Озеро светлояр где. Озеро Светлояр. Нижегородская область. Легенды и чудеса

Пишет (Я женская волна)

Тайна озера Светлояр. Нижегородская область

"Давным-давно, еще до пришествия татар, на месте озера Светлояр с тоял град Китеж. В центре города возвышались шесть глав церквей.

Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему с ордами своими…

Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении, так как от татар нечего было ждать чего-либо доброго.

Когда стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая глава собора с блестящим посередине крестом. Она медленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест. “И досель тот град невидим стоит, откроется перед страшным Христовым судилищем”, - глаголет “Летописец”.

И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала.

(В.Л. Комарович "Китежская легенда", 1936 г.)

Маленькая русская Атлантида

В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Размеры озера скромны - полкилометра в длину, чуть больше в ширину. А глубина велика - 39 м, самая большая в области. И вода кристально чистая и холодная - поступает из глубокого разлома в дне озера. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами. Об озере этом озере уже не одно столетие ходят самые невероятные слухи. Сколько тайн хранит Светлояр, сколько чудес совершается на его берегах!

Все удивляет на Светлояре: непонятная ученым прозрачность воды; ее уникальные целебные свойства, собранная в сосуд, она не портится несколько лет. На берегах озера произрастают 27 видов растений не свойственных для этой высокой широты. Растет даже редкий вид южной орхидеи. Еще одна особенность - необычный рельеф озера. С высоты птичьего полета Светлояр как круглая монетка выглядит. Поперечный разрез озера напоминает профиль гигантского бриллианта-кабошона. Дно от центра в стороны расходится практически равномерно и заканчивается как циркулем начерченным берегом.

Совершенно невероятные случаи чудесных исцелений происходят на озере каждый год. Православные паломники, уже который век, едут к этому святому месту молиться,… и по молитвам их, порой, совершаются чудеса. Считается, что этот обычный с виду водоем обладает большой духовной силой; он исцеляет человеческие недуги, снимает порчу и даже продлевает жизнь.

До сих пор жива вера и в то, что жизненное благополучие вернется, если оползти озеро три раза. И были случаи, когда верующие оползали Светлояр на коленях, стремясь получить хоть малую частичку его святости.

Как рассказал один местный житель, такой коленопреклоненный обряд умудрились совершить во время Великой Отечественной войны несколько женщин, молящихся о сохранении жизни своих мужей и сыновей. Уверяет, помогло - все их мужчины вернулись домой целыми и невредимыми. А сегодня местные школьники и студенты, надеясь на хорошую отметку, накануне экзаменов совершают вокруг озера пешие прогулки.

Местные жители говорят, что познать его тайны простому смертному не суждено никогда. В Светлоярское чудо надо просто верить.

Экстрасенсы говорят, что озеро черпает из космоса энергию и делится ею с людьми, что приходят сюда.

Ученые пробовали объяснить загадки озера земными мерками, но кто им поверит. Они говорят, что озеро вполне обычное, карстового происхождения, и таких озер на земле тысячи. Есть даже рядом такие же озера. Можно согласиться с этими доводами, но почему на тех озерах, кроме рыбаков, никого и не увидишь, а здесь…

Если, скажем, установить на озере мемориальный знак, которые мы любим ставить в дело и не в дело, то на нем будут высечены имена десятков известных и не очень писателей, поэтов, художников, композиторов. Скажем, Максима Горького, Павла Мельникова (А. Печерского), Михаила Пришвина, Владимира Короленко, Дмитрия Мережковского, Зинаиды Гиппиус.

Кто-то ехал сюда из простого любопытства, а для кого-то поездка на Светлояр была этапной в жизни.

Так, Михаил Пришвин записал в своем дневнике: “Я думаю о том неизвестном мне заволжском крае, куда мне предстоит ехать летом. Это решено, я туда еду. Пусть все там изучено, пусть все известно, но я-то почти ничего не знаю. И меня почти никто не знает на свете. Я оторву кусочек большого таинственного мира и расскажу другим людям по-своему”.

“Познакомившись с чудесным озерком, я после этого не раз приходил к нему с палкой в руках и котомкой за плечами, чтобы, смешавшись с толпой, смотреть, слушать и ловить живую струю народной поэзии среди пестрого мелькания и шума”. А это уже строки Владимира Галактионовича Короленко.

Композитор Римский-Корсаков выразил свои впечатления, написав оперу “Сказание о граде-Китеже и деве Февронии”.

А латышский писатель Рихард Рудзитыс в книге "Братство Грааля" провел параллель между разными легендами мира: священной страной Шамбалой, братством Грааля, таинственной страной Беловодье и, конечно, градом Китежем возле села Владимирского.

Так что же происходило на берегах озера, к которому стремились люди?

Преданья старины глубокой

Главная светлоярская легенда - о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни, когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий колокольный звон.

История возникновения главной легенды Светлояра - о славном граде Китеже - корнями уходит в XII-XIII века нашей эры, когда на Руси свирепствовали междоусобные княжеские войны и начались набеги татаро-монголов. Древние летописи свидетельствуют, что малый и большой грады Китежи на берегу Волги, в районе нынешнего Городца и на озере Светлояр, построил великий князь Георгий Всеволодович, правнук самого Владимира Красное Солнышко.

Согласно преданиям, хан Батый, завоевав Суздальскую Русь, направил свои войска на Китежскую Русь. На Волге и состоялась первая битва князя с войском хана. "Была сеча великая и кровопролитие, - писал китежский летописец. - Тогда у благоверного князя Георгия было мало воинов, и отступал князь от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в свой Малый Китеж".

Все закончилось тем, что Георгий Всеволодович вскочил на коня и тайно решил перебраться к Светлояру. За ним была погоня, и, по еще одной красивой легенде, лошадь князя оступилась в лесу, а из-под копыта неожиданно забил фонтан воды. Хан посчитал это плохим знаком и повернул своих людей назад со словами: "Проклятая земля!"

То место, где оступилась лошадь, считается святым до сих пор и называется Кибелекским ключом святой воды. Близ него есть три могилы с крестами. Одни говорят, что там похоронены три богатыря из войска князя Георгия, другие утверждают, что это - монахи-схимники. Но, так или иначе, могилы эти принято обходить три раза с молитвой и лишь после этого набирать воду из ключа, который находится в полутора километрах от Светлояра.

Вторая битва, как говорится в летописи, прошла в Большом Китеже. Дорогу туда хану указал не выдержавший пыток Гришка Кутерьма, человек из войска князя Георгия. Когда враги подошли к граду, земля разверзлась, укрыв Китеж вместе с благоверными старцами, которые молились за его спасение. С тех пор, согласно легенде, город Китеж стал невидимым. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. Но лишь наиболее просветленные люди могут услышать на Светлояре звон колоколов, а в водах озера узреть отражение храмов и огоньки крестных ходов.

Два года назад учительница одной из школ Нижнего Новгорода, приехала со своим классом на Светлояр на экскурсию. В память о поездке женщина сделала несколько фотоснимков. Когда фотографии были отпечатаны, на одной из них проступило призрачное изображение церковного купола без креста.

Очевидное - невероятное

В советские времена легенду о граде Китеже пытались искусственно предать забвению. Ни в одном учебнике истории не было легенды об озере Светлояр, здесь построили пионерский лагерь, куда свободно проезжали легковые и грузовые машины. Но никакие запреты не смогли удержать людей от посещения озера. В годы Великой Отечественной войны старики совершали вокруг Светлояра паломничества, молясь за ушедших на фронт земляков.

Российские и иностранные ученые не раз спускались под воду Светлояра, бурили землю возле берега в поисках следов града Китежа. Но эти попытки не увенчались успехом. Более того, с некоторыми дотошными людьми происходили серьезные неприятности.

Около 20 лет назад Светлояр хотел исследовать приезжий гидробиолог. После нескольких погружений в воду у него резко поднялась температура. Мужчина обратился к врачам, но они не смогли даже поставить диагноз: неведомое заболевание развилось без каких-либо объективных причин. И только тогда, когда гидробиолог уехал из этих мест, болезнь отступила сама собой.

Однажды в окрестности Светлояра приехал собирать грибы житель Нижнего Новгорода. Домой он не вернулся ни в этот день, ни на следующий. Родственники забили тревогу. Поисково-спасательные работы результата не дали. Мужчину объявили в розыск. А через неделю он вернулся домой живой и невредимый. На все вопросы отвечал уклончиво: мол, заблудился, плутал по лесу. Потом вообще сказал, что у него был провал в памяти. Лишь позже он признался своему другу, который его специально подпоил, что был в невидимом граде Китеже, где его встретили чудотворные старцы. "Как докажешь? " - спросил приятель. И тогда грибник достал кусочек хлеба, которым его угощали в Китеже. Однако в один миг хлеб превратился в камень.

Еще говорят, что в одном из музеев до переворота 1917 года якобы хранилось письмо на старославянском языке, которое было адресовано от сына к отцу. Содержание его сводилось к следующему: молодой человек оказался в Китеже благодаря какому-то чуду и просит своих родителей не хоронить его раньше времени.

Что скрывают водолазы?

В недавнем прошлом на дно Светлояра погружались водолазы. Самое интересное, что они никому не рассказывают о результатах своих исследований. По слухам, дна они так и не нашли и были весьма напуганы этим обстоятельством. Не может же водоем быть бездонным! Существует поверье, что тайны озера охраняет чудо-рыба, некое лохнесское чудовище, только на русский лад.

Убежденные материалисты в пику верующим говорят, что максимальная глубина Светлояра составляет 30 метров. Происхождение его карстовое. Есть и другая версия. Ее сторонники утверждают, что озеро образовалось благодаря падению метеорита. Косвенным подтверждением этой теории может служить правильная форма чаши водоема (круг), большая глубина и наличие камней в окрестностях. Кстати, о камнях. На одном из них, опять-таки по преданиям, оставила свой след Богородица. Отпечаток довольно четкий и глубокий, но соответствует размеру ступни ребенка. Рядом с этим святым камнем недавно построена церковь, куда ходят молиться приезжие прихожане.

Еще более фантастическую легенду об озере Светлояр рассказывают местные жители. Они говорят, что озеро имеет подземное дно и соединяется с водами озера Байкал. И опять никакого подтверждения этому найдено не было. Впрочем, и опровергнуты эти народные поверья не были. А, как известно, просто так, на голом месте, легенды не возникают. А у людей есть вера, и это самое главное.

Кстати, уфологи из Москвы, которые недавно здесь работали, четко зафиксировали своими приборами, что район озера Светлояр - аномальная зона. По их мнению, здесь существует некий энергетический столб, невидимый обычным зрением. Его еще часто называют тонким планом, четвертым измерением. И только верующие, просветленные люди могут видеть его.

Недавно Керженский заповедник, на территории которого находится озеро Светлояр, скрывающее, согласно преданию, «невидимый град Китеж», внесён в реестр мирового наследия территорий ЮНЕСКО

Озеро Светлояр (Нижегородская область) – это одно из самых фантастических уголков Воскресенского района, расположенное в селе Владимирское. Памятник природы федерального статуса привлекает туристов со всех уголков планеты. Площадь составляет 12 га, а глубина достигает 36 метров. Это загадочное и таинственное место, о котором ходит немало спорных историй. Ученые тоже не могут определиться с точным происхождением объекта. Одна из легенд – это загадочное погружение града Китежа, который упорно противостоял войскам хана. Кстати, данная история послужила вдохновением для большого количества художников. Среди них был Васнецов, Нестеров, Рерих.

Как доехать?

Компания Семейный Чемодан проводит экскурсии на озеро в летний период.

Вы можете совершить сюда увлекательную туристическую поездку, обратившись за помощью к профессионалам или добраться самостоятельно. От Нижнего Новгорода регулярно ходит автобус до села Воскресенское. Также приехать на экскурсию можно на электричке, которая имеет кировское направление.


Также приехать удобно на личном автомобиле. От города до села время вашего пути составит 130 километров. На березовой аллеи предусмотрены специальные парковочные места для транспортных средств. Адрес — Нижегородская область, Воскресенский район, с. Владимирское. Магистрали качественные.

Общие сведения и легенды

Если верить легенде, то князем Георгием Всеволодовичем на озере был установлен малый Китеж. В дальнейшим он получил другое название Городец. Вскоре князь осуществил переправу на другой берег и обнаружил там более подходящее место. Около Лонды и Светлояра был создан Большой Китеж. Данный град был наиболее крупным. Он пользовался повышенным спросом в его центре находился шестиглавый храм. Процветание города на Руси длилось до нападения Батого. Завоеватель установил свой лагерь на реке Сить. К сожалению, силы оказались неравными. Малый Китеж был взят, пленным пришлось тяжело. Один из пленных под тягостью пыток все-таки согласился провести вражеские войска через тайгу. Жители защищали поселение долго и старались спасти его. И когда силы были на исходе, произошло чудо. Город как бы опустился вниз. Сверху, будто огромный колпак образовались холмы и озеро. Монголы отступили, испугавшись необыкновенного явления.


Водоем систематически подвергался исследованиям аквалангистов. В нем периодически обнаруживались разнообразные аномалии. Имеются всяческие террасы под толщей потока, похожие на лестницы. Пологие склоны комбинируются с чрезмерно крутыми. Данный факт говорит о том, что образование резервуара шло по частям. Время от времени на дне обнаруживаются предметы из дерева или метала 18 столетия. Пока других отпечатков цивилизации не было выявлено.


Периодически из углубления исходили разнообразные звуки. В полнолуние и до восхода солнца порой был слышен странный, журчащий звук. Верующие люди, говорят, именно в этот отрезок могут увидеть невероятной красоты белоснежные храмы с золотыми куполами.


Путь, который идет до озера, называется Батыева тропа. О нем ходит такая легенде, что по такой дороге может пройти только человек, который имеет чистые помыслы. Град является невидимым. И только праведники имеют возможность рассмотреть на самом дне огоньки. Экстрасенсы считают, что это место, откуда выходят духи.

Особенности происхождения

О том, как появилось озеро бытует немало гипотез. Большинство из них являются просто сказаниями. Глубина котлована – 36 метров. Дно имеет воронкообразную структуру. Форма углубления – овал, максимально приближенный к кругу. Экспедиции геологов свидетельствуют о том, что озеро имеет происхождение карстового типа. Также исследователи полагают, что водоем является бывшим элементом древней реки Люнда. Он имеет питание от родника. В связи с этим, вода отличается необыкновенной чистотой.


Имеются сведения религиозного характера о появлении. Считают, что это святое место. Сюда приезжают верующие со всех уголков планеты, а также лица, которым не безразличны загадки природы. Здесь организована часовня во имя Казанской Божией Матери. Также есть могила трех святых, источник с целебной водой и монумент со следом Богородицы.


Территория используется для празднования Ивана Купала. Мероприятие проводится 6-7 июля. Вы тоже при желании сможете принять участие в данном событии. Языческий праздник наполнен разнообразными старинными обрядами.

Заповедная зона

Приезжая сюда, вы сразу увидите перед собой ухоженную алею, которая открывает восхитительный вид на водоем. Небольшое образование овальной формы имеет отлично оборудованный берег. Даже предусмотрен небольшой пляж. Вода отличается чистотой, мягкостью. Местные жители говорят, что она способна на протяжении длительного времени храниться в сосуде и не портиться. Ее вкусовые качества являются превосходными.


Если вы приезжаете сюда, то возьмите себе на вооружение тот момент, что данная зона является заповедной. Поэтому, постарайтесь не мусорить и убирать за собой после пикника. Запрещается разводить костры и ставить палатки. Место является особенным и находится под охраной. Поэтому, необходимо соблюдать установленные правила.


Если вы поднимитесь немного выше, то сможете рассмотреть церковь Казанской Божьей Матери. Святыня изготовлена из дерева, имеет небольшие размеры. Рядом есть камень со следом стопочки Богородицы. Если вы любите совершать прогулки по лесу, то у вас есть возможность дойти до родника Кибилек. Источник организован поблизости. Вода в нем является святой. Поэтому, отправляясь, не забудьте взять с собой тару, чтобы набрать. Согласно сказанию, в ключе были похоронены богатыри, которые являлись защитниками земель от хана Батыя.

Вокруг водоема вы сможете увидеть деревянный настил. Он тут появился не случайно. В прошлые времена верующие люди обходили вокруг резервуар, молясь о помощи. Каждый просил о чем-то своем.

Кстати, данная традиция существует и в настоящее время. В праздник Ивана Купала для исполнения желания круг нужно совершить три раза, при этом в руке требуется держать зажжённую свечу. Во время празднества юноши и девушки прыгают через костры, опускают венки на воду.


В древний период вода не использовалась для купания. Ее применяли только для умывания и приготовления пищи. Сегодня такого запрета не существует. Любой желающий может окунуться или заняться дайвингом.
Это уютное, красивое и по-особенному живописное место. Если вы устали от городской суеты или от пляжного отдыха, то вам необходимо приехать именно сюда.


Прогуливаясь по местным окрестностям, вы увидите шикарное ромашковое поле. На краю насаждений находится указатель. На него необходимо опираться для того, чтобы не сбиться с пути. Это тропа Паломника. Также во время путешествия вам могут попадаться разнообразные поместья и лавочки для отдыха. Вероятность заблудиться мала.

Загадочные факты

Была проведена экспедиция «Литературной газеты». Во время его проведения было выполнено бурение природного ила. Данная процедура позволила обнаружить одну удивительную находку – частички твердого дерева с косыми срезами. Вероятно, срез был результатом воздействия топора или ножа.


В дальнейшем была обнаружена и другая аномалия – естественно образованный ил особого состава. На дне был найден участок, который не имел способности пропускать звук.

Водолазы провели диагностику дна. По поводу итога обследования получилось два мнения – наличие двойного дна или полное его отсутствие. Оба предположения не нашли точного подтверждения.


Местные жители также рассказывают немало любопытных историй. Они поговаривают, что под холмами живет Светлояра. Если в темное время суток ухом приложиться к грунту, то можно расслышать колокольный звон.

Также ходит легенда о волшебной рыбе. Она имеет невероятно большие размеры и пугает ночью людей. Кроме того, рассказывают, что Адам Олеарий, путешествуя по Руси, составлял летописи. Во время своих похождений он сталкивался с необычными племенами и как-то раз наткнулся на одно божество по внешнему обличию похожее на крокодила.


Самая современная гипотеза появления скопления воды – это падение метеорита. Научных доказательств не найдено. Но эта мысль, как и другие, имеет равное право на существование. Ведь в районе имеется еще два других озера, которые по конфигурации схожи с данным. Ведь огромный метеорит мог разбиться на несколько кусочков, образовав громадные ямы в земле.

Сегодня исследовательские работы прекратились, так как множество попыток, так и не увенчалось успехом. Более того, с теми, кто пытался разгадать тайну периодически случались всякие неприятности. Так, у гидробиолога, спускавшегося на глубину, резко поднялась температура. Он обратился за лечением к докторам, но они так и не смогли поставить точный диагноз. Вскоре недуг сам прошел без лечения.


Как-то в здешних посадках собирал грибы деревенский житель. Грибник не вернулся домой. Родственники начали активные поиски, но безуспешно. За работу принялась полиция. Спустя несколько дней потерявшийся сам вернулся назад, объяснив случай тем, что просто случайно заблудился и неожиданно потерял память. Но через какой-то отрезок времени странник признался в беседе с другом в том, что его напоили снадобьем старцы. Грибник достал небольшой ломоть хлеба, которым его угощали старики. Этот кусочек моментально в ладони превратился в камень.


Еще существует письмо на старославянском языке. Оно хранится в одном из музеев. В нем содержится информация от сына к отцу. Его содержание заключается в том, что молодой человек попал в Китеж странным образом, он жив, здоров и просит не хоронить его раньше времени.

Где остановиться на ночлег?

Что касается организации ночевки, то существует немало интересных вариантов. Подходящее решение можно найти на любой бюджет. В палатках ночевать на берегу вам не разрешат, так как это заповедная зона. Рекомендуется заранее забронировать гостиницу в Нижнем Новгороде или во Владимирском. Цены вполне доступные.
Об удивительном местечке ходит немало очевидных и невероятных фактов. Существует такое сказание, что здесь когда-то был организован пионерский лагерь. Сюда свободно мог проехать самый разнообразный наземный транспорт. Посетить необыкновенный участок хотели практически все и никакие затраты не останавливали перед данной целью. В период Великой Отечественной Войны проводились разнообразные паломничества за тех, кто ушел отважно сражаться за Родину.

Природа

Территория является достаточно живописной. Много растений и животных. Растут тростянка, кувшинка, кубышка, орхидея лосняк Лёзеля, кустарники, росянка и т.д. В водоеме водятся черви, планктоны. Ранее можно было встретить выхухоль. Сегодня обитают ежи, журавли, совы, коршуны, ястребы, сычи, перепала, волки, лисы, зайцы, рыси, медведи, кроты и другие. Среди пресмыкающихся встречаются гадюка, жаба, ящерица, лягушка. Плавает и рыба — щука, сом, ерш, карась, плотва. Любительская рыбалка разрешена. Также востребована охота. А вот костры разжигать нельзя.


Лугов тут практически нет, преимущественно леса, болотные угодья и тайга. В основном преобладают хвойные породы деревьев. Лес смешанный — березы, ели, сосны, лиственницы.
Воздух является невероятно чистым. Особенно комфортно отдыхать в летний и весенний период, когда растительность оживает. Резервуар служит развлечением для тех, кто любит купания, дайвинг, пикники на природе. На фоне изумительных пейзажей вы сможете сделать фотографии с высокой художественной ценностью. Если вы планируете попутешествовать по тропам, то на всякий случай возьмите с собой карту. Вокруг сделаны указатели, но риск потеряться возможен.


Приезжая в Нижний-Новгород, непременно посетите это святое и таинственное место. Возможно, вы сможете открыть для себя что-то новое или найти подтверждение существующих догадок.

Видео

Озеро Светлояр Нижегородской области (Нижегородская область, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Полное загадок и тайн озеро Светлояр - с древности святое озеро Руси, небольшая русская Атлантида, раскинувшаяся в 130 км от Нижнего Новгорода, на краю села Владимирское. На брегах его в древности проводились обряды в честь славянского бога солнца Ярилы. Отсюда и название - Светлый Яр.

Сегодня, как и в древности, к озеру Светлояр приезжают сотни паломников, как православных, так и язычников. Ежегодно 6 июля вокруг Светлояра в праздник Владимирской иконы Божией Матери христиане совершают крёстный ход. А вечером начинается языческое действо с кострами, венками на воде и обходом Светлояра со свечами, ведь в ночь с 6 на 7 июля - праздник Ивана Купала.

По поверью, загаданное в эту ночь желание сбудется, если троекратно обойти озеро.

Во время Великой Отечественной войны матери здесь возносили молитвы об оставлении в живых их мужей и сыновей, воюющих на фронте.

О Светлояре повествует и легенда о граде Китеже, рассказанная старообрядцами. Когда-то давным-давно по Волге-матушке на корабле плыл князь Юрий Всеволодович. И построил он Малый Китеж. Предполагают, что этот город - сегодняшний Городец. Затем Юрий Всеволодович, прошедший реки Узолу, Санду и Керженец, увидал озеро Светлояр. Плененный его очарованием князь отдал приказ возвести на брегах озера чудного град Большой Китеж. Три года (1165-1168 гг.) его строили, и возник город каменный со множеством церквей православных.

В 1239 г. на Русь пошли войска хана Батыя, безбожного и нечестивого. И захватили они Малый Китеж. Князь же со своей дружиной утаился близ Большого Китежа в лесах. Но предал его Гришка Кутерьма, попавший в плен к Батыю и пыток не выдержавший, указал путь ворогам нечестивым к граду великому. Нашли орды Батыя убежище дружины Юрия и убили князя. А накануне нападения Батыя на Юрия Всеволодовича в Китеже несли дозор три богатыря, и долго преграждали они путь воинству ханскому. И где стояли они насмерть за град свой Китеж, до сих пор бьет святой родник Кибелек, рядом с которым находится могила трех святых старцев.

Предупреждали три богатыря жителей Китежа о нападении, но те не смогли защититься от ворога жестокого, а обратились с молитвой пламенной к Господу Богу не дать возможности порабощения их и смертоубийства страшного. И услыхал их Бог. Как только войска Батыя ринулись в наступление, вдруг из-под земли забили многочисленные источники и начали затапливать град Китеж. И в ужасе отступили татаро-монголы. И погрузился град Китеж под воду, подобно Атлантиде, только один купол соборный был виден над гладью озера, но и он скоро пропал.

Говорят, что в тихую, ясную погоду особо праведные могут услыхать долетающий из глубины Светлояра звон колоколов и протяжное грустное пение людей.

А в прозрачной озерной воде можно увидеть маковки монастырей и церквей.

Огромное количество неразгаданных тайн и загадок содержит в себе озеро Светлояр, вода которого обладает целебными свойствами. Бесчисленные паломники идут сюда, чтобы излечиться телесно и духовно, снять порчу. И правда, здесь были зафиксированы чудесные необъяснимые случаи выздоровлений. Многие экстрасенсы утверждают, что озеро - сильное место, черпающее из космоса свою энергию. На берегу водоема ученые нашли такие виды растений (около 29), которые в этой местности нигде более не произрастают.

Это озеро формы идеального овала - самое большое (длина - 410 м, ширина - 315 м) и глубокое (максимальная глубина - около 36 м) в Нижегородской области. Площадь его - приблизительно двенадцать гектаров. Вода в Светлояре очень чистая, не зарастающая тиной, годами может содержаться в сосудах, сохраняя при этом свою чистоту, прозрачность и вкусовые качества.

Светлояр - природный памятник в одноименном заповеднике, охраняемый ЮНЕСКО, где строго воспрещается устанавливать палатки (недалеко есть специальный палаточный городок) и разжигать огонь.

Много всяческих необычных и необъяснимых историй рассказывают местные жители. Посещающие эти места слушают и верят в них. Хотите разобраться, где правда, а где выдумка, приезжайте сюда, насладитесь красотой окрестностей озера и зарядитесь его энергией.

Как добраться до озера Светлояр

Доехать до озера Светлояр можно на автобусе со станции «Канавинская» (Нижний Новгород) до села Владимирское или на электропоезде из Нижнего Новгорода до города Семенов с пересадкой на рейсовый автобус. На автомобиле можно добраться по Кировской трассе до станции «Боковая», проехав Семенов, затем направо по указателю доехать до села Владимирское, и через него - до автостоянки. Ну а потом пешком по березовой аллее.

Молитва на озере светлояр

Максимум Online сегодня: 652 человек.

Максимум Online за все время: 3772 человек.

(рекорд посещаемости был 06 01 2017, 22:59:15)

Всего на сайте: 24665 статей в более чем 1732 темах,

а также 107984 участников.

Сегодня: 19 12 2017, 01:44:07

Мы АКТИВИСТЫ И ПОСЕТИТЕЛИ ЦЕНТРА “АДОНАИ”, кому помогли решить свои проблемы и кто теперь готов помочь другим, открываем этот сайт, чтобы все желающие, кто знает работу Центра “Адонаи” и его лидера Константина Адонаи, кто может отдать свой ГОЛОС В ПОДДЕРЖКУ Центра, могли здесь рассказать о том, что знают; пообщаться со всеми, кого интересуют вопросы эзотерики, духовных практик, биоэнергетики и, непосредственно “АДОНАИ” или иных центров, салонов или специалистов, практикующим по данным направлениям.

© Эзотерический портал Константина Адонаи “Мир Эзотерики”, 2006-2014.

Священный Светлояр исполняет желания и хранит древнюю тайну

– Главное, во время такого обхода сосредоточиться на своем желании, – говорит одиннадцатиклассница Полина Бредихина. – Сейчас мы про ЕГЭ загадываем. А когда аттестаты получим, будем просить, чтобы озеро помогло нам поступить в университет. Чтобы желание исполнилось наверняка, лучше обходить озеро босиком. В прошлом году все выпускники нашей школы поступили, и в позапрошлом тоже. Да у нас во Владимирском все выпускники учатся там, где загадали. Готовятся, конечно. Но если бы не озеро, нам бы так не везло.

Светлояр находится в ста километрах от Нижнего Новгорода. Умыться его водой, обойти с просьбой приезжают люди со всего мира.

По легенде, когда-то на месте озера стоял град Китеж. Во время нашествия монголо-татарского хана Батыя город ушел под воду.

– До сих пор верующие люди – и местные, и приезжие – слышат звон подземных колоколов, – рассказывает жительница села Владимирское, биолог Ирина Панкратова. – Был здесь город или нет, до сих пор неизвестно. Прошло 800 лет, а ученые так и не определились.

Исследование озера Светлояр началось еще в конце XIX века, сюда приезжали экспедиции из Казанского университета. В ХХ веке озеро изучали ученые из Петербурга.

– Аквалангисты выяснили, что озеро состоит из нескольких ступеней, – рассказывает Ирина. – Южная терраса – самая молодая и неглубокая, возникла она всего 400 лет назад. А самая глубокая, северная, появилась 800 лет назад. Именно там под слоем ила были найдены древесные щепки. Сделали анализ и обнаружили, что они обработаны резцом, а значит, над ними трудился человек. Ученые назвали это место аномальной зоной К – по первой букве названия древнего города. Так что, возможно, град Китеж – это не только легенда.

До сих пор существовало несколько версий возникновения озера. Самая правдоподобная – метеоритное происхождение. Место, куда упал огромный метеорит, заполнилось водой, а холмы по берегам – это выбросы земли. Также ученые не исключают, что именно здесь проходит субконтинентальный разлом земной коры. Начинается он на Карпатах, пересекат Харьков, Нижегородскую область и идет к Сибири.

– Тем не менее Светлояр по-прежнему остается одним из самых загадочных мест, – говорит биолог Панкратова. – Сама я звона колоколов не слышала. Но как-то, находясь на Светлояре, чувствовала благоухание ладана. А ведь кроме меня там было всего несколько человек, и никто с зажженными свечами не ходил. А недавно я наблюдала такую картину. Недалеко от озера есть у нас камень со стопой Богородицы. Приехали школьники с учителями на экскурсию, все зашли в церковь. Молоденькая учительница раньше других оказалась на улице и решила освятить крестик в ступе – там после дождя воды на два сантиметра было. Я сама видела, как она цепочку снимала и крестик опускала в воду. И вдруг он пропал! Всем классом искали – не нашли. Я потом верующим людям об этом рассказала. Предположили, что кто-то в группе не поверил в чудодейственность озера, и, чтобы люди уверовали, Господь решил сотворить чудо. Второе объяснение было таким: возможно, эта женщина несла тяжкий крест и на святом месте освободилась от него.

Сейчас каждое лето берег Светлояра усеян отдыхающими, сюда приезжают купаться со всей России.

– Люди пытаются двух зайцев убить: и отдохнуть на полную катушку, и попросить что-нибудь у озера. Но ведь так не бывает. Давно замечено, что Светлояр помогает людям, которые приходят сюда с верой. Причем неважно, к какой конфессии принадлежит этот человек. Те, кто верят, обходят озеро молча, просят за своих близких. Поэтому мы запрещаем плавать по озеру на матрасах. Нехорошо, когда те, кто считают Светлояр святым местом, видят посреди озера загорающих голых людей.

Священнослужители вообще хотят запретить купание на Светлояре. Считается, что люди оставляют в воде свои грехи, и она теряет целительные свойства.

– Раньше ведь как было: придут люди на озеро, помолятся, обойдут его, а потом зачерпнут воды, чтобы умыться, – говорит местный священник отец Владимир. – Причем умываются над землей, чтобы ни одна капелька не упала в святое озеро. Сейчас так поступают только пожилые люди и верующие.

Особенно много народу приезжает на озеро Светлояр 6 июля. Верующие – на праздник Владимирской иконы Божьей Матери. Все остальные едут встречать ночь Ивана Купалы.

– И для нас, и для нашего озера нашествие людей – настоящее бедствие, – считает завуч сельской школы Елена Баталова. – Отдыхающие, которые едут отмечать языческий праздник, плетут венки. Цветы рвут вокруг озера, в результате страдает местная флора. Потом эти венки бросают в озеро. А мы их вывозим грузовиками! Собирать их надо обязательно, иначе они начинают гнить и озеро заболевает. В эти дни столько народу одновременно купается, что нам, местным жителям, становится больно за водоем. Как наш бедный Светлояр все это выдерживает, непонятно!

Кстати, экологи уже бьют тревогу. Три года назад Светлояр начал цвести. Обычный человек этого цветения пока не замечает, но анализ воды с каждым годом все хуже.

– Появляются микроскопические сине-зеленые водоросли, которые можно рассмотреть только через микроскоп, – говорит биолог Ирина Панкратова. – Вода меняет цвет, становится зеленоватой. И если хотя бы не сократить число туристов, жаждущих искупаться в водах Светлояра, скоро цветение будет более буйным, что губительно для водоема. Раньше местную воду заливали в аккумуляторы, пили, не процеживая. Теперь лучше этого не делать.

Пока минерализированная вода Светлояра по-прежнему считается целебной. По мнению ученых, в Светлояре содержатся серебро и медь, а они действуют как антисептики.

– Мы считаем, что наше озеро подземный Китеж охраняет, – считают местные жители. – Когда-то озеро спасло город от монгольских завоевателей, теперь пришло время городу спасать озеро. Не зря же до сих пор ученые не определились с происхождением нашего Светлояра.

Ученые и правда пока теряются в догадках. Специалисты из петербургского Института озероведения в одну из последних экспедиций никак не могли определить глубину озера.

– Прибор показывает 34 метра, – рассказывает краевед Алексей Гроза. – И вдруг неожиданно совсем рядом уже четыре метра. Сначала думали, что аппаратура сломалась. Проверили – все работает. Ученые были в шоке – им показалось, как будто они нащупали купола церквей древнего города. Водолазы исследовали дно, но ничего не нашли.

В старину озеро Светлояр обползали на коленях.

– Во время войны из села всех мужиков на фронт забрали, – вспоминает жительница села Владимирское Лидия Павловна. – Наш отец тоже пошел воевать. Так женщины в праздники собирались и обходили озеро на коленях, молились, чтобы их мужья вернулись живыми. И зарок давали, что, если так случится, они снова придут на Светлояр. Наш отец вернулся, и мама снова обползла озеро. Я-то уже не ползаю на коленках, 85 лет все-таки в этом году исполнилось. Но обходить – обхожу. И обязательно про себя читаю народную молитву: «Святые горы, святые соборы, подземные люди, молите Бога о нас». Я за себя никогда не прошу – только за детей и внуков.

Подземный звон жители села Владимирское слышат постоянно. На эту тему здесь шутить не любят. Считается, что «подземные люди» могут обидеться.

– Когда я маленькой была, мы с бабушкой на озеро приходили, – рассказывает другая жительница села Анна Алексеевна. – Она часто просила меня: «Ну-ка, внученька, прислони ушко к холму. Может, услышишь звон китежских колоколов». И я слышала. А теперь постарела, слух уже не тот. Давно уже я этого чудесного звона не слыхала.

Те, кому святое озеро Светлояр помогает, обязательно возвращаются сюда снова, чтобы поблагодарить его.

Пять километров на коленях. Вокруг озера – с молитвой и верой

– Недавно вот женщина приезжала со взрослым сыном, – рассказывает биолог Ирина Панкратова. – Родился этот симпатичный юноша в 1988 году. У него были серьезные проблемы с дыханием, врачи говорили, что не выживет. Пока мать была в роддоме, бабушка малыша исчезла из дома на два дня. И где-то в это время в больнице случилось невероятное – малыш вдруг задышал. Врачи не могли понять, в чем дело. И только недавно бабушка рассказала, что тогда ездила на Светлояр, обползла его трижды и вымолила выздоровление для внука. Тогда мать и сын тоже приехали, чтобы поклониться святому озеру.

Воду из озера верующие набирают в бутылки и привозят с собой. Считается, что она не портится десятилетиями. Те, кто верят в его чудодейственную силу, используют ее бережно – добавляют по капельке в обычную воду и пьют.

Озеро Светлояр находится в ста километрах от Нижнего Новгорода.

Площадь водоема составляет 12 гектаров. Озеро имеет форму овала.

Расстояние по периметру Светлояра вдоль кромки – 1 километр 324 метра. По деревянным мосточкам – 1 километр 800 метров.

Исследователями в разное время высказывались гипотезы о ледниковом, карстовом, старичном, вулканическом, неотектоническом, солянокупольном и космическом – метеоритном происхождении озера. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озер.

4 комментария

Так что приезжайте, просите, молитесь, да исполнится Вам по вере Вашей.

Всегда есть место в нашей жизни чуду, порой только мы его не замечаем. или не хотим замечать. но чудеса случаются. Моему чуду уже 1,8 года)))

Новый комментарий

Хостинг от uCoz ParanormalNews © 2007 – 2017

Молитва на озере светлояр

В Воскресенском районе Нижегородской области, около села Владимирское (по-старому – Люнды) расположено озеро Светлояр. Некогда на его берегу стоял город Китеж, тот самый. Не совсем ясно, что именно случилось с городом. Он то ли остался на месте, но сделался невидимым, то ли ушел под воду, то ли провалился под землю. Но до сих пор еще люди видят отражения города в озере и слышат колокольные звоны его церквей. Так говорят.

Что сей сон значит? Чтобы в этом разобраться, для начала надо попробовать отделить местную мифологию Светлояра от тех мифологических выспренностей, которые наворочены вокруг Китеж-града поколениями русских интеллигентов. Интеллигентская чушь разнообразна и простирается от простодушных утверждений, что Светлояр это вход в Шамбалу, до возвышенных теорий о том, что под чистой водой Светлого Яра скрыта потаенная душа русского народа.

Исконная местная мифология, конечно, куда интересней этих интеллигентских бредней, поскольку вырастает прямо из культов, бытовавших на Светлояре с древнейших времен. И самое интересное в ней отнюдь не легенда о Китеже, скрывшемся от Батыя на дне озера. Это как раз довольно поздний миф, оформившийся не ранее 17-го века в среде заволжских раскольников и записанный в "Китежском летописце". Тексте, не имеющем практически никакого отношения ни к каким историческим реалиям 13-го века, но зато – имеющем отношение к быту самих раскольников, чья жизнь была постоянным ускользанием (хотя бы и в смерть) от властей. Так вот самое интересное здесь не раскольничьи легенды, а их происхождение. Ибо – если уж говорить о чем-то, ушедшем (в подполье) и ставшем почти что невидимым, то – надо говрить о религии, которая была на Светлояре до прихода христианства.

Павел Мельников-Печерский, который и запустил в широкий оборот легенду о граде Китеже, начинает четвертую часть своего заволжского эпоса "В лесах" с подробнейшего изложения мифа о том, как бог Ярило полюбил Мать Сыру Землю. Совокупившись, они породили все живое на земле. При этом Ярило для Мельникова-Печерского – абсолютный синоним Купалы. Так это на самом деле или не так, вопрос спорный, однако известно, что ежегодные собрания старообрядцев на озере Светлояр происходили как раз на Ивана Купалу. Правда, раскольники совсем не приветствовали купальские игрища, особенно – сексуальные радения молодежи. Но что они могли сделать, если сами были под прессом. И сами молились березам. На светлоярских сходках был обычай приносить с собой иконы и, развесив их на деревьях, молиться. Получалось довольно двусмысленно: молишься иконе, но одновременно – и дереву. Слышали на Светлояре даже такую молитву: "Ой, березка матушка! На церковной главе выросла. Помилуй нас!" Церковь тут мыслится ушедшей под землю, а над главой этой церкви – береза.

Собственно, те невидимые языческие божества, которым молились, молясь православным иконам, и представляют собой настоящий град Китеж. На Светлояре от преследования чужих богов скрылся целый пласт русской культуры. И не только русской. До славян здесь жила чудь, та самая, которая по летописным преданиям "под землю ушла". По берегам реки Люнды стояли дубовые идолы, которым поклонялись предки марийцев, росли священные рощи. Когда пришли русские со своими попами и стали гнать идолопоклонников, те не ушли с насиженных мест, а заживо погребли себя на берегу своего священного озера.

Разумеется, не вся местная чудь ушла под землю. И не всех марийцев согнали с насиженных мест. Многие остались. Их и сейчас немало по деревням, особенно – за Ветлугой. Я ездил по тем деревням. Местные люди (и марийцы, и русские) даже не осознают до конца, насколько они древопоклонники. О чем с ними ни заговоришь, они обязательно повернут на лес, деревья или древесину. Дерево им – как родня. Заметив это, я стал расспрашивать туземцев о священных рощах.

В деревне Большая Юронга мужики, сидевшие у магазина, рассказали, что помнят, как родители уже после войны брали их на кереметь (это такая роща, где поклонялись Керемету, духу, создавшему зло, но поддерживающему добро), как там пили ритуальное пиво и ели жертвенную кашу. Один из них, мариец Василий вызвался показать кереметь, где бывал в детстве. Мы долго бродили по лесу. Василий как бы прислушивался к себе. Потом плюнул, сказал: "Нет, не найду, ничего не осталось, не помню". Что ж, леспромхоз поборолся с марийской религией почище, чем христиане или воинствующие безбожники. Срубил священную рощу. Сколько Василий к себе ни прислушивался, ничего не нашел. Или не захотел найти (что вернее). А мой песик, натасканный на поиски мест силы, нашел: весь извалялся, пока мы бродили по этому лесу и рассуждали о том, какое отношение имеет угро-финское слово "кереметь" к фамилии Шереметьевых.

Между прочим, слово "яр" в названии Светлояра не имеет отношения к Яриле и ярости. Согласно этимологическому словарю Фасмера это – "крутой обрывистый берег". А марийцы мне объяснили, что слово "яр" на их языке означает озеро. Действительно, есть много озер, содержащих в названии такое окончание. Одно из них Нестиар. Это недалего от Светлояра. Могу засвидетельствовать: тоже мощное озеро силы.

Но, конечно, Светлояр посильней будет, не зря вокруг него такой ажиотаж. Это, может быть, самое сильное место на Русской равнине. Даже самый тупой человек, погуляв здесь немного, начинает что-то чувствовать. Я наблюдал одного, по виду – начальника. Обойдя вокруг озера, он проникся высокой идеей его чистоты, подошел к местному мужику и стал говорить назидательно: "Какие же у нас несознательные люди – выпивают прямо в святом месте". В ответ мужик, который, судя по всему, постоянно пасется на берегу и никогда до конца не просыхает, сказал: "Тут я с вами не соглашусь. Человек, может, за 120 километров едет, из самого Нижнего Новгорода. Почему же ему не сесть на травку и не отдохнуть культурно. Святости он, может, не наберется, а здоровья себе прибавит".

Прибрежный философ прав. На Светлояре как-то сами собой расправляются плечи, дыхание становится мерным и глубоким, в результате гипервентиляции легких ты перебираешь кислорода и становишься как бы чуточку пьяным. Краски ярче, проблем никаких, настроение лучше некуда.

И еще: ты там как бы все время пребываешь на грани сна и яви, в состоянии, когда еще видишь сон, но уже понимаешь, что это именно сон, иная реальность. Ты при этом можешь следить за этой реальностью и анализировать ее почти что сознательно. В голову лезут нетривиальные мысли. По крайней мере, так кажется. Но раз кажется, значит оно так и есть. Ведь проблема кажимости и действительности состоит только в том, удается тебе (или нет) сохранить ощущение необычности в тот момент мыслимого. И извлечь из него нечто такое, что не исчезнет в следующую секунду. Сможешь ли ты сохранить это и каким-то образом воплотить: объяснить другому, использовать для создания твердой мыслительной конструкции. Или это увиденное и почувствованное исчезнет в следующий миг, как наваждение, забудется, как сон, растворится в банальности будней. Обычно растворяется. И вот ты уже не можешь даже вспомнить, почему эта мысль казалась тебе такой интересной и важной. Однако ведь это не значит, что она была изначально пустой. Дикая мысль пустой быть не может.

Мне, например, показалось, что на Светлояре надо как-то отметиться. Как? Ведь не привязывать к дереву ленточку. Я решил, что где-нибудь здесь обязательно надо посрать. Во-первых, потому, что это действие исполнено глубокого магизма (почитайте хотя бы Бахтина) А во-вторых, как только в мою башку втемяшилась эта не обусловленная никакой физиологией мысль, так я сразу почувствовал: это надо сделать прямо сейчас, не откладывая, так сказать, в долгий ящик.

Направился в ельник у озера, присел под его зелеными плотными лапами, скрылся напрочь, но – мог видеть людей, идущих по деревянному настилу, проложенному вдоль берега по всей окружности озера. На Светлояре есть такой ритуал: нужно посолонь трижды пройти (а лучше проползти на карачках) вокруг озера, читая молитву. Я еще не закончил, когда показалась процессия: две женщины впереди, а за ними мужчина. Шли гуськом, бормотали молитвы. Поравнявшись со мной, мужик попутно, между словами молитвы, заметил: "Кто-то уже насрал". Это была оценка деяния. Признаться, стало немного неловко. Мой ритуальный позыв был чистой импровизацией, подсказанной, так сказать, сердцем, а они тут ходят по кругу со знанием дела.

Оторванный от коловращения масс я размышлял о том, что любой ритуал как-нибудь да начинается. Как знать, быть может, когда-нибудь контакт, который я только что установил с этим местом, принесет плоды, станет повальной необходимостью для приходящих. В конце концов, те легенды и ритуалы, что сложились вокруг Светлояра, тоже были извлечены из измененных местом силы состояний сознания тех, кто бродил по берегу Светлого озера. Людей посещали светлые мысли. И вот уже готова теория о заволжской Шамбале. Или – о последнем настоящем русском царе Михаиле Алексеевиче Романове (брате Петра Великого), который настолько тайно ушел в раскол, что историкам об этом персонаже вообще ничего неизвестно. А молва о нем все идет.

Доброхоты мне посоветовали сходить к источнику, забившему на том месте, где этот раскольничий царь сжег себя вместе с сыновьями, когда правительственные войска их настигли. Это в трех километрах от озера. Источник называется Кибелек. По другой версии – Георгиевский, в честь защитника Китежа, князя Георгия Всеволодовича, который по преданию погиб от руки татар в этом месте.

На самом деле, конечно, князь Георгий не строил и не защищал Китежа. И погиб не здесь и в другое время. Но это важно лишь для истории, а для мифологии – нет. По большому счету для нее не имеет значения даже имя героя. Георгий, Михаил, еще кто-то – какая, собственно, разница? Разночтения лишь придают достоверности мифу, суть которого в том, что кто-то ушел от преследования. Как Колобок от бабушки с дедушкой. Нас не догонишь. Потому что мы меняем форму, когда нас преследуют, становимся, деревом, камнем, источником, чем еще там – цветком. У Овидия в "Метаморфозах" масса таких превращений. Здесь кто-то стал родником. Над ним теперь навес, сруб колодца. А недалеко от него – поляна. И на ней три креста. Под крестами – могилы, в них лежат три богатыря, которые первыми вышли навстречу преследователям и погибли. Это особо чтимое место. Земля с могил обладает чудесными свойствами. Все прекрасно ухожено – ни пустых бутылок, ни ленточек на деревьях.

Выйдя на эту поляну, я вдруг содрогнулся. Ибо ясно понял, что это и есть кереметь, место силы языческой чуди. И ничего, что оно отмечено крестами. Керемет давно привык к христианской символике, она его не смущает. Это дух широких взглядов и выдающегося человеколюбия. Когда я вернулся на озеро, местный философ (тот, который говорил, что святости на Светлояре, не наберешься, а здоровья – пожалуй), подошел ко мне и спросил: "Ну что, видел?" Я пожал плечами. "Врешь", – сказал он, а потом, обратившись к моему черному псу, подытожил: "Видел".

Авантюрно-визионерская повесть Михаила Глушецкого «Священная шутка» обречена (не) стать событием в литературном мире. Уже хотя бы по той причине, что в своей прекрасной безбашенности, легкости и свободе она слишком близка к жизни и слишком далека от того, что принято нынче считать литературой. Убедитесь сами.

Легенда про град Китеж, который скрывается под водами озера Светлояр, давно будоражит умы ученых и фантастов. В этом году мне удалось второй раз в жизни посетить легендарное озеро. Возможно, я слишком впечатлительная особа, но…. в голове опять всплыли мысли двухгодичной давности о необычности и загадочности этого места.

До сих пор нет единого мнения об истории возникновении озера, хотя на Светлояр в Нижегородскую область снаряжали десятки экспедиций. В основном это были «сухие» научные исследования — забор воды, анализ грунта и изучение растительности. А вот одна из экспедиций, была довольно любопытная — ученые искали Китеж-град, который по легенде ушел под воду во время нападения Батыя.

Кое-что экспедиция все-таки нашла, но об этом я расскажу чуть позже, сначала надо познакомиться с самим озером.

Озеро Светлояр (фото и описание)

К Светлояру ведет красивая березовая аллея, которая сразу же настраивает на позитивный лад.

Проходим по аллее и перед нами открывается прекрасный вид. Озеро Светлояр небольшое, почти идеальной круглой формы. Площадь зеркала — 12 га, а глубина около 30 метров.

Берег оборудован, есть небольшой пляж. Вода не просто чистая….. она чистейшая и очень мягкая. Говорят, что вода из озера может храниться несколько лет в сосуде, не теряя чистоты и вкусовых качеств.

Озеро Светлояр — заповедная зона. Нельзя мусорить, разводить костры и ставить палатки. Это особенное место. Название озера говорит само за себя — Светлый Яр (Ярило — славянский бог солнца). Правда, есть и другой перевод. Яр — обрыв, то есть Светлый обрыв.

Вокруг озера проложена тропка, деревянный настил. Во все времена люди обходили озеро Светлояр, молились и просили о чем-то своем.

Традиция сохранилась. По преданию, в ночь на Ивана Купалу, нужно загадать желание и обойти три раза озеро с зажженной свечой.

Для меня пока остается загадкой где заканчивается язычество и начинается православие. 6 июля это одновременно и светлый праздник иконы Владимирской Богоматери, на который приезжают паломники, и ночь Ивана Купала, когда прыгают через костер и пускают венки по воде. Поистине хитросплетение веры, легенд и язычества.

В древние времена в озере Светлояр не купались, лишь умывались и пили воду. Сейчас никакого запрета нет, поэтому мы с удовольствием искупались в чистейшем озере.

Рядом с нашим местом отдыха кто-то потерял нательный крест. Добрые люди повесили его на ветку дерева, авось найдется хозяин…

Ключ Кибелек

Недалеко от озера Светлояр находится ключ Кибелек и могила трех святых. Если есть желание, то можно прогуляться до ключа. «Недалеко» это примерно 2 км (40-50 мин), поэтому рассчитывайте свои силы.

Около деревянной церкви есть вот такой указатель. Огибаем храм и углубляемся в лес.

Два года назад на этом месте было шикарное ромашковое поле, на котором мы основательно залипли с девчонками — фотографировались и плели ромашковые венки. В этом году поле засеяли овсом. На краю поля будет еще один указатель, главное держаться тропинки. Она так и называется — тропа Паломника. По пути будут попадаться лавочки для отдыха и деревянные помостья, заблудиться сложно.

А вот и ключ. Можно умыться, попить воды и набрать с собой.

Легенды озера Светлояр

Поскольку я затронула тему легенд и преданий, то самое время попробовать разобраться во всех перипетиях сказок, мифов и научных исследований.

Итак….. насколько реален град Китеж?

Упоминание о граде Китеже есть в книге XVIII в., которая так и называется «Китежский летописец» —

«Великий князь владимирский Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж, а затем отошел в глубь лесов….На берегу красивого озера Светлояр он повелел построить город Большой Китеж».

(Малый Китеж — предположительно Городец).

» И град тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину…..А начали город тот каменный строить в год 6673, месяца мая в первый день…..И строился город тот три года….»

Если Китеж всего лишь легенда, то откуда такие подробности о его строительстве? Нет, совсем отказываться от идеи существовании древнего города не стоит.

Известно, что хан Батый разорял один за другим русские города, но Китеж не был торговым городом и не играл какую-то значимую военную или политическую роль. Почему он вдруг заинтересовал хана? По описанию, практически весь город состоял из храмов, являясь великим духовным центром родной русской веры (не путать с христианством!).

Именно поэтому хан Батый направил свои силы на Китеж, дабы истребить святыню. У многих народов существовало поверье, что с уничтожением святынь погибает и сам народ, ибо святыни — это душа народа. Жители города не были готовы к нападению, им оставалось только молиться и надеяться на чудо. Русские боги сохранили город, погрузив его в воды озера Светлояр. Увидеть город может лишь чистая душа. Так гласит легенда.

Экспедиции к озеру Светлояр. Что обнаружили ученые?

Во время экспедиции от «Литературной газеты» пять раз бурили придонный ил. Один из забуров принес любопытную находку — кусочки твердого дерева с заметными косыми срезами. Это мог быть след топора или ножа. Геологи в этом месте обнаружили другую аномалию — придонный ил особого состава. На эхограмме отчетливо проступала овальная аномалия, а геолокатор зафиксировал участок на дне, не пропускавший звук.

На дно озера спускались водолазы. Да вот только информации они не добавили, а досужих разговоров стало еще больше. По одним данным, водолазы не увидели дна, другими словами у озера двойное дно, т.е. есть еще одно дно, гораздо ниже 30 метров. По другим — водолазы вообще отказались что либо рассказывать о погружении.

Мало? Добавлю еще парочку мифов — рассказов местных жителей. По другому поверью, Китеж прячется вовсе не на дне Светлояра, а под холмами рядом с озером. Если ночью прислониться к земле и прислушаться, то можно услышать тихий колокольный звон.

Сравнительно недавно по окрестным деревням ходила легенда о чудо-рыбе обитающей в озере — «Большая рыбина в Светлояре ходит, людей пугает» . Адам Олеарий, путешествовавший по Руси в XVII в., оставил интересные записки. Олеарий столкнулся с языческими племенами и описал святилище некоего водного божества, похожего на крокодила. Вот вам и чудо-рыба.

В заключении не могу не рассказать вам о еще одной гипотезе — озеро возникло в следствии падения метеорита. Что интересно, недалеко от Светлояра есть еще два похожих по конфигурации озера. Они также окаймлены холмами. Метеорит мог расколоться и упасть тремя кусками. Почему нет?

Праздник Иван Купала на Светлояре

Ежегодно, с 6 на 7 июля на озере отмечают народный праздник языческого происхождения. Два года назад, мы первый раз приехали на Светлояр как раз 6 июля.

Днем в селе Владимирское Нижегородской области организовывают различные мастер-классы, а вечером устраивают что-то типа народного спектакля-сказания о град Китеже. Ночь Ивана Купала самая короткая в году, а на озере Светлояр она еще и волшебная. Я поддавшись всеобщей вакханалии ходила со свечой вокруг озера, а потом до утра мы купались в святом озере. Палатки рядом с озером ставить нельзя, поэтому люди спали прямо на земле.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook