Турбулентность в небе над Бангкоком: следователей ждет большая работа. Что такое турбулентность ясного неба, и что делать, если в нее попал самолет Что такое турбулентность ясного неба

1 мая «Боинг-777» «Аэрофлота» попал в зону сильной турбулентности. Пострадало 27 человек, преимущественно непристегнутых, при этом, по свидетельствам пассажиров, табло «Застегнуть ремни» не горело. Причиной произошедшего стала так называемая ТЯН - это не девочка на жаргоне анимешников, а турбулентность ясного неба. На английском она называется CAT - Clear Air Turbulence.

Что это такое? «Обычная» турбулентность связана с облачностью и ее появление легко предсказать как визуально, так и с помощью погодного радара. А вот ТЯН не видно до тех пор, пока вы в нее не попадете: возникает она из-за столкновений воздушных масс, движущихся с большой разницей скоростей. Основных причин три:

Чем опасна ТЯН? Как вы уже поняли - серьезными травмами пассажиров. Несмотря на то, что по информации из медицинских учреждений Бангкока, куда за медицинской помощью обратились 27 пассажиров «Аэрофлота», пациентов в тяжелом состоянии и с травмами, представляющими угрозу жизни, не зафиксировано, а информация о пациентах с компрессионными переломами позвоночника, не подтвердилась, 15 граждан РФ и двое граждан Таиланда в настоящее время госпитализированы. У пациентов, остающихся под наблюдением врачей, зафиксированы ушибы, у нескольких человек - переломы конечностей.

Голова непристегнутого пассажира превращается в мощную кувалду

Известны случаи более серьезных травм и даже летального исхода из-за ТЯН, а также авиакатастроф: например, в 1966 году «Боинг-707», летевший из Токио в Гонконг, просто внезапно развалился в воздухе, погибло 124 человека.

Пристегивайтесь.

Кроме того, сильная болтанка делает невозможной выполнение пилотами даже простейших операций вроде считывания показаний приборов.

Что делать? После выключения табло «Застегните ремни» неспроста говорят: «Вы можете свободно перемещаться по салону, однако для вашей безопасности мы рекомендуем вам оставаться пристегнутыми на протяжении всего полета». Не обязательно затягивать его плотно: в этом случае он не будет стеснять движений, но все равно не позволит вам пробить потолок головой.

Непристегнутый пассажир может поиграть в космонавта и полетать в невесомости по салону.

Кроме того, всегда лучше складывать ручную кладь под кресло: когда во время турбулентности откроется полка, чемодан не упадет вам на голову. Кстати, по этой же причине , там меньше шансов встретиться с чемоданом соседа.

И уж точно не стоит строить из себя героев, доблестно стоя в очереди в туалет при включенных табло: по статистике, больше всего погибших не во время катастроф - это люди, сидевшие на горшке во время турбулентности и неудачно приложившиеся головой.

Это не то, что вы подумали. А просто кофе на потолке. А могло бы быть у вас на коленях.

Если вы не пристегнуты, не забывайте уворачиваться от тележек

Действия экипажа российского самолета, оценят следователи. Они допросят пилотов и пассажиров борта, после чего примут решение, открывать уголовное дело или нет.

В результате попадания самолета в воздушную яму . Все они были не пристегнуты в момент турбулентности. Восьмерых пришлось прооперировать. Почему экипаж не предупредил пассажиров об опасной зоне? О «турбулентности ясного неба», явлении из-за которого ежегодно калечатся сотни пассажиров, репортаж корреспондента НТВ Алексея Квашенкина .

Рейс до Бангкока уже подходил к концу, оставалось меньше часа, но табло «пристегнуть ремни» еще не зажглось. Позади 7 часов полета. Кто-то заканчивал завтрак, кто-то ждал очереди в туалет, когда самолет тряхнуло первый раз.

Ольга Тарасова , пассажир рейса SU270: «Ничто не предвещало. За окном было светло, мы летели над облаками. Было ясное небо, и вдруг мы почувствовали, как мы, словно на американских горках, проваливаемся в какую-то бездну».

На несколько секунд лайнер словно замер, а затем начались самые страшные секунды в жизни пассажиров.

Тамара Сипко , пассажир рейса SU270: «Самолет падал, его трясло, летали какие-то вещи».

Маргарита Довгая , пассажир рейса SU270: «Нас подбросило, оторвало от сидений, началась очень сильная тряска,. Люди падали, началась паника, крики».

А пилоты в это время делали все возможное, чтобы удержать огромный лайнер.

Илья Кузьма , инструктор авиасимулятора: «Турбулентность — штука непредсказуемая. Мы не знаем, в какую сторону сейчас бросит лайнер, вправо, влево, вверх, вниз. Пилотирование становится довольно проблематичным».

Это всего лишь симулятор, но ощущения вполне достоверные. И здесь, в кабине возникает вопрос: а можно ли было вообще предотвратить эту ситуацию? Остановив имитацию турбулентности, пилот-инструктор объясняет: на борту действительно есть специальный радар, но он — не всевидящее око.

Илья Кузьма : «Зоны турбулентности, если они созданы облачными фронтами, грозовыми тучами, осадками, то они будут отображаться на радаре. В случае, если осадков или взвеси нет, зоны турбулентности не видны».

Большинство людей привыкли считать, что турбулентность — спутник непогоды. Но чтобы вот так, на многокилометровой высоте, среди ясного неба? О таком большинство пассажиров даже и не слышали. А рейс 270 столкнулся именно с таким явлением.

Максим Фетисов
, пресс-секретарь компании «Аэрофлот»: «Локатор не может засечь ее приближение, поэтому наш пилот не смог предвидеть эту турбулентность и вовремя включить сигнал „пристегните ремни“».

А военный метеоролог Евгений Тишковец считает, что опасную зону могли вычислить местные метеослужбы.

Евгений Тишковец , метеоролог: «Наземные службы не спрогнозировали это опасное явление, хотя оно прогнозируется. Озвучивалось, что оно якобы не прогнозируется, оно невидимое. Это неправда».

Но вины экипажа в этом никакой нет. Даже по косвенным признакам заблаговременно заметить опасность пилоты не могли: тропический климат очень коварен.

Виктор Заболотский , заслуженный летчик-испытатель СССР: «Это тропические широты. Это очень сурово. Я в такое явление попадал один раз. Скажу честно, приятного мало».

«Турбулентность ясного неба» — это не такое уж и редкое явление. В год самолеты попадают в нее более 700 раз. Как правило, без последствий для пассажиров.

Экспресс-Новости - это свежие и актуальные новости о ключевых событиях в России, странах СНГ и мире. Последние новости политики, экономики, общества, культуры, спорта, технологий и криминального мира. Ежедневный мониторинг событий и происшествий позволяет предоставлять читателям наиболее интересную новостную и аналитическую информацию.

Изучение общественных настроений, актуальные репортажи с места событий, аналитические материалы, интервью, мнения и комментарии специалистов. Результаты, события, мероприятия, фото, видео - полная информация о важных событиях и происшествиях на сайте «Экспресс-Новости».

Политика и экономика в фокусе интересов

Финансы, энергетика, недвижимость, биржевые котировки, пенсионная реформа, IPO, банкротства, курсы валют, слияния и поглощения. Удивительные истории успеха и крупные выигрыши в лотерею. Ключевая информация для мировых финансовых рынков. Специфика экономических взаимоотношений.

Всегда свежая политинформация на «Экспресс-Новостях». Миграционная, социальная, демографическая, внешняя и внутренняя политика. Чтобы не пропустить информацию о ключевых событиях общественной, государственной жизни страны, рекомендуем регулярно читать нашу рубрику «новости политики».

Главные мировые новости и события часа, за сегодня. Дайджест интересных, любопытных, забавных новостей о том, что происходит в мире. О самых нашумевших событиях в России и за рубежом, каждый день информируют корреспонденты ИА «Экспресс-Новости».

Что ожидает меломанов и театралов поведает рубрика «новости культуры». Где проходят выставки картин, концерты классической музыки, театральные премьеры, представления уличных театров, огненные шоу и фестивали электронной музыки, оперативно сообщают наши журналисты.

Все грани жизни на одном новостном ресурсе

Трагедии в развлекательных учреждениях и крупных торговых центрах. Мошеннические схемы обмана в интернет среде, киберперступления, ограбления инкассаторов и банкоматов. Крупные дорожно-транспортные происшествия и авиакатастрофы. Всё о происшествиях, терактах, контртеррористических операциях и громких задержаниях расскажет рубрика «новости криминала».

Об актуальных новинках научного мира, имеющих важное прикладное значение, информирует рубрика «новости науки». Свежие новости из мира робототехники, компьютерной техники, it-технологий, CRM-систем, искусственного интеллекта, разработки беспилотников, персональных гаджетов и цифровизации услуг.

Ключевые события общественной жизни и скандальные истории из жизни российских звезд на сайте ИА «Экспресс-Новости». «Экспресс-Новости» поведает вам о резонансных историях из жизни популярных артистов, музыкантов и общественных деятелей. Свежие новости по темам: образование, права человека, здоровье, дом, семья, светская жизнь, жкх, религия, транспорт, социализация инвалидов, шоу-бизнес, миграционная политика и экология. В рубрике «новости общества» публикуются удивительные истории из жизни людей и необычных судьбах.

Футбол, хоккей, баскетбол, гольф, фигурное катание, керлинг, бейсбол, шахматы, борьба, бокс, водное поло, синхронное плавание и киберспорт. Все интересные события в наиболее популярных спортивных дисциплинах находят отражения в новостных материалах на сайте «Экспресс-Новости».

Все наверное слышали о том, что самолёт "Аэрофлота" тряхануло при подлёте к Бангкоку так, что 27 пассажиров получили травмы . Лётчик Лёха подробно расписал что это за явление "турбулентность ясного неба". А ещё о том, что воздушных ям не существует и почему не стоит бояться турбулентности. Тем, кто страдает аэрофобией будет очень полезно почитать.

Оригинал взят у letchikleha в Турбулентность ясного неба.

Очередная страшилка от СМИ потрясла страну.
"Свалился самолет" "Жуткая воздушная яма" "В шаге от смерти"
Подобные заголовки, в течении последних трех дней, не сходят с главных печатных страниц, ТВ экранов и новостных лент интернета.
"Чем хуже и страшнее - тем лучше!" Этот лозунг, видимо, встал во главу угла всех рейтинговых каналов и изданий. Только ленивый не обсосал эту новость с ужасающими подробностями.
Бороться с подобным - бесполезно.

Есть очень классная песенка из детского кинофильма Буратино, которой "сто лет - в обед", но она очень точно отражает сегодняшнюю действительность:
"...Покуда есть на свете дураки,
Обманом жить нам, стало быть, с руки.
Какое небо голубое,
Мы не сторонники разбоя:
На дурака не нужен нож, Ему с три короба наврешь -
И делай с ним, что хошь!"

Я никогда не даю никаких комментариев СМИ по поводу авиационных происшествий и событий по одной простой причине, они практически всегда извращают смысл сказанного и перекраивают на свой лад, в угоду своих, либо чьих-то еще интересов, полученную информацию.(проверено) Поэтому я лучше здесь попытаюсь объяснить, что такое "Турбулентность ясного неба", опасно ли это и как себя вести в самолете.
Наболело.
Итак
Воздушный транспорт, как и любой другой (железнодорожный, морской, автодорожный, конный, телепортационный...), является субъектом повышенной опасности, повышенного риска, как для своих пассажиров и водителей, так и для сторонних участников движения. Не буду сейчас касаться всего остального, кроме неба (разговор идет о полетах).
Об атмосфере планеты известно очень многое. Конечно далеко не все, но все же достаточно для того, чтобы по возможности, максимально безопасно в ней передвигаться. (не абсолютно безопасно, а максимально возможно!)
Известно, что атмосфера состоит из газа (кислород там всякий, азот, углекислый газ и прочие газы) За состав отвечает химия, за свойства физика. В данный момент нас интересуют именно свойства атмосферы.
Многие годы, умные люди наблюдали за атмосферой, делали статистические записи, придумывали и проводили опыты, пытались предсказать погоду и разобраться, почему летом идет дождь, а зимой снег. Все это привело к появлению отдельной науки - МЕТЕОРОЛОГИИ.(научно-прикладной области знаний о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах.) Нужно сказать, что наука эта шагнула довольно далеко и многие вещи, и процессы происходящие в планетарной газовой оболочке, стали очень хорошо понятны и предсказуемы.
Для авиации, знание о небе самое главное из знаний! Невозможно создать самолет (воздушный шар, дирижабль, экраноплан, атмосферолет...) не понимая того, что с ним происходит в воздухе и какое влияние этот самый воздух оказывает на инородный предмет, оказавшийся в его среде. А поэтому, все небесные колесницы, рассчитывают и строят так, чтобы обеспечить их совместимость и интегрированность в небо, согласно задач, целей и функций, предстоящих выполнять этим летательным аппаратам в полете. Именно из-за этого пассажирский лайнер не похож на боевой истребитель, а воздушный шар на воздушного змея. Так как же и что влияет на полет?
Основными параметрами неба являются: Температура, давление, влажность. Это те самые три кита, на которых держится вся остальная кухня атмосферы. Все эти параметры постоянно меняются, что приводит к различным процессам в воздухе, которые напрямую оказывают влияние на воздухоплавание. (ветер, давление, циклоны и анти циклоны. Ураганы, Тайфуны, дожди, снегопады, морозы, засухи и т.п.)
Я вам открою страшную тайну, принцип полета самолета держится на разности давления воздуха под крылом и над крылом. В принцип полета воздушного шара заложена разница температуры воздуха внутри шара и снаружи. Дирижабль держится в воздухе потому, что газ внутри баллона отличается от атмосферного и он легче, чем воздух вокруг. Змей летает, потому, что дует ветер и его держит веревка! Как только вы уберете эти принципы из уравнения полета вашего небесного агрегата, он тут же брякнется на землю! (силу тяготения еще никто не отменял! С телепортацией и антигравитацией немного сложнее, но тоже все объяснимо, но об этом в следующий раз)

Вы прослушали (прочитали) размытую вводную часть о "Турбулентности ясного неба". Перейдем к конкретике.

Атмосфера неоднородна и поэтому, любое воздушное судно находящееся в ней подвержено её влиянию. Болтать (трясти) может всегда и везде, вне зависимости от высоты полета, местности над которой пролетаем, наличия облаков, ветра, времени суток. Есть явные зоны и признаки неба, когда с вероятностью в 146% самолет будет трясти.
Первое. Это прежде всего облака.
Облака это тот же самый воздух, но чрезвычайно насыщенный водой. Это значит, что плотность облака значительно выше, чем плотность окружающего его газа.Там другая температура и давление. Это в свою очередь приводит к нестабильности воздушных масс вблизи и внутри самих облаков. Чем мощнее облако, тем мощнее и разнообразнее процессы происходящие внутри и рядом.
Прежде всего это направление и сила воздушных потоков. Вверх. вниз, вбок. Скорости порывов и течений достигают колоссальных значений. Восходящие и нисходящие потоки устремляют огромную массу воздуха в различные стороны. Самолет, попавший в такую кашу-малашу, будет кидать как щепку в бурном селевом потоке. (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. )
Опасность в больших, грозовых облаках совсем с другой стороны исходит. Там, внутри, не все так гладко и ровно. Там воздух превращается в воду и лед, а лед это уже серьезно. Кроме опасности повреждения корпуса самолета градом,(расколотит в дребезги, как здрасьте!) есть опасность сильного обледенения. Скорость нарастания льда на несущих поверхностях воздушного судна - космическая! Обледенение для самолета, это все равно, что к маленькому рыболовному поплавку привязать кирпич! Если говорить проще, то это превратит летательный аппарат в кусок льда. Не нужно наступать на хвост спящей змее и если есть возможность, то лучше её обойти, чем наступить. Мы всегда обходим грозовые облака и никогда не испытываем судьбу. (но если все же попал туда, а так иногда случается, то это вовсе не значит, что все, пипец, приплыли! Просто нужно как можно быстрее покинуть недружелюбную область. Этому учат, и мы знаем как это делать. И еще раз: Болтанка, это самое невинное, чем грозит гроза!)
Следующее место, где всегда трясет это горы.
При полетах над горной местностью, турбулентность (нестабильность) атмосферы всегда повышена. Связано это с вертикальным и горизонтальным изменением направления ветра. Ну тут все просто. Ветер дул себе прямо и дул. Бац! Гора на пути! Ветер стал загибаться вверх и в бок. Воздушный поток закручивается и завихряется, и поднимается вверх, возмущая спокойную атмосферу.
Знаете в чем разница между цунами и просто здоровенной волной? Высота волны цунами может быть и не очень большой, но масса воды, которую несет в себе цунами и которая следует за этой невысокой волной такова, что имеет астронамический размер. Волна в 2 метра высотой оказывается чуть ли не бесконечной! Она идет и идет, и сносит все на своем пути. В то же время, просто огромная волна, даже в 10 метров, не наносит никакого особого ущерба, так, как нахлынула и закончилась. Так и с воздушными потоками в горах. Ветер дует и дует, загибается и загибается, и устремляется ввысь. Весь этот газовый микс поднимается высоко над горами и трясет самолет. (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Далее.
Береговая черта.
Там, где море заканчивается и начинается материк, вероятность болтанки очень велика. Дело в том, что прогрев земли и воды не одинаков, (помним, что одним из основных показателей атмосферы есть температура) воздух тоже прогревается не одинаково и вот на этом стыке холодного и горячего возникают "депрессии" (есть такое понятие в метеорологии, об этом вы сами можете почитать подробнее, если заинтересуетесь. Материала в сети много.), что приводит в свою очередь к возникновению вертикальных и горизонтальных потоков. Нужно понимать, что потоки эти не просто потоки похожие на ручейки или даже реки, но невообразимых размеров массы воздуха! Миллионы, миллиарды тон возмущенного газа! (Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Где еще может тряхануть?
Наверное многие из вас испытывали на себе, весь полет проходил спокойно, а при снижении и заходе на посадку, почти у самой земли, начинает кидать? Все верно! Это называется термические потоки (или "термики"). С этим явлением очень хорошо знакомы планеристы. Природа этой турбулентности, та же самая, неравномерный прогрев...
Ну а теперь самое сладкое: "Турбулентность этого самого, ясного неба"
Можете верить, а можете нет, но это факт (как и то, что земля круглая. Сам видел!) в небе существуют свои реки, речушки, ручейки. Только размеры этих рек и речушек чудовищны! Тысячи километров в длину, десятки в высоту и сотни в ширину. Скорость потока в этих течениях может достигать пол тысячи километров в час! (Как-то видел и испытывал на себе ветер скорость которого была 400 км в час над морем Баффина (это между Гренландией и Канадой)) И вот теперь представьте себе, вы катитесь на велосипеде по дорожке между жилыми кварталами, насвистываете любимую мелодию, ни о чем не подозреваете и вдруг дома заканчиваются, а вы на скорости выскакиваете за угол, а там шквальный ветер! Что вы почувствуете? То-то и оно!
Если вы знаете, что за углом будет ветер (а это можно часто определить визуально по несущейся из-за угла пыли, листве, мусору), то конечно примете меры. Или не покатитесь туда, объедете, или будете готовы к удару ветра!
Так и с "Турбулентностью ясного неба". Сие явление давным давно известно и легко объяснимо и оно, увы, не редкость! Даже существуют признаки и места, где можно с большой вероятностью на него нарваться, но они слишком непредсказуемы.
Где же можно с наибольшей вероятностью столкнуться с этим феноменом?
Как правило, это граница воздушного течения на входе и выходе в поток и из него. Но вся беда в том, что увидеть современным радаром этот поток практически невозможно, а вот почувствовать его влияние на себе - даже очень. Если с облаками и осадками все просто, то с направлением и силой ветра-проблема. Существуют метеокарты, которые выпускаются специальными бюро постоянно, с определенной периодичностью. В них указывается направление и скорость ветра по высотам, указываются зоны с повышенной вероятностью турбулентности, но все это очень и очень приблизительно, так, как атмосфера слишком не стабильна и указать точную точку с координатами на карте, где возникнет сильная болтанка и в какое время - просто не реально. Примерная область и период времени - да, конкретное место и время - нет! Статистика говорит о том, что наиболее часто, самолеты попадают в подобный переплет над океанами и при полетах вблизи экваториальной областью земли. Попадают там, где зарождаются циклоны и где температурные изменения очень скоротечны и значительны. Можно ли как-то спрогнозировать и избежать попадания в эти области? Практически нет. (ну или перестать летать) Нужно понимать, что никаких "Воздушных ям" не существует на самом деле. Воздушный поток неразрывен! Есть области в небе (возникают и исчезают) где несколько фаз физического состояния атмосферы сходятся в одно время и в одном месте. Например мощный восходящий или нисходящий поток вдруг пересекается с границей воздушного течения и тут возникает "жопа с ручкой". Но она скоротечна и изменчива эта бяка, так, как поток через десять секунд сместится, а восходящий порыв исчезнет.
Можно долго перечислять места и причины возникновения болтанки, но обычному пассажиру это как-то не очень интересно, потому, что он платит деньги за то, что хочет переместиться из пункта "А" в пункт "Я" быстро, безопасно и комфортно. И он имеет на это право! Но все же нужно знать, что может его, моего любимого пассажира, ожидать. "Предупрежден, значит вооружен!"
Так. А, что же самолет? Как он переносит эти потрясения?
А самолет для того и сделан, чтобы жить в этой небесной карусели. Самолету значительно легче и безопаснее в небе, чем на земле! Не верите? Смотрите:
В-777 весит 350 тонн! (ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ ТОНН КАРЛ!) Из этого веса 140 тонн жидкого топлива, которое заполняет баки и колышется там внутри баков - буль-буль. Тяжеленные двигатели, которые могут сдвинуть своей струей танк весом в 50 тонн!(каждый двигатель!) висят под крылом и крепятся всего тремя болтами. Сам фюзеляж с креслами, чемоданами, пассажирами, курицей и пивом. Крылья, залитые под самые гланды топливом. Все это хозяйство стоит на земле, всего на трех худеньких опорах - шасси и земля -матушка все это к себе притягивает с силой 350 тысяч килограмм! (возьмите стеклянный шар и поставьте его на острие иглы и надавите на него сверху. Каково?) А,что происходит, когда самолет летит? А происходит то, что всю эту тяжеленную хрень, начинает держать воздух! Каждый миллиметр, каждый атом железного монстра, воздух с нежностью обтекает и поддерживает! Крылья, стабилизатор, фюзеляж, все это мягко лежит на воздушном потоке! Так где самолету легче?
А? Что? Крылья машут? Ха! Так они и должны махать!
Вот ради интереса, возьмите хороший, качественный, графитовый, современный спиннинг и попробуйте, не привязывая к нему приманки, им махать, что есть дури. Сломаете? Думаю вряд ли, запаритесь махать! (сам рыбак, знаю о чем говорю)
Самолет сродни стеклянному шару, который бросили в бурный весенний поток. (я не зря упомянул про острие иглы и стеклянный шар) Что будет с таким шаром, если на его пути не будет всяких камней и других шаров? Ну ровным счетом ничего! Шар будет весело скакать по волнам повизгивая от удовольствия.
А вот теперь самое СТРАШНОЕ!
Посадите в этот скачущий, по волнам безмятежного счастья, стеклянный шар мышей... Представляете что будут испытывать бедные мыши?
Эпилог
(Но мы же знаем, что "Танк блоху не задавит!" Самому самолету, в принципе, очень даже по барабану, куда его там кидает и швыряет, потому, что он находится в самом потоке и намертво с ним связан. Самолет становится частью этого потока! )
Дорогие мои пассажиры, мир сложен и не всегда дружелюбен, но мир справедлив и благосклонен к тому, кто играет по его правилам.
Не переходите дорогу на красный свет. Обходите трамвай спереди, не ходите под карнизом, где капают сосульки, надевайте спасательный жилет находясь в лодке, не пейте настойку боярышника за три рубля, не хватайтесь за оголенные провода, пристегивайтесь сидя в самолете...
НЕ СТОЙ ПОД СТРЕЛОЙ!
Удачи вам и хорошего весеннего настроения...
Ваш Летчик Леха.

05.07.2018, 12:50

Турбулентность при ясном небе - самая неприятная и нежелательная разновидность вихревых заносов, которые возникают неожиданно в безоблачном пространстве с отличной видимостью. Самолет попадает между воздушными потоками, которые очень сильно различаются по направлению и скорости движения, температуре и плотности. В этот момент он как будто проваливается в яму, его начинает трясти. Последствия такой могут быть разными от травм пассажиров до крушения воздушного судна.

Данный вид турбулентности очень сложно обнаружить заранее - как визуально, так и с помощью радара, лидара, потому как область низкого давления среди ясного неба увидеть невозможно. Однако в мае 2018 года российские ученые заявили, что научились предсказывать турбулентность при ясном небе, используя специальное устройство, следящее за изменением Мюонов.

Когда заряженные частицы попадают в атмосферу, они взаимодействуют с атомами азота и кислорода, в результате чего получаются мюоны. Каждую минуту на квадратный метр земли их падает в среднем 120. Мюоны, проходя через атмосферу, теряют свою энергию, и потери эти зависят от плотности атмосферы. Если на пути встречается пустота или область низкого давления, мюоны теряют меньшее количество энергии, что сразу же будет зафиксировано. Таким образом, по характеру изменений мюонного потока можно отслеживать, описывать и предсказывать атмосферные процессы.

Чтобы засечь эти частицы, ученые построили специальный прибор гигантских размеров, который называется «Мюонный годоскоп» или «Ураган». Установка представляет собой детекторы большой площади (порядка 11 квадратных метров), которые каждую секунду регистрируют примерно две тысячи мюонов. Таких модулей восемь, находятся они друг над другом, от чего установка немного напоминает слоеный пирог.

Восемь регистрирующих плоскостей установки формируют картинку, подобно рентгеновскому снимку, который позволяют сказать, с какой стороны прилетела частица в режиме реального времени. Поэтому одного комплекса хватает, чтобы видеть небо в радиусе сотен километров и прогнозировать не только зоны, где может возникнуть турбулентность ясного неба, но и такие стихийные бедствия, как снегопады, бури, торнадо и ураганы, причем за несколько часов до их проявления, когда все остальные методы ещё бессильны.

Сегодня ученые тесно сотрудничают с метеослужбами, сопоставляют свои прогнозы, включая те, что получены традиционными способами. Это нужно, чтобы подтвердить точность метода, после чего мюонная диагностика может официально поступить на службу метеорологам. От ураганов, торнадо и турбулентности мы не избавимся, по крайней мере «предупрежден, значит вооружен». Благодаря точным прогнозам можно перестроить траекторию полета самолета и подготовиться к стихийным бедствиям, а это значит, избежать плачевных последствий.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook