Капитолийская площадь. Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия. Современная Капитолийская площадь

Капитолийский холм — самый невысокий из семи холмов, на которых возник Рим. По площади он также небольшой, но является самым важным и значимым, и непосредственно связан с основанием Рима в 753 году до нашей эры. Капитолийский холм возвышается над долиной, в которой расположен Форум.
В античные времена Капитолийский холм представлял собой неприступный утес, на вершине которого находилось два храма — Юпитера Капитолийского , посвященный Юноне, Маневре и Юпитеру, а также храм Юноны Монеты . В Древнем Риме на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива — Табулария. Некоторые из этих сооружений были разграблены, сожжены или разрушены, другие — перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.
1. Так выглядел Капитолийский холм в античные времена (гравюра XIX века).

Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить Микеланджело Буонаротти , самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.
2. Так выглядел Капитолийский холм на гравюре Джованни Пиранези

На подходе к холму со стороны театра Марцелла слева стоит Женская монашеская община облатов св. Францески Римской .
3.

4.

С противоположной стороны мы видим Тарпейскую скалу , откуда в Древнем Риме сбрасывали осужденных на смерть преступников.
5.

В настоящее время подняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам — первая ведет к церкви, вторая — центральная из белого мрамора с бордюром, созданная Микеланджело и третья совсем неприметная лестница расположена справа. Чтобы подняться наверх и при этом избежать толп туристов, надо пройти немного правее и отыскать пологую лестницу, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени. По этой лестнице можно выйти к смотровой площадке на площади Каффарелли, находящейся перед одноименным палаццо. Также можно подняться на холм и по двум дорогам, огибающим холм со стороны Форума. Но эти дороги на мой взгляд не так красивы и интересны для туриста.
6.

7.

8.

С этой площадки открывается вид на центральную часть Рима.
9.

10.

Кордоната
Лестница Кордоната — так называется широкая пологая лестница, ведущая на Капитолий. Она была спроектирована великим Микеланджело. Ее название происходит от итальянского слова «кордони» — полоса, граница. Пологий подъем лестницы на всем ее протяжении подчеркнут полосами, выложенными из камня. Огромные марши создают ощущение бесконечного подъема, его подчеркивает мерный ритм широких ступеней, величественно и неторопливо ведущих вверх. Кордоната предваряет торжественный ансамбль Капитолийской площади.
11.

12.

Скульптуры львов
У основания Кордонаты находятся две мраморные скульптуры древнеегипетских львов, по совместительству выполняющих роль фонтанов.
13.

Памятник Кола ди Риенцо
Поднимаясь, обратите внимание на статую человека в капюшоне с мечом в руке, находящуюся слева. Скульптура Кола ди Риенцо работы Джироламо Мазини была установлена в 1887 г. В 1347 г. он возглавил народное восстание, в результате которого на несколько месяцев в Риме была установлена республика. Кола ди Риенцо провозгласил Рим столицей мира, а себя «трибуном свободы, мира и справедливости». Его смелый план создания объединенной Италии, сплоченной вокруг Рима, как столицы, оказался утопией. Города-республики, не желавшие терять свою независимость, начали борьбу против вновь созданной республики. Кола ди Риенцо вынужден был бежать. В 1354 г. он снова появился в Риме уже как посланец папы Иннокентия VI, который хотел использовать его популярность для восстановления папской власти в Риме. Горожане приветствовали Колу ди Риенцо как победителя, в городе вновь была провозглашена республика. Любовь народа, как это часто бывает, вскоре сменилась ненавистью — в том же году жители Рима восстали против своего бывшего лидера, в ходе этого восстания Кола ди Риенцо был убит толпой на Капитолийском холме.
14.

Диоскуры: Кастор и Поллукс
Завершают торжественный марш Кордонаты конные статуи Диоскуров , также найденные на раскопках в театре Помпея в 1583 г. Это римские копии с греческих скульптурных образцов. Легендарные близнецы Кастор и Поллукс были рождены прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецов часто изображали усмиряющими коней — они считались покровителями лошадей.
15.

16.

Трофеи Марио
Вдоль балюстрады (слева и справа от Диоскуров) установлены статуи императора Константина, его третьего сына императора Констанция II, два верстовых столба с Апиевой дороги и две скульптуры из фонтана «Trofei di Mario» (сооружён в честь Гая Мария, древнеримского полководца и политического деятеля).
Вдоль балюстрады помещены так называемые «трофеи Мария» — статуи императора Константина и его сына Константа.
17.

18.

Капитолийская площадь
Капитолийская площадь — архитектурный ансамбль на Капитолийском холме. В 1536 г. воплощать желание Павла III по созданию нового облика площади было поручено Микеланджело Буонарроти. Один из лучших мастеров эпохи Возрождения составил подробный план реконструкции уже существующих зданий, создал проект строительства Палаццо Нуово и разработал дизайн обновлённой Капитолийской площади. Сама площадь небольшая по размеру, но Микеланджело удалось зрительно ее увеличить за счет эллиптических лучей.
Работа продвигалась крайне медленно, и на момент смерти Микеланджело в 1564 году не было завершено даже половины запланированного. Продолжил дело его ученик Джакомо Делла Порта , а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди вместе со своим сыном Карлом Райнальди. Окончательно Капитолийская площадь была готова только в 1654 году.
19. Так выглядела площадь в XVIII в. на гравюре Паоло да Реджио

Площадь интересна лестницей Кордоната, копией конной статуи императора Марка Аврелия и тремя великолепными дворцами, в которых выставлены экспозиции Капитолийского музея. Согласно плану Микеланджело Буонарроти, площадь приняла трапециевидную форму, ограниченную с трёх сторон дворцовыми зданиями. Центральное место отводилось Дворцу Сенаторов. Колонны протяжённостью в два яруса, установлены по всему периметру фасада дворца. Цокольный этаж украшен пилястрами, между которыми размещены по два наличника. Возвышающаяся над зданием колокольня стала центральной вертикальной осью всей Капитолийской площади.
20.

Конная статуя Марка Аврелия
Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного». В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело. Сейчас на площади стоит копия, а оригинал, спасенный от влаги и голубей, хранится в отдельном зале Дворца Консерваторов.
21.

Дворец Сенаторов
Построенный в I веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом (Табуларием), но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Знатная семья Корси, воспользовавшись его расположением на гребне холма, возвела над ним свой замок. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий — музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.
22.

Микеланджело также придумал двухмаршевую лестницу, ведущую ко Дворцу Сенаторов. В нише под лестницей находится порфировая статуя «Ликующий Рим», перед которой расположен фонтан. Богиня Рима держит шар — символ господства Рима. Некоторые ученые считают, что это статуя Минервы.
23.

24.

25.

По обе стороны лестницы расположены статуи, которые символизируют великие реки Нил и Тибр. Лежащая фигура со сфинксом является олицетворением Нила и символизирует Восточную империю. Лежащая фигура с волчицей является олицетворением реки Тибр и символизирует Западную империю.
26.

27.

Если обойти Дворец Сенаторов справа и пройти под старинной аркой, то можно выйти на смотровую площадку , откуда открывается один из лучших (и, наверное, самых популярных) видов на Римский Форум.
28.

29.

30.

31.

32.

Два других исторических здания — это палаццо Консерватори и палаццо Нуово , в которых расположен Капитолийский музей, где хранятся скульптура и живопись. Этим дворцам будут посвящены отдельные фотоотчеты.

Инсула Арачели
У подножия Капитолия сохранились руины инсулы — многоквартирного дома. Ещё Тацит упоминал это строение в северной оконечности Капитолия, которое, по его словам, имело такую же высоту что и сам холм, и, таким образом, достигало в высоту до 30 метров
33.


Базилика Санта-Мария-ин-Арачели — церковь девы Марии, находящаяся на вершине Капитолийского холма. В силу своего центрального местоположения всегда играла исключительную роль в жизни средневекового Рима. Название «Арачели» может быть переведено как «алтарь небес», или «жертвенник небесный». На месте сегодняшней базилики в античные времена стоял храм богини Юноны Монеты («Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница»). Здесь жили пресловутые гуси, предупредившие спящих жителей Рима об опасности. На территории храма чеканились римские деньги, которые и стали называть по имени Юноны Монеты — монетами. Из латыни это слово было заимствовано многими языками. Базилике будет посвящен отдельный отчет.
34.

Витториано
Витториано — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества». Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.). По мнению многих, памятник невыгодно выделяется среди прочих римских зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные наименования данного монумента: «Пишущая машинка», «Свадебный торт», «Вставная челюсть» и другие.
35.

36.

Перед строением устроены два фонтана. Правый фонтан (работы Пьетро Каноника) посвящён Тирренскому морю, омывающему полуостров с запада, и его символы — волчица, эмблема Рима, и сирена Парфенопа, символ Неаполя. Левый (работы Эмилио Квадрелли) символизирует Адриатическое море, расположенное к востоку от Италии, которое олицетворяет венецианский лев святого Марка. Возле левого фонтана можно увидеть захоронение Гая Публиция Бибуло — одна из немногих публичных могил в Риме. Памятник датируется первым веком до н.э.
37.

38.

39.

40.

41.

Основную часть Витториано образует монументальный неоклассический портик с колоннами коринфского ордера. По бокам к нему примыкают два пронаоса, тоже коринфского ордена, напоминающие храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Пронаосы увенчаны бронзовыми статуями, изображающими квадригу Виктории, богини победы. Левая символизирует Единство и выполнена скульптором Карло Фонтана. Правая квадрига — это Свобода работы Паоло Бартолини. На втором ярусе, непосредственно перед пронаосами, в 1911 г. установили четыре триумфальных колонны с бронзовыми статуями Викторий, стоящих на шаре; первоначально эти статуи были позолоченными, высота каждой вместе с шаром составляет 3,7 м. Слева направо, если смотреть на фасад памятника, расположены Виктории работы Н. Канталамесса Папотти (с пальмовой ветвью и змеей), А. Аполлони (с мечом), М. Рутелли и А. Дзокки — обе держат лавровые венки.
42.

Алтарь Отечества
Выступающая передняя часть, к которой ведет лестница и наверху которой стоит памятник Виктору Эммануилу II, — Алтарь Отечества; иногда так называют и весь монумент. Его создал скульптор Анджело Дзанелли, выигравший конкурс в 1906 г. В середине выступа стоит статуя богини Ромы на золотом фоне. Сюжеты барельефов по сторонам от неё навеяны «Буколиками» и «Георгиками» Вергилия. Левый барельеф олицетворяет Труд; справа налево размещены аллегорические изображения Земледелия, Скотоводства, Жатвы, Сбора винограда и Орошения, потом крылатый гений Труда восходит на большой триумфальный плуг, а за ним следует Промышленность. Правый барельеф символизирует Любовь к отечеству; на нём слева направо изображены три женщины, несущие почётные венки Рима, за ними несут лабарумы (штандарты легионов), далее следует триумфальная колесница Любви к отечеству и Героя и, наконец, появляется священный огонь Отечества. Внутри Алтаря Отечества находится Могила неизвестного солдата, погибшего на первой мировой войне. Перед могилой постоянно стоит почётный караул.
43.

44.

45.

Памятник Виктору Эммануилу II
В 1889 г. скульптору Энрико Кьярадиа было поручено изготовление конной статуи Виктора Эммануила II ; после смерти скульптора в 1901 г. её завершил Эмилио Галлори, и в 1911 г. её установили на место.
46.

47.

48.

Вокруг памятника стоят шесть статуй высотой по 6 м, олицетворяющих «Ценности итальянцев». Перед памятником — две отдельных бронзовых: слева — «Мысль» работы Джулио Монтеверде, справа — «Действие» работы Франческо Джераче. Остальные четыре статуи — из боттичинского мрамора: слева ближе к центру — «Согласие» работы Лудовико Польяги, дальше от центра — «Сила работы» Аугусто Ривальта; симметрично им справа расположены «Жертвенность» работы Леонардо Бистольфи (ближе к центру) и «Право» работы Этторе Хименеса (дальше от центра).
49.

50.

51.

В Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота. Особо времени на посещение музеев не было, поэтому что успел увидеть, тому и радуюсь. Также не было времени на посещение смотровой площадки на крыше Витториано, да и погода не особо способствовала съемке.
52.

53.

54.

55.

Несколько объектов поблизости от Капитолийского холма.
Одна из «говорящих статуй» — Мадам Лукреция . Трехметровый римский бюст в плохом состоянии, вероятно изображает египетскую богиню Исиду, её жрицу либо императрицу Фаустину. Бюст был подарен Лукреции д’Аланья, любовнице Альфонса Арагонского, короля Неаполя. Она переехала в Рим после смерти Альфонсо в 1458 году. Единственная женская «говорящая» статуя в Риме.
56.

Внутренний двор Дворца Венеция
Дворец Венеция — бывшее представительство Венецианской республики в папском Риме. Дворец был построен вокруг средневековой башни в 1455 году и считается одним из первых памятников Возрождения в Риме. Камень для строительства выламывали прямо из Колизея. Первым обитателем палаццо был венецианский кардинал Пьетро Барбо (впоследствии папа Павел II). После перехода Венеции к Габсбургам во дворце находилась резиденция австрийского посла в Италии. В 1930-е гг. дворец стал резиденцией партии Муссолини; с балкона палаццо нередко выступал дуче.
57.

58.

59.

60.

Скульптуры перед зданием Администрации провинции Рим
61.

62.

Колонна Траяна
Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, установленная Аполлодором Дамасским в 113 году н.э. в честь побед Траяна над даками.
Марк Ульпий Нерва Траян , больше известный как Траян, — римский император, правивший в 98-117 годах н.э. Колонна выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. В 1162 году был издан указ о том, что любой, кто повредит колонну Траяна, будет предан смертной казни.
63. Так выглядела колонна на гравюре Джованни Пиранези.


64.

65.

66.

Традиционное небольшое видео о Капитолийском холме:

Монашеская община облатов св. Францески Римской 41.8930573N 12.4808791E
Площадь Каффарелли 41.8929375N 12.4817535E
Кордоната 41.8936344N 12.4822766E
Скульптуры львов 41.8938031N 12.4820016E
Памятник Кола ди Риенцо 41.8937242N 12.4823248E
Диоскуры 41.8935645N 12.4825823E
Трофео Марио 41.8933758N 12.4824938E
Капитолийская площадь 41.893275N 12.4830651E
Скульптура Марка Аврелия 41.8933269N 12.4829364E
Дворец сенаторов 41.8930513N 12.4835935E
Фонтан богини Рима 41.8931492N 12.4832904E
Смотровая площадка на Римский Форум 41.8924733N 12.4836364E
Новый дворец 41.8935864N 12.4831778E
Дворец консерваторов 41.8931072N 12.4827352E
Инсула Арачели 41.8940916N 12.4822792E
Базилика Санта-Мария-ин-Арачели 41.8939578N 12.4828747E
Витториано 41.8945268N 12.4831241E
Алтарь Отечества 41.8949421N 12.4829176E
Памятник королю Виктору Эммануилу II 41.8947924N 12.4830008E
Фонтан Тирренского моря 41.894982N 12.4823275E
Фонтан Адриатического моря 41.8952096N 12.4833816E
Мадам Лукреция 41.8957128N 12.4813136E
Дворец Венеция 41.8962139N 12.4817804E
Администрация провинции Рим 41.896735N 12.4836606E
Колонна Траяна 41.8958286N 12.4842802E

Сентябрь 27, 2018

На Капитолийском холме находится один из наиболее значимых архитектурных памятников Вечного города, дошедший до наших дней со времен средневековья практически в неизменном виде. Площадь Капитолия в Риме была спроектирована в XVI веке Микеланджело Буонарроти, однако свой окончательный вид, задуманный гениальным мастером, она приняла только в 1940 году.

От самого основания Рима храмы, возведенные на Капитолийском холме, лелеяли его святость, а сам холм являлся символом и средоточием мощи римской цивилизации. В развернулось настоящее соперничество между наиболее богатыми семьями за господство над этим местом посредством строительства важнейших общественных зданий. На протяжении столетий архитектурная история Капитолия тесно переплетена с историей различных государственных учреждений, откуда римские сенаторы и консулы управляли городом и миром.


Строительство Капитолийской площади началось в середине XVI века. Восхваляемый политический центр явно не соответствовал своему внешнему виду – местность, окружающая холм, была в запущенном состоянии и даже использовалась для выпаса коз, снискав название «Monte Caprino», то есть «Козий Холм».

После триумфального приема императора Карла V, посетившего Рим с визитом в 1536 году, папа Павел III Фарнезе заказал Микеланджело подготовить комплексный проект реконструкции Капитолия.

В основу разработанной концепции архитектор заложил оригинальную трапециевидную форму новой Капитолийской площади. Для этого потребовалось построить напротив Дворца Консерваторов еще одно здание, так и названное – Новый Дворец, которое закрыло собой базилику Санта Мария ин Арачели, мешавшую визуальному восприятию замысла Микеланджело. Оба здания, расположенные под небольшим углом относительно друг друга, создали расширяющуюся перспективу, фокусировавшую внимание на Дворце Сенаторов для всех, кто поднимался на Капитолийский холм по центральной лестнице.

Таким образом, зодчий создал автономное пространство, полностью независимое от окружающего площадь Капитолия города. Ее центр художник предполагал оформить интригующим геометрическим орнаментом, однако воплощение его идеи стало возможным только через несколько сотен лет…

Капитолийская площадь: Тайный смысл рисунка Микеланджело

Микеланджело стремился показать неразрывную связь этрусской культуры с древним Римом. Однако установка в центре Капитолийской площади овального камня, такого как в Дельфах, была невозможна – христианская церковь не допускала размещения любых языческих символов. Архитектор разработал зашифрованную в рисунке модель каменного Omphalos. Идея его интригующего дизайна заключалась в том, что город должен снова стать Umbilicus Caput Mundi, «Пупом Центра Мира».

В своем проекте художник вписал в овал ромбический орнамент, который расходился от центра 12-ти лучевой звезды. В Вавилонской астрологии зодиакальный пояс делился на двенадцать равных частей, называемых знаками. Каждому из них приписывались определенные метафизические свойства и были присвоены названия созвездий, расположенных вдоль эклиптики. Таким образом, по замыслу Микеланджело площадь Капитолия в Риме находилась, как бы, в центре созвездий, показывая, что центр Мира находится именно здесь. Сама структура геометрического рисунка гениального художника вызывала оптический обман выпуклой поверхности площади, давая ощущение огромной сферы.

Вероятно, эта зашифрованная в проекте Микеланджело модель Капитолийской площади была разгадана. По приказу Павла III Фарнезе вместо разработанного художником орнамента, в ее центр в 1538г. была помещена бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, для которой архитектор разработал пьедестал. Скульптура, ранее украшавшая площадь у Латеранской базилики, чудом сохранилась лишь потому, что по ошибке была принята за изваяние императора Константина, вставшего на защиту христианства и прекратившего их гонения.

В 1979г. в результате террористического акта конная статуя Аврелия была повреждена взрывом и почти десять лет находилась на реставрации. Сегодня оригинальная скульптура хранится на первом этаже во Дворце Консерваторов, а площадь Капитолия украшает ее копия, установленная здесь в 1997 году.

Площадь Капитолия в Риме – тайный смысл проекта Микеланджело


– один среди 7-и священных холмов, где был основан Древний Рим и откуда взяла исток его история. Тут приносились молитвы античным богам, утверждались законы, возводились замки патриции и трудились мастера Возрождения. Чтобы посмотреть Капитолийский холм и коснуться его 1000-й истории ежегодно съезжаются в Рим сотни тысяч путешественников с целого света.

…Историю свою Капитолийский холм в Риме начал именно с того мига, когда близнецы Ромул и Рем были найдены , которая сжалившись над малышами, вскормила их своим молоком.


История и древние храмы Капитолия

Может в память о своем спасении либо по другой причине, однако как раз данное место избрал Ромул для возведения нового города, дав ему имя Рим.

В начале 5-го столетия до нашей эры на данном месте был построен Капитолийский храм. Он был построен во славу древнеримских богов – Юпитера, Минервы и Юноны. Тут сходился сенат, осуществлялись жертвоприношения и создавались законы. Храм являлся для римлян не только центром религии, но олицетворением силы и власти, символом могущества Римской Республики, а позднее Империи.

Крах империи обусловил деградацию и опустошение Капитолийского храма. На античных развалинах строились прочие сооружения, а в определенные времена Капитолийский холм в Риме служил всего лишь местом для выпаса коз.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Капитолийский холм в Риме возвратил себе прежнее величие благодаря решению Папы Римского Павла III (1534 – 1549) – большого ценителя искусства и науки. При нем Микеланджело приступил к постройке Собора Святого Петра в , рисовал «Страшный суд» в Сикстинской капелле, а в 1537 году, по распоряжению понтифика, взялся за реконструкцию зданий и переустройство Капитолийской Площади.

И пусть кончина мастера (1564 год) не предоставила возможности завершить замысел (восстановление окончили ученики), ансамбль Капитолийской площади, сотворенный Микеланджело, – наиболее цельный и гармоничный среди всех площадей Рима.


В центре трапециевидной площади – конное изваяние императора Марка Аврелия, дивом уцелевшее с античного периода. А по трем ее сторонам расположились: Дворец Сенаторов (тут сейчас городская мэрия), Дворец Консерваторов и его брат-близнец Палаццо Нуово, построенный в 17 столетии. В обоих строениях находятся Капитолийские музеи, где можно посмотреть на легендарные полотна художников, античные скульптуры, фарфор, монеты, старинные костюмы, статую Капитолийской волчицы и прочее.

С четвертой – открытой стороны – можно сойти к жилым кварталам по легендарной лестнице Кордоната. В нижней части, у основания, ее «сторожат» мраморные изваяния египетских львов, а вверху поставлены статуи братьев-близнецов Кастора и Поллукса, обнаруженные при раскопках в Помпеях в 1583 году. За Диоскурами вдоль балюстрады находятся еще ряд статуй: императора Константина, его сына Константина II, верстовые столбы с Аппиевой дороги и изваяния с античного фонтана «Трофеи Марио».


Капитолийский холм в Риме: Инсула и Мамертинская тюрьма

И учитывая, что от античных сооружений на Капитолии мало что дошло до настоящего времени, по своей исторической значимости эти две постройки могут дать фору десятку других. И одно среди них – древнеримская инсула – многоэтажное здание, квартиры в котором отдавали в аренду.

Развалины подобной инсулы (II нашей эры) есть перед подъемом на Капитолийский холм в Риме, с левой стороны от лестницы, приводящей к базилике Санта Мария ин Арачели. Из гипотетических 5-и этажей отлично сохранились 4-е, однако и по ним можно предположить, какой вид имело строение в прошлом. Как уверяют источники, первые этажи как правило были заняты лавками ремесленников и мастерскими. Квартиры на 2-м этаже с туалетом и, крайне нечасто, водопроводом, могли дозволить себе лишь обеспеченные граждане. А на верхних этажах, лишенных удобств, селились бедняки. На любой этаж приводила своя лестница, каменная либо деревянная.


– наиболее античная достопримечательность Капитолия, построенная по различным источникам либо в 6-м, либо в 4-м веках до нашей эры. В 2-й подземной постройке ожидали казни и государственные деятели и простые преступники.

Согласно притче, как раз тут прожили свои последние дни апостолы Петр и Павел, во славу которых в подземелье поставили небольшой алтарь с фресками святых. После ликвидации темницы (конец 4-го столетия) туда, преклониться перед святыми, стали отправляться многие паломники, а в 16-м столетии над прежним узилищем была возведена церковь Святого Иосифа Плотника.

Любой желающий может отправится туда и преклонить колена перед ликами святых, вход в подземелья прежней темницы, а сейчас музея, совершенно безвозмездный.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Мамертинскую тюрьму, покупаем билеты заранее через Интернет .


Адрес : Via Clivo Argentario 1. Доехать возможно на метро, сойти на станции Colosseo.
Часы работы : каждый день с 9.00 до 18.30. Краткий перерыв с 12.30 до 14.00.

Базилика Девы Марии (Santa Maria in Aracoeli)

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте древнего храма Юноны Монеты, что переводится с латыни как «советница». К слову, римские денежные знаки именовали по имени богини – монетами – и чеканили на территории храма. Как раз оттуда берут свой исток знаменитые каждому слова: «монета» и «money».


Легенда про то, как гуси спасли Рим, тоже имеет связь с храмом Юноны. Данная птица, почитавшаяся в храме священной, среди ночи, учуяв «чужих», гоготом подняла на ноги охрану, а та, соответственно, оградила Рим от наступления галлов.

Капитолийский холм в Риме содержит на себе Базилику Девы Марии тоже обладающую собственной легендой, которая прослеживается в ее имени. Согласно притче, императору Октавиану Августу приснился пророческий сон – святая дева с сыном Бога на руках. Видение так поразило императора, что он надумал на вершине холма соорудить жертвенник, наименовав его «Aracoeli» (Алтарь небес). Обнаруженные артефакты и надписи своим наличием по факту являются подтверждением данной легенды. А алтарь, сооруженный в честь Иисуса еще до его появления на свет, из всех христианских алтарей признается наиболее древним.

Сейчас в базилике сохраняются мощи Святой Елены и чудотворная икона Мадонны Арачели (10-е столетие), усыпальницы знаменитых римских семей с надгробиями, исполненными известными мастерами Эпохи Возрождения.

Где находится и как добраться до Капитолия и музеев

Адрес : Piazza del Campidoglio

На Капитолийский холм в Риме можно доехать на метро : от станции «Colosseo»(линия В) до Капитолия – 10-15 минут пешком. Двигаться надо по Виа Деи Фори Империали в направлении Площади Венеции вдоль Римского Форума, который будет с левой стороны.

Автобусами : №№ 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810. Сойти на остановке Ara Coeli-Piazza Venezia.

Часы работы и выходные

Капитолийский холм в Риме и античные памятники на нем открыты для общественности 24 часа в сутки.

  • График работы Базилики Девы Марии: с 8.00 до 19.00, каждодневная служба ведется с 8.00 до 12.00. Вход бесплатный.
  • График работы Капитолийский холм в Риме – музеи: каждый день с 9.30 до 19.30, за час до закрытия музеев доступ посетителям запрещают.
  • 24 декабря и 31 декабря музеи открыты: с 9.30 до 14.00.
  • Выходные: 25 декабря, 1 января, 1 мая.

Билеты в Ватикан минуя очередь.

  • – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Этот холм не отличается впечатляющими размерами. На самом деле, он – самый невысокий из семи холмов. Но его значение для города и для всей Италии не исчисляется метрами высоты. Еще на заре рождения Капитолийский холм (Campidoglio ) был обустроен его родителями – Ремом и Ромулом. Здесь возвели храмы многим богам и значительным историческим личностям. Храм Юпитера – один из самых старых памятников холма – подвергался разрушениям и реконструкции несколько сотен раз. Пока римское общество не смирилось, наконец, с его уходом, и на его месте не выросла церковь Санта Марии ин Арчели.

    Достопримечательности на Капитолийской площади

    Памятников, исторических и культурных ценностей, а также загадочных, и ныне не раскрытых таинственных артефактов на Капитолийском холме не перечесть. И каждый из них имеет свою уникальную историю. Среди которых одна увлекательнее другой. Например, старая бронзовая статуя Марка Аврелия, величественно сидящего на коне, выполненная еще на заре новой эпохи неизвестным скульптором, когда-то не была уничтожена только потому, что новоиспеченные христиане приняли ее за изваяние Константина. До сих пор неизвестно, где эта статуя стояла изначально. Предполагают, что на площади Римского Форума или Колонны. Но на Капитолийский холм она попала только в 1538 году по распоряжению Папы третьего. Причем перенесли ее сюда из Латерано, где бронзовый Марк Аврелий и обитал с 8 века.

    Еще одна любопытная достопримечательность площади – останки монетного двора и храма Юноны Монеты. Поражает история героини старинного памятника. Согласно легенде, священные гуси богини утра когда-то предупредили римский народ о грядущем наступлении галлов. Тогда-то Юнону и стали называть Монетой, что в переводе означало «предупредившая». Позже и чеканные деньги на дворе близ храма в ее честь стали звать монетами. Так и распространилось сие название по всему миру.

    На заре своего обустройства Капитолийский холм представлял собой огромный величественный форт, к которому десятками лет не могли подступиться захватчики. Но уже к 13 веку он кардинально преобразился. В очередной раз был дотла сожжен храм Юпитера. Уничтожены все древние молитвенники и алтари – в честь вступления в силу новой веры. А сам холм настолько зарос причудливыми узорами растений и разрушился, что был привлекательным только для местного рогатого скота. За что его даже прозвали «Козьей Горой».

    Но на том не закончилось величие старинного памятника. Сам Микеланджело взялся за его перестройку в 1532 году. И, будучи мастером непревзойденного таланта, буквально преобразил заброшенную местность в произведение архитектурного искусства. Теперь к холму ведут три лестницы. Боковые – узкие и длинные. И великолепная центральная лестница авторства самого Микеланджело. Впрочем, и ее изящество меркнет, когда взору гостя открываются просторы современного Капитолийского холма, разукрашенного всеми красками его долгой и увлекательной истории жизни.

    Капито́лий (Капитоли́йский холм) - один из семи холмов, на которых возник Древний Рим. На Капитолии находился Капитолийский храм, который тоже называли Капитолием, где происходили заседания сената и народные собрания.

    Нельзя побывать в Риме и не увидеть Капитолия. На этом, самом маленьком из семи холмов вечного города, сохранились свидетельства античной старины.

    Именно здесь древние римляне построили самые важные из своих храмов - богинь Юноны и Виртус и царя всех богов Юпитера Оптимуса Максимуса (этот храм был почти таким же огромным, как Парфенон в Афинах) и назвали Капитолийский холм главным символом Рима, как столицы мира.

    Рим. Капитолийский холм.

    Сегодня Капитолий - центр Рима. И хоть здесь уже давно нет ни храма Юпитера, ни храма Минервы, поток туристов не иссякает ни на один день. Практически всё, что видит современник, создал величайший художник и архитектор Микеланджело Буонарроти. Следуя своему гениальному замыслу, мастер создал Капитолийскую площадь, перестроил фасад Дворца сенаторов, спроектировал знаменитую лестницу Кордоната (Cordonata) из белого мрамора, подняться по которой мечтают все путешественники, оказавшиеся в Риме. Мы не были исключением, и тоже по ней поднялись.

    Лестница Кордоната. Ее величие подчеркивают гранитные египетские львы у подножья и две большие статуи сыновей Зевса на вершине – Кастора и Поллукса.

    В 1583 году во время раскопок театра Помпея были найдены и помещены на лестницу скульптуры египетских львов и конные статуи Диоскуров - легендарных близнецов Кастора и Поллукса, рожденных прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецы считались покровителями лошадей, и всегда изображаются вместе с ними.

    В центре Капитолийского холма возвышается бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия.


    Эта статуя, созданная 176 г. неизвестным скульптором, сохранилась во времена уничтожения языческих идолов благодаря тому, что ее приняли за изображение Константина. Неизвестно, где стояла статуя в древние времена, а в 1538 г. ее перенесли на Капитолий по указу папы Павла III.

    С 2005 года статуя заменена копией, оригинал хранится в Капитолийском музее.

    Одна из цитат Марка Аврелия:

    «Вот путь к совершенству - проживать каждый новый день, как последний, не впадая ни в горячку, ни в спячку и не пытаясь играть роль».

    Украшением Капитолийской площади являются три дворца. Один - дворец Сенаторов, выстроенный в XVI веке на месте более древнего здания. До 1870 г. в этом дворце заседал Сенат. Рядом с ним находится копия статуи волчицы, которая вскормила Ромула и Рема.

    Дворец сенаторов - здесь до конца XIX века заседали «отцы города», которых сменили городские чиновники. Сегодня во дворце расположена мэрия Рима. Красивая архитектура - это не единственное достоинство здания. Рядом с ним на колонне - скульптура «волчицы-кормилицы», точнее её копия (оригинал рядом в музее), установленная за 400 лет до Рождества Христова.

    А в палаццо Сенатори, как и прежде, заседает мэрия и муниципалитет города.

    Две лестницы, украшенные скульптурами, поднимаются с боков к центральному входу в палаццо Сенаторов. Две статуи по бокам олицетворяют реки Тибр и Нил. В нише под лестницей находится статуя "Ликующий Рим" с шаром в руке (символом господства Рима).

    Аллегория Тибра у дворца Сенаторов

    Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.

    По легенде статуя Капитолийской волчицы была отлита еще в V веке до н.э., но после реставрации в 2010 году специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья. Примем к сведению это уточнение.

    S .P .Q .R . - аббревиатура латинской фразы «S enatus P opulus q ue R omanus » («Сенат и граждане Рима»), которую изображали на штандартах римских легионов, и которая использовалась в Римской республике и Римской империи.

    Барельефы на стене капитолийского сената с неизменной надписью "Сенат и Народ Рима"

    Сбоку от Капитолийской лестницы находится статуя Кола ди Риенца, ее поставили сюда в XIX в. на то месте, где он был убит.


    Кола ди Риенцо возглавил восстание в Риме в 1347, приведшее к установлению Римской республики.

    Апрель, 2016

    "Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"

    Джузеппе Верди

    Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"


    ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

    Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

    Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

    Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

    Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

    В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

    Цена книги 100 рублей

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook