберной артиллерией. Лучшим был признан проект четырехбашенной бронированной канонерской лодки, представленный инженерами Балтийского завода. Работу по строительству, вооружению и комплектованию нового оперативного объединения возглавил образованный в Санкт-Петербурге "Особый комитет по организации Амурской флотилии".

2 апреля 1905 г. приказом по флоту и морскому ведомству создан Отдельный отряд судов Сибирской флотилии (командир капитан 1-го ранга А.А. Кононов). В его состав вошли сормовские канонерские лодки "Бурят", "Монгол", "Орочанин", "Вогул", "Вотяк", "Зырянин", "Калмык", "Киргиз", "Корел" и "Сибиряк". В разобранном виде корабли доставили на реку Шилку, откуда введенные в строй они в 1907-1908 гг. перешли в Благовещенск. 28 апреля 1908 г. в состав Отдельного отряда включены построенные на Балтийском заводе башенные канонерские лодки "Вихрь", "Вьюга", "Гроза", "Смерч", "Тайфун", "Ураган", "Шквал", Шторм и 10 моторных посыльных судов (22.5 тонны, скорость хода 13.1 узла, одно 47-мм орудие и 2 пулемета, 13 человек). Башенные канонерские лодки с дизельными двигателями мощностью в 1 тыс. л.с. и радиусом действия до 3 тыс. миль, современными крупнокалиберными арт.системами, показали себя лучшими в мире речными кораблями. Перевезенные в разобранном виде на реку Шилку в село Кокуй, они в июне 1909 г. были введены в строй.

Официальной датой рождения флотилии стало 28 ноября 1908 г. Приказом по флоту и морскому ведомству все корабли Отдельного отряда были объединены в Амурскую речную флотилию, подчиненную в оперативном отношении командующему войсками Приамурского военного округа. Главной базой Амурской речной флотилии (АРФ) стал Осиповский затон под Хабаровском. Позже флотилия пополнилась вспомогательными судами и плав.средствами. В базе разместились ремонтные, механический, котельный и деревообделочный цеха, были построены дорога Осиповский затон город Хабаровск, оградительная дамба, жилые и служебные здания.

Флотилия проводила напряженную учебно-боевую подготовку, корабли совершали плавания по Амуру от устья до Благовещенска и по Уссури, производили артиллерийские стрельбы и минные постановки. В районе границы с Китаем на Уссури и в устье реки Сунгари, у Николаевска-на-Амуре неслась брандвахтенная служба канонерскими лодками и посыльными судами. В 1912 г. прошли первые двусторонние маневры совместно с войсками военного округа, где отрабатывались вопросы взаимодействия, оказания огневой поддержки, перевозки и высадки сухопутных частей. В 1913 г. приняты "Правила артиллерийской стрельбы для речных судов". Большое внимание уделялось изучению театра боевых действий, особенностей плавания и боевого применения на реке. С ноября 1913 г. работал "Кружок офицеров Амурской речной флотилии" по "изучению и взаимному ознакомлении чинов по вопросам военно-речных знаний, связанных с жизнью и деятельностью Амурской флотилии". Кружком руководил флагманский артиллерист П.А. Панаев, здесь выступал известный путешественник В.К. Арсеньев, офицеры и чиновники готовили и обсуждали доклады по различным военным, военно-географическим, военно-историческим, техническим и политическим вопросам.

К лету 1914 г. в состав АРФ входили 8 речных канонерских лодок 2-го ранга (башенных), 10 речных канонерских лодок 3-го ранга, 10 посыльных судов, 3 парохода, плавучий док , несколько портовых плав.средств и барж. Главные силы базировались в Осиповском затоне, 4 канонерские лодки 3-го ранга и 2 посыльных судна в Благовещенске. Личный состав насчитывал: 19 строевых офицеров, 2 инженер-механика, 10 медиков, 4 чиновника, 36 кондукторов, 69 сверхсрочнослужащих, 1,480 унтер-офицеров и матросов. Для офицеров флотилии с августа 1912 г. были установлены преимущества по службе: назначение на Амур только на срок три года, с продлением по желанию и с обязательным денежным вознаграждением, разрешалось присваивать воинское звание на категорию выше штатной (командирам канонерских лодок 2-го ранга капитан 1-го ранга, командующему вице-адмирал).

С началом первой мировой войны флотилия была приведена в боевую готовность, 4 канонерские лодки направлены для обороны устья Амура. Но с учетом спокойной военно-политической обстановки на Дальнем Востоке и необходимостью усиления действующих флотов на Европейском театре военных действий, Морской генеральный штаб приказал вывести в резерв часть кораблей. С них были сняты артиллерия, частично судовые машины и механизмы. С августа 1914 г. в строю оставались только башенные канонерские лодки "Смерч", "Шквал", канонерские лодки "Монгол", "Орочанин", посыльные суда "Пика" и "Копье", вспомогательные суда. На Черноморский и Балтийский флоты в 1915 г. были направлены 8 посыльных судов.

Командующие: капитан 1-го ранга А А. Кононов (1905-1910), контр-адмирал К.В. Бергель (1910-1913), контр-адмирал, вице-адмирал А.А. Баженов (1913-1917), капитан 1-го ранга Г.Г. Огильви (1917).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook