Ниже уровня моря. Управление природными рисками в Нидерландах. Жилье на воде в нидерландах Королевский дворец в Амстердаме

Есть в мире одно государство, территория которого постоянно расширяется, и вовсе не за счет захватнических войн, а за счет кропотливого ежедневного труда по отвоевыванию земли у моря. Это государство - Голландия! Французы говорят: «Всем народам землю подарил Бог, а голландцы землю добыли сами».


Оказывается, Голландия опускается под воду со скоростью 1 метр за сто лет. За последние 700 лет она опустилась на 7 метров ниже уровня моря, и все эти 700 лет голландцы вели упорную борьбу за сохранение своей земли.
Когда в 16-м веке Голландия поднялась на борьбу за свою независимость от Испании, там не только "земля горела под ногами захватчиков", там земля буквально исчезала из-под ног испанцев, потому что голландцы открывали шлюзы и обрушивали на испанцев многотонные массы воды. В итоге после изнурительной 80-летней войны, понеся колоссальные потери, Голландия добилась свободы и стала первым государством в мире, осуществившим на практике принцип свободы и равенства. И это без всяких высокопарных деклараций, которым грош цена! Так что голландцы заслужили право жить хорошей жизнью, пролив моря крови, в основном своей.
Голландия начиналась: море воды на месте нынешних городов, поселений, лугов и пашен. Суша - только на юге.
За жизненное пространство голландцы начали борьбу более семисот лет назад - осушали сначала болота, обнажая двухметровые толщи торфа, и постепенно шаг за шагом, год за годом стали отвоевывать землю у моря.


Вода - сильнейшая из стихий. Мощь ее непомерна. А человек поначалу выступал с лопатой и тачкой. Отсыпал камни в основание дамб, наращивал их землей, армированной прутьями лозняка, рыл канавы для стока воды. А как отвести воду в магистральный канал, идущий к морю? Для этого приспособили мельницы.

С одного горизонта на другой передавая друг другу, днем и ночью они поднимали воду. Бывали случаи, она возвращалась при натиске с моря, и все начинать приходилось заново - семьсот лет непрестанно длилась эта работа. Сначала у моря отнимались небольшие заливы, потом приблизились к дюнам, лежавшим по всему фронту морской воды и не дававшим ей изливаться в низины. Но цепь песчаных наносов сплошной не была. В таких местах люди стали строить дамбы.


Тысячи километров дамб охраняют эти земли от водной стихии.

Огромных затрат и усилий требовала эта работа. Но от моря отгородились, а воду из-за ограды в море стали откачивать первоначально с помощью всё тех же мельниц.
Бесконечную войну с водой пришлось к тому же вести на два фронта. Затопляло землю не только море, но и с юга большие разливы Рейна. Пришлось искусно регулировать (опять же с дамбами и каналами) всю огромную дельту большой европейской реки. А за века война с водою стала философией жизни голландцев. С детства человеку внушали опасную близость воды. Помню школьный хрестоматийный рассказ о мальчике, который, увидев, как вода прососала щель в дамбе, заткнул её пальцем и стал звать взрослых к месту грозной опасности. Учительница рассказала нам, что это было в Голландии, которой вода всегда угрожает. В этой легенде заключена мудрость жизни: каждый голландец должен усваивать с детства опасность воды.


Вот он, неутомимый голландский рабочий.


Такой автобан идет по дамбе

Голландия - страна ВЕТРЯНЫХ МЕЛЬНИЦ, ДЕРЕВЯННЫХ БАШМАКОВ, СЫРА и ТЮЛЬПАНОВ.
По крайней мере, это то, что поначалу бросается в глаза всем туристам. Итак, прежде всего давайте познакомимся со всеми основными достопримечательностями.

ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ распространены в Голландии, так как страна расположена в низине и ничто не преграждает путь многочисленным ветрам, приходящим сюда с Северного моря. Это бесспорный факт. Ветер - дешевый источник энергии, который никогда не иссякнет. Кроме того, жители Нидерландов много веков подряд используют мельницы, чтобы их земли не уходили под воду. Расположенные на дайках (дамбах) мельницы приводят в движение насосы. Поскольку максимальная высота подъема воды для насоса, приводимого в движение ветром, составляет 1,5 метра, на одной дамбе зачастую можно увидеть вереницу, состоящую из двух-трех мельниц. Постепенно ветряные двигатели начали вытесняться сначала насосами с паровым двигателем, а затем с электродвигателем.

В настоящее время ветряные мельницы вызывают всеобщее восхищение. Если только вы не являетесь любителем карабкаться по узеньким лестницам с бесчисленными ступенями, да к тому же не имеющим перил, поверьте, ветряными мельницами лучше любоваться снаружи!



По сей день некоторые голландцы носят ДЕРЕВЯННЫЕ БАШМАКИ, но, чтобы это увидеть, вам придется проехать в музей под открытым небом, например, такой как Фолендам или на ферму.

Однако, несмотря на то что башмаки нынче уже не в моде, крылатых выражений со словом «башмак» множество. Например, выражение „Now that breaks my klomp (clog)”, что буквально означает «От этого и башмак может сломаться», употребляется, когда человек сталкивается с чем-то очень необычным, из ряда вон выходящим, ведь деревянные башмаки настолько прочные, что вряд ли могут сломаться. Или „You can feel it though your klompen!” (букв. - «Вы почувствуете это, несмотря на то, что в башмаках!») используется, когда что-то настолько очевидно, что вы можете это почувствовать «не снимая башмаков», которые на самом деле всегда отличались хорошими защитными качествами.


Тюльпаны, еще один символ Голландии, в шестнадцатом веке обычно ввозились в Голландию из Турции. Даже само слово «тюльпан» имеет турецкое происхождение (от turban - тюрбан, чалма). Торговля луковицами до сих пор остается очень выгодным бизнесом. Сами же цветы расцениваются как побочный продукт выращивания луковиц и сбываются в Голландии по очень низким ценам.

ЦАРСТВО ТЮЛЬПАНОВ


Красота. Поля тюльпанов в Голландии




Голландия с высоты птичьего полета.


Парк тюльпанов Койкенхофф (Голландия).

Территория парка расположена на 32 гектарах. Одних тюльпанов там высаживают каждый год порядка 4 миллионов штук, более чем 100 разновидностей!

Сочетание тенистых деревьев, изумрудных лужаек и прекрасных чистых водоёмов создают удивительную атмосферу


Тысячи тюльпанов различной окраски покрывают прихотливым ковром лужайки парка.


Бельгийцы называют голландцев «СЫРНЫМИ ГОЛОВАМИ», так как последние едят очень много сыра. А экспортируют еще больше. Будучи очень практичными людьми, голландцы давным-давно усвоили, что из быстропортящегося молока нужно делать сыр, который долго не портится, и к тому его можно перевозить на дальние расстояния.




Города Голландии - шедевры средневековой архитектуры. Здесь соседствуют старинные купеческие дома, величественные соборы, ратуши и современные здания.


Голландия подарила миру целую плеяду выдающихся художников: Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Франса Халса, Рембрандта Харменса ван Рейна, Винсента ван Гога. Музеи двух последних находятся в Амстердаме



Амстердам — город свободы





Королевский дворец в Амстердаме

Как только не называют Амстердам! Одни величают его Северной Венецией, другие Новым Вавилоном. Однако ни то ни другое название не передает всю его красоту и восхитительную притягательность. Амстердам, столица Голландии это уникальный и неповторимый город, равного которому нет во всем мире. Поэтому, если вы еще не бывали в Амстердаме, то поторопитесь посетить его и насладиться дивным великолепием водных каналов, старинной архитектурой и другими красотами.


Амстердам - музеи: Ван Гога, Рембранта





Парковка для велосипедов


Роттердам - это название означает "Дамба на Ротте".

Голландия, королевская и сказочная, с мирным спокойствием цветов и летящим под парусником воздухом, с учтивым радушием и корректностью голландцев меня просто очаровывает.
Ведь это страна, куда, только уехав, мечтаешь вернуться. Страна, из мира которой трудно уезжать, потому что он наполняет тебя почти счастьем - светлым морским воздухом, который хочется вздохнуть и улыбнуться.

Амстердам (и немного Голландия) на раз-два-три na_shpilke wrote in January 10th, 2012

По сравнению с водой в Израиле голландская вода хорошего качества - первое, чем делятся с новичками живущие здесь давно, так это тем фактом, что воду здесь можно пить прямо из крана (в Израиле для питья используется только бутылированная вода). А еще есть что-то чарующее и умиротворяющее в системе каналов, пронизывающей, подобно артериям и венам, организм голландского города или деревни.

Амстердам

Ляйден (Лейден)

Гаага

- Философия терпимости. Именно эта культурной особенностью обязаны голландцы началом своего процветания - пока в 15 веке великие католические державы устраивали гонения "неугодных" (читай "иноверцев"), воспитанные в протестантской традиции голландцы открыли свои границы, руководствуясь тем, что "терпение и труд все перетрут". То есть пока человек работает и честно отрабатывает свой хлеб, он имеет в стране права и привилегии. Количество гонимых но предприимчивых людей наполнило тогда страну, так что к 17-му веку Голландия достигла своего расцвета. Голландские города и в частности Амстердам, и сегодня гордятся тем, что никогда не являлись городами дворцов и церквей, но городами буржуазии.

Амстердам

Сегодня терпимость к инакомыслящему позволяет Нидерландам быть одной из редких стран, где узаконены легкие наркотики и проституция (что ежедневно приносит казне миллионы евро, оставленные здесь туристами). Амстердам же воистину международный город, где количество иностранных работников едва ли не равно количеству местных, а иностранные компании стремятся открыть здесь свой филиал. Все это создает необыкновенную интернациональную, доброжелательную и открытую атмосферу - люди знакомятся и интересуются человеком, стоящим перед ними, а уж потом его национально-культурным багажом. Никогда раньше не было у меня такого количества иностранных знакомых и такой скорости "набора" новых друзей.

- Стремление к равенству . Еще один аспект положительного влияния протестантской религии на общество. И, наверное, обще-европейское чувство вины перед захваченными когда-то колониями. Религия воспитала голландцев в уважении к человеку работающему, поэтому я не видела здесь презрения к какому-либо виду труда. В отличие от построенных на системе эмигрантов стран (Америка, Израиль), где самая грязная работа всегда достается новоприбывшим (а потому располагающимся внизу социальной лестницы), здесь я часто вижу, что распределение труда - скорее функция возраста и образования: в первой гостинице большинство горничных были молодые девушки и ребята - белые голландцы. В спортзале тренера и сидящие на ресепшн секретари (в не зависимости от своего происхождения) в конце рабочего дня сами пылесосят залы, моют полы в студио и убирают в раздевалках и туалетах, а не ждут, пока придет русская и эфиопская уборщица (часто престарелая), приехавшая в страну пару месяцев назад и только поэтому другого положения не заслуживающая.

Три вещи, которые ты категорически не принимаешь в приемной стране:
- Бюрократия . Голландцы называют себя нацией бюрократов и очень этим гордятся. И хотя я тоже верю в то, что верная дорога ведет в верному результату, иногда эта дорога оказывается такой долгой! Простой пример: чтобы стать клиентом компании сотовой связи, мне пришлось 6(!) раз посетить филиал. Дважды из-за недостающего документа (и не помог никакой документ тождественный, имеющийся у меня в тот момент), а остальные разы из-за того, что каждый раз происходил какой-то сбой или недочет в системе и никто из работников не было готов оформить контракт на месте, а уж потом одобрить его в системе - отклонение от процедуры им неведомо!

- Некоторая ограниченность . Связано с первым пунктом. Обожествление системы и процедуры не позволяет голландцам мыслить творчески - искать нетрадиционное решение новых проблем. Вот почему здесь очень тяжело принимают нововведения, нестандартные решения и т.д. Если у вас возникла проблема с какой-либо услугой, обычным ответом будет: приходите завтра и мы проверим, что произошло не в соответствии с протоколом. Вряд ли рядовой служащий будет искать варианты, как решить проблему здесь и сейчас. Мне довелось столкнуться с тем, что многие здесь мыслят закрытыми системами и заданными параметрами: квартира в этом районе должна стоить сумму n, следовательно ничего другого невозможно (и не важно, что есть люди, уезжающие и срочно сдающие свое жилье по более низкой цене - маклер не будет утруждать себя поиском, который он считает заведомо напрасным).

- Нежелание выделиться. А это уже мене приятная сторона голландской религии и традиции. Долгое время голландцев называли "нацией шестерки" - из-за десятибальной системы оценок в школе, ибо вместо того, чтобы твердить подросткам, что нужно стремиться получить 10, голландцев воспитывали, что средняя "шесть" это тоже хорошо. Отсюда нежелание выделяться: на улице (одеждой), на работе (достижениями), в обществе (оригинальными мыслями). К счастью, молодое поколение, более открытое новым культурам, удаляется от этого, но среди людей среднего возраста нередко можно встретить подобную "середнячковость", что, если человек был нанят для предоставления каких-то услуг, может раздражать, ибо всегда думаешь, что не получишь от него результат наилучший из возможных.

Три вещи из дома, которых мне жутко не достает в приемной стране:
- Мамы.
Как и обещала, всегда на далеком расстоянии от Украины идет первым пунктом.
- Изящества и шика . Нежелание голландцев выделиться, холодный климат, поездки на велосипеде - все это ведет к тому, что будучи нацией весьма привлекательной в целом, в одежде голландцы делают ставку на безликий комфорт.

Здешних женщин редко увидишь в платьях и на каблуках, тем более в вещах ярких цветов.

стильно, но мало!

Да, перелом в молодом поколении происходит, но очень медленно (все, кто сейчас закидают меня помидорами с утверждением, что по амстердамским улицам ходят толпы хорошо и оригинально одетых людей - подумайте еще раз: далеко не все из них голландцы, я бы даже сказала, что большинство нет, советую посидеть в кафе подальше от туристических центров и понаблюдать за посетителями). Взять хотя бы тот факт, что самым популярным фэшн-блогером из Амстердама (да и всей Голландии) является девушка-мексинанка, приехавшая в Амстердам несколько лет назад.

- Размах . То, к чему так пренебрежительно и даже осуждающе относишься в своей стране, в Голландии может оказаться в недостатке. Воспитанные на традиции скромности и труда, голландцы не не закатывают званные обеды, не устраивают пышных трапез (они и сами смеются, что в понятии "голландская кухня" объединены два несовместимых понятия: голландский и кухня - еда здесь простая и незамысловатая, чья вкусность для многих под вопросом). Их пугают русские вечеринки, сделанные на широкую ногу или израильские ужины с ломящимся от еды столом - голландцы привыкли к принципу "ты мне - я тебе", а у себя в гостях подают кофе с одним кусочком бисквита, не больше, поэтому такая показная щедрость пугает их.

Половина территории Нидерландов лежит ниже уровня моря, так Амстердам от затопления защищают многичесленные дамбы и плотины. Даже название города произошло от двух слов: Амстел и дам. Амстел - название реки, на которой расположен город, а дам обозначает в переводе «дамба». Стони лет голандцы отвоевывают у моря землю. Строительство на дефицитной земле становится очень затратным - болотистые почвы требуют забивать большое количество свай.

В сегодняшнем посте я расскажу об альтернативном виде жилья - домах на воде. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю.

Небольшая предыстория про плавучие дома в Амстердаме.

В Голландии водные дома появились довольно давно, а распространились в прошлом веке. После второй мировой войны жилья катастрофически не хватало. В это время голландский флот модернизировался, и люди, лишенные «сухопутного» жилья, стали обживать старые списанные корабли, оказавшиеся на приколе. Сейчас в стране насчитывается около 10 тысяч водных домов, из них около 2,5 тысячи пришвартованы в Амстердаме и окрестностях.

Раньше плавучие дома считались очень неудобными, и покупали их пенсионеры-шкиперы, потому что это был дешевый способ поселиться в центре Амстердама. Старинная баржа – это, как правило, две, максимум три, комнаты, малюсенькая кухня, туалет и душ, в котором надо стоять «по стойке смирно». Плюс плохая вентиляция и повышенная влажность. В Амстердаме до сих пор можно встретить старинные баржи 19 века, которые все еще неплохо служат по прямому назначению.

Со временем такие дома вошли в моду, и сегодня иметь такой очень престижно. Баржи-дома, расположенные в центре стоят огромных денег, так как места на каналах больше не осталось. Средняя цена на жилую баржу около 500 тысяч евро. Еще примерно 1 тысяча евро в год уходит на ремонтные работы. Сюда добавляются плата за швартовку, водный налог, и обязательная отправка на удаление ржавчины с корпуса каждые 5 лет.

Кроме того, для «людей в лодках» существует множество других законодательных ограничений. Ипотечный кредит на покупку плавучих домов выдает всего лишь один голландский банк – ING. Лицензия на швартовку именная и при продаже жилой лодки власти вправе не переписывать лицензию на нового владельца. Расстояние между лодками должно быть не меньше 2 метров, а от моста они должны находиться минимум в 7 метрах. При этом внешний вид лодок менять нельзя без разрешения местных властей.

Места для домов на воде в центре давно закончились, и сейчас в Амстердаме, одним из немногих мест, где можно пришвартовать свой дом является район Айбург, который начали стоить в 1996 году. Многие выступали против строительства, утверждая, что оно нарушит природный баланс озера Ijmeer. Местным властям пришлось провести референдум в 1997 году, 60 процентов проголосовавших высказались против. Но из-за низкой явки (всего 41 процент) результат не был признан, и строительство продолжилось. Айбург состоит из 3 островов, район будет полностью готов в 2012 году. 18.000 домов вместят жителей и дадут работу более 10-ти тысячам человек. План предусматривает дома, школы, магазины, спорт центры, рестораны, пляж и кладбище.

После того, как у воды отвоевали немного площади для дорог и домов, в новом районе образовалось озеро. С одной стороны искусственного озера расположился плавучий квартал, спроектированный архитектурным бюро Марлиеса Ромера. Здесь есть разные дома, и большие с бассейном и дома на несколько семей.

Плавающий дом состоит из бетонного поддона высотой около полутора метров, на нем ставят деревянный каркас, который облицовывают стендовыми панелями. Бетонные коробки пришвартованы к пирсам.

У этих домов есть одна особенность, они могут изменяться и передвигаться по желанию хозяев. Например можно к своему дому пришвартовать пантон с теплицей или лужайкой, или расширить существующий дом, купив модуль с дополнительными комнатами. Дома собираются как конструктор.

Дома вдоль берега стоят на сваях, а дальше плавают на воде. Из-за того, что больше трети Голландии находится ниже уровня моря, строить дома на земле очень дорого. Плавающие дома собирают на верфях и по воде доставляют на место.

Проект архитектора Marlies Rohmer (www.rohmer.nl). Дома были спроектированы в 2001 году, а квартал доставили с верфи в 2009. Стоимость строительства 1000 евро за кв. метр.

Вот так уже полностью готовые дома с отделкой плывут на свои места.

Обычно плавучий дом имеет 3 этажа. В дому подведены все необходимы коммуникации.

Сейчас в Нидерландах проходят испытания плавучие дома нового поколения. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки. Изобретение призвано решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Если сейчас в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число возрастет в 100 раз – до 20 тысяч домов на воде. При таком темпе голландцам, видимо, придется вновь затоплять с таким трудом отвоеванную у воды землю.

На государственном уровне была создана структура по поддержке строительства экспериментального жилья. В будущем, когда плавучие дома закрепятся на рынке недвижимости, планируется строить целые плавучие районы и маленькие города.

Вдоль другого берега единственное место в Амстердаме, где можно поставить дом по своему проекту.

В целях сохранения исторического облика городов, фантазии архитекторов принято жестоко отрезвлять бюрократическими требованиями, иногда абсурдными. Обладатели ключей от новых плавучих вилл в амстердамском районе Зеебург уже не рады, что ввязались в строительство экспериментального микрорайона Айбург. В Айбурге планируется установить более ста домов на воде, однако многие из этих домов никак не могут доехать до Амстердама, потому что не соответствуют строгим правилам по глубине или высоте плавучих строений.

Плавучая вилла не должна погружаться в воду на более, чем полтора метра. Ее высота от уровня воды не должна превышать семь с половиной метров. Чтобы подогнать свои дома под эти требования, владельцы вилл тратят десятки тысяч евро, но идеального результата достичь не удается.

"Реймонд Хасселерхарм, владелец другой виллы: Я нанял специалистов из, пожалуй, наиболее квалифицированного в этой области архитектурного бюро в Голландии - Waterstudio. Они пригласили своих контрактников-строителей, привлекли серьезных инженеров. В итоге даже столь опытной команде не удалось построить дом на воде, который бы полностью удовлетворял всем требованиям города."

"Когда я смотрю на свое новое жилище, то, невзирая ни на что, прежде всего, любуюсь им и живописным видом вокруг. Это уникальный дом, дом на воде - это в любом случае необычно. Но если бы я заранее знал, насколько экспериментальным окажется этот проект (ведь, изначально я полагал, что для Голландии это - почти рутина, и что строители, инженеры, архитекторы и городские власти о чем, о чем, а о водных сооружениях уже давно договорились), так вот, если бы я знал, что все эти договоренности еще на стадии разработки, я бы не пошел на такое строительство. Оказалось, что я сам избрал для себя мученическую долю. "

Негде выгуливать собачку? Нет проблем! Купите своему дому лужайку с деревом!

Мало места? Негде покурить марихуану? Для вас специальный модуль с уличной мебелью и барбекю;)

Еще про хорошую архитектуру и интересные проекты.

July 5th, 2017

Это всем известная история о том, что голландцы давно и упорно строили дамбы и увеличивали территорию своей страны таким образом. Но когда начинаешь читать все подробности, все сложности, которые были связаны с этим процессом, начинаешь по другому смотреть на это историческое действо.

Ведь треть территории современной Голландии отвоёвана у моря. Давайте узнаем подробнее как это происходило...

Около 1/3 территории Нидерландов лежит ниже нулевой отметки. Но не только эти земли были бы залиты, не будь плотин. Жертвой моря стали бы дюны и некоторые участки низменностей; всего было бы затоплено и смыто около 50% площади страны, где сосредоточено в настоящее время 3/4 всего населения - более 10 млн. человек. Как голландцам удалось отвоевать у моря такие обширные территории? Об этом рассказывается в книге Леонида Бондарева «Суша отвоёванная у моря» (издательство «Мысль», 1979 год).

Терпы

Холмы-убежища возвышаются на 9-12 м. На них расположены многочисленные населенные пункты. В Нидерландах такие холмы называют терпами («терп» по-фризски означает «деревня»), а на немецком побережье Северного моря - варфтами. Наиболее старые терпы имеют возраст более 2000 лет, их стали насыпать ещё со времен римского владычества. В Вемелдинге, в западной части страны, есть терп высотой в 16 м. Его склоны террасированы - на уступах можно разместить стада скота.


(Распространение терпов на побережье Северного моря)

Крупные терпы создавались в течение длительного времени в несколько приёмов. Раскопки у Эзинге (северо-восточная часть Нидерландов) показали следующее. В 300 г. до н. э. обнесенное частоколом первоначальное поселение - два прямоугольных жилища со стенами из хвороста, обмазанными глиной, и амбар на сваях - располагалось прямо на поверхности марша (марш - низменный берег, который подвергается затоплению время высоких приливов и штормовых нагонов воды). Затем был устроен холм из торфянистого дёрна высотой 1,2 м и 35 м в поперечнике, на котором нашли приют четыре фермы. Эти жилища были перестроены около 50 г. до н. э., когда терп поднялся до 2,1 м, а его ширина увеличилась до 100 м. Наконец, в римское время высота искусственного холма достигла 3,4 м, а диаметр - 150 м. В III в. н. э. селение было уничтожено пожаром, но впоследствии восстановлено. Затем, в 800-950 годы и в XII веке, терп надстраивался и расширялся; он был обитаем до XIII века.

(Археологические исследования показали, что не только местные племена, но и пришлые римляне насыпали искусственные холмы. Близ Утрехта раскопан римский терп высотой около 6 м над уровнем марша. Найденные таблички с римкими надписями позволили установить, что терп был обитаем с 42 по 260 годы.)


(Территория Нидерландов в римское время (I в. до н.э. - III в. н.э.): 1 - дюны; 2 - крупные озёра; 3 - крупные болотные массивы; 4 - современная граница Нидерландов)

В начале XIX века выяснилось, что насыпной грунт терпов - своеобразный культурный слой, богатый органическим веществом, - содержит много фосфатов и представляет собой великолепное удобрение. Крестьяне стали срывать холмы и разбрасывать землю на полях для подкормки трав. Неразумность такой практики обнаружилась очень скоро - во время штормового нагона воды в 1825 года, когда было затоплено 2/3 страны. Но богатая черная земля терпов (terpaarde) ценилась столь высоко, что разрушение островов спасения продолжалось во всё возрастающих масштабах. Холмы срывали до заборов стоявших на них ферм, до церковных стен. Один терп мог принести доход в 40-50 тыс. франков. После 1830-х годов многие терпы продавались целиком: Они рассеивались на окрестных полях, на отвоеванных у моря польдерах, загружались в лодки и в трюмы судов, которые развозили плодородную землю в другие части Нидерландов.

Разрушение достигло апогея в последней четверти XIX столетия. Из 1250 некогда заселённых искусственных холмов более 600 совершенно исчезли с лица земли, и от них не осталось никаких следов. Другие были срыты частично - их неправильная форма и крутые склоны - не первоначальный облик, а результат позднейшего вмешательства человека. Больше всего пострадали терпы Фрисландии, в меньшей степени - провинции Гронинген.

Безудержная волна уничтожения терпов, порожденная алчностью, была в конце концов остановлена. Причин несколько. Во-первых, терпы до сих пор все ещё не перестали играть роль островов спасения, для которой они и предназначались. Далее, при их истреблении безвозвратно утрачивался ценнейший археологический материал. В настоящее время в Нидерландах работает Общество по изучению терпов.

Резонными были также и возражения гигиенистов. Основания терпов лежат ниже уровня окружающих их полей и лугов. После полного изъятия земли возникали западины, которые заполнялись грунтовыми водами и становились рассадниками комаров.

Терпы вновь стали разрушать во время второй мировой войны. В «Голландских письмах» М. Шагинян пишет: «Немцы, в последнюю войну грабившие все оккупированные ими страны, вывозили из Голландии вагонами - знаете что? Почву. Почву, ювелирно возделанную, творчески созданную столетиями почву, дающую (цифры 1948 года) с одного гектара 4260 кг урожая пшеницы, в то время как Англия в этом же году дала 2820 кг, Франция 1910, а Америка-1110».

Первые дамбы

В Нидерландах первые дамбы возникли вдоль речных русел. Их предшественниками были римские дороги. Территория нынешних Нидерландов - холодной, болотистой, сырой и туманной страны имела важное стратегическое значение. Расположенные там римские гарнизоны прикрывали с северо-востока от германских племен богатую провинцию Галлию. Укрепления были связаны судоходством по Рейну и Маасу, и по этим же долинам проходили дороги, которые, избегая болот, тянулись по песчаным отмелям вдоль рек. Полотно дороги надстраивалось, поднималось, и получалось, что в одно и то же время строятся и дорога, и дамба. Прошло некоторое время, и проницательный римский военачальник Друск уже стал возводить на Рейне специальные насыпи для защиты от разливов.


(Разные типы дамб в Нидерландах, сменяющие друг друга во времени: 1 - торфяные кирпичи; 2 - утрамбованная земля; 3 - камень; 4 - прокладка из камыша или морских водорослей; 5 - глина; 6 - песок)

Что касается побережья Северного моря, то там самые первые дамбы были построены на южном берегу эстуария Шельды и на острове Толен у Весткерке и Схерпениссе. Они датируются VII веком. Около 1000 года были построены дамбы на правом берегу эстуария Мааса к западу от современного Роттердама; прежде заболоченный район осваивается. Появляются первые польдеры - так называют в Нидерландах участки низменной земли, отвоеванные у моря, озера или реки и защищенные от них дамбами.

В Фрисландии еще в середине X века не было плотин. Однако уже в то время существовали их предшественники - диквегены (dijkwegen) - поднятые тропы, ведущие от одного терпа к другому или соединявшие фермы на низких берегах.

На рубеже X-XI веков набеги викингов прекращаются, к тому же ослабевает морская трансгрессия. Обитатели Нидерландов, избавленные от бешеных атак людей и природы, начинают осваивать марши. Каждодневный опыт показывает им, что диквегены, утоптанные ногами людей и лошадиными копытами, сдерживают проникновение соленых морских вод на обрабатываемые земли и пастбища при приливах и ветровых нагонах воды. Постепенно в населённых местностях диквегены развиваются в систему защитных сооружений. Там, где они пересекали небольшие естественные русла или дренажные канавы, ставились предшественники шлюзов - простые деревянные щиты, которые можно было опустить при морских наводнениях и избежать засоления используемых земель. Когда нагон морской воды прекращался, щиты поднимали и сбрасывали скопившуюся пресную воду. В X веке щиты заменяются створками, похожими на открывающиеся в сторону моря ворота. Они действовали автоматически: приливная волна смыкала створки, а во время отлива створки распахивались.

Человек не мог не обратить внимание на подсказку природы - естественные дамбы - дюны, которые протягиваются почти вдоль всего внешнего побережья Фландрии и Голландии и представляют собой естественную плотину, преграду на пути морских волн. Выделяют две генерации дюн - древние и современные. Формирование первых относят к атлантическому времени (5-2-е тысячелетия до н. э.). Они располагаются вдоль внутреннего края полосы молодых дюн, то примыкая к нему вплотную, то удаляясь на некоторое расстояние. Максимальная высота холмов не превышает 4 м. Молодые дюны возникли в историческое время. Их высота доходит до 60 м - для низинной Голландии это настоящие горы. В некоторых местах они надвинуты на древние дюны.



(Осушение бухты Долларт)

Дамбы в полосе дюн начали сооружать около 1000 года в тех местах, где прерывались естественные песчаные гряды, защищавшие материк от набегов морских волн. Один из таких прорывов образован руслом Старого Рейна. Бреши были заполнены, болота вдоль внутреннего края пояса дюн осушены и превращены в пашню и пастбища.

Привлекают внимание и ватты - земли у внешнего края дюн, которые освобождаются от воды при отливе. Ослабление подъема уровня моря после 950 года позволило начать их освоение. Обвалованные и освоенные участки у внешнего края дюн голландцы называют коогами (koog); их появление относится к 1100-1200 годам.

В XIII веке в Северной Голландии вместо простых насыпей из утрамбованной земли появляется новый тип дамб - «дамбы из грязи» (slikkerdijk). Их внешняя часть обкладывалась «кирпичами», вырезанными из торфянистого дерна, или комьями вязкой глины, затем на склон набрасывали слой морских водорослей, назначение которых было воспрепятствовать быстрому размыву. Водоросли имели хорошее сцепление со склоном, прилипали к нему, но постепенно сгнивали, и тогда покрытие из них приходилось обновлять. При отсутствии водорослей внешнюю часть дамбы покрывали вязанками камыша, укладывая их вдоль склона. Такая облицовка была еще менее долговечной, чем из водорослей, - её меняли через 5-6 лет.

К исходу XIII века практически все нидерландские берега были ограждены валами, насыпанными человеком. Дамбы опоясывают острова, лежащие у эстуариев Шельды и Мааса, сопровождают берега крупных рек. Наиболее сложная система плотин сформировалась в Северной Голландии, в так называемой Водяной стране (Waterland). Своему названию она обязана множеству существовавших тогда озер, соединённых протоками друг с другом и с морем. Положение осложнялось тем, что подъём уровня моря при штормах и при аномальных приливах затруднял сток внутренних вод и озера выходили из берегов. Во время больших наводнений опасность в этом лабиринте угрожала повсюду. Извне морские волны часто вторгались через Зьепп, где прерывалась полоса дюн. Но постепенно здесь везде на границе воды и суши выросли плотины.

Начиная с XV века при строительстве дамб широко используется дерево. Эластичная подушка из водорослей на внешнем склоне защищается частоколом. Сначала его ставят вертикально, но очень скоро практика показала, что гораздо успешнее противостоят волнам наклонно вбитые сваи.


(Осушение земель в Нидерландах. Земли, осушенные: 1 - в 1200-1600; 2 - в 1600-1900; 3 - в 1900-1970; 4 - земли, которые могут быть осушены к 1980; 5 - дамбы; 6 - горизонталь +1 м. Эту линию условно можно считать границей освоенных земель в том случае, если бы человек не противостоял морю)

Позднее стали сооружаться плотины с каркасом из здоровенных бревен. Громадные сваи связывались друг с другом толстыми дубовыми поперечными досками. В основании внешней части Весткаппельской плотины таких параллельных рядов свай насчитывалось одиннадцать! Нижняя часть больших плотин складывалась из камней. Строя дамбы, голландцы целиком очистили свою страну от валунов - нигде на поверхности не увидеть ни одного камня. Гранитные глыбы привозились даже из Норвегии! Использовался и кирпич. Верхушка насыпалась из глины, внутри которой укладывались прокладки из хвороста. Ширина в основании составляла 50-100 м, а средняя высота - 8-10 м. Обращённый к морю склон делался пологим и защищался рядами свай от набегающих волн. Это были настоящие крепости из земли, камня и дерева.

Постепенно технология строительства становилась более дешёвой. Плотины стали возводить из песка с фашинной «арматурой» (из хвороста), камни укладывали лишь в основании.

«Летние», «зимние», «спящие» - такая своеобразная терминология сложилась по отношению к нидерландским плотинам. Летними называют новые плотины, строительство которых ещё окончательно не завершено. Они выполняют свое назначение летом, но не дают гарантированной защиты от жестоких зимних бурь, когда штормовые волны иногда перехлестывают через гребень и временно заливают и засоляют земли, используемые как пастбища. Зимние дамбы - самые высокие, крепкие, надёжные, выдержавшие не одно тяжелое испытание, защищающие города и плодородные обрабатываемые земли. И наконец, спящими, уснувшими называют те старые дамбы, которые по мере отвоевания земель у моря оказались далеко от берега внутри страны. Это ветераны, выполнившие свой долг. Часто шлюзы этих дамб разобраны и дороги ведут через проломы. А иногда их разбирают для строительства новых дамб.

Золотой век и нашествие червя-древоточца

XV век называют золотым веком Нидерландов. Стихия успокаивается. Штормы пошли на убыль. Повреждённые плотины приведены в порядок, укреплены, надстроены и расширены. Осушаются озера, прорываются каналы, устраиваются шлюзы. Тысячи мельниц перекачивают воду. На осушенных пространствах создаются ухоженные поля.

Голландцы соперничают с англичанами, французами, португальцами, испанцами. Голландские капитаны бороздят все моря. Они открывают Австралию (одно время материк назывался Новой Голландией), Новую Зеландию, обосновываются на мысе Доброй Надежды, скупают пряности в Ост-Индии, торгуют с Японией и Китаем, закладывают в устье Гудзона город Новый Амстердам, ставший впоследствии Нью-Йорком. А в 1667 году голландцы поднялись по Темзе и сожгли пригороды Лондона.

Торговый флот Нидерландов насчитывал 34 тыс. судов и был равен объединённому флоту всех других народов. Морская торговля приносит неисчислимые доходы. В Амстердам, Утрехт, Лейден, Гарлем, Гаагу

Опрятные голландские города отгорожены от неспокойного моря настоящими крепостями, громадинами из земли и дерева. Специальная служба неусыпно следит за состоянием плотин, защитные валы с каждым годом становятся крепче и надёжнее.

Но недолог был золотой век. Соперничество Нидерландов с Англией и Францией становится всё более напряжённым и переходит в длительные, изнурительные войны, истощающие страну.



(Основание будущего Нью-Йорка голландцами)

Для ведения войн нужны были деньги. Неудержимо растут налоги - их были десятки. Облагалась продажа дома (4,5% стоимости), содержание прислуги, учеников и вся недвижимость - дом и двор, печь, мельница, переправа, земля, лес. Брались налоги на чай и кофе - только присяга в том, что эти напитки совершенно не потреблялись в доме, освобождала от обложения. Налог на соль был вдвое больше стоимости самой соли. Взималась церковная десятина и налоги на вино, пиво, водку, мыло, уголь, повозки, табак, убой скота, помол, наследство. Был налог на весы, причем особо облагалось взвешивание масла и сыра. Хозяин коровы должен был раскошеливаться 5 раз - за саму корову, за масло, сыр, пастбище и шкуру. Большие налоги на плотины и польдеры отбивали охоту осваивать новые земли, и во второй половине XVII - начале XVIII века строительство плотин приходит в упадок.

А тут ещё новая беда, которая пришла неожиданно.

В 1731 году в Зеландии и Западной Фрисландии появляется и необычайно быстро размножается древоточец тередо (Teredo limmoria или Т. navalis), завезённый судами, возвратившимися из дальних плаваний. Древоточец этот - двустворчатый моллюск, раковина которого в процессе эволюции переформировалась в своеобразное сверло с раздвинутыми створками и зазубренными гребнями и бугорками.


(Червь-древоточец)

Уже через одну-две недели после появления на свет тередо прикрепляется к дереву и начинает пробуравливать в нем ходы, делая 8-12 сверлильных движений в минуту. Он решаетпри этом две задачи - создаёт убежище для своего мягкого тела и получает пищу. Желудок корабельного червя всегда набит опилками. Он питается также планктонными организмами, которых засасывает через сифон. Тередо избегают друг друга - их ходы в древесине самым причудливым образом меняют направление, но никогда не пересекаются. Поверхность ходов покрыта известковистыми выделениями.

Морской древоточец издавна был опасным врагом парусных судов, теперь же он набросился на деревянные части нидерландских дамб. В один прекрасный день голландцы с ужасом увидели, как ломаются и крошатся изъеденные сваи и море начинает размывать откосы плотин, лишенные защитного покрытия.

Новость быстро облетела Европу. Гибель Нидерландов близка! Вред в самом деле был очень велик. Уже в 1732 году червями были совершенно уничтожены сваи Вестфризензейской дамбы на протяжении 50 км, а на соседнем участке в 20 км повреждения также были весьма значительными. Тогда для защиты от червей бревна стали сплошь покрывать гвоздями с широкими шляпками и железными пластинами, а в некоторых местах использовали привезенную за тысячи километров твёрдую тропическую древесину. Сваи из красного и чёрного дерева! Для борьбы с морским червем применяли препараты мышьяка.

Но в конце концов стало ясно, что неизбежно придется отказаться от привычных традиций возведения плотин. Их внешние откосы от подножия до гребня одеваются камнем. При строительстве шлюзов стали использовать кирпич. Реконструкция стоила очень дорого - более 5,5 млн. гульденов - громадная сумма для того времени. Зато угроза плотинам миновала - позднее тередо упоминается очень редко. Но и червь приспосабливается: в 1931 году он был обнаружен поселившимся в фашинах из хвороста одной из наполовину построенных дамб в районе Зёйдерзе, причем успел нанести ощутимый вред - пришлось переделывать выполненную работу. Вместо прокладок из хвороста стали применять соломенные маты.


Нацисты: последнее испытание

Последнее испытание нидерландским защитным сооружениям пришлось на годы Второй Мировой войны. В мае 1940 года Нидерланды были оккупированы фашистской Германией. В 1944 и в начале 1945 года фашисты, опасаясь высадки десанта союзников, взорвали дамбы и затопили большие площади земель вдоль больших рек и морского побережья.

Под водой оказалась широкая полоса по Рейну - от устья до германо-нидерландской границы, многие низины в Фрисландии. Почти целиком скрылись под водой острова Волхерен, Толен, Схаувен. Всего было затоплено более 3,6 тыс. кв. км - примерно столько же, сколько было осушено голландцами к концу XIX столетия в результате многовекового упорного труда. Затопление земель совершалось буквально до последних дней войны. Так, дамба, защищавшая Вирингермер, первый польдер, освоенный после перекрытия Зёйдерзе, была взорвана 17 апреля 1945 года. С военной точки зрения эта акция была совершенно бессмысленной, ибо советские войска уже штурмовали Берлинский укрепленный район, а союзники перешли Рейн.

Генерал Зейс-Инкварт, отдавший варварский приказ о взрыве дамб, был впоследствии судим в Нюрнберге как военный преступник и приговорен к смертной казни через повешение.

источники

Королевство Нидерланды , также нередко называемые Голландией (хотя это лишь одна из провинций страны), рождают множество разных ассоциаций: мельницы и тюльпаны, каналы и сыр, наконец, марихуана и кварталы «красных фонарей» – небольшое европейское королевство оставило изрядный след в массовой культуре и сознании. Страна очень популярна именно для экскурсионного туризма – ежегодно её посещают около 11 миллионов туристов, что немногим меньше её населения, и это при том, что своим климатом она едва ли способна кого-то привлечь. Зато это самая что ни на есть классическая Европа, с обширным архитектурным и культурным наследием, свободными нравами и спокойной жизнью, старинными городишками и живописными деревеньками. Каждый город способен влюбить в себя любого посетителя, все они имеют свою яркую индивидуальность, и каждый уголок Голландии способен предложить что-то новое.

Климатические зоны Нидерландов

Нидерланды полностью лежат в зоне умеренного морского климата, разница между областями минимальна из-за небольших размеров и равнинного рельефа. Можно выделить лишь одну существенную особенность – чем ближе к морю, тем мягче климат, в удалённых же от него провинциях перепады между сезонами чувствуются сильнее. Лето жарким не назвать, но и зима довольно теплая, практически в любое время года часты дожди и ветрено – отсюда и обилие ветряных мельниц. Едва ли не половина Голландии располагается ниже уровня моря, здесь в Северное море впадают три крупные реки – Рейн, Шельда и Маас, из-за чего уровень влажности воздуха высок круглый год.

Мягкость климата и малые перепады температур между сезонами вызваны близостью моря и ветрами, задувающими с его стороны, охлаждающими Нидерланды в тёплое время года, и наоборот греющими зимой – хотя при этом они всё равно довольно холодны, и зимние ветра могут быть крайне неприятными. Из-за этого же погода переменчива, она может меняться буквально раз в несколько часов. Солнечные дни – настоящий праздник, пасмурных здесь гораздо больше. Из-за всего этого сами голландцы склонены постоянно жаловаться на свою погоду, но это смотря с чем сравнивать! При всей пасмурности, прохладном и нестабильном лете, она всё же отличается мягкостью.

Чтобы попасть в страну вам потребуется Шенгенская виза. Если у вас её нет, то лучше начинать оформление минимум за три месяца до поездки. Гражданам Украины Шенгенская виза не требуется.

Туристические сезоны

Когда лучше всего посетить Нидерланды?

Продолжается туристический сезон круглогодично, ведь в первую очередь отдых в Нидерландах – это экскурсии, а для них здесь условия мало меняются что летом, что зимой. И всё же можно выделить высокий сезон – пик туристической активности, и низкий – когда она на спаде.

Высокий сезон

Он начинается с середины весны и длится до конца лета. Весна – пора цветов, и немало людей приезжают сюда, чтобы посмотреть на многочисленные цветочные выставки, проходящие по всей стране. Что до лета, то на этот период приходятся каникулы у студентов, составляющих немалую часть приезжающих, а у европейских офисных работников чаще всего именно в эти месяцы отпуск – и нередко они выбирают целью поездки именно Голландию, ведь это зимой тянет в тропики, а лето – самое время для поездок по Европе. Также в наиболее тёплые месяцы (июль и август) будет приятно совершить поездку по амстердамским каналам или даже вдоль всего голландского берега – а то и отправиться дальше, к берегам бельгийским и французским.

Низкий сезон

Если сентябрь ещё тёплый – его можно сравнить с июнем, то в октябре холодает и активность туристов угасает. Этот период продолжается вплоть до марта, за исключением рождественских и новогодних каникул, на которые приходится всплеск посещений. Отдых в низкий сезон обойдётся куда дешевле, при этом особенных неудобств, связанных с климатом, вы испытывать не будете – разве что небо постоянно будет хмурым, и дожди станут вашими постоянными спутниками – но так в Голландии круглый год.

Немало туристов стремятся попасть в Нидерланды именно в месяцы наиболее активного цветения, ведь королевство знаменито своими цветами, которые продаются во многих странах мира. Главная гордость голландцев – тюльпаны, и их цветение начинается в последних числах марта, а продолжается вплоть до конца мая.

Примечательные места Нидерландов

Именно во время цветения тюльпанов стоит приезжать в крупнейшие цветочные парки в стране – такие как Кёкенхоф, известный как «Сад Европы». Помимо тюльпанов здесь представлено и множество других цветов, таких как гиацинты, крокусы, нарциссы, лилии, герберы, розы, ирисы, орхидеи и другие. Но преобладают всё же тюльпаны – парк раскинулся на площади в 32 гектара, на которой разместилось 7 миллионов цветов – и 4,5 миллиона из них именно тюльпаны, относящиеся к сотне разновидностей! Помимо цветов в парке представлено множество деревьев, озёр, водопадов, каналов. Везде пролегают ухоженные дорожки, украшенные скульптурами, можно посетить ферму, павильон «Королевских шляп», чайный павильон, детский и так далее – развлекательная программа не даст заскучать. В конце апреля здесь можно застать «парад цветов», в ходе которого едут огромные цветочные платформы и проводятся выставки.

Помимо Кёкенхофа в Голландии ещё множество крупных садов, ведь цветы разводят по всей стране – в первую очередь стоит выделить сады Аппельтерна, Беннеброка и Лиссе. А если вы пропустили весенние цветочные выставки, то в начале сентября проходит ещё один цветочный парад, в ходе которого они перевозятся из Алсмера до Амстердама. Путешествие туриста чаще всего начинается именно с него, и вряд ли этот город вас разочарует: здесь прекрасная архитектура, множество каналов и мостов – всё это создаёт отличный образ города, по которому можно путешествовать часами, постоянно находя в нём что-то интересное. Больше всего достопримечательностей в старинном центре – от королевского дворца и до квартала красных фонарей, обосновавшегося здесь ещё в XIV веке – теперь это историческая достопримечательность.

Амстердам вместе с Роттердамом, Гаагой, Утрехтом, Лейденом и другими городами входит в Рандстад – крупную агломерацию, в которой проживает почти половина населения Нидерландов. Гаага – настоящая столица, именно здесь располагаются все органы власти и проживает монарх. Здесь можно найти множество архитектурных достопримечательностей – замков и дворцов, а ещё и морские пляжи, на которых летом будет приятно искупаться. Утрехт славится старинной архитектурой: колоритными средневековыми улочками, мостами и каналами. Вместе с Лейденом это университетские города со своей атмосферой. Ну а завершает черёд крупнейших городов агломерации современный Роттердам с клубами и магазинами.

Север страны куда менее густо населён и не облюбован туристами из-за рубежа, но сами голландцы любят отправляться сюда в короткий отдых на выходные, особенно популярна Фрисландия со своими островами и озёрами.

Южные провинции, такие как Лимбург или Северный Брабант, отличаются от центральных и северных укладом – они живут на «бургундский манер» и привержены католичеству. Здесь же можно найти умиротворяющие пейзажи: бескрайние поля с пасущимися стадами, деревушки и замки. Эти места словно сошли с открыток, настолько они умиротворённые и уютные, и за это их очень любят велосипедисты – действительно, очень приятно провести здесь несколько дней, просто катаясь на велосипеде по прекрасным лимбургским просторам.

Погода по месяцам

Март-апрель

Погода в эти месяцы не слишком-то тёплая: в марте в среднем 7 °C, в апреле всего на два-три градуса теплее. Зато природа расцветает с каждым днём! К концу марта начинается период цветения тюльпанов, после чего можно постоянно любоваться цветочными полями по всей Голландии. Радует апрельская погода и относительной сухостью – солнечными дни выдаются довольно-таки часто.

Май-июнь

В мае приходит летнее тепло – не то чтобы оно истинно летнее, скорее как раз-таки майское, то и в следующие месяцы существенно теплее в Голландии уже не станет. Продолжают цвести тюльпаны и другие цветы, а вот в июне их остаётся куда меньше. Погода становится стабильнее, насколько это возможно в Нидерландах, по крайней мере неожиданных заморозков уже можно не опасаться, но по ночам в мае всё ещё может быть холодно.

Июль-август

Пик тепла, когда можно купаться в море, но всё же погода остаётся переменчивой – внезапно может стать довольно прохладно. Очень часто идут дожди, а потому ясная погода становится настоящим поводом для радости. Зато жары уж точно не стоит опасаться: средняя температура составляет 20 °C, и даже тридцатиградусная жара – очень редкое явление.

Несколько вещей, которые необходимо сделать в Голландии: совершить прогулку на велосипеде, посвятив ей целый день; вживую посмотреть на поле тюльпанов; покататься по каналам; попробовать местные сыр и селёдку. Без выполнения всех этих пунктов можете считать, что вы здесь и не были!

Сентябрь-октябрь

Сентябрь даже чуть теплее мая, почти не отличаясь в этом отношении от июня, хотя к последней неделе может похолодать. Большую часть месяца стоит приятная погода, располагающая к экскурсиям, а вот в октябре уже может стать довольно холодно. Вернее сказать, дело не столько в холоде, сколько в ветрах и усиливающихся дождях, которые могут испортить поездку, если при этом окажется ещё и холоднее обычного. Зато осенние Нидерланды очень красивы.

Ноябрь-декабрь

В эти месяцы холодно, ветрено и слякотно. Средняя температура составляет 6-7 °C, но по ощущениям кажется, что холоднее. Стоит запастись тёплыми вещами, которые спасут вас от пронизывающих голландских ветров, и обязательно непромокаемой обувью – и тогда экскурсия может оказаться вполне приятной. А к концу года здесь открываются рождественские ярмарки, позволяющие весело провести праздники.

Январь-февраль

Если повезёт, то на новогодние каникулы может выпасть снег, но чаще всего стоят плюсовые температуры. Они не слишком приятны из-за того, что постоянно моросят холодные дожди, и потому холодные зимы в Голландии любят, ведь можно покататься на коньках по замёрзшим рекам.

Погода в городах и курортах по месяцам

Амстердам

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 6 6 10 14 17 20 22 22 19 15 10 6
Средний минимум, °C 1 1 3 5 8 11 12 12 11 8 4 2
Погода в Амстердаме по месяцам

Арнем

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 5 6 10 14 18 21 23 23 19 14 9 5
Средний минимум, °C -0 -1 2 4 8 10 12 12 10 7 3 0
Погода Арнем по месяцам

Гаага

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 6 6 9 13 17 19 21 22 18 15 10 7
Средний минимум, °C 1 1 3 5 8 11 13 13 11 8 5 2
Погода Гаага по месяцам

Гронинген

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 5 5 9 13 17 20 22 22 19 14 9 5
Средний минимум, °C -0 -1 1 3 7 10 12 12 9 6 3 0
Погода Гронинген по месяцам

Зволле

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 3 2 8 12 16 19 20 20 18 13 8 6
Средний минимум, °C 0 -2 2 4 8 12 14 14 11 8 3 2
Погода Зволле по месяцам

Маастрихт

Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек
Средний максимум, °C 5 6 10 14 18 21 23 23 19 15 9 6
Средний минимум, °C 0 0 3 5 9 11 14 13 11 7 4 1
Понравилось? Лайкни нас на Facebook