Жак анж габриель и архитектура неоклассицизма. Анж-жак габриэль и его известные работы Габриэль в Париже

Габриель Анж Жак

Габриель, Анж Жак (Gabriel, Ange-Jacque) (1698–1782), французский архитектор, один из основоположников классицизма 18 в.

Родился в Париже 23 октября 1698, учился у своего отца, архитектора Жака Габриеля, и с 1718 – в Академии архитектуры в Париже.

В 1728 он стал смотрителем королевских построек, а в 1742 – «первым архитектором короля» и президентом Академии архитектуры. В течение тридцати лет занимался главным образом строительством и оформлением интерьеров королевских дворцов. Среди наиболее крупных его работ: Оперный театр в Версале (1748–1770), реконструкция интерьеров и перестройка северного крыла Версальского дворца (1734–1774), Малый Трианон (1762–1764).

Габриель был автором проекта площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1754) и начал строить Военную школу, завершенную уже другими мастерами. Он выполнил несколько проектов украшения апартаментов Лувра, но, к сожалению, немногое из задуманного было осуществлено. Широкий размах замыслов, гармоничность и изящество пропорций построенных зданий и оформленных интерьеров дают основание назвать его крупнейшим архитектором Франции 18 в. Умер Габриель в Париже 4 января 1782.

Малый Трианон отличается четким деление фасада, который построен на основе сетки квадратов. площадь согласия отличается новыми приемами деления пространства: находящаяся между Елисейскими полями, Набережной Сены и Марсовым полем (?), она обладает "замкнутостью", которая достигнута с помощью устройства "сухих рвов". Композиционно площадь закрыта зданиями Военной школы (Эколь Маритим) и Королевским хранилищем мебели. Не сохранилась.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/

Жак-Анж Габриэль

Центральной фигурой в области архитектуры второй половины XVIII века являлся Жак Анж Габриэль (1698-1782) - «первый архитектор короля». Он построил и расширил множество церквей и дворцов во время правления Людовика XV и был одним из наиболее известных и продуктивных французских архитекторов XVIII века. От своего отца он унаследовал должность главного архитектора Людовика XV и президента Академии архитектуры в 1742 году. Габриель руководил почти всеми главными строительными проектами в годы правления Людовика XV. Под его руководством королевские церкви и дворцы были перестроены, расширены или обновлены, чтобы удовлетворять стандартам личного комфорта Людовика XV, в том числе замок Фонтенбло (1749), Ла-Мюрт (1746), Компень (1751) и Шуази; пристройки к Лувру (1755) в Париже; амбициозный проект Версальского дворца (1763), включая завершение его правого крыла и строительства здания Оперы и Малого Трианона; а также строительство Военной школы (1752) в Париже. Габриель снабдил практически все королевские резиденции театрами, построил также павильоны и галереи для некоторых из них и спроектировал охотничьи домики в главных царских лесных угодьях.

Наиболее значительной работой Габриэля было создание площади Согласия в Париже (первоначально площадь Людовика XV) (1755), спланированной как место установки прижизненного памятника Людовику XV.

Площадь Согласия входит в качестве основного звена в пространственную композицию, образующую архитектурный центр Парижа. Она представляет собой новый открытый тип городской площади. Если эспланады XVII века, типа Вандомской площади, замкнуты со всех сторон зданиями, то новая площадь была застроена лишь с одной стороны, с двух же боковых она ограничена зелеными насаждениями, с четвертой - рекой Сеной. В центре площади был установлен конный монумент королю. Во время Великой Французской революции конца века его сняли, и на его месте позже - в 1836 году - установили обелиск.

Основная идея планировки центра столицы принадлежала Ленотру. Габриэль включил свою площадь в ансамбль, имевший своим началом Лувр. Гигантская ось Парижа восток - запад образуется Лувром, площадью Согласия и проспектом Елисейских полей, являющимся кратчайшей дорогой в западные пригороды столицы, в том числе в Версаль. В начале XIX века эта магистраль получила свое завершение благодаря возведению арки Звезды; застроена она была позже - в середине века.

Ансамбль площади Согласия формируется симметричными зданиями Военного и Морского министерств, разделяемыми Королевской улицей (Рю руаяль), которая создает ее меридианальную ось.

Постройки Габриэля выражают «аристократическую простоту» в суровом, но гармоничном сочетании их объемов и смягченного классического орнамента. Он выделялся умением придавать большим постройкам величавые пропорции, примером этого явля ется Военная школа. Он также известен использованием присоединенных колонн вместо пилястров на обоих (внешнем и внутреннем) фасадах. В стилистическом отношении особо примечателен построенный Габриэлем в 1770-х годах

Версаль (Versailles). Часть 34. / Малый Трианон, часть 1.

Малый Трианон - небольшой дворец (фр. château), расположенный на землях Версальского дворца во Франции. Спроектирован Анж-Жаком Габриэлем (фр. Ange-Jacques Gabriel) по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762-1768 годах.


Малый Трианон находится примерно в 2 км к северо-западу от Версальского дворца. Изначально там располагался королевский ботанический сад, созданный Клодом Ришаром.


Vue du château du Petit Trianon prise depuis le jardin anglais sous Louis-Philippe de Guérard Charles Jean



Vue du château du Petit Trianon de Bourgeois du Castelet (dit), Bourgeois Florent Fidèle Constant



Vue du jeu de bague chinois de Trianon par Claude-Louis Châtelet (1753-1795)



Парк на плане конца XVIII века


В 1749 году по приказу Людовика XV архитектор А.-Ж. Габриэль построил так называемый зверинец (ménagerie), куда поместили различных животных, которые часто использовались для выведения новых пород. По соседству находились и другие хозяйственные службы – хлев, курятник, голубятня, молочная ферма.


Франсуа-Юбер Друэ. Людовик XV (1710-1774), король Франции и Наварры


Идея постройки небольшого дворца на территории ботанического сада принадлежала фаворитке Людовика XV маркизе де Помпадур .


Jeanne Antoinette Poisson, Marquise de Pompadour


Здание возводилось на протяжении шести лет с 1762 по 1768 год по проекту А.-Ж. Габриэля. Мадам де Помпадур скончалась в 1764 году, не успев увидеть дворец в законченном виде. Вместе с королем Малый Трианон открывала его новая фаворитка графиня Дюбарри .


Élisabeth Vigée Le Brun. Madame Du Barry


В облике дворца нашел отражение архитектурный стиль, получивший название «палладианство» в честь итальянского архитектора Андреа Палладио, который возродил к жизни принципы классической храмовой архитектуры Древней Греции и Древнего Рима с ее следованием симметрии и учетом перспективы.



В итоге Малый Трианон стал блестящим образцом перехода от помпезного стиля рококо к сдержанному и лаконичному неоклассицизму.



Все четыре фасада сравнительно небольшого, квадратного в плане двухэтажного строения выполнены по единой композиционной схеме с акцентом посередине – портиком коринфского ордера, который покоится на четырех опорах. Со стороны сада к зданию примыкает терраса. По периметру дворцовой крыши проходит балюстрада.



Вступив на престол в 1774 году, Людовик XVI подарил Малый Трианон королеве Марии-Антуанетте .




Антуан-Франсуа Калле. Людовик XVI (1754-1793), король Франции и Наварры



Жозеф Дюкре. Мария-Антуанетта Лоррен-Габсбург


Вход в королевские апартаменты, куда ведет великолепная лестница с коваными перилами, расположен со стороны западного, парадного, фасада. Покои королевы находились на первом этаже, покои короля и гостевые комнаты – на втором, а на цокольном этаже помещались различные служебные помещения.




Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.


Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, archiduchesse d"Autriche, reine de France (1755-1793) de Ducreux Joseph



Portrait de la reine Marie-Antoinette de ,D"après Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, archiduchesse d’Autriche, reine de France (1755-1795) de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette, reine de France (1755-1793) de Gautier d"Agoty Jean-Baptiste-André



Reine Marie-Antoinette assise, en manteau bleu et robe blanche, tenant un livre à la main de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, reine de France et ses enfants de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Marie-Antoinette, reine de France (1755-1793) de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise (atelier de)



Portrait de Marie-Antoinette



Marie-Antoinette de Janinet Jean François


Здание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала.

На первом этаже представлены духовая печь и плита, а также зал со столовым серебром и посудой, которой пользовалась Мария-Антуанетта.


Кухня



Зал со толовым серебром и посудой


Комната охраны, сейчас здесь экспозиция, посвященная Марии-Антуанетте.


Il Parnasso Confuso - Johann Georg Weikert, 1778



Marie Antoinette and her brothers, 1765, by Johann Georg Weikert


Гостиная с любимым развлечением Марии-Антуанетты – бильярдом.


Marie-Antoinette d"Autriche, reine de France (1755-1793), en robe à paniers vers 1785 de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise



Portrait of the Royal Family of France, circa 1782


Биография

Габриель в Версале

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735-74; дворцовый театр , 1763-70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.

Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762-64), построенный Габриэлем в парке Версаля , знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку.

Габриель в Париже

Связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753-75) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.

Военную школу строил в 1751-75 годы.

Знаменитый французский писатель Марсель Пруст во втором томе(«Под сенью девушек в цвету ») романа «В поисках утраченного времени » писал: «Я солгал бы, сказав, что дворцы Габриэля казались мне в то время прекраснее и даже древнее, чем соседние особняки. Более стильным да и более старинным находил я если не Дворец промышленности, то, по крайней мере, Дворец Трокадеро […] Всего лишь раз был я не в силах не остановиться надолго перед одним из дворцов Габриэля; наступила уже ночь, и колонны его, утратив в лунном свете всякую материальность, казались вырезанными из картона и, напомнив мне декорацию из оперетты „Орфей в аду“, впервые произвели на меня впечатление чего-то прекрасного».

Главные работы

  • Перестройка дворца в Шуази , 1740-1777.
  • Павильон Бютар, 1750 в городке Ля-Сель-Сен-Клу (La Celle-Saint-Cloud ).
  • Перестройка усадьбы Менар (Луар и Шер), 1760-1764, для Мадам Помпадур .
  • Малый Трианон в Версале , 1762-1768.
  • Военная школа на Марсовом поле в Париже.
  • Северное крыло Лувра .
  • Фасады особняков на площади Согласия, включая Морской особняк, Париж, 1775.
  • Биржевая площадь в Бордо , 1755: бывший королевский дворец с видом на Гаронну .

Напишите отзыв о статье "Габриель, Анж Жак"

Литература

  • Gromort G., Jacques-Ange Gabriel, sa vie, son oeuvre, P. 1933.

Отрывок, характеризующий Габриель, Анж Жак

С того дня, как Пьер, уезжая от Ростовых и вспоминая благодарный взгляд Наташи, смотрел на комету, стоявшую на небе, и почувствовал, что для него открылось что то новое, – вечно мучивший его вопрос о тщете и безумности всего земного перестал представляться ему. Этот страшный вопрос: зачем? к чему? – который прежде представлялся ему в середине всякого занятия, теперь заменился для него не другим вопросом и не ответом на прежний вопрос, а представлением ее. Слышал ли он, и сам ли вел ничтожные разговоры, читал ли он, или узнавал про подлость и бессмысленность людскую, он не ужасался, как прежде; не спрашивал себя, из чего хлопочут люди, когда все так кратко и неизвестно, но вспоминал ее в том виде, в котором он видел ее в последний раз, и все сомнения его исчезали, не потому, что она отвечала на вопросы, которые представлялись ему, но потому, что представление о ней переносило его мгновенно в другую, светлую область душевной деятельности, в которой не могло быть правого или виноватого, в область красоты и любви, для которой стоило жить. Какая бы мерзость житейская ни представлялась ему, он говорил себе:
«Ну и пускай такой то обокрал государство и царя, а государство и царь воздают ему почести; а она вчера улыбнулась мне и просила приехать, и я люблю ее, и никто никогда не узнает этого», – думал он.
Пьер все так же ездил в общество, так же много пил и вел ту же праздную и рассеянную жизнь, потому что, кроме тех часов, которые он проводил у Ростовых, надо было проводить и остальное время, и привычки и знакомства, сделанные им в Москве, непреодолимо влекли его к той жизни, которая захватила его. Но в последнее время, когда с театра войны приходили все более и более тревожные слухи и когда здоровье Наташи стало поправляться и она перестала возбуждать в нем прежнее чувство бережливой жалости, им стало овладевать более и более непонятное для него беспокойство. Он чувствовал, что то положение, в котором он находился, не могло продолжаться долго, что наступает катастрофа, долженствующая изменить всю его жизнь, и с нетерпением отыскивал во всем признаки этой приближающейся катастрофы. Пьеру было открыто одним из братьев масонов следующее, выведенное из Апокалипсиса Иоанна Богослова, пророчество относительно Наполеона.
В Апокалипсисе, главе тринадцатой, стихе восемнадцатом сказано: «Зде мудрость есть; иже имать ум да почтет число зверино: число бо человеческо есть и число его шестьсот шестьдесят шесть».
И той же главы в стихе пятом: «И даны быта ему уста глаголюща велика и хульна; и дана бысть ему область творити месяц четыре – десять два».
Французские буквы, подобно еврейскому число изображению, по которому первыми десятью буквами означаются единицы, а прочими десятки, имеют следующее значение:
a b c d e f g h i k.. l..m..n..o..p..q..r..s..t.. u…v w.. x.. y.. z
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160
Написав по этой азбуке цифрами слова L"empereur Napoleon [император Наполеон], выходит, что сумма этих чисел равна 666 ти и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux [сорок два], то есть предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666 ти, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812 м году, в котором французскому императору минуло 42 года. Предсказание это очень поразило Пьера, и он часто задавал себе вопрос о том, что именно положит предел власти зверя, то есть Наполеона, и, на основании тех же изображений слов цифрами и вычислениями, старался найти ответ на занимавший его вопрос. Пьер написал в ответе на этот вопрос: L"empereur Alexandre? La nation Russe? [Император Александр? Русский народ?] Он счел буквы, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666 ти. Один раз, занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя – Comte Pierre Besouhoff; сумма цифр тоже далеко не вышла. Он, изменив орфографию, поставив z вместо s, прибавил de, прибавил article le и все не получал желаемого результата. Тогда ему пришло в голову, что ежели бы ответ на искомый вопрос и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. Он написал Le Russe Besuhoff и, сочтя цифры, получил 671. Только 5 было лишних; 5 означает «е», то самое «е», которое было откинуто в article перед словом L"empereur. Откинув точно так же, хотя и неправильно, «е», Пьер получил искомый ответ; L"Russe Besuhof, равное 666 ти. Открытие это взволновало его. Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал; но он ни на минуту не усумнился в этой связи. Его любовь к Ростовой, антихрист, нашествие Наполеона, комета, 666, l"empereur Napoleon и l"Russe Besuhof – все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых, он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию.

Жак Анж Габриель (1698-1782) происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак Габриель Пятый (1667- 1742), был придворным архитекто­ром короля. В 1741 г. сын занял его место. Жак Анж Габриель был также президентом Академии архитекту­ры. Он работал только по королев­ским заказам, поэтому его можно считать выразителем официально­го вкуса во французской архитекту­ре середины XVIII в. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадле­жит в полной мере неоклассицизму,

*Портик (от лат. - porticus) - галерея, образованная колоннами или столбами, как правило, перед входом в здание, с фронтоном (треугольным завершением, образованным скатами крыши и карнизом) или аттиком (стенкой над карнизом, украшенной скульптурой или надписями).

МАЛЫЙ ТРИАНОН

Людовик XV (1715-1774 гг.) и его фаворитка маркиза де Пом­падур были страстно увлечены ботаникой. Король решил соору­дить в Версале ферму для занятий сельским хозяйством, а также устроить ботанический сад и оранжереи. Возвести здесь изящное здание, которое назвали Малым Трианоном (слово «трианон» обо­значало тогда место уединения или тихого времяпрепровождения в кругу близких друзей), было поручено Жаку Анжу Габриелю. Ра­боты продолжались с 1762 по 1764 г., а интерьеры были завер­шены лишь в 1768 г.

Малый Трианон - не роскошный загородный дворец. Это ско­рее особняк, вынесенный на природу. Кубическую форму здания с чёткими гранями углов не нарушают обильные украшения. Все его фасады оформлены в едином стиле, но каждый - по-своему. Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами - плос­кими вертикальными выступами стен в виде четырёхгранных стол­бов, имеющих те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Левый фасад украшен колоннами, правый же ни колонн, ни пилястров не имеет. На всех фасадах только прямые линии без единого изгиба.

К главному фасаду ведёт подъездная аллея. Правый и задний фасады выходят в английский пейзажный парк - один из немногих во Франции. К левому фасаду примыкает французский регулярный парк (как бы уменьшенная модель Версальского пар­ка), в конце которого расположен Французский павильон, также построенный Габриелем.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook