Хуан Себастьян дель Кано (Элькано): биография. Кругосветное плаванье хуана себастьяна элькано Что открыл хуан элькано

Провинция Гипускоа , Королевство Кастилия , ныне Испания - 4 августа , Тихий океан) - испанский мореплаватель, один из 18 человек (участников экспедиции Фернана Магеллана , вернувшихся в Испанию на единственном из пяти уцелевших судов), первыми обогнувших земной шар .

Хуан Себастьян Элькано
исп. Juan Sebastián Elcano
Дата рождения (1486 )
Место рождения Гетариа , Королевство Кастилия
Дата смерти 6 августа (1526-08-06 )
Место смерти Тихий океан
Подданство Испания
Род деятельности мореплаватель
Дети Доминго Элькано
Автограф
Хуан Себастьян Элькано на Викискладе

Биография

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо, капитана Картахену и одного священника.

После гибели Магеллана в битве при Мактане возглавил экспедицию и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев, большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам , но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля Тринидад). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию император Карл V присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня ), и назначил ежегодную пенсию

Кем же был этот человек, Хуан Себастьян Элькано?
Хуан Себастьян Элькано родился в 1480 году в Гетарии, небольшом рыбацком поселении на берегу Бискайского залива, в 15 километрах западнее Сан-Себастьяна. В 1510 году Элькано, будучи владельцем и капитаном корабля, участвовал в осаде Триполи. Когда испанское казначейство отказало Элькано в деньгах для расчета с командой корабля, Элькано продал судно и рассчитался с экипажем. Продажа судна считалась тогда тяжким преступлением, и Элькано вынужден был бежать в Севилью. Там он встретил своего земляка баска Ибаролла, который был хорошо знаком с Фернандо Магелланом, готовившим экспедицию для кругосветного плавания по указу короля Испании Карла I. После окончания специальных курсов навигации Элькано удалось устроиться кормчим (по другим данным боцманом - contramaestre) на парусник Консепсьон.

20 сентября 1519 года пять кораблей, Тринидад, Сан Антонио, Консепсьон, Виктория и Сантья, с экипажем общей численностью 270 человек (по другим данным 265), вышли под командованием португальца Фернандо Магеллана из порта San Lucar de Barrаmeda, расположенного в устье реки Гвадалквивир (севернее нынешнего Кадиса) и направились к берегам Бразилии. О том, как проходило плавание до гибели Фернандо Магеллана 21 апреля 1521 года в стычке с местными племенами на осторове Матан (Филиппины) и дальнейшие приключения мореплавателей, подробно описал в своих дневниках участник экспедиции итальянец Антонио Пигафетта. Изо дня в день он скрупулезно записывал в журнал каллиграфическим почерком все события. Ему удалось чудом выжить и вернуться в Севилью среди остальных 18 мореплавателей, сохранив свои дневники. Благодаря ему, человечество узнало через какие страдания прошли участники этой экспедиции. А они прошли через голод, холод, болезни, бунты, жестокие ураганы, гибель кораблей и их экипажей. Никто не предполагал, что земной шар настолько огромен. Например, Магеллан рассчитывал пересечь Тихий океан за три-четыре дня. На самом деле путь от Огненной земли (пролив Магеллана) до Марианских островов занял более 100 дней. В ноябре 1521 года в составе флотилии остались лишь Тринидад и Виктория, а также 115 человек их экипажей. Среди моряков многие были истощены, все болели цингой. Еженедельно кто-то умирал. Решено было "Тринидад" оставить на Молуккских островах. Капитаном "Виктории" стал Хуан Себастьян Элькано. Мало кто из оставшихся моряков верил, что когда-либо увидит родину. Питаться приходилось корабельными крысами и сыромятной кожей из оснастки судна. Протухшая питьевая вода имела коричневый цвет.

Но Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с обезумевшими от болезней и голода моряками через весь Индийский океан, затем вдоль западного берега Африки в родной порт. Треть команды погибла во время этого заключительного плавания от голода и болезней, 13 человек были задержаны португальцами на островах Зеленого Мыса у берегов Африки. Лишь 18 счастливцам удалось вернуться 8 сентября 1522 года в устье реки Гвадалквивир а затем и в Севилью. В судовых журналах и дневнике Антонио Пигафетта стояла дата 7 сентября. Моряки тогда еще не знали что при огибании земного шара с востока на запад "исчезают" одни сутки. Первое кругосветное плавание было завершено. Три года лишений и смертельного риска для моряков не прошли даром.

В музее Сан-Тельмо в городе Сан-Себастьян находится картина художника Салаверрия Возвращение Виктории. Бородатые изможденные мужчины в белых ветхих одеждах сходят по трапу на набережную Севильи. В руке каждого из них - горящая свеча. Впереди - их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Король Испании Карл I по достоинству оценил подвиг Элькано и возвел его в рыцари. Оправдались надежды на существование западного пути к островам пряностей в "Индии". Восточный путь вокруг берегов Африки уже давно был под контролем португальских кораблей и считался опасным и долгим. Виктория доставила в своих трюмах для королевского двора приличное количество гвоздики, корицы, мускатного ореха, душистого перца. Стоимость груза значительно превышала все расходы на экспедицию. Пряности ценились в те времена дороже золота.

Для того чтобы закрепить влияние Испанской короны на Молуккских островах, король Карл I повелел организовать более подготовленную экспедицию из семи кораблей, назначив Хуана Себастьяна де Элькано (так стала звучать его фамилия после присвоения ему рыцарского звания), заместителем командующего флотилией адмирала Гарсия Хофре де Лоайса.

24 июля 1525 года семь кораблей покинули порт Ла Корунья и двинулись к берегам Бразилии. Флотилия должна была повторить путь Магеллана, избегая при этом его ошибок. Плавание проходило очень тяжело. В середине января затонуло при ужасном шторме у входа в Магелланов пролив судно Санкти Эспиритус, которым командовал Элькано. Только небольшой части команды в главе с капитаном удалось спастись. Они сумели вплавь добраться до берега. Когда утих шторм, потерпевших бедствие подобрали другие корабли флотилии. И снова последовали один жестокий шторм за другим. Только в конце марта 1526 года оставшиеся 4 судна решились войти в пролив Магеллана (южный путь вокруг мыса Горн тогда был неизвестен). Пролив встретил поредевшую флотилию туманом, пронзительным холодным ветром. С обеих сторон подступали скалистые горы километровой высоты, покрытые вечным снегом. Сорок восемь дней и ночей продвигалась эскадра к выходу в Тихий океан. В ночь с 1 на 2 июня разразилась страшная буря, разметавшая в разные стороны корабли эскадры. Флагманский корабль Сан Габриэль продолжал плавание в одиночку. Не хватало провизии и воды. 30 июля умирает адмирал Лоайса, назначив перед смертью вместо себя Элькано, присвоив ему звание адмирала. Хуан Себастьян де Элькано не намного пережил Лоайса. Его силы иссякали. 6 августа не стало и его. Было ему от роду 46 лет. Похоронили его по морскому обычаю. Судовой священник прочитал молитву над телом Элькано, завернутым в саван. Затем тело привязали к доске, добавили груз и опустили в морскую бездну.

В Гетарии, родном поселке Элькано, у входа в церковь стоит плита. На ней надпись: "…достославный капитан Хуан Себастьян де Элькано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле Виктория. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света".

Иногда история несправедлива. Она не оставила нам образ Элькано. Каким он был? Нет и его могилы. Лишь только на глобусе в том же музее Сан-Тельмо обозначено место, где тело Элькано было предано морю: 157 градусов западной долготы и 9 градусов северной широты.
Середина необьятного Тихого океана.
Не менее примечательна и судьба парусника, носящего имя Элькано.
Учебный корабль (бригантина) входящий ныне в состав Armada Espanola (Военно-морские силы Испании) и принадлежащий Кадисскому военно-морскому училищу, был заложен на Кадисской судоверфи Echevarrieta y Larrinaga 24 ноября 1925 года согласно Королевского Указа от 17 апреля 1925 года. К тому времени Кадисское училище, имевшее славную почти вековую историю, имело одно за другим 4 учебных парусника: Blanca, Almansa, Asturias, Nautilus. (Сейчас эти имена носят четыре мачты Элькано, считая от носа судна к корме). Училищу нужен был новый современный парусник.

Строительство 4-х мачтовой бригантины велось по проекту инженеров судоверфи. Для разработки парусного вооружения был приглашен известный английский кораблестроитель Nicholson. В Англии же были заказаны льняные рабочие паруса. Запасные паруса были изготовлены в Хихоне (провинция Астурия). 5-го марта 1927 года корабль был спущен на воду. На церемонии спуска крестной матерью корабля стала Carmen Primo de Rivera, дочь тогдашнего председателя правительства страны.

В рулевой рубке парусника был установлен герб Элькано, увенчанный изображением земного шара с надписью по-латыни: Primus circumdedisti me (Ты первый обошел меня) присвоенный ему королем Карлом I в 1522 году.

29 февраля 1928 года корабль вошел в состав военно-морского флота Испании. Его основные характеристики были следующими:
Длина - 94 метра
Ширина - 13,1 метра
Осадка - 7,25 метра
Площадь парусов - 3.153 кв. метра.
Максимальная высота (от киля до клотика мачт) - 49 метров.
Полное водоизмещение - 3.420 тонн.
Корпус и две главные мачты - стальные. На судне была установлена мощная радиостанция и гирокомпас. Вспомогательный дизельный двигатель имел мощность 800 л.с. Максимальная зарегистрированная скорость под парусами 20 узлов. Численность экипажа 143 человека. Парусник мог брать на борт от 70 до 140 гардемаринов училища для морской практики.
До 2002 года парусник совершил 9 кругосветных плаваний. Много раз был победителем международных парусных регат. На нем прошли хорошую морскую практику тысячи будущих офицеров ВМФ Испании.
В 1956 и 1978 годах парусник проходил капитальный ремонт и модернизацию. Был установлен новый двигатель мощностью 2000 л.с. и современная спутниковая навигационная аппаратура. Отделка внутренних помещений корабля, особенно кают старших офицеров, поражает и сейчас своей роскошью. Внешне парусник выглядит практически также как и в день первого спуска на воду и до сих пор радует зрителей своим изяществом и совершенством.
Очень скоро, в первых числах июля 2007 года, в Аликанте начнут прибывать крупнейшие парусники со всего света. Ожидается прибытие российских парусников Крузенштерн, Мир, Седов. И, конечно же, украшением регаты станет бригантина Хуан Себастьян де Элькано. 7-го июля, после торжественного парада парусников на рейде порта Аликанте, регата стартует по маршруту Аликанте - Барселона - Тулон - Генуя.
Пожелаем от всего сердца Элькано и его команде: Buen viento y вuena mar!
Возвращайтесь всегда живыми и здоровыми в родной порт!

Статья подготовлена с использованием материалов из испанских источников к 80-летию знаменитого парусника.

Аликанте (Испания), март 2007 г.
Остальные 30 фото на www.lib.ru (Заграница - Испания - Владимир Ветринцев)

Хуан Себастьян дель Кано (позднее фамилия изменена на более благозвучную Элькано ; исп. Juan Sebastin del Cano (Elcano), баск. Juan Sebastian Elkano; 1486/1487, Гетариа, Страна Басков, провинция Гипускоа, Королевство Кастилия, ныне Испания - 4 августа 1526, Тихий океан) - испанский мореплаватель, первый человек, обогнувший земной шар.

Биография

Родился в баскской семье, имел трёх братьев. В молодости был наёмником, воевал в Италии. Заработав денег, обосновался в Севилье, стал капитаном торгового судна. Разорился и оказался под угрозой тюрьмы; чтобы спастись, записался в экспедицию Фернана Магеллана.

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо.

Известен тем, что возглавил экспедицию Магеллана после смерти последнего и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был очень рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам, но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля «Тринидад» (исп.)). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию король Карлос I (он же император Карл V) присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня), и назначил ежегодную пенсию. На основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил первый отчёт о путешествии, получивший большую известность в Европе.

Элькано также участвовал в качестве капитана одного из кораблей в экспедиции Гарсиа Хофре де Лоайса, которая направлялась по проложенному Магелланом пути к Островам Пряностей. Плаванье выдалось очень тяжёлым, и смертность на кораблях была крайне высока. 30 июля 1526 умер адмирал Лоайса, назначив своим преемником именно Элькано, который сам к тому времени был тяжело болен. Но ему не было суждено долго пробыть адмиралом. 6 августа его помощник Андрес Урданета отмечает в своём журнале: «Скончался доблестный сеньор Xуан Себастьян дель Элькано». В тот же день волны сомкнулись над телом покойного. Новый командир Торивьо Алонсо Саласар увидел землю (один из Маршалловых островов) две недели спустя.

На родине мореплавателя, в Гетарии, память его увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».

Имел внебрачного сына Доминго Элькано, рождённого от Марии Эрнандес Дерниальде.

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских.

В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал.

После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова - уже в который раз - пощадила Элькано.

Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому "Консепсьон" сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна - "Викторию" и "Тринидад".

Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из "островов Пряностей" - Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле - "Виктории", капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а "Тринидад" оставить на Молукках.

И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же "Виктория" 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира. Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было эавершено!

Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом - земной шар с латинской надписью: "Ты первый обогнул меня".

И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог "поделить" между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне "земного яблока". И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

Прощай Ла-Корунья
Лa-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором "могли бы разместиться все флоты мира". Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах.

Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд - он уже видел себя адмиралом армады - и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией.

Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел "высочайший отказ" на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции.

Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям. Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим "земное яблоко", не пропадешь и у дьявола в пасти - рассуждала портовая братия.

В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было.

Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца "Ла мунейра". Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений.

В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

исп

В молодости был наёмником, воевал в Италии. Заработав денег, обосновался в Севилье , стал капитаном торгового судна. Разорился и оказался под угрозой тюрьмы; чтобы спастись, записался в экспедицию Магеллана.

Известен тем, что возглавил экспедицию Магеллана после смерти последнего и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был очень рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. 18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам, но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля «Тринидад»). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию король Карлос I (он же император Карл V) присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня), и назначил ежегодную пенсию. На основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил первый отчёт о путешествии, получивший большую известность в Европе.

Элькано также участвовал в качестве капитана одного из кораблей в экспедиции Лоайса, которая направлялась по проложенному Магелланом пути к Островам Пряностей. Плаванье выдалось очень тяжёлым, и смертность на кораблях была крайне высока. 30 июля 1526 умер адмирал Лоайса, назначив своим преемником именно Элькано, который сам к тому времени был тяжело болен. Но ему не было суждено долго пробыть адмиралом. 6 августа его помощник Урданета отмечает в своём журнале: «Скончался доблестный сеньор Xуан Себастьян дель Элькано». В тот же день волны сомкнулись над телом покойного.

На родине мореплавателя, в Гетарии, память его увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».

Имел внебрачного сына Доминго Элькано, рождённого от Марии Эрнандес Дерниальде.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook