Как строят подводные газопроводы. «Газпром» анонсировал новый газопровод по дну Черного моря Газопровод по черному морю

Без пропагандистской помпы, телекамер и присутствия высоких персон «Газпром» наконец-то приступил к прокладке многострадального газопровода по дну Черного моря. И в самом деле, чего поднимать рекламную шумиху, когда хвастать то особо нечем.

Первоначальный «Южный поток» переименовали в «Турецкий поток», полагая, что сменив название и направление, можно будет обойти препоны, выдвинутые бюрократами Евросоюза. Однако несговорчивость турок по цене на российский энергоноситель, а потом конфликт из-за сбитого Су-24 отодвинули начало строительства на два года.

Мало того, пришлось внести существенные коррективы в проектную мощность. Вместо четырех ниток газопровода общим объемом в 63 млрд. кубов осталось две — примерно 33 млрд. кубометров. Одна из них предназначена собственно для Турции, другая — для потребителей в Южной и Юго-Восточной Европе. Если с турецкой ниткой все ясно (ее то и начали прокладывать), то судьба европейской пока находится в полном тумане.

Предполагалось, что поскольку владельцем второй транзитной трубы от черноморского побережье до границы Греции будет турецкая сторона, то это снимет все претензии ЕС к «Газпрому» в рамках З-го Энергопакета, не допускающего совмещать в одном лице роли продавца и поставщика энергоресурсов. Получался почти беспроигрышный вариант, который, гляди, со временем мог бы позволить проложить еще две нитки газопровода и довести поставки газа в Европу до желаемого объема.

Только эти планы не учли амбиции турецкого президента Эрдогана. Он, выстраивая систему личной авторитарной власти, пошел на открытый конфликт с Западом. Из-за референдума по конституции глава Турции поругался с рядом ведущих стран ЕС.

В предвыборной риторике Эрдоган не только обвинил Голландию в фашизме, Германию в сохранение нацистских порядков, но, упрекая Брюссель в сознательном затягивании принятия Турции в ЕС, грозился разорвать соглашение по ближневосточным мигрантам и больше не сдерживать нелегальный поток беженцев. Такое вряд ли скоро забудется.

Острую критику у европейцев вызвали и массовые репрессии турецких властей по отношению к инакомыслящим. Десятки тысяч учителей, судей, адвокатов не просто лишились работы - многие из них оказались за решеткой как возможные сторонники проповедника Гюлена, который объявлен главным идеологом и организаторам провалившегося путча военных в июле 2016 года.

Также западная общественность серьезно обеспокоилась ограничениями демократических прав в Турции и, прежде всего, наступлением на свободу слова. Страна вышла на первое место в мире по количеству арестованных журналистов. Закрыты десятки оппозиционных теле- и радиостанций, газет и журналов.

До самого низкого уровня опустились немецко-турецкие отношения. Не прекращается дипломатическая перепалка между Веной и Анкарой. Турки, в частности, отказались от совместного участия с австрийскими военными в учениях НАТО.

Не в лучшем виде оказались греко-турецкие отношения. Афины не стали выдавать турецких солдат, сбежавших на их территорию после неудавшегося переворота. Анкары ответила гневными нотами протеста.

Все эти факторы, по мнению международных экспертов, могут оказать политическое влияние на принятие Брюсселем решения о судьбе российского газа, когда он окажется на греческой границы. При этом главной будет не проблема растущей энергозависимости Европы от России, а целесообразность транзитной трубы через Турцию, что можно расценить как поддержку европейцами режима Эрдогана.

В Москве, похоже, тоже осознали реальность такой перспективы. Недаром в последнее время активизировался зондаж о возвращении к болгарскому варианту газопровода. Хотя в январе 2015 года время глава «Газпрома» в категоричной форме заявил, что тема «Южного потока» закрыта окончательно. Теперь пришлось взять свои слова обратно.

На петербургском международном экономическом форуме болгарский министр энергетики Теменужка Петкова и Алексей Миллер подписали «дорожную карту», подразумевающую участие российского концерна в развитии газотранспортной системы Болгарии.

София вот уже два года вынашивает идею строительства на территории страны межрегионального газового коннектора «Балкан», чтобы связать воедино все трубопроводы Балканского полуострова. Основная проблема проекта заключалось в том, что где взять газ и найти инвесторов. Самой Болгарии в одиночку было не потянуть строительство стоимостью в 2 миллиарда евро.

Еврокомиссия отнеслась благосклонно к предложению Болгарии, однако кроме словесного одобрения денег не обещала. Премьер Бойко Борисов, общаясь с президентом Владимиром Путиным по телефону, пытался заинтересовать Россию идеей газового хаба. Не удалось. Слишком радужной была вера Кремля в будущее «Турецкого потока».

Тем не менее, болгары не теряли надежды. Как выяснилось, не напрасно. Еще, правда, предстоит убедить Брюссель дать твердые письменные гарантии (в московской редакции «железобетонные») того, что он не возражает против усеченного варианта «Южного потока».

Болгарская сторона полагает, что ей удастся решить этот вопрос. По крайней мере, Борисов уже начал готовить почву. Он, находясь с официальным визитом в Берлине, постарался привлечь в союзники канцлера Меркель, подробно рассказав ей о планах строительства хаба «Балкан» и о его значение для всего региона Юго-Восточной Европы.

«Возрождение проекта ITGI Poseidon усиливает энергетическую безопасность Европы благодаря появлению дополнительного канала поставок и повышает роль Греции как крупного коридора для поставок газа из различных источников и маршрутов», — сказал Теодорос Китсакос.

Проект на €1 млрд

ITGI (Interconnector Turkey — Greece — Italy) — газопровод, планируемый в рамках проекта Южный газовый коридор из Турции через Грецию в Италию. Poseidon — проект строительства морской части газопровода ITGI, который пройдет по дну Ионического моря и соединит газотранспортные системы Греции и Италии, уточняется в пресс-релизе «Газпрома». Участниками IGI Poseidon S.A. на паритетных началах являются Edison и DEPA.

Соглашение о строительстве газопровода Poseidon было заключено еще в 2002 году, его подписали греческая DEPA и итальянская Edison. Он был рассчитан на строительство нитки от греческого Ставролиминаса до итальянского Отранто. Стоимость этого проекта оценивалась в 2008 году в €1 млрд, строительство морского участка — €350 млн. Участок Турция — Греция при этом был завершен в 2007 году, на тот момент будущее греческо-итальянской нитки оставалось неизвестным.

Ранее поставлять газ на юг Европы Россия планировала через газопровод «Южный поток» мощностью 63 млрд куб. м, который должен был пройти через территорию Болгарии. Однако в декабре 2014 год Москва от его строительства. Это произошло после того, как правительство Болгарии под руководством Пламена ​Орешарски постановило прекратить работу над проектом в июне 2014 года ​. Такое решение София объяснила несоответствием проекта требованиям ЕС.

Позже «Газпром» объявил, что газопровод аналогичной мощности построят по дну Черного моря к концу 2016 года, но он будет вести не в Болгарию, а в Турцию — до хаба на турецко-греческой границе, он получил название «Турецкий поток». Однако после того как 24 ноября 2015 года турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик Су-24, в начале декабря Россия .

В начале января 2016 года в прессе появились слухи о возможном возобновлении «Южного потока». О таких планах, как писала болгарская газета Standart, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов якобы рассказал своему окружению. Однако официально в правительстве республики эту информацию не подтвердили. Информацию о возобновлении переговоров по «Южному потоку» , а в российском Минэнерго заявили, что работы над проектом по-прежнему прекращены.

Как обойти Турцию

Комментируя проект нового газопровода по дну Черного моря, директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин предположил, что под третьими странами, которые упоминаются в меморандуме, может подразумеваться Болгария: иначе в Грецию не попадешь с учетом ухудшившихся отношений России с Турцией. А под «использованием результатов работ» в рамках ITGI Poseidon может иметься в виду изучение трассы, вдоль которой мог бы пойти новый газопровод, допустил эксперт.

Корчемкин сомневается, что этот проект будет реализован. Сейчас у «Газпрома» нет на него денег, а западные подрядчики побоятся заключать с «Газпромом» соглашение под угрозой введения против него санкций. Заключение этого меморандума позволит Edison и DEPA получить скидки на российский газ, а российские подрядчики смогут продолжить строительство южного коридора — газопроводы-подводы на российской территории до берега Черного моря, которые сейчас заморожены из-за приостановки «Южного потока» и неопределенности с «Турецким потоком», полагает эксперт.

Меморандум «Газпрома» с Edison и DEPA похож на попытку реанимации одной из веток «Южного потока» — она также должна была пройти через Болгарию в Грецию и Италию (параллельно Poseidon), замечает аналитик UBS Максим Мошков. Но одобрения ЕС по-прежнему нет, без него невозможна реализация этого проекта, указывает он.

«Этот проект предварительный, нет ни технико-экономического обоснования (ТЭО), ни цены, сказал РБК источник в «Газпроме». «Дай бог, к концу года они появятся», — добавил он. По его словам, этот меморандум призван подстегнуть переговоры по «Северному потоку-2» (должен пройти по берегу Балтийского моря), которые российская компания ведет с Еврокомиссией, обеспокоенной, что без российского газа могут оказаться южные страны Европы [в случае прекращения транзита через Украину]. «Мы не знаем, как пройти Черное море, это возможно только через экономические воды Турции, с ней сейчас отношения сложные, — продолжает собеседник РБК. — В качестве альтернативы ведутся переговоры с Болгарией и Румынией».

В турецкой Botas, итальянской Edison и греческой DEPA не смогли предоставить РБК оперативные комментарии.

Сколько «Газпром» уже потратил на черноморские проекты

По оценкам Корчемкина, общие расходы на строительство «Южного потока» на территории России (южный коридор) составили €13 млрд, а с учетом подготовительных работ в Европе — €17-20 млрд. После отказа от строительства «Южного потока» «Газпром» заплатил еще 56 млрд руб. (около $1 млрд на момент объявления) европейским партнерам — Eni, Wintershall и EdF за принадлежащие им 50% South Stream Transport (компания-оператор подводной части газопровода), сообщала российская компания в марте 2015 года. К тому же в декабре 2015 года итальянский подрядчик Saipem, выбранный для прокладки подводной части «Южного потока», подал иск к «Газпрому» на €759 млн в качестве оплаты уже сделанных работ.

«Голубой поток» - газопровод, который служит для обеспечения поставок газа из России в Турцию. Проходит он по дну Черного моря, тем самым минует другие государства. Сооружение газопровода поспособствовало развитию углеводородного рынка и инфраструктуры Турции.

Историческая справка

В конце 1997 г. главы государств России и Турции подписали соглашение о поставках газа. Согласно документу, предприятие «Газпром» заключило контракт с турецкой организацией «Ботас» на осуществление прямых поставок природного газа в Турцию в объеме 365 миллиардов м 3 в год посредством трубопровода. Обеспечение этого объема должно быть налажено за 25 лет.

В 1999 г. итальянская компания «ЭНИ» и «Газпром» подписали меморандум о совместном взаимодействии и реализации проекта по строительству газопровода. Проект «Голубой поток» начал осуществляться в конце 1999 г., когда эти предприятия провели регистрацию Blue Stream Pipeline Company B.V, которое в данный момент является собственником морской части газопровода. «Газпром» - владелец сухопутной части.

«Голубой поток» (газопровод) был построен уже в июне 2002-го, практически за 9 месяцев.

Запуск газопровода состоялся в 2003-м. Стоимость строительства оценивается в 3,2 миллиарда долларов. В течение года в Турцию было поставлено 2 миллиарда кубометров российского газа.

Газопровод «Голубой поток» на карте

Если рассматривать расположение трубопровода на географической карте, можно разделить его на три части:

  • сухопутная российская;
  • морская;
  • сухопутная турецкая.

Карта «Голубого потока» представлена ниже.

Российская часть газопровода проходит по Ставропольскому краю от г. Изобильного. Далее она следует по территории Краснодарского края от с. Архипо-Осиповки до Черноморского побережья. Длина трубопровода этой части составляет 373 км.

Морская часть проходит в юго-западном направлении, в сторону г. Самсуна, по дну Черного моря. Длина морской части маршрута - 396 км.

Сухопутная турецкая часть газопровода - самый длинный участок (444 км). Она проходит от г. Самсуна в юго-западном направлении к Анкаре.

Технические характеристики

«Голубой поток» - газопровод, длина которого составляет почти 1200 км. Российский сухопутный участок проходит в горах. Морская часть газопровода залегает на глубине почти 2100 км.

Дно Черного моря имеет повышенное содержание сероводорода, поэтому для строительства такая среда считается агрессивной. Это очень затрудняло работу. Для повышения надежности конструкции применялась коррозийно-стойкая сталь и полимерное покрытие при изготовлении труб. Также использовались интеллектуальные вставки.

Для строительства российского участка в горах сооружались специальные тоннели, проходящие под хребтами Безымянный и Кобыла. Такая технология применялась впервые в России. Длина тоннелей - 3,26 км.

Особая роль при строительстве уделялась природоохранным мероприятиям. Так, например, вдоль трассы трубопровода была проведена а также был сохранен реликтовый лес во время строительства тоннелей под хребтами.

Эксплуатация

Поставки газа начались в феврале 2003-го. По контракту «Газпром» должен был поставлять турецкой стороне в 2003 году 2 млрд м 3 природного газа, в 2004-м - уже 4 млрд м 3 . К 2010 году, таким образом, объем поставок должен был быть увеличен до максимальной пропускной способности трубопровода - 16 млрд м 3 .

В действительности объемы поставок были несколько ниже запланированных:

  • 2004 г. - 3,2 млрд м 3 ;
  • 2005 г. - 5 млрд м 3 ;
  • 2006 г. - 7,5 млрд м 3 ;
  • 2007 г. - 9,5 млрд м 3 .

Текущее состояние

По проекту максимальная мощность трубопровода - 16 миллиардов кубометров в год. Покупатель газа, Турция, зачастую запрашивает объемы газа, соответствующие проектной мощности трубопровода. Дело в том, что Иран не всегда выполняет свои обязательства по поставкам в Турцию газа. В этой ситуации идет навстречу деловому партнеру и компенсирует возникшую недостачу российский «Газпром». «Голубой поток» покрывает пиковые периоды спроса на газ в Турции, которые связаны с сезонными похолоданиями.

Перспективы

В данный момент трубопровод имеет 2 ветви. Однако вот уже почти 10 лет как актуальным остается вопрос о строительстве третьей. Проект получил название «Голубой поток-2». Изначально предполагалось, что новая ветка будет построена в период с 2010 по 2015 год. Тем не менее к реализации проекта еще не приступили, он до сих пор находится на рассмотрении.

Планируется, что российский природный газ будет поставляться через Турцию в Израиль и другие ближневосточные страны. Этот проект очень важен для России с экономической точки зрения, поскольку поставки топлива помогут занять ключевые позиции на новом рынке. Турция тоже заинтересована в строительстве нового газопровода, поскольку она будет получать доход от транзита сырья.

Осуществлению такой инициативы мешает политическая ситуация в регионе, поскольку у Израиля пока отсутствует возможность договориться о транзите газа через территорию Сирии и Ливана. Мир охвачен экономическим кризисом, поэтому цены на энергосырье стремительно падают. Затрудняет ситуацию и сегодняшняя политическая ситуация на Ближнем Востоке.

«Голубой поток» - газопровод, являющийся уникальным Его строительство стало новой вехой в истории технологического прогресса. Основная его часть располагается на черноморском дне, на глубине почти 2 км. Такой смелый проект имеет огромное значение для экономики России, поскольку благодаря ему стали возможны поставки природного газа в страны Ближневосточного региона.

Сегодня, 7 мая началась укладка газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря. Накануне 4 мая Владимир Путин дал добро Алексею Миллеру на начало строительства морского участка.

«Турецкий поток» – это экспортный газопровод из России в Турцию и Европу с совокупной пропускной способностью 31.5 млрд. куб. газа в год. Две нитки газопровода (одна для поставок в Турцию, вторая для Европы) будут проложены по дну Черного моря от побережья в районе Анапы к турецкому городу Люлебургаз. Планируется, что первый газ по новому экспортному маршруту поступит к концу 2019 года.

Морскую прокладку будет вести суда компании Allseas – Audacia и Pioneering Spirit. Эта же компания выиграла тендер на укладку первой нитки газопровода «Северный поток 2». На данный момент по всему миру компания уже проложила более 20 тысяч глубоководных трубопроводов.

225 метровое трубоукладочное судно Audacia будет вести работы на небольших глубинах.


На глубоководных участках будет работать самое большое в мире строительное судно Pioneering Spirit. Это двухкорпусной катамаран длинной 382 метра и грузоподъемностью 48 тысяч тонн. Стоимость судна составляет почти 3 миллиарда долларов.


Любопытно, что первоначально судно назвалось Pieter Schelte, в честь отца владельца компании Эдварда Херема (Edward Heerema), однако было переименовано в Pioneering Spirit из-за скандала, вызванного прошлым Питера Шелте Херема (был высокопоставленным членом Waffen-SS).

Навигация по записям

Последние новости раздела

    Глава Межрегиональной Распределительной Сетевой Компании Центр (МРСК Центр – часть Россети, снабжение энергией 26 млн. россиян) Игорь Владимирович Маковский рассказал, как цифровизация повлияет на развитие…

    По данным французской организации “Сеть электроснабжения” (Réseau de transport d’électricité или RTE), закрытие угольных электростанций во Франции может произойти после 2020 года, если соответствующий проект…

    Сотрудничество в области топливно-энергетического сектора (ТЭК) ведущие политики и эксперты отрасли обсудили на флагманской конференции Ассоциации Европейского Бизнеса “Приоритеты развития российской экономики и европейский бизнес”….

Популярное за неделю


  • Российская система качества (Роскачество) провела исследование очередной группы товаров и составила рейтинг бутилированной воды. Для этого специалистами организации было закуплено около 60 образцов негазированной воды...

  • По подводным газопроводам во всем мире ежесекундно перекачиваются миллионы кубометров голубого топлива. Только в Северном море проложено более 6000 километров газовых труб. На полную мощность запущен «Северный поток», и вот-вот начнется укладка труб «Турецкого потока» по дну Черного моря. А это очень непростая работа.

    Работы по прокладке начинаются с разведки морского дна по всей протяженности будущего газопровода. Препятствия могут быть самые разные — от крупных валунов, до затонувших кораблей и невзорвавшихся боеприпасов. В зависимости от сложности препятствий, их устраняют или обходят. Так же определяются места заглублений трубопровода в грунт.

    Вслед за «подводной разведкой» идет, вернее плывет, судно-трубоукладчик – гигантское плавучее сооружение, осуществляющее непосредственную укладку труб на морское дно. На его борту смонтирован специальный конвейер, где трубы свариваются. После проверки сварочных швов ультразвуком и нанесения специального антикоррозийного покрытия начинается погружение.

    Оно осуществляется с помощью специальной стрелы – стингера, обеспечивающего погружение труб под определенным углом, исключающим деформацию металла.

    Что интересно, укладка труб начинается в море и может одновременно проводиться на нескольких участках, которые затем соединяются между собой. На берег уложенные в море трубы вытаскиваются с помощью прочных металлических тросов и затем производится «захлест» — соединение с сухопутной частью газопровода.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook