Российские регионы больше не банкроты. В россии всего три региона-донора, остальные дотационные или банкроты Регионы банкроты

Российские регионы наращивают миллиардные долги, кроме того, продолжают занимать деньги. Учитывая эти факторы, многие регионы могут стать банкротами уже к 2015 году, пишет в четверг газета “Известия” .

По данным Минфина на 1 августа, лидеры по госдолгу среди регионов России
ЦФО:
Москва - 176 млрд рублей
Тверская область- 20,8 млрд рублей
Рязанская область - 20,7 млрд рублей
СЗФО:
Вологодская область - 28,11 млрд рублей
Архангельская область - 23 млрд рублей
Санкт-Петербург - 20,6 млрд рублей
ЮФО:
Краснодарский край - 80,9 млрд рублей
Волгоградская область - 28,9 млрд рублей
СКФО:
Ставропольский край - 13 млрд рублей
ПФО:
Татарстан - 85,5 млрд рублей
Нижегородская область - 42 млрд рублей
Саратовская область - 40,8 млрд рублей
УФО - Свердловская область - 18,3 млрд рублей
СФО:
Кемеровская область - 32,4 млрд рублей
Красноярский край - 31,4 млрд рублей
Омская область - 22,9 млрд рублей
ДФО:
Якутия - 19,5 млрд рублей
Амурская область - 16 млрд рублей

Эксперты рассказали , что будет с регионами-банкротами и как обернется ситуация для людей, которые там живут.

“От банкротства субъекта РФ пострадают практически все, но в разной степени. Конечно, регион не является предприятием, но у него также есть движимое и недвижимое имущество, которое подлежит продаже при прохождении через процедуру банкротства, - Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга “ФИНАМ”. - Также стоит помнить, что на субъекте РФ лежит социальная ответственность за жителей региона, должны выполняться все запланированные бюджетом выплаты”.

Замедление темпов роста российской экономики стало очевидно еще в конце 2012 года, но предпринимать меры по стимулированию экономики правительство стало только сейчас, поскольку приоритетной задачей было снижение инфляции, считает аналитик “ФИНАМ”. Дело в том, что факторы, которые помогают ВВП расти, а это - цены на нефть, приток иностранного капитала, потребительское кредитование, рост внутреннего совокупного спроса - перестали работать, отмечает эксперт.

В случае объявления банкротства, регион не сможет развивать масштабные проекты, пользоваться долговым рынком для финансирования. Именно поэтому этого темпы экономического роста региона могут катастрофически упасть, объясняет аналитик. “Во-вторых, банкротство одного региона существенно скажется на его соседях и стране в целом, может развиться цепочка дефолтов, что привет к экономической нестабильности в РФ. Так что, такое развитие событий, действительно, является негативным для экономики и простых граждан в частности. Жители региона почувствуют на себе это событие, конечно не так уж и сильно, но все равно болезненно. В первую очередь, это может вылиться, как я уже говорил выше, в заморозку крупных инвестиционных проектов”, - резюмировал аналитик “Финам”.

Анна Кокорева, аналитик компании “Альпари” настроена более оптимистично. “На мой взгляд, говорить о дефолте регионов преждевременно и текущая ситуация несколько преувеличена, - считает она. - Между тем, проблема растущих долгов существует и прогрессирует. Долговая нагрузка регионов растет по многим причинам. Российская экономика стагнирует, это, безусловно, сказывается на финансовой ситуации во всех частях страны. Правительство ожидает замедления темпов роста ВВП до 1,8% и сокращение промышленного производства до 0,7%. Спрос на продукцию падает, а значит, госпредприятия и частный бизнес недополучаю прибыль. Меньше прибыль, меньше налоговые поступления в бюджет”.

Тем временем, отмечает эксперт, в регионы не поступают инвестиции, напротив - в России наблюдается отток капитала, который по итогам года может составить 70 млрд долларов. Есть две причины: некоторые области просто не смогли переориентироваться на рыночные условия экономики, кроме того, производство на многих предприятиях устарело и не модернизируется, а значит, выпускаемая на нем продукция теряет конкурентоспособность.

“Если регионы все-таки объявят себя банкротами, то в первую очередь пострадают кредиторы, банки и другие кредитные организации. Потери будут исчисляться сотнями миллионов рублей. Пострадают и те, кто имел тесное сотрудничество с обанкротившимися регионами, так как вряд ли местные власти смогут выполнять свои обязательства в прежнем объеме. Пострадают и жители этих регионов. Однако для них это не станет сюрпризом, так как такие вещи не происходят резко и не приходят из неоткуда. Дефолт регионов может привести к сокращению работников - это бюджетники, государственные служащие, а также к снижению или задержке заработной платы. - говорит Кокорева. - Сами регионы, после дефолта окончательно потеряют инвестиционную привлекательность. Также можно ожидать полной смены состава представителей местной власти”.

Объем государственного долга в 33 регионах сократился, в 49 вырос; в восьми регионах объем госдолга превышает собственные доходы бюджета, о чем свидетельствуют результаты исследования агентства «РИА Рейтинг «, входящего в медиагруппу МИА «Россия сегодня».

Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5% и, согласно информации Министерства финансов РФ, на 1 января 2017 года составил 2,353 триллиона рублей. По данным экспертов «РИА Рейтинг», это самый минимальный прирост госдолга за последние несколько лет. В 2015 году госдолг регионов РФ вырос на 11%, в 2014 году – на 20%, в 2013 году – на 28,6%. При этом в структуре регионального госдолга все большая доля приходится на бюджетные кредиты. В 2016 году регионы РФ активно замещали коммерческую задолженность дешевыми бюджетными кредитами.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты «РИА Рейтинг» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2016 году. В исследовании использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве показателя долговой нагрузки составители применили в рейтинге отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2017 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета (собственным доходам) за 2016 год.

Новые лидеры

Низкий уровень долговой нагрузки наблюдается по-прежнему в девяти российских регионах, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. Менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет государственный долг в Тюменской области, городах Санкт-Петербурге и Москве, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО).

Места покинувших лидирующую группу Ненецкого автономного округа и Республики Крым заняли Ленинградская область и Приморский край. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг отсутствует. Пяти регионам в группе удалось сократить свою долговую нагрузку. В ХМАО и Тюменской области долговая нагрузка выросла.

Меньше регионов с перекосом

Республика Мордовия уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ, но и здесь, по данным экспертов, наблюдаются позитивные изменения. По итогам 2016 года долговая нагрузка на бюджет республики за 2016 год уменьшилась на 6,5 процентных пунктов, что обусловлено ростом на 15,7% объемов налоговых и неналоговых доходов региона. Сам же государственный долг Республики Мордовия вырос на 11,6% за счет бюджетных кредитов и облигационного займа объемом 5 миллиардов рублей, размещенного в сентябре 2016 года.

Помимо Республики Мордовия, еще в семи российских регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета, но, в сравнении с 2015 годом, их количество сократилось почти вдвое. На 1 января 2015 года таких регионов было 14. Кроме того, в этой части рейтинга есть позитивные тенденции: в пяти регионах из восьми долговая нагрузка за прошедший год снизилась, и во всех случаях это произошло за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с увеличением госдолга.

Судя по долговой структуре, возможностями заместить более дорогие в обслуживании коммерческие займы на кредитование по линии Минфина РФ в замыкающей рейтинг группе регионов воспользовались не все. Если в структуре долга Смоленской области и Республики Карелия бюджетные кредиты занимают более половины, и их доля за 2016 год выросла до 58,8% и 51,7% соответственно, то в ряде регионов имеют место структурные перекосы в сторону коммерческих кредитов.

Так, в Астраханской области доля коммерческих кредитов составляет 50,5%, в Костромской области - 52,6%, в Еврейской автономной области - 61%, Республике Марий Эл - 67,7%. Помимо того, в Республике Хакасии почти половина госдолга (49,8%) приходится на облигационные займы и еще 37,3% на коммерческие кредиты . Долговая нагрузка в Хакасии за 2016 год выросла на 28,7 процентных пункта и составила 145,5%. Если долговая политика в республике не претерпит каких-то кардинальных изменений, то в ближайшем будущем Республика Хакасия может сместить Республику Мордовию с позиции замыкающего рейтинг региона, считают эксперты.

На 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 36 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе несколько сократилось.

Снижение долговой нагрузки

Общий уровень долговой нагрузки регионов за прошедший год снизился. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Но при этом диапазон значений в региональном разрезе остается достаточно широким. Уровень долговой нагрузки варьировался от 0% в Сахалинской области и Севастополе до 176% в Республике Мордовия. По сравнению с результатами прошлого года, расстановка лидеров и аутсайдеров рейтинга не изменилась.

В 2016 году уровень долговой нагрузки сократился в 63 субъектах РФ. Лидером по положительной динамике стала Республика Ингушетия, долговая нагрузка которой сократилась на 36,8 процентных пункта за счет снижения госдолга на 26% и роста собственных доходов на 9,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Республике Северная Осетия – Алания, Вологодской области, Чукотском автономном округе и Республике Алтай. В тринадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10–20%.

В 20 субъектах РФ уровень долговой нагрузки вырос, из них в шести – более чем на 10%. Республика Хакасия в очередной раз показала самый существенный прирост, нарастив долговое бремя на 28,7 процентных пункта. Кроме нее в Ненецком автономном округе долговая нагрузка выросла на 25,2 процентных пункта, и в Астраханской области – на 24,1 процентных пункта.

Рост госдолга при снижении нагрузки

По оценкам экспертов «РИА Рейтинг», в 2016 году абсолютный объем государственного долга вырос в 49 регионах, во Владимирской области не изменился, и в 33 регионах снизился. В городе Севастополе и Сахалинской области госдолг отсутствует. Лидером по положительной динамике стала Москва, госдолг которой, в том числе за счет полного погашения коммерческих кредитов, сократился на 56%. Кроме того, более чем на 30% сократились объемы государственного долга в Ленинградской области и в Камчатском крае.

Республика Крым, где еще недавно почти отсутствовала государственная задолженность, за 2016 год увеличила объем госдолга в 13 раз. В Ненецком автономном округе объем государственного долга вырос в 3 раза, а в Тюменской области – на 83%. Но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в указанных регионах далеко от рискованных уровней.

Краснодарский край по-прежнему лидер по абсолютному значению государственного долга и за прошедший 2016 год его объем увеличился на 3,3%, достигнув 150 миллиардов рублей. Но за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 15,4% уровень долговой нагрузки региона снизился на 10,3 процентных пункта, и по итогам 2016 года составил 88,2%. Еще в трех регионах – Республике Татарстан, Красноярском крае и Московской области – объем государственного долга превышает 90 миллиардов рублей, но ситуация с долговой нагрузкой на бюджеты регионов остается на приемлемом уровне.

Прогнозы

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, также говорится о том, что бюджетные кредиты являются скорее временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе.

Составители рейтинга нашли подтверждение этому. В Федеральном бюджете на 2017 год под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 миллиардов рублей против 338 миллиардов рублей, выданных в 2016 году. Эксперты «РИА Рейтинг» ожидают их дальнейшего сокращения.

К тому же бюджетные кредиты выдавались на срок 3 года, и в текущем году наступает срок возврата тех кредитов, которые были получены регионами в 2014 году в объеме 230 миллиардов рублей. Даже с учетом того, что объем дотаций, предназначенных в 2017 году на выравнивание региональных бюджетов, увеличен на 100 миллиардов рублей, денег Минфина всем не хватит. За счет бюджетного резерва в лучшем случае рефинансируют текущую задолженность перед Минфином РФ.

Специалисты предполагают, что в связи со стабилизацией финансовых рынков, можно ожидать всплеска активности регионов на долговом рынке и увеличения доли государственных ценных бумаг в региональной долговой структуре. Говоря об абсолютном объеме долга, можно предположить, что в условиях ожидаемого слабого экономического роста консервативная политика региональных властей в отношении заимствований сохранится, и ситуация в целом с региональными долгами продолжит улучшаться.

Эксперты «РИА Рейтинг» по итогам 2017 года ожидают роста объема государственного долга на 5-7%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов – в пределах 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 32-33%, и по сравнению с результатом 2016 года существенно не изменится.

Недисциплинированные южане и северяне

На начало июня 2017 года физическим лицам в России было выдано кредитов на сумму в 3,2 трлн рублей. При этом общая задолженность физлиц по кредитам составляет 11 трлн рублей. Просроченная же задолженность составляет около 8% от общей - примерно 890 млрд рублей. Сумма впечатляет, согласитесь.

Самая большая доля «просрочки» - в регионах юга России и Северного Кавказа. В Карачаево-Черкесии, к примеру, она составляет 14%, в Кабардино-Балкарии - 11,1%, в Краснодарском крае - 10,3%, а в Ингушетии - и вовсе 27,7%. Высокая доля просроченной задолженности также в Сибири: в Кемеровской и Омской областях - около 11%, а в Бурятии - 13%. Самая низкая доля «просрочки» - в Севастополе (2,2%), Ненецком автономном округе (2,3%) и в Крыму (2,5%).

Показатель Поволжья ниже среднего по России - 7,8%. Чаще всего не выплачивают задолженность в Самарской и Саратовской областях (9% и 9,5% соответственно), а также в Башкортостане и Ульяновской области (8,8% и 8,3%). В Татарстане доля просрочки средняя для ПФО - 7,3%, а самый низкий по Поволжью показатель - в Чувашии (5,4%) и Мордовии (5,9%).

Говоря же про закредитованность населения, нужно отметить, что больше всего кредитов на каждого жителя приходится в северных регионах с высокими доходами. Лидер по задолженности - Ямало-Ненецкий автономный округ (в среднем на каждого жителя приходится около 190 тыс. рублей долга), Ханты-Мансийский автономный округ (176 тыс. рублей), Тюменская область (152 тыс. рублей), Магаданская область и Якутия (примерно по 130 тыс. рублей). Для сравнения - в Москве, находящейся на 12-м месте, на каждого жителя приходится лишь по 103 тыс. рублей долга, а в Татарстане (находится в середине рейтинга) - 70 тыс. рублей. Наименее закредитованные регионы России отчасти совпадают с регионами, где самая высокая доля просроченной задолженности, - Ингушетия, Крым и Севастополь (6,5-8,5 тыс. рублей на человека), Дагестан и Чечня (12-13 тыс. рублей на человека).

Однако одно дело взять кредит, и совсем другое - не оплачивать его. Что касается просроченной задолженности на каждого жителя, то в лидерах тут Север и Сибирь. В Бурятии на каждого жителя в среднем приходится по 9,5 тыс. рублей просроченной задолженности. В лидерах также Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ (примерно по 9 тыс. рублей), Красноярский край и Москва (около 8,5 тыс. рублей на каждого жителя). Татарстан здесь опять же находится примерно в середине списка с 5 тыс. рублей (показатель сравним с Белгородской областью, Республикой Алтай и в целом соответствует показателю ПФО). Меньше всего «просрочки» на каждого жителя - вновь в Крыму, Севастополе и Чечне (от 160 до 760 рублей), но говорит это не столько о том, что жители не доводят кредиты до стадии «просрочки», сколько о том, что кредиты здесь в целом берут редко.

Число потенциальных банкротов растет за счет бывшего среднего класса

Некоторой палочкой-выручалочкой для должников становится возможность подать на личное банкротство. При этом число потенциальных банкротов в Поволжье растет. По данным Национального бюро кредитных историй на конец мая 2017 года во всех регионах Поволжья рост составил от 12 до 30%. При этом общее число потенциальных банкротов в ПФО выросло за год со 116,5 до 141 тыс. человек - на 21%. Отметим, что под потенциальными банкротами подразумеваются жители страны, которые формально подпадают под определение, данное в законе, - у них долга более 500 тыс. рублей, а просрочка платежей составляет более 90 дней.

Чаще всего личное банкротство грозит людям, находящимся в самом экономически-активном возрасте: более трети потенциальных банкротов в Поволжье - в возрасте от 30 до 39 лет. Немногим меньше - 29% должников - в возрасте от 40 до 49 лет. Значительно меньше потенциальных банкротов (примерно одна пятая) находится в возрасте от 50 до 59 лет. Следом за этой категорией по количеству потенциальных должников - люди в возрасте от 25 до 29 лет (каждый десятый). Людей другого возраста \совсем мало: от 60 до 65 лет - 4,5% должников, а люди моложе 25 и старше 65 лет составляют суммарно лишь около 1,3% потенциальных банкротов.

Как сказали «Реальному времени» в Национальном центре банкротств, типичный потенциальный банкрот - это «бывший средний класс»: возраст лиц, проходящих процедуру банкротства, - от 35 до 55 лет. По гендерной принадлежности нет особых «перекосов»: банкротятся в одинаковом соотношении как женщины, так и мужчины. То же можно сказать и об их семейном положении.

Второй тип - предприниматели, выступающие для своих организаций поручителями. «Падение рынка негативно воздействовало на их предприятия, прогнозы рентабельности, которые были сделаны при взятии кредита, не оправдались, задолженность по кредитам становится их ответственностью», - рассказывают в НЦБ.

Башкортостан лидирует по числу потенциальных банкротов

Пытаясь проследить, где в основном проживают потенциальные банкроты, можно прийти к выводу, что таким регионом в Поволжье является Башкортостан. По данным Национального бюро кредитных историй на конец мая 2017 года, здесь их около 25,5 тыс. человек. Этот же регион является и одним из лидеров по годовому росту показателя (с начала апреля прошлого года) - за год их стало больше на четверть. Татарстан занимает по числу потенциальных банкротов второе место с 17 тыс. человек, при этом годовой рост составляет 19%. Много потенциальных банкротов также в Самарской области (15 тыс. человек, за год число увеличилось на 22%), Пермском крае (около 14 тыс. человек, годовой рост - 21%), Нижегородской области (13 тыс. человек, рост на 22%).

Наименьшее число потенциальных банкротов - в Марий Эл и Мордовии (примерно по 2,5 тыс. человек). При этом именно Марий Эл стала лидером годового роста числа потенциальных банкротов - почти на треть, а показатель Мордовии вырос за год на 19%.

Если говорить о ситуации не с потенциальными, а с уже «состоявшимися» банкротами-физлицами, то, по данным Национального центра банкротств, основная масса их оказалась из Москвы. При общем количестве банкротов (по данным на 1 июня 2017 года) в 65,5 тыс. человек, почти каждый десятый банкрот - из Москвы. Немногим меньше - 4,3 тыс. человек - живут в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Третье место занимает Московская область с 3,5 тыс. банкротов. В «пятерку» также входит Краснодарский край (3,5 тыс. человек) и Башкортостан (2,3 тыс.). Показатель Татарстана - 1,4 тыс. человек, что больше, чем в Нижегородской области, но меньше, чем в Самарской и Саратовской областях.

Чаще других ведет к банкротству потребкредит, а Пензенская область - в лидерах по неудачным микрозаймам

Возвращаясь же к ситуации в Поволжье, интересно отметить, что основная масса потенциальных банкротов, по данным НБКИ , задолжала не по кредитам на крупные покупки - ипотека или автокредит, а по небольшим кредитам. Больше всего потенциальных банкротов - 90 тыс. человек (то есть более половины) задолжали по потребительским кредитам. При этом практически не отличается от общей картинки и деление людей по регионам и возрастам.

Впрочем, как отмечают в Национальном центре банкротств, иногда должник по одной из категорий становится должником сразу по нескольким статьям. «Достаточно распространенной является ситуация, когда заемщик, например, выплачивающий ипотечный кредит, испытывая материальные сложности, идет на новый заем в микрофинансовых организациях или берет срочный кредит. Как следствие, денежные обязательства значительно возрастают и очень быстро становятся неподъемными, что заводит гражданина в долговую яму», - говорят в НЦБ.

Вторая по значению «причина» нахождения в списке потенциальных банкротов - задолженности по банковским картам. Впрочем, количество должников здесь значительно меньше, всего около 14 тыс. человек. Как ни странно, типичный должник не отличается по возрасту и месту проживания и в этом случае. Интересно здесь, впрочем, отметить, что перевес Башкортостана по числу должников по этому виду кредитов гораздо больше, чем в других случаях. В Башкортостане проживает больше трети всех поволжских должников по «кредиткам», которым грозит банкротство, причем отрыв от ближайшего региона - почти в четыре раза.

Третий по значению вид кредитов, должники по которым могут стать банкротами, - автокредиты. Сейчас таких по Поволжью - 12 тыс. человек. Причем тут заметно, что на возраст от 30 до 39 лет приходится еще большая часть должников. Таких тут около 40%, а вот людей в возрасте от 65 лет - всего 0,6%.

Людей, которые могут стать банкротами из-за неплатежей по ипотеке, в Поволжье всего 3,6 тыс. человек. Причем это первый случай в ПФО, когда лидером по числу должников является не Башкортостан: здесь больше всего должников - в Пермском крае. Еще более интересная картинка появляется, если рассмотреть ситуацию с должниками по микрозаймам. При совсем небольшом общем их числе - 2,7 тыс. человек, более четверти приходится на один регион, причем довольно небольшой - Пензенскую область. Учитывая, что обычно аудитория микрофинансовых организаций бывает довольно ограниченной в деньгах, можно сделать выводы об уровне достатка в этом регионе.

Максим Матвеев,
аналитическая служба "Реального времени"


Максим Калашников
Откроем сайт Минфина РФ и узнаем, что если на 1 мая 2012 года, до майских указов-разорителей долги регионов составляли 1161 млрд. руб, а долги муниципалитетов - 194 млрд. руб, то к 1 февраля 2015 года они выросли соответственно до 2092 и 306,5 млрд – то есть в 1,8 и 1,6 раза! Вы можете представить, как выплатить 2,4 триллиона рублей, если годовые доходы типичного региона-должника - Костромский области - всего 13 млрд?
Первые полгода 2015-го - по данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ вырос за первые шесть месяцев текущего года на 1.5% и составил 2.121 триллиона рублей.

Вот сейчас бы деньги, что угробили на Сочи, пригодились бы на решение кризиса региональных бюджетов. А еще пригодились бы не менее бессмысленные затраты на саммит АТЭС во Владивостоке – 13 млрд. долларов. Или на грядущие футбольные игрища 2018 г. – там еще не менее 20 млрд. долларов затрат из казны всех уровней и кредитов госбанков. Ибо ежу понятно, что эти олимпийско-футбольные затраты никогда не окупятся.

Что такое финансовый крах двадцати регионов? Это – угроза массовых невыплат жалованья бюджетникам, капец местному здравоохранению, катастрофа с ЖКХ и отопительными сезонами. Это угроза бунтов как минимум части страны с населением под 30 миллионов душ. Это означает, что Кремлю придется вводить внешнее управление регионами и искать на их содержание огромные деньги. В дополнение к содержанию Крыма, а также убыточных автономий Северного Кавказа, Абхазии, Южной Осетии. К неизбежным затратам на спасение разрушенного Донбасса – от них никуда не денешься. Причем на фоне падения мировых цен на нефть и санкций Запада, что уже лишили РФ 2,6 трлн. рублей доходов федерального бюджета на 2015 год. Остается только коллективные моления у сочинских стадионов устраивать: может, из них средства посыплются?
полный текст -
http://www.apn-spb.ru/publications/article20583.htm

Обстановка на конец лета-2015.
На начало июля 2015 года количество регионов, в которых объем государственного долга превышает объем собственных доходов увеличилось до четырнадцати. В начале 2015 года таких регионов было десять.
Данные "РИА-рейтинг"
http://riarating.ru/regions_rankings/20150728/610664922.html
Итак, тут вырисовалась десятка лидеров в гонке к разорению.
Это Республика Мордовия, где отношение госдолга к собственным доходам бюджета составило 173%, Северная Осетия – 119,8, Костромская область - 115,9%, Смоленская область – 110,4%, Республика Карелия – 108,9%, Чукотский АО – 108,3%, Республика Хакасия – 108,1%, Карачаево-Черкесская Республика – 107%, Забайкальский край – 105,6%, Астраханская область – 105%, Удмуртская Республика – 101,4%, Белгородская область – 101,3%, Саратовская область – 101,2% и Республика Марий Эл – 100,4%.
В Краснодарском крае, даже несмотря на сокращение долговой нагрузки на 2.2 п.п до 90.5%, ситуация остается напряженной.
Хотя "РИА-рейтинг" и отмечает, что долги регионов коммерческим банкам уже не растут, растут в основном долги регионов федеральному центру.Если на конец 2014 года самая ощутимая доля (42.5%) приходилась на коммерческие кредиты, то к 1 июля 2015 года она сократилась до 37.7%. А вот доля, приходящаяся на бюджетные кредиты, наоборот, за полгода выросла с 31% до 36.9%. Государственных ценных бумаг в суммарном объеме госдолга регионов на фоне неблагоприятной конъюнктуры фондового рынка стало меньше – их доля снизилась с 21.2% до 19.5%, а государственных гарантий – немного больше (их доля выросла с 5.3% до 5.9%).
По итогам первого полугодия 2015 года в 51-ом российском регионе уровень государственного долга на 50% превышает объем годовых налоговых и неналоговых доходов бюджета, среди них у 33-х он выше 70% объема собственных доходов. В начале 2015 года таких регионов было 46 и 26 соответственно.

Низкий уровень долгового бремени – ниже 10% объема налоговых и неналоговых доходов – наблюдается только у девяти российских регионов. Их состав за прошедшие полгода почти не изменился. Это Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, которые не имеют государственного долга, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Алтайский край, Ханты-Мансийский округ – Югра и г. Москва. К ним присоединились два новых региона: г. Севастополь, который не имеет государственного долга, и Республика Крым, имеющая небольшой долг.
По мнению экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», во второй половине года темпы прироста государственного долга регионов РФ на фоне стагнирующей экономики и проблем с наполняемостью бюджетов налогами ускорятся, и по итогам года не всем из них удастся сохранить текущие позитивные изменения. Структура госдолга будет постепенно меняться за счет увеличения доли бюджетных кредитов и сокращения заимствований через долговые инструменты и коммерческие кредиты. Впрочем, в силу ограниченности бюджетного финансирования, вряд ли следует ожидать полного замещения коммерческих кредитов. Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что по итогам года суммарный государственный долг может вырасти на 25-30%. У ряда регионов ситуация с долговой нагрузкой может существенно ухудшится. В то же время драматизировать последствия высокой долговой нагрузки несмотря на всю тяжесть положения того или иного региона не стоит. Во-первых, долг распределен во времени. Во-вторых, регионы в критической ситуации всегда смогут рассчитывать на помощь федерального центра. В то же время нельзя исключать отдельных технических задержек платежей.
Оценка "Стандарт энд Пурз" на начало лета:
"...Под «сверхвысокой» понимается объем выплат по долгам, который превышает средний показатель, то есть 33,5% доходов региона.

В 47 регионах объем долга превышает половину всех поступлений. Жизнь без долгов могут позволить себе только регионы с огромной нефтегазовой рентой - Тюменская, Сахалинская области, Ненецкий автономный округ.
Эксперты отмечают, что региональные власти будут вынуждены резко сокращать социальные расходы, чтобы платить по долгам. При этом объявлять региональные дефолты не позволит федеральный центр по политическим соображениям..."

Максим Калашников: чтобы избежать социальных взрывов, Москве придется списывать долги регионов перед Минфином РФ. Ибо эти долги - ее вина, последствия ее политики. В противном случае - как бы нас ни успокаивали - возможны региональные социально-экономические коллапсы.
С падением Рейтинга Самого...

Пока экономика РФ устремилась вослед падающей экономике Украины...

Сравнив собираемость налогов в регионах страны и размер федеральных дотаций, приходим к выводу: несмотря на то, что субъекты Федерации повышают отчисления в казну, все по-прежнему зависит от "нефтяной иглы".

Почти половину собираемых налогов обеспечивают всего 3 региона нашей страны, количество субъектов, "сидящих" на дотациях, - 72 (данные портала «Реальное время»)

При этом чиновники констатируют рост налоговых сборов: по итогам 2017 года в федеральный бюджет поступило почти 9 трлн рублей, что на 32% выше показателя 2016 года. Ухудшили показатели 17 субъектов, в то время как в позапрошлом году таких было 32.

По мнению аналитиков, в ситуацию вмешались растущие цены на нефть, которые позволили нарастить доходы крупнейшим налогоплательщикам России - нефтяным компаниям.

Регионы - "локомотивы"

В лидерах по сборам традиционно Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), "вотчина" "Роснефти", "Лукойла" и "Сургугнефтегаза". По итогам 2017 года регион перечислил в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, что на 37,4% больше показателя 2016 года. Югра обеспечила более 22% поступлений от субъектов Федерации. Второе место по собираемости налогов занимает Москва с 1,26 трлн рублей, третье место у Ямало-Ненецкого АО (652 млрд). В совокупности эти три региона собрали в казну около 5 трлн, что составило 57,3% всех налогов и сборов.

Четвертую строчку занимает Санкт-Петербург с 492 млрд рублей, а на пятой разместился сделавший серьезный рывок Татарстан с 328,5 млрд. Республика увеличила налоговые сборы в 2017 году на 43,2%. При этом рост валового регионального продукта (ВРП) в республике составил 2,8%. Основной положительный вклад в развитие экономики региона внесли промышленность, сельское хозяйство и торговля.

Ханты-Мансийский автономный округ. Фото: www.globallookpress.com

Регионы-должники

Стоит отметить, что ситуация с субъектами, где социально-экономические условия далеки от идеальных, и не думает улучшаться. Более того, в январе в 2018 года впервые в России было введено внешнее финансовое управление в Республике Хакасии и Костромской области.

Долг этих двух субъектов по кредитам за счет федерального бюджета превысил 80% доходов, которые они собирают в собственную казну. Всего же, по данным Минфина, на начало 2018 года госдолг российских регионов достиг 2,5 трлн рублей.

В 2017 году объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Хакасии составил почти 9 млрд рублей, а Костромской области - 9,2 млрд рублей.

В 2017 году сильнее всего снизились налоговые поступления в Республике Тыва (-42%), Сахалинской (-33,2%), Кемеровской областях (-40%). А Архангельская область сократила сборы на 65%. В "антилидерах" - Забайкалье:налоги "рухнули" на 96%. Край ждет реструктуризация долга и грозит внешнее управление.

Переливание из пустого в порожнее

Общий объем дотаций в регионы в 2017 году вырос на 100 млрд рублей, обеспеченных, в том числе… поступлениями налога на прибыль из субъектов Федерации.

Напомним, что с прошлого года этот налог передан на федеральный уровень и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

При этом в России всего 13 регионов, которые не получают федерального финансирования. Среди них излюбленные бизнесом субъекты, обладающие запасом природных ресурсов.

Можно сколь угодно нахваливать регионы-доноры, но это не меняет ситуации в субъектах с тяжелой экономической ситуацией. Топ-5 самых "дорогих" для бюджета регионов не меняется который год, и на них приходится более трети всех дотаций.

Среди "счастливчиков" нынешнего года - Республика Дагестан, получившая более 9% всех дотаций. На втором месте - Якутия, с 44 млрд рублей (рост на 20%). Третья по объему дотация - более 39,3 млрд руб. отправится на Камчатку.

В число регионов, получивших красивую цифру надбавки в 20%, вошли также Орловская, Ярославская, Брянская, Ивановская области, Алтайский край, Кабардино-Балкария и Севастополь",

Отмечают аналитики "Реального времени". Отметим и Чечню, которой в 2018 году выделят 27 млрд рублей, что на 12,8% больше, чем в 2017-м.

Республика Дагестан. Фото: www.globallookpress.com

Первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году, подсчитали в РБК. И как указывают аналитики, общий объем дотаций растет последние шесть лет.

На выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году будет выделено 645,1 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее. Отметим, что при этом бюджетные кредиты для регионов вообще отменены.

Помимо роста дотаций, произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам",

Пояснил аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков.

Отмена кредитов и рост МРОТ

"Переливая" дотации из одной "кубышки" в другую, власть одновременно декларирует намерение и вовсе от них отказаться. Правда, экономисты не вполне понимают, как правительство собирается это сделать, учитывая последние действия Кабмина в этом направлении.

Член комитета Госдумы по экономической политике Владимир Сысоев в интервью Царьграду заявил, что "четверть регионов фактически является регионами-банкротами". "Понятно, что эта ситуация в какой-то степени создана искусственно, когда регионы просто загоняли в долги, вынуждали брать кредиты в коммерческих банках по очень высоким ставкам, которые доходили до 15-20% годовых", - пояснил депутат российского парламента.

Правительство пытается запустить новые стимулы развития. Например, с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России сравнялся с прожиточным минимумом (11,16 тыс. рублей), и новость это, безусловно, хорошая. Проблема в том, какими средствами будет обеспечиваться рост этой величины? Царьград уже отмечал, что из бюджетов на эти цели потребуется дополнительно 39,3 млрд рублей. При этом федеральный бюджет обеспечит всего 7,5 млрд от этой суммы, а региональные и муниципальные бюджеты31,8 млрд.

В совокупности с отменой бюджетного кредитования с небольшой ставкой (0,1% годовых) и высоким уровнем госдолга регионов это звучит не слишком оптимистично.

В Минфине заявляют, что кредитовать субъекты Федерации смогут госбанки, но процентная ставка при этом составит 8,75%. Понятно, что "дотационные" регионы такую нагрузку не потянут, но это еще полбеды. Как отметили опрошенные ТАСС эксперты, повышение МРОТ может привести к пересмотру бизнесом планов по расходам и, может даже, вынудить пойти на сокращение сотрудников или перевести их на неполный рабочий день. При этом растут налоговая нагрузка и амбициозность поставленных перед регионами задач.

Власти признают, что к основным угрозам экономической безопасности страны относятся неравномерность пространственного развития России, "усиление дифференциации регионов и муниципальных образований". Такие формулировки содержатся в Стратегии безопасности страны. Правда, пока неясно, на каком уровне и чьими руками планируется эту проблему решать.

Налог на прибыль 1% забрали. За хорошую работу немного денег дали. Спасибо, конечно. Но это только 30% от того, что забрали. Пять лет не трогайте ничего! Давайте, наконец, поработаем! Я хотя бы буду понимать, сколько доходов мы получим",

Заявил на одной из экономических конференций глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Кстати, именно экономический рост этого российского региона и отчисления налога на прибыль обеспечили увеличение дотаций в неразвитых регионах.

Доходы "сильных" уходят к "слабым" - и у тех и у других нет стимула развивать собственную экономику. Тупик? Нет, пора пересмотреть межбюджетные отношения федерального центра и субъектов. Иначе - стагнация, рост региональных и муниципальных долгов, дестимулирование развития регионов, а значит и страны в целом.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook