Нападения на белых в юар. Цепная реакция. Как финансовый кризис в ЮАР и Аргентине ударит по России. Претория - административная столица опасной страны

«Радужная нация» – так назвал жителей своей страны новоизбранный в 1994 году президент ЮАР Нельсон Мандела. Вскоре термин был заимствован одним из его соотечественников архиепископом Дезмондом Туту, который окрестил «радужной нацией» Южную Африку времён пост-апартеида...

На современном этапе население ЮАР носит мультикультурный характер. На территории страны проживают представители различных рас и этнических групп. Древнейшие, исконно коренные жители ЮАР – это бушмены. С XV века их начали активно вытеснять пришлые народы-кочевники. Именно их потомки составляют сейчас большую часть населения страны. Это зулу, коса, тсвана, ндебеле, тсонга, педи, суто, свази, венда. В период колонизации в страну завозились выходцы из Индии для работы на плантациях сахарного тростника.

В результате, сейчас на территории Южноафриканской Республики проживают около 80% чернокожих африканцев, в том числе иммигрантов из соседних стран, в частности, из Зимбабве. Белое население (англоафриканцы, потомки буров, немцев, португальцев и французов) составляет всего лишь 10%. Еще 8% представлены так называемыми «цветными» — потомками от смешанных браков ранних поселенцев с коренными жителями ЮАР. Оставшиеся 2% населения страны – это потомки индийцев.

Такая расовая и национальная пестрота в стране, с одной стороны, всегда способствовала культурному взаимообмену, а с другой — являлась причиной обособления одних групп населения от других. Как бы ни хотелось быть толерантными и политкорректными, всё же нужно признать, что в подобном случае – а ЮАР являет собой самый яркий пример – раздельное проживание местных и пришлых – это закономерность. Образ жизни и образ мышления европейцев и чернокожих африканцев был и есть слишком разный.

Слишком разные, чтобы жить вместе

До середины XX века власть в Южной Африке не могли поделить буры и заинтересованные в богатых природных ресурсах страны англичане. В результате англо-бурских войн и последующих политических процессов в 1948 году власть в ЮАР полностью перешла к бурам. В том же году был введен режим апартеида, который был отменён только в 1994 году.

В итоге – сорок шесть лет апартеида, то есть раздельного проживания белых людей европейского происхождения и чернокожих африканцев и, по сообщению лидера африканеров доктора Дана Роодта, только около 7 тысяч убитых в стычках с полицией местных преступников. А вот двадцать лет демократии принесли более 70 тысяч убитых, изнасилованных и физически покалеченных белых, плюс тысячи невинных чернокожих, погибших от рук своих же собратьев.

Сегодня ситуация в стране крайне нестабильная. Это выражается, прежде всего, в уровне преступности, исходящей в основном из среды чернокожих, и в дискриминации белых граждан в практически всех сферах жизни. Необходимо подчеркнуть, что белые в ЮАР (на втором месте индийцы) являются самыми образованными и трудоспособными представителями страны. Готовность к трудностям и жизнестойкость, выработанная их предками, прочно заложены в генах современных африканеров. Они не боятся труда. Ввиду того, что чернокожее правительство со времён падения апартеида систематически лишает белых граждан прав на достойно оплачиваемый квалифицированный труд, они берутся за любую предложенную работу, качество которой остаётся на высоком уровне. Должности же, требующие специальной подготовки, знаний, определённого уровня квалификации, всё чаще и чаще занимают неквалифицированные чернокожие африканцы.

Коренные африканцы, нужно признать, не самая интеллектуально развитая раса на земле. Но это не упрёк и не попытка дискриминировать их, это всего лишь констатация факта. Люди, с момента появления Homo Sapiens и вплоть до XVI века (когда начала колонизация Африки), живущие традиционным укладом жизни, который практически не менялся за всю историю существования африканского континента, не могут в одночасье добровольно совершить скачок в развитии.

А вот европеоиды прошли не один этап развития прежде чем достичь того уровня, на котором мы находимся сейчас. У африканцев не было условий для постепенной эволюции сознания. Поэтому с момента прихода европейских колонизаторов в Африку, её обитателям пришлось автоматически принимать абсолютно не свойственный им уклад жизни. Формально они это сделали, и даже успешно, но внутренние традиционные установки не поменялись. И упрекать их за это было бы несправедливо.

Однако белые никогда и не требовали от аборигенов мгновенных изменений, ведь на протяжении всей истории колонизации чернокожим жителям была предложена работа посильная для них, отвечающая их физическим и интеллектуальным возможностям...

Сегодня ситуация с рабочими местами выглядит двойственной, как, впрочем, и всё, что касается черно-белого вопроса. С одной стороны, внедрив политику BEE (Black Empowerment Economy), которая как раз и заключается в предоставлении чернокожим гражданам ЮАР лучших рабочих мест с хорошей оплатой труда, в прошлом «угнетённые» получили многие привилегии после окончания учебных заведений, и, как результат, более высокий уровень жизни. С другой стороны, уровень образования в ЮАР вынужден был снизиться на законодательном уровне в связи с тем, что африканцы не способны усваивать материал настолько хорошо, чтобы сдать экзамены. Кстати говоря, качество образования в ЮАР во времена апартеида было одним из самых высоких в мире.

Возвращаясь к теме, хотелось бы подчеркнуть, что дело не в плохой системе образования, или недостатке кадров, а в природных способностях. Африканцы, несомненно, обладают другими врождёнными данными, например, они удивительно пластичны, сама природа создала их для танцев и музыки – почти у всех отменный слух и мягкие голоса. Но чтобы достичь необходимой статистики в уровне грамотности и образованности населения, школам и университетам пришлось именно снизить стандарты, чтобы чернокожие студенты смогли беспрепятственно сдать необходимый минимум. Соответственно, специалисты выходят из университетов вовсе не того уровня, который необходим для получения высокой должности. Но они, тем не менее, получают эти должности по закону...

Таким образом, правительство ЮАР дискриминирует белое население в следующей последовательности: при найме на любую должность в государственном секторе преимуществом будет пользоваться сначала чернокожий мужчина, потом чернокожая женщина (оба – как бывшие угнетённые по расовому признаку), затем белая женщина (как бывшая угнетённая по половому признаку), и только потом рассматривают кандидатуру белого мужчины.

Из-за подобной абсурдной системы большинство белых в стране работают больше на себя, а не на государство — чаще всего молодые люди наследуют семейный бизнес или создают свой собственный. Но чтобы открыть средний бизнес необходимо нанять определённое количество чернокожих, а это уже чревато. Обычно их нанимают на основе отзывов людей, у которых кандидат уже когда-то работал. Этот вариант наиболее безопасный.

Неудивительно, что многие белые получают образование и уезжают из страны. За последние 20 лет из ЮАР уехало около 1 млн белых. Те, кто не может позволить высшее образование и иммиграцию, остаются на родине и принимают ситуацию как данность.

Хроники кошмара

Помимо дискриминации в сфере занятости белые жители ЮАР подвергаются физическому насилию. Сложно сказать, растёт ли рост насилия только из-за расы, или же причины этому имеют иной характер. Есть два противоположных мнения, которых придерживаются сами африканеры.

Первое гласит, что в ЮАР сегодня процветает преступность по расовому признаку. Приверженцы этой позиции считают, и не безосновательно, что чернокожие африканцы часто нападают без всякой жажды материальной наживы, и делают это, скорее, чтобы отомстить за колониальное прошлое. Разумное зерно в этом есть, и вот почему. По статистике взломы домов и убийства их хозяев не всегда сопровождаются кражей вещей и денег. Зато, за редким исключением, убийства белых сопровождаются жестокими пытками. Зачем пытать человека, чтобы потом, после его убийства, украсть ценные вещи из дома? Не проще ли выбрать время, и в отсутствие хозяев ограбить дом? Или уж сразу застрелить их и унести все, что нужно?

Существует специальный проект, посвящённый статистике убийств, изнасилований и пыток всех белых за последние несколько лет. Данные собираются скрупулёзно со всех провинций страны. Новости обновляются ежедневно. За этим лично следит автор проекта (www.sunettebridges.co.za). И вот что мы имеем на сегодняшний день: если дом взломала банда, то у его обитателей почти нет шансов выжить. Это касается и женщин, и мужчин. Причём, участь и у тех и у других не завидная. Женщины и девочки 95% будут подвергнуты изнасилованию, в том числе групповому. Если они выживут, то те же 95% гарантируют им ВИЧ или СПИД, которыми почти поголовно заражены чернокожие африканцы.

Возраст женщины для чернокожего не имеет значения, насилию подвергаются особи женского пола от 8 месяцев и до 90 лет и старше. Описание пыток – не самая приятная вещь, поэтому скажу лишь, что в ход идут разные «инструменты» – от деревянных палок до кипятка или раскаленного утюга. По свидетельству жертв, женщин часто насилуют на глазах мужей, сыновей и братьев, а потом на их же глазах убивают. Последним убивают мужчину – чтобы успел посмотреть на смерть семьи...

Вот почему на сегодняшний день большинство белых уверено, что в стране процветает самый настоящий геноцид. По данным международной организации Genocide Watch (www.genocidewatch.org), возглавляемой Доктором Грегори Стэнтоном, уровень геноцида в ЮАР по соответствующей шкале стоит на отметках 6 и 8. Шестой уровень идентифицируется как подготовительная стадия геноцида, а седьмой – стадия истребления. Восьмая стадия не требует комментариев. К слову сказать, г-н Стэнтон когда-то был участником движения, направленного на борьбу с апартеидом.

Большая доля убийств белых приходится на фермеров – людей, благодаря которым страна имеет первоклассную молочную продукцию, мясо, свежие фрукты и другие продукты питания. С 1994 года в ЮАР от рук чернокожих погибли около 4.000 белых фермеров. Эта цифра ещё не включает тех, кто сумел выжить...

Есть и другая позиция, согласно которой о геноциде говорить нет смысла, потому что всё то же самое происходит и в среде чернокожего населения: такой же уровень насилия, те же пытки. Просто чернокожих в стране 44 миллиона против менее 4 миллионов белых. И подобный образ жизни у первых – закономерность. Тем более, кто будет считать убитых чёрных, да ещё и вести статистику? Это не нужно, в первую очередь, самим чернокожим африканцам. Жизнь человека не является для них ценностью, смерть для них – в порядке вещей, даже если она является насильственной...

Инструкция по выживанию

Со стороны может показаться, что жить в подобных условиях просто невыносимо, но потомки отважных буров уже больше двадцати лет соблюдают правила, которые хоть как-то помогают обезопасить их жизнь. Любому иностранцу, впервые приехавшему в ЮАР, эти правила будут озвучены. Но нужно иметь здравый смысл и понимать, что никакие правила не являются гарантией того, что ночью можно спать спокойно. Рекомендации следующие.

Не носить с собой наличные, не выкладывать на виду (в том числе и дома) электронную технику. Что касается охраны жизни и здоровья, то женщинам лучше не носить блестящие украшения, иначе можно остаться без ушей, не сидеть в машине с открытой дверью, на шоссе стараться не опускать стекла автомобильных окон, самое главное — НИКОГДА, НИ ПРИКАКИХ УСЛОВИЯХ не останавливаться на дороге в ответ на сигнал подвезти. Ещё советуют не останавливаться на красный свет в больших городах, если вокруг слишком много болтающихся чернокожих – могут разбить стекла машины, выпихнуть из неё всех пассажиров и угнать авто. Хорошо, если обойдётся без жертв. Был случай, когда из машины попросили выйти беременную женщину, а когда она вышла, выстрелили ей в живот.

Дома белых все сплошь и рядом имеют решётки на окнах. Более того, имеется и кованная железная дверь-сетка, которая ставится снаружи обычной деревянной двери. На мой наивный вопрос: не лучше ли поставить дверь цельнолитую металлическую, ответа не последовало — действительно, нет смысла ставить дорогую дверь, если в дом можно попасть, просто разбив окна, снеся имеющиеся на них решетки. Те, кто может себе позволить, устанавливают в доме сигнализацию. Удовольствие это дорогое, сама установка стоит примерно 20.000 рандов, то есть примерно 80.000 рублей.

На окраинах Йоханнесбурга и Претории дома белых жителей обнесены высокими заборами с электротоком. Состоятельные граждане стараются приобретать жильё в специальных комплексах, которые охраняются. Жить в них действительно безопаснее, но мало, кто может себе позволить такую роскошь.

Апартеид наоборо т

Все белые южноафриканцы знают, что не следует приближаться к тауншипам – поселениям чернокожих, в основном около больших городов. В пример хочу привести один из красивейших городов мира Кейптаун. Город расположен у подножия Столовой горы на берегу Атлантического океана. Красота природы и уютная капско-голландская архитектура соседствуют с грязными серыми тауншипами, где рождаются и вырастают чернокожие преступники. Постройки, которые сложно назвать домами, сооружаются из коробок, ржавых металлических листов, полусгнивших досок и других отходных строительных материалов. Крышей часто служат плёнки, по виду напоминающие разорванные черные мешки для мусора, придавленные камнями, чтобы в случае ветреной погоды их не снесло. Канализации в тауншипах нет, соответственно, повсюду тотальная антисанитария. Так живут тысячи чернокожих.

Белые в Кейптауне и окрестностях живут совсем по — другому. Частные дома с садом и бассейном, или винодельческие и другие фермы – вот излюбленное жилище голландских потомков провинции Западный Кейп. Но это самая «белая» провинция ЮАР, где люди действительно могут себе это позволить, занимаясь виноделием, цветоводством и сельским хозяйством. Заработали. Построили. Наслаждаются… до тех пор, пока чернокожие не трогают. А часто им очень хочется прибрать к рукам то, что нажили честным трудом белые.

Увы, более или менее обеспеченную жизнь могут себе позволить совсем не многие белые. Множество белых южноафриканцев живут на уровне чернокожих, а то и хуже. Невозможность найти работу кончается тем, что люди фактически оказываются на улице и живут в постройках, подобных тауншипам. Существует благотворительный проект, который посредством Facebook привлекает помощь со стороны для белых людей, оказавшихся в бедственном положении. Проект называется Vriende van Nehemia, что в переводе с языка африкаанс означает «Друзья из Негемии». Цель проекта – найти не просто гуманитарную помощь в виде продуктов питания и одежды, но и научить этих людей заново бороться за жизнь, ведь многие из них, потеряв надежду, просто перестают что-либо делать. Непосредственная гуманитарная помощь необходима, но зачастую она превращает людей в безамбициозных существ, которые привыкают к постоянно приходящей помощи и считают, что сами со своей проблемой не справятся.

Волонтёры обучают нуждающихся белых разным ремёслам, которые позволяют им зарабатывать хоть какие-то деньги. Но для более успешного развития самому проекту также не хватает финансирования. Правящая в стране партия АНК (Африканский Национальный Конгресс) отказывается помогать неимущим африканерам, в то время как многие их чернокожие сограждане получают от правительства шикарные автомобили почти бесплатно. Стоит внимательно присмотреться на дорогах ЮАР к водителям новеньких иномарок – 90% из них это чернокожие южноафриканцы...

Надо сказать, африканеры – народ дружный и отзывчивый. Из тех, кого я знаю лично, многие помогали соседям, оказавшимся в какой-то момент без средств к существованию – отдавали одежду, покупали на свои деньги продукты питания. Безвозмездно.

Так почему же африканеры оказались в таком положении? Есть версия, что происходящие в стране события – это ответная реакция на апартеид. Среди чернокожих, в первую очередь, из молодёжной лиги партии Африканский Национальный Конгресс, весьма распространена песня «Kill the Boer» («Убей Бура»). Считается, что первым её начал петь в свое время Нельсон Мандела. На youtube есть видео, на котором можно видеть Манделу и его соратников-коммунистов, хором напевающих эту песню (http://www.youtube.com/watch?v=fcOXqFQw2hc).

Возникает закономерный вопрос: как человек, желающий демократии, может петь песни расистского характера? Ответ один: Мандела хотел ЛИШЬ ЧЁРНОЙ ДЕМОКРАТИИ, а не всеобщей, а значит, был за апартеид при власти чернокожих. Власти утверждают, что буры отняли землю у народа и теперь платят за это жизнью. По словам членов партии АНК земля Южной Африки всегда принадлежала их предкам, и теперь они хотят получить её обратно как законные наследники. А так как сейчас ею владеют белые фермеры, то единственный способ отомстить за такую несправедливость – это убить их.

Но, во-первых, предки современных чернокожих, как уже говорилось ранее, были такими же «чужаками» в ЮАР, как и белые. Во-вторых, зачем им земля, с которой они ничего не делали до прихода белых, и не делают до сих пор, даже если она у них есть? Ответ: не зачем! Просто хочется власти. Абсолютной. Месть за апартеид – просто прикрытие, хотя многие до сих пор верят, что при апартеиде их предкам жилось плохо, хотя это не так. Но реалии апартеида – тема отдельной статьи.

Южноафриканское правительство в лице лидирующей партии АНК и недавно переизбранного президента Джейкоба Зумы отрицают геноцид белых, утверждая, что атаки на фермеров – обычный криминал. Но наводит на размышления тот факт, что власти перестали вести статистику подобным преступлениям. Это говорит о том, что реальное количество убитых и пострадавших белых гораздо выше, чем официально названные цифры.

Основатель организации Genocide Watch Доктор Стэнтон считает, что убийства фермеров отнюдь не случайны хотя бы из-за невероятно жестоких пыток, которые применяют к ним чернокожие. Подобные пытки с целью ограбить дом – исключение из правила. Но в ЮАР такие «исключения» случаются чуть ли не каждый день. А это уже, можно сказать, система. Кстати говоря, ООН определяет геноцид как «преднамеренное, систематическое разрушение полностью или частично этнической, расовой, религиозной или национальной группы».

«Мы пока не знаем, кто планирует эти убийства, но мы просим международного расследования, чтобы узнать, кто за этим стоит», — говорит г-н Стэнтон. Изучая вопрос геноцида в мире уже несколько десятилетий, Грегори Стэнтон пришел к выводу, что происходящее сейчас в ЮАР уже имело место быть и в других странах. То же самое было в Бурунди и Руанде. Подобное совсем недавно произошло в Зимбабве. Кстати говоря, от режима в Зимбабве пострадали не только белые, у которых отняли фермы, но и сами чернокожие. Последним пришлось искать прибежище и работу в соседних странах, в том числе и в ЮАР. Я лично знаю двух выходцев из Зимбабве, которые довольно успешно нашли работу в Южной Африке в городке под названием Мтунзини. Оба работают в местном буш-пабе (Bush Pub) Трудятся, как все и благодарны за то, что хоть как-то могут помогать своим семьям, оставшимся на родине.

Что касается ЮАР, то в Genocide Watch уверены, что все жестокие преступления чётко спланированы, и что за этим стоит какая-то экстремистская группировка. В этом утверждении есть логика. Если поехать в глубинку Южной Африки, в места, которые расположены очень далеко от поселений белых людей, то люди там живут своей жизнью – истинно африканской. У них нет машин, нет телефонов, нет телевидения. При виде белого человека смотрят с одной стороны с тревогой в глазах, с другой с интересом – не часто, оказывается, белые захаживают сюда. Один из близких мне людей рассказывал, как по долгу службы ездил в подобное место для геодезических расчётов – чтоб провести электричество в дома. Когда местные об этом узнали (через переводчика), радости их не было предела. Женщины стали петь хвалебные песни на своем языке, предлагать еду в знак благодарности. Эти люди говорили, что появление белого человека в их краях – добрый знак, сулящий хорошие изменения в жизни.

Прыжок Пантеры

Несмотря на все происходящее, этот случай несколько меняет представление о чернокожих людях в Африке и их отношении к белым. И можно быть уверенным, что таких случаев немало. Тогда получается, что жестокие нападения на белых и ненависть по отношению к ним – удел определённой группы людей. А раз есть исполнители, значит, есть и заказчики.

Многие африканеры считают, что за массовым истреблением белых в ЮАР стоит Партия Чёрная Пантера (Black Panther Party). На сайте ФБР она значится как «экстремистская организация чернокожих людей, основанная в Оклэнде (Калифорния) в 1966 году». Но её деятельность была направлена против империализма и на борьбу за гражданские права чёрных американцев. И никаких насильственных методов борьбы с их стороны не наблюдалось.

Противоречие? Нет, просто существует другая организация с похожим названием — Партия Новая Чёрная Пантера (New Black Panther Party), возникшая в 1989 году в Далласе (Техас). Эти два названия часто путают, принимают за одну организацию, хотя партия Новая Чёрная Пантера не является прямым преемником Пантеры 60-х годов. Это подтверждает сам основатель шестидесятников Доктор Хьюи П. Ньютон. В открытом письме «Партии Новая Чёрная Пантера не существует» он пишет, что Новые Пантеры не имеют права претендовать на подобное название, так как это незаконно. Более того, их цели абсолютно противоположны тем, что были у первоначальной Партии.

Основополагающим принципом Партии Чёрная Пантера было, выражаясь словами Че Гевара, утверждение «настоящий революционер движим огромным чувством любви», и, кроме этого, деятельность её была основана на любви к чёрным, а не на ненависти к белым». А Новые Пантеры – это самозваные лидеры, применяющие насилие по отношению к белым именно из ненависти к ним...

Идея создания Новых Пантер принадлежала Майклу МакГи – олдермену из Милуоки, который в 1987 году угрожал срывать все события, организованные белыми американцами, до тех пор, пока не будет увеличено количество рабочих мест для чернокожих. Именно тогда он заявил о своем намерении создать Новую Чёрную Пантеру. Если дать краткую характеристику её идеологии, то в основном она сводится к национализму чернокожих граждан США, социализму, пан-африканизму, превосходству негроидной расы над остальными и анти-империализму. На эмблеме организации изображена черная пантера на фоне африканского континента. Надпись гласит: «Партия Новая Чёрная Пантера – свобода или смерть». В настоящее время главой Партии является Нашим Нзинга.

The New American сообщает, что Новые Пантеры не раз бывали на африканском континенте. В частности, они гордятся своей «исторической» поездкой в Зимбабве и Южную Африку. В конференции, транслируемой онлайн, члены Партии проговорились о своем замысле полностью истребить южноафриканцев европейского происхождения. Участники конференции утверждали, что они «поднимут чёрную армию», организуют военное обучение, буду тесно сотрудничать с теми, кто уже убивал белых и, наконец, станут требовать ещё больше убийств на расовой почве...

Ещё не вечер?

Сегодня правозащитники пытаются привлечь внимание стран Европы, Америки, а также Австралии и Новой Зеландии к проблеме преступности на расовой почве в ЮАР. Одним из способов помочь белым является принятие их за рубежом и признание за ними статуса беженцев. Но проблема в том, что массовая иммиграция 4 млн южноафриканцев невозможна! Например, в США существует квота для африканцев. К сожалению, несмотря на то, что в африканерах течет европейская кровь, они попадают именно под эту квоту. Более того, аналитики считают, что разрешение на иммиграцию белых может подорвать статус покойного ныне Нельсона Манделы, что развеет миф о нём и АНК как о "борцах за свободу и справедливость».

В 2010 году марш-протест против геноцида белых в ЮАР прошёл в Швеции. Радио The Right Perspective сообщило: участники марша считают, что «больше нельзя сидеть и ничего не делать, ведь то, что происходит сейчас в ЮАР, может случиться в будущем с нами». В 2012 году был организован протест в Лос-Анджелесе и еще в 15-ти штатах США. Листовки с информацией о геноциде в ЮАР раздавались всем случайным прохожим. Организаторы протеста были приятно удивлены отзывчивостью людей и их желанием поддержать африканеров.

В самой Южной Африке африканеры воплотили в жизнь проект под названием Красный Октябрь (www.redoctober.co.za). Проект призван повысить осведомлённость сограждан, а также мировой общественности о высоком уровне расовых преступлений против национальных меньшинств страны. 21 марта 2014 года участники акции выпустили в небо десятки красных воздушных шаров в ознаменование единства меньшинств в борьбе против расовой дискриминации и геноцида...

Проблема массовых убийств белых в ЮАР долго замалчивалась, а представителям белого меньшинства не удавалось привлечь к ней внимание других стран. Хочется верить, что ситуация начала меняться в лучшую сторону, и, что потомков буров, наконец-то, услышит мир. И пусть статус титулованного «борца за свободу» Нельсона Манделы пострадает, зато африканеры – этот уникальный в этническом и культурном плане народ — сохранится, чтобы передать богатые культурные традиции своим будущим поколениям.

Валерия Вестэйзен, специально для «Польского приказа»

Всё мировое сообщество скорбит о смерти бывшего первого черного президента Южно-Африканской Республики и лауреата Нобелевской премии мира Нельсона Манделы. Все поют ему хвалы, произносят красивые и торжественные речи. Траурную церемонию, которая стала одной из самых масштабных международных мероприятий за последнее время, посетили около сотни действующих или бывших лидеров государств. В числе них был и американский президент Барак Обама, британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, французский президент Франсуа Олланд, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, кубинский лидер Рауль Кастро и другие. Британская королева Елизавета II назвала Манделу символом новой Южной Африки.

Россию представляла Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации. Одновременно глава России посетил посольство ЮАР в Москве. От имени народа России и от себя лично Владимир Путин оставил запись в книге соболезнований. «Мужественный, мудрый человек Нельсон Мандела всегда последовательно боролся за свои убеждения, но при этом оставался великим гуманистом и миротворцем. Именно такой подход востребован в мире сегодня: поиск компромиссов - это лучшая основа для согласия и сотрудничества», - отметил президент России. Путин назвал Манделу величайшим гуманистом XX-XXI веков, а его политику - примером для потомков. Южноафриканский лидер, по его мнению, - один самых выдающихся мировых деятелей последних столетий. Владимир Путин поставил его на один уровень с Махатмой Ганди и Александром Солженицыным.

Однако сравнение Манделы с Ганди явно ошибочное. Ганди не был разрушителем. Тогда как первый темнокожий президент фактически разрушил экономически успешное государство. Южно-Африканская Республика раньше была практически единственным успешным государством на Черном континенте. Что происходит в ЮАР теперь, можно понять даже по тому, что нынешнего южноафриканского президента Джейкоба Зуму освистали прямо на панихиде по Манделе. Недовольство вызвано негативным состоянием экономики, высокой безработицей и социальным неравенством. К тому же президент оказался коррупционером, его обвиняют в растрате 20 млн. долларов из государственного бюджета на ремонт своей усадьбы.

В свое время ЮАР была экономическим локомотивом Африки, а Йоханнесбург называли «африканским Нью-Йорком». Республика процветала. У ЮАР была собственная атомная и космическая промышленность. Государство было на пороге создания собственного ядерного . Есть даже мнение, что у ЮАР было несколько ядерных зарядов, но они были уничтожены при демонтаже режима апартеида в начале 1990-х годов. ЮАР также обладала самыми боеспособными вооруженными силами на Чёрном континенте и хорошим военно-промышленным комплексом. Южно-Африканская Республика проводила самостоятельную политику, вышла из Содружества наций, возглавляемого Великобританией (это обусловило непринятие политики апартеида в ЮАР со стороны Соединенного Королевства и других членов Содружества).

Основной проблемой, из-за которой на ЮАР давило мировое сообщество, был режим апартеида - раздельного проживания белого и черного населения. В стране были запрещены смешанные браки, неграм ограничили право на свободу передвижения. Так, в крупных городах разрешали жить только тем неграм, которые жили там до Второй мировой войны, или имели специальное разрешение. Все остальное черное население жило в своих районах и поселках - «бантустанах» или «тауншипах». Образование и медицина были раздельными.

В целом жаловаться на судьбу неграм не стоило. С экономической точки зрения жизнь в бантустанах была намного лучше, чем в соседних африканских странах. К тому же они пользовались определённой внутренней автономией, сохраняли свои верования, обычаи. За время правления белых с 1948 по 1994 год средняя продолжительность жизни негра выросла с 38 лет до 64 (к 2000 году упала до 43 лет, к 2012 году выросла до 49). Преступность была минимальной, если сравнить с другими африканскими странами или современной ЮАР. Количество черных, получивших высшее образование, в те годы превышало общее число черных выпускников на Африканском континенте.

Однако режим апартеида и сегрегации был неприемлем для мирового сообщества, которое в этом вопросе было практически едино. ООН ввела санкции против ЮАР. Режим апартеида не смущал только Израиль, который выстроил аналогичную систему, не давая массам арабов и негров растворить евреев, попутно разрушив относительно культурное и социально-экономическое благополучие еврейского государства. Западный мир, в том числе ТНК, желающие получить свободный доступ к богатствам ЮАР, поддержали борьбу черного населения за свои права. Символом борьбы стал заключенный террорист Нельсон Мандела. В итоге южноафриканские власти прогнулись перед мировым сообществом - сначала освободили Манделу, а затем отдали власть, согласившись на всеобщие выборы, на которых Мандела одержал победу. Чёрные составляли большинство населения, поэтому из расовой солидарности проголосовали за негра. Надо сказать, что, вечно пеняя белых за расизм, мировая общественность закрывает глаза на «черный расизм».

Технологии поддержки «борьбы за права» в последние годы мы видели в самых различных странах. Последний пример - Украина. В итоге, когда побеждают «демократия» и «права человека», население получает право свободно вымирать и выбирать специфику своего рабства, а все реальные богатства страны остаются у компрадорской буржуазии и транснациональных корпораций и банков. Схожую картину мы видим и в ЮАР. Население получило иллюзию свободы и «права человека», а хозяева западного мира через ТНК и ТНБ получили реальную власть над природными ресурсами и финансовыми потоками.

Население от победы «общечеловеческих ценностей» стало жить только хуже. Режим белого апартеида фактически сменился на черный. Белые были объявлены источником всех бед и напастей, началось массовое бегство белых из ЮАР. Тысячи погибли. Те, кто остался, был вынужден выживать, создавая замкнутые автономные общины. Крупные города сразу стали районами, где победила криминальная революция. За короткий период из бантустанов в города перебралось несколько миллионов человек. С учётом их крайне низкого культурного и образовательного уровня, социальной ответственности, господства родоплеменных ценностей и низкой производительности труда (часто вообще отсутствия каких-либо мотивов к работе), города сильно пострадали. Белые жители бросили фирмы, им принадлежавшие, многоэтажки, офисные здания, которые тут же были захвачены и превращены в «ульи». Негры, в силу ряда объективных причин, оказались неспособны соответствовать стандартам развитого индустриального общества.

В современной ЮАР крайне высок уровень уличной преступности, в том числе процент тяжких преступлений. Не зря перед чемпионатом мира по футболу в ЮАР в 2010 году туристов постоянно предупреждали о необходимости большой осторожности. На улице могут убить за фотоаппарат или обувь. На протяжении последних двух десятилетий численность населения ЮАР почти не росла из-за высокой заражённости ВИЧ и бегства белых (составляют 9-10% от населения). Правда, значительный приток мигрантов привел к росту населения. ЮАР занимает первое место в мире по распространению ВИЧ-инфекции (в основном среди негров). По разным оценкам, заражено до 20-30% населения. Южно-Африканская Республика - мировой лидер по количеству изнасилований на душу населения. Примерно каждый четвертый мужчина был участником изнасилования. В частности, здесь бытует дикое поверье: половой акт с девственницей исцеляет от СПИДа. Это привело к массовому изнасилованию детей.

Из-за высокого уровня преступности и ненависти к белым практика раздельного проживания сохранилась. Даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, дома, офисы и офисы - в «обороне», окружены высокими заборами и другими защитными сооружениями. Полиция в «черные города», кварталы, где живут негры, практически не суётся. Все мало-мальски приличные дома выглядят как средневековые замки, ожидающие атаки. Последние приличные белые районы в стране и белые поселения окружены колючей проволокой, патрулируются вооруженной охраной. Белым надо уезжать или попытаться добиться права создать свою автономию (государственное образование). Причем по мере сокращения белых, то есть и квалифицированных кадров, проблемы только углубляются.

Экономика ЮАР потеряла былую привлекательность и темпы развития. Космическая и ядерная программа деградировали. ЮАР из единственного успешного африканского проекта превращается в обычную африканскую страну с ее проблемами. В ЮАР также очень остро встала проблема нелегальной миграции. Во время режима апартеида белые власти жестко контролировали внешние границы, не допуская притока бездельников. После отмены апартеида контроль резко снизился, в ещё благополучную страну хлынул поток переселенцев из Зимбабве, Анголы, Мозамбика и других африканских государств. В результате число нелегальных мигрантов выросло до 5 млн. человек (данные 2008 года). Начались столкновения коренных жителей и мигрантов. В 2008 году полиция настолько утратила контроль над ситуацией, что попросила помощь армии. Президенту пришлось для восстановления порядка привлечь военных.

Таким образом, права и свободы черного населения, которых добивался Мандела, привели не к прогрессу, а деградации ЮАР. Государство повторило опыт других «черных» государств. Везде после разрушения колониального режима, изгнания белых и получения власти неграми происходит регресс. Падение уровня развития экономики, зависимость от ТНК и ТНБ, деградация культуры, нестабильность, переходящая в гражданские конфликты и войны, коррупция, охватывающая все уровни власти от постового на улице до президентов и министров - итоги везде схожи. Африканские народы доказали, что они ещё не достигли такого уровня, чтобы эффективно и разумно управлять своими территориями. Прыжок от первобытнообщинных отношений к высокоразвитому индустриальному обществу не состоялся. По примеру той же Ливии, где население поднимал на новый уровень цивилизации диктатор Каддафи, очевидно, что Африке нужен «надсмотрщик». Желательно стоящий на позициях разума и человечности, но не забывающий и о «кнуте».

Ныне Африка снова подвергается колонизации. Но уже на другом уровне. Западные ТНК и ТНБ предпочитают извлекать из африканских территорий только полезные ресурсы и прибыль, ничего не делая для культурного и производственного развития населения, которое прозябает в нищете и вырезает друг друга в многочисленных конфликтах за землю, воду, нефть, драгоценные камни, веру и т. д. Китай предлагает более человечную модель, взяв пример с СССР. Поднебесная не только получает нужные ему ресурсы, но и развивает социально-экономическую инфраструктуру.

Очевидно, что апартеид и сегрегация - это зло. Они только консервируют ситуацию. Но и одномоментная отмена этого режима стала ещё большим злом для ЮАР. Необходим был длительный процесс, растянутый на многие годы, возможно, и десятилетия, по постепенному развитию черного населения. ЮАР - это своего рода предупреждение современной России. Русские взяли на себя миссию цивилизаторов, присоединив к себе Кавказ и Среднюю Азию. Огромные просторы Сибири и Дальнего Востока можно не брать в расчёт, так как они имели крайне незначительное население. Российская империя и СССР успешно цивилизовали эти регионы, поднимали их культуру, народное хозяйство. Однако развал СССР отбросил Кавказ и Среднюю Азию в прошлое. Они ещё не успели перейти на иной, более высокий уровень цивилизации и вернулись к обычным, привычным для себя нормам бытия. Это привело к появлению миллионов «новых варваров». Одновременно местные «независимые» власти создали образ врага - русских (советских) оккупантов. Русские стали виновниками всех бед - они же «колонизаторы»!

Кроме того, деградация системы советского образования в Российской Федерации (и сознательное её уничтожение) привело к росту числа «новых варваров» в русском народе. Русские не только прекратили экспансию цивилизации, культуры, высоких достижений науки и техники, производства, но и сами подверглись моральной и культурно-образовательной деградации. Русские потеряли возможность к культурной ассимиляции окружающего пространства.

Итоги плачевные. Крупные города и регионы подверглись нашествию «новых варваров», которые не любят русских, но вынуждены пока им подчиняться, так как только в России сохранилась большая часть промышленного потенциала СССР. По примеру ЮАР, уже есть первые бунты коренного населения против пришельцев. Правда, с ними пока справляются силами милиции. Но по мере проникновения в Россию носителей «исламского проекта» и укрепления их позиций, вымирания коренного населения, роста числа мигрантов, в том числе получивших гражданство РФ, ситуация будет ухудшаться.

Причем нельзя решить её так, как предлагают русские радикал-националисты или Жириновский: отделить Северный Кавказ, ввести визовый режим со среднеазиатскими республиками, изгнать всех нелегалов, отгородиться забором, минными полями, начать строить укрепленные линии, воссоздавать казачьи войска на границах и т. д. Глава Министерства регионального развития РФ Игорь Слюняев договорился до того, что необходимо укрепить границы России за счет переселения россиян. По его мнению, необходимо «компактно расселять» граждан РФ вдоль государственных границ и побережью, чтобы удержать большую территорию малым по численности населением.

Отгородиться от «варварства» невозможно. Сценариев два: 1) либо сдаваться, как это сделали белые жители ЮАР, причем вариант «стены», заборов, виз и т. д. - это тоже сдача, но растянутая по времени. Рано или поздно волна архаизации с Юга сомнет все обломки более высокой цивилизации; 2) возобновить цивилизаторскую миссию. Россия должна вернуться на Кавказ и Среднюю Азию как «глава дома». Одновременно восстановить советскую систему воспитания и образования в самой России. Но тут - большая проблема: современная либерально-демократическая, капиталистическая система к этому не способна. Необходимо «перезагружать» всю систему, восстанавливать социалистическую модель.

Путин, вознося хвалу Манделе, как до этого в России хвалили разрушителей - Горбачева, Ельцина, Сахарова и Солженицына, - в очередной раз принес присягу на верность господствующему на планете несправедливому порядку. Это очень опасная ошибка. Пора прекратить поклонение ложным кумирам. В

На протяжении почти пятидесяти лет систематическая расовая дискриминация и сегрегация были обычными реалиями жизни в ЮАР. Ситуация начала меняться в начале 1990-х годов, были внесены изменения в законодательство, однако апартеид уже проник в архитектуру страны. Дороги, реки и поля стали играть роль буферных зон, чтобы отделять людей по расовому признаку.

В 2016 году фотограф Джонни Миллер отправился снимать архитектуру апартеида с высоты птичьего полета. За счет отделения белых от черных правительство имело возможность ограничивать доступ коренного африканского населения к образованию, высоким должностям на работе и городским ресурсам, что привело к катастрофическому разрыву между богатыми и бедными слоями населения. Снимки Миллера впервые показывают этот контраст так ярко. Большую часть фотографий можно увидеть на сайте, который фотограф создал для своего фотопроекта, - Unequal Scenes .

Я публикую интересные трэвел-истории о местах, куда ещё не успел добраться сам. Ежедневно выходит совместная рубрика с BigPicture.ru

1 Кейптаун - город, непохожий на другие. «Он невероятно красив, - говорит Миллер. - И в нем квинтэссенция южноафриканского смешения первого и третьего миров».

2 Чернокожие люди страдали от бесправия в ЮАР на протяжении столетий. С 1948 года режим апартеида защищал расизм законом.

3 При апартеиде возникли ярлыки, чтобы отличать небелых по признаку происхождения. Чернокожие были с Восточного мыса и говорили на языке коса, а смешанные люди, которых называли «цветными», происходили от рабов из Индонезии и Мадагаскара либо были из коренных койсанских племен.

4 В годы апартеида чернокожих людей насильно выгоняли из их домов в сельской местности и загоняли в трущобы. Изменения были разнесены во времени и по местам, чтобы чернокожее население ЮАР не объединилось в националистическую организацию.

5 Апартеид уже не является законом. Но более чем за пятьдесят лет он наложил свой неизгладимый отпечаток, и многие чернокожие жители все еще живут в жестяных хибарах, изолированные в песчаных, засушливых местах далеко за городскими границами.

6 Богатые белые захватили лесистые районы на побережье Атлантического океана и возле Столовой горы, ближе к центру города и его ресурсам.

7 «Что интересно, иногда встречаются очень бедные кварталы, которые по тем или иным причинам существуют посреди богатых районов», - рассказывает Миллер.

8 Миллер хотел запечатлеть эти кварталы. Он использовал сайт, который превращает данные переписи населения в интерактивную карту, сортируя жителей по расе, доходу и родному языку.

9 Карты Google Maps помогли ему определить безопасные зоны, где он мог запускать и сажать беспилотник DJI Inspire One. В ЮАР можно использовать беспилотники на законных основаниях, если это не связано с получением прибыли.

10 Результаты съемки оказались невероятными. «Я знал, что разделение очень сильное, но не осознавал, насколько оно сильно, пока не посмотрел на это сверху», - говорит фотограф.

11 Его фотографии увидели сотни тысяч людей по всему миру, и это вызвало целую палитру откликов, в том числе и нетерпимые комментарии.

12 «Люди боятся неизвестности, тех, кто говорит на другом языке, имеет другой цвет кожи, другую культуру, - считает Миллер. - И этот страх можно понять, если учитывать историю и обстоятельства. Но такое отношение должно меняться».

В феврале вновь начала накаляться внутриполитическая обстановка в ЮАР. В национальном парламенте во время зачитывания ежегодного послания президента страны Джейкоба Зумы оппозиция в зале дебоширила, выкрикивала в адрес выступавшего обвинения, и в конце концов устроила драку с охраной парламента.

Главными оппозиционными силами в ЮАР являются «Демократический альянс» - партия, ориентированная на Запад, и «Борцы за экономическую свободу» - ультралевая партия, в свое время откололась от АНК (Африканский национальный конгресс, правящая партия) по идеологическим причинам.
Оппозиция понимает, что взять власть в результате демократических выборов у нее не получится, поэтому пытается «раскачать» внутриполитическую обстановку. В двадцатых числах февраля по стране прокатилась волна демонстраций против иммигрантов, в ответ иммигранты провели свои митинги. Были случаи насилия с обеих сторон. Хотя насилия было не так уж и сильным, по сравнению с предыдущими случаями, но западные СМИ по этому поводу раздули истерию, мол, Зума не справляется с обязанностями президента.

Причиной неприятия Западом Джейкоба Зумы является внутренняя политика, которую тот проводит. Ее можно назвать социалистической. Например, президент планирует внести изменения в законодательство в области собственности на богатства, лежащие в недрах. Он хочет изменить расовый дисбаланс в горнорудной промышленности (почти все предприятия в отрасли принадлежат белым или иностранным гражданам). Предполагается, что государство будет в большей степени участвовать в управлении предприятиями данной отрасли, нежели сейчас.

Южноафриканское руководство проводит интересную политику и в других сферах жизни. В ЮАР активно реализуется программа строительства бесплатного жилья для населения, у которого нет высоких доходов. Более четырех миллионов семей уже получили ключи от бесплатных квартир. Южноафриканские власти планируют создать к 2019 году шесть миллионов рабочих мест, пока получилось создать всего лишь два миллиона, но и это неплохо. В ЮАР еще не все семьи пользуются таким достижением цивилизации, как электричество, но за последние годы его удалось подключить к девяти миллионам домов. Почти каждый третий гражданин республики получает социальную помощь от государства.

Джейкоб Зума проводит политику в интересах государства, а не ТНК, засевших во многих отраслях национальной промышленности, в интересах населения страны, а не владельцев горнодобывающих предприятий, это не может нравиться Западу и местным олигархам, отсюда и попытки дестабилизировать ситуацию в стране, а потом поменять ее руководство на более лояльное западным деятелям.

ЮАР: К чему приводит толерантность!

В 91 годах,по приезду я подрабатывала бэйбиситером в израильской семье. Они недавно вернулись из Южной Африки где работали по контракту 10 лет.
Сидя вечерами в ожидании родителей мы рассматривали африканские фотографии,парки,города,поселки местных племен.мне рассказывали как жили семьи израильских общин. А у меня в памяти всплывали картинки из журнала Крокодил. Его титульая страница. Кровавые сионискы и южноафриканцкие кровососы с топором и по локоть в крови.
Почему- то чаще всего совецкие карикотуристы любили рисовать именно их.
Теперь редко пишут о положении в Ю.Африке.А жаль.Жаль эту чудную страну стремительно скатывающуюся в провасть, где ее ждет судьба всего континента.Кто виноват?

«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали
мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим».
Откровение Иоанна Богослова 20-13

Загадка трагичной утопии.

В мире есть уникальное государство, которое всегда существовало не в реальном восприятии людей, в исключительно в их воображении. Это Южно-Африканская Республика. Вот парадокс: остановите на улице любого европейского, азиатского или американского города случайного прохожего и попросите его указать ЮАР на карте. С большой вероятностью он уверенно ткнет пальцем: «Что за детский сад! Да вот же она - на самом юге Африки!».

Задайте другой вопрос: «Что вам известно про эту страну?». Не сомневаюсь, что и на этот раз вы получите уверенный ответ: «В ЮАР был апартеид!». Теперь самое время нанести коварный удар: «А что случилось потом?» «В каком смысле - потом?!», - впадает в неподдельный ступор ваш респондент. «В том смысле, что апартеид в ЮАР закончился 14 лет назад. А что произошло со страной потом?» Готов биться об заклад: в ответ вы услышите тишину, едва нарушаемую недоуменным хлопаньем ресниц опешившего респондента.

И не мудрено: пока в ЮАР «свирепствовал» апартеид, частота упоминания этой страны на первых страницах мировых газет давала фору «вечным» темам - сплетням из Голливуда, сексуальным скандалам из жизни музыкальных звезд и решительным заявлениям президентов США и генсеков СССР. Когда же в 1994 году апартеиду пришел конец, закрылась навеки и сама страна: ЮАР перестала существовать для остального мира. Всё! Нет ее больше! Нигде!

Согласитесь, как-то странно получается: 46 лет чернокожее населении Южной Африки билось плечом к плечу с демократической общественностью всего мира за уничтожение «омерзительного апартеида», занимавшего в сознании этой общественности среднее положение между фашистскими концлагерями и сталинскими репрессиями, а после того, как апартеид пал, у всех разом пропал интерес к этой животрепещущей теме. Неужели не хочется хоть чуточку полюбопытствовать: как там дела-то, в этой новой свободной Южно-Африканской республике? Каковы достижения-свершения? Каковы успехи тех, кто был ничем и в одночасье стал всем? Как поживает Африканский национальный конгресс, под умелым руководством которого народы ЮАР стряхнули с себя позорное ярмо рабства и сегрегации?

Рискну предположить, что демократическая общественность, конечно же, полюбопытствовала. И даже пыталась какое-то время снисходительно наблюдать за происходящим в ЮАР, однако потом... пришла в такой неподдельный ужас от увиденного, что решила поскорее заняться любимым своим делом: глубоко-глубоко зарыть голову в песок и сделать вид, что ничего не происходит. Ничего не происходит в ЮАР! Нет там ничего, и нечего в ту сторону даже смотреть! Ничего интересного!

В самом деле в ЮАР сегодня нет ничего интересного: что может быть интересного в стране, занимающей первое место в мире по преступности? Первое место не по каким-то там мелким кражам колбасы, а по кондовой уголовщине: зверским истязаниям и убийствам, изнасилованиям несовершеннолетних, ограблениям банков и инкассаторов, поджогам домов вместе со всеми их обитателями. Страшно сказать: сегодня в ЮАР ежегодно умерщвляется чернокожих руками самих же чернокожих больше, чем за все годы существования апартеида!

Что может быть интересного в стране, где 31 % беременных женщин (каждая третья!) является носителем вируса ВИЧ, число инфицированных взрослых граждан превысило 20 % (каждый пятый), а общее количество т.н. «сирот СПИДА», то есть детей, чьи родители умерли от страшного заболевания, исчисляется полутора миллионами? Кстати, столь массовое и популярное в современном ЮАР преступление, как изнасилование детей, имеет именно это - медицинское - «обоснование»: меньше шансов заразиться!

Есть и другая причина, по которой передовая общественность предпочитает скромно тупить очи и обходить молчанием ситуацию в современном ЮАР, государственное устройство которой по внешней форме олицетворяет собой «общечеловеческие ценности» в том виде, как они представляются западной демократии: всеобщее право голоса, свобода прессы и выражения, всеобщее равенство перед законом, многопартийная система, полноценный парламент, честные неподкупные выборы (какой смысл кого-то подкупать, если Африканский национальный конгресс и зулусская партия свободы Инката при любом раскладе побеждают с конституционным большинством голосов, потому что в стране 80 % чернокожего населения, которое всегда голосует за «своих»). Причина эта заключена в неизбежном сравнении «достижений» современной демократии ЮАР с «ужасами» апартеида.

И тут окажется, что любое подобное сравнение для трезвомыслящего и объективного человека выходит не в пользу «достижений». До такой степени «не в пользу», что «ужасы» апартеида на фоне «достижений» всеобщего народовластия начинают смотреться детской забавой, а краеугольные аксиомы западной идеологии разваливаются на глазах.

Впервые о несоответствии общепринятой идеологической страшилки об апартеиде реалиям Южно-африканской республики я узнал из неожиданного источника: в начале 80-ых годов мои однокурсники по филологическому факультету МГУ, изучавшие португальский язык, работали по контрактам «Аэрофлота» переводчиками в Мозамбике. Время от времени советские самолеты обрушивались на землю - то ли от шальной повстанческой ракеты «Стрела», то ли просто в опытных руках африканских летчиков-стажеров. Случалось, обломки попадали на сопредельную территорию ЮАР, и тогда назначались расследования, организованные по всем правилам добрососедских отношений: комиссия от пострадавшей стороны приглашалась в ЮАР для осмотра места падения техники, розыска черных ящиков и оценки ущерба. Комиссия работала, а в свободное время знакомилась с бытом Цитадели Апартеида, отгороженной от мира экономическими санкциями и эмбарго.

Из таких вот командировок-расследований мои коллеги-переводчики и черпали удивительную информацию, которой затем делились с однокурсниками, похоже, так и не приходя в идеологически уравновешенное сознание после увиденного. Вместо ожидаемого концлагеря, пыточных застенков и разъяренных уличных толп расистов, линчующих на каждом перекрестке негров, им открывалась картина ухоженной, упорядоченной, цивилизованной и богатейшей страны, всем своим видом напоминающей старую добрую Европу: театры, соборы, площади, усеянные голубями, консерватории, университеты, супермаркеты, уличные кафе, парки, озера, дорогие немецкие и итальянские машины, исторические памятники...

Весь этот рай, конечно, был построен только для белых. Негритянское население страны обитало совершенно в иных местах - бантустанах (хоумлендах или национальных отечествах), совпадающих, как правило, с центрами исторического проживания автохтонных народностей. Десять бантустанов, созданных в ЮАР, представляли собой миниатюрные государства в государстве: с собственными выборными органами управления, правительством, школами, университетами, больницами, городской инфраструктурой. Жители бантустанов считались гражданами именно своих национальных отечеств, а не ЮАР, даже паспорта у них были соответствующие.

Конечно, ни о каком сравнении уровня жизни обитателей бантустанов с уровнем жизни белой Южной Африки не могло быть и речи: и больницы убогие, и университеты бедные, и школы примитивные. Что, однако, удивительно: о сравнении бантустанов с остальными странами Африки тоже никакой речи быть не могло: всем нигерийцам, суданцам, конгольезцам, габонцам и кенийцам, до жизни своих угнетенных апартеидом южно-африканских собратьев было просто как до луны. И дело даже не в уровне доходов, заработной плате, полноценной (хоть и не соответствующей европейским стандартам) медицинской помощи, а в святая святых национальной самореализации - системе образования: в школах бантустанов английский и африкаанс изучались как иностранные языки, тогда как основное преподавание велось на языке соответствующей автохтонной народности.

Расистское правительство ЮАР было жизненно заинтересовано в воспитании у черного населения страны чувства национальной самости и неповторимости, поэтому не жалело субсидий на развитие автохтонной культуры и образования. Разумеется, буры преследовали свои неблаговидные и корыстные цели, стремясь утвердить в чернокожих африканцах идею совместно-раздельного существования, которая лежит в основе идеологии апартеида. На практике, однако, подобный подход обернулся формированием негритянской национальной элиты, которая в отличие от остальных колониальных стран Африки была начисто лишена компрадорской ментальности. Еще бы: ведь университетское образование зулусы, ндебеле, свази, тсонга и тсвана получали не на языке колонизаторов (английском, немецком, французском или португальском), а на собственном автохтонном наречии!

В парадоксальных фактах, связанных с жизнью Южно-африканской республики в период апартеида, меня, однако, заинтересовал не столько вопиющий диссонанс между общераспространенной мифологией и реальностью, а исторический фундамент самой идеологии совместно-раздельного существования. Интуиция подсказывала, что тот же самый фундамент, который создал апартеид в 1948 году, после падения последнего в 1994 году превратил страну в криминально-эпидемиологический заповедник, единственной перспективой которого может стать только полная эмиграция всего бурского населения и окончательное перерождения ЮАР в государство, идентичное остальным странам африканского континента.

Об этом историческом фундаменте мне и хочется рассказать читателям.

Кости Пита Ретифа

Первыми европейцами, ступившими на землю Южной Африки были торговые португальцы (1487 г.) из экспедиции Бартоломеу Диаша. Португальцев интересовала, конечно же, Индия, а Cabo das Tormentesii не привлек даже выгодным расположением на предмет перевалочной станции: слишком уж недружелюбными оказались аборигены.

Спустя почти 200 лет голландская экспедиция Яна ван Рибека из легендарной VOCiii основала первую колонию на мысе Доброй Надежды (1652 г.) - Cape Town. Голландцы, подобно португальцам, очень быстро удостоверились, что местные племена напрочь лишены коммерческой жилки и торгово-обменным операциям предпочитают более прагматичные отношения - содрать, например, с неосторожного бледнолицего кожу, на худой конец - расчленить как-нибудь позаковыристее на радость своим воинственным божкам.

Поскольку на португальское поселение были возложены обязанности по обеспечению транзитных судов Восточно-индийской компании запасами провианта, а местные жители этот провиант поставлять отказывались, пришлось, с одной стороны, завозить рабов и наемных работников из Индонезии, Мадагаскара и Индии, с другой - освобождать сотрудников компании от прямых контрактных обязательств и отпускать на вольное поселение и фермерские работы.

В последствие из азиатских рабов и наемных работников, перемешавшихся с европейцами, родилась южноафриканская раса цветных (Cape Malays или Cape Coloured), а сотрудники VOC, подавшиеся в хлебопашество и животноводство, составили костяк удивительной новой нации буров (boers), которую закалила и довела до совершенства волна переселенцев из Германии и французские изгнанники-гугеноты.

Голландцы монопольно осваивали просторы Южной Африки почти 150 лет, пока на горизонте не появились конкуренты в виде Британского флота на службе британской же Ост-индской компании. В 1795 году под предлогом противостояния угрозе Наполеона Бонапарта, английские регулярные войска высадились на южноафриканском побережье и аннексировали слабо защищенные поселения VOC. В марте 1802 года после подписания Амьенского соглашения Британия на короткое время вернула захваченное, однако уже через три года отобрала голландские владения обратно под предлогом банкротства VOC (типа, за долги).

В 1815 году Венский конгресс юридически закрепил некогда голландскую колонию за Британией. К этому времени на территории Южной Африки сложилась любопытная амальгама национально-рассовых отношений. Автохтонное население люто ненавидело всех бледнолицых пришельцев без разбора и пребывало с ними в состоянии перманентных военных действий. Англичане высоко над головой несли факел государственности, запаленный имперскими амбициями и коммерческими интересами Ост-индской компании. Буры фанатично отстаивали морально-религиозные принципы кальвинизма - глубокий индивидуализм, пасторальные образ жизни, аскетизм, самодостаточность, замкнутость и - главное! - представление о своей новой родине как о божьем заповеднике, в котором им, бурам, Господь Иисус Христос доверил заботу о братьях младших по вере и разуму - дикарях-аборигенах.

Первая половина XIX века была отмечена в истории Южной Африки двумя грандиозными тектоническими потрясениями. Первое связано с пробуждением в зулусской нации имперских амбиций: король Шака Зулу сначала объединил разрозненные племена под своим началом, а затем приступил к Дифакане (на языке племен сото - «насильственное выселение») - методичному вырезанию неродственных соседей и захвату их территорий.

Второе потрясение: идейный разрыв буров с англичанами и Великий Исход (Great Trek) - отказ буров от городской жизни в прибрежных поселениях, общественно-экономическая жизнь которых всецело подчинялась коммерческим интересам британской Империи, и поход вглубь страны в поисках свободы и независимости.

Краеугольным камнем для понимания всей дальнейшей истории Южной Африки стала трагедия Пита Ретифа, одного из предводителей буров-первопроходцев (прозванных voortrekkers, пионерами), чей отряд столкнулся на бескрайних равнинах Наталя с зулусским «бригадиром» Дингане. Дингане пригласил Ретифа с товарищами в свою резиденцию в уМгунгундлову, якобы для подписания мирного договора, а затем отдал своим воинам команду: «Булалани абатакати!» («Убейте колдунов!»). Пит Ретиф, его сын, соратники и слуги, общим числом 530 человек, были растерзаны, а останки Ретифа-старшего брошены на холме на съедение диким зверям.

Буры ждали возмездия полгода, зато каким блистательным оно было! 16 декабря 1838 года на берегу реки Нкоме 470 буров-первопроходцев под предводительством Андриэса Преториуса сокрушили армию зулусов численностью по разным оценкам от 10 до 20 тысяч воинов. Результат сражения не имеет аналогов в мировой истории: трое раненых буров и три тысячи убитых зулусов!

Четырьмя днями позже кости Пита Ретифа были собраны и захоронены по христианскому обычаю. Любопытно, что 16 декабря, свято поминаемое в годы апартеида как День Завета (Day of the Covenant), празднуется и после 1994 года - правда, под другим названием: как День Примирения (непонятно только - кого с кем)!

Как бы там ни было после битвы на Кровавой Реке буры окончательно и бесповоротно избавились от последних иллюзий по поводу возможности мирного сосуществования с автохтонными племенами, населяющими Южную Африку, и уединились как от негров, так и от англичан в двух уникальных государственных образованиях в глубине страны - Южно-африканской республике (Zuid-Afrikaansche Republiek) и Свободном Оранжевом Государстве (Oranje-Vrystaat).

Думаю, история сложилась бы совершенно иначе, если бы в 1870 году в Кимберли не обнаружилось громадное месторождение алмазов, мимо которых британские сожители буров по Южной Африке, конечно же, не могли пройти мимо ни при каких обстоятельствах. Две англо-бурских войны (1880-1881 и 1899 - 1902 г.г.) обогатили не только очередным блеском бурского военного гения (27 февраля 1881 года, сражение на холме Маджуба: потери буров - 1 убитый, 5 раненых; потери англичан - 92 убитых, 134 раненых, 59 пленных), но и самыми, как впоследствии оказалось, перспективными изобретениями для ХХ века - концентрационными лагерями и тактикой выжженной земли.

Тактика выжженной земли, разработанная британской армией в борьбе за уничтожение бурских республик, состояла в поджоге урожаев и фермерских домов, поголовном забое скота, отравлении рек и колодцев и зачаточно-робких экспериментов в сфере применения биологического оружия. Честь создания первых в истории человечества концентрационных лагерей также принадлежит Туманному Альбиону: за три года второй англо-бурской войны в инновационных учреждениях уморили голодом и болезнями 26 тысяч 370 буров, из которых 24 тысячи составляли дети.

В 1902 году страдания буров завершились подписанием Закона об Объединении, согласно которому бурские республики ликвидировались, а вся территория Южной Африки превращалась в доминион великой Британской империи.

В этом статусе ЮАР просуществовала до марта 1961 года, когда в результате референдума страна получила статус республики и вышла из состава Британского содружества наций. Де-факто проанглийская ориентация в Южной Африке закончилась гораздо раньше: в 1948 году премьер-министр-англофил Ян Смутс, близкий друг Черчилля, потерпел поражение на выборах, и к власти пришла бурская Национальная партия, которая незамедлительно приступила к созданию неслыханного в истории социально-политического эксперимента - апартеида.

Умереть вместе или жить раздельно?

Самая большая ошибка при анализе апартеида - предположение о том, что буры изобрели угнетение негров в Южной Африке. На протяжении ста пятидесяти лет и задолго до апартеида англичане выстраивали на этой многострадальной земле классическое колониальное государство, правда, не размениваясь на мелочи расовых и религиозных предрассудков. В том смысле, что негров англичане никуда не выселяли и не отделяли, а просто высасывали из них последние соки по-хозяйски и со знанием дела. Точно также, как высасывали они соки в Индии, Бирме, Малайзии и прочих колониях великой Империи.

Негры Южной Африки в период британской метрополии сидели тише воды и ниже травы, потому что у всех перед глазами стоял выразительный пример Соединенных Штатов Америки, где англосаксы, столкнувшись с непримиримым автохтонным населением, продемонстрировали радикальных подход: взяли да и вырезали подчистую всех аборигенов! О том, что англичане для достижения своих целей всегда готовы идти до конца, свидетельствовал и геноцид буров в концлагерях на заре ХХ века.

Когда буры вырвали контроль над государством из цепких рук Британской империи на выборах 1948-го года, им оставалось либо продолжать политику колониального подавления, что в свете агрессивного своеобразия местных племен рано или поздно должно было привести к кровопролитной войне, либо - паковать чемоданы и отправляться восвояси. Одна незадача: буры в отличие от англичан не ощущали европейскую прародину своим отечеством! Они жили в Южной Африке 300 лет и ничего другого не знали. Даже свой язык - африкаанс - буры полагали не плебейским диалектом голландского, а самостийной мовой.

История 300-летнего совместного проживания с аборигенами, достигшая апофеоза в умерщвлении Пита Ретифа, безоговорочно продемонстрировала, что шансов для мирного сосуществования нет никаких (криминальное побоище, развернувшееся в стране после отмены апартеида - лишнее тому доказательство). Пропасть цивилизаций, культурных традиций, обычаев и ни в чем не пересекающихся представлений о морали, дополненная с одной стороны - кровожадной жестокостью южноафриканских племен, с другой - непоколебимым убеждением буров, что их миссия по управлению «дикарями» освящена Господом Иисусом Христом - все эти обстоятельства и привели их к идее раздельно-совместного существования, на языке африкаанс - apartheid.

Юридическую основу апартеида заложил закон о Регионах группового проживания (Group Areas Act № 41 1950 года), который выделял на территории ЮАР 10 бантустанов (национальных отечеств), совпадавших с историческими центрами проживания автохтонных народов. Как мы уже отметили, негры утрачивали гражданство ЮАР и становились гражданами своих хоумлендов, у которых была собственная конституция, система выборов, племенное, региональное, территориальное самоуправление и т.п. Для пребывания на территории государства за пределами бантустанов требовался специальный пропуск, а также разрешение на работу. С годами основные инфраструктуры, на которых работали чернокожие жители ЮАР, стали выводиться из «белых» городов и дислоцироваться непосредственно на границах с бантустанами - для снижения уровня совместных контактов.

Апартеид «высокого» порядка дополнялся апартеидом на бытовом уровне, который, собственно, и вызывал возмущение передовой общественности во всем мире: сегрегация в ЮАР проводилась на всех срезах жизни общества - раздельные автобусы, раздельные бассейны, раздельные кинотеатры, раздельные рестораны, раздельные пляжи, даже скамейки в парке - и те раздельные! Все это подчеркивало демонстративное нежелание буров вступать с автохтонным населением страны в малейшие контакты!

Ряд законодательных актов (о «Незаконных организациях» № 34 от 1960 г., о «Терроризме» № 83 от 1967 г. и др.) налагал запрет на любые формы противодействия апартеиду и был направлен в первую очередь на усмирение Африканского Национального Конгресса. Однако именно в этом направлении усилия буров потерпели сокрушительное фиаско: вопреки тюремному заключению Нельсона Манделы, руководителя АНК, его организация набиралась сил и к середине 80-ых годов вышла на промышленный уровень терроризма: взрывы бомб в общественных местах и транспорте, захват заложников, массовый саботаж на предприятиях - арсенал, достойный лучших образцов Аль-Каеды и Хезбуллы.

Забавно, что даже ярый противник бурского апартеида премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер квалифицировала в 1987 году АНК как террористическую организацию. Английские юноши и девушки на ежегодной конференции Консервативной партии Великобритании дружно разгуливали в майках «Повесьте Нельсона Манделу», а помощник Тетчер Бернард Инграм вошел в историю фразой: «Каждый, кто полагает, что Африканский национальный конгресс когда-нибудь сформирует собственное правительство в ЮАР, живет в нереальном мире заоблачных мечтаний (living in cloud cuckoo land)».

История рассудила иначе: под колоссальным давлением перманентного терроризма внутри страны, тотального экономического эмбарго и политической обструкции за ее пределами, буры утратили всякую волю к сопротивлению и дружно проголосовали за отмену апартеида (68 % голосов на референдуме 17 марта 1992 г.). Нельсон Мандела вышел из тюрьмы и 9 мая 1994 года стал президентом Южно-Африканской республики, а АНК сформировала конституционное большинство в парламенте (совместно с зулусской партией Свободы Инкато).

Cloud Cuckoo Land

Что произошло дальше, читатель уже знает. Добавлю лишь немного статистики: в 2005 году 18793 убийства (в среднем 51 убийство в день), 24516 покушений на убийство, 249369 бандитских нападений с нанесением тяжких увечий, 55114 зарегистрированных изнасилований. И это в стране с населением в 47 миллионов жителей. Для сравнения: в Соединенных Штатах (288,2 миллиона жителей) было зарегистрировано в том же году 16 110 убийств. 99 % всех преступлений совершается чернокожими против чернокожих и против белых.

Наконец, последние цифры: самые страшные примеры преступлений апартеида против человеческой жизни были зарегистрированы 21 марта 1960 года (так называемая «Бойня в Шарпервилле» - 180 раненых и 69 убитых при разгоне несанкционированной демонстрации) и 16 июня 1976 года («Студенческое восстание в Сауэто» - 566 убитых).

Что ж, преступления апартеида не остались без наказания и сегодня каждый житель ЮАР имеет право голоса. Упс! Небольшая поправка: право голоса есть только у тех, кто остается в живых!

i Квайто (Kwaito) - самая популярная музыка в Южной Африке: вариант хип-хопа с речитативом, хором, замедленными ритмами, пафосом расовой борьбы и обильными вкраплениями негритянского фольклора и джаза. «Когдамыши», англ. «Whenwes» (от фразы «When we were in Rhodesia» - «Когда мы были в Родезии») - насмешливое прозвище, изначально данное бурами ностальгирующим бледнолицым жителям Родезии, спасшимся бегством в ЮАР от истребления в 1980-ом году. По иронии судьбы сегодня буры разделили печальную судьбу родезийских «когдамышей». ТЕКСТ

Понравилось? Лайкни нас на Facebook