Культурное развитие греческих городов государств в крыму. Греческие города- государство в крыму. Развитие историческое мышления

Первым цивилизованным народом, поселившимся на крымских землях были древние греки, или эллины. Именно этот народ внес такой вклад в развитие всей человеческой цивилизации, который невозможно переоценить. Огромно влияние древних греков и на развитие нашего полуострова.

Основной причиной переселения этого народа на территории Северного Причерноморья был поиск малоимущими гражданами условий для нормальной жизни. Метрополия была перенаселена, продуктов и земли всем свободным гражданам уже не хватало, что и вызвало к жизни такое явление, как массовая колонизация. Это движение относится к 7-6 векам до нашей эры - эпохе архаики в истории Древней Греции. Первые две волны колонизации коснулись земель, близлежащих к Греции. Колонизаторы третьей волны переплыли Понт Эвксинский (древнегреческое название Чёрного моря, в переводе - "Гостеприимное море") и обнаружили плодородные земли, обилие зверей, птиц, рыбы. Будучи мореходами, греки-переселенцы оценили местные гавани и бухты.

Первыми переселенцами, сумевшими создать на территории Крыма свои колонии были греки-ионийцы и греки-дорийцы. Именно они через некоторое время, объединив вокруг себя другие колонии, создали два государства - Боспор Киммерийский и Херсонес Таврический.

Первым же городом, который основали эллины в Крыму, был Пантикапей - нынешняя Керчь. Появление этого города относят к рубежу 7-6 веков до нашей эры. Чуть позже, в 6 веке до нашей эры, возводится Феодосия, на крымском побережье Керченского пролива появляются аграрные городки Тиритака, Парфений, Порфмий, Мирмекий. Основными жителями этих эллинистических поселений были жители западного побережья Малой Азии (в основном из ионийского города Милета) и городов Эгейского моря.

Очень быстро колонисты налаживают свою хозяйственную жизнь: развиваются земледелие, скотоводство, рыболовство и охота; зарождаются различные ремесла - строительное, ювелирное, металлообрабатывающее, ткацкое, керамическое; появление излишков продуктов и товаров позволяет завязать торговлю с метрополией и натуральный обмен с соседними племенами. Уже в середине VI века до нашей эры чеканится своя монета в Пантикапее, чуть позже - в других городах.

Постепенно колонии, увеличиваясь территориально и по числу жителей, становятся городами и превращаются в небольшие государства полисы. Их центрами на востоке Крыма стали Пантикапей, Феодосия и Нимфей.

Угроза нападения со стороны варварских племен, экономические интересы стали причиной объединения большинства городов Керченского пролива. Новое государство, возникшее в результате такого объединения, назвали Боспор Киммерийский. Первое упоминание об этом государстве принадлежит греческому историку Диодору Сицилийскому, называвшему время его рождения - около 480 г. до н.э. Государство это не только расширяется, но и становится этнически разнородным: кроме греков, его населяют скифы, тавры, а с другой стороны Керченского пролива - синды и меоты.

--

Все, чего достигли греки на своей исторической родине, находит широкое применение и в Крыму. Градостроительство, архитектура, живопись, философия, образование, законотворчество, медицина, литература, театр, спорт, высокий уровень развития сельского хозяйства и ремесёл - все это находит благодатную почву на крымской земле для применения и распространения. Скорее всего, в состав Боспора Киммерийского входило и поселение, располагавшееся на месте нынешнего Старого Крыма. Многочисленные археологические находки эллинистического происхождения, пантикапейские монеты подтверждают это предположение.

В конце IV века уже нашей эры, после нашествия гуннов, Боспор нужден был признать их верховенство, а в VI веке наследница павшей Римской империи - Византия - подчинила эти земли себе.

В юго-западной части Крыма располагалось другое эллинистическое государство - Херсонес Таврический. Его центром был Херсонес (ныне Севастополь), который основали во второй половине V века до н.э. колонисты из Гераклеи Понтийской - дорийского города на южном побережье Черного моря. Постоянная угроза нападения со стороны соседних тавров вынудила переселенцев быстро превратить Херсонес в город-крепость. Общественно-хозяйственное развитие херсонесцев происходит по сценарию, очень похожему на развитие их земляков, освоивших крымские земли чуть раньше, - на боспорцев. Непродолжительное время Херсонес был даже под боспорским протекторатом. Во 2-3 веках нашей эры Херсонес стал центром римской военной оккупации в Крыму. От гуннов город не пострадал, так как находился вне их завоевательных маршрутов. В конце V века Херсонес становится частью Восточной Римской империи.

Почти одновременно с появлением скифов в степях Северного Причерноморья, в VII в. до н. э. начинается колонизация греками восточного и южного побережья Крыма, западного и северо-западного побережья Азовского моря и некоторых регионов Северного Причерноморья в основном вдоль Днепро-Бугских лиманов.

Меотида, так называли древние греки Азовское море и Понт Евксинский (Черное море) привлекали их богатством рыбы, мягким климатом и удобными бухтами для стояния кораблей.

По-видимому, не всем грекам хорошо жилось на своей родине. Одних притесняли богатые и знатные землевладельцы; другим мешали заниматься ремеслами и торговать своей продукцией; третьи - были замешаны в мятежах и в выступлениях против своих хозяев, крестьяне страдали от малоземелья, поэтому им нужно было искать убежища за пределами родины, в отдаленных краях, и они подались в Крым, Северное Причерноморье.

Метрополией первых греческих колонистов Крыма был Милет, который сам являлся греческой колонией на берегу Черного моря в Малой Азии. Затем стали поступать переселенцы из других малоазиатских городов - Гераклей, Меота и Теоса. А еще позднее власти метрополии стали высылать сюда своих провинившихся граждан из Атены и других греческих городов.

Первоначально греки основывали небольшие прибрежные поселения, типа факторий, и занимались торгово-обменными делами с местным населением, привлекая их яркими тканями, неизвестными предметами, женскими украшениями.

Вряд ли местное население встречало их восторженно. Первым колонистам в Крыму пришлось встретиться с таврами, которые заселяли в то время прибрежную полосу. Многие тавры почувствовали грозившую им опасность и не хотели добровольно расставаться со своей землей, поэтому встречи первых колонизаторов иногда оканчивались трагически. Поэтому, обживая морское побережье Крыма и Северного Причерноморья, греки на первых порах, в целях безопасности и предупреждения излишних столкновений с местным населением, не удалялись далеко от морского берега. Кроме того, чтобы заинтересовать аборигенов, прибегали к хитрости, на первом этапе торговлю вели с некоторой выгодой для них, чем усыпляли их бдительность и завоевывали доверие.

Торговый обмен постепенно разрастался, местное население привыкало к прибывшим из-за моря торговцам, и, не видя опасности, стали спокойно относиться к их поселениям.

На протяжении столетий эти маленькие поселения с причалами для небольших купеческих кораблей стали разрастаться в более крупные и со временем из них образовались могущественные города-крепости. Они обосновывались по преимуществу в устьях больших рек или в удобных морских бухтах. В разное время на протяжении столетий возникли такие крупные города-колонии: в устье Буга - Ольвия, в устье Днестра - Тира, в устье Дона - Танапе, а на месте современной Керчи - Пантикопей, напротив Пантикапея через пролив на Таманском полуострове - Фанагория. Почти одновременно с Пантикапеем на восточном побережье Крыма - Феодосия, несколько позднее Мирмекия, Мимфей, Нимфей, Таритака, Кимерик и еще ряд более мелких городов.

На западе Крыма возникает Херсонес, недалеко от современной Евпатории - Киркинитада, ставшая на западе Крыма перевалочной торговой базой с метрополией.

Все эти города стали основными греческими колониями и центрами торговли, развития ремесел и распространения античной культуры.

Каждый из них возник в разное время и каждый по-своему вошел в историю.

Пантикапей, Феодосия, Ольвия возникли в VI в. до н.э., Керкинитида (Евпатория) - на стыке VI и V вв. Основание этих городов относится к периоду, когда греки-купцы из Милета стали активно осваивать побережье Крыма и Северного Причерноморья. Разрастаясь, эти города превратились в города-полисы , и их отношения с метрополией стали складываться, как партнерские, и они становились менее зависимыми от нее.

ПАНТИКАПЕИ - основан греками, выходцами из Милета, самого крупного в то время города Малой Азии. Считают, что Пантикапей имел еще и предысторию. На это указывает даже название города, оно совсем не греческого происхождения. Предполагают, что на одном из древних местных говоров оно означает «рыбный путь». Под именем «Пантикапей» город был известен еще двадцать шесть столетий назад, но как небольшое поселение существовал значительно раньше. Теперь на его месте стоит город Керчь. До этого, в зависимости от того, под чьей властью он был, назывался Боспором, Черкио, Корчев, Черзети.

За свое существование этот город был посреднической перевалочной базой между Скифией и Грецией, центром международной торговли в акватории восточного побережья Крыма, крепостью, которая сдерживала и отражала натиск кочевников, был столицей Боспорского царства или же просто захудалым провинциальным городишкой.

Но всегда при этом он оставался центром Керченского полуострова и все, что бы ни происходило на этом полуострове, было связано с этим городом.

ФЕОДОСИЯ. О начале города имеется несколько различных предположений, большинство из них похожи на легенды. Одна из них рассказывает: в VI в. до н.э. плыли на кораблях милетские купцы к берегам Крыма. В море их застал сильный шторм и тяжелые, груженные товаром корабли ветром кидало, как щепки. Отчаявшиеся купцы потеряли всякие надежды на спасение и приготовились к гибели, и вдруг, корабли забросило в уютную солнечную бухту, где не было никакого шторма, а на высоком берегу белели домики небольшого селения. Не веря своему спасению, радостные купцы воздали руки к небу и закричали: «О, Феодосия!», что в переводе с греческого означало: «О, богом данная!» Этот восторженный выкрик так и остался новым названием маленького села на высоком берегу, которое ранее называлось Ардавдой .

Высадившиеся купцы основали тут свою колонию, назвав ее Феодосией. Удобное расположение города на берегу спасительной бухты, на оживленном торговом пути быстро выдвинуло Феодосию в число крупных портов мира. Город своим величием и роскошью стал соперничать с лучшими античными городами мира.

По свидетельству Страбона, порт мог принять до 100 судов. Только пшеницы вывозилось через этот порт ежегодно до 22500 тонн.

КЕРКИНИТИДА - это город древних греков-колонизаторов, был основан ими на территории удобной бухты, на западе Крымского полуострова, поэтому вскоре после его основания он стал перевалочной торговой базой греческих купцов с метрополией.

На западной окраине города Евпатории, вблизи детского санатория «Чайка» сохранились остатки древнего городища, основанного греками. Считают, что в конце VI - начале V вв. до н.э. во времена греческой колонизации западного побережья Крыма на этом месте возник античный город Керкинитида. Он стал крупным портом, торговавшим с Афинами, Синопом, Родосом и крымскими городами Херсонесом Пантикапеем. Первые письменные сообщения о нем принадлежат Гекатею Милетскому , затем о них упоминают Геродот, Птоломей, Арриан .

На территории городища археологами обнаружены уникальные произведения древних мастеров - бронзовая скульптура амазонки и барельеф Геракла, говорящие о высокой культуре древних жителей Керкинитиды. В IV в. до н.э. город вошел в состав сельскохозяйственной хоры (округа) античного Херсонеса.

ОЛЬВИЯ была заложена на берегу Днепро-Бугского лимана. Археологами найдены ее остатки у села Парутино, к югу от города Николаева.

При раскопках всех вышеперечисленных городов найдены остатки жилых кварталов, оборонительных стен, башен, ворот, погребений, много предметов быта и женских украшений. Кроме этого, при раскопках Ольвии обнаружены остатки храмов, мастерских ремесленников, остатки бань и агора .

КИММЕРИК - основан также в V в. до н.э. на южном берегу Керченского пролива, назван в честь Боспора Киммерийского. Являлся связующим портом с Таманским полуостровом Кавказа. Найдены остатки оборонительных стен, домов, хозяйственных сооружений.

ТАНАИС - заложен в первой четверти III в. до н. э. в устье реки Дон. Это подтверждается раскопками Недвиговского городища Нижне-Донской археологической экспедицией УССР. Найдено много амфор, глиняных сосудов для вина и зерна, кровельной черепицы с клеймами мастеров. Эти находки позволяют сделать вывод об экономической и торговой связи Танаиса с городами Боспорского царства и метрополией.

Потомки основателей этих городов, современные греки, могут гордиться мужеством и самоотверженностью своих предков, которые основали новые земли - побережья Крыма и Северного Причерноморья, приближая их к культуре древней Эллады, стоявшей в те времена на высоком уровне мировой цивилизации. При колонизации они были более гуманны и терпимы к местному населению, по сравнению с другими завоевателями.

Эллинская цивилизация распространялась не только среди подвластных, но и соседних с ними народов и, прежде всего, среди скифов.

С первых лет после обоснования греческих купцов греков-первооткрывателей в Крыму и Северном Причерноморье, они сразу же стали вступать в торговые контакты с ранними скифами, появившимися с Востока. Первоначально они относились к скифам высокомерно, считая их «варварами», вкладывая в это слово понятие, означающее - «человек с непонятной речью». Причем, к «варварам» греки относили всех, кто не говорил на их языке и вел образ жизни, менее культурный, по их мнению, чем они.

Но проходили века и отношение к скифам изменилось, еще и потому, что многие из них восприняли от греков полезное и что они считали для себя «культурным», обогатив, таким образом, свою жизнь образцами греческой культуры, подняв тем самым свой рейтинг в лице греков. К тому же, торговать с ними было выгодно, посредничая с разоренными войнами Афинами.

По дешевой цене у них приобретали зерно, шкуры животных, шерсть, мед, рыбу, лес, в метрополию же продавали дороже. Скифам же продавали красивое оружие, различные предметы бытового назначения, предметы для украшения скифских жилищ, расписные вазы, виноградное вино, оливковое масло - и многое другое, без чего скифы, вступив на ступень более высокой культуры, не могли уже обходиться, купленные в Греции намного дешевле.

Войдя в более тесный контакт со скифами, греческие купцы стали проникать со своими товарами далеко на север, охватывая земли современной Киевщины, Полтавщины и Харьковщины. Например, на Лубянщине найдены остатки греческих храмов: Диониса, Аполлона, Артемиды, что указывает на то, что в этих краях было уже немало греческих колонистов.

При археологических раскопках в Скифии остатков городищ и могильников находят монеты греческих причерноморских городов, греческую расписную посуду для зерна, вина и масла, предметы украшения, сделанные греческими мастерами. Это указывает на то, что народы, жившие здесь, приобретая товары у греков, набирались у них культуры, учились искусству греческих мастеров, различным ремеслам. Некоторые племена полностью переходили на их обычаи, принимали их религиозные верования.

Все греческие города-колонии были построены по образцу и как бы по традиции метрополии. Они представляли из себя некрупные по площади, компактные города-полисы (города-государства). Это были своего рода маленькие самостоятельные республики с центром в городе и возделанными полями вокруг, которые обеспечивали город продовольствием. В этом сказывается греческая особенность, выражавшаяся в нелюбви к большим царствам и империям.

Каждый город-полис жил сам по себе, но в случаях, когда им угрожала серьезная опасность извне, они объединялись для совместного отражения врага.

Боспорское царство

Временные объединения городов-колоний не раз обеспечивали им победы над сильным и коварным врагом, но жизнь предсказывала необходимость более тесного сплочения и объединения отдельных городов в единое царство.

В 480 г до н.э. по инициативе правящей верхушки Пантикапея возникло крупное рабовладельческое государство, названное по имени пролива Боспора Киммерийского - Боспорским царством. Названо оно было так потому, что под властью образованного государства оказались земли по обоим берегам этого пролива.

Из меотских племен самым крупным были синды, расселявшиеся на северо-восточном побережье Черного моря и Таманского полуострова. В V -IV вв. до н.э. оно создало самостоятельное государство Синдику, в состав которого вошли также племена дандарии и досхи.

Однако государство Синдика просуществовало недолго, при образовании Боспорского царства оно вошло в его состав.

Греческие города, объединившись в единое государство, могли уже противостоять внешним, более сильным врагам - племенам диких кочевников и скифам, наседавшим с востока и севера, и в какой-то степени, диктовать им свои условия.

Первые правители Боспорского царства были из династии Археанактидов, которые были у власти с 480 по 438 гг. до н.э. Первоначально правители, в подражание Афинам, носили республиканский титул - архонта , а позднее стали называть себя царями. О правлении этой династии и ее царях мало что известно, кроме того, что они были создателями Боспорского царства с рабовладельческой формой правления.

В 438 г. до н.э., в результате государственного переворота, к власти пришла династия Спартокидов, первым царем от которой был Спарток I, организатор переворота.

Династия Спартокидов была фракийского происхождения, из местной эллизированной знати, но выходцев из Фракии. Спарток I, став царем, создал царскую гвардию, укомплектованную в основном из фракийцев.

Наиболее видными государственными деятелями этой династии, которые именовали себя царями, имена которых сохранила история, кроме Спартока I (438-433 гг. до н.э.), были Сатир, Левкон I (399-369 гг. до н.э.), Перисад І, Персид I и воцарившийся на престоле в результате усобицы его сын Эвмел.

Жизнь на самом краю античного мира была для Боспорского царства по-прежнему напряженной, беспокойной и проходила в постоянной борьбе с воинственными кочевниками скифами, осевшими в Крыму и таврами. Особенно эта напряженность усилилась после того, как в Северном Причерноморье появились сарматы, которые потеснили скифов и стали непосредственно угрожать Боспорскому царству. Поэтому, объединившись в единое государство, им легче было организовать оборону: строить оборонительные сооружения, возводить стены, валы, рвы, содержать воинские гарнизоны.

Объединение различных этнических групп в единое государство способствовало их культурному и экономическому сближению, послужило толчком к развитию на более высоком уровне ремесленного производства в городах, земледелия и животноводства в сельской местности, увеличило объемы торговли с соседями, дальними странами, в том числе и с метрополией.

Наступил активный период этнического и культурного сближения Боспорского царства. Особенно это сближение отмечалось между греками и скифами. Стали образовываться смешанные, так называемые эллино-скифские поселения.

Этот период в истории Боспорского царства хорошо подтверждается археологическими находками. Археологическое исследование Крыма началось вскоре после завоевания его Россией. Первые раскопки были произведены в Керчи в 1816-1817 годах, которые дали много новых сведений об истории Крыма и Северного Причерноморья. Затем последовали раскопки других древних городов и курганов Крыма. На основании этих находок, найденных при раскопках на месте древнего Пантикапея, Херсонеса, Ольвии и других городов Боспорского царства, можно судить о высокой культуре этого периода, а также о взаимосвязи народов Боспорского царства, их торговыми, экономическими и культурными взаимоотношениями с внешним миром.

Не менее важное открытие сделано при раскопках древнего Боспорского города Мимфея, южнее Керчи, в 1982 г. была обнаружена многоцветная штукатурка, обвалившаяся со стены одного из святилищ, построенного в первой половине III в. до н.э. На штукатурке, украшенной поперечными ярко-желтыми и красными полосами по центру, сохранились различные надписи, среди которых имеются пространные тексты, касающиеся богов Афродиты и Аполлона - покровителей морей. На фреске также много различных рисунков, на которых преобладают парусные корабли. Надписи отражают стороны частной и общественной жизни древнего Нимфея во время царствования Перисада II. Главное место на фреске занимает военный корабль - триера, судно с тремя ярусами весел, под названием «Изида», названное так, как видно в честь богини Изиды .

Есть основания предполагать, что корабль был дипломатическим судном, доставившим в Боспор египетских послов для обсуждения некоторых важных вопросов торговли между Египтом и Боспором и укрепления дружеских отношений с Боспорским царством.

При правлении царей из династии Спартокидов значительно расширились границы государства на восток и запад, укрепилось его политическое и международное положение, получили дальнейшее развитие ремесла, искусство, торговля. При них Боспорское царство содержало хорошо вооруженную и обученную армию. Было захвачено и покорено немало соседних городов и народов.

При Левконе I была присоединена Феодосия, которая имела удобное расположение на оживленном торговом пути, входила в то время в число крупных портов мира. В него заходили со своими товарами корабли не только греческих купцов, но и многих других, даже очень отдаленных стран. Роскошью и великолепием архитектуры Феодосия соперничала с лучшими городами античного мира. Все это привлекало внимание правителей Боспорского царства. Левкон I увидев в лице Феодосии серьезного соперника и опасного конкурента, решил положить этому конец. В 393 г. до н.э. он силой овладел процветающим полисом и присоединил его к своему государству.

При Спартокидах был создан большой и сильный военно-морской флот, с помощью которого Понт Эвксинский (Черное море) очистили от пиратов, нападавших на корабли, курсирующие между портами Боспорского царства и Элладой.

После этого Боспорское царство не только продолжило торговую традицию городов-полисов, но и активизировало торговый обмен с метрополией. Левкон I всячески поощрял эту торговлю, но особенно хлебом. Известен его указ, предписывающий в первую очередь грузить греческие суда и не облагать их пошлиной. Страбон свидетельствует: царь Левкон отправил в Афины 2100000 медимнов зерна (медимн равен 51,5 литрам). Кроме хлеба, в метрополию отправляли меха, шкуры животных, мед, воск, рыбу, домашних животных и дешевую рабочую силу - невольников, захваченных в боях с местными и соседними племенами.

В трудных для метрополии обстоятельствах Спартокиды помогали ей, но и сами при необходимости прибегали к ее помощи. Сложилась выгодная партнерская взаимопомощь.

При Спартокидах Боспорское царство достигло большого расцвета и могущества, особенно его столица Пантикапей. Имея тесные связи с метрополией и другими городами и государствами античного мира, он не уступал им в красоте и архитектурном оформлении. Центром города была гора высотой 90 м, позднее названная горой Митридата в честь покойного царя Митридата VI. Вокруг этой горы расстроился город. Как и в настоящее время, гора опоясывалась улицами - террасами с подпорными стенами-крепидами. На вершине, обнесенной мощными стенами, стоял Акрополь - верхний город. На северном склоне было выстроено здание для городских властей - Пританей. Пантикапей имел хороший водопровод и канализацию. Фактически, в то время Пантикапей стал политическим и экономическим центром Крыма и Северного Причерноморья.

О культурном расцвете Пантикапея говорят находки при археологических исследованиях. На фресках Стасовского склепа (так его назвали археологи) на северном склоне горы изображены батальные сцены, показывающие сражения боспорцев с таврами и сарматами.

Особый интерес представляет фреска знаменитого склепа Деметры, богини земледелия и плодородия эллинского мира. Это выдающийся памятник живописи той эпохи. Он сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Достигнув апогея в развитии военного могущества, у боспорских правителей стали появляться честолюбивые замыслы: объединить под своей властью все причерноморские народы.

Но этому не суждено было сбыться. Прежде всего, потому что города, вошедшие в состав Боспорского царства, оставались по-прежнему полисами (городами-государствами). Они признавали центральную власть Пантикапея, но сохраняли свое самоуправление и даже административно-хозяйственную обособленность. Правители этих городов не были склонны участвовать в военных авантюрах царей. В этом смысле Боспорское царство являлось больше союзом обособленных городов, чем монархическим государством.

Боспорские цари добились военного могущества, но не смогли добиться политического единства городов-полисов, а такой город, как Херсонес, совершенно обособился от них в самостоятельную республику.

Это было первым и главным препятствием для осуществления захватнических планов Спартокидов.

Вторым препятствием являлось то, что над Боспорским царством висела постоянная угроза вторжения со стороны сарматов, захвативших степи Северного Причерноморья и подошедших вплотную к Крыму.

Третьим препятствием было появление на южном берегу Черного моря и Малой Азии более сильного эллинского государства - Понтийского царства, у правителей которого были те же захватнические планы.

Ко всему этому надо добавить, что исполнению захватнических желаний Спартокидов мешали постоянные боевые стычки с таврами, скифами, образовавшими в степной части Крыма свое государство, и Херсонесом, который не хотел быть в подчинении Боспорского царства.

Агора - у древних греков - народное собрание, а так же площадь, где оно происходило. По сторонам агоры строились храмы, государственные здания, портики с торговыми лавками. (прим. автора)

Архонт - в древней Греции - высшее должностное лицо в Афинах. (прим. автора)

Изида - в древнегреческой мифологии - богиня неба, земли и ада - жена Овариса. (прим. автора)

История Крыма Март 20, 2014

Все города, которые вы видите на этой карте, были основаны древними греками в течение VI века до н.э. (за исключением Калос Лимена, приютившегося на крайнем западе полуострова).

В первой половине столетия греки-ионийцы освоили восточное побережье Таврики, а ближе к его концу началась колонизация западной и юго-западной частей полуострова.

Невольно задаешься вопросом: зачем греки это делали? Зачем они огромными массами переселялись из уютной и давно освоенной Эллады? Процесс расселения греков по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей получил название «Великой греческой колонизации».

И действительно, без слова «великий» тут не обойтись. Почти 200 лет эллины упорно осваивали новые пространства, основав за это время сотни городов. Они не боялись ни опасных морских переходов, ни стычек с местным населением, ни отрыва от привычной культурной и языковой среды.

Колонизация была очень трудным делом, но у греков не было другого выхода! Греция, хоть и живописная страна, но для жизни мало приспособлена: пахотных земель там очень немного, возделывать хлеб невероятно трудно, и расширяться некуда: кругом — горные кручи и море.

Поэтому, когда к VIII веку до н.э. население Греции достигло предельной численности, встал вопрос — как избежать перенаселения и неизбежных при этом смут. Выход нашли в организованном отселении части граждан на новые, неосвоенные земли.

Причем, выгоду из случившегося сумели извлечь все греки: и те, что уезжали, и те, кто оставался возделывать скудные поля и развивать ремесла на родине. Отправляясь на поиски новых земель, Эллины старались выбирать места, где можно было продуктивно заниматься сельским хозяйством. В первую очередь — выращивать хлеб.


Во вновь основанных городах греки воспроизводили привычную им модель государственного устройства, заводили традиционные ремесла, завязывали торговый обмен с местным населением и со своей покинутой родиной — метрополией. Связи с метрополией — и не только торговые, но и духовные, потомки колонистов сохраняли потом веками.

Греческий народ в те времена не был однородным: он состоял из нескольких племен, различавшихся и по наречию, и по характеру. Самыми многочисленными и активными были ионийцы и дорийцы .

Ионийцы жили, в основном, по берегам Эгейского моря, и рано впитали мудрость Древнего Востока, лежавшего по соседству. Именно они дали миру знаменитых ученых: Гиппократа, Фалеса, Евклида и многих других.

Крупнейшим ионийским городом был Милет, лежавший на восточном берегу Эллады (сейчас его руины находятся в Турции). Именно милетяне начали освоение восточного побережья Таврики. Пантикапей, Феодосия, Тиритака — это их колонии.

Ионийцы стремились внедряться на новые земли мирно, устанавливать с местным населением торговые отношения. И, если и закабалять аборигенов, то постепенно. Их оружием в покорении новых пространств зачастую был не меч, а долговая расписка, не военный корабль, а купеческое судно.

Ионийцы были людьми веселыми и жизнерадостными. Они видели мир светлым и прекрасным и, поэтому, среди них рождалось особенно много поэтов, художников и выдающихся зодчих. Любимым богом ионийцев был покровитель муз лучезарный Аполлон.

Дорийцы отличались от ионийцев очень сильно. Достаточно сказать, что самым мощным государством дорийцев была Спарта — город, где царил культ военной дисциплины, грубой силы, давления и подчинения. Жестокие порядки спартанцев не одобряли даже сами дорийцы, но кое-что все-таки перенимали.

Особо почитаемым богом был у дорийцев суровый громовержец Зевс, а воинственного Геракла они почитали как своего предка. «Природа — не храм, а мастерская», — под этими словами охотно подписался бы дориец.

Дорийцы не столько восхищались окружающим их миром, сколько приспосабливали его под собственные нужды, проявляя при этом, порой чудеса воли, выдержки и силы.

Так вот, Херсонес Таврический основали дорийцы — народ решительный, дисциплинированный и суровый. В отличие от ионийцев, они новые земли не просто осваивали. Они их завоевывали.

Пантикалей ханкай (греч. Παντικάπαιον) основанный на месте современной Керчи выходцами из Милета в конце VII века до н. э., в пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называющейся сегодня - Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся Аполлон, и именно ему был посвящен главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса. Весь город со временем был опоясан мощной системой каменных укреплений, превосходящей афинскую. В окрестностях города находился некрополь, отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял из длинных цепей курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. С южной стороны город окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба - сто холмов. Под их насыпями погребены представители варварской знати - скифские вожди, осуществлявшие военно-политический протекторат над городом. Курганы и сейчас составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярны такие из них, как Куль-Оба, Мелек-Чесменский, Золотой и особенно знаменитый Царский.
История Пантикапея как города началась в конце VII века до н. э., когда на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) древнегреческие колонисты основали ряд независимых городов-государств (полисов) составивших в 40-х гг. VI в. до н. э. военную конфедерацию. Целью межполисного союза было противостояние коренному населению - скифам. Пантикапей являлся наиболее крупным, мощным и, вероятно, первым. На это указывает тот факт, что уже с конца 40-х гг. VI в. до н. э. Пантикапей чеканил свою серебряную монету, а с последней трети 70-х гг. IV в. до н. э. - и золотую.
Город Феодосия был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. Древнее название города было Каффа, упоминаемое во время императора Диоклетиана (284-305).
С 355 года до н. э. Каффа предположительно входила в состав Боспорского царства. Согласно некоторым оценкам, античная Каффа была вторым по значению городом европейской части Боспорского царства с населением 6−8 тысяч человек. Экономический расцвет был причиной начала войны между Феодосией и Боспором. В 380 году до н. э. войска царя Левкона I присоединили Феодосию к Боспорскому царству. В составе античного Боспора Феодосия была самым крупным торговым портом Северного Причерноморья. Отсюда отправлялись торговые суда с зерном. Укрепленный центр Феодосии - акрополь - размещался на Карантинном холме.
Город был разрушен гуннами в IV веке н. э.
Херсонес Таврический , или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος - ἡ χερσόνησος) - полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков) архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI века до н. э.
Через сто с небольшим лет после основания Херсонеса, его территория уже занимала всё пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма).

10.Общественно-политическая жизнь и государственное устройство Херсонеса .
Государственное уст-во
Основную массу свободного населения Херсонеса составляли греки, при этом греки-доряне. На это указывают эпиграфические памятники, которые, вплоть до первых веков нашей эры, были написаны на дорическом диалекте. Характерными особенностями последнего является употребление: α вместо у, например в словах δάμος-δ-^ιος, βουλά,-βοολή, Χερσόνασος вместо Χερσόνησος и др.
Но, наряду с греками, в Херсонесе жили, тавры и скифы. Скифские имена встречаются на амфорных ручках и в эпиграфических памятниках (ΙΡΕ I 2 , 343). Один из херсонесских послов в Дельфах, получивших там проксению, имеет отчество Σκοθα;. То же самое лицо, повидимому, названо и в акте о продаже земли (ΙΡΕ I 2 , 403). Таким образом, некоторые лица из туземного населения не только жили в Херсонесе, но и пользовались в нем гражданскими правами. Было ли это исключением или, наоборот, массовым явлением, сказать трудно. Во всяком случае, несомненно, что Херсонес был тесно связан с местным населением, а не стоял изолированно от него.
Господствующий класс в Херсонесе составляли рабовладельцы: землевладельцы, хозяева мастерских, торговцы, а также мелкие крестьяне и ремесленники. Угнетенным и эксплоатирз"е-мым классом были рабы, происходившие из туземного населения; «Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы». 1 Кроме того, в зависимости от Херсонеса находилось скифское население, жившее на принадлежавшей Херсонесу территории. Восстание скифов под руководством Савмака является убедительным свидетельством того, что скифы эксплоатировались греками.
В рассматриваемый период в Херсонесе была демократическая республика. Формы государственных органов и общий характер государственного устройства Херсонеса имеют много общего с государственным устройством Гераклеи и ее метрополии - Мегар. 1 Главным источником для изучения государственного устройства Херсонеса являются эпиграфические памятники - надписи на мраморных плитах. Ценными документами являются надписи, изданные от имени государства: почетные декреты, проксении, договоры, акты и др. Один из важнейших памятников Херсонеса - присяга, относящаяся к концу IV - началу III в. до н. э. (IPE I 2 , 401). До сих пор было принято считать, что присяга представляет клятву, которую принимали достигшие совершеннолетия юноши - эфебы, получавшие после этого права гражданства, что в присяге перечислены все те обязанности, которые должен был соблюдать каждый гражданин. 2 Акад. С. А. Жебелев 3 считает, что присягу должны были принести все граждане государства после того, как была ликвидирована попытка свергнуть демократию. Это новое понимание текста присяги дает нам возможность узнать о классовой борьбе, происходившей в Херсемесе в довольно ранний период, что делает присягу еще более ценным памятником.
Политическая жизнь
Несмотря на то что государственный строй Херсонеса именовался "демократия", ведущая роль в политической жизни города постепенно переходит в руки представителей наиболее зажиточной части населения. Участие в государственном управлении не оплачивалось и потому практически было недоступно для тех, кто жил только за счет результатов своего труда. Как следует из почетных декретов и посвятительных надписей Херсонеса, фактическая власть в государстве постепенно переходит нескольким семьям, и херсонесская демократия, как и в Ольвии, становится демократией лишь для небольшого круга состоятельных граждан.
Политическая жизнь в античном городе всегда была тесно связана с религиозной. В архитектурном убранстве города выделялись храмы. К сожалению, в результате последующих перестроек и перепланировок городской территории все древние храмы были разрушены и не сохранились. Однако из почетных надписей нам известно, что в городе стояло несколько храмов. Главной святыней Херсонеса с IV веке до н. э. стало святилище Девы с храмом и статуей этого божества. Вообще религиозная жизнь города этого времени была богата и разнообразна. Во главе официального пантеона, судя по присяге граждан, стояли Зевс, Гея, Ге-лиос и Дева. Помимо храма в городе неподалеку от Херсонеса, на мысе Феолент или на Маячном полуострове, располагался еще один храм Девы. В этом храме, по древнейшим греческим преданиям, жрицей была Ифигения - дочь руководителя Троянского похода греков Агамемнона, принесенная им в жертву. Храм Деве был и в самом Херсонесе.

11.Боспорское царство. Государственное устройство и социально-экономическая жизнь. Восстание Савмака
Боспо́рское ца́рство (или Боспор, Воспорское царство (Н. М. Карамзин), Воспорское тиранство) - античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица - Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в. Известно от греко-римских историков. После середины VII века до нашей эры на северном берегу Чёрного моря появляются греческие переселенцы, а к началу второй четверти VI века до н. э. осваивают значительную часть побережья, за исключением южного берега Крыма.Первой колонией в этом районе было, основанное во второй половине VII века до нашей эры, Таганрогское поселение, расположенное в районе современногоТаганрога.Скорее всего, колонии основывались как апойкии - независимые полисы (свободные гражданские коллективы). Греческие колонии были основаны в районе Боспора Киммерийского (Керченского пролива), где постоянное местное население отсутствовало. Постоянное население наличествовало в Крымских горах, где жили племенатавров, в степях периодически кочевали скифы, вокруг реки Кубани жили полукочевые меоты и земледельцы синды. Первое время колонии не испытывали давления со стороны варваров, население их было весьма немногочисленным, а оборонительные стены у поселений отсутствовали. Около середины VI в. до н. э. зафиксированы пожары на некоторых небольших памятниках, в том числе на Мирмекии, Порфмии и Торике, после чего на первых двух из них возникают небольшие укреплённые акрополи. Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива. В настоящее время появилось мнение, что первоначально ему удалось объединить вокруг себя только близлежащие малые города, а на другой стороне пролива центром стала основанная в 3-ей четв. VI в. до н. э. Фанагория. Около 510 г. до н. э. в Пантикапее был построен храм Аполлона ионического ордера. Видимо, от имени священного союза городов, возникшего вокруг храма, выпускалась монета с легендой «ΑΠΟΛ». Был ли этот союз равен политическому, как он был организован, кто в него входил - неизвестно. Существует гипотеза, связывающая выпуск этих монет с Фанагорией.

Социально-экономическая жизнь
Население крупных территорий Боспорского царства находилось на разных ступенях социально-экономического развития и общественных отношений. Здесь царил рабовладельческий способ производства, в связи с чем общество делилось на свободных и подневольных людей. К господствующей верхушки принадлежали царская семья и ее окружение, чиновники центрального и местного аппаратов власти, судовладельцы, работорговцы, владельцы земельных участков, ремесленных мастерских, состоятельные купцы, представители родоплеменной и военной знати, жрецы. Владельцами и распорядителями земли были боспорские правители и крупные землевладельцы. Существовало государственная и частная собственность на землю.В Боспорском государстве жили свободные граждане среднего достатка, которые не имели рабов, иностранцы, а также свободные крестьяне-общинники (Пелата). Последние были основными плательщиками натуральных налогов за право пользования землей и преимущественно несли бремя повинностей в пользу государства и местной аристократии. К тому же крестьяне обязаны были участвовать в ополчении во время нападения кочевых племен на Боспорское царство.низкий ступень социальной лестницы традиционно занимали рабы, делились на частных и государственных. Работа государственных рабов в основном использовалась на строительстве общественных зданий, оборонительных сооружений. В племенных организациях рабство было домашним, патриархальным. Местные аристократы широко использовали труд рабов в земледельческих хозяйствах, где в основном выращивался хлеб на продажу.

Государственное устройство
По историческим типом Боспорское царство было рабовладельческим государством, как и города-государства, вошедшие в его состав. По форме правления это был один из разновидностей деспотической монархии. С начала образования Боспорское царство было аристократической республикой, во главе которой от 483 г. до н.э. стоял род Архенактидив. С середины V в. (438 г. до н.э.) власть перешла к династии Спартокидов, правившей здесь в течение трех веков. Спартокидах долго титуловали себя архонтами Боспора и Феодосии, а царями назывались по вассальных варварских народов. Уже с III ст. до н.э. двойных титул исчезает, правители пойменовують себя царями (боспорские цари сохранили за собой титул архонтов в I в. до н.э. лишь относительно Пантикапея).

Города-государства, которые вошли в состав Боспорского царства, имели определенную автономию, собственные органы самоуправления (народные собрания, советы городов, выборные должности). Но уже на грани новой эры боспорские цари становятся единоличными правителями, обладателями, которые называют себя «царями царей" (с присоединением к государству новых племен титула главы государства - царь - присоединялась их этническое название). В I-III ст. н.э. в Боспоре усилилась тенденция к централизации власти, сопровождалось формированием сложной государственно-бюрократической структуры с царской администрацией во главе.

Савмака восстание
Восстание скифов в Боспорском государстве в 107 до н. э. Вспыхнуло в Пантикапее во время переговоров с Диофантом о передаче власти боспорским царём Перисадом V понтийскому царю МитридатуVI Евпатору (См. Митридат VI Евпатор). Перисад был убит Савмаком, а Диофант спасся бегством вХерсонес. Восставшие овладели всей европейской частью Боспора. В С. в. участвовало скифское население,состоявшее из зависимых крестьян, ремесленников, рабов. С. в. воспрепятствовало осуществлениюполитической сделки, с помощью которой рабовладельческая верхушка Боспора, стремясь найти выход изострого кризиса и сохранить своё классовое господство, пыталась установить режим твёрдой власти, передавеё в руки Митридата VI. Вождь повстанцев Савмак стал правителем Боспора. Строй, установившийся впериод правления Савмака, продолжавшегося около года, неизвестен. После длительной подготовкиМитридат VI направил в Синопу большую карательную экспедицию Диофанта. В Крыму в неё были включеныхерсонесские отряды. Войска Диофанта взяли Феодосию, прошли Керченский полуостров и захватилиПантикапей. С. в. было подавлено, Савмак пленён, а Боспорское государство перешло под властьМитридата VI.

Славяне в Крыму.

Славяне появились в Крыму еще в первые столетия нашей эры. Отдельные историки связывают их появление на полуострове с так называемым великим переселением народов III-VIII вв. н. э. Наиболее выразительные следы славянской культуры, выявленные археологами, относятся ко временам Киевской Руси. Например, при раскопках на холме Тепсель (возле нынешнего поселка городского типа Планерского) обнаружено, что там долгое время существовали славянские поселения, возникшие в XII- XIII вв. Открытый на холме храм по своему плану близок к храмам Киевской Руси, а раскопанная в одном из жилищ печь напоминает древнерусские. То же можно сказать и о найденной при раскопках керамике. Остатки древнерусских церквей выявлены в различных регионах полуострова, большая часть из них находится в восточном Крыму. Фресковые росписи и штукатурка, судя по фрагментам, найденным в этих руинах, близки к подобному материалу киевских соборов XI-XII вв.
Письменные источники свидетельствуют, что Крым еще в начале IX в. попадает в сферу влияния древнерусских князей. Например, житие Стефана Сурожского рассказывает, что в первой четверти IX в. русский князь Бравлин напал на Крым, овладел Херсоном, Керчью и Судаком (часть историков считают этот эпизод полулегендарным).
В середине XI в. древние русы начинают оседать в Приазовье, овладевают греческим городом Таматархой, позднейшей Тмутараканью - столицей будущего древнерусского княжества. Источники дают основание полагать, что к середине X в. власть киевских князей распространялась и на часть земель в Крыму и прежде всего на Керченский полуостров.
В 944 г. киевский князь Игорь посадил своего наместника в Крыму, вблизи Керченского пролива, вытеснив оттуда хазар. Точно установить границы владения русских земель в Крыму в этот период сложно. Но о возросшем влиянии русов в Крыму свидетельствует текст договора, заключенного Игорем с Византией после неудачного похода на Константинополь в 945 г.: «А о Корсуньской стране: елико же есть городов на той части, да не имуть власти князи Рускии... и та страна не покоряется вам», т. е. киевскому князю. Этим договором Вазантия стремилась ограничить влияние русских князей в Крыму, используя поражение русов в 945 г. Этим же договором киевский князь обязался защищать Корсуньскую землю от черных болгар, что было возможно лишь при условии сохранения за Игорем определенной территории в восточной части Крыма или на Тамани, где в то время складывалось будущее Тмутараканское княжество.
Сын Игоря Святослав сумел укрепить влияние киевских князей в Крыму, особенно в период 962-971 гг. Лишь неудачный поход Святослава в Болгарию вынудил его пообещать византийскому императору не претендовать «ни на власть Корсуньскую, и елико есть городов их, ни на страну Болгарську». Но это было временное отступление Руси в Крыму. Сын Святослава Владимир осуществил в 988 г. поход на Корсунь и овладел городом.
Византии пришлось подписать с Киевским князем договор, которым признавались его владения в Крыму и Приазовье. Благодаря этому договору Киевская Русь получила выход к Черному морю и укрепила зависимое от нее Тмутараканское княжество. После корсуньского похода к этому княжеству был присоединен город Боспор с округом, получивший русское название Корчев (от слова «корча» - кузница, нынешняя Керчь).
В течение всего XI в. Тмутараканское княжество, в том числе его земли на Крымском полуострове, принадлежало Древней Руси. В конце XI в. упоминания о Тмутаракани из летописи исчезают, но, очевидно, еще до середины XII в. Керченский полуостров и Тамань были русскими. Во второй половине XII в. Тмутараканское княжество пало под ударами половцев, кочевавших в Северном Причерноморье.
О том, что земли на Керченском полуострове принадлежали киевским князьям, говорит целый ряд письменных источников. Идриси называл Керченский пролив «устьем Русской реки» и знал в этом регионе даже город с названием «Россия» (Можно предположить, что это русский Корчев, который, по сообщению византийского источника 1169 г., какое-то время назывался «Россия»). На средневековых европейских и азиатских картах Крыма сохранилось немало названий городов, свидетельствующих о давнем и длительном пребывании на полуострове русов: «Косаль ди Россиа», «Россиа», «Россофар», «Россо», «Росика» (вблизи Евпатории) и др.
Половецкое, а затем монголо-татарское нашествие надолго отрезало Крым от Киевской Руси.

13.Тмутараканское княжество. Политическое устройство, социально-экономическая жизнь.
В истории древнерусского полуанклава на берегах Керченского пролива - Тмутараканского княжества - остается очень много пробелов. Например, первое упоминание о нем в русских летописях значится под 988 г., когда киевский князь Владимир Святославич отправил княжить в Тмутаракань своего юного сына Мстислава, но обстоятельства, при которых эти земли перешли во владение киевских князей, и время, когда это случилось, остаются предметом спора современных историков. Достоверно неизвестно, кому принадлежали эти земли до прихода русских. Мы не знаем точных границ Тмутараканской земли и времени, когда Тмутаракань перестала быть русским княжеством.
По одной версии, тмутараканский стол был захвачен Святославом во время похода на хазар еще в 965-966 гг. По другой - эти земли во время захвата киевским князем Владимиром Корсуни (средневековый Херсон, современный Севастополь) были пожалованы византийцами русскому князю за обязательство оберегать крымские владения империи от набегов кочевников.
Сохранилось немало достоверных сведений о Тмутараканском княжестве. Можно с уверенностью говорить, что территория его включала Керченский полуостров с городом Корчев (греческий Боспор, современная Керчь) и Таманский полуостров, где находилась столица княжества город Тмутаракань (греческая Таматарха, Матраха, современная станица Тамань). Вероятно, Тмутараканскому княжеству принадлежали и некоторые участки берега Восточного Приазовья, где издавна находились богатые рыбные промыслы.
Жители побережий Керченского пролива занимались земледелием и скотоводством, ловили рыбу, которой изобиловали воды Азовского и Черного морей. В городах процветали ремесла, прежде всего гончарное производство. Но самым важным занятием жителей княжества, расположенного на пересечении торговых путей, была торговля, которая приносила большие доходы горожанам и государству.
Население княжества было пестрым. Здесь проживало немало греков, осевших в городах и селениях тюркских кочевников, в том числе хазар, еврейских купцов и ремесленников, а также выходцев с Кавказа, прежде всего зихов и алан. Со временем появился и заметный славянский слой, представленный княжескими людьми, дружинниками, купцами, ремесленниками и священнослужителями.
Город Тмутаракань являлся местопребыванием главы Зихской епархии, подчинявшейся непосредственно Константинопольскому патриарху. Известны свинцовые печати архиепископа Антония, возглавлявшего епархию в середине XI в.
Князь Мстислав был весьма энергичным правителем. По сообщению «Повести временных лет», в 1022 г. он отправился походом на касогов. Они выступили ему навстречу. Вел их князь Редедя. Оба князя имели крепкое сложение и отличались силой, поэтому согласились разрешить спор поединком, чтобы не губить с моих людей. По обычаям того времени они боролись без оружия, и только победитель имел право убить побежденного. Победа досталась Мстиславу. Согласно договоренности тмутараканский князь получил землю, власть над касогами, имущество и семью побежденного.
Уже в следующем году Мстислав, опираясь на свою дружину, подвластных ему касогов и хазар (жителей княжества), выступил против своего брата Ярослава и борьбе за киевский престол. Разбив Ярослава, он получил половину Руси со столицей в Чернигове. Вскоре Мстислав покидает Тмутаракань, которая отныне управляется его доверенными лицами.
Позднее здесь правил князь Глеб, известный тем, что измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева по льду в 1068 г. и увековечил это событие надписью на знаменитом Тмутараканском камне, найденном на Тамани в конце XVIII в. Некоторое время здесь княжил Ростислав Всеволодович, скрывавшийся от киевского к и язя. Он был отравлен греками по наущению великого князя Святослава. Здесь и позднее не раз находили убежище князья-изгои.
Самым известным тмутараканским князем был Олег Святославич (в крещении Михаил). Впервые он прибыл в Тмутаракань в 1078 г. и, также как Ростислав, скрывался здесь от своих недругов. Потерпев поражение в борьбе за черниговское княжение, он был предан половцами, схвачен «козарами» в Тмутаракани и выдан византийцам. Его судьбу определила смена власти в Константинополе. При покровительстве нового императора Византии Сохранилась свинцовая печать с изображением того же архангела и греческой надписью: «Господи помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии». Деятельный и удачливый политик, Олег одиннадцать лет княжит в Тмутаракани, но внимательно следит за событиями в Киеве, мечтая занять черниговский престол. И после смерти в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода, осознав, что новый великий князь Владимир Мономах еще слаб, в 1094 г. со своими союзниками - половецкими ханами осуществляет свою мечту - утверждается в Чернигове. После этого события Тмутаракань уже не упоминается в летописях как русское владение.
С Тмутараканью тесно связана и история русской церкви. Кроме построенной Мстиславом церкви во имя Богородицы, в благодарность за дарованную девой Марией победу над Редедей здесь вблизи города был основан русский монастырь.
Основателем его явился монах Никон, известный как один из первых русских летописцев и духовных столпов Руси того времени, сподвижник святого Феодосия Печерского. Влияние Никона на духовную и культурную жизнь Киевской Руси невозможно переоценить. Никон подолгу жил в Тмутаракани и иногда выполнял дипломатические поручения горожан. Вероятно, именно здесь он приступил к созданию нового летописного свода, который закончил уже в Киеве.
После прекращения древнерусского княжения в Тмутаракани русские люди еще долго продолжали жить на Тамани, а русский язык использовался здесь даже в середине XIII в.

Первые колонии эллинов (так себя называли древние греки) были основаны в Крыму в результате Великой греческой колонизации - расселения жителей материковой Греции в бассейнах Средиземного и Черного морей.

С середины VIII века до н.э., на побережьях Черного, Мраморного и Средиземного морей ищут себе новые земли греки, которых политическая борьба в полисах (городах - государствах), нехватка пахотных земель и месторождений, заставили искать лучшей жизни. Посещая северные берега Черного моря, эллины называли его «Морем Негостеприимным», вполне возможно, их пугала враждебность скифов, возможно «холодный» климат. Первые контакты греков - эллинов с местным населением произошли в VII веке до н.э. именно в это время была изготовлена расписная родосская ваза замечательной работы, которая была обнаружена в скифском могильнике вблизи Керчи. Племена ионийцев, опытных моряков первыми открыли страну с плодороднейшей почвой, обильной растительностью, рыбой, дичью, с огромными возможностями для торговли с местными «варварами». Они имели хорошие корабли: 26 метров в длину, 12 – в ширину. Каждый корабль мог вместить 10000 амфор, в которых перевозились продукты (одна амфора = 20 литрам).

Нельзя сказать, что греческие колонисты «отправлялись в неизвестное». Задолго до начала колонизации их корабли посещали северные берега Черного моря, которое они называли Понтом Аксинским, то есть «Морем Негостеприимным». Вероятно, эллинов пугал относительно холодный климат и враждебность местных жителей - тавров и скифов. Однако уже после того, как здесь были основаны немногочисленные колонии, а с местными жителями завязалась оживленная торговля, море было переименовано в Понт Эвксинский, то есть «Море Гостеприимное».

Первыми греческими поселенцами в Крыму стали жители крупнейшего греческого города - государства Милета. Их внимание привлекли местности по берегам Керченского пролива. Здесь, на месте современной Керчи, милетяне основали город, получивший название Пантикапей. По преданию, землю для основания города уступил грекам скифский царь. Вероятно, скифы были заинтересованы в развитии торговли с греками, и потому не мешали последним организовывать колонии.

В течение VI века до нашей эры на Керченском полуострове возникают греческие города Тиритака (к югу от Керчи у поселка Аршинцево, на берегу Керческого залива), Китей (на Керченском полуострове, в 40 километрах к юге от Керчи), Киммерик (на южном берегу Керченского полуострова, на западном склоне горы Онук), Мирмекий (на Керченском полуострове, в 4 километрах от Керчи) и другие, образовавшие впоследствии Боспорское государство.

Ряд городов основали на противоположном берегу Керченского пролива (Боспора). С точки зрения древних, этот пролив разграничивал Европу и Азию, поэтому земли на его восточном берегу назывались "Азиатским Боспором". Самым крупным городом Азиатского Боспора была Фанагория, названная так по имени ойкиста (вождя переселенцев) Фанагора.

Кроме того, милетяне на берегах Эвксинского Понта основали более 70 поселений. Эмпории - греческие торговые пункты - начали появляться на берегах Черного моря в VII веке до нашей эры, первой из которых у входа в Днепровский лиман на острове Березань стала Борисфенида.

Затем в первой половине VI века до нашей эры в устье Южного Буга (Гипаниса) появилась Ольвия, в устье Днестра - Тирас, а на Керченском полуострове - Пантикапей (на месте современной Керчи) и дальше в сторону Меганома город Феодосия (на берегу Феодосийского залива). Кстати, это единственный город в Крыму, сохранивший свое название от античности до наших дней.

Жители боспорских городов вскоре развернули так называемую "вторичную колонизацию " - теперь уже они сами основывали многочисленные сельские поселения по берегам Боспорского пролива.

В конце VI века до нашей эры в западном Крыму, на месте современной Евпатории, возникает Керкинитида.

На юго-западе, на Гераклейском полуострове, жители Гераклеи Понтийской (города на южном берегу Черного моря) и Делоса (города на одноименном острове в Эгейском море) основали в районе современного Севастополя Херсонес Таврический. Город был построен на месте уже существовавшего поселения и среди всех жителей города - тавров, скифов и греков-дорийцев, поначалу даже было равноправие, но позднее все таки выделилась титульная греческая нация.

К концу V века до нашей эры греческая колонизация Крыма и берегов Черного моря была завершена. Поселения греков появлялись там, где была возможность регулярной торговли с местным населением, обеспечивавшей сбыт аттических товаров.

Примерно с V века до нашей эры начали устанавливаться и быстро развиваться скифо - греческие связи. Были и налеты и военные походы скифов на греческие причерноморские города. Известно нападение скифов на город Мирмекий в начале V века до нашей эры. При археологических раскопках обнаружено, что часть поселений, в этот период находившихся у греческих колоний, погибли в пожарах. Возможно поэтому греки стали укреплять свои полисы, возводя оборонительные сооружения. Скифские нападения могли стать одной из причин того, что независимые греческие причерноморские города около 480 года до нашей эры объединились в военный союз...

В первой половине V века до нашей эры Пантикапей объединил вокруг себя расположенные на обоих берегах Боспора Киммерийского - Керченского пролива греческие города-колонии. Понимавшие необходимость объединения для самосохранения и осуществления своих экономических интересов греческие полисы образовали Боспорское царство.

Боспорское царство занимало весь Керченский полуостров и Тамань до Азовского моря и Кубани. (Наиболее крупными городами были на Керченском полуострове Крыма - столица Пантикапей (Керчь), Мирликий, Тиритака, Нимфей, Китей, Киммерик, Феодосия, а на Таманском полуострове - Фанагория, Кепы, Гермонасса, Горгипия.)

Во время своего расцвета как столицы Боспорского царства Пантикапей занимал площадь около 100 гектар. Город имел удобную гавань, был окружен оборонительной стеной уже в VI веке до нашей эры, располагался на склонах горы Митридат (современное название). На вершине горы находился акрополь с храмами и общественными зданиями.

В Пантикапее находились большие судостроительные верфи, занимавшиеся также и ремонтом судов. Боспорское царство имело военный флот, состоявший из узких и длинных быстроходных кораблей-триер, имевших по три ряда весел с каждой стороны и мощный и прочный таран на носу.

Триеры обычно были длиной 36 метров, шириной 6 метров, глубина осадки составляла около метра. Экипаж такого корабля состоял из 200 человек - гребцов, матросов и небольшого отряда морской пехоты. Абордажных боев тогда почти не было, триеры на полном ходу таранили вражеские корабли и топили их. Таран триеры состоял из двух или трех острых наконечников шпагообразной формы. Корабли развивали скорость до пяти узлов, а с парусом - до восьми узлов - примерно 15 километров в час.

Основной доход приносила торговля с Грецией и другими аттическими государствами. Половину нужного ей хлеба - один миллион пудов, лес, меха, кожу Афинское государство получало от Боспорского царства. В I - II веках нашей эры Пантикапей оставался крупным ремесленным и торговым центром, однако постепенно город пришел в упадок.

В III веке нашей эры царство стало объектом нападений варварских племен (готов, гелуров, боранов и других). Последний удар царству был нанесен нашествием гуннов, разрушивших в конце IV века боспорские города и уничтоживших Боспорское государство.

Самый знаменитый политический деятель античного Крыма - понтийский царь Митридат VI Евпатор (120 - 63 годы до нашей эры). Могущество его государства было таково, что оно представляло угрозу даже для всесильной Римской империи. Унаследовав от отца незначительное царство (расположенное на южном берегу Черного моря), он путем захватов расширил его и на время ослабил римское господство в восточных провинциях империи.

В 107 году до нашей эры боспорский царь Перисад, отказался от власти в пользу Митридата. Получив власть над Боспорским государством, понтийский царь еще более усилил свое могущество. Херсонес и Боспорское царство давали ему хлеб и денежные средства, а северо-восточные варвары, в том числе и скифы, пополняли его армию.

Потерпев в конце концов поражение в войнах с Римом, Митридат бежал в Пантикапей. Здесь он готовился к новому походу против римлян. Но блокада римлянами городов Таврики неблагоприятно отразилась на их положении. Начались восстания. Этим и решил воспользоваться сын царя, Фарнак, чтобы занять столь желанный престол.

В 63 году до нашей эры Митридат, оставленный всеми в своем пантикапейском дворце, после безуспешных попыток отравиться ядом, приказал рабу - кельту заколоть себя мечом. В память об этом событии гора Митридат, господствующая над Керчью, и получила свое название.

Спустя 15 лет после гибели отца Фарнак, ставший царем в Боспоре, предпринял успешный поход на Кавказ в Колхиду и далее в Каппадокию. Он решил восстановить бывшее царство своего отца и в 49 году до нашей эры отправился в Малую Азию возвращать себе понтийский престол.

Фарнак II добился значительных успехов, но 2 августа 47 года до нашей эры в сражении у города Зелы войско понтийского царя было разгромлено римскими легионами Юлия Цезаря, в донесении Сенату Рима написавшего свои знаменитые слова: «Veni, vidi, vici» - «пришел, увидел, победил». Фарнак вновь подчинился Риму и был отпушен назад в свои крымские земли, где в междоусобной борьбе был убит местным вождем Асандром.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook