Воздушный рейс. Как узнать, где самолеты онлайн. Авиарейсы: онлайн отслеживание и его преимущества

Подробности Олег Нехаев

Э то, без всяких преувеличений, -- удивительный ресурс. Вы начинаете обладать такими необычными и разносторонними сведениями, будто кто-то вам разрешил стать мировым авиадиспетчером. И теперь вы видите в реальном времени полёты гражданских самолётов по любым маршрутам, оцениваете ситуацию в аэропортах планеты. Вы можете видеть даже необъявленные спецрейсы и полёты президентских самолётов. Раньше такая информация была строго секретной. Теперь она – общедоступна. Как же работает эта система?

Если раньше воздушное движение отслеживалось только радарами, а данные передавались исключительно через связь диспетчера и экипажа, то в конце прошлого столетия на новые самолёты стали устанавливаться автоматические радиответчики – транспондеры. Их информация о параметрах самолета могла приниматься в любой точке, с помощью небольших станций, число которых стало быстро увеличиваться по всему миру.

Сегодня такие спецприёмники работают везде. Нет их только в труднодоступных регионах и в безлюдных местах. А с учётом того, что эти электронные приборы могут приобретать обычные граждане, эта сеть сегодня достаточно насыщенно покрывает почти весь земной шар. Например, в странах Европейского Союза или США, обязательно будут отслежены любые перемещения в небе, лишь-бы на воздушном судне работал транспондер. ВНИМАНИЕ! Для отображения движения самолетов нужно время для загрузки данных. После завершения сессии, при необходимости, сделайте перезагрузку страницы.

ПРОВЕРЬТЕ: НИЖЕ -- АВИАБИЛЕТЫ , КОТОРЫЕ ПОКУПАЮТ

Особенности. Нужно учитывать некоторые нюансы. На карте выше, как правило, не будут отображаться полеты старых модификаций самолётов, например, Боингов (727, 737-200, 747-100, 74 7-200, 747SP), Ан-2, Ан-26, Ан-32, Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-42 (за исключением некоторых модификаций - "М"), L -410.

Рекомендации. Двигая карту курсором, и масштабируя её колёсиком мышки, вы можете переместиться в интересующий вас регион. Если вы наведёте курсор на силуэт самолёта, он поменяет цвет. Кликните левой кнопкой мышки и откроется панель из которой вы можете узнать название авиакомпании, выполняющей полёт , номер рейса, аэропорт вылета и прилёта, тип лайнера (Type ) , высота (Altitude ) в футах (1000 футов = 0,3 км.) и скорость полёта ( ground speed ) в узлах (один узел равен 1,852 км/час) , время вылета и прибытия по расписанию (соответственно -- departure и arrival ) , фактическое время вылета и прибытия (actual и estimated).

На самой карте-схеме вы можете увидеть линию-трек предыдущего движения самолёта, которая изменяет цвет в зависимости от уровня высоты. Соответствие цветов указано ниже. В местах отсутствия данных (отдалённые от цивилизации территории, где нет приёмных радиостанций) трасса полета помечается пунктиром. Для удобного продолжения обзора карты закройте левую колонку (возможно для этого придется нажать на силуэт активированного самолетика) . Силуэт "фонтана" на оранжевом фоне окружности указывает места пепловых выбросов вулканов и направления распространения опасных наждачных облаков.

Пояснения. Те, кто отслеживает полёты самолётов, часто пугаются, когда на карте исчезает его обозначение. Ещё раз следует пояснить, что отображение силуэта на схеме зависит от наличия информации от транспондера и её получения наземным приёмником. Если происходит сбой в этой цепочке -- силуэт пропадёт. Есть большие проблемные зоны над океанами, пустынями, сибирской тайгой, джунглями, арктическими пространствами, там, где вообще нет принимающих станций. Силуэт может исчезать в нескольких десятках метров над землёй. Хотя, часто самолёт прекрасно отслеживается даже при нахождении на полосе, при рулёжке, взлёте и посадке. Полёты вертолётов и военных судов не отображаются вообще, за редчайшим исключением.

На этой странице можно посмотреть движение воздушных судов в реальном времени.

Использование ADS-B частными лицами

Существуют проекты по наблюдению за летящими воздушными судами, с помощью ADS-B приёмников установленных любителями в своих домах и других местах. Данные от этих приёмников с помощью интернета отправляются на центральный сервер где собираются воедино от сотен добровольцев и любителей и отрисовываются на карте. Таким способом удаётся покрыть большие территории в разных странах мира. Одним из самых известных таких проектов является Flightradar24
Преимущества ADS-B

С ADS-B, пилоты видят на экранах в кабине пилотов информацию о трафике движения ВС такого же вида как и на экранах диспетчеров. Это сильно улучшает владение обстановкой пилотами, так как они знают свое положение относительно других воздушных судов, получают информацию об ухудшении погоды и информацию о сложной местности.

ADS-B обеспечивает больший запас по обнаружению конфликтов, поскольку эффективная дальность действия составляет более 100 миль. Пилоты воздушного судна могут видеть расположение, курс, скорость и высоту других воздушных судов ADS-B дает пилотам такие сервисы как графическое отображение погодных условий и текстовые полетные рекомендации при себестоимости более низкое чем была ранее, и без платных подписок на подобные услуги.
Типы оборудования ADS-B

ADS-B приемник (ADS-B IN) — этот класс устройств принимает данные ADS-B, но не может передавать ADS-B данные другим воздушным судам или наземным станциям. Приемник получает как информацию о движении судов так и погодную информацию. В настоящее время FAA ограничило реализцию ADS-B в том, что наземные станции будут передавать данные трафика (включая данные радарного трафика) только тогда, когда примут информацию как минимум от одного ADS-B OUT устройства на воздушном судне, переданного в радиусе обслуживания. Таким образом, воздушное судно, оборудованное ADS-B приемником, может и не «видеть» данные трафика, если в зоне обслуживания отсутствуют воздушные суда c ADS-B OUT трансмиттерами и не передавали сигнал. Погодная информация же, всегда передается наземными станциями и всегда доступна для приема через ADS-B приемник в зоне действия.

ADS-B трансмиттеры (ADS-B OUT) — этот класс устройств может передавать ADS-B данные. Трансмиттеры также могут «пробуждать» ADS-B наземные станции и переключать их в режим передачи трафика воздушным судам в зоне их действия. ADS-B устройства, способные передавать положение воздушного судна и путь пролета, должны быть сертифицированы FAA.

ADS-B трансиверы — это класс устройств, способных как передавать так и принимать ADS-B данные. ADS-B трансиверы могут «пробуждать» FAA ADS-B наземные станции и переключать их в режим передачи трафика воздушным судам в зоне их действия. ADS-B устройства, способные передавать положение воздушного судна и путь пролета должны быть сертифицированы FAA.
Принцип работы

ADS-B базируется на системе GPS для определения точных координат воздушного судна в пространстве. Эта информация о положении ВС комбинируется с другой информацией, такой как тип воздушного судна, скорость, его номер, рейс, курс, вертикальная скорость и затем, широковещательно передается примерно каждую секунду.

Другие воздушные суда и наземные станции, оборудованные ADS-B, в радиусе примерно 150 миль принимают эту информацию. Наземные станции комбинируют полученную с разных точек информацию с дополнительной информацией, полученной от наземных радаров для не-ADS-B устройств и ретранслируют данные для всех воздушных судов в радиусе обслуживания.

Авиатрафик и погодная информация может отображаться в кабине пилотов, если воздушное судно оборудовано ADS-B.
FIS-B

Flight Information Services-Broadcast, или FIS-B, это компонент ADS-B технологии который обеспечивает распространение в эфире бесплатной информации о погоде, временным ограничениям на полёты (temporary flight restrictions (TFRs)) и специальной информации о воздушной обстановке.
TIS-B

Traffic Information Services-Broadcast, или TIS-B, это компонент ADS-B технологии, предоставляющий бесплатный сервис обозрения авиатрафика для воздушных судов, оборудованных приемниками ADS-B.

TIS-B позволяет воздушным судам, оборудованными не-ADS-B транспондерами, передавать свое местоположение (получаемое с помощью радаров) воздушным судам, оборудованным ADS-B.

ADS-B (англ. Automatic dependent surveillance-broadcast) — технология, внедряемая в настоящее время FAA на территории США и в других странах, позволяющая пилотам в кабине самолета и диспетчерам на наземном пункте, «видеть» трафик движения воздушных судов с большей точностью чем это было доступно ранее и получать аэронавигационную информацию.

ADS-B также передает в реальном времени погодную информацию пилотам. Эта информация значительно расширяет осведомленность пилота о ситуации и повышает безопасность полетов. Самое лучшее то, что доступ к ADS-B информации бесплатен и свободен для всех.

Оборудованное ADS-B транспондером воздушное судно передает всем свою точную позицию в течение всего пути, вместе с другими данными, включая скорость, высоту, курс, взлет или снижение. Приемники ADS-B, интегрированные в системы контроля воздушного трафика или установленные на борту воздушного судна, обеспечивают пользователям точное отображение на экране движения воздушных судов как в небе, так на земле.

Режим Mode-A - так называемый вторичный радар (Secondary Surveillance Radar (SSR)), используется как гражданскими так и военными воздушными судами, обеспечивает до 4096 идентификационных кодов (squawk) и является наиболее часто используемым режимом. Работает на частоте запроса 1030 МГц. В режиме Mode-A/C передаются данные о высоте, сквоке и ICAO коде самолета, координаты не передаются.

Режим Mode-S по прежнему использует частоту запроса 1030 МГц, но вместо передачи пары импульсов, модулирует несущую сигнала используя DPSK для обеспечения большей эффективности и без помех для других запросов режима Mode A/C.

Только в режиме Mode-S передаются координаты воздушного судна.

Когда транспондер ВС получает запрос, он подтверждает запрос излучением фазово-импульсно модулированного (ФИМ) (англ. Pulse-position modulation, PPM) сигнала уже на частоте 1090 МГц.

Существует также расширенный сквиттер (extended squitter), это пакет данных с координатами, который передается воздушным судном без запроса извне примерно каждую секунду. Воздушное судно как бы говорит каждую секунду "я здесь","я здесь",...

Источник http://ru.wikipedia.org/wiki/ADS-B

У тех пользователей, кто так или иначе пользуется услугами воздушного транспорта, может возникнуть необходимость получить информацию о местонахождении нужного самолёта в конкретное время в том или ином уголке нашей необъятной планеты. В реализации данной задачи нам помогут специализированные онлайн сервисы с картами, с помощью которых мы сможем не только наблюдать полёт самолётов в реальном времени, но и получить конкретную информацию по тому или иному воздушному судну. В данном материале я подробно расскажу о ресурсах с картами полётов, а также поясню, как ею пользоваться.

Несмотря на широкое количество сервисов, позволяющих просматривать карту самолётов в реальное время, практически все они черпают свою карту из одного источника – сайта «Flightradar24». Это довольно популярный в мире шведский ресурс, работающий на основе приёмников-передатчиков «ADS-B» и сети энтузиастов, разбросанных по всему миру.

Благодаря тому, что у абсолютного большинства коммерческих самолётов установлен передатчик «ADS-B», система принимает данный сигнал, и с его помощью довольно точно определяет местоположение воздушного транспорта на онлайн карте.

Кроме «Флайтрадар24» существует ряд других сетевых сервисов, также работающих, преимущественно, на основе «ADS-B». Все они имеют международный характер, и представлены, преимущественно, странами Северной Америки (Канада и США).

Давайте подробнее разберём онлайн сервисы, предоставляющие возможность увидеть полет нужных самолетов на карте в реальном времени.

Flightradar24 – популярный ресурс с картой воздушных судов

Сервис «Flightradar24» — один из наиболее функциональных ресурсов, позволяющий в реальном времени наблюдать за положением самолетов, находящихся в воздухе. Основанный шведскими энтузиастами в 2006 году, он может ныне похвалиться множеством эффективных возможностей для онлайн отслеживания различных воздушных суден на карте.

При переходе на сайт flightradar24 вам откроется карта, на которой жёлтыми самолётиками отображаются самолёты, выполняющие в данную секунду какие-либо рейсы.

Кликнув по такому самолёту, вы сможете получить по нему подробную информацию:

  • маршрут полёта;
  • скорость самолёта;
  • пройденное расстоянии;
  • высоту;
  • широту.

Для поиска какого-либо конкретного рейса существует строка поиска «Search». Нажав на «Map View» справа, вы сможете выбрать режим отображаемой карты – «Map View» (стандарт по умолчанию), «Multi-select» (выбор для отслеживания нескольких самолётов одновременно), «Delay View» (режим отображения опаздывающих рейсов).

Другие режимы отображения (как и ряд дополнительных функций) доступны лишь в платном функционале сайта.


Flightaware.com – помогает в поиске полетов самолётов онлайн

Другим распространенным (но при этом значительно уступающим в популярности «Flightradar24») является сервис flightaware.com . Данный ресурс является американской альтернативой европейскому «Флайтрадар24», и акцентирован преимущественно на страны Северной Америки. Возможностями «Flightaware» пользуются более 10 тысяч авиаоператоров и сервисных компаний, а также более 12 миллионов пассажиров.

К чести данного ресурса, он может похвалиться поддержкой русскоязычного интерфейса и упрощённым функционалом поиска необходимого самолета (несколько специальных полей для поиска под картой). Как и в случае «Флайтрадар», данный онлайн ресурс работает на основе «ADS-B» передатчиков, к которым добавлены глобальные каналы передачи данных (спутник или VHF) от таких провайдеров как «ARINC», «Garmin», «SITA» и других.


Planefinder.net – глобальная сеть для отслеживания самолётов в реальном времени

Ресурс planefinder.net – это глобальная международная сеть, работающая на основании технологий «ADS-B», «FAA»,«MLAT», и «FLARM». Как и в случае перечисленных выше сервисов, функционал данного сайта представляет собой онлайн карту, на которой отражены выполняющие свои полеты самолёты в реальное время.

Данный сайт имеет англоязычный интерфейс, и может похвалиться своей мобильной реализацией (в форме приложений для Андроид и iOS). Также функционал ресурса позволяет настроить фильтры и закладки (вкладка «MAP»), позволяющие отражать лишь нужную пользователю информацию.


Radarbox24.com – карта воздушного движения суден

И последний ресурс с картой полётов самолётов, о котором я хочу рассказать – это radarbox24.com . По заявлениям разработчиков ресурса, он создан профессионалами авиации, и предназначен для быстрого и эффективного обеспечения информацией о полётах самолётов по всему миру.

Как и другие сервисы данного плана, «Radarbox24» работает на основании данных, получаемых с «ADS-B»-передатчиков, установленных на борту большинства коммерческих самолётов. Кроме данных «ADS-B», ресурс также использует данные американской радарной системы FAA, позволяя более точно отслеживать в режиме онлайн самолёты над территорией США.

Работа с данным сервисом не отличается от других аналогов данного плана. Для поиска какого-либо самолёта (рейса) существует строка поиска сверху справа.

Также в отображении карты вы можете выбирать различные опции, предоставленные в «Map Options» — это:

  • тип карты (Terrain, Hybrid, Sky Vector и др.);
  • её яркость (Brightness);
  • опции слоя (Layer options);
  • другие представленные параметры.

Заключение

В данном материале мной были перечислены онлайн ресурсы с картами, предоставляющие возможность увидеть в реальном времени полеты самолётов. Наибольшей популярностью среди них пользуется ресурс «Flightradar24», услугами которого пользуется множество мировых медийных агентств. При этом рекомендую обратить внимание читателя и на другие ресурсы данного плана – по своему функционалу они не намного уступают упомянутому мной выше «Флайтрадар24».

На русский язык «Flight radar» переводится, как «полётный радар», а точнее, «рейсовый радар». Именно для наблюдения за рейсами воздушных судов, при чём практически любых, создан этот публичный ресурс. Ещё лет 15 назад об этом нельзя было и мечтать, а 30 лет назад — думать. Однако…

Сайт «ФлайтРадар24» работает с 2007-го года, но по-настоящему популярным он стал спустя 3 года, весной 2010-го во время извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль (Исландия). Этот случай наглядно показал всю значимость и пользу этого проекта. Ведущие мировые СМИ благодаря «флайт радару» имели возможность следить за воздушным движением в небе над опасным регионом.

Ещё больший ажиотаж вокруг этого вэб-сервиса вызвал перелёт сборной Германии по футболу, в середине 2014-го года. Тысячи болельщиков со всего мира наблюдали, перелёт команды в режиме реального времени.

Флайтрадар (FlightRadar) - cамолеты онлайн

Не смотря на удобство и функциональность, пользуются этим сервисом в основном любители авиации (споттеры) или те, кому необходимы данные по работе, те же репортёры. За примером далеко ходить не надо. Любая авиакатастрофа моментально притягивает аудиторию на flightradar24.com.

Однако кроме мониторинга авиакатастроф данный ресурс очень хорошо подходит и для планирования своих дел в обычной жизни. Хотя об этом мало кто знает, либо просто не понимает, как применить новые возможности.

Как было сказано выше, основная аудитория сайта flightradar24.com, это споттеры, которые следят за трафиком просто ради интереса. Но, кому бы этот ресурс пригодился бы точно, так это туристам и командировочным. Задержки рейсов происходят постоянно. Информация в аэропортах даётся не всегда своевременно и точно. Где самолёт? Куда летит в данный момент и летит ли он вообще? Всё это как раз и можно узнать через веб-сервис flightradar24.com. А, узнав, спланировать свои дальнейшие действия.

Вы, к примеру, встречаете самолёт, а он по погодным условиям будет садиться в другом городе или кружить километров за 400 от пункта назначения. Табло вашего аэропорта покажет «задержку рейса», но вот насколько, вам вряд ли кто скажет. С flightradar24.com вы сами вычислите, где в данный момент ваш самолёт и примерно рассчитаете в какое время ожидать его посадки. Удобно и, в общем-то, просто.

Для этого нужен, во-первых, хотя бы смартфон с доступом в Интернет, а во-вторых, номер рейса. В наше время найти местоположение самолёта стало проще, чем узнать, где сейчас ваша маршрутка. Итак, заходим на сайт flightradar24.com . В «поиск» пишем номер рейса. Выглядеть этот номер может примерно так: AFL 0001 или SU 0002. Далее ждём результат. На карте должен появиться ни только искомый самолет, но и список рейсов, которые он совершил за последние дни.

Кстати, таким нехитрым образом можно «пробить» любой авиалайнер. Лишь бы на нём был установлен специальный радиопередатчик. Даже президентский, при этом вовсе не обязательно знать номер рейса. Чтобы следить за самолётом, достаточно знать его бортовой номер. Последнее предложение новичкам авиа любителям на заметку. Чуть не забыл, первые пол часа пользоваться сайтом можно бесплатно, а потом перезагрузить и снова пользоваться.

Flightradar24 — проект частично коммерческий. Платная подписка открывает более широкие возможности в настройках и убирает рекламу. Однако и бесплатный вариант в общем-то достаточно удобен. Языковой барьер — не проблема. Сайт хоть и англоязычный, но тем ни менее разобраться в его работе будет достаточно просто. Для этого хватит минимальных знаний, а также интуиции. А вот чего может не хватить, так это скорости Интернета. На медленном соединении карта того или иного региона будет грузиться довольно долго, от 2-х до 5-ти минут. Запомните это и запаситесь терпением.

Многие замечали, что в полете самолет выполняет не один десяток поворотов, причем зачастую в разные стороны. Среди пассажиров популярно мнение, что изменения курса связаны с командами диспетчера и имеют целью не допустить столкновения самолетов, однако это не совсем так. При полете вне района аэродрома в абсолютном большинстве случаев данная задача выполняется путем задания различных высот и скоростей для того или иного рейса. Возникает закономерный вопрос, почему бы не лететь по прямой с минимальным маневрированием при взлете и посадке? Дело в том, что в небе, как и на земле есть дороги – воздушные трассы , главная задача которых упорядочить потоки самолетов и добиться максимально эффективного использования воздушного пространства. В этой статье мы расскажем, зачем нужны воздушные трассы, как формируется маршрут полета конкретного рейса, какова роль пилота и диспетчера в этом процессе, почему один и тот же рейс может выполняться по совершенно разным маршрутам в разные дни.

Полет по кратчайшему маршруту.

Очевидно, что самым выгодным маршрутом является так называемая ортодромия — кратчайшее расстояние между двумя точками на земной поверхности. На карте ортодромия выглядит как дугообразная линия, что связано с тем, что карта представляет собой проекцию сферической земли на плоскость.

Кратчайшее расстояние Москва — Петропавловск-Камчатский.

Конечно, выполнять полет по прямой линии из точки А в точку Б быстрее и экономичнее, нежели чем по «ломанной» воздушной трассе. Однако, до недавнего времени полет по такой траектории было практически невозможно выполнить, что было связано с возможностями навигационного оборудования. Кроме того, если бы все воздушные суда выполняли полет по беспорядочным траекториям, на сегодняшнем этапе развития систем управления воздушным движением это привело бы к невозможности «развести» в воздухе все эти самолеты. Также существует множество разнообразных запретных зон и зон ограничения полетов, полеты через которые выполнять нельзя.

Традиционная навигация.

Исторически маршрут полета состоит из последовательности так называемых промежуточных поворотных пунктов и «лэгов » (от англ. leg) – участков между ними.

Сеть воздушных трасс над Москвой.

На заре авиации необходимость выполнения полета по маршруту была связана исключительно с выполнением навигационных задач. Базовый метод навигации представляет собой полет от одного характерного наземного ориентира к другому, разумеется данный метод применим при условии видимости земли, т.е. в визуальных метеоусловиях. Кстати, визуальная навигация до сих пор активно применяется в «малой авиации».

C развитием авиации появилась необходимость выполнять полеты и в условиях отсутствия видимости земной поверхности, т.е. исключительно по приборам. Так появился метод навигации, называемый радионавигация . Суть этого метода состоит в том, что в определенных точках маршрута устанавливались радиостанции, экипаж на борту определял направление на радиостанцию и выполнял полет на нее. Со временем был разработан прибор, называемый автоматический радиокомпас (АРК) , который позволяет с высокой точностью определить направление на радиостанцию. Сами радиостанции стали называть «приводными» или по-английски NDB (non-directional beacon). Радиус действия таких передатчиков составляет около 250 километров, что обуславливало необходимость создания довольно обширной сети станций. Со временем появились более продвинутые и точные радиомаяки VOR , дальность действия которых составляет до 350 километров. Именно этими расстояниями обусловлена длина участка трассы, при этом надо понимать, что выдерживать направление можно не только выполняя полет на радиостанцию, но и от радиостанции.

Приводная радиостанция и воздушные трассы.

Методы навигации, основанные на наземных радиосредствах широко применяются в гражданской авиации, однако сегодня основным методом навигации является . Полет по-прежнему выполняется от точки к точке, но теперь они представляют собой лишь условное название и географические координаты, установка каких либо наземных средств уже не требуется.

Формирование маршрута.

Итак, каким же образом формируется маршрут полета конкретного рейса, по которому в итоге полетит самолет. Ниже мы расскажем, как это происходит в крупных авиакомпаниях.

У любого серьезного перевозчика существует отдел аэронавигационного обеспечения, который из имеющейся сети точек и трасс формирует несколько вариантов маршрутов для каждого рейса, как правило 5 – 10 маршрутов. Эти маршруты сохраняются в базе данных авиакомпании и загружаются в бортовые навигационные системы воздушных судов, их называют «company routes» .

Вариант маршрута Внуково — Санкт-Петербург.

Подготовкой конкретного рейса уже в день вылета занимается полетный диспетчер , именно этот специалист выбирает оптимальный маршрут, оценивая все ограничения по маршруту и метеорологические условия. Зачастую получается, так, что полет по более длинному маршруту значительно выгоднее за счет различных скорости и направления ветра в разных районах. Выбранный маршрут утверждается и передается в службу обслуживания воздушного движения, т.е. диспетчерам.

Таким образом, пилоты получают готовый маршрут полета, в соответствии с которым и будет выполняться рейс. В процессе выполнения полета в маршрут могу вноситься изменения, например при наличии возможности диспетчер может разрешить так называемое «спрямление», т.е. исключить из маршрута одну или несколько промежуточных точек. Кроме того, по решению командира может выполняться обход опасных метеоявлений, как правило гроз.

Фактическая линия пути. Шереметьево — Санкт-Петербург.

Как уже было сказано, маршрут полета самолета состоит из последовательности точек и трасс, ниже мы приведем реальный маршрут из аэропорта Внуково в Санкт-Петербург, именно в таком виде его видят пилот и диспетчер.

UUWW UM4D UM DCT AR DCT OBELU B239 AJ R369 DB B964 LUKIR LUKI1A ULLI

UUWW международный код аэродрома Внуково
UM4D – обозначение маршрута вылета (SID)
UM – приводная радиостанция «Ивановское»
DCT – «прямо на»
AR — приводная радиостанция «Бужарово»
DCT — «прямо на»
OBELU – обозначение точки
B239 – обозначение трассы
AJ — приводная радиостанция «Старица»
R369 — обозначение трассы
DB — приводная радиостанция «Починок»
LUKIR — обозначение точки
LUKI1A – обозначение маршрута прибытия (STAR)
ULLI — международный код аэродрома Пулково

Обозначение трассы уже включает в себя последовательность точек, само название точки или приводной радиостанции указывается в маршруте при смене трассы. Сокращение DCT (direct to — «прямо на») применяется в тех случаях когда невозможно выполнить полет по трассе, либо органом обслуживания воздушного движения разрешено планирование полетов вне трасс.

Как видно, при формировании маршрута, как и 50 лет назад используются приводные радиостанции, однако наряду с ними применяются и немаркированные навигационные точки.

В процессе подготовки к вылету пилот вносит в бортовой навигационный компьютер маршрут в виде последовательности точек. Данные каждой точки (название, координаты, позывные) уже содержатся в бортовой базе данных. Если перевозчик применяет предварительно спланированные маршруты company routes , пилоту достаточно выбрать индекс маршрута, например «UUWWULLI01». Нетрудно догадаться, что UUWW – это аэропорт вылета (Внуково), а ULLI – аэропорт назначения (Пулково), 01 – порядковый номер варианта маршрута.

Пульт управления бортовым навигационным компьютером (FMS).

Будущее.

Уже сегодня ряд европейских государств вводят в своем воздушном пространстве концепцию Free Route Airspace , суть которой заключается в том, что вместо воздушных трасс публикуется только информация о навигационных точках. Планирование полета осуществляется по любому маршруту, проходящему через опубликованные точки, при этом достаточно выбрать только две точки – входа и выхода из зоны.

Другая перспективная разработка организации Eurocontrol – главного органа обслуживания воздушного движения в Европе – концепция Single European Sky , т.е. «единое европейское небо», ее суть заключается в упразднении границ между различными секторами управления воздушными движения в части планирования маршрутов, таким образом можно будет выполнить полет через весь европейский регион по прямой.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook