Наш опыт поездки и мои личные отзывы о путешествии. Viking Line (Викинг Лайн). Наш опыт поездки и мои личные отзывы о путешествии Viking line расписание

Этот рассказ - «методическое пособие» по «пользованию паромами Viking Line»:) - войдёт в собственную авторскую серию "Мои путеводители" . Он предназначен для того, чтобы сориентировать вас на «паромной местности», помочь с выбором каюты, места для ужина/обеда, познакомить с расписаниями, дать представление о самих паромах и их маршрутах, а также самых разных интересных нюансов:).

О ПАРОМАХ “VIKING LINE”
(ХЕЛЬСИНКИ - СТОКГОЛЬМ- ХЕЛЬСИНКИ)

Принципиальный выбор парома до Стокгольма (из Хельсинки).
На Новый Год мы решили поехать на пароме из Хельсинки в Стокгольм, и естественно, встал вопрос выбора. Мы долго думали - на чём плыть - на «Viking Line” или на «Silja Line”?
И однозначно выбрали «Viking”.

Наши аргументы в его пользу были следующими:
Во-первых , Викинг принадлежит шведской компании, а на Силью, после того как она сменила финского собственника на эстонского (Tallink) сразу обрушилось много сервисных жалоб. Сами финны, которые являются крайними консерваторами по природе, дружно и массово показали Силье непереднюю часть тела и пересели на Викинг.
Во-вторых и главное, Викинг прибывает на центральный причал Стокгольма, от которого до исторического центра (Гамла Стан) 20 минут пешком, а Силья - причаливает где-то в Северном порту, откуда до центра добираться на метро чуть дольше (~ 4 остановки на метро). И до нашей гостиницы (Hotel «Rival”, станция метро Mariatorget) нам гораздо удобнее добираться от терминала Викинга.
У каждого корабля-Викинга есть романтичное название, по нему можно уже заранее угадать направление движения.

“Mariella” и “Gabriella” - идут по маршруту (туда/обратно): Хельсинки (17.30/9.55) - Мариехамен (Аландские острова, 4.25-4.35/23.45-23.40) - Стокгольм (9.40/16.45).
“Amorella” (1) и “Isabella” (2) - по маршруту (туда/обратно):
(1) Турку (08.45/07.35) - Мариехамен (14.10/03.30)/Лангнас (14.25/03.20)- Стокгольм (18.55/20.10)
(2) Турку (21.00/19.50) - Мариехамен (01.00/14.25)/Лангнас (01.10/14.10)- Стокгольм (06.30/07.45)
“Rosella” - Мариехамена - Каппельшер, (по будням в Швецию): 08.00-9.15, 16.00-17.30, (по будням из Швеции): 12.00-15.30, 19.00-22.00. (!) - в выходные дополнительные рейсы.
“Cinderella” - Мариенхамен - Стокгольм, (в Швецию): 09.45-15.30, (из Швеции): 18.00-07.45
“Viking XPRS” - из Хельсинки в Таллинн.

Самый новый и современный паром - “Viking XPRS” - сошёл верфей в 2008г. (длина 185м, количество пассажиров - 2500).
“Gabriella”, год постройки - 1992, длина 171м, 2420чел.
“Cinderella” - 1989г. (191м, 2560чел.), “Isabella” - 1989г. (171м, 2480чел.), “Amorella” - 1988г. (169м, 2480чел.)
“Mariella” построена в 1985г. (176м, 2500чел.).
Самая старшая и маленькая - “Rosella” - 1980г., длина 136м, 1700 пассажиров.

ПАРОМЫ “MARIELLA” И “GABRIELLA” (“VIKING LINE”)
ФИНЛЯНДИЯ/ХЕЛЬСИНКИ - ШВЕЦИЯ/СТОКГОЛЬМ (и обратно)
время в пути - ~17 часов

Выбор каюты и палубы. Билеты.
Выясняем (в агентстве, о нём ниже), что на наши даты туда мы плывем на «Мариелле», обратно на «Габриелле».
На таком большом пароме мы плывем первый раз, к тому же с ребёнком, поэтому мы решили взять хорошую большую каюту с окном. Придирчиво рассмотрели на сайте Викинг Лайн-а все
предлагаемые варианты , и остановились на каюте Люкс-LXR (большая кровать, два окна, фен, холодильник, ТВ, 5-я палуба). На обратном пути (каюта была Люкс-LXB, точно такая же.
Чем лучше каюта, тем на более высокой палубе она находится. Замечу для наглядного примера, что на нашей 5й палубе мы с трудом уснули под звуки трескающегося льда и гул мотора. Поэтому выводу о комфортности более экономичных вариантов делайте сами.
Бюджетные варианты, например без окна, но на 5й-6й палубах вполне приемлемы. Ниже - реально страшновато, и каюты выглядят как купе в поезде.

Замечу, что стоимость билетов на паром разная, и зависит от в какой день недели ваш выезд: сб-вт - самая низкая, птн - средняя, ср-чтв - самая высокая. На Новый Год и Рождество на Викинге нет праздничного коэффициента (в отличие от Сильи), к тому же компания делает массу разных скидок, типа «семья», «ранняя бронь» (за 25 дней), «туда-обратно» и пр . (о ценах и скидках ).
Летом (июнь-август) можно купить очень дешевые билеты без каюты - типа «палуба». А в остальное время (сентябрь-май) покупают обязательный пакет: «каюта+палуба/passenger ticket»». То есть к указанной на сайте цене выбранной вами каюты добавляется этот самый палубный ticket - 40/50/70€, в зависимости от дня недели.
Стоимость наших билетов (пакета, зима 2010) - 170€ в обе стороны на троих (+ ~50% суммарная скидка).

Билеты покупали в Москве, у одного из уполномоченных агентов (Norvica Ltd):. К которым нет никаких претензий, кроме одной:) - нам неправильно посчитали сумму, естественно не в меньшую сторону. Поскольку мы финансисты никогда не позволяем себе расслабиться:), стоимость билетов давно была нами тщательно прокалькулирована, пришлось вежливо указать девушку на «случайную» ошибку. «Ой», - сказала уполномоченная агентша, - «я посмотрю в другом компьютере». В котором, естественно, цена посчиталась уже правильно:).

Регистрация билетов. Посадка на паром.
Мы доехали почти до самого Викинг-Терминала на трамвае 4 (можно 4В). Волновались, но, увидели народ, тянущий чемоданы в одном направлении, и пристроились за ними. Походя мимо автопарковки у гостиницы “Marina”, сильно впечатлились количеством машин с российскими номерами. Шли и по ним вычисляли регион: Москва, Москва, Питер, Питер, Петрозаводск, опять Москва…
Подъезжать к регистрации посадки на паром желательно заранее: для пассажиров - как min за 1 час, для автопассажиров - как min за 45 минут. За 10 минут до отхода посадка жёстко прекращается. Кто не успел, тот опоздал.
Наши билеты, полученные в Москве, это ещё не билеты, а бумажки формата А4. Мы выстраиваемся в огромную очередь в кассу (несколько окошечек), показываем паспорта, и обмениваем бумаги на картонные билеты. Поднимаемся по эскалатору и через электронные автоматы (как в метро, прикладываем билеты) проходим в гулкий прозрачный пластиковый коридор-трубу, который «присасывается» к боку парома. Хорошо, что нас предупредили - что где-то за поворотом «вылетит птичка», т.е. стоят фотографы. Я пытаюсь подправить кудряшки и рот держу в позиции cheese. И это было правильное поведение, поскольку как-то внезапно мы проходим через какую-то рамку, где журимся от внезапной вспышки. Фото (5€) можно потом будет купить на выходе у reception desk.
И вот наконец торжественный момент - мы ВНУТРИ!

Внутри парома. Каюта.
На самом деле - это очень волнующие ощущения. Народу - море. Все взволнованны. Настроение новогоднее, чего-то ждешь праздничного.
На входе надо сразу смотреть на указатели - они рассортировывают поток по палубам. Как водится у русских - те, кто повыше, сразу начинают презрительно смотреть на тех, кто пониже:(. Мы как-то очень быстро выруливаем по узкому длинному розовому коридору сразу в нашу каюту.
Вот и она .
Первое ощущение - маленькая. Второе ощущение - прохладно.
Мы оказались правы, фотографии несколько преувеличивают размер каюты (а у нас был люкс), и, действительно, внутри очень прохладно, буквально на нижней границе комфортности. Если помыть голову, надо сразу включать фен, а то можно покрыться инеем. В крошечном wc выложены фирменные travel-наборчики. И конфетки карамельки около зеркала. А так никаких излишеств.


Вот внутреннее «устройство Мариеллы:
8 палуба - конференц-зал, смотровая открытая палуба
7 палуба - рестораны, ночной клуб, wc
6 палуба - ресепшн (Information desk), магазин Duty Free, каюты
5 палуба - каюты
4 палуба - каюты, багаж
3 палуба, 1й ярус - автоплатформа
3 палуба, 2й ярус - автоплатформа
2 палуба - якорный отсек

Ориентация в пространстве. Смотровая палуба. Duty Free.
Разбираться в закоулках и прослойках парома, несмотря на некоторую первичную растерянность, мы стали довольно быстро, подключив к этому процессу все органы чувств как GPS навигаторы.
Так, выйдя из каюты на первую разведку, мы не успели от неё отойти далеко, как увидели народ в куртках, бегущий куда-то и услышали крики: «Быстрей, быстрей на верхнюю палубу». Мы отзеркалили действия, схватили фотоаппарат и, на бегу застегиваясь, рванули по лестнице вверх.
Надо заметить, что в январе на смотровой верхней открытой площадке очень холодно, скользко и страшно. Я держала за капюшон нашего маконайца, а муж держал сзади меня. Но зрелище мерцающего ночными огнями Хельсинки с высоты полета чайки - было незабываемым. Мы пытались схватить эти кадры, но - нужен заранее подготовленный штатив, иначе, конечно, всё размазывается. А летом здесь, бесспорно, получаешь стократное нашему удовольствие.

Штатива не было, поэтому приходится фантазировать. Отплываем из Хельсинки. (Зима 2010)

Вернулись, разделись, поменяли фотоаппарат на кошелёк и двинулись - ну куда? - в Duty Free конечно же. Он приятно большой, но неприятно заполнен народом, 95% из которого - наши люди (об этом позже). Количество спиртного в тележках - ужасало. Как и очереди в кассы.
В продуктовом отделе - очень хороший выбор конфет и шоколада (в основном финский Fazer). Проходила дегустация белого вина, которое мы оттестировали без удовольствия (очень кислое) и после которого у меня невыносимо разболелось горло (очень холодное). Довольно интересный ассортимент финской галантереи в виде посуды Arabia, вазочек Aalto, тканевой мелочевки Marimmekko.
Довольно разнообразный Parfume, я разыскала там даже органические марки - Weleda и Dr.Andrew. Есть одежда и обувь, на которую в это время (первая неделя после НГ) была 30-50% скидка. Есть серебряные ювелирные украшения.
Цены в Duty Free на паромах - действительно завлекательные. Если иллюстрировать на примере парфюма, то мужской Dior в Sokose стоит ~70€. Здесь - чуть больше 40€.

Питание на пароме. Ресторан al a Carte, Viking-буфет или перекус сэндвичами.
Стоимость питания (а это ужин и завтрак) в ваш пакет билетов - не входят.
Все рестораны находятся на одной палубе, есть указатели.
Викинг предлагает свой Буфет или Шведский стол, стоимость которого:
Ужин , предоплата/оплата на борту: взрослый - 29€/32€, дети 6-17 лет - 13€/14.50€
Завтра к: взрослый - 9€/10€, дети 6-17 лет - 4.50€/5€
*вино, пиво, напитки, чай, кофе включены в стоимость.
Мы, собственно говоря, и не сомневались, что воспользуемся буфетом, но к счастью, моя подруга, по осени совершившая вояж на пароме, категорически отсоветовала «тратить зря деньги» на совершенно «стандартную невкусную» еду и пить вино, которое «красит язык».
Оказывается, на любом Викинге есть ещё несколько ресторанчиков, где можно более продуктивно вложить указанные евро. Это - презентабельный “Food Garden ”, чуть более демократичные “Wine&Tapas” (европейская кухня) и “Ellas” (американско-итальянская кухня) и пивной “Pub” (на разных паромах у них разные названия “Arcade”, “Pamir”, “Captain’s Correr” и др.).

Особенные рекомендации получило первое место, куда мы (принарядившись) и отправились. В Food Garden-е очень изысканный интерьер, на столиках стоят букеты живых цветов, негромко играет пианист, фраки и вечерние платья приветствуются, горнолыжные штаны и свитера необходимо оставить для прямого употребления.

Ресторан "Food Garden"

Публика в ресторане

Ресторан "Food Garden"

Здесь предлагается шведский стол из закусок и десертов, а также блюда на выбор по меню. Схема оплаты хитрая:
Шведский стол (закуска или десерт) + главное блюдо (цена отдельно) - 10€
Шведский стол (закуска и десерт) + главное блюдо (цена отдельно) - 15€
Только шведский стол (закуска + десерт) без главного блюда - 27€.
*Основное блюдо - это мясо или рыба от 17€ (цыпленок) до 26€ (антрекот из телятины, филе оленя).
Соответственно, к выбранному вами варианту, вы выбираете по меню главною блюдо (тогда шведский стол служит вам либо закуской, либо десертом, либо и тем и тем), либо вообще всё заказываете по меню (вместо шведского стола выбираете закуску и/или десерт по меню).
Я сейчас написала про шведский стол для взрослых, а есть детский - 10€.
Взрослый - отличный выбор ветчин, рулетов, креветок, салатов, сыров, десертов. Детский - ужасный выбор жесткой курятины, мини-гамбургеров, жареной картошки-фри, красного кетчупа, невнятных овощей и отсутствие сладкого.
Очень вкусно и достойно. Членам Viking-клуба - 10%. Оставив 9€ чаевых (округлили наеденную сумму до ста евро), мы подвергли официантку в состояние легкого шока, она даже посмотрела на нас осуждающе. На самом же деле, ужин на троих с вином - более чем стоит этих денег.
И кстати, здесь можно заказывать диетические блюда, они помечены в меню знаками - G/без глютена, L/без лактозы, LL/низколактозные, V/вегетарианские. А летом (17.06-21.07) у них есть Клубничные недели!!! Которые переходят в Лангустные… … (22.07-22.08).

Вкусный и оригинальный выбор закусок предлагает “Wine&Tapas” - собственно говоря, название так и переводится: Вино и Закуски. Перекусить можно разными небольшими сэндвичами (например, с креветочной пастой), мини-шашлычками, ломтиками мяса и артишоками, спаржей в ветчинной обёртке и пр. Цены на них регрессивно-заманчивые: 3 tapas (т.е. закуски) стоят 7,50€, 5 - ~9€, 7 - ~10€, плюс можно вписать в одну из схем бокал красного вина. У них же по 8€ можно взять такие же вкусные (большие порции) салата «Цезарь» - 3 начинки ты выбираешь сам (они входят в стоимость: курица, креветки, вареные яички, копченый лосось, маслины, сыр, ветчина и пр.), а каждая следующая (по желанию) стоит 1€.

Закуски-tapas в "Wine&Tapas"

Утром тоже можно позавтракать в “Food Garden”-е. Завтрак, предоплата/оплата на борту: взрослый - 14€/15.50€, дети 6-17 лет - 7€/7.50€. Но нам невероятно понравилось Sea Side Café (на Мариелле есть, на Габриелле нет). Мы очень рано встали (забыв про разницу во времени), и отлично перекусили в нём на фоне рассвета, встающего над уже шведским морем. Чай, кофе, какао, молоко, соки + сэндвичи, салаты, фрикадельки + отличная выпечка + отличные сувениры. В этом же кафе можно и незатейливо поужинать.

"Sea Side Cafe"

Завтракаем в кафе, а за окном рассвет... - уже шведский

3 января. Утренние фото - Скоро уже Стокгольм

Развлечения на пароме для взрослых и детей.
Это Night Club - где на сцене танцуют и поют, а на окружающих сцену столиках пьют и закусывают. В принципе весело, тем кто падок до ночной жизни, танцев-манцев, и головокружения от выпитого. Я лично - пас. Не люблю, с трудом выдерживаю 5 минут, в своё время перетанцевала на столах на испанских дискотеках.
Дети развлекаются в детских комнатах, заваленных игрушками и даже компьютерными экранами с простыми играми. Обувь нужно снимать.
Можно поубивать время (и деньги) на игровых автоматах - их здесь большое количество и разнообразие.

Детская игровая комната на «Mariella”-е

Наш маконаец не отлипал от иллюминатора

Наши люди на пароме.
Глобальность неадекватного поведения наших соотечественников, конечно, причина того, что многие финны, зная пики наплывов русских соседей к ним в гости, стараются свести туристическое соприкосновение с нами к минимуму. Поэтому в посленовогодние дни, т.е. на наши зимние каникулы, финнов и шведов на пароме - ~5%, русских - 95%. Что это означает? :) :(… Как ни обидно это говорить, другого слова не подберу - колхоз гуляет. В соседней с нами каюте народ пел всю ночь песни типа «В лесу родилась ёлочка, б…», униформа для прогулки по парому типа треники+сланцы+мятая майка+банка пива, безумное опрыскивание себя духами в дьюти-фри, толкание, хватание, нездорованье друг с другом и проч. и проч. это самые невинные проявления нашего «совкового» менталитета.
Я всегда пишу «наши», потому в очень редком русском человеческом экземпляре отсутствуют пролетарские замашки.

Обмен денег. Билеты на автобус до метро.
Обмен евро/долларов на шведские кроны можно осуществить на reception. Минимальный кэш, конечно же, необходим для старта. У них же продаются билеты (4€) на грузовой автобус City Bus, на который вам нужно погрузиться, сойдя с парома, чтобы доехать либо до ближайшей станции метро Slussen, либо до конечной - T-Centralen.

Это инфо-деск здесь меняют валюту, берут разные буклеты и карты

Автобусная стоянка находится прямо у выхода из трубы с парома. Опознаваема по огромной очереди (мы стояли 15 минут).

Очередь на посадку в автобус до станции метро Шлюссен

А главное! - время в пути до Slussen-а - ровно 3 минуты:). Так что если у вас мало багажа - поворачивайте направо и через 10 минут приятной прогулки по набережной вы будете у Slussen-а, от которого рукой подать до Гамла Стана. А на сэкономленные евро купите сувенир:).
!И не забудьте на выходе купить свои фотографии на память о Викинге! :)
И около того же reception есть стенд с информацией о Стокгольме (карты, брошюры, журналы) на разных языках, в т.ч. и на русском.

Ночь. Луна в иллюминаторе

Плывём по ледяной крошке

А за окном (иллюминатором) уже Стокгольм

Мини-путеводитель по паромам “Viking Line” (Финляндия - Аландские острова - Швеция) №2 - скоро

Рассказы о Финляндии и Швеции:
Рассказ «Госпожа Северное Сияние - Финляндия. Хельсинки»
Рассказ «Стокгольм и Хельсинки. Барышня и крестьянка»
*Здесь написано о паромах из Финляндии до Аландских островов

Немного комментов из старого Photobucket-овского поста ( о том, почему меняю)

lap_landia
А вы пробовали переключатель кондиционера ставить на максимальный нагрев? (Он висит прямо над кроватью, а датчик на стене возле двери в душевую). Обычно становится жарче некуда. А если не работает - в рецепшене должны принять меры вплоть до предоставления другой каюты, если есть.

Выбор между Викингом и Сильей уже стал напоминать "религиозный" выбор между Кэноном и Никоном. :) То есть плюсы и минусы очень уравновешены.
В действительности на Силье сервис адекватен любому скандинавскому. Вряд ли можно со стороны вообще отличить принадлежность компании - общий североевропейский стандарт. А размеры и возможности досуга настолько больше, чем на Викинге, что после променада с разнообразием ресторанов, магазинов, СПА с джакузи с видом на закат на застеклённой верхней палубе, более ярких клубов и программ, которые предлагаются на Силье - на Викинге реально скучновато.

Однако, есть вещи, которые делают Викинг действительно удобным средством передвижения для прогулки в Стокгольм - карта членов Викинг-клуба даёт скидки намного выгоднее клуба Сильи. В декабрьский рождественский сезон мы катаемся в каюте с окном за О евро. Только заказываем платно питание. В обычный "низкий" сезон каюта бывает в среднем обходится в 20 евро. Принципиальным удобством для нас так же является то, что на Викинге принимают к оплате простую дебетную банковскую карточку (финскую, насчёт российских не в курсе), а на Силье не проходит дебетная ни финская, ни эстонская, только - кредитка.

Место прихода в город тоже дело относительного удобства. От Сильи на метро 1 остановка, не на много дольше по времени, чем пешим ходом вдоль причала от Викинга. И если есть желание больше времени посвятить Юргордену с его парками и музеями, то это удобнее сделать именно от терминала Сильи.

А вообще это всего лишь детали. Главное, эти прогулки морем здесь очень приятственны, вы совершенно правы. На любом варианте и в любой сезон. В каждом свои положительные стороны.


Татьяна, спасибо за уточнения.
Насчет кондиционера - крутить пробовали, сдвигов в сторону смены ледникового периода не произошло, на том и остановились:).
Я не могу сравнивать достоинства обоих паромов, поскольку мы (пока) пользовались только Викингом. Поэтому я осторожно (вроде) во избежание опасных сравнительных дебатов:) коснулась только наших умозаключений на предмет предпочтений.
Не люблю быть голословной, и Силье могу поставить пока только один реальный плюс - при бронировании билетов мы выяснили, что в отличие от Викинга, здесь исключён посредник-агент, и можно на сайте выбрать каюту и оплатить сразу же картой.
Удивилась, прочитав про "1 остановкуна метро от Сильи". Не поняла до чего? До T-Centralen? Накарте расстояние от терминала Сильи до центра мне показалось более существенным.
А вообще, конечно, вы абсолютно правы. Вопрос "что лучше" Викинг или Силья - второстепенный, главное - почаще ездить в Стокгольм:), хоть на козе:)))

lap_landia
Тогда можно требовать компенсировать неисправность, если нет охлаждения помещения в жару и обогрева зимой. По крайней мере, они всегда пытаются помочь, если любые проблемы. Но всякое бывает, конечно.
А почему на сайте Викинга посредники? Мы всегда бронируем и оплачиваем напрямую. Или это для заграничной брони?
От Сильи одна остановка до центра города, с той стороны, где подход к Юргордену (где музей корабля Васа, этнографический Скансен), а до Гамла Стан ещё одна или две, не помню - там это занимает пять минут, оно же скоростное.
Я понимаю, что это ни чуть не для дискуссии, сама не могу отдать однозначного предпочтения. Просто для дополнительной информации. :)


В Москве билеты на Викинг можно купить только через официальных дилеров (их список выложен на сайте парома). Электронной формы резервирования и оплаты - нет. И это очень неудобно, поскольку подразумевает лишние телодвижения и трату времени.

Ваша "дополнительная" информация - бесценна:). Это опыт - самый важный "багаж" в путешествиях. Без него - на ровном месте масса проблем:).

iriina
_главное - почаще
ездить в Стокгольм:), хоть на козе:)))_
ДА-ДА-ДА!!! Это надо золотом - на мраморе!! :-))

Тссс, по секрету только Вам:
Мой первый круиз в Стокгольм был в 1998-м году, и затем 2-3 раза в год...
Но я лишь пару лет назад сообразила выставлять перед сном регулятор на более теплую температуру, а до этого всегда мёрзла в каюте по ночам, отыскивая под утро на ощупь и натягивая какой-нибудь джемпер... ;-)

iirina
оценить - значит сравнить,
или некоторые уточнения:
1) Хмм, я-то думала, что Кетчуп (так местные называют паромы Викинг Лайн"a по их цвету) - это радость финских и шведских пенсионеров, а, оказывается, еще и руссо-туристо:-)
В комментарии выше уже сказано о несопоставимости объема и разнообразия культурно-развлекательной программы на Викинге и Силье - пианист, бард, шоу, игры-конкурсы и пр.
Т.е. сравнивать их - всё равно, что сравнивать несопоставимые в целом вещи, например, хостель и хороший отель. У каждого варианта - свои плюсы. Бюджетность Викинга - вне конкуренции.
2) На линии Хельсинки- Стокгольм паромы Silja Serenade и Silja Symphony остаются самыми впечатляющими, даже по сравнению с гораздо более новыми Victoria I и Baltic Queen на линии Таллинн-Стокгольм.
3) Внутренние каюты (без окна) и внешние (с окном) - совершенно одинаковые по оснащению, т.е. комфорту. Иногда внутренние на пару кадратных метров меньше по площади. Но зимой - когда светает поздно, а темнеет рано, окно в каюте - ни к чему, шхеры (Стокгольмский архипелаг) все равно не видно.
3) City Bus идет не только до ближайшего метро, но до центра, т.е. за ту же цену и за 20 минут - вы на месте - на въезде на Дьюргорден или Гамла Стан:-)

Но главным остается и впредь- больше путешествий! - хороших и разных! :-))

iirina
Ната, ссылки на Ваш начавшийся путеводитель надо бы разместить как можно шире, потому что практическая информация в нем, наверняка, поможет многим людям сориентироваться в конкретике "что-как-где-почем?" :-)
Как мне весной помог Ваш путеводитель по Амстердаму... :-)

mediadima
Почему же не сравнить Силья и Викинг?
Они весьма сопоставимы. Я на обеих линиях бывал с 80-х годоа регулярно,
транзитом СПб-Копенгаген и сравнить могу, исходя из личных впечатлений.
Насчёт т.н. культурно-развлекательной программы, всякого аниматорского бреда
(пианист, бард, шоу, игры-конкурсы) - не увидел никакой принципиальной разницы.
Все эти удовольствия для скучающих и скучных по жизни людей меня не веселят.
Да и вообще - изначально эти паромы созданы с другой целью,
отличающейся от Цирка на Цветном бульваре, а именно -
безопасно и недорого переправлять людей из Хельсинки в Стокгольм и наоборот.
Так вот - ДО перехода Силья к эстонцам никакой принципиальной разницы не ощущал.
А ПОСЛЕ перехода... извините, надо быть слепым, что-бы не увидеть разницу.
Честно скажу, что на ЭСТОНСКОЙ Силье скатался только раз и зарёкся навсегда.
Судно потихоньку начало разваливаться (то тут то там видишь явственные приметы этого разрушения,
какие-то участки выглядят будто там затеяли ремонт и забыли. А может и не забыли, а просто выкачивают прибыль из требующего ремонта пароходов до последнего, пока не потонут.
Сервис стал отвратительный, совдеповский. У нас в каюте эти работнички умудрились просто не убраться после предыдущих, в частности в душе оставались какие-то длинные волосы, грязное полотенце и т.п., чего на Викинге я не видел никогда. Да и рожи продавцов в магазинах на борту удивили своей непонятной гордой наглостью.
Что-то я такого на Викинге не видел.
...последнийраз пообщался с Силья пару лет назад. Ехал в СПб, узнал в сети цену на паром в кабине,
но когда приехал в терминал Силья (к слову, находящийся в яйцах, в каком-то грузовом порту по ходу)
то увидел, что цена выше почти в два раза... купил этот непонятный дорогой билет и сообразил, что в сети я смотрел Викинг. Спросил у этих эстонских уродов, где терминал Викинг... получил шокирующий ответ, что они о таком вообще не знают... Хорошо время было, доехал до центра, нашёл терминал Викинг - всё в порядке, цены как обещано. Купил билет на Викинг в каюту (по цене "палубы без места" в Силья) и отправился вернуть билет на Силья.
Там меня живо опустили на 30% стоимости билета (!!!).
В ответ я громко объявил очереди, где продаются билеты вдвое (!) дешевле, после чего пара человек немедленно вышли из очереди и уехали за ними.
И это - показатель эстонского сервиса и их менталитета вообще.
Никакой "бард" это ощущение не скрасит.
Если люди лезут в такой бизнес вообще без понятий, просто чтобы бабла срубить - это закономерный результат.
...а вообще, создалось впечатление, что вы лично работаете в Силье.
По-любому, не надо вводить людей в заблуждение.
Потому что Викинг и Силья ничем принципиально не отличаются (вернее, не отличались до смены владельца у Сильи) кроме ЦЕНЫ.
А сравнивая уровень шведского и эстонского сервиса - шведский однозначно надёжней и честнее.

eplkv
Для положительного опыта лучше выбирать более новые паромы, та-же Европа уже достаточно старая и пошарпанная. Последний раз ездили из Турку в Стокгольм 13 февраля, а обратно на Галакси. Галакси гораздо более приятный и новый паром, но на пару "жилых" палуб ниже чем Европа, поэтому не стоит гнаться за размером. Каюты выбрали класса B2, т.к. зимой смысл в окне отсутствует. На Европе это была каюта с кроватями друг над другом и туалетом/душем, а на Галакси оказалось что такого класса нет, а есть просто B, где стоят нормальные кровати, каюта больше и за ту-же цену все блестит, без запаха старости, пошарпанности, и дизайн в целом более современный.

Сказать по правде, это был уже мой не первый опыт плавания на кораблях. В декабре прошлого года мне довелось 20 минут плыть на эстонский . А еще двумя или тремя годами ранее я две минуты плыл на корабле в направлении Куршской косы со старой переправы . Короче, как вы поняли я опытный моряк. Номинально поездка из Таллинна в Хельсинки была для меня уже третьим опытом плавания на тех или иных кораблях. Но фактически – это путешествие стало для меня своеобразным морским дебютом. Ведь, честно говоря, все мои предыдущие плавания вряд ли можно воспринимать всерьез.

Ладно… Дальше немного расскажу о том, как мы вообще оказались на пароме компании Viking Line. Итак… все началось с предложения автобусного оператора Люкс Экспресс, который предложил организовать для нас небольшую поездку в Финляндию и Эстонию в формате автобус + паром.

С самой компанией Viking Line они уже договаривались без нашего участия. В итоге помимо бесплатных билетов на автобус и паром нам даже достался бесплатный завтрак. Как говорил Аль Пачино в фильме «Крестный отец», это было предложением, от которого невозможно отказаться. В итоге я ответил: «Да», и уже некоторое время спустя мы с Таней вовсю готовились к поездке в финский Хельсинки и эстонский Пярну. Почитать о том, как проходило наше путешествие по этим городам вы можете по ссылкам, приведенным ниже. А я пока не буду на этом останавливаться. В конце концов – эта статья совсем о другом…

На вокзале

Итак, представьте: мы в Таллинне, сидим на морском вокзале и купаемся в незримых волнах бесплатного и очень резвого вай-фая. До парома остается еще два с половиной часа, но веселые финны, приехавшие в Эстонию за дешевым (по их меркам) алкоголем, не дают нам соскучиться и уже вовсю предвкушают скорую поездку домой. Знаете, как определить финна (финку) на морском вокзале Таллинна? Практически все они в огромных количествах тянут с собой тот или иной алкоголь.

Кто-то в ящиках, кто-то – в себе. Знаете, я живу в , а потому всегда считал себя закаленным бойцом шоп-туровских баталий… Я видел всякое: и пьяных людей в маршрутках, и водку «Ельцын», которую переливают в полуторалитровые бутылки из-под обычной воды… Но такие картины как на таллиннском вокзале я видел впервые. Смотришь в одну сторону – а там бабушка (божий одуванчик) везущая в Хельсинки тележку коньяка.

Смотришь в другую – а там молоденькие девушки (каждой лет по 18) тянут с собой два ящика Somersby. Про парней я вообще молчу. Хотя даже в пьяном виде финны все равно не теряют своего шарма. Не народ – а плюшевые муми-тролли (пускай и немножко подшофе)...


Что касается самого вокзала, то он находится в Таллинне совсем недалеко от старого города. Шагаете мимо «Трех сестер» в сторону башни Толстая Маргарита, а затем еще немного идете вперед по улице Sadama (там будет много указателей с надписью «Порт»).

Чтобы не заблудиться в незнакомом городе обязательно скачайте себе приложение Maps.me и загрузите себе карту Таллинна. Эта программа работает и в офлайне. Задал нужную точку на карте – и шагаешь по стрелочкам. Ничего сложного. Даже моя сестра бы справилась.

Вид на старый город из терминала «А» таллинского порта. Вечер.

Регистрация на рейс Viking Line начинается за 1,5 часа до отправления парома. Для того, чтобы распечатать посадочные талоны мы использовали вот эти красные стойки с надписью «Check-in self service».

Провести регистрацию можно по штрих-коду на бланке заказа или по номеру брони (они придут вам на e-mail сразу после того, как вы купите билет). Подтверждение бронирования выглядит так.

Вверху штрих код, чуть ниже код брони. Вводите его в терминале регистрации и получаете вот такую карточку с вашим именем и фамилией. Если в чем-то запутаетесь – рядом находится окошко с улыбчивым эстонцем, который на четырех языках объяснит вам все, что вам нужно знать.

Сами квитки выглядят вот так…

Без них на корабль вы не попадете, поэтому я рекомендую вам приходить на морской вокзал заранее, чтобы успеть все сделать без лишней спешки. Чтобы вы здесь не скучали в ожидании рейса, рядом с морским вокзалом есть несколько магазинов, внутри здания располагается кафе… Плюс ко всему есть бесплатные туалеты и не менее бесплатный вай-фай, про который я уже писал выше. Он работает очень хорошо и быстро. Я тут среди ночи даже серию «Американских богов» умудрился посмотреть. Это показатель.

Прибытие кораблей объявляют по громкой связи. Время начала посадки отражается на специальных табло (как на обычном вокзале).

Сначала вы сидите на первом этаже, потом (когда корабль уже прибудет в порт) подниметесь на второй. Там – пройдете через полосу турникетов (с помощью тех самых распечатанных карточек Викинг Лайн) и окажетесь еще в одном зале ожидания – перед заградительной растяжкой. Когда корабль будет готов, ее снимут. Дальше – просто шагайте вперед по длинному металлическому коридору посадочного траппа.

Никаких проверок билетов или паспортов. Просто находите свою каюту и отправляетесь в путь.

На борту

Внутри сам корабль выглядит как обычный сетевой отель. Ковры на полу, лестницы, лифты плюс долгие линии коридоров со множеством одинаковых дверей. Вход в номера (каюты), кстати, тоже осуществляется при помощи тех самых карточек. У меня она пару раз заглючила, поэтому будьте внимательны и не храните ее рядом с мобильным телефоном, иначе с дверью номера вам придется повозиться.

Внутри каюта выглядит довольно простой, но уютной. Мне понравилось. Единственный минус – это небольшое количество места. Хотя другого тут, наверное, сложно было ожидать. Заставив полкомнаты сумками, мы постоянно натыкались друг на друга. Даже не представляю, как в такой каюте можно разместить четырех человек. Хотя… Не знаю… В десятках тысяч поездов такой фокус как-то прокатывает…


В целом, несмотря на габариты каюты, внутри корабля царит очень приятная атмосфера, наполненная ароматами дерева, duty-free-шных духов и ожиданием скорого отдыха. После 12 часов шатаний по Таллинну для меня это был почти рай. Я даже пожалел, что мы пробыли на корабле так недолго. Теплый душ в номерах… Мягкие и чистые постели… Какая-то шлюпка за окном (оранжевая как голландская сборная по футболу). Что еще надо?

Помимо четырех раскладных кроватей в каютах есть еще душ, туалет, вешалки, телефон, мини-столик и телевизор, висящий над зеркалом. Рядом с ними брошюрки с описанием предстоящих событий, ресторанные меню и какие-то ценные указания на случай непредвиденных ситуаций. В общем – полный джентельменский набор, обязательный для таких случаев.





Я пробежал по ним глазами, сходил в душ и отрубился. После сильной усталости ночь всегда пролетает как одно мгновение.

Сколько плыть из Таллинна в Хельсинки?

Тут многое зависит от конкретного типа судна, на котором вы будете плыть, а также от ваших личных предпочтений. Большинство кораблей преодолевают расстояние между Финляндией и Эстонией за 2,5 часа (или чуть больше). Однако есть корабли, которые тратят в дороге менее двух часов (например, M/S Viking FSTR).

Дольше всего на борту вы пробудите в том случае, если выберете маршрут с ночевкой (он вынесен на сайте перевозчика в отдельную категорию). Фактически такой корабль плывет все те же 2,5 часа. Однако перед этим он просто проводит ночь в порту, по сути, выполняя функции огромного отеля. Вы заходите в каюту, располагаетесь и ложитесь спать. А с самого утра слышите едва различимый гул и понимаете, что корабль тронулся.

Где купить билеты на корабль, и сколько они стоят?

Вообще, у компании Viking Line есть круизы в несколько разных стран – в Финляндию, Швецию, Эстонию, а также на Аландские острова (это особая административная территория, входящая в состав страны Суоми, но населенная преимущественно финскими шведами). Полная карта маршрутов выглядит следующим образом.

Кроме того, отмечу также, что формат путешествий может быть немного разным. Посмотрите на сайте Viking Line – у них есть как круизы, так и обычные регулярные рейсы. В первом случае акцент будет сделан на пребывании на корабле (с обилием развлечений и относительно короткими остановками в тех или иных точках). В другом – паром используется преимущественно как средство доставки пассажира из точки А в точку В. Однако и в этом случае вы все равно найдете на корабле немало интересных развлечений.

Купить билеты можно на сайте Viking Line. Стоимость регулярных рейсов из Таллина в Хельсинки обычно колеблется от 21 до 68 евро (за одного пассажира). Но иногда во время распродаж цены могут падать и до 11 евро. Самые дорогие билеты подразумевают ночевку на борту. Так, по сути, было и у нас. На самом деле, это даже выгодней, чем арендовать отель в Таллине, а затем покупать обычный билет на паром Viking Line. Лично мне ночевать на борту очень даже понравилось.

Посмотреть все подробности касательно цен, кают и актуальных промо-акций можно на сайте Viking Line . Там много интересной информации об этой компании. Загляните к ним обязательно. Рекомендую.

Утро на корабле

Что представляют собой корабли Viking Line за пределами пассажирских кают? Фактически – это один разномастный винегрет, состоящий из ресторанов, баров и всевозможных развлекательных площадок. Не могу сказать, что за те пару утренних часов, что были у меня в распоряжении, я успел осмотреть здесь каждый закуток. Но в принципе даже небольшой прогулки по кораблю мне хватило для того, чтобы составить о нем первое впечатление. Идешь и только смотришь, как ресторан перетекает в площадку с игровыми автоматами, а та в свою очередь перетекает в очередной ресторан.




Что касается цен, то они здесь довольно кусачие. Для финнов, наверное, нормально. Но для гражданина самой стабильной и самой процветающей страны на свете как-то немного дороговато. Кофе с круассаном плюс какой-нибудь бургер – вот вам уже и 10-15 евро. За ту же сумму намного логичней заранее (еще на сайте) заказать себе завтрак в формате «шведский стол». Он стоит 10,50 евро и включает в себя как еду, так и напитки. Реально – это вообще крутяк. Этот шведский стол стоит каждого вложенного в него цента. Поверьте, мне есть с чем сравнить (такие «буфеты» тоже бывают разными). Но завтрак на кораблях Viking Line, действительно, находится на высоте. Ну вот смотрите… Мир должен знать, что я ем. Итак...

Колбасная нарезка…

Несколько видов сыров (включая дорогие сыры с плесенью)…


Омлет и бекон…

Фрукты и ягоды…


Отдельной строкой расскажу о большом выборе рыбы, которая в рамках этого репортажа, к сожалению, осталась за кадром. Я думаю, меня тут несложно понять… В тот момент я все сильней хотел уже сесть и пожрать, и все меньше хотел бегать по залу с фотоаппаратом и что-либо фотографировать… Поэтому снимков рыбы тут нет. Айм сорри. Поверьте – в рамках этого завтрака она была настоящей примой. Как Криштиану в Реале или Хью Лорри в сериале «Доктор Хаус». Я вообще, обычно не очень люблю рыбу (особенно ее «северные» вариации типа лосося, селедки и прочих). Но тут они были на высоте. Дастиш фантастиш, как сказали бы немцы в своих фильмах про домохозяек и сантехников. Реально очень вкусно. Блин у меня уже снова слюни потекли… (как у моей овчарки Греты). Чтобы слюни потекли и у вас тоже прилагаю здесь принтскрин с перечислением блюд, которые подаются в рамках того самого завтрака.

Кстати, посмотрите сколько в этом меню блюд для выпендрёжников. Хлеб без глютена, безлактозный йогурт, ржаной крисп (что это вообще такое?), дробленая брусника, фитнес хлопья... У нас в Шабанах за такие слова бы побили. Фу… Больные извращенцы. Я тут как нормальный человек бекон лососем заедал и фрикадельками закусывал. А у них тут ржаной крисп… Хотя, если говорить серьезно, в этом ресторане я бы даже жить остался…

Вот, как этот чувак. Поел… поспал… опять поел… Пока ты не покинул территорию ресторана – у тебя продуктовый безлимит. Вот бы в Евроопте так было.


Завершая разговор о еде, напишу также и то, что в рамках ужина можно также безлимитно заливать в себя вино и пиво. Но стоит такой локальный «all inclusive» уже намного дороже – обычно в районе 30 евро. Брать его или нет – уже думайте сами.

На палубе

Тут я особо не буду ничего писать. Просто выложу здесь несколько фотографий, которые расскажут вам об этой поездке намного лучше меня. Впереди столики с видом на море…

Позади могучие стены, похожие на железный хребет морского исполина…


А вокруг тебя со всех сторон бескрайняя водная гладь, наполненная росчерками прибалтийского солнца…


Красота. Особенно в ясную погоду.

На этой оптимистической ноте я буду заканчивать свой рассказ. Блин… Написал этот текст и снова захотелось отправиться к морю. В какой-нибудь затяжной круиз. Вот это было бы здорово.

Антон Бородачев и Таня...

Отзыв о путешествии на паромах компании Viking Line складывается из 5 поездок туда и обратно по маршруту Турку — Стокгольм. Первая поездка состоялась в 2008 году в составе автобусного тура на майские праздники. Это было первое наше совместное зарубежное путешествие.

Все оставшиеся поездки мы брали автопакет и ездили на собственной машине . Мы всегда брали каюту без окна и шведский стол на пароме. Последнее наше путешествие на борту Viking Line было 22.07.2014. Мы плавали на паромах Grace и Amorella, раньше вместо нового судна Grace выполняла рейсы Isabella, но сейчас она уже списана, как пришедшая в негодность.

Причал паромов в Турку, очередь на погрузку

На заднем плане замок Турку, одна из главных достопримечательностей города, его можно посетить с экскурсией. Замок закрывается в 18-00 и на его осмотр обычно рекомендуют выделить не менее 2 часов. Место очень красивое, если приехали раньше можно там прогуляться.

Регистрация на рейс начинается за 2 часа до отправления. Паром приходит за час до отправления и успевает выгрузиться и загрузиться, персонал парома работает очень оперативно и слаженно.

На следующем видео вы сможете оценить масштабность автомобильной палубы парома и посмотреть, как происходит погрузка.

При регистрации ваш билет обменивают на карточки-ключи от кают и обозначают ваше место в ресторане за ужином, если вы заплатили за ужин заранее.

Категорически запрещается перевозить бензин в канистрах на пароме. Это предупреждение висит перед стойкой регистрации, в том числе и на русском языке. Проверять ваш багажник никто не будет, выполнение этого требования на совести каждого водителя.

Газовые баллоны кемперов и дач прицепов опечатывают при погрузке на паром.

Рабочие при погрузке указывают вам рукой в какой ряд ехать и когда остановиться, машины набивают очень плотно, выходить надо аккуратно, чтобы не задеть соседнюю машину. Нужно взять с собой все необходимые вещи сразу , автомобильную палубу закроют очень быстро. Кроме того необходимо запомнить вашу автомобильную палубу — она обозначена буквой, цифрой и картинкой животного, чтобы все могли ориентироваться.

Каюты на пароме Viking Line

Каюты делятся на Inside, что означает внутренние, т.е. без окна и Seaside, т.е. внешние с окном. Слева. на фото ниже., все каюты Seaside, справа все каюты Inside (без окна). Во всех каютах есть душ и туалет, постельное белье заправлено, полотенца пристегнуты к кроватям. Одна из кроватей сложена в диван.



Новый паром Grace, естественно более приятный и современный. На пароме Grace в каждой каюте есть телевизор и при входе на экране высвечивается именное приветствие всех пассажиров данной каюты, мелочь, а приятно. Телевизионные программы только на иностранных языках, но на пароме есть гораздо более интересные занятия, чем просмотр телевизора. На старых паромах телевизора нет.

Режим дня на пароме Viking Line

По маршруту Турку — Стокгольм паром идет 10 часов, это совсем не много, поскольку надо успеть поужинать, посетить Duty Free и хорошенько поспать. Последнее не удается никогда. Как правило вечернее отправление парома в 20-55 сопряжено с бессонной ночью накануне, поскольку прохождение границы плохо предсказуемая вещь. В результате на сон остается часов 6 не более, после бессонной ночи это маловато.

Побудка на пароме носит глобальный характер за 1,5 часа до прибытия включается радио на старых паромах или телевизор на новом пароме Viking Grace и начинается вещание на финском, шведском и английском языках.

Очень важные объявления могут быть сделаны даже на русском языке: «Паром прибывает в течение 15 минут, немедленно пройдите на автомобильную палубу.». Но можно попробовать поспать еще пол часика, но побудки по радио или телевизору будут продолжаться и их завершит несколько визитов дежурной по палубе, она будет говорить на финском или на шведском о том, что пора вставать и освобождать каюту.

Персонал очень любезен. Наш ребенок забыл игрушку в каюте, уборщица принесла её к стойке информации и нас вызвали по громкой связи.

Ужин начинается почти сразу же после отправления парома. И сразу на пароме время становится шведским, т.е. на 1 час раньше.

Посетители ресторана одеваются разнообразно — от майки с шортами до вечерних нарядов с полным макияжем, но кондиционеры работают сильно, просто летнего платья может быть недостаточно, лучше взять кофточку или палантин, оденьте ребенка, чтобы потом не бегать за одеждой в каюту.

Отзыв об ужине на пароме Viking Line — шведский стол

Ужин на пароме всегда бесподобен, один лучше другого. Меню разнообразное настолько, что Вам никогда не перепробовать всех блюд, даже понемногу. Вино — белое и красное, а так же пиво включено в стоимость. Ужин продолжается 2 часа.

На шведском столе предлагаются деликатесы, названий которых мы и не знаем — мясо, несколько видов рыбы, морепродукты, икра, овощи, несколько видов гарнира. Очень большой выбор десертов — тирамису, макарони, клубника со сливками, мороженое, пирожные.

Есть детский стол — там есть картошка фри, гамбургеры, в общем все вредненькое, что так любят дети. Мои дети увы не исключение, младший в этом году ел только тефтели «из Икеи», как сам он их назвал и кусочек арбуза.

Меню может немного отличаться в зависимости от корабля. В этом году мы ходили в Стокгольм на новом судне Viking Grace, оно конечно шикарнее, чем Amorella, но не принципиально. Ужин на пароме Viking Grace был просто супер, а на Amorella всего чуть менее супер, не подавали макарони (это такие пирожные, наша старшая дочь большая их поклонница).

Кроме того, если вы считаете шведский стол очень дорогим удовольствием, есть еще другие буфеты, где можно взять просто порцию еды, это обойдется дешевле. Совсем же экономные могут поужинать в каюте принесенным с собой.

Duty Free на пароме Viking Line

Магазины Duty Free имеются на всех паромах на новом судне Viking Grace магазин больше по объему. Выгодность цен — достаточно спорный момент.В магазине Duty Free на Российской границе цены ниже, чем на пароме, но для финнов и шведов паромные цены оказываются выгодными. Бутылка воды в 0.33л стоит 1,5 евро — это однозначно не гуманно. Одежда и обувь, продаваемая на пароме может быть только не подходящего размера и быть просто не в вашем вкусе, выбор достаточно ограничен. Покупать алкоголь и шоколад на пароме, если вы планируете поездку в Германию или Францию однозначно не рекомендую, в центральной Европе нет таких строгостей с алкоголем, как в Скандинавии и цены ниже. Оценить некоторые цены в магазинах можно пройдя по ссылке.



Атмосфера на пароме может быть охарактеризована словами — праздник, праздник… Есть дискотека, живая музыка, но мы не пользуемся этими благами просто по причине — мало времени, надо успеть поспать.

Выбор каюты

Брать каюту с окном на рейсе Турку — Стокгольм не вижу большой необходимости. В окно можно смотреть весь ужин. Виды проплывающих мимо гранитных островов, поросших соснами просто восхитительны. Каюта на коротких рейсах используется, как спальня. Летом на Балтийском море полный штиль, но зимой на новогодние праздники может сильно штормить. Лучше не брать каюту класса С — ниже ватер линии, зимой это может быть очень шумно и страшно из-за бьющихся о борта льдин.

Далее каюту выбирают за вас, в корме может быть шумно при причаливании на Аландских островах, но это как повезет. На Amorella нам не повезло и мы все проснулись ночью и прослушивали страшный железный скрежет открывающихся ворот. Вибрация от работы подруливающих двигателей была тоже достаточно сильной. Но это было единственный раз за 10 поездок.

Покупка билетов

Мы пробовали брать билеты в паромном центре и в интернете, разницы не заметили. Очень часто паромные компании предлагают купоны на свои круизы на сайте frendi.ru . Заглядывайте на сайт и может быть вам повезет отправится в круиз по сниженной стоимости. Сайт frendi.ru — это бывший groupon. Если не хочется терять время на посещение паромного центра, то можно воспользоваться онлайн бронированием. На дневные паромы билеты дешевле, но ночные паромы экономят время в пути и включают в себя ночевку, так что учитывая эти факторы ночные для нас выгоднее.

Проверка на алкоголь водителей

Из 5 раз, 3 раза при выгрузке с парома в Турку всех водителей проверяли на алкоголь. Норма содержания алкоголя в крови в Финляндии 0.5 промилле. Штраф за превышение от 400 евро. В Стокгольме ни разу не нарывались на проверку. Норма содержания алкоголя в крови в Швеции 0.2 промилле. На пароме перед ужином делаются соответствующие объявления для предупреждения водителей.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook