Пражские храмы. Соборы праги Бесплатный вход, но платный осмотр

Монументальный архитектурный комплекс Клементинум является вторым по величине в в историческом ядре города после Пражского Града. Его площадь составляет около двух гектаров. Клементинум всегда был центром культуры, образования и религии.

С 1227 г. здесь был довольно обширный доминиканский монастырь при храме св. Клемента. Во время гуситских войн конвент (жилье монахов) был сильно поврежден и объект, в сущности, долгое время прозябал в неутешительном состоянии.

В 1555 году монастырь с прилежащими постройками перешел в руки ордена иезуитов, которые начали систематическую работу по созданию оплота контрреформации в Богемии. После 1622 г. иезуиты «прибрали к рукам» бывший до того протестантский Карлов университет. Реконструкцию монастыря и адаптацию его к новым потребностям начал арх. Вольмут, при котором выросло новое крыло, а после
1593 г. площадь застройки была значительно увеличена за счет присоединения соседних объектов к ядру комплекса.
Планы здешних «провинциальных» проектировщиков консультировал генералитет в Риме, ведущим архитектором был К.Луарго при сотрудничестве с Ф.Лураго. Затем в строительстве принимали участие Орси, Байер, Канька, К.И.Динценгофер и др., а также художники и скульпторы Бендл, Браун, Квиттайнер, Броккофф и др.

Строительство огромного комплекса учебных аудиторий и залов иезуитской гимназии и академии, а затем и других построек: конвента с хоз. постройками, театра, типографии, библиотеки, культовых зданий и мн. др. продолжалось примерно 200 лет вплоть до роспуска ордена иезуитов в 1773 г. Основным арх. стилем ансамбля был стиль барокко от его ранней до поздней фазы развития.
В дальнейшем помещения комплекса использовались университетом и Архиепископской семинарией. С этой целью была осуществлена реконструкция экстерьера и интерьеров уже в стиле раннего классицизма.

Самое древнее крыло Клементинума – вдоль ул. Кржижовницкой, куда выходит и главный фасад храма Спасителя (обращенного в сторону входа на Карлов мост), капители пилястр которого украшены бюстами императоров. На фасадах по ул. Платнершской – пластическое изображение чешских святых и Спасителя. В стиле высокого барокко решены фасады, выходящие на Марианскую площадь с изображением бюстов видных иезуитов, а перед входом – фигуры Афины и Апполона. Со стороны Карловой улицы – тоже позднее барокко и статуя Яна Непомуцкого начала 18 века.

Сегодня Клементинум представляет собой замкнутый комплекс двухэтажных зданий с пятью дворами. Внутренними доминантами ансамбля являются башня с часами, Астрономическая башня со скульптурой атланта (1727 г.) и здание бывшей типографии. Заслуживает внимания ряд солнечных часов, некоторые из которых относят к раннему барокко, как и фонтан- водохранилище 1676 г. и ряд скульптур.

Интерьеры Клементинума решены утилитарно по иезуитским понятиям. Все служебные помещения – очень просто и лаконично, все общественные – коридоры, аудитории, библиотека и капеллы должны были славить веру, а потому пышно декорированы с привлечением всех видов художественного творчества. Среди большого количества прекрасно сохранившихся интерьеров (или элементов в стиле барокко) можно выделить следующие: Зеркальная капелла (1724 г., арх. Канька, особенностью отделки которой является то, что зеркала вкраплены в декоративную облицовку, а также интересна роспись потолка), читальный зал, крыло летней монастырской трапезной, Математический и Музыкальный залы, бывшие капеллы св. Элигия и св. Я.Непомуцкого.

Кроме бывших капелл, комплекс включает в себя т р и и е з у и т с к и е с в я т ы н и, главной из которых является:
*** Костел Святого Спасителя (св. Сальвадора) (1578- 1714г.г.) арх. Луарго, Канька. Это трехнефная постройка с поперечным нефом и куполом в центре, башенками и портиком – словом, все по образцу идеального иезуитского римского храма. В интерьере, кроме фрески «четыре части света», интересен главный алтарь в стиле рококо с копией «Преображения Христа» Рафаэля.
В крипте действующего костела погребены члены иезуитского ордена.

*** Кафедральный собор святого Клемента
(1711-1715г.г.) арх. А.Лураго, Ф.М.Канька - это просторное однонефное помещение со строгим фасадом, где основное внимание было уделено скульптурно-декоративному оформлению интерьера. Так называемый чешский свод разделен на 4 части с рописями, отображающими житие св. Климента кисти старшины пражского живописного цеха Яна Гибела. главный из шести алтарей костела выполнен из мрамора. Фреска на стене высотой до свода представляет мраморный алтарь с образами святых.
Интерес внутреннего убранства представляют резьба Брауна, росписи Брандла и др. В 1984 г. иконостас был заменен новым, с 10 столбами, символизирующими апостолов (среди которых св. Кирилл и Мефодий и св. Владимир с символами крещения Киевской Руси) с Царскими вратами и образами из Ветхого и Нового Заветов. (К сожалению, "новодел" не слишком органично вписался в интерьер храма).
Сегодня этот костел на Карловой улице - действующий греко-католический храм.

*** Влашская капелла (итальянская часовня) Вознесения Девы Марии, одна из самых первых барочных построек в Праге (1590-1597 г). Эту простую овальную в плане постройку по проекту Массарино и Босси возвела быстро растущая в те времена итальянская коммуна в Праге – ремесленники, строители - в качестве своего сборного пункта. Она и теперь является собственностью итальянского государства, помещение часовни предоставляется также для различных выставок.

Уже с середины 16 столетия у иезуитов успешно работала типография, не имевшая равных по влиянию и количеству изданных публикаций в Чешском королевстве на протяжении 200 лет. Стоит также упомянуть иезуитский театр, представлявший здесь до 1773 г.

Для нынешнего пользователя объекта - Национальной библиотеки - реконструкция проводилась в 1924-1931 годах. Национальная библиотека находится в ансамбле Клементинума с 1930 г.(основана в 1777), здесь хранятся ценнейшие рукописи и все книги, изданные на чешской территории с 1807 года.

С 1776 года в старейшей астрономической обсерватории Клементинума начались регулярные гидрометеорологические измерения, которые продолжаются до наших дней.
Дата публикации: 06.06.2005

У православных храмов Праги непростая судьба. Было время, когда ни одного такого не было в городе. В начале 20 века имеющиеся в Праге храмы "пересмотрели". И церкви святого Карла Боромейского на Здеразе выпало стать главным православным кафедральным собором чешской столицы.

Католический костел был построен в 30-х годах 18 века в стиле типичного чешского барокко: его стройный, белоколонный облик изящен и светел. Но храмом он побыл около 50 лет, после чего был закрыт и использовался не по назначению. Переоборудование бывшего костела в православный собор стало для ветшающего храма благим делом.

Внутреннее убранство собора лишено сусальной роскоши. Но красота фресок и простой, устремленный к небу алтарь помогают ищущей душе возвыситься. Снаружи же собор пестрит отметинами пуль: в конце 1941 года храм стал центром известной в истории боевой операции.

Сейчас в церкви проходят службы, а в крипте имеется небольшой музей, посвященный печальным военным событиям.

Смотровая площадка в соборе святого Вита

Смотровая площадка в соборе Святого Вита открывает для туристов прекрасный панорамный вид на чешскую столицу с высоты 124 метра. Костел Святого Вита является сердцем Праги и ее узнаваемым символом. Это великолепное готическое сооружение, завораживающее своим видом, как внутри, так и снаружи. Посетив храм, не забудьте подняться на его колокольню. Чтобы пройти к смотровой площадке, нужно заходить не через центральный вход храма, а в дверь, расположенную слева от него. На вершину колокольни, где и расположена площадка, ведет винтовая лестница из 300 каменных ступеней. Вход платный.

Собор Святого Витта

Собор Святого Витта - грандиозный исторический памятник, который строился на протяжении 6-ти веков многими именитыми архитекторами, каждый из которых привнёс что-то своё в это величественное здание. В основном при строительстве был выдержан стиль готической Франции, что, несомненно, при каждом взгляде на собор вызывает восторг и трепет от сей величественной красоты.

Собор огромен, а его посетители каждый раз восхищённо запрокидывают головы, дабы рассмотреть шпили и купола на верхушке здания. Собор Святого Витта можно увидеть с любой части города, он является одним из символов Праги. Ни время, ни невзгоды не повлияли на строительство и состояние собора, потому он по сей день возвышается над городом.

Собор святого Вита

Собор святого Вита - это крупнейший католический храм Праги и постоянная резиденция архиепископа Пражского. Собор признан важнейшим архитектурным памятником европейской готики и считается настоящей жемчужиной Чехии.

История постройки этого собора весьма насыщена - первый католический храм был возведен в Праге ещё в 925 году, а современное здание собора начали строить в 1344 году. Закончен он был лишь к началу 20 века, таким образом, строительство растянулось на целых 600 лет. За это время собор впитал в себя множество архитектурных идей, превратившись в настоящий шедевр европейского зодчества.

Окончательная длина собора составила 124 метра, а его южная башня возносится на высоту 96 метров. Снаружи собор святого Вита богато украшен барельефами и скульптурами, а внутри особую атмосферу создают великолепные цветные витражи, неизменно вызывающие восторг у туристов.

Ты уже отпускала. Теперь?
– Иронизируешь, вместо того, чтобы помочь! Даже не знаю. Наверное, в этот раз будет немного больше, чем два раза по два часа. Скажем, “Полдня на Прагу”. Но что выбрать? Парижскую улицу? Квартал Йозефов? Побродить по Старому месту? В какие храмы зайти? Какие на потом оставить? Тебе хорошо, ты уже написал.

– Мы на Староместской площади стоим. Давай отсюда и плясать.

– Я тоже так думаю. Просто здесь и на Ратушу хочется подняться, и в храм Девы Марии перед Тыном зайти, и в церкви Святого Микулаша интерьеры посмотреть. С таким раскладом и полдня на одном месте будем топтаться. А хочется людям город показать! Особенно господам КтоВпрагеНебыл.

– Вот гидовская твоя натура! Теперь влезла в шкуру турменеджеров, которых ругаем, на чём свет стоит! Они, думаешь, как туры планируют? Тоже бедные мучаются, что включить, что выключить…

– …сколько бабла себе в карман положить за сдвиг мыши и удар по клаве! Знаешь, ведь не всем интересны религиозные интерьеры. Давай вот что сделаю. Отдельный пост по Пражским храмам, а? Кому интересно – посмотрит, кому нет – пропустит!

Годится! К Святому Микулашу? Вот и он.

Это начало 18 века, барокко и внутри, и снаружи. Принадлежал он когда-то бенедиктинскому монастырю, а теперь – чехословацкой церкви.

Дева Мария перед Тыном тоже может кое – чем похвастаться. Меня удивило, что по виду костёл – готический, а вот внутри – барокко!

– Он не просто готический. Заложен в 1365 году на месте двух стоявших здесь ранее, один из них был романский. Из-за своих башен, наверно, самый знаменитый и самый узнаваемый. 80-ти метровые башни появились только на рубеже 15 и 16 веков.

И с барокко всё объяснимо – пожар конца 17 века уничтожил много домов на Староместской площади, и Тынский храм не пощадил. Вот он и был покрыт новым, барочным сводом.

– А почему название такое – перед Тыном?

Ничего удивительного. Расположен он перед Тыном – учреждение такое. Там иноземные купцы останавливались, а правитель города им охрану предоставлял за определённую плату. Но это – другая история. Знаешь, что мы с тобой прошляпили?

Уже знаю. Давай узелочек на память завяжем, чтобы потом литературу не перелопачивать, а свои записи посмотреть.

1. Тимпан северного портала, сохранившийся с 1390 года, с изображением страстей Христовых.

2.Внутри – готическая кафедра для проповедей,

3.Готическая мадонна,

4.Готическое распятие начала 15 века (на алтаре, в конце северного бокового нефа),

5. Древнейшая из сохранившихся пражских оловянных купелей (1414). И, пожалуй, ещё каменный балдахин работы Матея Рейсека (1493г.).

Снимать в интерьерах нельзя, просто потом посмотрим.

Следующим выдающимся пражским храмом является Вифлеемская часовня, она тоже в Старом месте находится.

Чем она знаменита? Вроде – ничего приметного!

В ней сам Ян Гус проповедовал! И после его казни – последователи, проповедники. Судьба у часовни не менее трагична, чем история Гуса. То, что мы сейчас видим – точная реконструкция 50-х годов 20 века. Разрушили её в конце 18 века, а оставшиеся три стены были встроены в жилой дом.

Просторная какая!

До трёх тысяч человек вмещала! И кафедра проповедника в центре была, чтобы все слышали!

Теперь у нас костёл Св.Ильи на Гусовой улице. И снова та же история – суровая готика экстерьера и пышное барокко внутри. И только сейчас храм как бы вписан в городскую застройку, целиком его ниоткуда не рассмотришь. А в средние века от был одним из монументальных строений Старого Места.

Интересно, что внутренняя отделка храма принадлежит художнику, Райнеру, который и погребён здесь.

Да, и ещё ты статую святого Мартина Порреса (Перуанского) снял. Я в книжечку его имя записала. Изображается он с животными, потому что был целителем и всем, даже животным не отказывал в помощи и облегчал их страдания.

Даже больные звери приходили лечиться к Мартину. Он легко с ними управлялся и очень заботился о них (что для испанцев было непостижимо), простирая свою любовь вплоть до мышей и крыс и оправдывая их повадки чувством голода. Святой содержал приют для кошек и собак.

Мартин был великим целителем, но самая известная история о нём связана с крысами. Настоятель монастыря был практическим человеком и не питал нежных чувств к грызунам. Он велел Мартину извести их ядом. Мартин внял его повелению, но ему было очень жалко крыс. Он вышел в сад и тихонько их позвал, и крысы тотчас явились на его зов. Он отчитал их за дурное поведение и поведал о яде. Даже пообещал кормить их каждые день в саду, если они перестанут досаждать настоятелю. На том и порешили. Мартин отпустил грызунов, и с тех пор они больше не причиняли хлопот монастырю.

– Интересная история. А мы продолжаем знакомиться с пражскими храмами.

И был за то наказан! Комплексный обед билет включал все иудейские храмы, кроме Староновой, ради которой этот поход и планировался! Что же мне теперь было, купить билет и не поехать?

– Съездил, да не туда! Будем синагоги в рассказ о храмах включать?

Здрасьте, приехали! Ты о них в разделе “пивные” расскажи, самое оно будет!

Не смотрю на тебя. Смотрю на синагогу.

Майзлова –

была названа по имени заказчика Мордехая Майсела в самом конце 16 века. Переделки – перестройки, не без этого. А во время оккупации использовалась как склад мебели, отнятой у отправленных в лагеря евреев.

– Что там внутри? Книжки по разному говорят. Старая говорит, что там выставка уникальной коллекции изделий из серебра. Если верить новой – то там экспозиция истории евреев, живших на чешских землях с древних времён до эпохи Просвещения.

Знаешь, уже не помню, фотографировать внутри было нельзя. Но, думаю, это одно и то же – ведь это выставка предметов культа, которые использовались при богослужениях в 153 еврейских религиозных общинах и сотнях частных домов. Знаешь, откуда эти вещи там взялись?

Расскажи.

Опять шпильки будешь вставлять, зачем я в синагоги пошёл?

Не.

Фашисты собирались устроить в Праге “музей исчезнувшего народа”. Поэтому и свозили в столицу Чехии еврейские ценности.

Даже не знаю, что сказать. Давай просто помолчим.

………………

Это-Староновая синагога. Удачный снимок, тут сразу и Еврейская Ратуша в объектив попала.

А на Ратуше аж двое башенных часов. Нижние – с древнееврейским циферблатом. Текст в них пишется справа налево, поэтому идут эти часы, “наоборот”, показывают обратный ход времени.

– А название – Староновая, потому что была старая, а потом была перестроена и стала новая?

– Есть такая версия, что синагогу построили на старом фундаменте. Но мне больше по душе такое объяснение, что на древнееврейском она называлась “временная” – Alt-nai. В переводе на немецкий получилось – Alt-neu, а отсюда и “староновая” на чешском.

– Тут и ритуальный зал есть. Для прощаний?

– И не только. Для омовения тел усопших. И что ты скажешь на то, что это здание – 20 века.

Удивлюсь. Стилизация готическая. Хотя, если подумать и внимательно посмотреть… Это и сейчас ритуальный зал?

Был до недавнего времени, до конца 20 века. Сейчас – музей. Что-то бедноватая коллекция синагог у тебя получается. Хорошо, хоть испанская есть. Сегодняшний мавританско-ренессансный вид она получила в конце 19 века.

– Хотя на этом месте иудейский храм стоял уже в 12 веке. “Испанской” её стали называть, когда в Прагу пришли евреи, бежавшие от преследований инквизиции. Их ритуал был “сефардский” и отличался от “ашкеназских”, которые здесь жили. Испанская синагога служила им несколько лет, а название так и закрепилось.

– Ещё в Праге, в том же Йозефовом квартале есть Высокая синагога, Пинкасова и Клаусова.

В Старом городе у нас ещё церковь Святого Франциска осталась. И Святого Сальватора. Мы этот снимок в рассказе показывали. Давай продублируем, лучше всё равно нет.


– Купол костёла Святого Франтишека Серафинского – старомейстская доминанта. Здесь уже Орден крестоносцев с красной звездой свой вклад в городскую архитектуру сделал.

– И всё? Так скучно? Расскажи ещё, что строили его на месте старого, готического. Про архитектурный анализ не забудь.

– Не кипятись. Не всё так обычно. Посмотри, как он сориентирован. Не восток-запад, а север-юг!

Вот это да! И правда! На нашем снимке это хорошо видно, соседний – Святого Сальватора (Спасителя) имеет правильную ориентацию, Святой Франтишек под прямым углом к нему стоит!

– И давай уже про храм Св.Сальватора пару слов скажем. Он лет на сто старше своего соседа. И если Св.Франтишек стоит на месте готической церкви, то Св.Сальватор вырос из романского, посвящённого Св. Клименту. Как и первый костёл, этот – часть комплекса Клементинума, иезуитского университета.

– А теперь на Малу страну пойдём храмы собирать?

Знаешь, у меня идея появилась. Давай на этой стороне Влтавы останемся и в Новое место пойдём. Там тоже есть, что посмотреть.

– Согласна! Во-первых – Дева Мария Снежная!

Может быть и не во-первых, но уже в неё то зайти точно стоит!

Слушай, а почему этот храм самым большим в Праге называют?

Не путай! Не самым большим, а самым высоким! Это действительно так. Карл IV только ЗАДУМЫВАЛ его в 1347 году, как самый большой, в противовес кафедральному святого Вита. Но так получилось, что отстроить до конца его так и не удалось. То, что мы сейчас видим – всего навсего пресвитерий задуманного храма. С необыкновенно красивым сводом!

– Это свод 14 века?

– Да нет же. Тот ещё выше был, да рухнул в 16 веке. Этот – ренессансный, был занижен.

Это сюда бедные пражане приходили послушать проповеди гуситского проповедника Яна Желивского? Он обличал развращённость и взяточничество служителей церкви и феодалов. И отсюда он в 1419 году возглавил шествие своих сторонников к Карловой площади?

Когда мы будем на площади ты увидишь Новоместскую ратушу, откуда бунтовщики выбросили из окна несколько членов магистрата. Желивски проповедовал в костёле Девы Марии Снежной до своей казни в 1422 году. Но сейчас речь о храмах, давай не будем отвлекаться.

– Хорошо. Только посмотрим на тимпан над воротами. Знаешь, сначала он был помещён на башне костёла, которую снесли в 19 веке. На нём Карл IV изображён. Я его в кружок обвела.

Костёл Святого Индржиха (Гейденрейха) мы мимо прошли. Отправляемся на Карлову площадь. Смотреть костёл Св.Игнатия. Скульптуру Святого Игнатия на фасаде видно издалека и нимб вокруг всей фигуры святого стал предметом разбирательств между иезуитами, которые строили костёл в конце 17 века и церковью.

– Я помню. Нимб над скульптурой Христа внутри собора был гораздо меньше, чем нимб святого Игнатия, что и стало предметом критики. Папа Римский всё же решил спор в пользу иезуитов, одобрил размер ореола, его мы и сейчас видим на самой верхней точке фасада.

Интерьер барочный?

А какой он ещё мог быть в конце 17 века?

– Теперь в православный, к Кириллу и Мефодию? Он всегда был православным?

Что ты! Храмом после постройки в 1735 году он побыл недолго. Уже через 50 лет его упразднили и использовали, как армейский склад. Только в середине 30-х годов 20 века его приобрела православная церковь.

– Здесь и экспозиция есть!

Да, я об этом уже писал в отчёте . Расскажи сама, что помнишь. Ты и в музее откровенно скучала.

Прости. Ты знал об этом, а я нет. И не сразу осознала. Теперь только поняла. После убийства Гейдриха, фашистского наместника Чехии, в мае 1942 года здесь скрывались парашютисты. Нашёлся предатель, который выдал их. Все они погибли в гробнице костёла, отстреливаясь до последнего патрона от окруживших храм гитлеровцев. И покончили там с собой. У них НЕ БЫЛО ВЫХОДА. Экспозиция в крипте рассказывает об этой славной и трагической странице истории борьбы против захватчиков.

– Теперь – в монастырь “На Слованах – Эмаузы”.

Наверное, не успеем. Только мимо пройдём. Почему название такое странное?

-“На Слованах” – потому что он был единственным, где богослужения проводились не на латыни, а на древнеславянском языке. Второй название тоже легко объяснить. При его освящении в 1372 году читалось Евангелие о встрече Иисуса с учениками в Эмаузах.

– А башни? Это что, Карл IV, который основал монастырь такие придумал?

– Ещё один костёл в Новом месте мимо проходим. Святого Яна Непомуцкого на Скалке. А зайти надо было. Ведь с деревянной позолоченной фигуры Яна Непомуцкого отлита его скульптура на Карловом мосту.

Жаль. Но если бы в храм зашли, то уже точно в музей Альфреда Мухи не попали. Зато снаружи особенность храма хорошо заметна. Он очень необычен тем, что возведён на восьмиугольном фундаменте и его башни развёрнуты – одна навстречу другой. Удивительная барочная композиция первой половины 18 века.

– И ещё один храм рядышком, неопознанный. В источниках ничего про него не нашла.

– Это всё, что мы видели в Новом месте. Теперь в Малу страну надо идти. Там тоже недостатка в церквях нет. Но со святым Николаем мало какой сравниться может. И ведь с виду в нём ничего необычного нет. Мы с тобой на Украине и поинтереснее барочные строения видели. Смотри, на этом снимке костёл вместе с колокольней изображён. Интересно, что колокольня принадлежала городу, а не церкви, поэтому у неё свой отдельный, независимый от храма вход. Но если внутрь зайти, то немудрено там надолго остаться. Можно и просто полюбоваться, а можно на детали внимание обратить.

– Знаешь, я клип подготовила на полминутки. Кому захочется на интерьеры в общем взглянуть, то лучше его включить. А про детали мы ведь уже позже узнали.

Знаешь, давай опять “узелочек на память”. А когда ещё поедем в Прагу, то потом по святому Николаю Малостранскому отдельный пост сделаем.

– Да! Самое главное – на фасад обратить внимание. Он скульптурами разных святых украшен. Мы с тобой распишем, кто-где.

– А внутри надо на главный свод посмотреть. Там огромная фреска “Прославление святого Николая”- это крупнейшая в Европе фреска, 1500 кв. метров создана Яном Лукашем Кракером.

И ещё в этом соборе на органе играл Вольфганг Амадей Моцарт, когда в Прагу приезжал.

И вот ещё что интересно. Строили костёл иезуиты с 1703 по 1760 год. Они стремились продемонстрировать победу католицизма над чешским народом, который они считали еретиками. Но в 1773 году Римский Папа Климент XIV орден распустил, и им пришлось проститься с этим прекрасным храмом, а “еретики” стали проводить в нём богослужения. Идём дальше?

– В Костёл Девы Марии Победительницы.

Внутри я не снимала. И у этого храма своя изюминка имеется. Оказывается, церковь стала первой ласточкой барочной сакральной архитектуры. Представляешь, уже в первой трети 17 века!

– Главная его святыня – копия чудотворного образа Девы Марии Победительницы. Образ помогал императорским войскам победить в сражении на Белой горе.

– А в подвале музей Пражского Ангелочка. Знаешь легенду?

Это то самое восковое изображение Иисуса-младенца, которое из Испании привезла в Чехию жена канцлера Вратислава из Пернштейна Мария. Их дочь подарила 47-см фигурку монастырю кармелитов у Девы Марии Победительницы, которому этот храм тогда принадлежал.

Совершенно верно! Монастырь стал получать многочисленные дары от паломников к Чудотворному Ангелочку, а также одежду для фигурки. В музее больше 60 видов разных платьев, даже с Востока и Южной Америки. А сама фигурка постоянно с 1741 года находится в витрине алтаря.

Знать бы заранее, ни за что не прошли бы!

Так ещё поедем. А теперь – к Деве Марии под Цепью. Мы с тобой только на “самые” костёлы внимание обращаем. Этот – один из древнейших Пражских, конца 12-го века. Название “под Цепью” – тоже объяснимо. Расположен он на улице Лазеньской.

Жилая постройка монастыря ордена иоаннитов (были и такие) прилегала к костёлу с северной стороны. Это здание соседствовало с Юдифиным мостом, его Карлов заменил. Раньше улицы на ночь на цепь закрывались. Рядом с такой цепью и был расположен костёл.

– Перед погребением в этом храме находились тела императоров Карла IV, а позже – его сына Вацлава IV.

Смотри, а мальтийский крест над воротами, и ещё один на стене?

– Принадлежал храм первоначально рыцарям Мальтийского ордена. Память об этом до сих пор сохранилась.

– Ещё на Малой стране костёл святого Йозефа есть. На фасаде, над входом, хорошо виден герб. В нём – буква L – напоминает о закладке первого камня в 1687 году императором Леопольдом.

– Не забыть ещё и святого Томаша, то есть Фомы, упомянуть. Высокая башня храма издалека видна.

– Самое интересное внутри храма. Копии двух картин Рубенса над главным алтарём. “Мученичество святого Фомы” и “Святой Августин”.

Оригиналы в музее?

Где ж им ещё быть? В Национальной галерее.

– Из главных пражских храмов у нас остались самый главный -собор святого Вита на Граде. И Лоретта в Градчанах. Я думаю, не буду их в этот пост включать. О Святом Вите, наверное, отдельно напишу. А о Лоретте в Градчанах расскажу.

– Наверное, ты права. И сама устала, и читатели, наверное, уже выдохлись. Как следующую пражскую часть назовёшь? .

Храм Девы Марии перед Тыном или Тынский храм украшает Староместскую площадь, является главным действующим приходом в районе.
Храм выделяется своими габаритами. Высота башен составляет 70 метров, боковых нефов - 44 и 24 метра, длина - 52 метра, ширина - 28 метров. Внутри храма находится целый ряд достопримечательностей, среди которых: 19 алтарей, расписанные полотна авторства Ф. Чермака, оловянная купель 1414 года с рельефами апостолов, статуя Мадонны с младенцем и многое другое.

Древний величественный костел святой Маркеты в Бршевнове, основанный святым Войтехом, можно назвать ровесником христианства в Чехии. Тысячелетняя история храма изменила облик небольшой деревянной базилики. Романское зодчество, готика и барокко полностью преобразили здание церкви. В главном алтаре хранятся мощи святой Маркеты – покровительницы Бршевновского мужского монастыря бенедиктинцев. А на великолепной колокольне ХVIII века звучал набатный голос старейшего колокола Праги.

Костел святого Сальватора, бывший главный храм иезуитов в Праге, — одно из самых красивых зданий в раннебарочном стиле, часть исторического и архитектурного памятника Клементинум.
Одно из его главных украшений, создающее неповторимый ансамбль, — две башни-близнецы, смыслово завершающие облик костела в перспективе. Барочный стиль храма и башен выделяет это здание из общего ансамбля Клементинума: четырехугольные, богато украшенные угловыми пилястрами и карнизами и восьмиугольными навершиями башни поднимают храм ввысь, устремляют костел в небо.
Башни храма, как и сам костел, – удачный пример бережного отношения архитекторов и строителей к более ранней архитектурной традиции Праги.

Простое здание костела Святого Бенедикта, выполненное в аскетичных традициях, могло затеряться среди большого количества великолепных достопримечательностей Градчанской площади в Праге, если бы не его интересная история. Оно было возведено в XIV столетии и служило городской церковью. В XVII веке храм превратился в часть монастыря ордена кармелиток.

За время своего существования строения монастырского комплекса становились то государственным учреждением, то гостиницей, но затем были возвращены церкви. Сегодня в костеле Святого Бенедикта проводятся богослужения, а его главной ценностью считается тело покойной Марии-Электры, которое сохраняется нетленным уже несколько веков.

Костел святых Кирилла и Мефодия, построенный в конце XIX века, поражает богатством своего внутреннего убранства, прекрасными потолочными фресками и неповторимыми витражами, выполненными признанными мастерами того времени. Возведен он был к знаменательной дате – тысячелетию со дня прихода святых Кирилла и Мефодия в земли славянских народов. Инициатором создания такого костела стало пражское католическое сообщество. На пожертвования, собранные его членами и было осуществлено строительство.

К сожалению, попасть в этот костел довольно сложно. Свои двери для туристов он открывает только в Ночь Костелов, которая проводится ежегодно в мае.

Один из старейших костелов Праги, построенный в романском стиле в ХII веке и хорошо сохранившийся до наших дней. За свою историю костел перенес множество модификаций и перестроек. Оригинальный романский портал был снесен в XIV-XV веках. Позже были произведены несколько готических реконструкций костела. После пожаров и перестроек в XVII веке церковь приобрела фасад в стиле барокко. В 1874-1879 годах была произведена окончательная готическая перестройка по проекту Иозефа Моцкера.

На протяжении почти восьми веков костел принадлежит Ордену крестоносцев с красной звездой.

Костел св. Яна Непомуцкого на Скальце построен сразу после официальной канонизации чешского святого, небесного покровителя всей Чехии и, в особенности, Праги. Здание храма построено практически с нуля придворным архитектором Килианом Динцингофером. Яркий образец динамичного чешского барокко привлекает внимание богатой отделкой и рельефом фасада, высокими башнями-колокольнями и ведущей к главному входу лестницей со скульптурами на парапете.

Один из самых старых пражских соборов, костёл святого Галла, построен ещё в 1230-х годах, в начале правления чешского короля Вацлава I. Прошедшие века наложили неизгладимый отпечаток на его облик. Собор, первоначально построенный в соответствии с принципами романского архитектурного стиля, преображался с течением времени. Он приобретал то готические формы, то многочисленные архитектурные элементы, свойственные стилю барокко. За свою историю костёл был и центром становления протестантизма, и тихим храмом на территории монастыря ордена кармелитов.

Этот великолепный образец архитектуры расположен на юго-востоке второго двора Пражского Града. Здание часовни украшено статуями ангелов и святых. Но истинные ее сокровища скрыты внутри. Часовню Святого Креста называют еще и казначейством, так как в середине XX века она была адаптирована для демонстрации реликвий собора Святого Вита. Это казначейство является самым большим собранием ценностей в чешских землях. Экспозиция проводилась с 1961 по 1990 годы. В 2011 году выставка открылась снова, и будет действовать до 2021 г ода. Также для туристов Часовня выполняет функции информационного центра.

Не Градчанами и Старым городом едиными интересна Прага. Элитный район Винограды – очень красивое место, напоминающее Вену. Местные жители даже говорят, что Вена – это раздутые Винограды. В архитектуре здесь доминируют стили модерн, баухаус и неоренессанс, а приверженцам конструктивизма следует обратить внимание на необычное здание гуситской церкви, созданное архитектором Павлом Янаком в 1930-е годы. Этот храм выделяется своей необычной башней, представляющей собой железобетонный каркас высотой немного более 36 м. Кроме того, здание известно тем, что во время майского восстания 1945 года здесь скрывалось от нацистов радио «Чешский возглас».

В Чехии всегда с особым почетом относились к выдающимся личностям, сыгравшим значительную роль в истории страны. Многие из них впоследствии были канонизированы, а их имена увековечены в названии храмов. Так, в Праге в Новом городе по сей день функционирует костел Святого Войтеха, построенный еще в XIII веке. За своим простым фасадом, соединяющим в себе черты нескольких архитектурных стилей, церковь скрывает изысканное внутренне убранство, которое украшают уникальные росписи и статуя Девы Марии. А с его массивной колокольни уже несколько веков раздается звон колоколов, извещающих о начале службы.

Одна из достопримечательностей — Гуситская церковь в Вршовице достаточно молодое и исторически-важное строение Чехословацкой столицы (Прага-10). Здание Гуситской Церкви многофункционально: кроме главного зала, еще здесь находятся магазины, жилые помещения, а на цокольном этаже Йирасков театр на 295 зрителей с отдельным входом с улицы на Коварне. Театр претерпел массу изменений. После 1964 года, более четырех десятилетий театр утратил свои функции и внешний вид, а с 2005 года идет постепенное возрождение и реконструкция театрального пространства Сегодня театр обновлен и успешно принимает своих посетителей. Так же в здании церкви находится довольно значимое для церкви помещение — колумбарий (усыпальница), который неоднократно модернизировался и расширялся.

Барочный по своему стилю костёл святой Троицы в пражском районе Подскали построен в XIV в. За свою многолетнюю историю он испытал на себе разрушительные последствия войн и неоднократно подвергался многочисленным переделкам. Расположенный в бедных кварталах города костёл то приходил в плачевное состояние, то возрождался снова.

Несмотря на многочисленные перемены в истории костёла, в интерьере здания сохранились фрагменты готических фресок, старинная религиозная обстановка и утварь. А на его отдельно стоящей, невысокой колокольне по-прежнему висят старинные колокола выдающегося чешского мастера колокололитейного дела.

Здание Евангелической церкви чешских братьев Я. А. Коменского на Смихове относится к поздним образцам пражской культовой архитектуры. Её строительство было завершено архитекторами Ф. и К. Крест в 1931 г. Украшением церкви стали высокая башня и террасы, с которых открывается захватывающий вид на город.

Для общины костёла одной из первостепенных задач стала работа с детьми и подростками из близлежащего городского района. Прихожане церкви отличаются высокой степенью толерантности. Каждый год в её стенах 24 мая проходит Ночь церквей, и проводятся различные конкурсы, в том числе, кулинарный. В это время здесь звучит восточная медитационная музыка и африканские песнопения

В пражском районе Троя находится очень интересная достопримечательность – старинная часовня, посвященная итальянской монахине святой Кларе, жившей в XII-м веке. Часовня стоит на холме и со всех сторон хорошо видно это небольшое чудо красоты, изящества и строгости. Здание построено по приказу графа Вацлава Войтеха Штернберга в честь жены Клары. Форма квадрата придает сооружению четкость и законченность. На крыше установлена башня с крестом. Автором строительства был архитектор Жан-Батист Матей. Он работал в стиле барокко, в котором и сооружена часовня в Трое. Посещают это место очень часто как местные жители, так и туристы.

История костела св. Филиппа и Якова в Смихове началась еще в XII веке. Прежде костел в романском стиле был главной достопримечательностью этого тогда еще пригорода. В 1749 году эту приходскую церковь перестроили в барочном стиле, а в 1891 году старый храм был снесен. Новый неороманский костел был построен на территории Мальвазинского кладбища и унаследовал от предшественника барочные скульптуры Брокофа и статую благословляющего Христа на фасаде. При строительстве активно использовались также материалы из старой церкви.

Монастырь святой Агнессы Богемской, расположенный в Старом Городе на улице, что зовется «На Франтишку», является особым культурным памятником Праги — не так часто важное историческое значение и уникальная архитектура соединены воедино. Монастырь считается одним из старейших в Европе, возведенных, к тому же, в готическом стиле, поэтому нынче это охраняемое Национальное Культурное наследие страны. Основанный в XIII веке королем Вацлавом I по инициативе его сестры, принцессы Агнессы, и предназначенный для ордена святой Клары (женской ветви ордена святого Франциска), монастырь окутан множеством легенд.

Старинный пражский костёл святого Клиимента за свою многовековую историю испытал немало превратностей судьбы. Он служил опорой для Доминиканского ордена, был католическим собором и даже зерновым склада, а теперь это одна из 24 евангелических церквей столицы Чехии. В начале XX в. храм оказался в центре экуменического движения в стране. Его клир принял активное участие в объединении двух протестантских церквей.

Ход времени наложил свой отпечаток на стены этого храма. Первоначально романский по своему архитектурному стилю, костёл св. Климента неоднократно перестраивался в XVIII–XIX вв. в соответствии с архитектурными пристрастиями каждой эпохи.

Страговский Монастырь берёт начало своего пути после возникновения ордена Премонстрантов. Страговская Базилика Вознесения Девы Марии претерпела за свою длинную тысячелетнюю историю множество реконструкций и изменений. Сегодня, в базилике совмещено несколько направлений архитектурных стилей. Даже самый взыскательный обожатель искусства по достоинству оценит: золочённую лепнину на высоких стенах, сводах и арках, величественный орган, мощные деревянные резные скамейки, расписные цветные фрески на куполах и стенах, картины на мраморных алтарях, окружённых ангелами, изображённые картины алтарей, кафедру.

История некоторых чешских храмов поражает своей драматичностью. В полной мере это касается готического костела Святого Вацлава на Здеразе в Праге. Он был построен в XIV столетии вместо романской церкви в честь одного из самых уважаемых в Чехии правителей.
За века своего существования церковь неоднократно переходила от католических орденов к гуситам. В течение нескольких десятков лет в ней не проводились богослужения, а в помещениях располагались склад, прачечная и тюрьма. Сегодня костел Святого Вацлава снова принимает прихожан и туристов, которые могут полюбоваться не только грандиозностью самого здания, но и его живописным интерьером.

Высокая башня костела св. Екатерины Александрийской издали привлекает к себе внимание. Оригинальное архитектурное решение делает ее похожей на тонкий минарет мусульманской мечети, устремленный в небо. Смешение архитектурного барокко и готики органично переплетены в облике храма Килианом Динцингофером, реставрировавшим костел в XVIII веке.

Церковь Архангела Гавриила была построена в конце XIX века. Достопримечательностью ее делает история строительства: ее строили не чехи, а немцы, изгнанные из немецкого монастыря и нашедшие пристанище в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы, на территории которого и построен собор. Отнюдь не характерный для Чехии стиль является классическим примером бойронской школы искусств, сочетающей одновременно строгость и величие. В наше время храм является действующим: в нем регулярно проводится Божественная Литургия.

Костел Благовещения Девы Марии на Слупу в Праге, несомненно, можно считать одним из выдающихся памятников культуры Чехии. Храм примечателен своей древней историей, согласно которой костел построен на месте языческого храма. Он был возведен в 1360 году при поддержке императора Карла IV. В течение своего существования костел успел исполнить многие роли, не только религиозную. В свое время там размещались: гуситский гарнизон, военное казначейство и даже больница для душевнобольных. Однако с 1995 года ему снова была возвращена роль храма и на сегодняшний день это православная церковь.

Костел св. Сальвадора средневековое сооружение, в котором тесно сплелись несколько архитектурных стилей. Оно способно мгновенно околдовать своим «каменным сердцем», перенести в прошедшие века, восстанавливая в памяти славную историю старого города Праги.
Костел святого Сальвадора, словно оазис XVII века среди современных построек столицы Чехии. Он напоминает о временах правления Рудольфа ІІ, обычаях дворянства и знати, столкновении противоположных взглядов, как в искусстве, так и в религии.

Основанный в 1903 году костел святого Вацлава в Нуслях расположен в здании бывшей начальной общеобразовательной школы. Посвящен храм покровителю чешского народа – св. Вацлаву, во времена правления которого христианство стало основной религией в Чехии. Небольшой однонефный храм оформлен в стиле псевдобарокко. Основное внимание привлекает высокая башня-колокольня, видная издалека. В храме некоторое время проводил богослужения знаменитый священник Алоиз Тылинек, камергер Папы Римского. Изюминкой убранства костела является картина известного чешского художника Яна Кристофори, изображающая смерть Иисуса Христа около трех часов пополудни в облаках.

Памятник культуры Чешской Республики – костел святого Норберта на Стрешовицах, построен в 1891 году. Причиной для возведения нового храма стала стремительно растущая численность населения Стрешовиц. Отец Зигмунд Старый, настоятель Страховского аббатства, принял решение построить на месте древней часовни Девы Марии Ангельской новую приходскую церковь. Храм посвящен покровителю монашеского ордена премонстрантов св. Норберту. Высокая башня-колокольня видна издали. Классическое здание трехнефной базилики в форме креста построено в неороманском стиле по проекту архитектора Ярослава Кухта.

Рядом с ансамблем бенедиктинского монастыря на Слованах (Эммаус) на Вышеградской улице в Праге находится небольшой старинный костёл св. Косьмы и Дамиана. Внешний вид этого храма не соответствует его истинному возрасту: за барочным фасадом можно обнаружить многочисленные следы романского стиля.

Построенный около 1178 г. этот храм связан с именами многих почитаемых в Чехии христианских святых, в том числе, с небесным покровителем страны – князем Вацлавом. В Средние века это был один из немногих костелов в стране, где простые прихожане могли слушать божественную литургию на понятном им языке.

Костел святого Климента в Бубнах – один из древнейших храмов Праги. Его считают частью городской сакральной архитектуры, обеспечивающей связь города с Космосом. За свою долгую жизнь храм несколько раз перестраивали, и сейчас он представляет собой прекрасный образец смешения архитектурного барокко и готики.

Костёл святого Панкратия в пражском районе Панкрац относится к ряду самых старых памятников культуры чешской столицы. Хотя современный барочный храм построен относительно поздно, в XVII в., в нем сохранились фрагменты более ранних культовых зданий. Дважды большая политика роковым образом влияла на историю костёла. В 1648 г. и в 1773 г. храм закрывался или вовсе переставал существовать, но возрождался снова и снова.

В интерьере храма до наших дней сохранилось немало произведений искусства, созданных в разное время лучшими чешскими мастерами и художниками.

Православный кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия является ярким образцом барочной архитектуры. Был возведен в 1736 году, относится к крупнейшим строениям Праги.

Изначально храм носил название святого Карло Борромео и относился к католической церкви, но после церковных реформ в 1783 году богослужения здесь не проводились. Лишь в 1933 году здание было передано православной общине и освящено в честь святых Кирилла и Мефодия.

В 1942 году в стенах храма скрывались и вступили в последнее сражение чешские и словацкие патриоты, убившие Рейнхарда Гейдриха. В память об этих событиях, к крипте собора находится музей, рассказывающий о героях Сопротивления.

Одним из исторических памятников столицы Чехии является Православная церковь, которая находится на самом крупном погосте Праги – Ольшанском кладбище. Над строительством церкви трудилось несколько десятков человек. Рядом с Православной церковью расположены братские могилы и военные захоронения. Тут же можно увидеть сотни могил общеизвестных личностей, поклониться которым приходят не только местные жители, но и гости Праги. На сегодняшний день Православную церковь можно назвать самым посещаемым местом Праги, ведь вокруг нее находится немало таинственных уголков.

Костел Святого Томаша – старинный монастырский храм в Праге, который известен запутанной историей своего создания. Родом из средневековья, впечатляющей красоты здание соединяет в себе элементы готического стиля и стиля барокко. Выстояв уже свыше семисот лет, храм является ценнейшей исторической архитектурной реликвией, которая таит в себе отпечатки событий эпохи Средних веков, Возрождения и Нового времени. Внутренняя наполненность храма поражает своей красотой, оказавшись внутри здания, вряд ли удастся остановить взгляд на чем-то одном. На сегодняшний день Костел Святого Томаша открыт для посещения.

Костел святого Лаврентия на Петршинском холме основан на месте древнего языческого святилища славянского бога Перуна. С его помощью христианская Церковь не только уничтожила место поклонения язычников, но и многих из них перетянула на свою сторону. Только у этого храма проводился ритуальный молебен «Крестный Ход». Величественное здание кафедрального собора старокатолической церкви – яркий образец чешского барокко.

В районе Праги Мала Страна находится древняя святыня – костел св. Яна Крестителя на Прадле. О нем впервые упоминается в 1142 году, как о приходской церкви поселка Уезд. Этот храм был построен в готическом стиле и на протяжении своего существования реконструировался и в разные времена был больницей, угольным складом, прачечной.

Церковь имеет окна в романском стиле, внутри стены украшены готической росписью второй половины XIV века, размещены несколько ценных картин и скульптур Франтишека Билека.

В настоящее время действующий небольшой костел находится в распоряжении Чехословацкой гуситской церкви и в нем проходят богослужения, венчания, концерты.

Собор святого Гаштала – одна из жемчужин готической архитектуры Праги. Построенный в XIV в. старый храм пережил пожар, наводнение, неспокойные времена Реформации и многочисленные войны. Время лишь немного изменило его внешний вид. В XVII столетии стены и башня храма были частично перестроены в соответствии с архитектурными предпочтениями новой эпохи.

В интерьере костёла до наших дней сохранилось множество произведений искусства и предметов церковной утвари разных веков. С этим храмом неразрывно связаны судьбы многих самых почитаемых в стране святых и творческие достижения выдающихся чешских художников и мастеров.

В Голешовицах в роскошном многоэтажном здании располагается Чешская гуситская церковь. Она является малоизвестным, но чрезвычайно интересным памятником модернистской культовой архитектуры. Автором проекта был чешский архитектор Франтишек Кубелка. Он же лично руководил строительством.
Долгое время богослужения гуситов в Голешовицах проводились на открытом воздухе, но в мае 1927 года состоялась закладка первого камня в основание их будущего молельного дома. Нехватка средств и сложности в осуществлении проекта растянули его строительство на целых 10 лет.
И только в 1937 году состоялось тожественное открытие собственного храма Гуситов.

В Дейвице нет знаменитых достопримечательностей, зато благодаря выгодному географическому положению в районе удобно жить и работать. Именно здесь расположена монументальная Гуситская церковь. Она была построена в середине 1920-х гг. и сочетает в себе элементы различных архитектурных стилей. Примечателен внутренний интерьер с колоннами в виде пальмовых деревьев и большим бюстом Яна Гуса. В храме в Дейвице захоронен прах первых патриархов Чехословацкой гуситской церкви Карела Фарского и Адольфа Прохазски. Кроме того, башня открыта для посетителей и с ее балкона открывается превосходная панорама Праги.

На правом берегу Влтавы над Збрасловской дорогой возвышается костел святого Филиппа и Якова на Злихове. Построенный в эпоху средневековья на известковой скале, храм окутан тайной легенды о Горимире и Шемике. Здание храма является оригинальным образцом архитектуры раннего барокко. Башня-колокольня церкви видна издалека. Интерьер храма представляет собой оригинальное смешение стилей. Основная часть убранства – это деревянные резные панно. Живопись в интерьере появилась только в 1875 году во время реставрационных работ. Тогда же нашли знаменитый «Злиховский рельеф» ХVI века.

55-метровая квадратная башня, увенчанная стилизованной колокольней, выделяет религиозное сооружение на Коширжской площади, посвященное святому, на счету которого любовь всей Чехии и исполнение желаний паломников и исповедующихся, — Яну Непомуцкому. Однонефная церковь в современном стиле является одним из самых известных и самых успешно реализованных проектов зданий для богослужений пражского архитектора Ярослава Чермака. Ее строительство велось в непростой период Второй мировой войны и даже было воспринято, как проявление сопротивления против немецких оккупантов.

Клементинум (Klementinum) – грандиозный архитектурный ансамбль площадью 2 гектара, второй по размерам после Пражского града. Во все времена Клементинум являлся центром религии, культуры и образования.

Клементинум с 1227 был известен как Доминиканский монастырь, но во время войны жилье монахов было сильно повреждено и здание долго оставалось в полуразрушенном состоянии.

В 1555 году монастырь перешел в руки иезуитов, начавших работу над созданием защиты Богемской контрреформации, позже та же участь постигла Карлов университет. Архитектор Вольмут начал работу над объектом. При нем бывший монастырь увеличился, путем присоединения нового крыла и окружающих зданий, территория застройки была соответственно также увеличена. Провинциальных проектировщиков консультировал римский генералитет, ведущим архитектором которого был Карл Лураго. В строительстве учавствовали Байер, Канька, Орси, скульпторы и художники Квиттайнер, Броккофф, Бендл, Браун.

Трансформация здания продолжалась до роспуска ордена в 1773 году, комплекс обрел большое количество учебных комнат, библиотеку, театр, и даже типографию, которая на протяжении 200 лет не имела себе равных на территории Чехии. После 1773 здание использовалось архиепископской семинарией и университетом, и помещения были реконструированы из барокко в стиль раннего классицизма.

Парадный фасад Иезуитского костёла Спасителя, декорированный бюстами правителей, выходит на Кржижовницкую улицу, это часть самого старого крыла ансамбля.

Иезуитский костёл Спасителя

Фасады по Платнершской улице украшены изображениями чешских святых. На Марианскую площадь выходят фасады в стиле высокого барокко с изображениями иезуитов и фигурами Афины и Апполона. Фасады Карловой улицы относятся к позднему барокко, там же можно увидеть статую Яна Непомуцкого.

В наше время комплекс представлен рядом замкнутых двухэтажных зданий с пятью внутренними дворами. Доминантами Клементинума являются башни: Астрономическая со скульптурой Атланта, башня с часами и здание типографии. Так же стоит обратить внимание на солнечные часы в стиле раннего барокко, фонтан-водохранилище 1676 года и некоторые скульптуры.


Астрономическая башня Клементинума

Внутреннее убранство служебных помещений выполнено очень сдержанно, что нельзя сказать об общественных местах, призванных “воспевать” веру. Интерьеры здесь украшены всеми видами художественного творчества. Многие из них прекрасно сохранились. Среди них читальный зал, математический зал, музыкальный зал, зеркальная капелла, с вкрапленными в декоративную облицовку зеркалами, капеллы св. Элегия и св. Яна Непомуцкого.

Костел святого Спасителя также является важной частью комплекса и главной иезуитской святыней. Строительство проходило под руководством архитекторов Лураго и Канька. Самыми значимыми деталями являются фреска “четыре части света” и главный алтарь. Очень большое внимание отдается скульптурно-декоративному оформлению интерьера. В склепе костела погребены члены иезуитского ордена.


Иезуитский костёл Спасителя

Луарго и Канька были архитекторами и Кафедрального собора Святого Климента. Его отличают строгий фасад, что нельзя сказать об оформлении интерьера. Фрески с сюжетом жития Клемента кисти Гибела разделяют свод на 4 части, главный алтарь выполнен в мраморе. Интерес представляет резьба Брауна, росписи Брандла и др. Иконостас заменили в 1984 году, 10 столбов символизируют апостолов с царскими вратами, Новый и Ветхий завет. К сожалению, он не очень органично вписался в убранство. Сегодня костел является действующим греко-католическим храмом.


Интерьер кафедрального собора Святого Климента

В комплексе представлена одна из первых построек барочного типа – Влашская капелла Вознесения Девы Марии, принадлежащая итальянскому государству. Очень простое в плане здание по проекту Массарино и Босси возвела итальянская коммуна в качестве своего сборного пункта.

Национальная библиотека

В наши дни ансамбль Клементинума занимает знаменитая на весь мир Национальная библиотека, где в 1924-1931 годах была проведена реконструкция, самые ценные экземпляры книг и рукописей хранятся именно здесь.

Она украшена различными фресками на тему Искусства и Науки, а также рисунком на куполе — Храмом Мудрости.

Библиотека в Клементинуме входит в Топ 10 самых красивых библиотек мира.

Астрономическая башня

Если у вас будет возможность, посетите Астрономическую башню, с 68-ми метровой высоты открывается потрясающий вид на старую Прагу. В башня находится лифт до 3-го этажа, чтобы дойти до смотровой площадки нужно преодолеть 87 ступенек по довольно крутой лестнице. Но оно того стоит!

В обсерватории Клементинума с 1776 года и по сей день проводятся гидрометеорологические измерения.

Зеркальный зал (Зеркальная капелла)

Зеркальный зал или же капелла строился известным пражским архитектором немецкого происхождения Килианом Игнацем Динценхофером в 1724 году. Свое название он получила благодаря встроенным зеркалам в лепнину и стены. Тема капеллы была целиком и полностью посвящена Богосвящению Девы Марии, этому свидетельствуют фреска Яна Гибла, которую вы можете увидеть на росписи.


В Зеркальном зале проводят свадьбы

Удивительно, но в Зеркальной капелле стоят два органа, редкое явление — акустика просто великолепная. И они могут играть одновременно! Кстати, на первом органе (построенный в начале 18 века) играл сам Вольфганг Амадей Моцарт. В конце 18 века, когда капелла стала светским помещением, был встроен второй орган.

Конечно, такая акустика не может пропадать зря, здесь часто проводят концерты классической музыки, а также играют свадьбы (помещение вмещает максимум 150 гостей).

Если вы задаетесь вопросом, как попасть в Зеркальную капеллу, то для этого нужно предварительная договорённость.

Концерты классической музыки

Времена года Вивальди: Кафедральный собор Св. Клемента (23 €)
Лучшее из мировой и чешской музыки: собор Святого Клемента (23 €)
Музыка Вивальди, Дворжака и Сметаны в Клементинуме (25 €)
Лучшее из Моцарта в Зеркальной часовне (25 €)
Рождественский концерт в старом городе Праги (25 €)
Рождественский концерт в соборе Клементинум (25 €)
Чешская рождественская месса Я.Я. Рыбы: концерт (27 €)
Рождественский концерт в пражском Клементинуме: Пьяццола, Фрид и Слука (28 €)
Вивальди: Времена года — концерт (34 €)

Концерты классической музыки в Зеркальном зале проходят с 1 ноября до 31 марта каждый день с 17:00, а с 1 апреля до 21 октября с 18:00. Концерты иного характера проходят не каждый день (нужно уточнять) в 19:00 и 20:00.

Комната Меридиана

Понравилось? Лайкни нас на Facebook