Гибель лайнера "Вильгельм Густлоф": обреченный на смерть или ещё одна тайна Третьего Рейха.  Документальный фильм "Последний поход "Вильгельма Густлоффа" Потопление двух крупных транспортных немецких судов кто

«Когда с верхних палуб в бушующее море посыпались люди и штабеля спасательных плотов, все, что уже не могло удержаться, в ту секунду, когда, словно по неведомо откуда поступившему приказу, среди темноты, воцарившейся вокруг после торпедных попаданий, внезапно вспыхнуло полное освещение, включая палубный свет, как это бывало в мирные годы и во времена круизов СЧР («Сила через радость» – нацистская организация) , когда глазам каждого зрячего предстала вся торжественная иллюминация, когда наступил конец всему, состоялись мои вполне нормальные роды на узкой койке офицера-механика миноносца «Лёве».

Всего этого мать, находясь на корабельной койке, не видела. Ни торжественной иллюминации на накренившемся и тонущем лайнере, ни гроздьев человеческих тел, падающих с задравшейся кормы. Но матери запомнилось, что моим первым криком был заглушен тот донесшийся издалека тысячеголосый вопль, тот финальный вопль, который раздался отовсюду: из недр тонущего лайнера, с треснувшей застекленной прогулочной палубы, с захлестываемой волнами солнечной палубы, с быстро уходящего под воду носа, вопль разнесся над штормовым морем, где барахтались тысячи живых людей или дрейфовали, обмякнув в спасательных жилетах, мертвецы» (Фрагмент книги «Траектория краба», Гюнтер Грасс, 2002 г.) .

Экспедиция 2006 года. Идея проведения экспедиции на затонувший лайнер родилась в результате переговоров между Государственной морской администрацией – Морским управлением в Гдыне (Government Marine Administration – Marine Office) и Baltic Wrecks Association («Ассоциацией по исследованию и охране балтийских рэков»), во время которых обсуждались вопросы о защите и сохранении рэков Второй мировой войны и придания им статуса братских могил. Это была уникальная возможность нырнуть, снять видео и фото на одном из закрытых для погружений рэков. После долгих дискуссий и приготовлений экспедиция в конечном счете была назначена на вторую неделю мая 2006 года.

Основными задачами этой экспедиции стали максимально возможное гидроакустическое обследование рэка; сбор образцов донных отложений; максимально возможное документирование останков лайнера на видео и фото, а также сбор общей информации о состоянии рэка на настоящее время.

В отличие от длительных поисков «Титаника», найти останки лайнера «Вильгельм Густлофф» было довольно легко. Его координаты на момент потопления (55°07’00’’с.ш. 17°41’00’’ в.д.) оказались на удивление точными; к тому же рэк находится на сравнительно небольшой глубине – до 50 метров. На польских навигационных картах место обозначено как «Obstacle No. 73».

После войны советские специалисты посещали останки корабля – существует версия, что они искали среди обломков легендарную Янтарную комнату. Во время этих посещений средняя часть утонувшего корабля была разрушена, остались только корма и нос. За послевоенные годы некоторые предметы с корабля оказались в частных коллекциях как сувениры. Правительство Польши законодательно провозгласило это место братской могилой и запретило посещение рэка частными лицами.

Наша дайверская команда состояла из 3 подводных фотографов и 5 подводных видеооператоров. Все ныряющие участники были разделены на четыре команды по три дайвера. Перед каждой командой ставилась определенная задача, которая должна была быть выполнена во время конкретного погружения. Задачи определялись на поверхности во время утреннего и дневного брифингов. Каждый день одна команда оставалась на поверхности для страховки ныряющих команд, что позволило всем участникам избежать физического перенапряжения.

В течение первого дня представитель Морского управления исследовал рэк, используя ГБО и проложил три спусковых конца, которые приводили к носовой, кормовой и средней части рэка. После утреннего брифинга первые две команды уходят в воду по носовому и кормовому ходовикам. Из задача – проложить ходовики вдоль затонувшего судна. Дополнительная задача – собрать образцы донных отложений. К сожалению, низкая температура воды и высокие волны ограничивают погружение 35 минутами на дне. Цель третьей ныряющей команды – двух подводных операторов и одного саппорт-дайвера – отснять кормовую часть. Послеобеденная погода в первый день не позволила нырнуть второй раз. Да и на следующие двадцать четыре часа прогноз погоды тоже необещающий.

Второй день, раннее утро. Спокойное море и солнечно. На этот раз все три команды вошли в воду практически в одно и то же время. Наконец нам удалось отправлять зодиаки с группами дайверов с интервалом в 15 минут. По плану в этот день предстояло проводить фото- и видеосъемку между спусковыми концами (между носовой и кормовой секциями). Точнейший план позволил безопасно транспортировать дайверов – не отклоняясь от расписания более чем на 3 минуты. В этот день все команды совершили по два погружения, работая вдоль всего рэка и снимая его метр за метром от носа до кормы. Температура воды на поверхности +12°C, на дне – +6°C. Видимость, можно сказать, очень хорошая – 15-20 метров. Стоит добавить, что все погружения осуществлялись с донным газом тримикс 21/35, для декомпрессии использовали найтрокс 50 и кислород.

Лайнер Wilhelm Gustloff покоится на песчаном дне на глубине 48 метров с креном на левый борт, который сильно разрушен. Самая верхняя часть затонувшего судна расположена на 32-36 метрах. Носовая часть лежит на левом борту, повернутая на 90°. На носу до сих пор можно увидеть огромные кабестаны с остатками цепей. Средняя часть корабля очень сильно разрушена. В начале 50-х ХХ века советские военные водолазы исследовали рэк, но сделали это очень странным способом. Мы нашли остатки цепей, приваренных к борту, за которые, вероятно, дергали с помощью буксира. Несмотря на это мы все еще можем представить, насколько огромным и красивым был «Густлофф» в свои лучшие годы. Мы смогли найти и небольшие части машин (4-6 метров в высоту), и склад для корабельного оборудования. В лучшем состоянии кормовая часть судна. Эта часть 15-20 метров длиной лежит с небольшим креном на левый борт. Со времени нашей первой экспедиции, состоявшейся несколько лет назад, состояние останков судна значительно ухудшилось. Верхняя палуба обрушилась, некоторые части корабля разрушены штормами. И по-прежнему корма – лучшая часть рэка. Воды Балтийского моря хорошо сохранили деревянные конструкции – палубы и леера в превосходном состоянии. Если войти внутрь, можно увидеть запасные штурвалы. В кормовой части можно пройти четыре палубы вглубь рэка по небольшому трапу для моряков. На дне у левого борта затонувшего судна до сих пор лежат человеческие кости, которые напоминают о трагедии.

Заключительный день снова показал, насколько непредсказуемой может быть Балтика! После двух ветреных дней и плохого прогноза погоды, на третий день мы были вознаграждены ветром в 2 узла и спокойным морем. Днем ранее представитель Морского управления установил четвертый спусковой ходовик на неизвестный подводный объект, ранее найденный с помощью ГБО. Дайверы, которые имели удовольствие нырнуть на 12-метровую затонувшую моторную лодку, похоже были первыми, кто увидел ее за 60 лет с того самого фатального для «Густлоффа» дня… Последнее погружение этой экспедиции стало и самым лучшим. Видимость более 20 метров, температура +8°С – все это значительно повысило комфортность погружения и доставило участникам массу удовольствия.

После того, как якорь был поднят, мы почтили память жертв катастрофы гудком…

В общем за три дня было проведено обследование судна как снаружи, так и внутри. Однако из-за того, что рэк очень сильно разрушен, проникновения внутрь были на очень короткие дистанции. Собранные материалы (фото, видео и образцы грунта) станут основой для дальнейших исследований воздействия окружающей среды на останки судна, а также его состояния в целом. По результатам экспедиции в Морское управление Гдыни были переданы более 200 фотографий и 210-минутный фильм.

Для меня это была очень важная экспедиция – первая официальная дайв-экспедиция за последние 30 лет! Наши фотографии и фильм показали людям лайнер «Вильгельм Густлофф» в его нынешнем состоянии. Но более важным был ответ на вопрос, является ли «Густлофф» подводной братской могилой или нет… Множество дайверов со всего мира хотят покорить их собственный дайверский Эверест и нырнуть на «Вильгельм Гуслофф». Зачем? Запись в лог-буке? Или восторженная история для друзей? Это место величайшей катастрофы, унесшей жизни более 6000 человек! Да, это могила… Подумайте, насколько серьезны ваши мотивы, чтобы нырять здесь…

P.S. В экспедиции WG’2006 принимали участие: Sebastian Popek – руководитель экспедиции; видеооператоры Wojciech Jechna, Mirek Lukas, Silvo Peknik, Pawel Riedl, фотографы – Piotr Pielak, Radek Husak, Peter Vaverka, а также дайверы обеспечения Lukasz Piоrewicz, Tomasz Stachura, Karol Lebowski.

Во время этой экспедиции внутри дайверских команд и вообще среди дайверов взаимодействие было блестящим! Спасибо команде «Зодиака» (s/v Zodiak) за помощь. Согласие, опыт и взаимодействие позволили нам завершить этот проект успешно!

Текст: Sebastian Popek
Перевод: Юлия Голосий
Фото: Petr Vaverka, Radek Husak

Архивная статья из № 5 (53) за 2007 г.

С Хайнцем Шёном (Heinz Schо..n) – человеком, уцелевшим после потопления лайнера «Вильгельм Густлофф», я переписываюсь давно. Получил несколько его книг на эту тему.

Он посвятил себя исследованию судьбы «Густлоффа», начиная с личности человека, давшего свое имя кораблю, и до момента гибели лайнера 30 января 1945 года в результате торпедной атаки подводной лодки «С-13» под командованием Александра Маринеско. Результаты исследований Шёном судьбы «Вильгельма Густлоффа» отражены в четырех его книгах:

— 1951 г.– «Гибель «Вильгельма Густлоффа»;
— 1960 г.– «Последний рейс «Вильгельма Густлоффа»;
— 1984 г.– «Катастрофа «Густлоффа» – свидетельство выжившего»;
— 1998 г. – «SOS «Вильгельм Густлофф» – самая крупная морская катастрофа в истории».

Кроме того, он принял участие в создании художественных и документальных фильмов, как соавтор сценария и консультант:

— 1957/58 гг. – художественный фильм режиссера Франка Висбара «Ночь опустилась над Готенхафеном».
— 1993 г. – телевизионный документальный фильм: «30 января 1945 года – день, когда затонул «Густлофф», который повторно был показан по центральному германскому телевидению 28 января 2000 года. При подготовке фильма Шёна сопровождала телевизионная группа Кельнского телевидения в 16-дневной поездке в Данциг-Гдыню и к месту гибели «Густлоффа» со спуском под воду для осмотра корпуса корабля. Затем была поездка в Санкт-Петербург к торпедисту подводной лодки «С-13» Владимиру Курочкину.

В сентябре 2002 года мне удалось впервые встретиться с Хайнцом Шёном у него дома в городке Бад-Зальцуфлен недалеко от Дюссельдорфа. День прошел в вопросах и ответах, дискуссиях и даже ожесточенных спорах. Зачастую сталкивались разные восприятия отдельных деталей гибели «Вильгельма Густлоффа». Расставались мы все же дружески. Портфель мой был набит книгами и ксерокопиями документов, которые должны были помочь прояснить некоторые детали катастрофы.

Когда я уже был в Санкт-Петербурге, пришел пакет от Шёна. Оказывается он решил документально подтвердить ответы на некоторые из вопросов, которые тогда я ему задал. Поскольку эти вопросы в России до сих пор являются предметом жарких споров, то, с разрешения Шёна, я счел необходимым сделать его ответы достоянием общественности:

Ю.Л.: Был ли объявлен в Германии траур по случаю гибели лайнера «Вильгельм Густлофф»?
H.S.: Нет. Напротив, всем спасшимся было запрещено говорить с кем-либо о потоплении «Густлоффа», чтобы не вызвать панику, поскольку в Готенхафене и Данциге ждали эвакуации морем свыше 100 000 беженцев, в большинстве женщины и дети. Информация о гибели «Густлоффа» не распространялась в газетах и по радио, а также в сводках вермахта. Гибель лайнера сознательно замалчивалась в Германии. Что касается слухов о трауре, то он был объявлен за девять лет до этого по реальному Вильгельму Густлоффу, сподвижнику Гитлера по национал-социалистическому движению и наместнику фюрера в Швейцарии. Его застрелил 6 февраля 1936 года в Давосе еврейский студент сербского происхождения Давид Франкфуртер. Тело Густлоффа было перевезено на его родину в Шверин, где на похоронах присутствовали во главе с Гитлером 35 тысяч приглашенных. Это был самый крупный траур после смерти Бисмарка.

Ю.Л.: Объявлял ли Гитлер Александра Маринеско своим личным врагом?
H.S.: Нет. Не Маринеско, а убийца Вильгельма Густлоффа еврейский студент Давид Франкфуртер был объявлен Адольфом Гитлером в траурной речи его личным врагом. Д. Франкфуртер был приговорен швейцарским судом к 18,5 года тюремного заключения. В июне 1945 года был помилован и эмигрировал в Палестину. После образования Израиля работал советником министра обороны.

Ю.Л.: Понес ли наказание военный командир «Густлоффа» Вильгельм Цан?
H.S.: Нет. Капитан 3-го ранга Вильгельм Цан был в начале Второй мировой войны командиром подводной лодки. Затем он стал командиром 2-го батальона 2-й учебной дивизии подводных лодок, дислоцировавшегося в Оксхефте (район Готенхафена). Лайнер «Вильгельм Густлофф» служил этому батальону плавучей казармой.

В последнем рейсе «Густлоффа» 30 января 1945 года Цан выполнял обязанности военного коменданта, отвечавшего за транспортировку 918 офицеров, унтер-офицеров и курсантов 2-го батальона, которые должны были быть срочно эвакуированы в Киль.

После гибели «Вильгельма Густлоффа» германское военно-морское командование «Восток» направило по поручению главнокомандующего ВМС Германии Деница письмо Цану с конкретными вопросами, касающимися катастрофы лайнера. На эти вопросы Цан дал письменное объяснение 4 февраля 1945 года. Копия этих документов находится в моем архиве и опубликована в книге «Катастрофа «Густлоффа» – свидетельство выжившего». Ни военный комендант Цан, ни капитан «Вильгельма Густлоффа» Фридрих Петерсен не были впоследствии привлечены к ответственности.

Ю.Л.: Были ли на «Густлоффе» эсэсовцы (300 человек)?
H.S.: Нет. На борту «Вильгельма Густлоффа» во время торпедирования лайнера подводной лодкой «С-13» под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско согласно собранным мною данным, опубликованным в последней книге «SOS «Вильгельм Густлофф» – крупнейшая в истории катастрофа корабля», находились:

— 918 – офицеры, унтер-офицеры и курсанты 2-го батальона 2-й учебной дивизии подводных лодок;
— 173 – члены гражданского экипажа (моряки торгового флота);
— 162 – тяжелораненные солдаты из госпиталей Данцига и Готенхафена;
— 373 – женщины вспомогательного состава ВМС;
— 8956 – беженцы, в большинстве своем женщины с детьми и старики из Данцига, Готенхафена, Восточной и Западной Пруссии.

Всего: 10582 человека.

Сопровождавший «Густлофф» эсминец «Лёве» и восемь подошедших на помощь гражданских и военных кораблей спасли 1252 человека, 13 из которых из-за сильного обморожения и истощения сил затем скончались.

Таким образом, пережили катастрофу 1239 человек, в том числе:

— 528 – подводники 2-го батальона 2-й учебной дивизии подводных лодок;
— 123 – женщины вспомогательного состава ВМС;
— 86 – тяжелораненные;
— 83 – члены экипажа (моряки торгового флота);
— 419 – беженцы.

Отсюда следует, что в результате катастрофы «Вильгельма Густлоффа» погибли 390 подводников и 8537 беженцев (гражданских лиц). Так как предписывалось брать на борт только матерей, у которых не менее трех детей (это указание перед отплытием уже не выполнялось), то имеются все основания полагать, что среди погибших беженцев было, по меньшей мере, 4000, а возможно, 5000 детей.

Гибель «Вильгельма Густлоффа» явилась не только крупнейшей морской катастрофой Второй мировой войны, но и во всей мировой истории, так как никогда до этого не погибало столько людей одновременно.

Ю.Л.: Существует ли в Германии общество «Вильгельм Густлофф» из числа выживших и их родственников? Или же эти люди, по крайней мере, состоят между собой в переписке?
H.S.: Сразу же после войны я начал розыск всех проживавших в Западной Германии, которые были спасены с «Густлоффа». Сделать это было очень тяжело, особенно применительно к беженцам. В поисках мне помогли публикации в газетах, выступления по радио, а позднее и по телевидению.

В течение ряда лет и даже десятилетий удалось установить, кто из спасшихся пережил войну, кто умер в первые послевоенные годы в основном в силу возраста, а кто еще до сих пор жив. Мне удалось также разыскать спасшихся с «Густлоффа», которые проживали после войны в Австрии, Голландии, Великобритании, Ирландии, Италии, Испании, США, Канаде и Австралии. Мои акции по поиску включали также капитанов, командиров и офицеров девяти военных кораблей и гражданских судов, участвовавших в спасении людей с «Густлоффа».

В 1990 г. после воссоединения Германии на меня вышли также спасшиеся во время катастрофы граждане ГДР. Там до этого тема «Густлоффа» была запретной. Спасавшие и спасенные не имели возможности встречаться между собой, как это имело место на территории Западной Германии.

30 января 1985 года, к 40-летию катастрофы «Густлоффа», я организовал при поддержке попечительского совета «Альбатрос – спасение на море» в курортном городке Дамп на побережье Балтийского моря «Первую Густлоффскую встречу» со спасенными и спасателями, в которой приняло участие почти 500 человек. Она вызвала среди общественности и СМИ необычайно широкий резонанс и сделала катастрофу лайнера в Германии еще более известной.

В 1995 году к 50-летию гибели «Густлоффа» 30 января 1995 года я организовал в Дампе недалеко от Киля «Вторую Густлоффскую встречу» с участием почти 250 человек, среди которых вновь были жители Англии, Шотландии, Канады и США. Впервые присутствовали также спасшиеся и спасатели из девяти новых германских федеральных земель (бывшей ГДР). Об этой встрече вновь широко сообщали средства массовой информации.

В 1987 году я организовал для 66 спасенных с «Густлоффа» 12-дневную автобусно-пароходную поездку «По маршруту следования «Вильгельма Густлоффа». На автобусе мы посетили Киль – Свинемюнде – Кольберг – Данциг – Гдыню. Назад совершили поездку на теплоходе до места катастрофы, где была объявлена стоянка и спущен на воду венок. На этом же корабле мы вернулись в Киль/Травемюнде.

С 1986 по 1997 годы я организовывал совместно с попечительским советом «Альбатрос – спасение на море» на морском курорте Дамп ежегодные «Балтийские встречи». В этих мероприятиях принимали участие выходцы из Восточной и Западной Пруссии, Данцига и Померании, которые покинули свою родину в 1945 году на кораблях по Балтийскому морю. Участвовали также члены судовых команд, задействованных в акции «Спасение по Балтийскому морю 1945». На встречах было от 300 до 500 человек. Основное ядро составляли спасенные с «Густлоффа» и их спасатели.

Поскольку до конца войны об акции «Спасение по Балтийскому морю 1945» почти ничего не говорилось (хотя она считается крупнейшей в истории операцией по спасению 2,5 млн человек на более чем 1000 кораблях), то я учредил на свои средства «Медаль за спасение 1945», которой бывшие моряки награждались в ходе встреч в Дампе. Первыми награжденными стали командиры и члены экипажей кораблей, участвовавших в спасении людей с «Густлоффа». Всего было вручено 75 медалей.

Благодаря тому, что о моем «Архиве Густлоффа» за прошедшие 50 лет стало широко известно, на меня вышли по телефону, письменно и лично родственники жертв с «Густлоффа», а также те люди, которые полагали, что их близкие были беженцами на «Густлоффе» и погибли во время кораблекрушения.

Благодаря встречам в Дампе и личным контактам с сотнями выживших постепенно сложилось «Сообщество «Густлоффа», членами которого стали и те, кто спасал тонувших. Однако это не юридически зарегистрированная организация, а дружеский круг лиц, которых я периодически информирую письмами о встречах и по другим вопросам.

Ю.Л.: Насколько эта история известна сегодняшнему молодому поколению в Германии и сохраняется ли интерес к данной теме?
H.S.: Благодаря художественному фильму «Ночь опустилась над Готенхафеном», «Густлоффским встречам», телевизионным репортажам и интервью с выжившими, сообщениям прессы, а также публикациям в газете «Бильд», «Бильд ам Зонтаг» и журнале «Штерн», более, чем 100 сообщениям в различных газетах, моим публикациям (книгам) и моей документальной фотовыставке «Судьба «Вильгельма Густлоффа» эта трагедия стала известна миллионам немцев. Можно с уверенностью сказать, что гибель лайнера «Вильгельм Густлофф» является в Германии самой известной трагедией корабля во Вторую мировую войну.

В феврале 1990 года я посетил с недельным визитом Ленинград. Мне была тогда предоставлена возможность выступить перед офицерами штаба ЛенВМБ в Адмиралтействе совместно с инженер-механиком подводной лодки «С-13» Я.С. Коваленко, с которым я за день до этого посетил могилу Маринеско. После этого у меня взяло интервью ленинградское телевидение. В этой поездке участвовали также барон Фальц-Файн (бывший россиянин из Лихтенштейна) и известный мюнхенский продюсер телефильмов М. Реми. В последние годы я был несколько раз в Ленинграде/Санкт-Петербурге и в Калининграде (по приглашению Комитета Маринеско).

Ю.Л.: Почему в пятом издании вашей книги «Катастрофа «Густлоффа» – записки спасшегося» количество пассажиров увеличилось вдвое?
H.S.: После издания моих книг «Балтийское море 45» и «Катастрофа Густлоффа», обсуждения их в газетах, интервью со мной по поводу этих книг по телевидению я получил свыше 1000 писем. Люди, пережившие катастрофу, сомневались, что на «Густлоффе» было только 5000 беженцев, в то время, как на судне меньшего тоннажа «Дойчланд», находилось 12000 беженцев, а на несколько большем по тоннажу «Кап Аркона» свыше 13000. Оба эти корабля были заполнены беженцами в Готенхафене в те же дни, в конце января 1945 года. Уже в 1985 году на первой встрече спасшихся после катастрофы «Густлоффа» ко мне обращались по поводу опубликованной цифры 5000 беженцев. Меня просили исправить ее на 8000 человек. Но так как у меня не было доказательств по поводу увеличения беженцев, я не мог вносить исправлений.

Лишь в 1997 году я нашел человека, который руководил регистрацией пассажиров. Это был доктор Вольдемар Террес. В качестве санитарного обер-фенриха (унтер-офицера) он осуществлял на борту последний пересчет беженцев. 29 января 1945 года в 17.00 последняя запись зафиксировала цифру 7956 человек.

После 17 часов в течение всей последующей ночи до самого отхода прибывали очередные беженцы, а когда «Густлофф» уже отошел от пирса с парохода «Ревал», прибывшего из Пиллау, на борт лайнера поднялись еще 500-800 беженцев. Так что можно исходить от общего числа 8956 человек, возможно, беженцев было больше еще на несколько сот человек. Доктор Террес подтвердил под присягой зафиксированное им число и повторил свои данные перед телекамерой.

Многое из того, что Шён перечислил в своих семи ответах, подробно описано в вышедшем в 2002 году романе «Траектория краба» нобелевского лауреата Гюнтера Грасса, который нашел данные Шёна достоверными, о чем уведомил того благодарственным письмом. Нам же остается теперь размышлять, а достоверен ли сам роман Грасса? Как справедливо заметил Хайнц Шён: «Лишь объективные и отвечающие правде исследования Второй мировой войны и военных событий на русской и немецкой земле приведут к примирению и прочному миру между обоими нашими народами в Европе».

Подготовил: Юрий Лебедев
Фото: из архива www.wilhelmgustloff.com

Архивная статья из № 5 (53) за 2007 г.

С-13 повезло еще раз: единственный корабль сопровождения был занят спасением людей, а когда он начал бросать глубинные бомбы, торпеда "За Сталина" была уже обезврежена, и лодка смогла уйти.

Один из спасшихся, 18-летний стажер административно-хозяйственной службы Хайнц Шён, более полувека собирал материалы, связанные с историей лайнера, и стал хронистом величайшей корабельной катастрофы всех времен. По его подсчетам, 30 января на борту Густлова находилось 10582 человека, погибло 9343. Для сравнения: катастрофа Титаника, в 1912 году напоровшегося на подводный айсберг, стоила жизни 1517 пассажирам и членам команды.

Все четыре капитана спаслись. Самый молодой из них, по фамилии Колер, вскоре после окончания войны покончил с собой - его сломала судьба Густлоффа.

Миноносец «Лев» (бывший корабль голландского ВМФ) первым прибыл на место трагедии и начал спасение уцелевших пассажиров. Поскольку в январе температура уже была −18 °C, оставалось всего несколько минут до того, как наступало необратимое переохлаждение организма. Несмотря на это, кораблю удалось спасти 472 пассажира со шлюпок и из воды.
На помощь также подошли корабли охранения другого конвоя - крейсера «Адмирал Хиппер», который тоже, кроме команды, ещё имел на борту около 1500 беженцев.
Из-за опасения атаки субмарин он не остановился и продолжал удаляться в безопасные воды. Другим кораблям (под «другими кораблями» понимается единственный эсминец Т-38, - на «Лёве» не работала ГАС, «Хиппер» ушёл) удалось спасти ещё 179 человек. Немногим больше чем через час новые корабли, которые пришли на помощь, смогли выловить только мёртвые тела из ледяной воды. Позже малый посыльный корабль, который прибыл на место трагедии, неожиданно нашёл, через семь часов после потопления лайнера, среди сотен мёртвых тел незамеченную шлюпку и в ней живого младенца, закутанного в одеяла, - последнего спасённого пассажира "Вильгельма Густлоффа".

В результате выжить удалось, по разным оценкам, от 1200 до 2500 человек из немногим меньше 11 тысяч находившихся на борту. По максимальным оценкам, потери оцениваются в 9985 жизней.

Хронист Густлова Хайнц Шён в 1991 году разыскал последнего оставшегося в живых из 47 человек команды С-13 77-летнего бывшего торпедиста В. Курочкина и дважды побывал у него в деревне под Ленинградом. Два старых моряка поведали друг другу (с помощью переводчицы), что происходило в памятный день 30 января на подводной лодке и на Густлоффе.
Во время второго визита Курочкин признался немецкому гостю, что после их первой встречи почти каждую ночь ему снятся женщины и дети, с криками о помощи тонущие в ледяной воде. При прощании он сказал: "Плохое это дело - война. Друг в друга стрелять, женщин и детей убивать - что может быть хуже! Научиться бы людям жить без пролития крови…"

30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 был торпедирован немецкий пассажирский лайнер "Вильгельм Густлофф", на борту которого находилось более 10.000 человек. Эта катастрофа стала крупнейшей за всю историю.

Лайнер был построен в 1937 году кораблестроительной фирмой "Blohm + Voss". По инициативе Гитлера его назвали "Вильгельм Густлофф", в честь нацистского деятеля из Швейцарии, убитого 5 февраля 1936 года евреем.

Начало строительства (Гамбург)

Строительством занималась организация "Сила через радость". Лайнер был рассчитан на 1500 человек, имел десять палуб. Его двигатели были средней мощности, так как он был построен для медленных, комфортных круизов. С точки зрения удобств, оборудования и приспособлений для отдыха этот лайнер был одним из лучших в мире

Вдова Вильгельма Густлоффа Хедвиг разбивает бутылку шампанского об борт. Сзади неё стоит Гитлер (5 мая 1937)

Как флагман круизного флота "Вильгельм Густлофф" провёл в море всего полтора года и осуществил 50 круизов. На его борту побывали около 65 000 отдыхающих.

В 1938 году лайнер использовался у берегов Великобритании как "плавучий избирательный участок". Тем самым, немецким и австрийским гражданам предоставлялась возможность участвовать в референдуме по поводу присоединения Австрии к Рейху.

На выборах (10.04.1938)

Помимо круизной деятельности, "Вильгельм Густлофф" вовлекался в различные мероприятия, проводимые правительством Германии. В мае 1939 года он впервые перевозил войска — немецких добровольцев легиона "Кондор", принимавшего участие в гражданской войне в Испании, из Испании в Гамбург.

С началом войны "Вильгельм Густлофф" был переоборудован в госпитальное судно (500 коек) и приписан к ВМС Германии. Лайнер был перекрашен в белый цвет и обозначен красными крестами, что должно было защитить его от нападения согласно Гаагской конвенции.

В 1940 году служба судна как военного госпиталя закончилась — по решению руководства ВМС его приписали к школе подводников в Готенхафене. Лайнер опять перекрасили в серый цвет. Теперь он превратился в плавучую казарму для школы подводников, и прослужил в этом качестве всю войну.

В начале 1945 года по инициативе немецкого адмирала Карла Дёница была начата специальная операция "Ганнибал", целью которой являлась эвакуация в Германию мирных жителей, бежавших от наступающей Красной армии. В рамках этой операции 22 января на свой борт беженцев начал принимать и "Вильгельм Густлофф", находящийся на то время в порту Готенхафена (ныне г. Гдыня, Польша). Сначала людей размещали по специальным пропускам — в первую очередь офицеров-подводников (918 чел), женщин из флотского вспомогательного дивизиона (373) и раненых солдат (162). Потом мирных жителей, предоставляя преимущество женщинам и детям. На 28 января было зарегистрировано 6600 человек. Далее же, в связи с большим скоплением народу на береге, стали пускать всех подряд. Этих людей уже никто не считал. По более точным подсчётам, всего к 30 числу на борту собралось 10582 человека.

Вечером 30 числа, когда лайнер уже спокойно плыл по Балтийскому морю, в течение двух часов его преследовала подводная лодка С-13 под командованием Александр Маринеско. В 21:04 советские подводники выпустили первую торпеду, которая попала в нос корабля. Вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. В результате атаки погибло около 10000 человек.

Художник Клаус Райнер Форст

Художник Майк Интэманн

Художник Сеяр Бекиров

Художник Андрей Лубянов

«Вильгельм Густлофф» (нем. Wilhelm Gustloff) — германский пассажирский лайнер, принадлежавший немецкой организации «Сила через радость» (нем. Kraft durch Freude — KdF), с 1940 плавающий госпиталь. Назван в честь убитого еврейским террористом партийного лидера Вильгельма Густлоффа.

Спущен на воду 5 мая 1937 года. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета и общежития Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — только по официальным данным, в ней погибло 5 348 человек, а по оценкам ряда историков реальные потери могли составлять от восьми до девяти с лишним тысяч жертв.

Подводная лода тип "С"

Предыстория

После прихода к власти в 1933 г. Национал-социалистической немецкой рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером, одним из её направлений деятельности стало создание широкой сети социального обеспечения и услуг для населения Германии. Уже в середине 30-х годов рядовой немецкий рабочий по уровню услуг и льгот, которые ему полагались, выгодно отличался от рабочих в капиталистических странах Европы. Для организации досуга рабочего класса были созданы такие организации, как «Сила через радость» (нем. Kraft durch Freude — KDF), которая входила в Немецкий трудовой фронт (DAF). Главной целью этой организации было создание системы отдыха и путешествий для немецких рабочих. Для воплощения этой цели, кроме прочего, была построена целая флотилия пассажирских судов для предоставления дешёвых и доступных путешествий и круизов. Флагманом этого флота должен был стать новый комфортабельный лайнер, который авторы проекта планировали назвать именем немецкого фюрера — «Адольф Гитлер».

Убийство Вильгельма Густлоффа

4 февраля 1936 года в Давосе еврейским террористом Давидом Франкфуртером был убит швейцарский руководитель НСДАП Вильгельм Густлофф. История его гибели приобрела широкую огласку, особенно в Германии. Убийство лидера национал-социалистов Швейцарии, стало наглядным подтверждением того факта, что мировое организованное еврейство объявило открытую войну против немецкому народа, вышедшему из под его контроля. Вильгельм Густлофф был похоронен с государственными почестями, в его честь по всей Германии прошли многочисленные митинги, его именем были названы самые разнообразные объекты в Германии.

В связи с этим, когда в 1937 году круизный лайнер, заказанный на верфи «Блом & Фосс», уже был готов для спуска на воду, немецкое руководство решило увековечить его имя в названии корабля.

На торжественный спуск на воду 5 мая 1937 года, кроме государственных деятелей страны, также прибыла и вдова Густлоффа, которая на церемонии по традиции разбила бутылку шампанского о борт лайнера.

Характеристики

С технологической точки зрения «Вильгельм Густлофф» не был исключительным кораблем. он был построен для комфортных круизов. Однако с точки зрения удобств, оборудования и приспособлений для отдыха этот лайнер действительно был одним из лучших в мире. В отличие от других судов такого класса, «Густлофф», в подтверждение «бесклассового характера» национал-социалистического строя, имел каюты одинакового размера и одинакового отличного удобства для всех пассажиров. Лайнер имел десять палуб. Одной из новейших технологий, применённых на нём, был принцип открытой палубы с каютами, которые имели на неё прямой выход и ясный обзор пейзажей. Лайнер был рассчитан на 1 500 человек. К их услугам были предоставлены шикарно украшенный бассейн, зимний сад, большие просторные залы, музыкальные салоны, несколько баров.

Кроме сугубо технических нововведений и наилучших приспособлений для незабываемого путешествия, «Вильгельм Густлофф», являл собой своеобразный морской символ Третьего рейха, как первого в истории национально-социалистического государства. По словам Роберта Лея, возглавлявшего Немецкий трудовой фронт, лайнеры, подобные этому, могли: предоставить возможность, слесарям Баварии, почтальонам Кёльна, домохозяйкам Бремена по крайней мере раз в году осуществить доступное по цене морское путешествие на Мадейру, по побережью Средиземного моря, к берегам Норвегии и Африки

Для граждан Германии путешествие на «Густлоффе» должно было быть не только незабываемым, но и доступным по цене, невзирая на социальное положение. Например, пятидневный круиз по побережью Италии стоил лишь 150 рейхсмарок, тогда как средний месячный заработок рядового немца равнялся 150—250 рейхсмаркам. Для сравнения, стоимость билета на этом лайнере составляла лишь третью часть от стоимости подобных круизов в Европе, где их могли себе позволить только представители зажиточных слоев населения и знати. Таким образом, «Вильгельм Густлофф» своими удобствами, уровнем комфорта и доступностью не только олицетворял успехи и достижения нового, по настоящему народного государственного строя, но и также наглядно демонстрировал всему миру преимущества национал-социализма.

Пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф»
Флагман круизного флота

Первый официальный круиз состоялся 24 мая 1938 года, и почти две трети его пассажиров были гражданами Австрии, народ которой считал себя частью Германии. Круиз стал настоящим триумфом, свидетельством достижений новой власти Германии. Мировая пресса восторженно описывала впечатления участников круиза и великолепный сервис на борту лайнера. Даже сам рейхсканцлер Германии прибыл на лайнер, символизировавший все лучшие достижения страны под его руководством. После этого события, лайнер начал выполнять задание, ради которого был построен, — предоставлять доступные, комфортабельные круизы рабочим Германии.

Спуск на воду. «Вильгельм Густлоф».

«Вильгельм Густлофф», по ходу свой пассажирской круизной деятельности, оказался к тому же и спасаиельным судном. Первый удачный, хоть и не запланированный, случай произошёл во время спасения моряков английского судна «Пегуэй», терпевшего бедствие 2 апреля 1938 года в Северном море. Отвага и решительность капитана, который оставил процессию из трех судов, чтобы спасти англичан, была отмечена не только мировой прессой, но и английским правительством — капитан был награждён, а на судне позже установили памятную доску. Благодаря этому случаю, когда 10 апреля «Густлоффа» используют в качестве плавучего избирательного участка для немцев и австрийцев Великобритании, участвующих в плебисците о присоединении Австрии, о нём уже благосклонно писала не только британская, но и мировая пресса. Для участия в плебисците почти 2 000 граждан обеих стран и большое количество корреспондентов отплывали в нейтральные воды вблизи побережья Великобритании. Лишь четверо из участников этого события воздержались. Западная, и даже британская коммунистическая пресса была в восторге от лайнера и достижений Германии. Задействование такого совершенного судна в плебисците символизировало то новое, что повсеместно было тогда в Германии.

Как флагман круизного флота «Вильгельм Густлофф» провел в море всего полтора года и осуществил 50 круизов в рамках программы «Сила через радость». На его борту побывали около 65 000 отдыхающих. Обычно в теплый сезон лайнер предлагал путешествия по Северному морю, побережью Германии, норвежским фьордам. Зимой лайнер ходил в круизы по Средиземному морю, побережью Италии, Испании и Португалии. Для многих, эти круизы остались незабываемым и самым лучшим временем из всего периода национального социализма в Германии. Многие рядовые немцы воспользовались услугами программы «Сила через радость» и были искренне благодарны руководству страны за предоставление возможностей отдыха, не сравнимого с другими странами Европы.

Помимо круизной деятельности, «Вильгельм Густлофф» оставался судном в государственной собственности и вовлекался в различные мероприятия, проводимые правительством Германии. Так 20 мая 1939 году «Вильгельм Густлофф» впервые перевозил войска — немецких добровольцев легиона «Кондор», принимавшего участие в гражданской войне в Испании. Прибытие судна в Гамбург с немецкими добровольцами на борту вызвало большой резонанс по всей Германии, и в порту устроили специальную церемонию встречи с участием лидеров государства.

Военная служба

Последний круиз лайнера состоялся 25 августа 1939 года. Неожиданно во время запланированного рейса в середине Северного моря капитан получил зашифрованный приказ срочно вернуться в порт. Время круизов окончилось — менее чем через неделю началась Вторая мировая война.

Военный госпиталь

С началом войны почти все суда KDF оказались на военной службе. «Вильгельм Густлофф» был переоборудован в госпитальное судно (нем. Lazarettschiff) и приписан к ВМС Германии. Лайнер был перекрашен в белый цвет и обозначен красными крестами, что должно было защитить его от нападения согласно Гаагской конвенции. Первые пациенты начали прибывать на борт уже в октябре 1939 года. Примечательный факт - большинством из первых пациентов были раненые пленные поляки. Со временем, когда немецкие потери стали ощутимыми, судно отправили в порт Готенгафен (Гдыню), где оно взяло на борт ещё больше раненых, а также немцев (фольксдойче), эвакуированных из Восточной Пруссии.

Служба судна как военного госпиталя закончилась — по решению руководства ВМС его приписали к школе подводников в Готенхафене. Лайнер опять перекрасили в серый камуфляжный цвет, и он потерял защиту Гаагской конвенции, которую имел раньше.

Превратившись в плавучую казарму для школы подводников, «Вильгельм Густлофф» провёл в таком качестве бо́льшую часть своей короткой жизни — почти четыре года. С приближением конца войны ситуация начала изменяться не в пользу Германии — множество городов страдали от налетов союзной авиации. 9 октября 1943 года Готенхафен был подвергнут бомбардировке, в результате которой было потоплено другое судно прежнего KDF, а сам «Вильгельм Густлофф» получил повреждения.

Эвакуация населения

Во второй половине 1944 года фронт подошёл совсем близко к Восточной Пруссии. Коммунистическая военная пропаганда всячески раздувало антинемецкий психоз и призывыла своих солдат к справедливой мести немецким "фашистам".

В октябре 1944 года первые отряды Красной Армии уже были на территории Восточной Пруссии. Первым немецким городом, захваченным коммунистами, был Неммерсдорф (ныне село Маяковское Калининградской области). Через несколько дней его удалось на некоторое время отбить, но представшая картина массовых убийств и изнасилований, повергла всю Германию и Европу в шок. Эти жуткие зверства коммунистов вызвали обратную реакцию — количество добровольцев в ополчение Фольксштурм (Нарлдные дружины) увеличилось, однако с приближением фронта, и миллионы людей оказались беженцами.

Плакат: "За свободу и жизнь".

На начало 1945 года уже значительное количество людей в панике спасались бегством. Многие из них следовали к портам на побережье Балтийского моря. Для эвакуации огромного количества беженцев по инициативе немецкого адмирала Карла Дёница была осуществлена специальная операция «Ганнибал», которая вошла в историю как крупнейшая в истории эвакуация населения морем. Во время этой операции почти 2 миллиона человек мирного населения были эвакуированы в Германию — на больших судах, как «Вильгельм Густлофф», а также на сухогрузах и буксирах.

В те дни коммунисты стремительно продвигалась на Запад, в направлении Кенигсберга и Данцига. Сотни тысяч немецких беженцев двигались к портовому городу Гдыне — Готенхафену. 21 января гросс-адмирал Карл Дениц отдал приказ: "Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти". Операция "Ганнибал" стала крупнейшей эвакуацией населения в истории мореплавания: свыше двух миллионов человек были переправлены на запад.

гросс-адмирал Карл Дениц

Готенхафен стал для многих беженцев последней надеждой — здесь стояли не только большие военные корабли, но и крупные лайнеры, каждый из которых мог взять на борт тысячи беженцев. Одним из них и был "Вильгельм Густлоф".

Развитие событий

Таким образом, в рамках операции «Ганнибал» 22 января 1945 года «Вильгельм Густлофф» начал принимать на борт беженцев. Когда в порту собрались десятки тысяч людей и ситуация осложнилась, начали впускать всех, предоставляя преимущество женщинам и детям. Поскольку запроектированное количество мест были всего 1 500, беженцев начали размещать на палубах, в переходах. Женщин-военнослужащих разместили даже в пустом бассейне. На последних этапах эвакуации паника усилилась настолько, что некоторые женщины в порту в отчаянии начали отдавать своих детей тем, кому удалось подняться на борт, в надежде хотя бы таким образом их спасти. Под конец, 30 января 1945 года, офицеры экипажа судна уже перестали считать беженцев, количество которых перевалило за 10 000.

По современным оценкам на борту должно было находиться 10582 человека: 918 курсантов, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих, и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей. Когда в 12:30 «Вильгельм Густлофф» в сопровождении двух кораблей охранения наконец отошёл.

Вопреки рекомендациям идти зигзагом, чтобы осложнить атаку подводных лодок, было решено идти прямым курсом со скоростью в 12 узлов, поскольку коридор в минных полях не был достаточно широким и капитаны надеялись таким образом быстрее выбраться в безопасные воды; кроме того, корабль испытывал недостаток топлива. Лайнер не мог развить полную скорость из-за полученных при бомбардировках повреждений. К тому же торпедолов TF-19 вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, и в охранении остался только один миноносец «Лев» (Löwe). В 18:00 поступило сообщение о конвое тральщиков, который якобы шёл навстречу, и, когда уже стемнело, было приказано включить ходовые огни, чтобы предотвратить столкновение. В действительности же никаких тральщиков не было, и обстоятельства появления этой радиограммы так и остались невыясненными до сих пор.

Потопление

Когда командир советской подводной лодки С-13 Маринеско увидел ярко освещённый, вопреки всем нормам военной практики, «Вильгельм Густлофф», то в течение двух часов следовал за ним в надводном положении, выбирая позицию для атаки. Даже здесь судьба подвела «Густлофф», поскольку обычно субмарины были неспособны догнать надводные корабли, но капитан Петерсон шёл медленнее проектной скорости, учитывая значительное переполнение пассажирами.

Около девяти часов С-13 зашла со стороны берега, где её менее всего могли ожидать, и с дистанции менее 1 000 м в 21:04 выпустила три торпеды.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Первой мыслью пассажиров было, что они наскочили на мину, но капитан Петерсон понял, что это была субмарина, и его первыми словами было: Das war’s (Вот и всё). Те пассажиры, которые не погибли от трёх взрывов и не утонули в каютах нижних палуб, в панике бросились к спасательным шлюпкам. В этот момент оказалось, что приказав закрыть, согласно инструкции, водонепроницаемые отсеки в нижних палубах, капитан нечаянно заблокировал часть команды, которая должна была заняться спуском шлюпок и эвакуацией пассажиров. Поэтому в панике и давке погибло не только много детей и женщин, но также многие из тех, кто выбрался на верхнюю палубу. Они не могли спустить спасательные шлюпки, потому что не умели этого делать, к тому же многие шлюпбалки обледенели, а судно уже получило сильный крен. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, уже полную людей. Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул.

Еще через две недели, 10 февраля 1945 года, подводная лодка С-13 Маринеско потопила ещё один большой немецкий транспорт «Генерал Штойбен» с беженцами, в результате чего погибло еще около 3 700 человек.

немецкий транспорт «Генерал Штойбен»

Спасение уцелевших

Миноносец «Лев» первым прибыл на место трагедии и начал спасение уцелевших пассажиров. Поскольку в январе температура уже была —18 °C, оставалось всего несколько минут до того, как наступало необратимое переохлаждение организма. Несмотря на это, кораблю удалось спасти 472 пассажира со шлюпок и из воды. На помощь также подошли корабли охранения другого конвоя — крейсера «Адмирал Хиппер», который тоже, кроме команды, ещё имел на борту около 1 500 беженцев. Из-за опасения атаки субмарин он не остановился и продолжал удаляться в безопасные воды. Другим кораблям (под «другими кораблями» понимается единственный эсминец Т-38, — на «Леве» не работала ГАС, «Хиппер» ушёл) удалось спасти ещё 179 человек. Немногим больше чем через час новые корабли, которые пришли на помощь, смогли выловить только мёртвые тела из ледяной воды. Позже малый посыльный корабль, который прибыл на место трагедии, неожиданно нашёл, через семь часов после потопления лайнера, среди сотен мёртвых тел незамеченную шлюпку и в ней живого младенца, закутанного в одеяла, — последнего спасённого пассажира «Вильгельма Густлоффа».

Крейсер "Адмирал Хиппер"

В результате выжить удалось, по разным оценкам, от 1 200 до 2 500 человек из более чем 10 тысяч находившихся на борту. По максимальным оценкам, потери оцениваются в 9 343 жизни.

Советские транспорты во время войны с беженцами и ранеными на борту, также становились целями для вражеских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм Густлофф», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью).

теплоход «Армения», потопленный в 1941 году

Реакция на трагедию

В Германии реакция на потопление «Вильгельма Густлоффа» на момент трагедии была довольно сдержанной. Немцы не разглашали масштабы потерь, чтобы не ухудшать моральное состояние населения ещё сильнее. Кроме того в тот момент немцы несли тяжёлые потери и в других местах. Однако по окончании войны в сознании многих немцев одновременная гибель стольких мирных людей и особенно тысяч детей на борту «Вильгельма Густлоффа» осталось раной, которую не заживило даже время. Вместе с бомбардировкой Дрездена эта трагедия остаётся одним из наиболее страшных событий Второй мировой войны. Из четырёх капитанов, которые спаслись после гибели корабля, самый молодой, Колер, не выдержав чувства вины за трагедию «Вильгельма Густлоффа», вскоре после войны покончил жизнь самоубийством.

В советской историографии данное событие получило название «Атаки века». Маринеско посмертно получил звание Героя Советского Союза. Ему поставили памятники в Калининграде, в Кронштадте, в Петербурге и в Одессе. В советской военной историографии он считается подводником № 1.

«Вильгельм Густлофф» в литературе и кино

В 1959 году в ФРГ был снят художественный фильм «Ночь над Готенхафеном» (нем. Nacht fiel über Gotenhafen) о трагедии крушения корабля.

Большой резонанс получил роман «Траектория краба» (Im Krebsgang, 2002) немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Гюнтера Грасса. Повествование в книге ведётся от имени журналиста, жителя современной Германии, который появился на свет на борту «Густлоффа» в день крушения корабля. Катастрофа «Густлоффа» не отпускает героя Грасса, и события более чем полувековой давности приводят к новой трагедии. Книга крайне негативно описывает Маринеско.- подводника отправившего на дно 13 тысяч беженцев.

2-3 марта 2008 года показан новый телевизионный фильм немецкого канала ZDF под названием «Die Gustloff»

«Вильгельм Густлофф» был потоплен советской подводной лодкой С-13 под командованием Маринеско 30 января 1945 года.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook