Благовещенский мост история создания. Благовещенский мост: драгоценное ожерелье Невы. Благовещенский мост: график разводки

Санкт-Петербург известен во всём мире, как город набережных и разводных мостов. Тысячи туристов приезжают со всего мира, чтобы посмотреть, как разводят мосты в летний период. Зрелище действительно потрясающее. Удалось пробраться в самые недра Мостотреста, и посмотреть, как разводят Благовещенский мост изнутри.

Немного истории. Благовещенский мост, он же Николаевский мост, он же мост лейтенанта Шмидта. Это первый постоянный мост через Большую Неву, а когда-то самый длинный постоянный мост Европы. Он соединяет Васильевский остров с центральной частью города (2-й Адмиралтейский остров). За свою полуторавековую историю мост несколько раз менял название и дважды перестраивался.

Изначально он назывался Благовещенский, по имени церкви возведенной рядом. После смерти императора Николая I в 1855м году мост переименовали в Николаевский. Следующий раз мост сменил имя 17 ноября 1918го года - его переименовали в честь лейтенанта П.П. Шмидта, участника революции 1905го года, возглавившего мятеж в Севастополе на крейсере "Очаков". И наконец 14 августа 2007го года мосту возвратили его первое название - Благовещенский.

Начну с того, что многие люди и не подозревают, что внутри мостов кипит настоящая жизнь. Каждый день проезжая или проходя по одному из мостов, часто ли мы обращаем внимание на будки,которые стоят на них. Вот именно, что нет. Я помню, когда-то думал, что там ГАИ там сидит или милиция, чтобы регулировать дорожное движение и перекрывать мост. На самом деле, такие будки это центры управления мостами.

А МОСТОТРЕСТ -отдельная огранизация, которая следит за исправностью и безопасностью мостов. Управление процессом разводки моста проходит в этой небольшой башенке. Благодаря проекту #блогерыразводятмосты посмотрел на всё это изнутри.

Внутри мостов пропускной режим, и попасть туда можно только предъявив паспорт. Да-да. Именно так. Мосты в городе -это всегда режимные и стратегические объекты.

Помещение, из которого производится управление всеми процессами разводки и наводки моста. Никаких рычагов и шестеренок там, конечно, нет. Вместо них пульт управления и мониторы. После реконструкции Благовещенский самый компьютеризированный мост, наравне с Дворцовым. Датчики и камеры буквально опутывают его, позволяя механикам централизованно следить за всем, что происходит на пульте управления.

После небольшого рассказа о мосте, спускаемся вниз посмотреть его до разводки. Вид снизу. Очень необычно.

Через несколько минут огромные гидроцилиндры поднимут крылья моста весом более 2 тысяч тонн каждая.

Самое сердце моста. Комната с гидравлическим оборудованием. fotomanya удивила своей подкованностью в технических вопросах. Я вот и половины не знал.

Именно отсюда управляются огромные гидроцилиндры. Все данные датчиков выводятся на экраны в диспетчерскую на пульты управления.

Все датчики полностью компьютеризированы, плюс дублируется аналоговым способом.

Перед началом разводки механики проверяют работоспособность и готовность всех систем. Звучит сигнал, и нажимаются кнопки разводки моста. Мосты всегда разводятся по расписанию, кроме особых случаев. А вот сводиться могут чуть раньше. Это зависит от судовой навигации. "Поехали!"

Огромное крыло моста двигается вверх. Вблизи зрелище просто завораживающее.

С моста мелкий мусор начинает падать вниз. А если идет дождь, то потоки воды стекают с него водопадом.

Буквально две минуты и мост уже разведен.

Вблизи смотрится невероятно круто.

Снова лезем в самые недра моста, чтобы посмотреть на разведенный мост уже изнутри.

Очень длинная лестница ведет под сам Благовещенский мост.

Странное ощущение, когда над твоей головой крыло моста весом более двух тысяч тонн из бетона и металла. Пугает и завораживает одновременно.

Когда смотришь на обратную сторону крыла моста снизу вверх, поражает размах инженерной мысли человека. А мы ведь ещё и в космос летаем.

Когда мост разведен, начинается проход судов под мостами.

Вот вам видео для передачи атмосферы. Грузовой танкер, гроза, Благовещенский мост.

Вдалеке виден разведенный Дворцовый мост.

Поднимаемся наверх, чтобы еще раз оценить вид сверху. Дорога перекрыта. Обычно смотришь на мосты из за ограждения. Теперь наоборот.

Массивное крыло моста просто разрезает небо.

Финальный взгляд.

Через несколько минут на пульте будут снова нажаты кнопки, и мост начнет сводится. Баржи уже прошли.

Благовещенский Мост наводке готов!

Огромное крыло моста медленно начинает опускаться.

И через пару минут мост уже сведен. Машины трогаются. За ночь Благовещенский разведется и сведется еще раз.

Люди спешат по мосту. Жизнь продолжается.

Спасибо Мостотрест за возможность посмотреть на мост изнутри. Кстати, если вы не знали, то у них на сайте mostotrest-spb.ru самая актуальная система оповещения о разводке и наведении мостов. Разведен или наведен мост - уможно смотреть в режиме реального времени.

Спасибо spbblog за очередную движжуху, и спасибо ТАКСИ 068 которые развезли нас по домам ночью после разводки мостов.

P.S. Ах, ну да! А как же байка, скажете вы!

Ребята снимали видеоклип, и хотели запечатлеть пролет дрона под Благовещенским мостом. Погода была ветреная, и одним из порывов ветра дрон подкинуло, он ударился об крыло моста снизу и застрял где-то в его недрах. Парни, не долго думая, откуда-то надыбали лодку, и решили дрон спасать. Дорогой же, жалко. Подплыли к мосту, с фонарями нашли его, и что вы думаете. Ага. Полезли на самое сведенное крыло моста снизу, изнутри. Надо ли говорить, что датчики видеонаблюдения сработали, охрана мигом среагировала. Парней повязали и привели в будку охраны, где стали пытать невской водой и током. Шучу. Вызвали полицию просто. Какого было удивление ребят, когда они узнали, что все мосты охраняются, снабжены датчиками и видеонаблюдением. ДА, еще и режимные объекты. В итоге, разбитый дрон достали, а ребят отпустили. Но впечатлений у них осталось выше крыши.

Лейтенанта Шмидта мост

(в 1850-1855 Благовещенский, до 1918 Николаевский, в честь императора Николая I), первый постоянный мост через Большую Неву, соединяет площадь Труда (бывшая Благовещенская) с 7 й линией Васильевского острова. Назван в честь П. П. Шмидта. В районе будущего моста был наплавной Исаакиевский мост. В 1843-50 построен постоянный мост, (инженер С. В. Кербедз, архитектор А. П. Брюллов(?) при участии инженера М. Г. Дестрема). Имел 7 пролётов, перекрытых чугунными ребристыми арочными пролётными строениями, и один разводной у правого берега, перекрытый двумя поворотными железочугунными пролётными строениями. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1936-38 мост реконструирован (инженер Г. П. Передерий, В. И. Крыжановский, архитектор К. М. Дмитриев, Л. А. Носков). Чугунные арки заменены 3 пролётными неразрезными балочными цельносварными стальными конструкциями. Раскрывающийся 2 крылый пролёт устроен посередине моста. На месте бывшего разводного пролёта сооружён железобетонный свод, облицованный гранитом. На постоянных пролётах сохранены старые чугунные решётки с морскими коньками. Длина моста около 365 м, ширина 24 м. Снятые чугунные арки, усиленные железобетонной плитой проезжей части, в 1953-56 установлены на мосту через Волгу в г. Калинин (Тверь). Около моста, ниже по течению, 25 октября (7 ноября) 1917 стоял крейсер «Аврора» (мемориальная стела на набережной Красного Флота; 1939).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия .Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .

ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА мост

Мост Лейтенанта Шмидта -первый постоянный мост через Большую Неву. В начале XVIII века переправа через Неву осуществлялась на лодках, а зимой по льду. В 1727 году был построен первый наплавной мост. Назывался он Исаакиевским, так как вел от расположенной близ Адмиралтейства Исаакиевской церкви на Васильевский остров, к дворцу А. Д. Меншикова. Позднее были построены и другие наплавные мосты через Неву. Перед ледоставом их разбирали, а весной вновь наводили. Начиная с конца XVIII века вопрос о сооружении через Неву постоянного моста возникал неоднократно. В конце 1842 года был утвержден проект восьмипролетного чугунного моста инженера С. В. Кербедза. мост решили построить там, где в Неву впадал Крюков канал. Поэтому часть канала была заключена в трубу и засыпана, после чего перед мостом на левом берегу Невы образовалась Благовещенская площадь (ныне площадь Труда). На правом берегу Невы для удобного въезда на мост расширили набережную. Первый постоянный мост через Неву был закончен постройкой в 1850 году. На церемонии его открытия присутствовало около 50 тысяч человек. Петербургские газеты называли мост «драгоценным ожерельем красавицы Невы», «верхом искусства». И действительно, его сооружение явилось высшим достижением инженерной мысли и техники того времени. Первоначально мост назывался Благовещенским, а с 1855 года - Николаевским. Современное название - мост Лейтенанта Шмидта - присвоено в 1918 году. В этом названии увековечена память о герое первой русской революции, руководителе восстания на крейсере «Очаков» лейтенанте Черноморского флота Петре Петровиче Шмидте (1867-1906). В 1936-1938 годах мост Лейтенанта Шмидта был реконструирован. Перестройка производилась по проекту и под руководством академика Г. П. Передерия и архитектора Л. А. Носкова. Чугунные арочные пролетные строения были заменены стальными конструкциями. Ширина между перилами увеличилась с 15 до 24 метров. Вес всего пролетного строения составлял 9500 тонн, а после обновления - 2400 тонн. Соединяющий центральную часть города с Васильевским островом мост Лейтенанта Шмидта (его длина 331 метр) стал более современным и совершенным сооружением.

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - Л.: Лениздат .Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967 .

Еще Петр I мечтал превратить северную столицу своей империи в «русскую Венецию», благо многочисленных рек и речушек здесь хватало. На сегодняшний день Санкт-Петербург может по праву гордиться одной из самых разветвленных в мире систем каналов, рек и мостов.

Как известно из истории, строительство началось одновременно с основанием города, так как без этих сооружений сообщение между отдельными его районами было попросту невозможно. Первый мост, естественно, был деревянным. Он соединял Петропавловскую крепость, которая стала своеобразным отправным пунктом, с

С тех пор мосты стали одним из символов Северной Пальмиры. Подавляющее большинство из них представляют собой настоящие шедевры инженерной мысли, и торжество Изучая можно проследить за развитием отечественной строительной науки, так как в них практически всегда использовались самые передовые на тот или иной момент технологии.

Одним из самых знаменитых и интересных в инженерном плане является Благовещенский мост, который за свою полуторавековую историю несколько раз менял название, именуясь то Николаевским, то мостом лейтенанта Шмидта.

Он вошел в историю города как первый постоянный понтон. Благовещенский мост соединяет Васильевский остров с историческим центром Санкт-Петербурга и, кроме того, обозначает собой условную границу между Невой и Финским заливом.

Возведение его началось в 1843 году и продолжалось около семи лет. Строительство возглавлял знаменитый архитектор С. Керберидзе, а в художественном оформлении сооружения самое деятельностное участие принимал А. П. Брюллов. Именно он спроектировал знаменитые ажурные перила, которые, изображая трезубец Нептуна, символизируют буйство и силу водной стихии.

К моменту своего открытия в 1850 году Благовещенский мост со своей длиной в триста метров считался самым длинным в Европе. Один из его восьми пролетов был разводным, при этом - впервые в истории - использовалась поворотная система для приведения подъемного механизма в действие. Свое же имя Благовещенский мост получил в честь подходящей к нему вплотную одноименной площади.

Другое название - Николаевский - мосту было присвоено после смерти императора Николая I в 1855 году. Кстати пришлась и построенная чуть раньше у разводного пролета часовенка, освященная в честь Николая Чудотворца.

В советское время данное инженерное сооружение стало гордо именоваться "мост лейтенанта Шмидта" - в честь знаменитого предводителя

За время своего существования понтон пережил две масштабные реконструкции. Первая из них, проведенная в 1930-х гг., была вызвана резко возросшим количеством проезжающего по нему наземного транспорта и увеличением грузоподъемности проходящих под ним судов.

Самые последние на сегодняшний день датируются 2006-2007 гг., когда сооружению вернули первоначальный облик. Еще раньше лейтенант Шмидт оказался вычеркнут из истории города, а мост получил назад свое имя - Благовещенский.

Разводной мост через реку Неву (Большую Неву) в Санкт-Петербурге, первый постоянный городской мост через Неву. Деревянный плашкоутный (наплавной) мост соединил берега реки вблизи этого места в 1727 году, в 1843-1850 годах был сооружен постоянный чугунный арочный мост по проекту С. В. Кербедза. В 1936-1938 и 2005-2007 годах мост подвергся серьезной реконструкции, причем, в последнем случае мосту вернули исторический облик.

Первый плашкоутный мост был расположен несколько в другом месте — от Исаакиевского собора до Меншиковского дворца (такое место ему выбрал сам А. Д. Меншиков), он именовался Исаакиевским и просуществовал вплоть до строительства постоянного моста. Новый мост, построенный в 1850 году, назвали Благовещенским по имени Благовещенской церкви Конногвардейского полка, ранее стоявшей на современной площади Труда. После смерти Николая I в 1855 году мост переименовали в Николаевский. В советское время его вновь переназвали, на этот раз мостом Лейтенанта Шмидта. И только после реконструкции 2007 года мосту вернули прежнее наименование — Благовещенский.

Сооружение постоянного моста стало следствием быстрого развития столицы России. Проект нового Невского моста утвердили в 1842 году, а на следующий год начали строительные работы, которые закончились только в 1850 году. Долгий срок возведения был вызван сложностью глубоководных работ в месте сильного течения Невы. Восьмипролетный чугунный мост, построенный по проекту военного инженера С. В. Кербедза, был выполнен из арочных конструкций и разводился у правого берега, причем, для этого впервые в России была применена поворотная система.

В оформлении перил моста были использованы символы водной стихии — трезубец Нептуна, раковина и два гиппокампа, морских конька. Внутреннее пространство стоек моста украсили фигуры различных сосудов. На быке разводного пролета была сооружена часовня Святого Николая Чудотворца. А за освещение моста отвечали газовые металлические фонари. Предполагалось дополнить декор аллегорическими скульптурами, но на это уже не хватило денежных средств.

Именно находясь на стоянке возле Благовещенского моста произвел свой знаменитый выстрел крейсер «Аврора», послуживший началом к штурму Зимнего дворца в 1917 году.

Мост, который был построен во время реконструкции 1930-х годов, существенно изменил размеры и конструкцию сооружения. Он приобрел более современные черты, разводным пролетом стал центральный, а механизм сменился с поворотного на вертикальный. Старое оформление моста было использовано на других строительных работах — фонари на Марсовом поле, а чугунные арки на Нововолжском мосту в Твери.

В начале XXI века было принято решение провести еще одну реконструкцию моста, вернув одновременно сооружению его прежний исторический внешний вид.

Благовещенский мост является своеобразной границей начала Финского залива.

Длина моста — 331 м, ширина — 37 м. На момент постройки он имел длину 300 м и считался одним из длиннейших в Европе.

Благовещенский мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Благовещенского моста будет интересно туристам, интересующимся архитектурой XIX-XX веков, всем желающим увидеть разводные мосты Санкт-Петербурга, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Его популярность не исчезает. Каждый год к нему стекаются туристические потоки со всего мира.

Где находится и описание

Благовещенский мост раскинут между двумя берегами Большой Невы – с одной стороны он опирается на Васильевский остров, с другой на набережную Адмиралтейского района. Если смотреть глубже, то он связывает вместе площадь Трезини на Университетской набережной и площадь Труда с другой стороны.

Если на улицах города вы подойдете к кому-то и спросите, где в Санкт-Петербурге находится Благовещенский мост, то можете услышать, что он располагается прямо на границе Невской губы и Невы. То есть практически в Финском заливе. Это первый по расположению мост в Питере.


По нему разрешено движение автотранспорта и пешеходов. На нем расположены восемь дорожных полос и тротуары для пеших прогулок и велосипедистов. Для безопасности они отгорожены парапетом из металла.

Уникальная чугунная решетка Благовещенского моста известна далеко за пределами СПб. Это проект, созданный старшим братом Карла Брюллова – архитектором Александром Брюлловым. За основу он взял изображения гиппокампов – морских лошадей с хвостами рыб. Вместе с ними он добавил туда трезубец Посейдона и морские раковины.


Перила, освещение и павильоны Благовещенского моста охраняются как культурное наследие России и находятся под опекой ГИОП. У него восемь пролетов, включая двукрылый – разводной. Он располагается в самом центре конструкции и может подниматься под углом 72 градуса. Механизм разводки – домкраты, работающие на гидравлике.

В длину мост 331 метр, в ширину – 37 метров, а вес его составляет 4,3 тонны.

Интересно! В 1850 году мост в СПб признали самым протяженным среди европейских собратьев. Тогда он был немного короче, и его длина составляла триста метров.

История строительства

История Благовещенского моста в СПб началась с 1842 года после указа императора о строительстве новой постоянной переправы через Неву. Его чертеж создал инженер Станислав Кербедз. Он разработал первый российский проект моста с использованием металла в конструкции.

В 1843 году постройку заложили. Планировалось, что за 4 года работа будет окончена, но получилось иначе. Срок растянулся до восьми лет.


Нева – река полноводная, с сильным течением. Работа по забиванию свай в дно оказалась не такой уж и легкой, как рассчитывали строители. Она и затормозила процесс возведения моста.

Все металлические детали конструкции изготовили на городском заводе Ч. Берда.

Из-за строительства пришлось облагораживать близлежащую к Неве территорию. С левого берега появилась Благовещенская площадь и одноименный собор. На правом берегу увеличили набережную.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге открыли в 1850 году, а первый переход через него сделал Николай I в сопровождении семьи.


В начале XX века его решили перестроить. Предпосылки для этого были и раньше, но воплощению планов помешали политические события в стране в то время.

Строители сделали его цельносварным, при переделке использовалась электросварка. От старой конструкции остались только опора и чугунная ограда. Лишние детали отправили на строительство других объектов, например, в Тверь «ушли» чугунные конструкции. Их использовали для постройки переправы через Волгу.

Обновленный мост простоял до 70-х годов, пока не было принято решение произвести его капитальный ремонт. В частности, деревянный настил надо было поменять, поэтому его заменили на белее стойкий настил из металла.

В начале XXI века стартовал новый этап улучшения конструкции. Инженеры решили переделать облик моста. Сделать его похожим на далекого предшественника из XIX века. И вернуться к тому, как раньше назывался мост в СПб – Благовещенский.


Стальные конструкции пошли под замену, а вот фундамент опоры оказался крепким – его оставили нетронутым. Увеличилась и ширина моста, отчасти благодаря тому, что трамвайные пути убрали. Разводной пролет тоже стал больше, а подъем крыльев моста стал плавнее и быстрее из-за замены системы разводки на гидравлическую.

Открыли обновленный Благовещенский мост в августе 2007 года.

Интересно! Первая перестройка моста состоялась только спустя 70 лет после введения его в эксплуатацию.

Интересные факты про Благовещенский мост

  • Рядом с ним часто швартуются огромные иностранные лайнеры. Они привозят множество туристов из всех уголков земного шара. Особенно их наплыв наблюдается во время белых ночей.
  • Он – рекордсмен по количеству наименований. Как только его не называли! Изначально данное имя вернулось к нему только спустя 152 года! Он успел побыть Николаевским, благодаря почившему в 1855 году императору Николаю I. В советское время ему дали другое название – мост Лейтенанта Шмидта, в честь человека, руководившего восстанием на «Очакове». Лишь к 2007 году он вновь стал зваться Благовещенским, в память о соборе на одноименной площади. К сожалению, собор снесли в 1929 году.
  • Он строился долго, целых семь лет. Это было вызвано трудностями в работе на глубине в тех местах, где Нева имела сильное течение.

  • На внутренней стороны стоек расположены изображения различных сосудов, в качестве украшения хотели добавить аллегорические скульптуры, но финансов на это из городской казны не дождались.
  • Прямо на нем построили церковь Святого Николая Чудотворца.
  • Впервые в России при его строительстве применили поворотную систему.
  • Возле него находился известный всем крейсер Аврора, с которого в 1917 году был дан залп по Зимнему Дворцу.
  • Детали декора использовались на других архитектурных постройках.

Интересно! Местоположение для Исаакиевского моста, предшественника Благовещенского, выбирал сам Александр Меньшиков, доверенное лицо Петра I.

Благовещенский мост: график разводки

Гостям города, конечно, важно знать, во сколько начинается разводка, и когда сводят Благовещенский мост. Это помогает им спланировать свой день и маршрут так, чтобы успеть полюбоваться на незабываемое зрелище.

Разводят его в Питере два раза в сутки. Чтобы информация о расписании была более наглядной, она помещена в таблицу (по московскому времени):

Адрес и как добраться

Точное место нахождение Благовещенского моста: город Санкт-Петербург, Английская набережная, 38.

До него можно добраться на метро. Ближайшее к нему метро будет «Василеолевская». Но дойти можно и от «Адмиралтейской».

Если двигаться по поверхности, то самые близкие остановки общественного транспорта будут: «Площадь Труда» и «9 линия В.О.»

Лучше всего прогуляться пешком. Это даст возможность познакомиться с городом и увидеть места, куда экскурсии не водят. Например, можно пройтись до Исаакиевского собора, зайти в одно из многочисленных кафе, расположенных на набережной Невы.


Путь будет лежать мимо зданий Синода и Сената, по Английской набережной. На ней можно полюбоваться постройками начала XIX века.

Со стороны Васильевского острова по дороге к мосту можно многое увидеть. Например, дворец Меньшикова, Университет и Дворцовый мост.

Если вы впервые посещаете Петербург, то увидеть Благовещенский мост нужно обязательно. Особенно хорош вид на него с Английской набережной. А приезжать лучше летом, во время белых ночей. Тогда воспоминания об этой поездке останутся с вами надолго.

С детства ездила на все каникулы отдыхать в Петербург. С раннего возраста полюбила его всей душой. Спустя 10 лет живу в городе своей мечты. Писать статьи про Санкт-Петербург, для меня несказанная радость и счастье.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook