Сколько тел нашли после крушения самолета. Тела погибших в сочи сильно поломаны, будто без костей совсем. Проверка технического обслуживания

Главная часть корпуса самолета до сих пор не найдена - внутри может находиться множество тел погибших

В Сочи продолжаются поисковые работы после крушения Ту-154. Пошли уже третьи сутки, как спасатели и водолазы выходят в море. С 7 утра все уже на ногах.

Морской порт Хоста. База МЧС по-прежнему в жестком оцеплении. Во вторник было принято решение – полностью оцепить всю прибрежную зону Сочи. Если в понедельник еще можно было пройтись по морской гальке вдоль кромки моря, то сегодня вход на пляж запрещен везде.

У морского причала Хоста с минувшей ночи до сих пор не потухла свеча рядом с фотографией девушки в траурной рамке. Виктория Сатарова. Ей было 20 лет. Всю свою короткую жизнь она посвятила народным танцам. В ансамбле Александрова погибшая прослужила чуть больше трех месяцев. Рядом с ее фотографией кто-то поставил статуэтку балерины. Чуть подальше – отсканированная фотография в прозрачном файле двух молодых людей – парня и девушки в форме...

Спасатели внимательно следят за погодой. Передали, что на море надвигается шторм, так что вещи погибших, останки может вынести на берег в любой момент. Поэтому решено было заблокировать все подъезды к пляжам, – поясняет усиление режима сотрудник береговой службы. – Никого не пускать к воде.

Ветер на море усиливается с каждым часом. Спасательных катеров заметно прибавилось по сравнению с предыдущими днями. В небе замечен военный вертолет.

После даже небольшого волнения на море сегодня с утра обнаружили пять фрагментов Ту-154. Многие люди ошибочно думают, что штиль на руку поисковикам, - говорит мой собеседник. - Напротив, все ждут шторма, который облегчит работу ребят. Дело в том, что шторм поднимет со дна и принесет к берегу то, что по каким-то причинам не видно, невозможно достать. В понедельник мы ждали шторма, как манну небесную. Не случилось. Надеемся на сегодня.

- А если шторм разнесет по морю останки?

Исключено. Шторм может прибить все только к берегу.

За прошедшие сутки, как говорили, обнаружено всего 12 тел. Это говорит о том, что остальные тела могут и не достать?

Сегодня-завтра – час Х, когда море либо отдаст погибших, либо заберет себе. Именно поэтому, сегодня увеличили количество катеров на море, прислали подкрепление. Видите, сегодня все море в катерах.

- Я слышала, что водолазам тоже прислали подкрепление...

Изначально водолазов было человек тридцать. Сейчас их количество увеличилось втрое. Парням непросто приходится. Температура воды - не больше 5-6 градусов, никакие костюмы не спасают от холода. Сегодня на катера загрузили спецоборудование, при помощи которого ребята смогут спуститься на глубину до 300 метров. Это уже тяжелые работы. Я третий день наблюдаю за их трудом. Вот представьте себе, ушли они в море, через час-другой вернулись, замерзшие, продрогшие до костей. Быстро переоделись, просушились, отогрелись и снова обратно. Всем, кто находится на суше, никогда не понять тех, кто в море.

- Сейчас поисковые работы ведутся на небольшой глубине?

Пока все детали самолета находили на глубине 60-70 метров. Это не критичная глубина для Черного моря, там еще все видно. Вот когда полностью «просканируют» дно на этой глубине, пойдут искать дальше. Главная задача – найти основной корпус самолета, где, возможно заблокировано большинство погибших.

- Местонахождение основной части самолета так и не обнаружили?

Пока не обнаружили. Видимо, как раз основная часть лайнера лежит на большой глубине, и ее не видно. Спасатели возлагают большие надежды на сегодняшний вторник.

- Но ведь эта основная часть корпуса могла не сохраниться и тоже развалиться?

Говорят, что вряд ли. Поэтому и думают, что большинство тел предположительно могут быть «закованы» там.

- Во вторник спасатели обнаружили черный ящик - вы подтверждаете эту информацию?

Видите, вертолет летит? Воздушную технику посылают как раз за такими вещами.

- Что входит в работу береговых служб?

Не пропустить ни одного человека на пляж. Поймите нас правильно, в связи с этой ситуацией активизировались бомжи. Такие люди приходят сюда ранним утром внимательно смотрят, не принесло ли море что-нибудь. Когда я дежурил в первый день, на берег к моим ногам вынесло человеческие останки, зарядку от мобильного телефона, косметичку, ботинки и спортивную сумку. Кто-то из коллег видел украшения. Мы не должны допустить того, чтобы посторонние подобрали даже мелочь с разбившегося борта. Работа спасателей – сразу все завернуть в черные мешки и отправить на базу МЧС, оттуда уже вещи идут на экспертизу. В первые дни было найдено больше всего вещей. Потом уже по мелочи.

- Сколько приблизительно времени потребуется на поисковые работы?

Неделю дали на то, чтобы достать со дна все, что возможно. Должны уложиться. В противном случае, поиски продолжатся.

- То есть и на Новый год спасатели будут работать?

Если понадобится, конечно, будут. Этот вопрос уже обсуждался. Причем по распоряжению главы города салют в Сочи решено было отменить. Ведь обычно здесь новогодний салют устраивали прямо над морем. Сейчас такие фейерверки будут выглядеть кощунственно.

- К вам поступает информация практически из первых уст. Какие версии случившегося выдвигают сами спасатели?

Они предпочитают дождаться официального расследования. Насколько я слышал, следователи сами в тупике. Возможно, расшифровка бортового самописца принесет важную информацию. А то, что сейчас находятся – ерунда. Парни, которые по ночам дежурят в море, утверждают, что разглядеть в деталях, как падал самолет, нереально было с берега. Все-таки расстояние приличное. А ночи в Сочи сами знаете какие темные. Даже звезд нет.


- Водолазы что-то комментируют, рассказывают о своей работе?

Водолазы практически ни с кем не общаются. Выходят к вечеру из моря, мрачнее тучи. Считают дурной приметой вести пустые разговоры.


- На причале появились фотографии погибших. Наверное, их родственники оставили?

Близкие погибших приходят сюда. Только стараются не обращать на себя внимания. Кто-то приезжал на один день, прощался с родными таким образом. Некоторые решили остаться до окончания поисковых работ. Так и говорили: «Дома невозможно ждать». А вон, видите, девушка стоит, - кивает в сторону. - Она сюда с понедельника ходит. Почти каждый час поднимается на причал, постоит минут пять, посмотрит на море и уходит.

Молодая девушка вся в черном. На голове – плотный капюшон полностью закрывает лицо. В руках теребит платок. Подносит к лицу. Вздрагивает. Красные от слез глаза. Смотрит вдаль. Что-то шепчет. Будто просит небо и море вернуть ей того, кого они отняли.

Читайте предыдущие репортажи нашего спецкора из Сочи:

Ирина БОБРОВА, Сочи

Начался шторм. Диванные эксперты в интернете утверждают, что после бури водолазам будет только проще работать - многие вещи вода сама вынесет на берег. Те профессионалы, которые сейчас обследуют затонувший ТУ-154, считают иначе. Ненастье, наоборот, спутает все карты. О том, как идут поиски разбившегося самолета «Комсомолке» рассказал начальник поисково-спасательного подразделения южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС Вячеслав Иващенко.

- В каких условиях приходится работать?

Практически в идеальных. Самолет лежит на большом подводном поле. Глубина везде примерно одинаковая - около 25 метров. То есть, можно днем искать без специального освещения, хватает и естественных условий. Дно - это сплошной песчаник. Ила или грязи почти нет.

- И что удается найти?

Крупные детали самолета, мелкие, какие-то личные вещи. Если получается найти электронные приборы - телефоны, планшеты, - их тут же поднимают наверх. Дальше они отправляются на экспертизу. Вчера мы поднимали со дна авиационный двигатель весом в три тонны. Встречаются и фрагменты тел (по данным, на 18:40 28 декабря обнаружены останки 16 человек - Авт.)

Работа водолазов под водой на месте крушения Ту-154 .

- Целых тел нет?

Увы. Так бывает при сильном ударе об воду. Погибших буквально разрывает на части. Что-то похожее я видел при крушении Айрбаса армянских авиалиний 10 лет назад. Тоже около Адлера . Травмы аналогичные.

(Напомним, в СМИ появлялась информация, что тела погибших находят без одежды. Теперь понятно, почему. Кстати, данные, что пассажиры были в спасательных жилетах, тоже не подтвердились.)

- А как вы ищете фрагменты на дне?

С корабля на поверхности опускается якорь. Я привязываюсь к нему веревкой и начинаю медленно плыть по кругу. Дальше веревка удлиняется, и я плыву по большему кругу. Такими расходящимися траекториями обыскивается дно. Мелкие предметы обвязываются веревкой - их поднимают напарники в лодке на поверхности. Крупные детали самолета вытаскиваются при помощи крана. Я обозначаю координаты, на поверхности подплывает корабль или баржа с подъемником. Дальше находка обвязывается стропами и поднимается.

- А чего больше: личных вещей или деталей самолета?

90% - элементы фюзеляжа. Вещи пассажиров попадаются редко.

- Говорят, шторм вам поможет.

Нет. Буря перетрясет все на дне. Что-то может сместиться на уже проверенные участки. Кроме этого, сейчас под водой все хорошо видно. А после шторма поднимется муть, работать станет гораздо сложнее.

- Сложно психологически плыть под водой и находить останки?

Надо себя настроить правильно. Я сосредотачиваюсь на мысли, что надо сделать трудную, но важную работу. Вернуть родственникам их близких. Это могу сделать только я. Других не будет. Вот такая мотивация помогает.

- А есть какие-то приемы, чтобы расслабиться после работы, перезагрузиться?

Возвращаюсь к семье, играю с детьми, стараюсь просто не думать о том, что лежит на дне. Опять-таки напоминаю себе, что у меня не обычная профессия, где случается всякое.

Вячеслав Иващенко рассказал, что водолазы МЧС вкалывают целый день. Они выходят в море утром, когда начинает светать и возвращаются на берег только под вечер с заходом солнца. Но даже так каждый подводник успевает поработать не больше двух часов. Остальное время уходит на погружение-всплытие, подготовку оборудования и заправку баллонов кислородом.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Спасатели МЧС поднимают со дна Черного моря обломки Ту-154

СПРАВКА «КП»

В поисковой операции участвуют 45 кораблей, 15 глубоководных аппаратов, 192 водолаза, 12 самолетов и пять вертолетов. Для подъема крупных обломков в район крушения самолета прибыл самоходный кран.

Обнаружено около полутора тысяч фрагментов самолета. На данный момент удалось поднять на поверхность одну треть. Еще обнаружены 12 крупных обломков. Один из них - два на три метра, второй - около пяти метров в длину, третий - более 60 метров в длину.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Основная фаза поиска обломков разбившегося Ту-154 завершилась

«Активная фаза поисковой операции в акватории Черного моря завершена», - рассказал источник. Поисковая группа подняла со дна моря почти все фрагменты Ту-154. Группа кораблей, принимавшая участие в операции, покинула акваторию Черного моря

КСТАТИ

Спасатели с места крушения Ту-154: У погибших такие же травмы, как у жертв катастрофы 2006 года

Со дня катастрофы Ту-154 на месте его падения в Черном море не переставая работают спасатели. Они поднимают со дна тела погибших и обломки самолета, на борту которого в момент крушения находились 92 человека - члены экипажа, артисты ансамбля им. Александрова , журналисты и доктор Лиза.

Наш фотокорреспондент Владимир Веленгурин своими глазами наблюдает за тем, как работают водолазы и как продвигается поисковая операция

В зоне крушения самолета продолжается поисковая операция. Со дна подняли несколько обломков. В этом районе находятся десятки кораблей. Используются глубоководные аппараты.

В зоне крушения самолета продолжается поисковая операция. Со дна подняли несколько обломков. В районе находятся 45 кораблей. Используются глубоководные аппараты. Когда стемнело, включили прожекторы.

Многие агентства сообщают, спасатели обнаружили тело командира экипажа Романа Волкова и тело помощника начальника Департамента культуры Министерства обороны Оксаны Батрутдиновой. Однако, официального подтверждения этой информации нет. Подтверждено, что к этому часу обнаружены тела десяти погибших, также сообщается, что на поверхность были подняты останки еще 80 тел, но спасатели говорят о том, что останки тел очень повреждены и говорить о том, сколько их, сейчас пока никто не берется.

Работы сейчас продолжаются и будут идти всю ночь. Акваторию в месте падения Ту-154 освещают специальные прожекторы. Самолет, по словам экспертов, упал в шести километрах от берега, и днем это место отсюда было хорошо видно, а сейчас, в темноте, ни камера, ни человеческий глаз уже не могут разглядеть технику.

Тем временем, передает агентство «Интерфакс» со ссылкой на представителей Минобороны, водолазы подняли со дна моря два элемента механизма управления самолетом. По серийным номерам предварительно установлено, что они могут принадлежать разбившемуся Ту-154. Один из поднятых фрагментов довольно внушительных размеров - около пяти метров.

На месте крушения самолета продолжают работать 45 кораблей, в том числе противодиверсионные катера и корабли с гидролокационным оборудованием. Морское дно обследуют водолазы и несколько глубоководных аппаратов. Кроме того, в небе над местом катастрофы, даже сейчас, в темное время суток, работают вертолеты. Всего в операции участвуют около 3,5 тысяч человек. Условия здесь непростые. Глубина достигает 100 метров, а из-за сильного течения, говорят специалисты, обломки самолета разбросаны на довольно большом расстоянии. На площади 240 квадратных километров.

Министр транспорта России, Максим Соколов, возглавляющий правительственную комиссию по расследованию катастрофы, рассказал, что из-за сильного течения часть фрагментов Ту-154 и тела погибших может отнести в сторону Абхазии, поэтому к спасательным работам подключились и абхазские коллеги.

Каждую обнаруженную деталь поднимают со дна на поверхность, чтобы потом доставить на берег. Все найденные обломки самолета должны помочь экспертам восстановить картину случившегося на борту. По данным Министерства обороны, район проведения поисковой операции разделен на 15 секторов, к этой минуте дно семи из них полностью осмотрено. И к этому же времени в районе поисковых работ, полностью - на 100% - закончено обследование надводной поверхности.

Бортовые самописцы пока не найдены. Это объясняется, все тем же сильным течением и непростым рельефом дна. Сейчас фрагменты самолета продолжают искать с помощью радиолокационного оборудования.

В аэропорту Сочи о крушении Ту-154 Минобороны уже мало что напоминает. Он работает в обычном режиме. Прилетают и улетают пассажиры. Их провожают и встречают. Вроде, всё, как всегда. Но это обманчивое впечатление. Спокойствие в город еще вернется не скоро, даже несмотря на приближающийся Новый год…

За сутки до Нового года

В Черном море у берегов в районе Адлера по-прежнему скопление судов. И хотя прошла информация о том, что поисковая операция приостановлена, все спасательные суда до сих пор в квадрате поиска и, похоже, ни одно из них пока не собирается уходить. Если поиски и останавливаются, то скорее из-за непогоды.

В нескольких местах Сочи, на берегу моря, возникли импровизированные мемориалы с живыми цветами. Сочинцы продолжают нести цветы и сегодня. До Нового года всего сутки, но праздничным настроением здесь и не пахнет.
— Это огромная трагедия для всей страны, для жителей города, — говорит сотрудница страховой компании, сочинка Ирина Волкова . — Многие мои подруги приходили в эти дни почтить память погибших на берег моря. Посмотрела по телевидению пресс-конференцию членов комиссию по первым результатам расследованию причин катастрофы. Говорили, что есть несколько версий и одна из них, — попадание птиц в двигатель. Теперь с содроганием наблюдаю за чайками, которые кружат над морем. Да и слышала, что многие перелетные птицы летят на Юг через Адлер…

Напомню, самолет Ту-154 Министерства обороны РФ разбился утром 25 декабря после вылета из аэропорта Сочи. На борту находились 92 человека: военные, артисты ансамбля имени Александрова, девять российских журналистов, а также Елизавета Глинка, замечательная Доктор Лиза. Все они летели в Сирию, чтобы поздравить с наступающим Новым годом военнослужащих ВКС России на авиабазе Хмеймим.

Уже известно, что весь полет длился всего 70 секунд, максимальная высота составляла около 250 метров, — об этом накануне сообщил начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ Сергей Байнетов .

Обломки самолета были обнаружены всего в полутора километрах от берега моря. В зоне катастрофы работали более 3,6 тыс. человек. Со дна моря подняли два бортовых самописца. Специалисты занимаются расшифровкой информации… Были сообщения, что нашелся и третий черный ящик, но специалисты утверждают, что их всего два.
Первые результаты расшифровки уже оглашены, однако, вряд ли можно сказать, что в причины трагедии внесена полная ясность . Вместо пятнадцати версий стало семь. Кроме попадания птиц в двигатель лайнера комиссия рассматривает еще несколько: человеческий фактор, сдвиг ветра и отказ техники. До выяснения точной картины катастрофы полеты самолетов Ту-154 Министерства обороны приостановлены. Косвенно, это свидетельствует о том, что техническая неисправность самолета в качестве причины катастрофы тоже рассматривается, несмотря на все заверения о том, что лайнер был в безупречном состоянии…

На дне морском

В районе крушения самолета в течение всех этих дней были задействованы 45 морских судов, а также катера Южного регионального поисково-спасательного отряда и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. На всех судах были водолазы-спасатели и оборудование, для проведения подводных поисковых работ. За 24 часа в сутки водолазы МЧС России совершают более 30 спусков под воду. На дне были обнаружены и подняты на поверхность множество обломков самолета и фрагментов фюзеляжа. Находили документы и личные вещи трагически погибших пассажиров Ту-154. Всего совершено более 140 погружений, обнаружены тысячи фрагментов самолета.

При этом из воды поднято только 20 тел погибших. Похоронили одного. Водолазы, которые ведут работу говорят, что от погибших в основном остались мелкие фрагменты, которые разбросаны на большой площади. На фрагментах практически отсутствует одежда, встречаются личные вещи пассажиров, документы, банковские карточки. Все останки поднимают на специальное судно. На обломки и фрагменты водолазов наводят специальные подводные аппараты, которые сканируют дно. Работа психологически и физически очень тяжелая, ибо много рваного металла и фрагментов тел…

Понятно, что о своих погружениях водолазы стараются ничего не говорить, и только на условиях анонимности признаются, что картина на дне моря не для слабонервных… Погибшие практические ничего не успели почувствовать. Все произошло очень быстро. По данным МЧС, сейчас на сушу подняты останки практически всех пассажиров. Вот почему решено завершить активную фазу поисков. Самую долгую процедуру сейчас займет генетическая экспертиза. Уже взят биологический материал у родственников.

Что касается обломков погибшего самолета, то их выкладка будет производиться на закрытой территории адлерского аэропорта.

Спустя 44 года

В эти трагические дни сочинцы не раз вспоминали о предыдущих авиакатастрофах в районе Сочи. Схожая трагедия случилась 1 октября 1972-го года у берегов Адлера. Сходство даже в том, что авиакатастрофа тоже произошла в выходной день. Тогда было установлено, что в 19:21 Ил-18 вылетел из аэропорта Адлер по магнитному курсу 240°, а в 19:22 экипаж доложил диспетчеру о выполнении взлёта. В ответ диспетчер передал условия выхода из зоны аэропорта — правым разворотом с набором высоты до 3000 метров на Лазаревское. Экипаж подтвердил получение указаний, после чего на связь больше не выходил. На высоте 150—250 метров пилоты начали выполнять правый разворот, когда самолёт неожиданно перешёл в крутой левый поворот с резким снижением, а затем врезался в воду и полностью разрушился…
Самолёт затонул на глубине 500—1000 метров, где дно имеет сложный рельеф с крутизной склонов до 45 градусов. Дно в этом месте покрывал толстый слой ила, который мог поглотить обломки Ил-18. Была организована крупная поисковая операция с участием Черноморского флота, однако несмотря на все усилия, основные обломки самолёта и бортовые самописцы так и не были найдены…
В тот год мой отец работал на пляже поселка Кудепста недалеко от Адлера и рассказывал, что после штормов море еще долгое время выбрасывало на берег личные вещи пассажиров. Сколько будет море напоминать о последней трагедии, пока неизвестно.

Похоже, вообще 25 декабря — для авиации трагический день. В 2012 году в этот день разбился самолет Ан-72 Пограничной службы Республики Казахстан и по какому-то мифическому стечению обстоятельств в этот день 2016-го президент России встречался со своим казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым .
Трагедию самолета Ту-154 Министерства обороны тяжело переживают все сочинцы. В городе вообще не чувствуется приближения праздника. Администрация даже отменила массовые гуляния на главной площади в Новогоднюю ночь.
Черное море, черное горе.

Теперь внимательно читаем сообщение Рейтер: спасатели Мьянмы обнаружили в Андаманском море тела (выделено нами - ред) 62 пассажиров военно-транспортного самолета Y-8, потерпевшего крушение 7 июня. Всего на борту самолета находились 122 человека - 14 членов экипажа и 108 военнослужащих и членов их семей.

Получается, что в первый же день поисков нашли ЦЕЛЫЕ тела половины жертв катастрофы. Которые падали вместе с самолетом с высоты 5 километров!

Во время спасательной операции у берегов Сочи за все время удалось найти лишь 11 относительно целых тел, которых можно было опознать без генетической экспертизы. хотя наш самолет падал с высоты в 20 раз меньшей - всего-то с 250 метров! И скорость лайнера, не успевшего разогнаться, была всего 350 км/час. Однако состояние трупов - такое... Вот фрагмент интервью с водолазом от 27 декабря 2016 года:

- Когда обнаружили первое тело?

Я за часами не следил. К тому же работало сразу штук 10 катеров. Мы подняли первое тело часа через три после начала операции по наводке с вертолета. Примерно в полутора километрах от берега.

- И кто это был?

Женщина лет 40. Рядом с ней плавал плотно закрытый красный чемодан.

- Судя по вашему ответу насчет возраста, она была не обезображена?

У нее не было глаз...

- Одежда на ней была цела?..

На ней был сильно порванный плащ... И все она была поломанная... такое впечатление, что без костей... Еще двоих мы подняли из воды примерно в километре от берега. Два военных, в форме... Тоже порванной... Молодые. Ну тридцать, тридцать пять лет... И тела ломанные-переломанные... Все, больше не могу говорить, тяжело... Да и работы много.

- Следов обгорелости на одежде, на телах вы не заметили?

Черт его знает... Одежда-то мокрая... А по коже на лице трудно судить - она обгорела или же сорвана о что-то твердое при ударе...

Александр Иванович, по свидетельству спасателей, у некоторых погибших «нет глаз», да и все их тела «словно без костей». О чем это может говорить?

Прежде всего - о двух вещах: либо все-таки был взрыв и пассажир находился близко к его эпицентру, либо это следствие сильнейшего удара о воду, но не внутри лайнера , а за его пределами. То есть, самолет, получается развалился еще в воздухе...

В пользу этой версии говорит еще и то, что шасси Ту-154 найдено недалеко от берега, хотя по логике вещей в случае падения самолета (тем более - в море!) это устройство все-таки дожно быть где-то рядом с фюзеляжем... Такое может быть только в случае, если самолет разрушался на части в воздухе. Под сильным воздейсвтием какой-то «внутренней» силы.

- А если взрыв, то от чего он мог быть?

Взрыв может быть разный. Мог взорваться авиакеросин, а мог и тротил, пластит - если был теракт. Это вещи очень разные... Но прежде всего нужны пробы с тех тел, которые были поняты из воды первыми. Вода-то в море соленая...

А теперь уточним принципиально важный момент: военный эксперт высказывался еще до того момента, как власти решительно заявили: взрыв на борту категорически исключен. После этого никакие эксперты в погонах своих версий, связанных со взрывом на борту, как по команде не выдвигали.

Однако аналогичные катастрофы с самолетами, о которых через три дня после крушения Ту-154 писал историк и и авиаконструктор Марк Солонин и неоднократно - наш технический эксперт Юрий Антипов, никуда не делись. Теперь вот "окончательная версия" МО о потере ориентации пилотами опять не выдерживает критики. Мало того, что самолет в Мьянме упал с 5-километровой высоты и тоже на воду, так он - по иронии судьбы- так же принадлежал военным!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook