Съедение кука. На самом ли деле аборигены съели джеймса кука. Роковое путешествие капитана Кука


Почему аборигены съели Кука
слова и музыка В. Высоцкого

Полный текст песни
слова и музыка В. Высоцкого

Не хватайтесь за чужие талии,
Вырвавшись из рук своих подруг.
Вспомните, как к берегам Австралии,
Подплывал покойный ныне Кук.

Как в кружок, усевшись под азалии,
Поедом с восхода до зари,
Ели в этой солнечной Австралии
Друга дружку злые дикари.

Но почему аборигены съели Кука?
За что - неясно,- молчит наука.
Мне представляется совсем простая штука:
Хотели кушать - и съели Кука.

Есть вариант, что ихний вождь - большая бука,-
Кричал, что очень вкусный кок на судне Кука.
Ошибка вышла - вот о чем молчит наука,-
Хотели кока, а съели Кука.

И вовсе не было подвоха или трюка,
Вошли без стука, почти без звука,
Пустили в действие дубинку из бамбука -
Тюк!- прямо в темя - и нету Кука.

Но есть, однако же, еще предположенье,
Что Кука съели из большого уваженья.
Что всех науськивал колдун - хитрец и злюка:
- Ату, ребята! хватайте Кука!

Кто уплетет его без соли и без лука,
Тот сильным, смелым, добрым будет, вроде Кука!-
Кому-то под руку попался каменюка,-
Метнул, гадюка, и нету Кука.

А дикари теперь заламывают руки,
Ломают копья, ломают луки,
Сожгли и бросили дубинки из бамбука,-
Переживают, что съели Кука.

27 октября 1728 года в семье шотландского рабочего, проживающего в деревне Мартон, появился на свет Джеймс Кук, пятый ребёнок в семье. Когда Джеймсу исполнилось 8 лет, родители отдали его в школу, где тот на протяжении пяти лет изучал основы письма и чтения. Закончив обучение он нанялся на работу фермером, начальником которой был его отец. А в середине 1746 года начинается его морская карьера – Джеймс Кук становится юнгой на угольном корабле.

Во время Семилетней войны, во второй половине 1757 года, Кук уверенно сдаёт экзамен на мастера, и вскоре получает назначение на следующий военный корабль «Пемброк». Во время взятия Квебека ему на практике понадобились все те знания, которые он получил за время долгих плаваний на угольном судне. Он должен был проложить в реке Святого Лаврентия фарватерную линию, которая позволила бы пройти английским военным кораблям для атаки противника. С этой достаточно ответственной и сложной задачей Джеймс Кук справляется на отлично, таким образом заинтересовав Адмиралтейство своей персоной.

Именно эта заинтересованность и сыграла роковую роль в его дальнейшей судьбе: после пересмотра кучи кандидатур и многочисленных споров, было принято решение назначить Джеймса Кука главой астрономической экспедиции. Кук получил в своё распоряжение корабль «Индевор», и в 1768 году отправился в далёкое плавание, впоследствии именуемое как первая экспедиция Кука. С этого момента начинается его прямое восхождение к славе и признанию.

Смерть Джеймса Кука, легендарного мореплавателя, наступила от рук туземцев, будучи в своей третьей экспедиции. Во время потасовки англичане спешно начали отходить к своим шлюпкам, а Кук, прикрывая своих людей, не успел увернуться от камня и тот попал ему в голову. Несколько дней команда не знала о судьбе своего командующего. И тут к кораблю подошла группа туземцев на шлюпках, и протянула останки их капитана. 21 февраля 1779 года на закате солнца корабль «Резолюшен» с приспущенными флагами проводил в последний путь своего командира. Останки были отданы морю.

24 октября корабли отплыли по направлению к Сандвичевым островам и достигли их 26 ноября без приключений, не считая того, что во время сильного шторма сломался главный галс, убив при этом матроса и ранив ещё нескольких. Они увидели остров Мауи, второй по величине в архипелаге. Оба корабля остановились на некотором расстоянии от берега – они не нашли подходящей якорной стоянки, и многие туземцы поплыли им навстречу на своих лодках, везя большое количество свежих фруктов, овощей и, конечно, неизбежных свиней. Среди встречавших был почтенный пожилой человек, и, судя по тому уважению, с которым держались остальные, это был кто-то очень важный. Действительно, это был король Гавайев.

Они отплыли от Мауи, и через день или два перед ними предстали высокие, покрытые снегом вершины-близнецы острова Гавайи; высота обоих была около 4176 м. Кук медленно продвигался вдоль берега, ища подходящую бухту. И куда бы они ни плыли, их всегда сопровождало множество лодок, пассажиры которых поднимались на борт без малейшего опасения, чего Кук никогда раньше не встречал в Океании. Их лодки, отметил Кук без всяких комментариев, были нагружены свиньями и женщинами; последние с большей охотой раздавали свои милости, чем те, которых они встречали раньше. Поистине гавайцы были доверчивым народом. Они весело устраивались ночью спать на палубе, в то время как их лодки тянулись за кораблем. Из-за встречных ветров кораблям пришлось долго огибать южный берег острова, прежде чем повернуть и начать плавание вверх вдоль западного берега. Только 16 января была обнаружена подходящая якорная стоянка в Килакекуа-Бей. Уильям Блай был послан на берег для разведки и, вернувшись, заявил, что бухта замечательно подходит для их целей. Там была пресная вода и две деревни, Кекуа и Каваруа, которые могли удовлетворить все их нужды.

Приём, ждавший на следующий день Кука и его команду, когда они встали на якорь в Килакекуа-Бей, не имел, по-видимому, прецедентов в истории Океании. Кинг, второй помощник Кука, оценил количество лодок не менее чем в тысячу пятьсот, и они вмещали, по меньшей мере, девять тысяч туземцев, которые вышли в море, чтобы встретить их, ещё несколько сотен вышли на линию прибоя, и ещё сотни плавали вокруг, как стаи рыб, в то время как тысячи собрались на берегу бухты.

Палеа, вождь, и Коа, великий жрец, взошли на борт и обращались с Куком с необыкновенным почтением, граничащим с благоговением, и когда он с церемониями был препровождён на берег, ожидавшие его тысячи туземцев распростёрлись на берегу. После этого он был вынужден присутствовать на долгой и странной церемонии то ли приветствия, то ли посвящения, во всяком случае, с явным религиозным оттенком. И только после этого его отпустили назад на корабль. Кук не знал тогда, что он был обожествлён. Согласно гавайскому фольклору, один из их богов, Ломо, – бог счастья, мира и плодородия, давным-давно отправился в море, но должен был когда-нибудь вернуться к ним. Кук стал Ломо, который вернулся домой, а «Резольюшен» был его храмом. Новость о его возвращении распространилась по Гавайским островам, как только он высадился на островах Ниихау и Кауаи ровно год тому назад, и, разумеется, его заметили с берега острова Гавайи ещё за неделю до того, как он нашёл окончательную якорную стоянку. Это, конечно, объясняет, почему, хотя на берегу было всего две маленьких деревни, десять тысяч туземцев ждали его, чтобы приветствовать. Они были давно предупреждены и приехали издалека, чтобы встретить своего бога.

Кук не подавал виду, что обожествление произвело на него большое впечатление. Он был счастлив, что открыл Гавайи, как был бы рад и любой другой путешественник. Он писал: «некоторые… сожалеют о том, что нам не хватило упорства, чтобы найти северный проход на пути домой прошлым летом. Мы обязаны их разочарованию тем, что смогли снова посетить Сандвичевы острова и обогатить наше путешествие открытием, хотя и самым последним, но, по-видимому, в любом отношении самым важным, которое было совершено европейцами до сих пор во всем Тихом океане». Это оказались самые последние слова, которые Кук записал в своем дневнике.
Приятно, что в этой записи звучат нотки радости и удовольствия.

Вероятно, жрецы почувствовали, что возвращение бога лишало их духовной и светской власти, их авторитет, который они так лелеяли, уменьшился и, если народ потеряет привычку их почитать, они смогут её восстановить с большим трудом, и чем дальше, тем сложнее будет это сделать. Они, по-видимому, привели те же доводы королю в отношении его самого, и поскольку король был старым, измученным человеком и пора его физического и умственного расцвета давно миновала, он согласился с их точкой зрения и дал по меньшей мере молчаливое согласие на распространение среди народа мысли о целесообразности скорейшего отъезда Кука.

Однако, должно быть, Кук легко понимал намёки. Он распорядился о разборе обсерватории и палаток и перевозе их на корабль.
Появился король Каланиопу и вручил ему очень дорогие подарки либо в знак подлинного уважения, либо для ускорения отъезда – мы не можем это сказать. В планы Кука теперь входило закончить нанесение на карту Гавайских островов, а затем двигаться к Камчатке на восточном берегу Азии, прежде чем совершить вторую попытку найти Северо-Западный проход. Они отплыли 4 февраля, и толпа, по всей видимости, по-настоящему тепло проводила их. Возможно, подлинной причиной этого теплого прощания была радость при виде уходящих гостей.

Когда всего через шесть дней Кук вернулся, атмосфера была более холодной. Было ясно, что никто из окружения Каланиопу не приветствовал возвращения кораблей. Но у Кука почти не было выбора: за два дня до этого в жестоком шторме фок-мачте «Резольюшен» был нанесён столь серьёзный урон, что было необходимо снять её и починить.

Отношения быстро из очень натянутых превратились в откровенно враждебные

Туземец, пойманный на воровстве, получил сорок ударов плетью. Другие островитяне, которые помогали делать запасы воды, были отозваны вождём. Впервые туземцы начали носить оружие, стали нахальными и дерзкими. Когда были украдены слесарные инструменты, которые похитители увезли на лодке с берега, Эдгар, штурман «Дискавери», высадился с несколькими членами команды на берег и попытался конфисковать лодку. Завязалась схватка, гавайцы прибегли к традиционным камням, Эдгар и его люди были вынуждены бросить баркас, на котором они прибыли на берег, и спасаться вплавь. Положение усугубилось тем, что лодка – она была украдена – принадлежала вождю, который не только был дружески настроен по отношению к Куку, но и очень ему полезен.

Кук пришел в ярость, когда ему рассказали об этом. Кинг записал его слова по этому поводу: «Я боюсь, что эти люди вынудят меня применить какие-нибудь крутые меры, потому что они не должны воображать, что могут получить над нами преимущество».

К несчастью для Кука, случай применить эти крутые меры представился на следующее утро, 14 февраля 1779 года. Кларк доложил Куку, что ночью его большой баркас был украден. Капитан не колебался. Он тотчас же решил применить тактику взятия заложников, которая служила ему верой и правдой в прошлом. Он решил забрать Каланиопу на борт «Резольюшен» и держать до тех пор, пока баркас и слесарные инструменты не будут возвращены.

Кук отправился на берег с группой вооружённых морских пехотинцев в баркасе, лодке и шлюпке и пристал к берегу в Каваруа. Все три лодки немного отошли от берега, в то время как Кук и десять вооружённых морских пехотинцев вместе с их офицером, лейтенантом Моулсуоре Филлипсом, направились к дому короля Каланиопу и настояли, чтобы он немедленно пошёл с ними на борт «Резольюшен».
Старый король не возражал, но, когда они подошли к воде, одна из его старших жён догнала их и вцепилась ему в руку, умоляя не ходить на борт; к этому требованию присоединились двое его вождей. Старик, по словам Филлипса, выглядел «угнетённым и испуганным».

Начиная с этого момента всё последующее смешалось как в тумане. Существовало много людей, которые утверждали, что были свидетелями, и не было оснований подозревать, что кто-нибудь из них лгал, давал искажённый отчёт или пытался представить себя в самом благоприятном свете. Как говорилось ранее в этой книге, когда происходит внезапное, быстрое и ожесточённое действие, трудно найти два совпадающих описания.

Достоверно лишь то, что вокруг Кука сгрудились две или три тысячи туземцев. Филлипс спросил, не надо ли выстроить морских пехотинцев по кромке воды, и Кук, по всей видимости, согласился, что оставляло его незащищённым и отрезанным от своих. Затем послышались в некотором отдалении выстрелы и было доложено, что важный вождь, пытаясь покинуть берег без разрешения, был убит. К несчастью, это было правдой, и, конечно, воспламенило толпу. Человек с «пауа» – заострённым железным прутом около двух футов длиной – угрожающе приблизился к Куку, в одной руке держа своё оружие, а в другой плетённый из трав щит. Кук выстрелил либо холостым патроном, либо очень мелкой дробью, которая застряла в щите, и тотчас же завязалась яростная схватка. Морские пехотинцы на берегу и в отдалении на лодках дали несколько залпов, и Кук собственноручно убил одного человека. Схватка превратилась в рукопашную – штыками и прикладами ружей против дубинок и «пауа». Поскольку пехотинцы были в безнадёжном меньшинстве, стало ясно, что они продержатся совсем недолго.

Что касается Кука, говорили, что из-за благоговения, которое туземцы продолжали к нему испытывать, они бы не тронули его, если бы он оставался лицом к ним, но, поскольку он отвернулся, чтобы дать знак лодкам подплыть к нему, его ударили сзади дубинкой.
Знаменательно, что эта дубинка была в руках у Коа, верховного жреца. И в то же мгновение дюжина других дубинок обрушилась на Кука, который упал на мелководье, туземцы набросились на него с ножами и «пауа» и без конца били его ими. Это произошло в 8 часов утра. Ему было пятьдесят лет.

Таким образом, конец великого человека оказался ужасающим, насильственным и бесславным. Можно усмотреть элемент греческой трагедии в том, что он должен был умереть в расцвете сил и на вершине славы. Он совершил, по всей вероятности, всё, что ему было предначертано совершить.

Алистер МАКЛИН
КАПИТАН КУК.
История географических открытий великого мореплавателя
Историко-биографический очерк

© Фикшнбук, 2009

Почему аборигены съели Кука.

Крупнейший британский исследователь Джеймс Кук совершил два кругосветных путешествия и множество выдающихся географических открытий, значительно расширивших представления людей о мире. В честь него назван пролив между северным и южным островами Новой Зеландии, архипелаг Острова Кука и множество небольших бухт и заливов. В 1778 году Кук открыл юго-восточные Гавайские острова, где и произошли роковые события.

О незавидной судьбе мореплавателя Джеймса Кука большинству обывателей известно по песне Владимира Высоцкого "Почему аборигены съели Кука", но на самом деле это не совсем так...

В 1778 году Кук открыл юго-восточные Гавайские острова, где и произошли роковые события. Джеймс Кук погиб на одном из Гавайских островов под названием Кеалакекуа. Жители острова сначала подружились с командой и даже думали, что Кук - это бог.

Но когда аборигены поняли, что Джеймс Кук простой человек - они сильно расстроились и дружба закончилась. Островитяне недвусмысленно намекнули гостям убираться по добру по здорову. Что Джеймс Кук и сделал, но злой рок, а точнее буря потрепала корабль не успел он выйти в океан и Куку пришлось вернуться на остров для починки мачты. Островитяне принялись досаждать команде мелкими кражами...

Чарльз Кларк, занявший место погибшего капитана, при поддержке корабельной артилерии предпринял высадку десанта на побережье, закончившуюся уничтожением туземных поселений и выдачей останков начальника экспедиции. На борт была доставлена корзина с 10 фунтами человеческого мяса и голова Кука, лишённая нижней челюсти. Но Кука вовсе не собирались есть, аборигены расчленили его тело и раздали части шаманам, оказав этим уважение мореплавателю. По местной традиции так поступали только с телами самых сильных и достойных соперников.

Как-то, находясь в гостях у местной администрации острова Кеалакекуа я с удивлением увидел в местном архиве телетайпограмму. И кому бы Вы думали? Самому Владимиру Высоцкому! В ней с обидой было высказано, что, де, "Хотели кушать - и съели Кука" - это совершенно неверное толкование тех далёких трагических событий.

Мы не какие-то там тролли,
И ели просто - ПОНЕВОЛЕ.
Жара у нас была такая,-
Не сохранить его в сарае...

Там и сложили... на пока...
А закусили-то... слегка.

Не любят наши старожилы
Чтоб в теле были только жилы.

Ждём в гости к нам, на наши пляжи.
Мы все процессы Вам покажем.

Под нашу местную "текилу"
Туристом закусить... нехило.

Задача данной статьи - показать истинную причину трагического ухода из жизни замечательного мореплавателя ДЖЕЙМСА КУКА, дешифровав код его ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

Берём удвоенный код ПОЛНОГО ИМЕНИ:

11 31 42 47 55 61 71 84 102 113 133 144 149 157 163 173 186 204
К У К Д Ж Е Й М С + К У К Д Ж Е Й М С
204 193 173 162 157 149 143 133 120 102 91 71 60 55 47 41 31 18

5 13 19 29 42 60 71 91 102 107 115 121 131 144 162 173 193 204
Д Ж Е Й М С К У К + Д Ж Е Й М С К У К
204 199 191 185 175 162 144 133 113 102 97 89 83 73 60 42 31 11

КУК ДЖЕЙМС = 102 = 18-(уд)АР + 84-КИНЖАЛОМ.

204 = 186-\102-СМЕРТЬ + 84-КИНЖАЛОМ\ + 18-С(мерть).

Семь фактов об аборигенах, убивших Кука
Как на самом деле погиб великий мореплаватель
Текст: Ксения Бурменко
rg.ru›2014/05/03/aborigen-site.html

Ножей и кинжалов как таковых у полинезийских племен не было - они не знали металла. А оружие изготавливали из дерева, в края которого вставлялись акульи зубы. Вполне возможно, что таким "кинжалом" ударили в спину раненного Джеймса Кука.

К(онец) + У(бит) К(инжалом) Д(икаря) + (сра)ЖЕ(ние) + (убиты)Й (кинжало)М + С(мерть)

102 = К, + У, К, Д, + ,ЖЕ, + ,Й,М + С,.

24 30 49 77 94 108 109 114 137 138 157 172 178 199 205 208 225 226 238 270
Ч Е Т Ы Р Н А Д Ц А Т О Е Ф Е В Р А Л Я
270 246 240 221 193 176 162 161 156 133 132 113 98 92 71 65 62 45 44 32

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

Ч(резвычайное) (происшестви)Е + (уби)ТЫ(й) (уда)Р(ом) (ки)Н(жала) + (остановк)А (сер)ДЦА + (смер)Т(ельн)О(е) (ранени)Е + Ф(инал) + (ран)Е(н) В (се)Р(дце) (кинж)АЛ(ом) + (скончалс)Я

270 = Ч,Е + ,ТЫ,Р,Н, + ,А,ДЦА + ,Т,О,Е + Ф, + ,Е, В,Р,АЛ, + ,Я.

Справка:

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ
mchs.gov.ru›dop/terms/item/86758
неожиданное, непредвиденное событие, которое повлекло за собой уничтожение либо повреждение материальных объектов, гибель людей или другие тяжкие...

Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

31 = (четы)РН(адцатое)
________________________________
193 = (четы)РНАДЦАТОЕ ФЕВРАЛЯ

31 = (фин)АЛ
______________________________________
193 = 135-УБИТ КИНЖАЛОМ + 58-ФИНАЛ

193 - 31 = 162 = 27-(фи)НАЛ + 135-УБИТ КИНЖАЛОМ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 176-ПЯТЬДЕСЯТ.

16 48 67 96 101 107 125 157 176
П Я Т Ь Д Е С Я Т
176 160 128 109 80 75 69 51 19

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

(внеза)П(на)Я (смер)ТЬ + (у)Д(аром) (нанес)Е(на) С(мертельна)Я Т(равма)

176 = ,П,Я,ТЬ + ,Д,Е, С,Я Т,.

Смотрим одинаковые столбцы в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

157 = ПЯТЬДЕСЯ(т)
__________________
55 = ОТ КИ(нжала)

157 = 47-ПОГИБ + 110-РАНА ОТ КИНЖ(ала)
_______________________________________
55 = ОТ КИ(нжала)

157 - 55 = 102 = СМЕРТЬ.

«Энциклопедия Смерти. Хроники Харона»

Часть 2: Словарь избранных Смертей

Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.

Эпикур

КУК Джемс

(1728-1779) английский мореплаватель

В 1778 году Кук открыл юго-восточные Гавайские острова, где и нашел в конце концов свою гибель. Все началось с того, что 13 февраля 1779 года у корабельного плотника из команды Кука кто-то из островитян украл клещи. В погоне за вором боцман стал стрелять. Островитяне клещи вернули, но конфликт стал разгораться, так как боцман потребовал выдать вора. В ответ островитяне забросали англичан камнями, и тем пришлось на шлюпке бежать на корабль. В ночь на 14 февраля с одного из кораблей Кука украли большой (и единственный на корабле) бот. Кук отправился к королю острова Терреобою и пригласил его к себе на корабль. Дальше, по реконструкции современного писателя, произошло следующее:

"Все кончилось бы вполне благополучно, если бы вдруг в толпе не возник слух, будто на другом конце острова англичане только что убили двух гавайцев. Слух этот, как потом оказалось, был ложный, но тем не менее он сыграл роковую роль в судьбе всей экспедиции.

Гавайцы начали вооружаться, появились дротики, копья и камни. Воины надели сплетенные из толстых трав рубашки, заменявшие им кольчуги. Кук, чувствуя, что дело принимает дурной оборот, приказал солдатам прибавить шагу.

Гавайцы построились рядами по обеим сторонам дороги, но враждебных действий не начинали. Возле отряда плелся плешивый жрец, распевая молитвы. Выживший из ума король покорно следовал за Куком в сопровождении двух своих сыновей. Пока все было благополучно. Но едва они вышли на берег, как к Терреобою подлежала одна из его жен, обняла мужа и усадила на камень. Она умоляла своего мужа и повелителя не ездить на корабль белых.

Это злые, хитрые люди! - причитала она, обливаясь слезами.- Они заколют тебя, как свинью, на своем корабле. Не покидай нас, король, если хочешь остаться в живых!

Внезапно поручик увидел гавайца, который подкрадывался к Куку сзади с широким ножом в руке. Поручик прицелился в него из ружья.

Не стреляйте! - крикнул Кук.

Выстрел погубит все дело. Он и так не посмеет меня тронуть.

Гаваец, увидев направленное на него дуло, кинулся к поручику. Поручик ударил его прикладом по голове. Гаваец выронил нож и скрылся в толпе.

Но мир уже был нарушен. Один из воинов бросил в Кука камень. Кук в него выстрелил, но дробь, которой было заряжено ружье, застряла в толстой рубашке воина. Воин замахнулся на Кука копьем. Кук прикладом сшиб его с ног и зарядил ружье пулей.

И в ту же минуту увидел другого гавайца, замахнувшегося на него дротиком. Кук выстрелил, но промахнулся. Солдаты, не дожидаясь приказания, беспорядочно выстрелили и заставили гавайцев немного отступить.

Короля Терреобоя давно уже увела жена. Надо было возможно скорее вернуться на корабль. Обе шлюпки медленно плыли к берегу, Кук взмахнул рукой, чтобы заставить их двигаться быстрее. Но подпоручик, командовавший одной из шлюпок, неверно понял знак капитана и повернул обратно к кораблю. Эта ошибка стоила Куку жизни. Другая шлюпка, находившаяся под начальством лейтенанта, мужественно продвигалась вперед, несмотря на то, что на нее с берега сыпался град камней. Впрочем, она все равно не могла бы вместить всех находившихся на берегу англичан.

Солдаты бросились в воду, давя и толкая друг друга, стараясь как можно быстрее добраться до спасительной шлюпки. Офицеры кинулись за ними. Кук шел последним. Он не торопился: все равно шлюпка всех не вместит, а капитан должен прежде всего заботиться о спасении вверенных ему людей. Ружье он держал под левой рукой, а правой прикрывал голову от сыпавшихся со всех сторон камней. Гавайцы, видя смятение англичан, кинулись за ними вдогонку. Копье вонзилось Куку в затылок. Кук зашатался, упал в воду и выронил ружье. Но сейчас же вскочил.

Помогите!- крикнул он.

Копье опустилось снова и на этот раз пронзило Кука насквозь".

По другой версии, Кук, чтобы вернуть похищенную туземцами лодку, потребовал от короля стать заложником, пока не будет возвращен баркас. Во время переговоров решили, что Кук не будет брать короля в заложники, а тот обещал, что воры будут найдены и лодка возвращена. И вот, когда Кук уже собирался садиться в лодку, какой-то моряк его команды, желая попугать туземцев, выстрелил без приказа. К несчастью, он попал в вождя, который был сражен насмерть. Туземцы принялись забрасывать белых людей камнями. Камень попал и в спину Куку.

"Он в ярости оглянулся. Бросивший камень человек, облаченный в боевые доспехи из циновок - жалкая защита против огнестрельного оружия,- еще не опустил руку. Кук мгновенно дал отпор, выстрелив в противника дробью, желая лишь напугать его, а не убить. Все замерли. Человек, в которого целились, не упал, как и было рассчитано. Туземцы, потерявшие веру во всемогущество туземного бога, бросились на него.

На этот раз командир выстрелил пулей. Один гаваец упал. Но было уже поздно, возбужденные туземцы даже не заметили этого. Еще один камень, тяжелее первого, угодил Куку в голову. Он потерял равновесие и выронил ружье. Длинные ножи пронзили его тело. Вместо того чтобы прийти командиру на помощь, его обезумевшие спутники бросились к баркасу".

К этому стоит добавить, что капитан Кларк, принявший командование над экспедицией после гибели Кука, потребовал от островитян выдачи тела и вещей погибшего капитана. Под защитой пушек на берег высадилась рота морской пехоты. Выстрелами англичане загнали гавайцев в горы и сожгли их селение. И только после этого островитяне, выслушав требование командовавшего ротой лейтенанта Кинга, прислали на корабль десять футов человеческого мяса и голову Кука без нижней челюсти - все, что осталось от великого мореплавателя.

Привет друзья. Сегодня в рубрике «интересные истории для детей» будем говорить о Джеймсе Куке! Чего это я вдруг его вспомнила? Дело в том, что как-то моей дочери в школе дали задание подготовить реферат о Джеймсе Куке, о том что он открыл и как он погиб. Знаете, это известное высказывание что «аборигены съели Кука»? Даже песня у Высоцкого есть такая)

Так вот нужно было рассказать какие были последние его дни на самом деле, и вообще каким он был человеком. В общем небольшую историю из жизни великого мореплавателя.

Вот я и подумала: а вдруг кому-нибудь тоже нужна такая информация? И решила разместить на блоге эту историю. На самом деле это довольно интересно, я, например, пока дело не коснулось реферата, даже не знала об этих фактах.

Родился Джеймс Кук 27 октября 1728 года. Биография капитана Кука, на самом деле довольно интересная. За свою жизнь он сделал немало географических открытий. Что открыл Джеймс Кук? Среди его открытий была Австралия, Новая Зеландия, острова Новой Каледонии и так далее. Более подробно и наглядно о том, какие земли открыл Кук можно посмотреть в видео внизу статьи.

В жизни капитана Кука, было всё: героизм, воодушевление, радость познания чего-то нового. Но это ещё не всё. Что еще? Об этом вы узнаете из рассказа о Джеймсе Куке. Попробуем вспомнить всю правду о славном капитане, о том как он погиб и правда ли что «аборигены съели Кука». Итак, поехали…

Гавайские острова по праву называют островами вечной весны. И вот, когда-то, в один прекрасный день, английские корабли под названиями «Резолюшн» и «Дискавери» бросили якорь около этих зеленых берегов. На островах было все тихо и спокойно, что обещало приятную стоянку. А происходило это все в1779 году.


Капитан Джеймс Кук был удивлен реакцией жителей острова на их прибытие. Дело в том, что гавайцы приветствовали корабли не просто радостно, а с настоящим восторгом. Что случилось? Местный верховный жрец поднялся на корабль с дипломатической, так сказать, миссией. Удивленный весельем гавайцев Капитан Кук спросил и жреца что выкрикивают эти веселые полуголые люди?

— О-Роно! — шумели жители острова, и старый верховный жрец, также, как и они важно кивает головой со словами: — О-Роно!

И как Вы думаете, что бы это значило? Дело в том, что туземцы приняли Кука за своего местного бога! За старинными гавайскими легендами, О-Роно — тот, кто в седую древность покинул свою родину, пообещав вернуться и принести родному народу счастья и богатство. Вот они и подумали, что это он появился, бог О-Роно, да еще и свою свиту привел за собой! Для них это был добрый знак, очень добрый знак!

Через время Джеймс Кук понял, что исполнять обязанности божественного О-Роно не так уж и приятно, как это может казаться на первый взгляд. Запасы еды на кораблях начали заканчиваться, и гавайцы начали таскать на корабли для своего бога свиней, тропические плоды, птиц. Ведь, по их мнению, О-Роно должен питаться как можно лучше. А то, что за капитаном все время, словно, но тень, ходит верховный жрец, выкрикивая какие-то непонятные слова, просто глупости.

Однако, туземцы оказались не на столько наивными, и потихоньку начали сомневаться в божестве прибывшего гостя. Ведь уже третьи сутки гостил О-Роно на острове, а желанные достатки что-то все никак не появлялись. Зато О-Роно собирал еду на свой корабль и, и местным жителям начало казаться, что он собирался повторить свой собственный подвиг, осуществленный им когда-то, а именно, опять убежать в далекие края, подарив островитянам лишь щедрые обещания.

Тогда местный царь пришел к Куку и прямо спросил его, долго ли О-Роно собирается пробыть на гостеприимном острове? Кук пообещал, что очень скоро его корабли отплывут. Рад хотя бы этому, царь пожелал божеству счастливого пути.

Перед самим отплытием Кук вспомнил, что ему нужны еще и дрова. Как Вы помните, на острове росло очень много деревьев, которые можно было использовать на дрова. Но времени на заготовку дров уже не было так как пора было поднимать якорь и двигаться в путь. Поэтому, чтобы не тратить время на деревья, Кук велел повытаскивать из земли сваи, которые ограждали храм О-Роно. А храм стоял в сотне ярдов от бухты. Гавайцы были уверены, что божественный О-Роно не стал бы ломать ограждение собственного храма, поэтому они были очень возмущены этим.

— К черту! — сказал Кук. — Дайте им два железных топора за те деревяшки!

«Дискавери» и «Резолюшн» вышли в море под молчаливыми и суровыми взглядами гавайцев.

И тут, судьба сыграла с Джеймсом Куком недобрую шутку: корабли попали в шторм и главная мачта «Резолюшн» была повреждена. А так как других островов поблизости не было, то Куку пришлось возвращаться на тот же остров, где он не так давно повел себя довольно плохо и не вежливо.

Сначала казалось, что за неделю, которая прошла, гавайцы совсем забыли об алчности О-Роно и готовы были опять помочь гостям, только теперь уже не как божественным созданиям, а просто как гостям. Однако поведение у местных жителей было какое-то странное.


И вдруг произошел досадный инцидент: один из островитян украл с палубы корабля клещи, прыгнул в море и поплыл. Матросы начали стрелять у него, но не попали. Им даже ловить его не пришлось, так как гавайцы сами словили воришку и привели его на суд к капитану Кука.

В этот процесс решил вмешаться боцман, который требовал немедленно расстрелять вора. Но расстрел за украденные клещи — это по любому закону было слишком суровым наказанием. Поэтому завязалась драка, но один из старших туземцев приказал прекратить насилие.

Джеймс Кук при этом очень сильно разозлился:
— Против этих дикарей надо принять более решительные меры!

На следующее утро капитану доложили, что с борта «Дискавери» исчезла шлюпка. Как оказался намного позже, пропажа случилась из-за того, что вахтенный заснул, а небрежно закрепленная шлюпка оторвалась и поплыла по течению. Но никакого расследования по поводу шлюпки Кук проводить не стал. Вместо этого капитан высадился на берег с отрядом вооруженных матросов и пошел прямо к местному царю. Кук очень настойчиво стал приглашать царя немного погостить у него на кораблях.

Царь понял, что здесь что-то не так, но, увидев хмурые лица английских матросов и оружие в их руках, вынужден был согласиться.
Заложника повели вдоль берега к бухте, где стояли «Резолюций» и «Дискавери». Вдруг прибежала жена царя и начала умолять Кука отпустить ее мужа. На звук этих громких воплей сбежалось много гавайцев.

— К черту! — повторил свою поговорку Кук, и эти слова, к сожалению, оказались последними в жизни славного капитана.

Кук рванул заложника за плечо, чтобы тот быстрее входил в лодку.

Вдруг в воздухе пролетел камень, капитан отшатнулся, обернулся и выстрелил. Однако, почему-то пугливые туземцы в этот раз не разбежались. Островитяне размахивали копьями, отгоняя чужестранцев к воде, к шлюпкам и пытаясь освободить своего царя. Вначале капитан думал отдать приказ и начать стрельбу. Но гавайцев было в несколько десятков раз больше, а носовые пушки кораблей даже не были заряжены…

Кук обернулся, чтобы дать команду садиться в шлюпки, и в эту минуту кто-то из наиболее смелых островитян ударил капитана палкой по голове.


Кук без сил упустил пистолет, сделал несколько шагов и упал, затем опять поднялся, протянул руку к «Дискавери» и «Резолюциям», которые качались на теплых волнах в каких-то трех сотней ярдов. Напуганные матросы замерли наблюдая за происходящим.

В этот момент блеснуло копье, и жизнь капитана Кука, божественного О-Роно, оборвалась. С победными возгласами гавайцы потянули тело капитана в глубь острова.

Вот так, в результате недоразумения, ссоры, удара копья, Англия потеряла своего лучшего мореплавателя. Что этот было? Трагедия? Стечение обстоятельств?

Достаточно вспомнить, как обращался Кук с туземным населением. Не очень учтиво, верно? Принять дары еще можно было, а вот выдирать из земли сваи, которые ограждали храм, и, тем более брать в заложники местного царя явно ненужно было.

Вообще практически все европейские мореплаватели вели себя на открытых ими землях как оккупанты на только что захваченной территории.

Почему так происходило? Потому что в те времена была ошибочная точка зрения, что все туземцы — это дикари, которых нужно подчинять себе, и учить как нужно правильно жить. А вот то, что те же гавайцы были носителями очень давней и загадочной культуры, отдельным народом, никто понимать не хотел. Да и сегодня, в наше время, очень часто представители так называемых цивилизованных народов ведут себя в далеких краях хуже дикарей, особенно если у них есть оружие.

После гибели капитана Кука командование над экспедицией взял на себя капитан Чарлз Клерк, который был первым заместителем Кука.

А то, что якобы «аборигены съели Кука» — просто легенда. Гавайцы никогда не имели привычки есть людей. Уже на следующий день командование экспедиции договорилось с гавайскими жрецами, и тело Джеймса Кука было поднято на борт «Резолюшн». И вскоре под гром пушечного салюта гроб с телом славного мореплавателя, за морским обычаем, был опущен в глубину бухты.

Вот такая она на самом деле правда о Капитане Куке и о последних днях его жизни. Надеюсь вам было интересно)

«Но почему аборигены съели Кука? За что - неясно, - молчит наука», - пел небезызвестный Владимир Высоцкий. И в самом деле, за что? Капитан мог договориться с любым человеком и никогда не вредил жителям открытых им земель.

Однако, не смотря на всю свою вежливость и доброжелательность, мореплаватель всё-таки лишился жизни. Так что же произошло с Джеймсом Куком в его последней экспедиции?

Райский остров

В 1776 году Джеймс Кук на корабле «Резолюшн» отправился в свою третью кругосветную экспедицию. Путь его пролегал вдоль берегов островов Новой Зеландии и Таити. Спустя два года после начала экспедиции из-за сильного ветра корабли Кука причалили к ближайшему острову. Им оказался остров Кауаи Гавайского архипелага.

Практически сразу же к капитану Джеймсу Куку явились высокие вожди местного племени. Они были поражены внешним видом приплывших и обилию на их корабле железных частей. Кук быстро нашёл общий язык с одним из вождей и даже подарил ему свой кинжал. Добрый капитан быстро снискал уважение и среди аборигенов и даже посетил их поселения. Однако со временем местные жители так обнаглели, что начали красть железо с кораблей Кука.

Капитан всё видел, но идти на конфликт не решался - аборигены снабжали его команду пищей. Наконец в феврале 1779 «Резолюшн» и «Дискавери» покинули бухту Кеалакекуа. Но практически сразу же вернулись, так как у флагманского корабля сломалась мачта. И возвращению капитана гавайцы вовсе не были рады.


«Гостеприимные» аборигены

Хотя Джеймс Кук завоевал уважение жителей Кауаи, они не были довольны его возвращением. Дело было в том, что высокий вождь наложил табу на бухту, куда вошли «Резолюшн» и «Дискавери». За время своего прошлого пребывания там корабельная команда сильно истощила запасы продуктов и материалов местных жителей. Но мачта флагмана отчаянно нуждалась в починке, поэтому Кук всё-таки решил высадиться в бухте Кауаи. Капитана в этот раз встретил сам король Гавайи.

Поначалу переговоры шли мирно, король был настроен дружелюбно, а Кук и вовсе не желал с ним ссориться. Но в дело вмешались враждебные настроения, ходившие среди простых жителей. Они не стали помогать команде Джеймса Кука, отправившейся на остров за водой. Тогда Кук высадился на берег вместе со своим помощником, чтобы уладить конфликт. Но у него ничего не вышло. Капитан увидел, что от «Дискавери» к острову плывёт каноэ с аборигенами. Следом послышались выстрелы с корабля. Стало понятно, что гаитяне что-то украли. А уже следующей ночью случилась ещё одна кража - местные угнали лучшую шлюпку Кука. Тогда капитан решил действовать хитростью.

Роковая ошибка

Кук позвал на свой корабль короля Каланиопуу. Он собирался удерживать его, пока его поданные не вернут шлюпку. Но король наотрез отказался идти на корабль, и Джейсу Куку пришлось высаживаться на остров. Едва он ступил на землю, чтобы поприветствовать Каланиопуу, как со стороны кораблей раздались выстрелы. Тут же послышались крики наблюдающих, что иноземцы убили другого высокого вождя, попытавшегося проплыть мимо их кораблей. Это было сродни объявлению войны. Но Кук войны не хотел.

Капитан собрался было всё объяснить, но на него налетела разъярённая толпа. Кто-то коварно ударил Кука дубинкой по голове, а после всадил в него нож. От ран мореплаватель быстро скончался. Узнав об это, его помощник попросил вернуть тело капитана на корабль. Те согласились. Под покровом ночи на «Резолюшн» аборигены принесли свёрток. Развернув его, матросы Кука увидели лишь окровавленные куски плоти и человеческую голову. Ужаснувшись, все пришли к выводу, что Джеймса Кука съели аборигены. Только на самом деле всё было не так.


Правда ли аборигены съели Кука?

Не смотря на случившийся конфликт, гавайцы всё-таки уважали капитана Кука. На корабль они вернули то, что осталось после ритуального обряда захоронения.

По древни гавайским традициям высоких вождей и уважаемых людей хоронили по специальному обряду. Плоть погибшего отделяли от костей, а эти кости связывали и захоранивали отдельно. Делали так, чтобы никто не мог надругаться над останками почитаемого человека. Плоть, оставшуюся после ритуала, никогда не ели. Поэтому аборигены согласились вернуть то, что осталось от Джеймса Кука его команде. Но недопонимание, различная культура и языковой барьер сыграли свою роль. Помощники решили, что кровожадные аборигены съели капитана. За его смерть команда жестоко отомстила местным жителям.

В России же устойчивый миф о том, что аборигены съели Кука, возник после появления песни Владимира Высоцкого «Одна научная загадка, или Почему аборигены съели Кука». А ещё Высоцкий невольно перенёс место случившихся событий в Австралию, хотя на самом деле Джеймс Кук погиб на Гавайях.

Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук - руководитель трех кругосветных экспедиций, "автор" ряда географических открытий, исследователь Австралии, Новой Зеландии и островов Полинезии. Кук первым нанес на карту очертания восточного побережья Австралии, доказал, что Новая Зеландия - два самостоятельных острова, разделенных проливом и первым пересек южный полярный круг. Вопреки известной шуточной песенке Владимира Высоцкого, про австралийских аборигенов, которые "хотели кока, а съели Кука", мореплавателя никто не ел, хотя его действительно убили туземцы во время вооруженной стычки с английскими моряками. Вторая ошибка в песне - это произошло не в Австралии, а на Гавайях, которые также открыл Джеймс Кук.

Сегодня "РГ" рассказывает о семи удивительных фактах, связанных с гавайскими аборигенами и Джеймсом Куком.

Астрономы на пирогах

Джеймс Кук стал первым европейцем, ступившим на землю Гавайских островов. Это произошло во время третьего кругосветного плавания, главной задачей которого было найти так называемый "Северо-западный проход" - водный путь, пересекающий Североамериканский континент. Британский парламент пообещал команде корабля, который сделает открытие, 20 тысяч фунтов стерлингов - астрономическая сумма по тем временам.

Кук рассчитывал найти "проход", двигаясь вдоль тихоокеанского побережья Северной Америки, и держал путь от Новой Зеландии и Таити на северо-восток, в северное полушарие, пересекая Тихий океан.

Гавайские острова Джеймс Кук открыл 18 января 1778 года, назвав их Сэндвичевыми в честь одного из английских лордов. Команда мореплавателя пробыла на Сэндвичевых островах около трех недель, а затем экспедиция двинулась на север.

Этот, первый визит Джеймса Кука на Гавайи, обошелся без конфликтов с местным населением. Однако каково же было удивление исследователя, когда он обнаружил, что туземцы Сэндвичевых островов говорят на языке аборигенов с Таити! Было очевидно, что они принадлежат к одним и тем же полинезийским племенам. Открытие было шокирующим, ведь между Таити и Гавайскими островами - больше четырех тысяч километров морского пути. А единственным средством передвижения туземцев по морю были пироги. Для дальних путешествий использовались многовесельные пироги, но большое количество гребцов не меняло сути - лодка оставалась лодкой. Однако полинезийцы были прекрасными путешественниками и уверенно ориентировались в океане по звездам, солнцу и луне, не имея никаких астрономических приборов.

Позднее исследователи подтвердили этнографические выводы Джеймса Кука. Согласно современной теории, первые полинезийцы прибыли на Гавайи около 300 года с Маркизских островов. Вторая волна "колонизации" Гавайев полинезийцами произошла в XIV веке, на этот раз пришельцы были с Таити. Постепенно они совершенно вытеснили коренных жителей островов - племена менехуне (пигмеев), превратив их в своих рабов. Но даже до ХХ века на одном из островов чудом сохранилась деревушка пигмеев, а местном фольклоре присутствуют сказания о племенах и поселениях злобных карликов.

Трудно быть богом

После путешествия по северным широтам, в ходе которого экспедиция вошла даже в Чукотское море (кстати, это именно Кук во время этого плавания назвал пролив между Азией и Северной Америкой именем российского исследователя Витуса Беринга), в ноябре 1778 года Кук вернулся на Гавайи. Требовалось отремонтировать корабли и пополнить припасы. Однако подходящее место для стоянки капитан нашел только к середине января 1779 года. Корабли экспедиции "Резолюшн" и "Дискавери" бросили якоря в бухте Кеалакекуа.

Туземцы приняли англичан, что называется, с распростертыми объятиями. Дело в том, что местные жители приняли Кука за божество Лоно (о-Роно в другой транскрипции).

По одной из версий, аборигены в первый раз увидели судно ночью, оно проходило вдали от острова, освещенное огнями. Именно так, согласно пророчествам, должно было состояться "второе пришествие" бога Лоно. Несколько разведчиков на пирогах отправились посмотреть на "бога" вблизи. Когда же корабль вошел в бухту и бросил якорь для стоянки, туземцы только укрепились в своем мнении, так как именно в этом месте и должно было произойти триумфальное возвращение божества.

В своих дневниковых записях Джеймс Кук отмечает, что его встречали несколько тысяч аборигенов. Часть из них вышла в море на пирогах, еще больше ждали его на берегу. "Я никогда не видел в здешних морях такого количества людей, собравшихся в одном месте; кроме множества каноэ, весь берег был покрыт людьми, а сотни их плавали вокруг корабля как стаи рыб", - записал Кук в своем журнале.

С таким приемом Кук без труда подружился с местным вождем Каланиопуу и договорился с ним о поставках на корабль продовольствия и пресной воды. Туземцы воспринимали все это как подношения богу.

Гирлянда для божества

Цветочные гирлянды - леи - один из символов Гавайских островов сегодня. Без этих оригинальных, красочных и ароматных украшений не обходится ни одна вечеринка с участием туристов, кроме того, официально отмечается "лей-дей" - праздник цветочных гирлянд.

Во времена Джеймса Кука право носить гирлянды из цветов имели только вожди. Причем такое украшение несло в себе скрытый смысл: по "растительному составу" гирлянды, по ее окраске, способу плетения можно было многое сказать о ее хозяине. Можно сказать, что лей нес такую же информацию об украшенном им человеке, как ирокез у североамериканских индейцев или татуировки у австралийских племен. Лей символизировал статус и власть в обществе. У каждого вождя были свои, присущие только ему "цветы и цвета". По особо торжественным поводам вожди украшали себя гирляндами, сплетенными из редких цветов, доставленных из глубины острова. Естественно, украшения из цветов полагались и "богу" - Джеймсу Куку.

Праздник разврата

"Мы живем в величайшей роскоши, а что касается количества и выбора женщин, то среди нас едва ли найдется такой, кто не сможет состязаться с самим турецким султаном", - писал в своем дневнике судовой врач Дэвид Сэмуэлл.

Доступностью местных женщин был впечатлен и сам Джеймс Кук. Обычно сдержанный, он записал в журнале: "Нигде в мире я не встречал менее сдержанных и более доступных женщин… у них была только одна цель - вступить в любовную связь с моряками… при этом ничего не требуя взамен… Этот народ достиг высшей степени чувственности. Такого не знал ни один другой народ, нравы которого описаны с начала истории до наших дней. Чувственности, какую даже трудно себе представить".

Подобная развратность вполне объяснима. Дело в том, что Лоно, за которого приняли Джеймса Кука, был богом плодородия, а его символом являлась статуя фаллоса, высеченная в скале, к которой приносились щедрые дары. В честь Лоно устраивались многочисленные праздники, самый большой из которых, Макаики, длился четыре месяца, с ноября до марта. Это было время веселья, песен, пиров, состязания и любовных игрищ, в которых участвовало практически все население острова, независимо от возраста, пола и родственных связей. Во время одной из таких игр мужчины и женщины племени садились друг напротив друга, а ведущий, прохаживаясь между ними, по очереди указывал на них палочкой. Составленные таким образом случайные пары уходили, чтобы провести вместе ночь.

В подобных играх не участвовали только вожди племени. Неприкосновенны были и их жены. Однако английские моряки, ободренные доступностью женщин после долгих месяцев плавания и не знавшие особенностей местного общества, жестко разделенного на касты, спали с десятками женщин, невзирая на их социальное положение в племени и статус.

Этот факт послужил началом конфликта между англичанами и туземцами. Во-первых, по представлению местных, богов не должны были интересовать земные женщины. Во-вторых, вождям, вполне естественно, не понравилось покушение пришлых на "честь" их жен. Другой причиной стало воровство туземцев, которые тащили с корабля все, что плохо лежит.

Нарушенное табу

Именно благодаря дневникам Джеймса Кука в современный язык вошли слова "кенгуру", "бумеранг" и "табу". Понятие "табу" было широко распространено у островитян и накладывалось вождем племени либо жрецами по самым разным причинам.

После того, как отношения англичан и аборигенов охладели, вождь племени Каланиопуу намекнул Куку, что, мол, пора бы и честь знать. В начале февраля, пробыв на Гавайях около трех недель, экспедиция покинула острова. А вождь наложил на бухту и прилегающую к ней береговую территорию, опустошенную пребыванием англичан и беспрерывными празднествами, табу. Дело в том, что островная культура требовала чрезвычайно бережного обращения с ресурсами, требовалось несколько лет, чтобы истощенная часть острова восстановилась. В это время жителям запрещалось появляться на этой территории.

Однако события развивались неблагоприятно для Джеймса Кука. Недалеко от Гавайских островов "Резолюшн" попал в шторм и повредил мачту. Кораблю требовался ремонт. Учитывая, что бухту Кеалакекуа Кук искал больше месяца, выбора не было - англичане вынуждены были вернуться на остров. На этот раз их встретили прохладно, если не сказать враждебно - ведь они нарушили табу!

Дальше конфликт только нарастал. Последней каплей стала кража с борта корабля клещей, а затем и шлюпки. Кук решил вернуть бот, и с вооруженным отрядом в 10 человек отправился на берег. В это время на берегу собралась толпа в несколько тысяч воинов. Десять человек, даже с огнестрельным оружием, не смогли бы остановить их.

Есть версия, что Кук решил взять вождя Каланиопуу в заложники (в некоторых источниках говорится, что, несмотря на дружелюбие к туземцам, он проворачивал этот фокус не один раз). Как бы то ни было, Кук и вождь шли к шлюпкам, когда в толпе туземцев началась паника (кто-то выкрикнул, что на другом конце острова англичане убивают местных), и Кука ударили в затылок. Он успел разрядить в туземцев ружье, заряженное дробью, но никого не убил - аборигены окончательно разуверились, что белый - бог. Команда Кука отступила, оставив тело капитана на растерзание племени.

Бумерангом по голове

Есть несколько версий насчет оружия, с помощью которого был убит Джеймс Кук. Одни исследователи утверждают, что его ударили копьем в затылок, другие - что треснули обычной дубинкой, а потом добили кинжалами или ножами. И уж точно это не была "палка из бамбука", как у Высоцкого.

Вторая версия более вероятна, только вместо "обычной дубинки", скорее всего, был невозвратный бумеранг. Бумеранги, как изогнутые (возвратные) так и прямые (невозвратные), были традиционным оружием не только австралийских племен, но и полинезийских. Причем для охоты и для войны, то есть в тех случаях, когда реально требовалось поразить цель и нанести ей урон, применялись именно невозвратные бумеранги, своего рода "палки-металки". Изогнутые бумеранги, по мнению исследователей, применялись только для ритуальных игр и для охоты на птиц, которых бумерангом сгоняли с насиженных мест.

Ножей и кинжалов как таковых у полинезийских племен не было - они не знали металла. А оружие изготавливали из дерева, в края которого вставлялись акульи зубы. Вполне возможно, что таким "кинжалом" ударили в спину раненного Джеймса Кука.

Кроме того, этим же фактом можно объяснить и воровство туземцев - больше всего на корабле их привлекали металлические детали и предметы, крепеж.

Особая честь

Итак, команда Джеймса Кука отступила, оставив тело своего капитана туземцам. Однако после этого англичане не спешили покинуть остров. Капитан второго корабля, "Дискавери", Чарльз Клерк решил добиться выдачи тела Кука. Но после произошедшего мирные переговоры не дали никакого результата. И тогда Клерк под прикрытием пушек с кораблей захватил и сжег прибрежные поселения, отбросив аборигенов в горы. После этого местные вожди доставили на "Резолюшн" то, что осталось от Джеймса Кука.

Увидев останки капитана, англичане были в шоке. В большой плетеной корзине лежали куски человеческого мяса, а сверху - голова без нижней челюсти. Возможно, после этого и родилась легенда о том, что аборигены "съели Кука", хотя гавайские туземцы не были каннибалами.

На самом деле, подобная жестокость гавайцев говорила об оказании великой чести умершему. Дело в том, что знатных вождей, подобных в своем величии богам, хоронили особым образом: помещали на 10 дней в неглубокую могилу, а затем сохранившийся скелет с почестями помещали в усыпальницу, после чего вождь объявлялся настоящим богом. На Гавайских островах до сих пор сохранились такие королевские усыпальницы со скелетами.

Нижнюю челюсть Кука в буквальном смысле "на память" забрал себе вождь Каланиопуу, и это тоже была честь, так как подобное разрешалось только близким родственникам.

21 февраля 1779 года останки Джеймса Кука, по старинному морскому обычаю, зашили в парусину и захоронили в море.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook