Поезда в Швейцарии — бронирование, маршруты, расписание. Поезда и железная дорога в швейцарии Личный опыт путешественников

Типы поездов в Швейцарии, бронирование билетов, расписание, маршруты

В Швейцарии есть различные типы поездов. Национальной железнодорожной компанией является SBB (Schweizerische BundesBahn). Расписание и маршруты этой компании можно узнать на официальном сайте .

Региональные поезда в Швейцарии

Основная железнодорожная сеть в Швейцарии состоит из следующих региональных и междугородних поездов:

  • RegioExpress поезда связывают региональные направления с более крупными швейцарскими городами
  • Regio поезда связывают местные города
  • InterCity поезда связывают основные города, такие, как швейцарские Базель и Женева
  • InterRegio поезда связывают Цюрих и Женева с городами по всей Швейцарии. Эти поезда делают больше остановок, чем междугородние поезда
  • S-Bahn (пригородные поезда) — это сеть поездов, которая работает в самых крупных городах

Международные скоростные поезда в Швейцарии

Международные высокоскоростные поезда

  • ICE связывают Швейцарию, Германию и Нидерланды
  • RailJet связывает Цюрих с Веной (Австрия).
  • EuroCity связывает Цюрих, Базель и Женеву с Миланом (Италия)
  • TGV связывает Цюрих, Базель и Женеву с Парижем (Франция)

Рассмотрим подробнее маршруты этих поездов.

Высокоскоростной поезд ICE

ICE (InterCity Express) — это скоростной поезд, который соединяет все крупные города в Германии. Он едет с о скоростью до 300 км/ч и является одним из самых быстрых способов передвижения между такими городами, как , Гамбург и Кельн. ICE имеет международные связи в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции, Швейцарии и Австрии.

Если вам нужен самый быстрый поезд, обратите внимание на поезд ICE Sprinter . Это последнее поколение ICE поездов, которые совершают перевозки ежедневно в течение часа пик и делают меньше остановок, чем обычные поезда ICE.

Бронирование билетов на поезд ICE

Бронирование высокоскоростных поездов ICE является обязательным. Бронировать билеты можно за 3 месяца до даты поездки. Официальный сайт, где можно осуществить бронирование

Маршруты поезда ICE

На карте представлены все города, которые соединяет железнодорожная сеть ICE. Помимо Германии, в маршрут поезда входят такие страны как Австрия (Вена, Инсбрук), Бельгия (Брюссель, Льеж), Дания (Копенгаген, Орхус), Франция (Париж), Нидерланды (Арнем, Утрехт, Амстердам) и Швейцария (Цюрих, Интерлакен).

Удобства и услуги в поезде ICE

  • Кондиционер
  • Детская игровая площадка
  • Кафе-бар
  • Удобства для инвалидов
  • Розетки
  • Ресторан / бистро
  • Видео экраны
  • Wi-Fi интернет

Высокоскоростной поезд ICE

Высокоскоростной поезд ICE

Скоростной поезд Railjet

Railjet — это один из самых современных и роскошных поездов в Европе. Его маршруты действуют в основном в Австрии, и связывают ее с Германией, Швейцарией, Венгрией и Чешской Республики. Скорость движения Railjet поезда до 230 км/ч. С такой скоростью вы можете доехать из Вены в Будапешт всего за 2,5 часа. Компания Railjet предлагает максимальный комфорт — эргономичные сиденья, бесплатный Wi-Fi, большой выбор еды в меню, развлечения для детей.

Маршруты поезда Railjet

На карте представлены маршруты поезда Railjet. Он соединяет следующие города:

Маршруты скоростного поезда Railjet

Бронирование билетов на поезд Railjet

Бронирование можно осуществить на официальном сайте австрийских железных дорог

Удобства и услуги в поезде Railjet

  • Кондиционер
  • Детская игровая площадка
  • Удобства для инвалидов
  • Газеты / журналы
  • Розетки
  • Ресторан / бистро
  • Видео экраны
  • Wi-Fi интернет

* Услуги могут отличаться в зависимости от поезда и маршрута. Но во всех поездах есть розетки для зарядки мобильных устройств, а так же бесплатный Wi-Fi.

Ресторан в поезде Railjet

Скоростной поезд Railjet

Скоростной поезд Railjet

Скоростной поезд TGV

TGV — это высокоскоростной поезд, маршруты которого лежат по всей Франции и за ее пределами. На нем возможно путешествие из романтического Парижа к берегам Средиземного моря.

Маршруты поезда TGV

Маршрутная сеть поездов TGV достаточно широка, вы можете увидеть ее на карте. Это лишь основные соединения:

Маршруты высокоскоростных поездов TGV

Бронирование билетов на поезд TGV

Предварительное бронирование билетов на поезд TGV является обязательным. Вы можете осуществить бронь на сайте .

Удобства и услуги в поезде TGV

  • Кондиционер
  • Детская игровая площадка
  • Удобства для инвалидов
  • Газеты / журналы
  • Розетки
  • Ресторан / бистро

* Услуги могут отличаться в зависимости от поезда и маршрута.

Скоростной поезд TGV

Салон поезда TGV 1-й класс

Ночные поезда в Швейцарии (внутренние и международные)

Международные ночные поезда

Ночные поезда соединяют Швейцарию с Австрией, Германией, Венгрией, Голландией, Чехией, Сербией и Данией.

Поезд City Night Line

City Night Line (CNL) предлагает одну из самых широких ночных сетей по всей Европе. Зачастую путешественники выбирают ночные поезда для экономии времени в поездке.

Маршруты поезда City Night Line

Поезд City Night Line

Поезд City Night Line

Путешествие по Швейцарии на поезде можно превратить в незабываемое, если осуществить его на .

Швейцария. Железнодорожная страсть

Автор: Алина Трофимова. Фото: Алина Трофимова, Switzerland Tourism

Сомнений нет. Швейцарцы в детстве не наигрались в паровозики. Причем, практическо поголовно. На вопрос о названии самого популярного в стране Интернет-сайта мой знакомый швейцарец, не раздумывая, отвечает sbb.ch – и, действительно, что может быть важнее расписание движения поездов, выгодных предложений и удобных стыковок?!

Каждый раз, оказываясь в Швейцарии, мой муж теряет голову (к железными дорогами, точнее, их моделям, у него – особая привязанность). Он "зависает", увидев рядом со станцией очередной раритетный (но работающий) паровоз, он может забыть, куда мы едем, рассматривая восстановленные "пульмановские" вагоны поезда Golden Pass. И бросается фотографировать очередной невероятный тепловоз, вагон или состав – и искренне не понимает мое недоумение. Лишь нечеловеческими усилиями, при помощи уговоров ("Пойдем, пойдем, там еще два зала со старинными автомобилями и самолетами,") его удается увести с железнодорожной выставки в Музее транспорта в Люцерне - там представлена огромная коллекция раритетных паровозов в натуральную величину (по старинным составам и вагонам можно полазить и всё можно трогать руками). Расположенная там же действующая модель железнодорожной системы на перевале Сен-Готард с двигающими поездами (разумеется, точно воспроизведенными), автомобилями и домами, заставляет задержаться у макета даже равнодушних к транспортным шедеврам девушек разного возраста.

Швейцарская система путешествий (Swiss Travel System) – предмет национальной гордости и почитания в этой стране. Им действительно есть, чем гордится. Швейцарские поезда практически бесшумны, удобны и чисты, в них кормят, и, разумеется, они ходят строго по расписанию с удобными стыковками. Единственное, чего нельзя делать в швейцарских поездах – так это курить. Поезд можно взять в аренду и выбрать любой маршрут поездки, на несколько часов или на целый день.

Моя дочь, проехавшая на местных поездах не одну сотню километров, больше всего ценит в швейцарских вагонах наличие розеток и Wi-Fi (правда, он бывает не во всех поездах). И в каждой поездке с нетерпением ждет появления колоритного персонажа с тележкой - этакий швейцарский Дед Мороз, который провозит по вагонам тележку с газировкой, сэндвичами, сладостями, батончиками, чипсами и прочей, запрещенной в обычной детской жизни, и оттого еще более желанной едой.

Разумеется, швейцарцы не могли остановиться только на том, чтобы просто продавать билеты из одного города в другой, в вагоны 1 и 2 класса. И придумали разннобразные проездные. К примеру, билет Swiss Pass помимо обычных поездов действует на панорамных маршрутах и на всех видах общественного транспорта во всех крупных (и не очень) городах страны. Для владельцев Swiss Pass / Swiss Flexi Pass также действует 50% скидка на многие горные поезда и фуникулеры. В конце весны и осенью второй проездной Swiss Pass / Swiss Flexi Pass на 4 дня предлагается путешественникам бесплатно (при покупке одного билета второй выдается без дополнительной оплаты, в 2012 году это предложение действует до 30 ноября). Проездные Швейцарской системы путешествий – своеобразный "вездеход": достаточно показать его, и платить за вход в музей не придется (в акции участвуют более 470 музеев Швейцарии). Этот же билет дает скидки до 15% при бронировании некоторых сетевых отелей ).

Поездка на поезде по Швейцарии – не просто перемещение из пункта “А” в пункт “Б”. Многочисленные панорамные маршруты – Golden Pass, Glacier Express, Wilhelm Tell Express и другие "экспрессы" неизменно входят в число самых популярных в Швейцарии экскурсий. «Самый медленный экспресс в мире» - именно так, с плохо скрываемой гордостью, говорят о панорамном поезде Glacier Express (он же "Ледниковый экспресс") швейцарцы.

В классическом варианте этот поезд идет из Санкт-Морица (или Давоса) в Церматт (и обратно), вдоль Рейна и Роны, преодолевая на своем пути 291 мост и 91 тоннель: дорога занимает порядка 7,5 часов. Впрочем, наиблее нетерпеливые могут проехать часть маршрута, например, из Церматта до Брига или Кура или из Санкт-Морица до Виспа, в этом случае путешествие займет ощутимо меньше времени. Проездные Швейцарской системы путешествий действуют на всех панорамных маршрутах, но нужно заранее забронировать места. А чистые (и большие) окна в панорамных поездах позволяют получать красивые фотографии даже через стекло.


По дороге вам будут рассказывать (к каждому месту в поезде прилагаются наушники и брошюра) про достопримечательности и интересные факты. И, конечно, не обойдется без любимого развлечения всех путешествующих - еды и напитков. Сначала накормят швейцарскими блюдами и предложат швейцарское вино (мы про него почти не знаем, а напрасно), затем продемонстрируют довольно-таки эффектный способ подачи местных настоек (кирша, абрикотина, вильямина и пр.).

Почему-то особенно радуются этому аттракциону туристы из Азии, а их в вагонах будет предостаточно: традиционно поездка на Glacier Express и других панорамных поездах считается одной из самых престижных, это настоящий must при путешествии по Швейцарии.

И из всех красивых и очень красивых дорог Швейцарии особняком стоит Ретийская железная дорога. В 1904 году было построен участок пути с тоннелем Альбула, а чуть позже появился маршрут, соединивший Санкт-Мориц и Тирано. В 2008 году железные дороги Альбула и Бернина были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть Ретийской железной дороги входит в маршрут "Ледникового экспресса".


В начале XX века идея пустить поезд через перевалы, в узкие ущелья, где и обычной дороги-то не было, казалась чем-то из разряда фантастики. Но не для швейцарцев. Железная дорога, позже признанная гением инженерной мысли, включает множество невероятных по красоте виадуков, тоннелей и мостов. Она действительно уникальна, и не только потому, что проходит по невероятно красивым местам, заставляя туристов с фотоаппаратами и видеокамерами метаться от одного панорамного окна поезда к другому.


В свое время эта дорога стала самой высокогорной в Европе (до тех пор, пока не построили железную дорогу на Юнгфрауйох) и сегодня по-прежнему является одной из самых крутых в мире. Поезд петляет по горам и долинам, то поднимаясь вверх, ближе к заснеженным вершинам, то спускаясь чуть ниже, к уютным деревням. Проезжая крохотные станции и разглядывая ярко-красные поезда и вагоны, никак не отделаться от ощущения «дежа-вю». И, покопавшись в памяти, начинаешь понимать, с чего были скопированы популярные железнодорожные модели. Вот здание станции и вокзал, вот разные типы вагончиков и электровозов, виадуки, мосты, развязки – такое ощущение, что, будто по волшебству, железнодорожный макет, со всеми его деталями, игрушечными разрисованными домиками и деревьями, взяли и увеличили в десятки раз.

Зачем тащиться на курорт на поезде, если есть автомобили, спросит скептик. В некоторых случаях путешествия на машине по Швейцарии, действительно оправдано - например, если планируются ежедневные поездки в новую зону катания, удобнее иметь под рукой автомобиль. Но арендовать машину имеет смысл не всегда: дело в том, что на большинстве горнолыжных курортов автомобиль просто не нужен. Более того, в некоторых деревнях пользоваться машинами нельзя - их придется оставлять на парковке на въезде на курорт или рядом с ним. В частности, к таким курортам относится Церматт и Саас-Фе, а также Венген (в него вообще можно добраться только на поезде), Бетмеральп и Ридеральп. Если же совершенно не хочется тащить за собой чехол с лыжами и чемодан впридачу, можно поручить сделать это за вас швейцарским железным дорогам - услуга Fly Rail позволяет сделать так, чтобы ваш багаж приехал к месту назначения без вас, прямо из аэропорта, вам даже не придется ждать свой багаж. Это особенно удобно, если по дороге на курорт (или обратно) вы собираетесь провести день-другой в швейцарских городах. Детали и правила доставки можно уточнить на сайте sbb.ch .


Полезное:
Swiss Pass (действует на всех видах транспорта по всей стране без ограничений): € 222 на 4 дня (2 класс). Дети до 16 лет путешествуют с одним из родителей бесплатно (при наличии у родителя проездного билета). Также есть билеты со скидками для молодежи, на фиксированное количество дней (Swiss Flexi Pass). Для поездки только от аэропорта до курорта и обратно имеет смысл приобрести Swiss Transfer Ticket (продается только за пределами Швейцарии, у туроператоров и турагентств, либо его можно заранее заказать с доставкой на сайте sbb.ch): от €108 (2 класс, билет в обе стороны).

Панорамные маршруты:

Glacier Express ("Ледниковый Экспресс")
Маршрут: Церматт - Бриг - Андерматт - Кур - Давос/Санкт-Мориц
Время в пути: 7,5 ч. Выполняется в течение всего года. Зимнее расписание действует с 9 декабря по 8 мая. Путешествие проходит по 291 мосту, через 91 тоннель и перевал Оберальп на высоте 2033 м.

Предварительное бронирование мест в вагоне " Glacier Express" обязательно и подразумевает доплату в 13 CHF зимой, 33 CHF - летом. Расписание и цены:

Golden Pass ("Золотой перевал")
Маршрут: Люцерн - перевал Брюниг - Интерлакен - Цвайзимен - Монтре (/Женева)
Время в пути: 5,5 ч. Выполняется круглый год.

Два языка, три мира, шесть озер, один маршрут - всё это "Золотой перевал". Маршрут соединяет между собой Центральную Швейцарию и Женевское озеро. Поезд отправляется в путь из исторического Люцерна через перевал Брюниг вдоль озера Бриенц в Интерлакен, затем через к виноградникам Лаво.

Между Монтре и Цвайзимменом курсирует поезд "Золотой Перевал Классик" (Golden Pass Classic) с вагонами, стилизованными под знаменитый "Восточный Экспресс".
Рекомендуется бронирование мест.

Bernina Express ("Экспресс Бернина")
Маршрут : Кур - Санкт-Мориц - перевал Бернина - Поскьяво - Тирано (- Лугано)
Время в пути: 4 часа. Выполняется круглый год.

Этот маршрут соединяет Кур (кантон Граубюнден) с Тирано. Общая протяженность маршрута - 145 км. Поезд поднимается на перевал Бернина, на высоту 2253 метра, пересекает 196 мостов и проходит через 55 туннелей. Из Тирано (Италия) можно продожить маршрут на современном автобусе через Велтлин до Лугано (только летом).
Бронирование мест в поезде и автобусе обязательно.

Swiss Chocolate Train ("Швейцарский шоколадный поезд")
Маршрут: Монтре - Грюйер - Брок и обратно
Время в пути: 8 часов. Выполняется с мая по октябрь.

Швейцарский шоколадный поезд - это совместный проект компаний GoldenPass Services и Cailler-Nestle. Отправляясь в путь в вагоне "Belle Epoque" или современном панорамном вагоне, можно увидеть живописные террасы виноградников над Монтрё и средневековый городок Грюйер, родину знаменитого сыра. После экскурсии поезд идет в Брок, где расположена знаменитая фабрика швейцарского молочного шоколада. В стоимость включены следующие услуги:
. бронирование места
кофе и круассаны в поезде
автобус от вокзала в Грюйере в деревушку и обратно
посещение замка Грюйер
посещение сырной фабрики в Грюйере
видео-презентация, посещение производства и дегустация на кондитерской фабрике Nestle

Расписание: май, июнь, сентябрь и октябрь: по понедельника, средам и четвергам, июль-август: ежедневно. Отправление из Монтрё в 9.12, возвращение в Монтрё - 17:40. Цена: CHF 99.- для взрослых, CHF 69.- для детей и обладателей дисконтной карты.

Wilhelm Tell Express Экспресс "Вильгельм Телль"
Маршрут: Люцерн - Люцернское озеро - Флюелен - Сен-Готтард - Беллинзона - Локарно/Лугано
Время в пути: 5 часов. Выполняется круглый год.

Скорость - это не то, чего следует ожидать от Экспресса "Вильгельм Телль". Маршрут начинается в Люцерне, на борту исторического двухпалубного колесного парохода, такого же, как и сто с лишним лет назад. После этого можно пересесть на панорамный поезд для продолжения путешествия в Локарно, Тичино - итальянскую часть страны. Дорога в этот кантон идет через знаменитый перевал Сен-Готтард.
Бронирование мест обязательно.

Где купить билеты на швейцарские поезда?
Проездные билеты Швейцарской системы путешествий можно купить у аккредитованных туроператоров в России. Их полный список: , цены на билеты не отличаются от швейцарских. Некоторые виды билетов, в частности, Swiss Tranfer Ticket, можно купить только за пределами Швейцарии.

Билеты на разовые поездки и некоторые виды проездных можно заказать заранее через Интернет: sbb.ch .

Выбрать подходящий вид проездного билета можно при помощи сервиса

Сегодня поговорим о поездах в Швейцарии. Я большой фанат железных дорог, для меня вокзалы, перроны и локомотивы с детства складываются в романтику путешествия, которую не способен воспроизвести никакой авиатранспорт. Иногда из-за этой романтики я пускаюсь на странные авантюры - например было дело я потрясся всю ночь в старом азиатском вагоне вместо получасового перелёта . Но кататься на швейцарских поездах - одно удовольствие, это быстро, красиво и удобно.

Нравится такой локомотив? В конце поста фотки разных поездов страны

А главное - это почти всегда по расписанию, в отличии от соседней Германии, чьи железные дороги меня разочаровали .

Регулярные читатели моего блога несомненно заметили за мной постоянное нездоровое восхищение . Я до сих пор считаю, что в вопросе рельсового транспорта японцы впереди планеты всей, однако, швейцарцы от них не так сильно отстали. Вся страна тщательно покрыта паутиной железнодорожных путей:

На этой карте жёлтые линии обозначают автобусные маршруты. А красным отмечены железные дороги. Большинство из поездов в стране принадлежат государственной ж/д компании с красивым именем...

1. "SBB CFF FFS" , девять согласных букв, которые можно встретить по всей стране. Это сокращение названия, значащего "Швейцарские федеральные железные дороги" на трёх из главных государственных языков: немецком, французском и итальянском. Каждые три буквы представляют собой аббревиатуру одних и тех же слов на отдельном языке. (Четвёртый официальный язык страны, романшский, в официальном названии не используется, иначе к надписям пришлось бы добавить ещё "VFS".)

2. Все надписи по системе тоже дублируются на трёх главных языках, а ещё на английском. Так что можно не бояться что-то не понять и проворонить. Популярные города тоже объявляются в том числе и на английском.

3. Если у швейцарских поездов и есть хоть какой-то недостаток, то это их дороговизна. Билет между не столь далёкими городами может стоить около $50. Надо проехать через всю страну? Это уже будет $100 или дороже.

4. К счастью для нас, туристов, в стране есть железнодорожный (и не только) абонемент, называется Swiss Travel Pass. Он продаётся на 3, 4, 8 и 15 дней, и покрывает поездки на большинстве транспорта по всей Швейцарии. Его можно купить в первом или во втором классе. Взрослый абонемент второго класса стоит от 216 франков (за три дня) до 458 (15 дней). Как видите, он становится более выгодным, если брать его на дольше. Абонемент можно купить в железнодорожных кассах (включая аэропорты Цюриха и Женевы), он даёт право бесплатного проезда на поездах, городских системах общественного транспорта.

5. С его помощью можно даже прокатиться на исторических лодочках-паромах по Женевскому Озеру!

Короче, если вы планируете поездку, в которой надо будет немало передвигаться по стране, советую вам приобрести этот абонемент. Он не то чтоб дешёвый, но в итоге выходит дешевле, чем отдельно взятые билеты. Плюс, вы ещё и кучу времени сэкономите, так как не надо будет каждый раз стоять в очередях в кассы, а можно спокойно прыгнуть в следующий поезд в нужном направлении.

Все маршруты поездов есть в гуглокартах, так что найти поезд до нужной станции не составит труда. Ещё, компания SBB CFF FFS выпустила отдельные приложения для телефонов, которые тоже позволяют планировать маршрут (есть версии для Андроида и для iOS).

Исключением из этого абонемента являются различного рода подъёмники на вершины гор. На них нужно покупать билеты, однако держатели Swiss Travel Pass получают скидку в 50%. Высокогорный трамвайчик в Церматте , и гондолы в чудесной долине Лаутербруннен входят в эту категорию транспорта.

6. Главное, если вы купили Travel Pass второго класса, не перепутать, и не сесть по ошибке в первый. Классы различать несложно: на каждом вагоне у входа написана белая цифра "1" или "2".

7. Как и у соседей-немцев, в Швейцарии большинство междугородних поездов двухэтажные. Красно-белая гамма - фирменный стиль для составов, принадлежащих SBB CFF FFS.

8. Роскошные сидения первого класса бывают и на первом и на втором этажах. Выглядит это вот так:

9. Я в первом классе не ездил, и вам не советую, без соответствующего билета. И вообще без билета здесь лучше не кататься - почти в каждой поездке за неделю мне попадался контролёр, который внимательно проверял все билеты. Здесь активно борются с зайцами.

10. Впрочем второй класс тоже весьма комфортен - здесь удобные мягкие сидения, и есть возможность поработать во время длинных переездов.

11. Столик раскладывается, чтобы было удобно садиться и вставать, но при желании можно увеличить его площадь, чтобы поставить компьютер.

13. Вообще, что очень радует в этих поездах, это разнообразие конфигураций сидений. Швейцарцы понимают, что у разных пассажиров есть разные потребности. Кто-то хочет тихо работать, кто-то смотреть в окно в одиночестве, а кто-то общаться дружной компанией. В швейцарских поездах для всех этих людей найдётся своё место. Вот например часть вагона, подходящая для больших тусовок (это тоже 2й класс):

Я не раз наблюдал, как такую занимали весёлые группы подростков, которые, кстати, спокойно разъезжают из одного города в другой без присмотра взрослых. Этим ребятам на вид было лет 13.

14. Для пассажиров помоложе, в поездах есть специальные игровые зоны. Родители могут отвести туда своих детей, чтобы тем не было скучно во время долгих поездок. Это хорошо для всех: ребёнку весело, родителям не надо выдумывать, чем бы их занять, а пассажирам в остальных вагонах спокойно.

Признаюсь, такое я видел в поездах несколько лет назад, почему-то в эту поездку мне эти вагоны-площадки не попадались. Надеюсь, их не отменили - это реально крутая штука.

15. А ещё в поездах (правда не всех) есть специальные тамбуры для велосипедов.

16. Внутри них сделаны специальные крепления, куда можно прицепить велики, лыжи и прочее.

17. Некоторые прицепляют сюда детские коляски.

18. Ну и какой уважающий себя европейский поезд может обойтись без вагона-ресторана?

19. В двухэтажных поездах дальнего следования, рестораны обычно наверху.

20. Здесь всё как положено: скатерти, нормальные стулья, которые можно придвинуть, официант и меню. Даже наливают. Сидишь, ешь, а за окном пробегают швейцарские красоты. Впрочем, о них чуть позже.

21. На нижнем этаже расположено кафе, для менее формальной обстановки. Здесь можно перекусить по-быстрому (если ехать не так далеко).

22. Давайте немного посмотрим на вокзалы и станции, ведь они тоже сильно влияют на общее ощущение от железнодорожной системы... Вот главный вокзал Цюриха - огромное здание с высокими сводами, под которыми вывешивают работы скульпторов. Здесь ещё несколько подземных уровней есть.

23. Вокзал настолько огромен, что в его здании иногда устраивают рынок! Фермеры до всей Европы устанавливают прямо на вокзале шатры и привозят свой товар на продажу.

24. Вот например фрукты-овощи продаёт на какая-нибудь бабулька с газеты, а представитель фермерской группы BioLand. Всё это выглядело так аппетитно, что я не сдержался и купил у него свежих ягод.

25. А это уже вокзал в Берне (да-да, в том самом, где пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку). Изящно закругляющиеся навесы над эскалаторами к платформам сделаны из дерева. Выглядит очень здорово.

26. На платформах висят мониторы, показывающие когда и куда будет следующий поезд, где он остановится на платформе, и где будут расположены вагоны первого и второго класса, а где - ресторан.

27. Да каждой станции полагаются часы. Желательно на какой-нибудь башне. Ведь всё-таки, .

28. Даже на самых небольших полустанках есть башенка с часами!

Правильное время тут очень важная вещь, так как вся железнодорожная система страны отлажена, словно точный часовой механизм. Расписание поездов рассчитано так, чтобы большинство пересадок длилось не более десяти минут (часто бывает и пять!) При этом учитывается то, на какую платформу приходят оба поезда, чтобы дать пассажирам шанс успеть дойти нормальным (но не расслабленным!) шагом от одного состава до другого. В редких случаях, когда случаются незначительные задержки, поезд, на который вы хотите пересесть тоже подождёт пару минут.

29. А вот для железнодорожных платформ, компания заказала специальную модель часов. Этот механизм и дизайн разработал швейцарский инженер Ганс Хильфикер в 1944 году. Да, вы не ослышались! Во всём мире война шла, а нейтральные Швейцарцы совершенствовали железнодорожные часы. (С другой стороны, почему бы и нет, если в СССР могли в 1942 думать о новой букве алфавита !) Короче, швейцарские ж/д часы стали с тех пор национальным символом, и примером хорошего лаконичного дизайна. Их даже выставляют у нас в Нью Йорке в MoMA.

Оказывается, эти часы настолько известны, что их решила стырить компания Apple, когда модернизировала стиль своей прошивки айфонов. В шестой версии iOS, вышедшей в 2012 году, иконка часов была подозрительно похожей на швейцарский дизайн, вплоть до кружка на конце красной секундной стрелки. Швейцарцы подали иск на мирового производителя гэджетов, правда до суда дело не дошло. Эппл заключил соглашение, позволяющее им использовать этот дизайн. Точная сумма сделки неизвестна, но аналитики считают, что швейцарцы получили порядка 20 миллионов франков за употребление известного циферблата.

Кстати, фишка этих часов не только во внешнем виде. Механизм тоже имеет интересную и неочевидную особенность: в конце каждой минуты, секундная стрелка немного задерживается, чтобы синхронизироваться со всеми остальными часами на станции. Таким образом, все часы на вокзале всегда показывают в точности одинаковое время.

30. Да, швейцарские поезда удобны, и ходят по расписанию, однако это то, что мы ожидаем от всех нормальных поездов (к сожалению, это не всегда так работает). Но вот в чём они превосходят ожидания, так это в красоте пейзажей за окном. Сидя в вагоне у окошка, вы можете наблюдать как мимо вас проносятся зелёных холмы, высокие горы, голубые озёра, и маленькие городки с остроконечными церквушками.

31. Часто железная дорога проложена прямо в паре метров от берега озера.

32. Тогда кажется, что весь этот великолепный пейзаж создан специально для вас - для пассажира. Например ездить вдоль Женевского озера - одно удовольствие, особенно в ясный день. На дальней стороне виден французский берег, там возвышаются Альпы.

33. Даже если ваш поезд идёт не по самой кромке воды, всё равно красиво. Вас порадует вид зелёных полей и виноградников.

34. А уж если вы завернёте в горы, то сможете снимать заснеженные вершины прямо из окна своего состава.

Швейцария богата на природные красоты, и железные дороги - один из лучших способов всё это увидеть. Где ещё так красиво за окном вагона? В Японии, вот где . Но тут трудно выбрать фаворита.

35. Давайте, покажу вам несколько разных видов поездов, которые мне повстречались за неделю активного использования швейцарских железных дорог. Начну с самого милого - этот красавец-локомотив уже был на заглавной фотке, но не грех показать его ещё раз!

Кстати, если кто-то знает модель этого или других поездов, пишите в комментариях, я добавлю информацию в пост. А то я в этом плане полный чайник.

36. Двухэтажный поезд дальнего следования я вам уже показал, а вот это более региональный, который едет в горный Церматт .

37. Бывают и совсем маленькие поезда, скорее похожие на трамвайчики. Они ходят по узко-колейным путям. Именно на таком мы ехали до крохотного городка, где в многовековом доме живёт моя подруга Алиса .

38. Кстати, не все поезда в стране принадлежат федеральному железнодорожному агентству. Есть и частные линии. И если вагоны SBB CFF FFS как правило красно-белые, то частные компании выбирают другие цвета своих ливрей. Например в округе Берна ходят зелёных поезда BLS.

39. А вот такие тёмно-синие составы я видел возле Лозанны.

40. А вот такой сине-жёлтый состав поднимал нас от озёр наверх к долине эльфов .

41. Вообще, на таких частных узко-колейных линиях, ведущих в горы, можно увидеть очень симпатичные вагончики. Причём видно, что многие из них довольно старых дизайнов.

42. Очевидно, частные компании не выкидывают все устаревшие вагоны, а оставляют несколько в виде музея на рельсах. А что, если это работает для нью-йоркского метро , почему бы и не здесь?

43. Посмотрите, какая прелесть!

44. Самая главная хитрость в швейцарских поездах - сесть у окна или в начале или в конце поезда. На поворотах вы сможете сфотографировать не только красивый пейзаж за окном, но и хвост/голову вашего состава, который будет прекрасно гармонировать с окружающей зеленью.

Вот, честно, не представляю, как можно не любить поезда. А если вы их любите, то Швейцария - лучшая страна, для того, чтоб на них кататься.

Швейцарские железные дороги не просто перевозят туристов от одной достопримечательности к другой. Они и сами являются достопримечательностью. Например, большая гордость Швейцарии - Ретийская железная дорога, которая работает с 1888 года. В свое время она была самой высокогорной в Европе. Ее построили через невероятные перевалы и ущелья, поэтому здесь особенно много виадуков, тоннелей и мостов. По ней пролегают самые живописные железнодорожные маршруты - Ледниковый Экспресс и Бернина Экспресс (про Бернину я рассказывал в посте про ). Отрезки путей, по которым они следуют, включены в список наследия ЮНЕСКО.

Сегодня я расскажу о том, чем так хороши швейцарские железные дороги.

Швейцарские железные дороги (SBB) считаются самыми комфортными в мире. Во-первых, сеть дорог в Швейцарии очень плотная, поэтому на поезде можно добраться в любой город и практически в любую деревню. Во-вторых, поезда ходят с большой частотой: между крупными станциями они курсируют с интервалом в полчаса, а пересесть с одного поезда на другой можно за 10-15 минут.

Швейцарские поезда практически беззвучны, они чистые и удобные. На выходах непривычные русскому глазу нормальные ступеньки. По ним спокойно поднимется и ребенок, и пожилой человек, чего не скажешь о ступеньках в российских поездах.

Для инвалидов есть специальные подъемники, никаких проблем с погрузкой маломобильных людей в поезд не возникает.

До середины прошлого века у поездов было 3 класса вагонов, но в 1956 году Швейцарские железные дороги перешли на двухклассовую систему. Посмотрите, как выглядит интерьер.

Во многих поездах есть розетки и вай-фай, кроме того во время поездки можно будет вкусно поесть и отведать швейцарское вино.

У поездов большие и всегда чистые окна. Большинство железнодорожных маршрутов проходит по удивительно живописным местам, поэтому главное в поездах - предоставить пассажирам хороший обзор.

Для туристов здесь действует Система путешествий по Швейцарии (STS) . Она идеально продуманная и экономичная, включает в себя помимо железнодорожных водные и автобусные маршруты. На карте видно, что по этой системе фактически можно попасть в любую точку страны. Железнодорожные маршруты обозначены красным.

Система удобна своими проездными билетами : например, по билету SWISS Travel Pass можно сколько угодно кататься на поездах по всей стране. Его можно приобрести на срок от четырех дней до месяца. Он также действует во всех видах общественного транспорта в 75 швейцарских городах. И вдобавок он является пропуском в 470 музеев Швейцарии. Кстати, такой билет на время своего путешествия получит победитель квеста .

Система путешествий по Швейцарии включает в себя знаменитые панорамные маршруты: Ледниковый Экспресс, Бернина Экспресс, Золотой перевал, Экспресс Вильгельм Телль и разные другие. При наличии проездного по ним тоже можно кататься бесплатно. Но на некоторых из нух нужна будет доплата за бронирование места в вагоне. Для любителей природы и горных пейзажей такие поездки ни с чем не сравнятся.

Например, на маршруте Золотого перевала вы вдоволь насмотритесь на еловые леса и зеленые пастбища с пасущимися коровами. С высоты дороги можно любоваться озерами и далекими заснеженными вершинами Альп. На Предальпийском Экспрессе открываются виды на крутые обрывы и живописные холмы. А Экспресс Вильгельм Телль проходит через знаменитый перевал Сен-Готард (тот самый, по которому Суворов вел русские войска в 1799 году). Поезда преодолевают его через тоннель.

В этом году в этом месте откроют новый тоннель, который станет самым длинным железнодорожным тоннелем в мире. Его протяженность составит 57 км. Он сэкономит пассажирам около часа. Летом его испытают, потом по нему начнут ходить грузовые поезда, а в полную силу он заработает в декабре.

Ну и конечно же, часть железнодорожных маршрутов включена в Гранд Тур по Швейцарии. :) Можете кликнуть на картинку, чтобы посмотреть красивую интерактивную карту с описанием мест, по которым проезжают поезда Гранд Тура.

Швейцария - страна железнодорожная. Практически в любой населенный пункт можно добраться на поезде, городской электричке, по зубчатой железной дороге или рельсовыми фуникулерами. Я не буду рассказывать про федеральные железные дороги, так как в поездке пользоваться ими мне не пришлось, а вот самые интересные локальные железнодорожные маршруты мы использовали.

1. Знакомство с железнодорожной инфраструктурой началось с узкоколейной железной дороги Matterhorn Gotthard Bahn, а точнее с ее участком на тоннеле Фурка на высоте 1,564 м над уровнем моря, длинной 15.34 км. Особенность этого участка состоит в том, что специальные платформы перевозят автомобили, причем с пассажирами.

2. Покупаете билет, заезжаете на платформу и через 25 минут вы с другой стороны перевала. Быстро, удобно, безопасно. Выходить из машины во время движения запрещено!

3. А теперь самая крутая железная дорога в мире Pilatusbahn с максимальным градиентом 48% и средним градиентом 35%. Линия проходит от озера Люцерн, до конечной остановки вблизи вершины Pilatus на высоте 2 073 м. Первый паровоз поднял пассажиров 4 июня 1889, а 15 мая 1937 года на маршруте появились поезда на электрической тяге.

4. Подъем и спуск по маршруту Alpnachstad - Pilatus Kulm и обратно стоит 72 швейцарских франка, причем спуститься можно и в город Kriens используя фуникулер. Поездка с собачкой дополнительно обойдется вам в 14 франков.

5. В наших планах ночевка на высоте 2132 метра, поэтому наши "чумоданы" загружают в неиспользуемую заднюю кабину машиниста.

6. Поехали! Виды из окна покажу в другом репортаже, а сейчас только транспортные фото.

7. Дорога одноколейная, посредине маршрута место для разъезда со встречными поездами.

8. Вагон Pilatusbahn на подъезде к вершине.

9. Вокзал, он же Hotel Bellevue, он же ресторан для туристов. Само собой, все эти заведения находятся на разных этажах:).

10. Наш следующий маршрут начинается в коммуне Лаутербруннен, кантоне Берн. Поезд зубчатой железной дороги Wengernalpbahn открытой в 1893 году доставит нас в деревню Венген, чтобы оттуда мы совершим поездку по высочайшей железной дороге в Европе Jungfraubahn.

11. На фотографиях не видно, но уже темно, льет мелкий дождь, из окна поезда вообще ничего не было видно. Поэтому я еще вернусь к этой дороге позже, после поездки по Jungfraubahn.

12. "Ретро-поезда" тоже еще работают, но мы поедем вот на этом, который справа.

13. Чистые и современные поезда Wengernalpbahn.

14. Поезд на промежуточной станции Eismeer железной дороги Jungfraubahn. Стоянка поезда 5 минут, поэтому можно выйти и полюбоваться вечными льдами и величием скал. Интересно, что Гайер получил разрешение на строительство при условии предоставления доказательства, что разрежённый воздух высокогорья не нанесёт вреда здоровью рабочих, а позднее и пассажирам железной дороги. Поэтому 15 сентября 1894 года в три часа утра из Церматта на Брайтхорн в Пеннинских Альпах (кантон Вале) отправилась группа испытуемых. Семь человек в возрасте от 10 до 70 лет отнесли на носилках на высокогорное плато на высоту 3750 м, результат повторного обследования не обнаружил отрицательного воздействия прогулки на их здоровье, после чего разрешение было выдано.

15. Перепад высот 1400 метров, протяженность 9 км. Для любителей поблевать есть пакетики.

16. И снова Wengernalpbahn.

17. Билетик недорой, в пределах 5 франков, поездами пользуются не только туристы, но и местные жители.

18. Виды завораживают.

20. Встречаем ретро-поезд, который ходит 2 раза в день.

21. Красиво?

22. И вот, мы снова на вокзале Lauterbrunnen.

23. Поезд зубчатой железной дороги Berner Oberland Bahn.

24. Ну, и на последок железная дорога Montreux Vevey Riviera (MVR).

25. Особенность дороги в том, что поезд нужно останавливать с помощью кнопки на специальной колонке. Если этого не сделать, то он проходит мимо. Такая же кнопка есть и в вагоне.

26. Не могу сказать стоимость билетика на этот поезд, так как все отели в большинстве городов Швейцарии выдают гостям транспортные карты, в которые входит и проезд на городских электричках и фуникулерах. А в кантоне Женева даже и экспресс в аэропорт.

27. Часть вагона выделена под пассажиров первого класса.

28. Поднявшись на фуникулере Territet - Glion видим поезда железной дороги Montreux-Glion-Rochers de Naye (MGN). Прикольно, сзади поезда еще тележка для грузов.

29. И вот такой необычный девайс.

30. Поезд Швейцарских федеральных железных дорог SBB-CFF-FFS на вокзале в Vevey.

31. Кстати, на участках железных дорог мне попадались ну ооочень старые рельсы. Вот такой железнодорожный репортаж. Будет еще много интересного из Швейцарии, следите!

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Понравилось? Лайкни нас на Facebook