Как правильно намотать леску на спиннинговую катушку. Как настроить катушку - важные настройки безынерционной катушки Встречается несколько спиннинговых оснасток

Наматывание лески на катушку является одним из главных залогов удачной рыбалки, так как при неправильной системе намотки происходит запутывание или срыв лесочного волокна. Именно по этой причине требуется знать правильную систематику намотки, а также уметь пользоваться специальными приспособлениями, которые могут облегчить эту задачу.

Профиль намотки

Различные модели катушек имеют определенные профильные формы или профили. Существует несколько форм профиля:

  • цилиндрическая профильная форма;
  • обратная конусная форма, имеющая расширение в направлении переднего шпульного бортика;
  • прямая конусная форма, имеющая сужение в направлении переднего шпульного бортика;
  • хаотичная профильная форма, которая имеется практически на всех китайских катушках, имеющих дешевую цену.

Регулировать профиль довольно легко, если соблюдать правильный порядок, а также знать все тонкости регулирования катушечного профиля. Обычно для спиннинга применяется цилиндрическая или обратная конусная профильная форма. На примере данных видов и рассмотрим систематику регулировки.

Вид первый

  • Регулировочная шайба катушки с тормозной фрикционной системой переднего типа располагается на оси , имеющей крепление шпульного механизма, а также над устройством звездочки-трещотки;
  • Катушечный комплект включает в себя от двух до шести шайб различного размера толщины;
  • Увеличение размера шайбы профильное отношение намотки изменяется в направлении прямой конусной формы , а при уменьшении размеров шайб изменение происходит к форме обратного конусного типа.
  • Откручиваем шпульный механизм , при этом фрикцион должен вращаться против часового хода стрелки;
  • Шпульный механизм снимается с осевого расположения;
  • Устанавливаем или снимаем требуемое число шайб , при этом возможен вариант со снятием звездно-трещоточного устройства, так как бывает необходимость в идеальном геометрическом положении.

Вид второй

  • Регулировочная шайба с применением заднего фрикционного тормоза при обычном расположении должна находиться в самом шпульном устройстве;
  • Регулировка обратна системе переднего тормозного устройства , то есть с увеличением размера шайбы производится движение к обратной конусной форме, а с уменьшением – в сторону прямой конусной формы.

Установка или снятие шайбы требует:

  • производится снятие шпульного механизма;
  • откручивается спецгайка на переднем плане шпульного устройства;
  • снимается фиксаторный механизм регулировочной шайбы;
  • снимается или устанавливается требуемое число шайб.


Катушечный комплект включает в себя от двух до шести шайб различного размера толщины

Применение бэкинга

Бэкинговое приспособление представляет собой послойное наложение какого-либо материала на основу, на которую в дальнейшем производится наматывание лески. Оно требуется для увеличения шпульного диаметрального сечения, а это экономит леску, так как не требуется многочисленных витков.

Бэкинг является необходимым по причине того, что объем шпульного устройства не может подходить под все виды лесочного волокна. Таким образом при объеме лески, который меньше емкой шпульной величины используется подмоточное приспособление под лесочную основу в виде бэкинга.

В качестве бэкинга используется несколько материалов:

  • плетеный шнур;
  • капроновая нить;
  • изолента прочной формы.

Обычное использование бэкинга представляет собой добавку на намотку до требуемого уровня, после чего продолжается дальнейшая обратная перемотка.

Наматывание производится с увеличенной плотностью, чтобы не образовался провал в лесочной основе. Для крепления к лесочному волокну используется несколько форм узлов:

  • кровные узы;
  • гриннер;
  • узел Петра Миненко.


Наматывание производится с увеличенной плотностью, чтобы не образовался провал в лесочной основе

Как привязать леску к шпуле

Привязка бэкингового приспособления или лесочного волокна к шпульному устройству является обязательной, так как это позволяет избежать срыва большого рыбного экземпляра, а также прокручивание лесочного волокна на шпульном устройстве при намотке или выуживании рыб. Дополнительно приклеивается изолента или обычный кусок пластыря в сторону направления намотки.

Привязка осуществляется:

  • с помощью самозатягивающей двойной петли;
  • с помощью клинча;
  • при помощи подобных узлов, но лучшими вариантами являются первые два вида узловой формы.


Намотка лески: выполняем правильно

Намотка лесочного волокна должна выполняться при соблюдении определенных правил. Кроме того, требуется соблюдать правильный порядок систематики намотки:

  1. На первоколенную спининговую часть устанавливается катушечное устройство, при этом снимается шпульный механизм. Основная леска продевается в кольцевую спиннинговую форму и привязывается к шпульному механизму. Требуется до шпульной установки открывать лесоукладывательную дужку, при этом леска проходит через роликовое лесоукладывательное устройство. При наличии запасной шпули для определения объемной величины бэкинговой формы и первоначальной профильной формы данные действия проводятся на ней;
  2. Лесочная бобина снабжена центральным отверстием, что позволяет легкое надевание ее на карандашный или ручковый стержень. Для отсутствия прокручиваний лесочное волокно при схождении с бобину раскручивает последнюю, так как с неподвижной бобины леску тянуть нельзя. Второй человек должен подержать бобину на карандашной основе, если он отсутствует, то производится зажим коленями карандашного стержня. Для размоток лески с бобины часто применяются специальные покупные агрегаты, которые также могут отрегулировать намоточные усилия лесочного волокна на шпульный механизм;
  3. Зажим лесочного волокна производится рукой в перчатках (чтобы не порезать пальцы) выше, чем находится первое кольцо. Эта рука будет заниматься регулировкой намоточных усилий лесочного волокна на шпульное устройство, при этом другая рука крутит катушечный рычаг медленно и размеренно;
  4. Объемный размер наматываемого лесочного волокна должен не доходить до шпульного бортика на два-три миллиметра. При отсутствии нужного лесочного объемного размера к леске привязывается бэкинговое устройство, после чего продолжается намотка до требуемых пределов. До самого края леска не наматывается, так как происходит в дальнейшем сход петелек в виде “бороды”;
  5. При окончании намотки лесочного волокна и бэкингового приспособления до требуемой планки производится перемотка с запасного шпульного устройства на основное. Если профиль не удовлетворяет требованиям, то производится регулировка с помощью регулировочных шайб. При отсутствии запасного шпульного устройства требуется перемотка лесочного волокна на вторичную катушку, которая является запасом, либо на бобину, так как требуется переворот лесочного волокна. В качестве перемоточного устройства часто используются дрели, на шпиндлерах которых можно совершить закрепление бобины;
  6. По окончании намотки лесочного волокна на шпульное устройство конец лески крепится за клипсовый выступ , который расположен на боковой части шпульного устройства.

Оптимальные использования снастей и обеспечение бесперебойной работы возможно при выполнении всей системы в правильном порядке, а также использовании определенных правил и схем, то есть:

  • бэкинговое применение;
  • правильная величина усилия;
  • правильная форма профиля;
  • правильно подобранный объемный размер намотки.


При отсутствии запасного шпульного устройства требуется перемотка лесочного волокна на вторичную катушку, которая является запасом, либо на бобину, так как требуется переворот лесочного волокна

Особенности намотки

Катушки могут быть различны, так как существует несколько видов катушечных типов, а это меняет характер намотки. Например:

  • Мультипликационный тип катушки не может сменить шпульную часть , при заправке лесочного волокна или бэкинга, которые произведены заранее;
  • Инерционный тип отличается различием возможных шпульных устройств , а это приводит к тому, что операция по смене также не получится;
  • Безынерционный тип легко меняет шпули с плетенками или леской.

Таким образом, намотка на безынерционную катушку проста, а два других типа имеют отличия.

Инерционный тип катушки имеет ряд особенностей:

  • Обычная катушка имеет объемный размер в сто метров лесочного волокна;
  • Спиннинг или фидер, имеющие кольца пропускного типа , имеют особенность в намотке лески на собранное удилище;
  • На разложенном спиннинге лесочное волокно пропускается через каждое пропускное кольцо, начиная с меньшего, при этом лесоукладывательная дужка отгибается , после чего обеспечивается крепление лесочного волокна к шпульному устройству с помощью узла или за стопорное устройство. Делается некоторое количество витков в размеренной медленной форме ручным способом, после чего прокручивается рычаг или ручка, при этом лесочное волокно пойдет в намотку.
  • При правильной форме намотки лесочное волокно должно ложиться по примеру ниточной катушки, то есть без зазоров и плотным форматом.

У мультипликаторного типа катушки существует лишь одна особенность. Лесочное волокно должно иметь диаметральное сечение, которое предназначается для рассматриваемой модели.

Безынерционная катушка также имеет список особенностей в непосредственном использовании:

  • Размер лесочной толщины должен быть равен той , которая указывается на катушечном механизме, так как при другом диаметральном сечении лесочного волокна будут сложности с заправкой;
  • Каждая безынерционная катушечная форма создается под конкретно заданный диаметр волокна , кроме того объемный размер бэкинга также ограничен;
  • Все параметры катушек указываются в паспортных данных , при этом каждому производителю соответствуют различные данные;
  • Лесочная намотка на безынерционный тип катушки производится плотными витками к друг другу или крестообразным способом.

Для правильной намотки лесочного волокна на основу катушки существует ряд правил, кроме того имеется несколько полезных советов, которые помогут облегчить указанный процесс:

  • Определение глубины или объема размотанного лесочного волокна может измеряться счетчиком , который устанавливается в мультипликационный тип катушечного формата, без счетчика можно просто разметить спецмаркером леску через каждые метр-два;
  • Существует несколько простых правил для хорошей намотки: не должно быть большой узелковой формы, нельзя делать ослабление при лесочной намотке (одинаковое усилие на всем протяжении лесочного усилия), первый виток является самым важным, так как от его положения будет зависеть весь дальнейший путь намотки;
  • Покупка дешевой лески или катушечной основы может быть неоправдана , так как лесочная форма волокна может различаться по качеству, а катушка может оказаться бракованой, то есть покупать снасти стоит с хорошим качеством, так как это наоборот будет являться экономией средств и нервов;
  • Существует трапецевидный профиль катушки , при нем используется принцип обратного конусного типа, то есть намотка идет по разным сторонам по форме конусного характера.

Также немаловажное значение имеет способ и особенности намотки лески на катушку. От этого зависят возможность дальних забросов, предотвращение появления бород на леске, частота случайных сбросов лески со шпули, «отстрелы» оснастки.

Редкая катушка для спиннинга Ming Yang CL/25 CL

В данной теме будет рассмотрено, как грамотно намотать леску на катушку, чтобы избежать возникновения неприятных сюрпризов в процессе рыбной ловли.

Модели катушек для спиннингов и типы намотки лесок

Любая удочка или спиннинг имеют катушку. Существует 3 разновидности рыболовных катушек. Для каждой из них предусматривается особый вид намотки лески. Поскольку катушки имеют различную конструкцию, разберем, как производится намотка лески на каждый из перечисленных типов.

Безинерционная катушка

Основным элементом, отвечающим за намотку лески, является лесоукладыватель. Это металлическая петля с роликом, которая совершает круговые движения вокруг шпули при работе рукояткой. В процессе первого оборота шпули лесоукладыватель наматывает леску в одном направлении, например, по направлению вверх, а при втором обороте имеет противоположное направление укладки. В результате, на шпуле леска располагается крест-накрест.

Установка лески на безинерционную катушку имеет несколько способов. Каждой разновидности катушки присущ свой способ намотки.

Это так называемая конусность намотки:

  1. Прямой конус. По направлению к переднему бортику шпули толщина уложенной лески уменьшается.
  2. Обратный конус. Толщина лески плавно увеличивается в направлении переднего края шпули.
  3. Хаотичная намотка. Леска наматывается произвольно. Такой способ намотки присущ недорогим китайским изделиям.

«Прямая цилиндрическая» намотка получается при установке двух регулировочных шайб

Изначально новые катушки настроены на цилиндрическую укладку. Затем, по мере необходимости, каждый рыболов настраивает способ укладки «под себя». Регулировка конусности осуществляется благодаря специальным шайбам, находящихся на оси шпули. Так, если для ловли применяются рывковые приманки, то используется намотка обратным конусом. В этом случае шайба заменяется на более маленькую или вообще убирается.

Мультипликаторная катушка

На мультипликатор леска должна наматываться с таким расчетом, чтобы до краёв шпули оставался зазор около 1-2 мм. Поскольку в катушках такого типа бэкинг не используется, необходимо точно рассчитать количество лески для намотки. То есть, ее не должно быть мало.

Заправить шнур или леску в такую катушку можно в таком порядке:

  • Конец лески продевается через лесоукладыватель.
  • Леска привязывается к одному из отверстий подвижной шпули. Также можно закрепить леску петлёй, несколько раз обернув леску вокруг оси шпули.
  • Катушка закрепляется на удилище.
  • Леска пропускается через правое кольцо.
  • Затягивается фрикционный тормоз.
  • Остается лишь быстро намотать леску на шпулю, а затем одеть поводок. Чтобы витки ложились плотно, необходимо создать некоторое натяжение лески.

Как создать специальный узел для привязывания лески на шпуле

Инерционная катушка

На катушку инерционного типа леска укладывается наиболее просто. К катушке спиннинга она крепится простым узлом-восьмёркой или двойной петлёй. Далее производится наматывание нужного количества лески. В процессе подмотки нужно следить, чтобы витки ложились равномерно. Обеспечьте натяжение лески. Проще всего это можно сделать при помощи обыкновенной книги. Леска пропускается между ее страниц, которые прижимают её, создавая необходимое натяжение.

Как правильно намотать леску

Разберём поэтапно, как намотать имеющуюся леску на шпулю катушки. Сначала требуется обеспечить свободный сход лески с бобины. Для этого можно воспользоваться отверткой, куском толстой проволоки или обычным карандашом. Будет лучше, если выполнять такую работу с помощником. Он будет удерживать импровизированную ось с бобиной, а вы будете наматывать леску на катушку. Схема намотки выглядит следующим образом.

Нужно продеть леску через пропускные спиннинговые кольца. Начинать заводить леску нужно с верхнего кольца. Затем леску необходимо завязать на шпуле. Закрепить кончик лески можно обычной петлёй-удавкой, либо примотать лейкопластырем или изолентой. Надежное закрепление особенно характерно для плетёного шнура, так как он имеет обыкновение «проскакивать» в начале намотки. После этого можно наматывать леску на шпулю, опустив лесоукладыватель.

В процессе намотки необходимо следить, чтобы леска ложилась с небольшим натяжением. Это предотвратит образование петель.

На завершающем этапе следует наладить всю снасть. К основной леске нужно привязать поводок, который будет использоваться на рыбалке. Закрепить поводок к основной леске можно разными путями. Чаще всего рыболовы это делают при помощи заводного кольца и карабина. Кольцо закрепляется на основной леске, а карабин привязывается к поводку. В любой момент поводок с приманкой может быть заменён.


Процесс намотки лески на катушку

Что такое бэкинг?

Данный термин применим только к безинерционным катушкам ввиду специфической намотки лески на них.

Часто бывает так, что лески на шпуле намотано недостаточно. Например, шпуля имеет большие габариты, либо леска слишком тонкая. Вроде бы использовали все 100 метров лески, а до бортиков шпули остаётся еще 5 или более миллиметров. В этом случае применяют так называемый бэкинг, то есть, подмотку дополнительной лески. Такая подмотка должна располагаться в самом низу шпули. Она выполняет лишь вспомогательные функции, не принимая участия в процессе рыбной ловли. Но как поместить ее в самый низ? Для этого нужно снять леску со шпули, а затем установить ее другой стороной.

Проще всего проделать данную операцию, если у вас есть запасная шпуля для вашей катушки. Вначале к кончику основной лески следует привязать кончик подмотки. Крепление двух лесок не обязательно должно быть очень надёжным, сойдёт и обычный узел. Далее производится подмотка дополнительной лески на катушку до тех пределов, пока не будет намотано её достаточное количество. После этого леска закрепляется резинкой, и производится смена шпули.

Для замены необходимо открутить зажимную переднюю гайку, а затем снять шпулю с леской с катушки. Вместо нее на катушку устанавливается пустая шпуля. Производится перемотка лески с одной шпули на другую. Таким образом, подмоточная леска оказывается в самом низу шпули. Если запасной шпули у вас нет, то используется пустая бобина из-под лески.


Намотка плетёнки на катушку с использованием бекинга

Сколько лески наматывать

Сколько лески нужно зарядить на шпулю катушки? Опытные рыболовы всегда наматывают леску не такой длины, какая потребуется для выполнения забросов, а с большим запасом. Это необходимо для подстраховки от вероятных обрывов. Также, если используется плетёный шнур, в конце сезона можно поменять местами стороны шнура, перемотав его на другую сторону. Тем самым будет достигнута экономия дорогостоящего расходного материала.

Обычно на каждой катушке указывается то количество лески определённой толщины, какое может вместить шпуля. Обычно прописывается даже несколько значений. Например, «0,25/200 0,30/150 0,40/100».

Совет: чтобы в процессе заброса не произошёл самосброс лески со шпули безинерционной катушки, не доводите намотку до самых краев шпули. Рекомендуется оставлять зазор от 1 до 3 мм. Зазор более 5 мм создаст сложности с дальностью забросов.


Леска для спиннингов от популярного производителя Shimano

Если требуется намотать определенное количество метров, необходимо подсчитать, какая длина лески составляет 1 оборот шпули. После этого можно примерно рассчитать, сколько оборотов рукоятки нужно сделать для наматывания определённого количества лески или шнура. Но нужно учитывать, что число оборотов рукоятки катушки никогда не соответствует количеству витков лески на шпуле. Например, в большинстве безинерционных катушек леска сделает 5 витков при одном повороте рукоятки.

Вместо заключения

Мы разобрались в вопросе наматывания лески или плетёного шнура на катушку спиннинга. Руководствуясь этими сведениями, вы без труда сможете поместить нужное количество лески на шпулю. При необходимости можно использовать бэкинг, если лески на шпуле будет недостаточно. Если все сделано правильно, то вам остается только радоваться дальним и точным забросам.

Зажигание автомобиля – это совокупность устройств и приборов, которые обеспечивают воспламенение горючей смеси в цилиндрах в соответствии режимам работы двигателя. Я расскажу вам, что собой представляет эта катушка, насколько важна ее правильная работа для системы зажигания. Рассмотрим, как выглядит схема подключения катушки зажигания, и собственно, из чего она состоит.

Катушка зажигания – трансформатор, работа которого направленная на повышение постоянного тока. Основная его задача – генерация высоковольтного тока, без которого не возможен поджог топливной смеси. Ток от аккумулятора поступает на первичную обмотку. Состоит она из ста и более витков медной проволоки, которая изолирована специальным веществом. К краям подводится низковольтное напряжение (двенадцать вольт). Края подведены к контактам на ее крышке. На вторичной количество витков гораздо больше (до тридцати тысяч) и проволока намного тоньше. На вторичной создается высокое напряжение (от двадцати пяти до тридцати тысячи Вольт) за счет толщины и количества витков.


Подсоединяется она так: контакт вторичного контура соединяется с минусовым контактом первичного, а второй контакт обмотки подсоединяется к нейтральной клемме на крышке, именно этот провод является передатчиком высокого напряжения. К этому выводу подсоединяется высоковольтный провод, другой край которого подсоединяется к нейтральной клемме на крышке. Чтобы создать большую силу магнитного поля, между обмотками расположен железный сердечник. Вторичная обмотка располагается внутри первичной.

Конструктивно катушка зажигания состоит из следующих элементов:

  • Изолятор;
  • Корпус;
  • Бумага изоляционная;
  • Обмотка (первичная и вторичная);
  • Изоляционный материал между обмоток;
  • Клемма вывода первичной обмотки;
  • Винт контактный;
  • Клемма центральная;
  • Крышка;
  • Клемма вывода на первичной и вторичной обмотках;
  • Пружина центральной клеммы;
  • Каркас первичной обмотки;
  • Наружная изоляция на первичной обмотке;
  • Крепежная скоба;
  • Наружный магнитопровод и сердечник.

Итак, вкратце о принципе работы.

На вторичной обмотке возникает ток высокого напряжения, а в этот момент на первичной проходит низкий ток. Таким образом, возникает магнитное поле, в результате чего на вторичной обмотке появляется импульс тока высокого напряжения. В момент, когда нужно создать искру, контакты прерывателя зажигания размыкаются, и в этот момент происходит размыкание цепи на первичной обмотке. На центральный контакт крышки поступает высоковольтный ток и устремляется в контакт, возле которого расположен бегунок.

Схема подключения достаточно простая для специалиста, но в ней легко запутаться новичку.

Выполняя подключение катушки к системе зажигания автомобиля, в принципе, у вас не должно возникнуть никаких затруднений, в том случае, когда при предварительном демонтаже вы обозначили или запомнили какие провода куда подключаются. Если же вы этого не сделали, то я расскажу, как это сделать. Подсоединение выполняется следующим образом: к положительной клемме нужно подключить коричневый провод. Обычно, положительная клемма обозначается «+», но если вы не наблюдаете знака, то вам нужно самостоятельно ее найти.
Для этого можно воспользоваться индикаторной отверткой. Я думаю, что пользоваться ее вы умеете. Важно, прежде чем подключать, почистите все контакты и проверьте провода на исправность. Ко второй клемме (клемме «К») подключается черный проводок. Этот провод связанный с распределителем напряжения (трамблером).

Схема связки нескольких элементов выглядит следующим образом. К бортовой сети подключается один из концов катушки. Второй конец подключается к следующей, и таким образом подключается каждая до последней. Оставшийся свободный контакт последней катушки нужно подключить к трамблеру. А к коммутатору напряжения подключается общая точка. После того как все крепежные болты и гайки будут хорошо затянуты, можно считать замену выполненной.

Несколько важных советов перед заменой и подключением. В случае, когда вы для себя определили, что проблемой неисправности зажигания является именно катушка, то лучше сразу же приобрести новую и подключить ее (схема указана выше). Таким вы точно будете уверены, что теперь проблем с ней нет, так как она абсолютно новая.

В случае обнаружения вами на поверхности неких дефектов, то лучше ее сразу заменить. В противном случае она поработает еще некоторое время и вам снова придется вернуться к этой теме. Лучше перестраховаться заранее, чтобы не остановиться где-нибудь на дороге. Ведь зажигание автомобиля требует не прощает ошибки и халатность.

Во время ремонта автомобиля, особенно когда речь идет о системе зажигания, необходимо быть предельно аккуратным в действиях. Так как можно столкнуться с высоковольтными проводами. Поэтому при провождении замены или выполнении ремонта нужно соблюдать правила техники безопасности.

Видео “Схема подсоединения катушки зажигания”

На записи показано как можно самостоятельно подсоединить катушку.

Безусловно, каждый уважающий себя рыболов должен знать о том, как пользоваться безынерционной катушкой установленной на его удилище, на какие нагрузки она рассчитана, что можно от нее ожидать в той или иной ситуации и как ее нужно настраивать для эффективной работы.

Благодаря своей универсальности они пользуются высоким спросом у разных категорий рыбаков, поэтому производители выпускают разные модели, способные более полно удовлетворить их потребности. Рассмотрим наиболее важные нюансы, которые нужно учитывать при эксплуатации безынерционок.

Ее устройство и важные параметры

Для того чтобы лучше понимать, как пользоваться рыболовной катушкой, полезно знать, из чего она состоит, ее устройство и основные отличия от других видов катушек. Нужно знать, что они бывают трех основных типов:

  1. (наиболее простой и надежный механизм).
  2. Это более сложный механизм, имеющий много общего с инерционными катушками, но стоящий особняком.

При этом важно усвоить, что если вы хорошо знаете, например, как правильно пользоваться мультипликаторной катушкой, или стандартной инерционной, это еще не значит, что вы так же хорошо будете работать безынерционной.

Каждая безынерционка состоит из следующих основных частей:

  1. Корпус , выполненный единым целым с крепежной лапкой. Обычно его изготавливают из алюминиевых сплавов или высококачественного пластика. В нем располагаются элементы основного механизма.
  2. Ротор с дужкой лесоукладывателя и механизмом ее автоматического откидывания. Основная функция – наматывание лески на шпулю.
  3. Шпуля , где размещается объем лески. Их делают также из алюминиевых сплавов или качественного пластика, стойкого к истиранию.
  4. Вращающаяся рукоять. С ее помощью рыболов приводит в движение весь механизм катушки. Благодаря ей этот тип катушек в народе часто называют «мясорубками». У них и правда есть отдаленное внешнее сходство.

Кроме того, отдельно можно выделить фрикционный тормоз , служащий для регулирования нагрузки, достаточной для вращения ротора при подсечке крупной рыбы или при зацепе. Регулировочный винт этого механизма на безынерционной катушке может располагаться спереди – с торца шпули, или сзади.

Мнение эксперта

Книпович Николай Михайлович

Внимание! Нужно быть очень внимательным при первоначальной намотке лески (плетеного шнура) на шпулю безынерционной катушки. Леска должна ложиться равномерно, без перехлестов и перемешивания слоев, что часто бывает при чрезмерном ее натяжении. Это позволит производить более качественные забросы и проводку приманок.

Основное отличие такого типа катушек от инерционных в том, что:

  1. Основная ось , на которой закреплен барабан, в рабочем состоянии располагается параллельно оси удилища. У инерционных катушек и у мультипликаторов – перпендикулярно.
  2. При забросе приманки сход лески происходит свободно с торца неподвижной шпули. Никакого вращения барабана не происходит, а значит, нет и обычно возникающей при вращении силы инерции.

Кроме понимания устройства и принципа действия катушки, важно знать ее основные качественные параметры, по которым оцениваются потребительские особенности каждой модели. Их нужно учитывать как при ее приобретении в магазине, так и непосредственно, при оснащении и ловле на нее. К этим параметрам относится следующее:

  1. механизма. Этот параметр указывает число оборотов ротора при одном полном обороте рукоятки. Наносится он в виде соотношения определенных цифр на корпус, например: 4.6:1, 5.3:1.
  2. Количество подшипников задействованных в механизме. Чем их больше, тем более плавно и стабильно работает катушка.
  3. Емкость шпули. Данная характеристика также указывается на корпусе и показывает то количество лески определенного сечения, на которое она рассчитана. Например, число 1500 показывает, что данная катушка разместит на своей шпуле 100 м лески сечением 1.5 мм.
  4. Материал, из которого сделана шпуля. В более дорогих, профессиональных моделях, это, как правило, более долговечные и практичные алюминиевые сплавы.
  5. Габариты и вес катушки.

Важно знать, что по числу, указывающему емкость шпули можно сравнить мощности разных механизмов . Так, катушка имеющая обозначение 3500 мощнее катушки с обозначением 3000, а значит, она рассчитана на более тяжелую снасть и вылов более сильной рыбы.

При ловле на спиннинг от этой характеристики зависит, на какое удилище ее нужно размещать для большей эффективности и гармоничности снасти, на лайтовое или на более тяжелое, и то, как пользоваться спиннинговой катушкой.

Преимущества и недостатки безынерционных моделей

Этот тип рыболовных катушек по праву считается самым распространенным и простым в эксплуатации, но у них, как практически и у каждой механической конструкции, есть свои сильные и слабые стороны. К их сильным сторонам принято относить следующее:

  1. Универсальность. При правильном подборе такой катушки можно эффективно ловить как на самые легкие, так и на довольно тяжелые приманки.
  2. Возможность выполнять медленную и быструю проводку , оперативно меняя, при необходимости, темп.
  3. Высокую чувствительность. Правильно настроенная катушка позволит вовремя среагировать на любую поклевку.
  4. Наличие регулируемого фрикционного тормоза. Это в некоторых случаях позволяет сохранить снасть от обрыва.

К отрицательным свойствам такого механизма относится следующее:

  1. Достаточно сложная конструкция , требующая бережного отношения.
  2. Заметный износ лески ввиду ее интенсивного трения о борта шпули при забросах.
  3. Значительная стоимость некоторых моделей.

Нельзя не отметить, что в последние годы качество и функциональность этих катушек заметно выросло, особенно в дорогом сегменте.

Базовые принципы использования катушки

Перед тем как начинать активно эксплуатировать свою катушку, нужно сделать следующие три шага:

  1. Установить ее на удилище. Важно чтобы после установки она держалась максимально надежно и плотно, без люфта.
  2. Важно чтобы верхний слой намотанной лески не доходил до верхнего края борта шпули 1.5- 2 мм, это обеспечит более эффективный, без задержек, ее сход во время забросов.
  3. Отрегулировать механизм фрикционного тормоза. Он должен срабатывать еще до того, как леска порвется.

После этого ей можно пользоваться, производя дальние и точные забросы, качественную проводку приманок и надежное удержание на крючке подсеченных трофеев.

После усвоения теоретических знаний о том, как пользоваться катушкой для спиннинга этого типа, нужно как можно быстрее переходить к практике. Особое значение на первоначальном этапе нужно придавать технике правильного заброса приманок. Остальные элементы работы с ней (техника проводки, подсечка, вывод рыбы) усваиваются позже.

Мнение эксперта

Книпович Николай Михайлович

Зоолог, гидробиолог. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.

Внимание! При любом забросе нужно убедиться, что рядом с вами не находятся посторонние, которым вы можете причинить вред острыми крючками или леской. Также очень важно избежать при забросе зацепа об окружающие деревья, кустарник и пр.

Заброс приманки с помощью катушек этого типа можно проводить следующими способами:

  1. Через голову (вертикально). Это самый амплитудный, требующий много свободного места над головой, метод.
  2. Горизонтально , с удобной стороны.
  3. Враскачку (маятником).

Некоторые рыболовы еще осваивают метод заброса по принципу катапульты , с предварительным изгибом удилища, но он достаточно сложный и недостаточно востребованный.

Самый популярным считается вертикальный заброс . Он и самый дальнобойный и наиболее точный при условии, что рыболов достаточно хорошо усвоил технику его проведения. Алгоритм его выполнения следующий:

  1. Проворачиванием рукояти катушки нужно опустить приманку на 0.7 – 1.2 м от кончика удилища.
  2. Откидываем дужку лесоукладывателя и сразу фиксируем леску указательным пальцем, прижимая ее к удилищу в удобном месте рядом с рукояткой.
  3. Далее – аккуратно заводим удилище за спину.
  4. Производим бросок приманки вперед с одновременным освобождением лески от фиксации пальцем.

На конечном этапе заброса, пока приманка летит к цели, кончик удилища должен располагаться в нужном направлении, желательно на одной линии с леской. После приводнения приманки, нужно провернуть ручку катушки для автоматического возвращения лесоукладывателя в рабочее положение.

Горизонтальный (боковой) заброс делается практически таким же образом, но отвод удилища за спину проводится не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости. Это бывает необходимо, в случае если сверху расположены, например, ветви дерева, а сбоку есть свободное пространство для нужных манипуляций.

Маятниковый заброс часто необходим при ловле с крутого берега или с борта лодки. Делается он следующим образом:

  1. Отпускаем приманку на 1 – 1.4 м от кончика удилища, в зависимости от его общей длины, наличия свободного пространства и необходимой дальности заброса.
  2. Откидываем лесоукладыватель и фиксируем пальцем леску.
  3. Удочкой раскачиваем приманку и производим ее заброс, освобождая зафиксированную леску в верхней части ее амплитуды.

Приманка при таком забросе на начальном этапе летит снизу вверх, что позволяет опытным рыболовам, в случае необходимости, перебрасывать незначительные препятствия на ее пути.

После заброса приманки, с помощью вращения рукоятки катушки в определенном ритме, проводится ее проводка. Одновременно, для придания ей нужной игры, производятся манипуляции удилищем.

При ловле на спиннинг сочетание нужной проводки с разной манипуляцией удилищем позволяют делать очень качественную, эффективную проводку приманок.

Полезное видео

Ниже посмотрим видео о способах заброса спиннинговых приманок:

Безынерционная катушка достойна того, чтобы к ней относились с уважением. Даже совсем простая, бюджетная модель способна при должном обращении значительно расширить ваши возможности по поимке разных видов рыбы, как около берега, так и на дальних дистанциях, как с берега, так и с борта лодки.

Книпович Николай Михайлович

Зоолог, гидробиолог. Закончил ЛГУ им.Жданова, биолого-почвенный факультет. Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.

Как закрепить катушку часть сегодняшних удильных снастей предполагают использование пары «удилище - катушка». От того, как стабильно и основательно соединены эти элементы, находится в зависимости практичность управления всей снастью, а следовательно, и успех самой рыбалки. В этой теме мы поговорим как закрепить катушку на удилище чтоб она надёжно держалась

Более часто на удилищах разнообразных типов можно заметить винтовые катушкодержатели. Механизм их просто и довольно надежно, но при этом они различаются расположением ходовой гайки, поджимающей профильное кольцо, которое сдерживает лапку катушки с одной стороны.

Классическим признано ее «нижнее» расположение, когда гайка находится на трубке катушкодержателя ближе к комлю удилища. Конкретно такую конструкцию катушкодержателя имеют большая часть удилищ американских и европейских фирм-производителей, которые предусмотрены для ловли спиннингом, фидерной и матчевой снастями с безынерционной катушкой.

Японские изготовители удилищ чаще предпочитают оригинальный яркий дизайн и ставят на те же удилища более эргономичные катушкодержатели, учитывающие анатомию руки человека. В этих конструкциях ходовая гайка размещается спереди. Принцип крепления катушки в обеих конструкциях равен, но при использовании удилищем в паре с катушкой «классика» несколько уступает в удобстве «эргономике». В особенности это касается удилищ, постоянно удерживаемых в руке в процессе ловли: спиннинговых, отчасти матчевых и несколько реже фидерных, которые еще чаще стоят на подставках, как, впрочем, и карповые.

При верном захвате удилища рукой стойка безынерционной катушки проходит между указательным и средним пальцами (иногда перед указательным). Поэтому в ладони лежит практически весь «классический» катушкодержатель, а его оребренная гайка либо упирается в ребро ладони, либо охватывается мизинцем.

Особенных неудобств это не доставляет - миллионы рыболовов быстро свыкаются к такому захвату. Но при всех манипуляциях с удилищем - забросе, подсечке и особенно при проводке приманки и вываживании рыбы - ходовая гайка неизбежно немного слабнет и катушка начинает «гулять» на посадочном месте.

Сам по себе этот «грех» не слишком велик, однако постоянное поджатие ходовой гайки нервирует, отвлекая от процесса рыбалки, а в неких случаях может привести к выходу из строя катушкодержателя. Конструкции с передним расположением гайки, которая часто оправлена в благородную пробку или в практичный неопрен, в меньшей мере подвергаются произвольному отворачиванию, так как в ходе работы с удилищем ладонь и пальцы удерживающей его руки не касаются этой детали.

Но и в них при значимых люфтах на резьбе пластиковых (как правило) деталей иногда случается ослабление крепления катушки. Чрезмерно сильное стягивание гайки в обеих конструкциях катушкодержателя не только не помогает делу, а угрожает:

Срывом резьбы на деталях;
заклиниванием крепежного кольца на лапке катушки;
растрескиванием оправы гайки, выполненной из натуральной пробки.
Следствием этого являются прекращение рыбалки и последующий непростой ремонт ВСЕГО удилища. Все это можно предотвратить или минимизировать потери, если воспользоваться маленькими хитростями, предлагаемыми ниже.


1. Ходовую гайку «классической» компоновки желательно после установки катушки обернуть лентой медицинского лейкопластыря шириной 18 мм. Захватив гайку с частью резьбы на трубке катушкодержателя пластырем, вы разом освободитесь и от ее самоотворачивания, и от потертостей на ладони. Особенно удобно сделать такую обмотку, в случае если катушка долгое время остается на удилище, к примеру на рыбалке в отпуске. В отличие от изоленты из ПХВ, клеящий состав от пластыря просто удаляется обычной водкой.


2. Нередко фактором самоотворачивания делается слишком большой люфт между ходовой гайкой и трубкой катушкодержателя. Это можно устранить, если прямо на резьбу трубки накрутить в один слой узкий тонкий скотч. Обмотку необходимо уложить с усилием, чтобы витки резьбы сохранились рельефными, и только в том месте, где будет находиться гайка после установки катушки по месту.


3. Основная причина произвольного отворачивания гайки винтового катушкодержателя любого типа - отсутствие в системе упругого элемента. Это легко возместить, если на концы лапки катушки одеть подходящие по размеру отрезки кембрика из ПВХ или (что лучше) термоусадочной трубки. Сжать ее по форме лапки проще всего, опустив в кипяток. Катушка после такой операции очень плотно стоит по месту, а ее фирменное очень красивое покрытие не поцарапается даже цельнометаллическими зажимными кольцами.

4. Порой и нахлыстовая катушка в ходе ловли начинает болтаться в катушкодержателе, в особенности если ее лапка прилегает не к жесткой трубке, а к непрочной вставке из естественной пробки. Это чревато потертостями на пробке и продавливанием ее поверхности, что сильно ослабляет крепление катушки и портит дорогостоящее удилище. И здесь выручит лента лейкопластыря, Наклейте ее напрямик на пробку под лапку катушки - крепление будет гораздо лучше, а пробковая вставка дольше сохранит свой первозданный вид. Ту же помощь можно оказать и спиннинговым удилищам класса «лайт», которые обычно имеют такую же вставку из пробки в катушкодержателе.


5. Если катушку заклинило между крепежными кольцами, а гайка не отворачивается, не стоит прилагать излишнюю силу, тем более захватывать с пристрастием непрочную пластмассу различного рода подручными «хваталками» - пассатижами, плоскогубцами и пр.

Просто капните в резьбу и на лапку катушки немного чистого керосина (в полевых условиях - водки) и через 3–5 минут, захватив плотно рукой в хозяйственной резиновой перчатке гайку, отверните ее с не очень большим усилием. После этого протрите все детали чистой тряпицей и уберите в чехлы удилище и .

6. В качестве предупредительной меры от заклинивания катушки всегда после рыбалки устраняйте с ее лапки и с катушкодержателя (особенно тщательно - с резьбы) засорения, безизбежно образующиеся на рыбалке. Рыбья слизь, частицы прикормки и насадки магически притягивают к себе песок, который способен истереть резьбу на пластиковых и металлических деталях катушкодержателя менее чем за один сезон. А смена его - довольно хлопотное и дорогое дело. С уважением ваш

Понравилось? Лайкни нас на Facebook