Монте-Альбан – мистическая связь между прошлым и настоящим. Монте-альбан, первый город мезоамерики Монте альбано

В юго-восточной части Мексики находится древнее поселение доколумбовой эпохи Монте-Альбан. Оно расположено рядом с одноимённой столицей штата Оахака и лежит на вершине низкого горного плато, высотой около 1950 метров, с которого открывается великолепная панорама всей долины.

Монте-Альбан возник около 500 г. до н.э. и считается древнейшим городом Мезоамерики. Город быстро превратился в центр интеграции племён всего региона и главное место организации их военной и экономической жизни. Вскоре он стал столицей сильного государства Сапотеков, которое контролировало большую часть Оахакского нагорья, и оставался ею более тысячи лет. Период его расцвета лежит между 6 веком до н.э. и 6 веком н.э. На пике своего развития население города достигало 25 тыс. человек. Социальная структура сапотеков имела чётко выраженный классовый характер. По сути это было теократическое общество, в котором официальный глава государства не имел всей полноты власти, которая находилась в руках жрецов. Религией сапотеков был политеизм. Из множества божеств, которым они поклонялись, важнейшим считался бог дождя Косико. Они также исповедовали культ предков и верили в происхождение людей из камней и деревьев. Эта загадочная цивилизация накопила большой запас натурфилософских знаний. Их достижения в сферах астрономии, математики, архитектуры и искусства не уступают уровню древних майя или инков. В 500-750 гг. н. э. город утратил своё значение и вскоре был практически заброшен.

Причины упадка Монте-Альбана пока остаются невыясненными. Учёные полагают, что на каком-то этапе своей истории государство сапотеков было завоёвано миштеками, которые позднее начали использовать Монте-Альбан в качестве некрополя. К 700 г. н.э. город был полностью покинут, через какое-то время повторно заселён, и хотя он потерял своё былое значение и сильно обветшал, тем не менее, сохранился до прихода испанцев, которые и дали ему его современное название в честь знаменитого конкистадора Диего Лопеса де Монте-Альбана. В центре города находилась главная площадь, занимавшая территорию в 55 акров. Она была окружена террасами, на которых стояли жилые здания и дворцы, утопавшие во множестве садов. В городе также находились пирамиды, культовые сооружения, обсерватории, галереи и поля для игры в мяч. Последние интересны тем, что в отличие от подобных сооружений у майя, не имеют каменных кругов, а края поля наклонно поднимаются кверху. Эта форма, скорее всего, связана не столько с необходимостью создания мест для зрителей, сколько с особенностями игры. В отличие от майя, во время спортивных состязаний у сапотеков, практика человеческих жертвоприношений отсутствовала.

В городе находится множество усыпальниц и гробниц. Большинство из них венчают купола и украшают фрески. Этот архитектурный стиль считается наиболее совершенным в Западном полушарии, и является свидетельством высокого культурного развития цивилизации, создавшей его. На стенах храма Танцоров сохранились прекрасные барельефы, с фигурками людей, воспроизводящими танцевальные па. Ряд учёных считает, что данное здание служило больницей, а на стенах запечатлено своеобразное медицинское пособие, содержащее более 150 иллюстраций различных патологий. Другое здание является, пожалуй, единственным во всём городе, местоположение которого никак не привязано к сторонам света. Исследователи считают, что здесь находилась древняя астрономическая обсерватория. Эту гипотезу подтверждает тот факт, что здание сориентировано на точки захода звёзд из созвездий Центавра, Южного Креста и Капеллы. В этих местах до сих пор встречаются потомки сапотеков, разговаривающие на древнем языке и сохраняющие верность традиционной культуре.

  • Адрес: 68140 Оахака, Мексика
  • Дата основания: 500 г. до н. э.
  • Стоимость посещения: около $3
  • Время работы: 8.00‒17.00

Монте-Альбан представляет собой одно из самых крупных поселений доколумбовой эпохи, расположенное в юго-восточной части в штате Оахака. Его столицу – – от археологического комплекса, имеющего большую историческую ценность, отделяет 9 км в восточном направлении. Остатки древних каменных сооружений возведены в центральной части долины Оахака и хорошо видны из любой ее точки, поскольку находятся на горном хребте.

Небольшой экскурс в историю

Монте-Альбан считается самым первым городом, возведенным в Мезоамерике. Это поселение на протяжении более чем тысячи лет являлось значительным экономическим и социально-политическим центром цивилизации сапотеков. Примерно к 500-750 гг. н. э. оно утратило свое значение и постепенно пришло в упадок, а затем было окончательно заброшено. В колониальный период истории Мексики в Монте-Альбан наблюдалось небольшое повторное заселение.

Происхождение названия остается до конца невыясненным. Ученые высказывают следующие теории по поводу этого:

  1. Название произошло от несколько измененного сапотекского слова «danibaan» – «святой холм».
  2. Древний город был назван в честь испанского солдата по фамилии Montalban.
  3. Имя города связано с Албанскими холмами в Италии.

Неизвестно, как точно поселение в древности называли сами сапотеки, так как исторические источники, относящиеся к периоду его расцвета, не дошли до наших дней.


Что представляет собой уникальное сапотекское поселение?

Центральная часть Монте-Альбана была построена на вершине холма, подвергшейся искусственному выравниванию, на высоте более 1900 м над уровнем моря (расстояние до комплекса от дна долины составляет 400 м). Она окружена несколькими сотнями искусственных террас и десятками строений, защищенных насыпями, которые занимают практически весь горный хребет и его отроги. К северу от города на холмах Эль-Гальо и Атцомпа также расположены руины индейских поселений, считающиеся частью археологического комплекса.

Центральную площадь заброшенного города украшает несколько пирамид с плоскими вершинами, накрытыми большими плитами. До наших времен дошли:

  • Затонувший патио, некогда выполнявший роль бассейна для купания или резервуара для водоснабжения;
  • незначительные фрагменты колоннады;
  • руины зданий и гробницы;
  • Галерея танцоров – сооружение, где были обнаружены барельефы с изображениями танцующих мужчин. Иногда высказываются предположения, что это убитые враги, люди, принесенные в жертву, или пациенты древней сапотекской больницы.

С Южной платформы можно увидеть загадочное строение со ступенчатым фасадом, известное как Обсерватория. Неподалеку находится площадка для игры в мяч, на которой отсутствуют каменные кольца, имеющиеся на других пирамидах, поэтому представить, как проходила игра, довольно сложно. В одной из пирамид сделано внутреннее помещение, которое в дни солнцестояний полностью освещается солнцем так, что ни одного затененного уголка не остается.


Для посещения туристами также открыт археологический музей, где представлены произведения искусства, бытовые предметы и другие артефакты, добытые при раскопках поселения. Рядом с ним расположены сувенирная лавка, в которой продают маски, керамические фигурки, браслеты, бусы и мн. др, и небольшое уютное кафе.


С вершины холма открываются удивительные виды, однако путешественникам перед подъемом стоит позаботиться о защите от палящего южного солнца.

Как добраться до поселения?

Из в Монте-Альбан любителей древних цивилизаций доставляет туристический автобус, который отправляется от отеля Rivera del Angel с 8:30 до 15:30. Стоимость проезда составляет около $3, причем возвращаться придется в строго указанное в билете время – на осмотр комплекса отводится 3 часа. Также можно заказать такси, которое обойдется в $10-15 в обе стороны.

Город доколумбовой эпохи, а ныне археологический парк в горной долине на юге Мексики, Монте-Альбан был основан приблизительно в 500-х гг. до н. э., просуществовал до 850-х гг. н. э. и был оставлен его обитателями по неясной до сих пор причине. За 13 веков здесь была создана процветающая цивилизация, главную роль в которой сыграли сапотеки, один из древних этносов Мезоамерики.

Монте-Альбан: Город, вырезанный в горе

В Монте-Альбане с большой художественной силой воплощено бесхитростное представление индейцев о мироустройстве, сегодня, напротив, кажущееся замысловатым и причудливым.

Древний город Монте-Альбан является одной из наиболее ярких исторических и находится на юге страны в центральной долине хребта Оахака, между горными системами Сьерра-Мадре и Сьерра-Мадре-дель-Сур Мексиканского нагорья Внутренних Кордильер.

Этот город был основан приблизительно в 500-х гг. до н. э. Все его основные здания и сооружения имели сакральное значение. В середине IX в. город был оставлен его обитателями.

Что было этому основной причиной - осталось тайной. За 13 веков здесь была создана процветающая цивилизация, главную роль в которой сыграли сапотеки, один из древних этносов Мезоамерики. Meзоамерика (от древнегреческого мезос - «средний») - термин, введенный в 1943 г. германским антропологом П. Кирхгоффом.

Это не синоним понятия Центральная Америка и обозначает территорию, простирающуюся от центра Мексики на юг. Мезоамерика включает в себя также сегодняшние Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса. Она гораздо меньше, чем Центральная Америка, по площади, но имеет особое значение как историко-культурный регион.

Самыми крупными этносами Мезоамерики в доколумбову эпоху были ольмеки, сапотеки и миштеки. Их цивилизации тесно взаимодействовали с ацтеками и майя, но при этом и ольмеки, и сапотеки, и миштеки как цивилизации имели каждая свои самобытные черты. Заложили Монте-Альбан ольмеки - так (условно) обозначали ученые приверженцев антропоморфного культа ягуаров. Построили, или, вернее, как образно было сказано кем-то из историков, «вырезали из горы», сапотеки, также обожествлявшие ягуаров.

Этноним «сапотеки» (сапотекатль) происходит из языка ацтеков науатль и переводится как «жители местности, где растет сапота». (Сапота - дерево, распространенное на юге Мексики, дающее питательные маслянистые плоды и прочную древесину.) Сапотекский язык сохранился в отдельных языковых анклавах современной Мезоамерики, и само название сапотеков на нем - беэнаа саа, или пени саа («народ облаков»). Это очень похоже на отзвук многовековой конкуренции сапотеков с миштеками, именно миштеков те же ацтеки называли «народом облаков» (миштекатль).

Основу Вселенной в Мезоамерике символизировал прямоугольник или квадрат. И четыре главные в Монте-Альбане постройки, предназначенные для божеств, были более или менее точно ориентированы на четыре стороны света. Идеальное жилое пространство, будь то дом или город, - тоже было прямоугольным. Монте-Альбан в контексте этой культуры - классика.

Все его строения из камня были расположены по периметру и внутри центральной прямоугольной площади размером 200 х 300 м. Стоят на каменных платформах, имеют ступенчатые стены и плоские завершения, что делает их похожими на шумерские зиккураты. Главные храмы ориентированы на север и юг. У сапотеков были свои письменность и календарь, характерный стиль керамики с резными орнаментами, уникальный тип погребальных сооружений.


Письменность их, примеры которой остались на священных камнях Монте-Альбана, не столь развитая, как, например, у ацтеков и майя, но она явно заключала в себе иносказательные смыслы. Настолько неоднозначные, что лингвисты могут предъявить сегодня лишь эпизодические успехи в их расшифровке: принцип поиска сравнительных аналогий в других индейских иероглифических системах тут не работает.

С испанского Монте-Альбан переводится как «Белая гора». Так имя города закрепилось в истории и географии с XVI в. На самом деле тут произошло наложение смыслов, но на удивление логичное. Монте-Альбан - фамилия испанского конкистадора, попавшего сюда в числе первых европейцев в 1521 г. Монте - по-испански, «гора», а город стоит на высоте около 2000 м. На языке же сапотеков эта гора называлась (предположительно) Дхауя куч-о-Дауякач - «Холм Священного камня». Миштеки дали ему свое имя - Юкукуи («Зеленая гора»): на поросшей тропической растительностью горе нет ничего белого. Когда сюда пришли испанцы, город был уже практически необитаем, и не у кого было спросить, как точно он называется.

Монте-Альбан считается первым городом Мезоамерики, сразу строившемся именно как город. Для этого была срыта вершина холма, а все здания и сооружения размещены строго по плану.

Монте-Альбан, мексиканская Троя

В XIX-XX вв. Европа словно бы заново открывала для себя Новый Свет после всех разрушений, которые принесла эпоха завоеваний Америки. Монте-Альбан в этом аспекте некоторые археологи считают равнозначным Шлимана.

Через перешеек Теуантепек проходил едва ли не единственный сухопутный путь из центра Мексики на юго-восток, в сторону полуострова Юкатан, что способствовало бурному расцвету в V-IX вв. самого Монте-Альбана и всей территории, подчиненной ему, где жило примерно 500 тыс. человек. Это были в основном земледельцы, выращивавшие маис на основе эффективной для той эпохи ирригационной системы. Из ремесленных промыслов здесь процветали ткачество, гончарное дело, изготовление орудий труда, оружия и украшений из обсидиана, доставляемого из .

Археологи определяют четыре условные фазы истории Монте-Апьбана (все даты приблизительны). Первая (500-200-е гг. до н. э.) - становление сапотекского государства, создание свыше 300 резных каменных монументов. Во II фазу (200 г. до н. э. - 100 г. н. э.) Монте-Альбан - уже столица сапотекского государства. Между 250 и 1 г. до н. э. было возведено здание J, названное так по сходству его очертаний с этой буквой. III фаза (100-300-е гг.) отмечена возведением первой усеченной пирамиды и монументов с резными изображениями пленников после пыток, тела которых представлены со словно бы вывернутыми суставами, за что испанцы с долей цинизма прозвали изображенных людей «танцорами».

В 300-650-е гг. возведены основные храмы и 170 подземных усыпальниц с фресками. В 600-700-е гг. наступает IV фаза. На каменных стелах появляются загадочные иероглифические надписи. К 650-700-м гг. сапотеки утратили свою власть в Монте-Альбане, она перешла к миштекам в итоге череды междоусобных войн и политических интриг Центральная площадь приходит в упадок, а к началу 900-х гг. Монте-Альбан имеет значение прежде всего как некрополь знатных миштеков.

В начале XV в. сапотеки были окончательно изгнаны из Монте-Альбана миштеками. Изгнанники перенесли свою столицу в город Йоо-Паа, созданный ацтеками и миштеками в VII-VIII вв. Ацтеки называли его Науатл Миктлан - «Врата смерти», а испанцы сократили его до просто Митла. В подобной символике для мезоамериканских индейцев не было ничего жуткого. По их верованиям, всякая эпоха неизбежно завершается катастрофой, после которой мир создается заново, причем всякий раз по-разному. Нельзя не признать, что не так уж сильно они на этот счет заблуждались. Митла со временем тоже стала археологической зоной.

И сапотеки, и миштеки культивировали ювелирное искусство и достигли в нем высочайшего мастерства. Среди открытых в Монте-Альбане сокровищниц самый грандиозный вид имела гробница №7: здесь хранились несметные сокровища, всего около 500 предметов. Это чеканные, с выпуклыми узорами золотые браслеты и многоэлементные ожерелья, украшения из нефрита, обсидиана, бирюзы, крупного жемчуга, янтаря, кораллов, застежки из зубов ягуара, костей и раковин.

Среди всего это великолепия были и истинные шедевры - золотая маска бога Шипе Тотека, нос и щеки которой были обтянуты человеческой кожей; табакерка из позолоченных тыквенных листьев; а также миниатюрные черепа, по форме человеческие, высеченные из монолитных кристаллов горного хрусталя (кварца).

На черепах нет ни малейших следов обработки какими-либо инструментами, следовательно, они создавались методом шлифовки, и подсчитано, что шлифовать их, чтобы добиться того результата, который налицо, потребовалось бы не менее 300 лет. Но это в нашем представлении, а секреты абразивов древних индейцев остаются нераскрытыми.

Среди археологов, открывших для мировой культуры Монте-Альбан, наибольший вклад внес мексиканский археолог и этнограф Альфонсо Касо (1896-1970 гг.), памятник которому встречает каждого, кто посещает Монте-Альбан.

Любопытные факты

  • Тлачтли, или пок-та-пок, - командная игра в мяч - была популярна у всех народов Мезоамерики. Перебрасывали мяч руками, разрешалось также прикасаться к нему локтями, коленями, бедрами и ягодицами, для чего эти части тела и голову тоже покрывали кожаными щитками. Надо было провести мяч через одно из двух укрепленных в вертикальном положении каменных колец. Мяч из каучука был диаметром, как правило, 10-14 см, но тяжелым, до 4 кг (в Монте-Альбане — 1,5 кг). Иногда (редко, в каких-то особых случаях) игра приобретала ритуальный смысл. И тогда могли отрубить головы капитанам не проигравших, а выигравших команд. Принести свою жизнь в жертву богам считалось для них высокой честью. А вот археологи в Монте-Альбане ни одного подобного захоронения не нашли и сделали вывод, что, по крайней мере здесь, ничего подобного не практиковалось.
  • В мире известно 13 хрустальных черепов, 9 хранятся в частных коллекциях, 4 - в музеях. Три из музейных выполнены в натуральную величину, 2, как выяснилось благодаря современным исследованиям, - подделки.
  • Среди захоронений сапотеков в Монте-Альбане найдено множество черепов со следами трепанации. Операциям подвергались живые люди, которых, очевидно, усыпляли натуральными нейролептиками или гипнозом. Отверстия делались чаще всего в области левого полушария мозга. Этот факт позволил археологам высказать гипотезу, что, возможно, то были попытки активировать правое полушарие, отвечающее, говоря обобщенно, за эмоции и интуицию, позволяющие многое предвидеть.
  • Научное сообщество археологов и историков предостерегает от псевдонаучных шаблонов, относительно, например, сходства шумерских и сапотекских, и не только сапотекских, пирамид Мезоамерики, из чего делается вывод о высокой вероятности контактов цивилизаций. Это просто гадание на кофейной гуще, предупреждают ученые. И тем не менее факт сходства строительных модулей пирамид в разных пределах древней ойкумены остается волнующей загадкой.
  • Миштеки начали свою экспансию в Монте-Альбан совсем так же, как было принято у монархов Европы и Азии, - через династические браки миштекской знати с сапотекскими принцессами, что дало им большое влияние в Монте-Альбане еще до начала стычек с оружием.

Монте Альбан. Общий вид. Монте Альбан (Monte Albán), центр древней цивилизации сапотеков (600 до н. э. — 1 е тысячелетие н. э.), затем миштеков (до XVI в.), расположен в 10 км к западу от современного г. Оахака (Мексика). В отдельные периоды … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Монте Альбан - Историческая часть города Оахака и центр древней индейской культуры Монте Альбан* Historic Centre of Oaxaca and Archaeological Site of Monte Albán** Всемирное наследие ЮНЕСКО Страна … Википедия

Монте-Альбан - (Monte Albán) город на Ю. Мексики (штат Оахака), в районе которого в 4 в. до н. э. 16 в. н. э. находился политический и культурный центр сначала сапотеков (См. Сапотеки), затем миштеков (См. Миштеки). Археологические исследования у М. А.… … Большая советская энциклопедия

МОНТЕ-АЛЬБАН - (Monte Albán) город, в р не к рого находился один из центров древней культуры Мексики. У М. А. на искусственно созданных террасах на вершинах горной цепи, господствующей над долиной Оахаки, располагался политич. и религ. центр культуры сапотеков… … Советская историческая энциклопедия

Монте Альбан - (Monte Albán), основной церемониальный центр на территории сапотеков (Оахака, Мексика). Памятник имеет многовековую историю. Период I (600–300 гг. до н.э.): на вершине холма возводятся первые строения, известно иероглифическое письмо, счет,… … Археологический словарь

Монте-Альбан - (Monte Albán)Monte Alban, древн. разрушенный город в штате Оахака, юж. Мексика. Основан в 8в. до н.э., приблизительно с 1 по 8в. был центром индейцев сапотеков, затем был занят миштеками еще до испанского завоевания в 16в … Страны мира. Словарь

сапотеки - индейский народ в Мексике (штат Оахака). Численность 380 тыс. человек (1995). Язык сапотек. Верующие католики. * * * САПОТЕКИ САПОТЕКИ (исп. zapotecas, искаж. от ацтекского tsapotekatl, «облачный народ»), индейский народ Мексики, язык которых… … Энциклопедический словарь

Месоамериканская хронология - Месоамериканская хронология принятая методика описания истории доколумбовых цивилизаций Месоамерики в терминах именованных эр и периодов, начиная с самых ранних свидетельств наличия человеческих поселений и до раннего колониального периода … Википедия

Оахака (штат) - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Оахака … Википедия

АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА - Предмет исследования. Предметом исследования в археологии Нового Света являются история и культура коренных народов Америки американских индейцев. Гомогенные с точки зрения расовой принадлежности, индейцы Америки представляют крупную ветвь… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Ацтеки Купить за 1777 руб
  • Ацтеки (изд. 2018 г.) , Доменичи Давиде. В книге рассказывается о доколумбовых культурах, существовавших в Центральной и Северной Мексике на территориях, протянувшихся от плодородных земель долины Оахаки и долины Мехико до обширных…

Монте Альбан (Monte Alban) – это гражданский церемониальный центр древнего поселения сапотеков в регионе Оахака в Мексике. До Монте Альбан можно добраться несколькими способами. Один из них – это покупка туристической экскурсии в одном из агентств Оахаки.

Когда это возможно, мы предпочитаем самостоятельно добираться до исторических мест и самостоятельно же их исследовать , без профессиональных гидов, которые зачастую несут всякую ерунду. Как правило, добраться самостоятельно и без лишних посредников до Монте Альбана, как и до любого другого места на планете, вполне реально.

Итак, вычитав в путеводителе определенную информацию, мы отправились на поиск компании, автобусы которой курсируют между Оахакой и Монте Альбаном в течение дня.

Найти ее не составило труда. Туристические автобусы компании Autobuses Touristicos отправляются от дома 501 по улице Calle Mina . Тут же, в офисе автобусной компании, приобретаются либо экскурсии, либо просто билет на автобус за 25 MNX в одну сторону.

Автобусы с конечных станций отправляются каждый час. Из Оахаки – в 8:30 ч. и т.д., из Монте Альбана – в 13:00 ч. и т.д. Заранее билеты можно не покупать, достаточно лишь прийти на этот пункт отправления за 20 минут до рейса. Утром, как правило, на этих рейсах едут сотрудники парка Монте Альбан, но в автобусе места есть. Мы были единственными иностранцами в салоне автобуса на этом утреннем рейсе в Монте Альбан. Европейцы после своих баров отсыпаются до полудня, а потом толпами едут осматривать достопримечательности, заполняя их в хаотичном порядке.

Дорога на вершину горы, где расположен археологический комплекс Монте Альбан, пролегает по пригороду, плавно превращающемуся в поселок. Дорога серпантином идет по склону горы, с одной стороны дома местных жителей, с другой – обрыв. Водитель, видимо не первый год работающий на рейсе, лихо вертел баранкой – 9 км в одну сторону, 9 км – обратно, несколько раз в день, и так на протяжении нескольких лет.

Автобус остановился рядом с входом в археологическую зону Монте Альбан и весь народ, ехавший с нами, неспешно направился чуть вверх по дороге, огибая деревянную перекладину, и совершенно беспрепятственно проходя на территорию комплекса. Так как указателя мы не заметили, то двинулись вместе с местными, которые, по всей вероятности, просто служащие заповедника. Одна женщина, следующая за нами, окликнула «белых гринго» и указала путь, куда нам следует идти – не так-то легко белым затесаться в косяк мексиканских работяг. Не искушая судьбу и не выискивая приключений, мы прошли в кассу и купили билеты на посещение Монте Альбан (60 MNX ).

На входе в археологическую зону Монте Альбан установлен монумент, информирующий о том, что данная зона находится под охраной ЮНЕСКО. Чуть в стороне находится памятник археологу Alfonso Caso , который и открыл этот древний город сапотеков.

Примечательно то, что Монте Альбан находится на выровненной вершине горы , с которой открываются красивые панорамные виды на город Оахака и долину с одноименным названием. Сам город был построен в 500 г. до н.э. , он долгое время являлся экономическим и политическим центром Сапотекской цивилизации. Примерно в 600 г. н.э. Монте Альбан был покинут и заброшен.

Мы приехали сюда одними из первых, поэтому древний город сапотеков оставался пустынным и ласкаемым первыми лучами восходящего солнца.

Схема Монте Альбан

«Monte Alban archaeological site ». Под лицензией CC BY-SA 3.0 с сайта Wikimedia Commons .

Вход в археологическую зону расположен со стороны Северной Платформы (North Platform) , поэтому исследование руин мы начали со строений в этой части – с комплекса руин под названием Conjunto del Vertice Geodesico (VG Complex) . Вообще, в Монте Альбан большинство зданий вместо названия имеет буквенное обозначение.

Кое-где сохранились старинные рисунки на камнях . Вообще, резьба по камню характерна для Монте Альбан.

Если взобраться на одну из пирамид в VG Complex, весь город Монте Альбан как на ладони, предстает во всем своем величии и горделивом молчании.

Я слышал, что где-то на вершине одной из пирамид в Монте Альбане есть очень сильные энергетические зоны , встав на которые можно почувствовать невесомость.

Не могу сказать наверняка, но, кажется, одну такую зону мы нашли – поток энергии настолько сильный, что при правильном балансе человек может воспарить над твердой поверхностью верхней платформы пирамиды.

У меня почти получилось. Если бы не лишние пара кг…

Наверное, мы слишком увлеклись энергетическими зонами, так как не заметили, как на территории археологической зоны произошло пополнение. На спуске с пирамиды нас уже поджидал местный торговец сувенирами.

Пока мы проходили мимо группы строений B, повстречали следующего торговца.

К тому времени, когда мы спустились вниз с Северной Платформы, заметили, что начали прибывать и туристы, поэтому решили двигаться чуть быстрее, чтобы быть на некоторое время впереди шумных групп.

Мимо здания Sistema IV (System IV) мы пошли в сторону Южной платформы (South Platform) .

Большинство строений в Монте Альбане закрыто для посещения – ни внутрь войти, ни наверх взобраться.

Сразу за Sistema IV находится еще несколько строений, в том числе Edificio de los Danzantes , рядом с которым выставлена галерея Galeria de los Danzantes . Эта галерея из каменных блоков, на которых изображены танцующие мужчины, – лишь копии, а оригиналы находятся в национальном археологическом музее города Мехиико-Сити.

Галерею Galeria de los Danzantes называют галереей обнаженных танцоров. Если присмотреться, то можно заметить, что некоторые из танцоров наносят увечья своим половым органам.

Среди зданий, расположенных по периметру главной площади Монте Альбан, находятся дома знати. Сама же площадь имеет размеры 300 на 200 метров.

Панорамы Монте Альбан

https://www.google.com/maps/@17.0422487,-96.7679338,3a,75y,5.02h,93.68t/data=!3m5!1e1!3m3!1szLsjTlE1752yejUlJYf4uQ!2e0!3e5?hl=ru

На Южной Платформе находится большая площадка с пирамидой, к которой ведет крутая лестница. К тому времени, как мы взобрались на Южную Платформу, по территории Монте Альбана уже начал разносится гул от прибывающих туристов.

Пирамида на Южной Платформе представляет собой поросший травой холм.

Зато виды на долину отличные.

Отсюда сверху хорошо видны строения, находящиеся в центре площади древнего города.

Рядом со зданием Edificio J лежат камни с нанесенными на них рисунками, датированными I веком до н.э.

Это вид на фасад дворца El Palacio , а точнее – то, что от него осталось.

И, конечно, мое любимое строение во всех этих древних городах (майя и сапотеков) – это поле для игры в пелота .

В общем, если особо не зависать, то на осмотр Монте Альбана можно запланировать 2-3 часа . Однако всегда что-то привлекает внимание и не замечаешь, что стрелки часов стремительно бегут вперед.

Уже на пути к выходу, навстречу нам шли несколько больших групп детей под патронажем учителей-гидов. Мы подумали, что правильно сделали, решив посвятить этому древнему городу время с самого утра.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook