Южный судан столица. В мире появилось новое государство - южный судан. Национальный парк Бандингило

Южный Судан (англ. South Sudan), официальное название Республика Южный Судан - государство в Африке со столицей в городе Джубе. Граничит с Эфиопией на востоке, Кенией, Угандой и ДРК на юге, ЦАР на западе и Республикой Судан на севере. Площадь - 619 745 км2. Суверенный статус Южного Судана вступил в силу 9 июля 2011 года, после подписания декларации о провозглашении его независимым государством. Член ООН с 14 июля того же года.

К моменту колонизации Африки европейскими странами в Южном Судане не существовало государственных образований в современном понимании. Арабы за многовековую историю также не смогли интегрировать этот регион. Некоторый прогресс произошел при османском правлении Египтом, когда в 1820-1821 гг. зависимый от Порты режим Мухаммеда Али начал активную колонизацию региона.

В период существования англо-египетского Судана (1898-1955 гг.) Великобритания старалась ограничить исламское и арабское влияние на Южный Судан, введя отдельное управление соответственно Севером и Югом Судана, а 1922 году даже издав Акт о введении виз для суданского населения на передвижение между двумя регионами. Одновременно проводилась христианизация Южного Судана. В 1956 году было провозглашено создание единого суданского государства со столицей в Хартуме, а в управлении страной закрепилось доминирование политиков с Севера, пытавшихся проводить арабизацию и исламизацию Юга.

Подписание в 1972 году Аддис-абебского соглашения привело к прекращению 17-летней Первой гражданской войны (1955-1972) между арабским Севером и негроидным Югом и предоставлением Югу определённого внутреннего самоуправления. После примерно десятилетнего затишья захвативший власть в результате военного переворота 1969 года Джафар Нимейри возобновил политику исламизации. В уголовное законодательство страны были введены предусмотренные исламским правом такие виды наказаний, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана.

По американским оценкам, за два десятилетия, прошедшие с момента возобновления вооружённого конфликта на юге Судана, правительственные войска уничтожили около 2 млн мирных жителей. В результате периодических засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося вооружённого противостояния, нарушения прав человека более 4 млн южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны - Эфиопию, Кению, Уганду и ЦАР, а также в Египет. Беженцы лишены возможности обрабатывать землю или иным способом зарабатывать на жизнь, страдают от недоедания и неправильного питания, лишены доступа к образованию и здравоохранению. Многолетняя война привела к гуманитарной катастрофе.

Переговоры между повстанцами и правительством в 2003-2004 формально завершили 22-летнюю вторую гражданскую войну, хотя отдельные вооружённые столкновения в ряде южных районов имели место и позже. 9 января 2005 года в Кении было подписано Найвашское соглашение, предоставившее региону автономию, а лидер Юга Джон Гаранг стал вице-президентом Судана. Южный Судан получил право после 6 лет автономии провести референдум о своей независимости. Доходы от добычи нефти в этот период должны были, по соглашению, делиться поровну между центральным правительством и руководством южной автономии. Это несколько разрядило напряжённую обстановку. Однако 30 июля 2005 Гаранг погиб в результате крушения вертолёта, и обстановка вновь стала накаляться.

Для урегулирования конфликта в сентябре 2007 года Южный Судан посетил Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун. Международное сообщество ввело в зону конфликта миротворческие и гуманитарные силы. В течение 6-летнего временного периода власти юга организовали достаточно полный и эффективный контроль своей территории действующим Правительством Южного Судана со всеми министерствами, включая вооружённые силы и органы правопорядка. По всем оценкам, способность и желание неарабского региона жить самостоятельно не вызывали сомнения. В июне 2010 года США объявили, что будут приветствовать появление нового государства в случае положительного исхода референдума. Накануне референдума, 4 января 2011 года президент Судана Омар аль-Башир во время визита в южносуданскую столицу Джубу пообещал признать любые итоги плебисцита, и даже выразил готовность принять участие в официальных празднованиях по случаю образования нового государства, если на референдуме южане проголосуют за независимость. Кроме того, он обещал свободу перемещения между двумя странами, предложил помочь южанам создать безопасное и стабильное государство, а также организовать равноправный союз двух государств наподобие Евросоюза, если Юг обретёт независимость. В результате положительного исхода референдума новое государство было провозглашено 9 июля 2011 года.

Референдум о независимости Южного Судана

С 9 по 15 января 2011 года в Южном Судане прошёл референдум по вопросу независимости от Судана. Кроме того, должен был пройти референдум в районах у города Абьей по вопросу вхождения в состав Южного Судана, однако он был отложен. 22 декабря 2009 парламент Судана одобрил закон, устанавливающий правила проведения референдума 2011 года. 27 мая 2010 Президент Судана Омар аль-Башир пообещал провести в намеченный срок, в январе 2011 года, референдум по самоопределению Южного Судана. В подготовке к референдуму приняли активное участие сотрудники ПРООН и других международных организаций, оказав, в том числе, финансовую помощь. Официальные результаты референдума были объявлены 7 февраля, согласно им, за отделение Южного Судана было подано 98,83 % от общего числа признанных действительными бюллетеней. Официальное провозглашение нового государства произошло 9 июля 2011 года, до этой даты Судан продолжал существовать как единое государство.

Ряд государств объявили о том, что намерены признать независимость Южного Судана после 9 июля 2011 года. Правительство Судана приветствовало итоги референдума и заявило, что планирует открыть посольство в Джубе после разделения государства на две части, соседние страны также приветствовали независимость региона. Египет стал одной из первых стран, заявивших о намерении признать Южный Судан. Великобритания планирует открыть посольство в Южном Судане.

Административное деление Южного Судана

В Южный Судан входят 10 штатов - бывших вилаятов Судана (в скобках указана занимаемая территория): Вараб (31 027 км2), Верхний Нил (77 773 км2), Восточная Экватория (82 542 км2), Джонглий (122 479 км2), Западная Экватория (79 319 км2), Западный Бахр-эль-Газаль (93 900 км2), Западный Верхний Нил (35 956 км2), Озёрный (40 235 км2), Северный Бахр-эль-Газаль (33 558 км2), Центральная Экватория (22 956 км2).

Население Южного Судана

Население Южного Судана составляет, по разным данным, от 7,5 до 13 млн человек. По итогам суданской переписи 2008 года население Юга составило 8 260 490 человек, однако власти Южного Судана эти результаты не признают, поскольку центральное бюро статистики в Хартуме отказалось предоставить им исходные данные по региону для собственной обработки и оценки.

Большинство населения Южного Судана принадлежит к негроидной расе и исповедует либо христианство, либо традиционные африканские анимистические религии. Основную группу населения составляют представители нилотских народов, наиболее многочисленными из которых являются динка, нуэр, азанде, бари и шиллук.

Официальным языком страны является английский. Большинство жителей Южного Судана говорит на множестве нилотских, адамава-убангийских, центральносуданских и других языков и наречий, крупнейшим из которых является язык динка. Религия в Южном Судане - совокупность религиозных верований, присущих народам Южного Судана. Большинство населения Южного Судана исповедует либо христианство, либо традиционные африканские анимистические религии, что в определённой мере привело к столкновению с мусульманским Севером.

В южной части страны преобладают как языческие, так и христианские влияния, отображённые в жизни местного населения, хотя ислам также исповедуется небольшим количеством населения. ХристианствоКроме католических общин в стране имеются англиканские приходы и структуры различных харизматических христианских деноминаций.

Численность католиков в Южном Судане составляет около 1 миллиона 700 тысяч человек (около 22 % от общей численности населения). Большинство придерживающихся католицизма проживают в южных штатах Восточная Экватория, Центральная Экватория и Западная Экватория, где католики составляют значительное большинство. Наименьшее число католиков проживает в штате Верхний Нил (45.000 человек при общем населении 2 миллиона 750 тысяч человек).

Здравоохранительная система в Южном Судане

Здравоохранительная система в Южном Судане развита плохо, что в сочетании с общим низким уровнем грамотности в стране, а также бедной инфраструктурой серьёзно препятствует борьбе с болезнями. В Южном Судане распространены малярия и холера. Несмотря на международное вмешательство, множество жителей не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи, что стало в 2010 году одной из причин вспышки чёрной лихорадки.

В Южном Судане один из самых высоких в мире уровень распространённости ВИЧ-инфекции. Однако, точные данные по стране отсутствуют. Согласно отчётам специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН за 2008 год 3,1 % взрослых жителей страны ВИЧ-инфицированы. Это число практически в два раза выше, чем в соседнем Судане.

В Южном Судане зарегистрирован ряд редких заболеваний, не встречающихся нигде за пределами данного региона. Например, в южной части страны наблюдается редкая болезнь неизвестной природы, носящая название кивательного синдрома. Она распространена на относительно небольшой территории и поражает в основном детей от 5 до 15 лет. По состоянию на 2011 год число заболевших составляет несколько тысяч. Ни причины заболевания, ни средства его лечения неизвестны.

Климат Южного Судана

Засушливый период в регионе длится всего 1 месяц. Годовое количество осадков колеблется от 700 мм на севере до около 1400 мм на юго-западе. Весь Южный Судан покрыт лесами, которые делятся на две части. Это - муссонные (тропические) леса - на юге, и экваториальные - на крайнем юге, то есть муссонные (25 %), и экваториальные (5 %).

Экономика Южного Судана

Экономика Южного Судана - одна из типичных африканских слаборазвитых экономических систем. Южный Судан является одной из беднейших стран в мире.

Нефть - главный ресурс страны, на который опирается вся экономика Южного Судана. Из 500 тыс. баррелей нефти, добываемых в Судане, около 75 % нефтедобычи приходится на месторождения на Юге. Поскольку нефтеносные районы расположены в основном в Южном Судане, начиная с 9 июля 2011 года Северный Судан оказался от них отрезан. Однако, Северный Судан контролирует трубопроводы, через которые нефть идет на экспорт, в связи с этим у каждой стороны присутствуют собственные интересы по вопросам, связанным с распределением нефтяной прибыли. Министр инвестиций Южного Судана генерал-полковник Ояй Денг Аджак неоднократно заявлял о необходимости международного решения вопроса нефтеносного района Абьей.

Южный Судан экспортирует древесину на международый рынок. Массивы лесного фонда тика находятся в Кавале, Лийо, Лока-Вест и Нуни. Западные ресурсы экваториальной древесины находятся в Мвуба (Замои). Регион богат природными ресурсами, такими как железная руда, медь, хромосодержащие руды, цинк, вольфрам, слюда, серебро, золото и гидроэнергетика.

Экономика страны, как и во многих других развивающихся странах, в значительной степени зависит от сельского хозяйства. Некоторые статьи из сельскохозяйственной продукции включают: хлопок, арахис, сорго, просо, пшеница, гуммиарабик, сахарный тростник, тапиока, манго, папайя, бананы, батат и кунжут. В центрально-экваториальной части плантации находятся находятся на Кегулу.

До 1992 года валютой в стране был динар, который был замещён суданским фунтом. С 9 июля 2011 года на территории Южного Судана был введён южно-суданский фунт, который начнёт полноценное хождение на всей территории страны с августа.

Россия слабо представлена в секторе внешней торговли Южного Судана. Крупные российские компании отсутствуют в стране, а экономическое взаимодействие носит эпизодический характер в основном в сфере российских поставок техники и вооружения.

Источник - http://ru.wikipedia.org/

Климат жаркий, с сезонными осадками, количество которых снижается от горных районов на юге к северу. Местность постепенно повышается от равнины на севере и в центре до южного нагорья на границе с Угандой и Кенией; Белый Нил, текущий на север с нагорий Центральной Африки, питает своими водами большую болотистую область в центре (более 100 000 км2, что составляет 15% площади) и определяет основные географические характеристики страны, ее растительного и животного мира и особенности развития сельского хозяйства.
Самая высокая точка – гора Киньети (3187 м).

Природные ресурсы:
нефть, месторождения золото, алмазов, известняка, железной руды, меди, хромовой руды, цинка, вольфрама, слюды, серебра; древесина, плодородные сельскохозяйственные земли.

НАСЕЛЕНИЕ

8 млн. 260 тыс. 490 чел. (по данным спорной переписи населения 2008; фактическое число может достигать 9 млн. 280 тыс. чел.) (оценка 2008).
Возрастная структура: молодежь в возрасте до 14 лет составляют 44,4% населения. Свыше 65 лет – 2,6% населения (2008).

Детская смертность: 102 смерти на 1000 новорожденных (2006). Очень высок уровень инфекционных заболеваний, связанных с качеством воды и пищи и контактами с больными животными: диарея, гепатит А и Е, и брюшной тиф, малярия, лихорадка денге, африканский трипаносомоз (сонная болезнь), шистосомоз, респираторные заболевания, менингококковый менингит, бешенство.

Одно из наиболее сложных в этническом отношении государств африканского континента и планеты – ок. 570 народов и этнических групп: азанде, атвот, алур, анюак, ачоли, баггара, бари, беджа, бонго, данагла, динка, ланго, локоя, лулуба, мурле, нуба, пари, фор, хауса, шиллук и др.) и др.

Религия – христианство и местные верования. Официальным языком предполагается сделать английский, хотя население использует арабский и местные диалекты.

Урбанизация:
Городское население составляет 22% (2009). Крупные города: Джуба (столица) – 250 000 тыс. чел. (2008).
Грамотность: 27% от общей численности населения в возрасте 15 лет и старше умеют читать и писать, 40% от этого количества составляют мужчины, 16% – женщины.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО.

Республика.
Исполнительная и законодательная власть: Глава государства – президент Сальва Киир Маярдит (с 9 июля 2011), вице-президент Риек Мачара (с 10 июля 2011); президент является как главой государства, так и главой правительства.

Кабинет министров формируется президентом и утверждается Законодательным Собранием.

Двухпалатный Национальный парламент, состоит из Национального законодательной ассамблеи (170 мест) и Совета штатов (48 мест), выборы происходят каждые четыре года.

Южный Судан делится на 10 штатов.
Верхняя палата парламента – Совет штатов, решает вопросы большинством в 2/3 всех его членов. Штаты имеют свою конституцию, полицию, правительство и гражданские службы, средства массовой информации; они сами будут урегулировать религиозные вопросы и вопросы пользования землей, принадлежащей штату и принимать свой бюджет. Ряд вопросов экономического и социального развития, образования и научных исследований, развития сельского хозяйства, жилищного строительства, торговли, промышленности, банков и страховых компаний, управления водными ресурсами и др. находятся в совместных полномочиях штатов и государства.

Политические партии:
Суданское народно-освободительное движение, Национальный конгресс партии, Суданское Народно-освободительное движение за демократические перемены.

ЭКОНОМИКА

Южный Судан имеет богатые природные ресурсы. Страна производит почти три четверти общего для бывшего Судана объема добычи нефти (почти полтора миллиона баррелей в сутки). 98% всех бюджетных поступлений Южного Судана – от добычи нефти. Запасы нефти составляют более 3 млрд. баррелей.
Промышленность и инфраструктуры в Южном Судане после нескольких десятилетий гражданской войны развиты слабо. Железные дороги имеют протяженность в 236 км и находятся по большей части в аварийном состоянии. В стране функционирует всего 60 км дорог с твердым покрытием. Электричество производится в основном дорогостоящими дизельными генераторами; проточной питьевой воды не хватает.

Несмотря на то, что на территории Южного Судана расположен один из богатейших сельскохозяйственных районов в Африке (в долине Белого Нила, которая имеет плодородные почвы и большие запасы воды), натуральное сельское хозяйство обеспечивает минимальный прожиточный уровень для подавляющего большинства населения. Сельское хозяйство специализируется на выращивании сорго, кукурузы, риса, проса, пшеницы, сахарного тростника, манго, папайя, бананов, сладкого картофеля подсолнечника, хлопка, кунжута, маниока, фасоли, арахиса, производстве гуммиарабика. Разводится как крупный рогатый скот (около 20 млн. голов), так и мелкий, в основном овцы.

В Южном Судане также сохранились большие стада диких животных, которые могут быть использованы в будущем для привлечения экотуристов. Кроме того, воды Белого Нила имеет потенциал, достаточный для создания большого количества гидроэлектроэнергии.

Южный Судан в значительной степени зависит от импорта товаров, услуг и капитала с севера; с 2005 более 4 млрд. долл. было получено регионом в виде иностранной помощи в основном из Великобритании, США, Норвегии и Нидерландов. Всемирный банк планирует поддерживать инвестиции в инфраструктуру, сельское хозяйство Южного Судана. Правительство Южного Судана поставило задачу 6-ти процентного экономического роста на конец 2011 и ожидает 7,2% роста в 2012. Инфляция составила 8,6% в апреле 2011. Высокие цены на топливо определяют рост цен на продовольствие.

Долгосрочные задачи правительства включают в себя снижение уровня бедности, поддержание макроэкономической стабильности, повышение собираемости налогов и финансового управления.
Валюта – южносуданский фунт.

ИСТОРИЯ

Историю Южного Судана до 2011 см. в статье СУДАН.

Провозглашение независимости Южным Суданом стало итогом 21-летней гражданской войны, унесшей жизни, по разным оценкам, от одного до двух миллионов человек. Соглашение о прекращении огня, так называемый Всеобъемлющий мирный договор, было подписано противоборствующими сторонами (властями Республики Судан и повстанцами с юга страны) в 2005. Согласно этому документу, Южный Судан получил статус независимой от севера автономии, которой было предоставлено право на референдум о выходе из состава республики. Сам референдум состоялся лишь в начале 2011. В ходе голосования более 98% населения Южного Судана высказались за создание независимого государства.

Первой из стран, признавших независимость Южного Судана, стала Республика Судан. По итогам договоренности границы двух государств установлены в соответствии с границами по состоянию на 1 января 1956, то есть на момент начала первой гражданской войны между севером и югом Судана.

9 июля 2011 на основании Декларации независимости Республики Южный Судан, президент нового государства С.Киир своим указом ввел в действие временную конституцию в качестве Основного закона страны на переходный период. Она будет действовать в течение четырех лет – до 2015.

В течение переходного периода будет действовать парламент, состоящий из двух палат – Национальной ассамблеи (нижняя палата) и Совета штатов (верхняя палата). Национальная ассамблея будет состоять из членов уже функционировавшей законодательной ассамблеи Южного Судана и всех граждан Южного Судана, которые были членами парламента Судана. Совет штатов будет состоять из всех граждан Южного Судана, которые были представителями верхней палаты в Республике Судан, и из 20 представителей, назначаемых президентом.

В течение переходного периода создана Конституционная комиссия для разработки проекта постоянной конституции. Президент, который вносит свои поправки и замечания, передает текст Основного закона Конституционной конференции для окончательного одобрения. Конференция созывается президентом и будет состоять из представителей от политических партий, организаций гражданского общества, профсоюзов и других организаций и репрезентативных категорий граждан. Конференция должна одобрить проект постоянной конституции большинством в 2/3 всех делегатов, после чего президент страны введет ее в действие.
Конституция закрепит «децентрализованную систему управления»: национальный уровень, уровень штатов и местный уровень.

Основной закон закрепляет обязательное участие женщин в работе государственных органов всех уровней, для которых теперь предусмотрена квота не менее чем в 25% от общего числа служащих.
15 июля 2011 Генеральная Ассамблея ООН приняла Южный Судан в ряды Организации Объединенных Наций. Южный Судан стал 193-ей страной мира и 54-м государством на африканском континенте.

Как отмечают эксперты, новое государство войдет в число беднейших стран. Несмотря на официальное признание со стороны Северного Судана, велика возможность территориальных конфликтов между этими странами, в частности по спорным нефтеносным территориям в районе Абьей, где до сих пор отмечаются всплески насилия.

В марте и апреле 2012 на территории города Хеглиг произошли вооруженные столкновения между Суданом и Южным Суданом.

Джуба 08:11 23°C
легкий дождь

Население страны 8 260 490 человек Территория Южного Судана 644 329 кв. км Расположенный на континенте Африка Столица Южного Судана Джуба Деньги в Южном Судане Фунт (SDG) Доменная зона.ss Телефонный код страны 211

Отели

Редкие путешественники посещают Южный Судан, поэтому выбор отелей весьма ограничен. Большинство гостиниц сосредоточен в столице, городе Джуба. Советуем не экономить на проживании: чем выше стоимость за номер, тем условия проживания приближены к комфорту в классическом понимании.

Климат Южного Судана:: Горячий с сезонными осадками, под влиянием ежегодного сдвига тропической зоны. Обильные осадки в горных и предгорных районах на юге и их количество уменьшается к северу.

Достопримечательности

Южный Судан - место ради места, раз вам так захотелось посетить эту страну. Красивые дома, зелень и благоустройство лишь в проектах строительных кампаний. Пока они изображены лишь на рекламных баннерах. Закрывающих кучи мусора (городские свалки и подобная инфраструктура отсутствует). Единственное, что может заинтересовать путешественника, это миграция животных. Но для наблюдения за подобным зрелищем лучше выбрать более комфортную африканскую страну.

Ландшафт Южного Судана:: Местность постепенно повышается от равнин на севере и в центре к южной горной местности на границе с Угандой и Кенией. Белый Нил, текущий на севере из возвышенностью Центральной Африки, является основным географическим особенностью страны, который поддерживает сельское хозяйство и обширные популяции животных. Sudd (название происходит от плавающей растительности) является большой болотистый площадью более 100 000 кв км, питаемые водами Белого Нила, доминирует в центре страны.

Досуг

Южный Судан - не самая лучшая страна для путешествий. Экстремальный туризм - единственный вид досуга, который здесь возможен.

Южный Судан имеет ресурсы, как: : Гидроэнергетика, плодородные сельскохозяйственные земли, золото, алмазы, нефть, древесина, известняк, железная руда, медь, хромовая руда, цинк, вольфрам, слюда, серебро.

Транспорт

В стране есть только грунтовые дороги, асфальта нет даже в столице. После ливня дороги размывает, передвигаться практически невозможно. Близ города Джибути есть международный аэропорт. В столице есть такси и мототакси.

Уровень жизни

Южный Судан - одно из самых молодых государств в мире. Его независимость от Судана была провозглашена совсем недавно: в 2011 году. Конфликты между севером и югом не прекращаются до сих пор. Если кратко, то сейчас в Южном Судане нет ничего: никакой инфраструктуры, дорог, школ, больниц.

Работы в стране нет. Всем бизнесом владеют китайцы, они же нанимают своих рабочих. Местные жители изредка занимаются сельским хозяйством или животноводством. Это одна из немногих стран, где угрозы голода крайне велики.

В стране есть месторождения нефти. Но из-за отсутствующей инфраструктуры и споров с Суданом ее добыча пока что невозможна.

Города

Столица страны - Джуба. Самая молодая и самая бедная столица в мире. Здесь живет 400 тысяч человек, для которых не создано вообще ничего: дорог, канализации, электричества, водопровода, общественного транспорта, больниц, мусорок и много всего другого.


Население

Координаты

Баxр-эль-Габель

4,85165 x 31,58247

Штат Верxний Нил

9,53694 x 31,65611

Западная Баxр-эль-Газаль

Баxр-эль-Габель

4,09139 x 30,67861

Западная Экватория

4,57056 x 28,41639

Государственный Северный Баxр-эль-Газаль

Независимое государство под названием Республика Южный Судан появилось на карте мира совсем недавно. Ему всего лишь чуть более трех лет. Официально суверенитет этой страны был провозглашен 9 июля 2011 года. При этом практически вся новейшая Южного Судана - это история длительной и кровопролитной борьбы за независимость. Хотя боевые действия начались в Южном Судане практически сразу же после провозглашения независимости «большого» Судана - в 1950-е годы, тем не менее, лишь в 2011 году Южному Судану удалось получить независимость - не без помощи Запада, прежде всего США, преследовавшего свои цели в разрушении столь крупного государства, находившегося под арабо-мусульманским контролем, каким был единый Судан со столицей в Хартуме.

В принципе, Северный и Южный Судан - столь разные регионы, что наличие серьезной напряженности в отношениях между ними было исторически обусловлено и без западного влияния. Во многом единый Судан, до провозглашения независимости Южного Судана, напоминал Нигерию - те же проблемы: мусульманский Север и христианско-анимистический Юг, плюс свои нюансы в западных регионах (Дарфур и Кордофан). Однако в Судане конфессиональные различия усугублялись еще и расовыми, и культурными. Север единого Судана населяли арабы и арабизированные народы, относящиеся к европеоидной или переходной эфиопской малой расе. А вот Южный Судан - это негроиды, в основном - нилоты, исповедующие традиционные культы или христианство (в его местном понимании).


«Страна черных»

Еще в XIX веке Южный Судан не знал государственности, по крайней мере, в том понимании, который вкладывает в это понятие современный человек. Это была территория, населенная многочисленными нилотскими племенами, наиболее известны среди которых - динка, нуэр, шиллук. Доминирующую роль в ряде регионов Южного Судана играли племена азанде, говорившие на языках убангийской ветви адамава-убангийской подсемьи гур-убангийской семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. С севера в южносуданские земли периодически вторгались отряды арабских работорговцев, захватывавших «живой товар», пользовавшийся большим спросом на невольничьих рынках, как самого Судана, так и Египта, Малой Азии, Аравийского полуострова. Однако набеги работорговцев не меняли тысячелетний архаичный уклад жизни нилотских племен, поскольку не влекли за собой политических и экономических преобразований в южносуданских землях. Ситуация изменилась, когда египетский правитель Мухаммед Али в 1820-1821 гг., заинтересовавшийся природными богатствами южносуданских земель, решил перейти к колонизационной политике. Однако египтянам не удалось до конца освоить этот регион и интегрировать его в состав Египта.

Повторная колонизация Южного Судана началась в 1870-е годы, однако и она не была успешной. Египетским войскам удалось покорить лишь область Дарфур - в 1874 году, после чего они были вынуждены остановиться, поскольку далее находились тропические болота, существенно затруднявшие их перемещение. Таким образом, собственно Южный Судан оставался практически неконтролируемым. Окончательное освоение этого обширного региона пришлось лишь на период англо-египетского владычества над Суданом в 1898-1955 гг., однако и в этот период оно имело свои нюансы. Так, англичане, совместно с египтянами осуществлявшие управление Суданом, стремились не допустить арабизации и исламизации южносуданских провинций, населенных негроидным населением. Арабо-мусульманское влияние в регионе всячески сводилось к минимуму, в результате чего народам Южного Судана либо удалось сохранить исконные верования и культуру, либо они были христианизированы европейскими проповедниками. Среди определенной части негроидного населения Южного Судана распространялся английский язык, однако основная масса населения говорила на нилотских и адамава-убангийских языках, практически не владея арабским языком, обладавшим фактической монополией на севере Судана.

В феврале 1953 года Египет и Великобритания, в контексте набиравших в мире силу процессов деколонизации, пришли к соглашению о постепенном переходе Судана к самоуправлению, а затем и к провозглашению политического суверенитета. В 1954 году был создан суданский парламент, а 1 января 1956 года Судан получил политическую независимость. Англичане планировали, что Судан станет федеративным государством, в котором в равной степени будут соблюдены права арабского населения северных провинций и негроидного населения Южного Судана. Однако, в суданском движении за независимость ключевую роль играли суданские арабы, которые пообещали британцам реализовать федеративную модель, но в действительности предоставлять реальное политическое равенство Северу и Югу не планировали. Как только Судан получил политическую независимость, хартумское правительство отказалось от планов создания федеративного государства, что вызвало резкий рост сепаратистских настроений в его южных провинциях. Негроидное население юга не собиралось мириться с положением «людей второго сорта» в новопровозглашенном арабском Судане, в особенности по причине насильственной исламизации и арабизации, осуществляемой сторонниками хартумского правительства.

«Жало змеи» и первая гражданская война

Формальным поводом к началу вооруженного восстания народов Южного Судана стали массовые увольнения чиновников и офицеров, происходивших из христианизированных нилотов Юга. 18 августа 1955 года на Юге Судана началась гражданская война. Первоначально южане, несмотря на готовность стоять до последнего, не представляли серьезной опасности для суданских правительственных войск, поскольку лишь менее трети повстанцев имели огнестрельное . Остальные, как и тысячи лет назад, сражались с помощью луков со стрелами и копий. Ситуация стала меняться к началу 1960-х гг., когда сформировалась централизованная организация южносуданского сопротивления, получившая название «Анья Нья» («Жало змеи»). Эта организация заручилась поддержкой со стороны Израиля. Тель-Авив был заинтересован в ослаблении крупного арабо-мусульманского государства, которым был единый Судан, поэтому приступил к помощи вооружением южносуданским сепаратистам. С другой стороны, в поддержке «Анья Нья» были заинтересованы южные соседи Судана - африканские государства, имевшие к Хартуму определенные территориальные претензии или политические счеты. В результате учебные лагеря южносуданских повстанцев появились на территории Уганды и Эфиопии.

Первая гражданская война Южного Судана против хартумского правительства длилась с 1955 по 1970 гг. и привела к гибели по меньшей мере 500 тысяч мирных жителей. Сотни тысяч человек стали беженцами в соседних государствах. Хартумское правительство увеличило свое военное присутствие на юге страны, направив туда контингент войск общей численностью 12 тысяч военнослужащих. Вооружение Хартуму поставлял Советский Союз. Тем не менее, южносуданским повстанцам удавалось держать под контролем многие районы сельской местности в провинциях Южного Судана.

Учитывая, что вооруженным путем преодолеть сопротивление мятежников не удавалось, Хартум вступил в переговоры с руководителем повстанцев Джозефом Лагу, который в 1971 году сформировал Освободительное движение Южного Судана. Лагу настаивал на создании федеративного государства, в котором каждая часть будет обладать собственным правительством и вооруженными силами. Естественно, что арабская элита Северного Судана соглашаться с этими требованиями не собиралась, но в конечном итоге миротворческие усилия императора Эфиопии Хайле Селассие, который выполнял функции посредника в переговорном процессе, привели к тому, что было заключено Аддис-Абебское соглашение. В соответствии с соглашением, три южных провинции получали автономный статус и, более того, создавалась 12-тысячная армия со смешанным офицерским корпусом из северян и южан. Английский язык получал статус регионального в южных провинциях. 27 марта 1972 года соглашение о перемирии было подписано. Хартумское правительство амнистировало повстанцев и создало комиссию для контроля за возвращением беженцев на территорию страны.

Исламизация и начало второй гражданской войны

Однако относительный мир в Южном Судане продлился не столь долго после заключения Аддис-Абебского соглашения. Причин нового обострения ситуации было несколько. Во-первых, в Южном Судане были обнаружены значительные нефтяные месторождения. Естественно, что хартумское правительство не могло упустить шанса заполучить южносуданскую нефть, однако контроль над нефтяными месторождениями требовал укрепления позиций центральной власти на Юге. Не обращать внимания на нефтяные месторождения Южного Судана центральное правительство также не могло, поскольку испытывало серьезную нужду в пополнении своих финансовых ресурсов. Второй момент заключался в усилении политического влияния исламских фундаменталистов на хартумское руководство. Исламские организации имели тесные связи с традиционными монархиями Арабского Востока, кроме того пользовались серьезным влиянием на арабское население страны. Существование христианского и, тем более, «языческого» анклава на территории Южного Судана являлось для исламских радикалов крайне раздражающим фактором. Тем более, что они и так продавливали идею о создании в Судане исламского государства, живущего по законам Шариата.

В период описываемых событий Судан возглавлял президент Джафар Мухаммед Нимейри (1930-2009). Профессиональный военный, 39-летний Нимейри еще в 1969 году сверг тогдашнее суданское правительство Исмаила аль-Азхари и провозгласил себя председателем Революционного совета. Первоначально он ориентировался на Советский Союз и опирался на поддержку суданских коммунистов. Кстати, Суданская компартия была одной из наиболее мощных на Африканском континенте, ее представителей Нимейри ввел в состав хартумского правительства, провозгласив курс на социалистический путь развития и антиимпериалистическое сопротивление. Благодаря сотрудничеству с коммунистами, Нимейри мог рассчитывать на военную помощь со стороны Советского Союза, которой благополучно пользовался, в том числе и в конфликте с Южным Суданом.

Однако, к концу 1970-х годов нараставшее в суданском обществе влияние исламистских сил заставило Нимейри кардинальным образом поменять политические приоритеты. В 1983 году он провозгласил Судан шариатским государством. В состав правительства вошли представители организации «Братья - мусульмане», началось повсеместное строительство мечетей. Шариатские законы были введены на территории всей страны, в том числе и на Юге, где мусульманское население находилось в абсолютном меньшинстве. В ответ на исламизацию Судана в южных провинциях началась активизация местных сепаратистов. Они обвинили хартумское правительство Нимейри в нарушении Аддис-Абебского соглашения. В 1983 году было заявлено о создании Суданскую народную освободительную армию (SPLA). Показательно, что СНОА выступала за единство суданского государства и обвиняла правительство Нимейри в действиях, способных повлечь за собой распад страны по национальному и конфессиональному признакам.

Повстанцы Джона Гаранга

Суданскую народную освободительную армию возглавил полковник суданской армии Джон Гаранг де Мабиор (1945-2005). Выходец из нилотской народности динка, он с 17 лет принимал участие в партизанском движении в Южном Судане. Как один из наиболее способных юношей, был направлен на учебу в Танзанию, а затем в США.

После получения степени бакалавра экономики в США и завершения учебы по сельскохозяйственной экономике в Танзании, Гаранг вернулся на родину и вновь присоединился к партизанскому сопротивлению. Заключение Аддис-Абебского соглашения сподвигло его, как и многих других партизан, на службу в суданских вооруженных силах, куда в соответствии с соглашением интегрировались повстанческие отряды южносуданских народов. Гаранг, как человек образованный и активный, получил капитанские погоны и продолжил службу в вооруженных силах Судана, где за 11 лет дослужился до звания полковника. Последнее время он служил в штабе сухопутных войск, откуда был направлен на Юг Судана. Там его и застало известие о введении в Судане шариатского законодательства. Тогда Гаранг увел целый батальон суданских вооруженных сил, укомплектованный южанами, на территорию соседней Эфиопии, куда вскоре прибыли и другие южане, дезертировавшие из суданской армии.

Подразделения, находившиеся под командованием Джона Гаранга, действовали с территории Эфиопии, но вскоре им удалось поставить под свой контроль значительные районы провинций Южного Судана. В этот раз сопротивление хартумскому правительству было более удачным, поскольку в рядах повстанцев было много профессиональных военных, успевших за годы мира получить военное образование и опыт командования армейскими подразделениями.

Тем временем, в 1985 году в самом Судане произошел очередной военный переворот. Пока президент Нимейри находился с визитом в Соединенных Штатах Америки, генерал-полковник Абдель Рахман Свар аль-Дагаб (род.1934), занимавший пост начальника генерального штаба вооруженных сил, произвел военный переворот и захватил власть в стране. Это произошло 6 апреля 1985 года. Первоочередным решением мятежников была отмена конституции 1983 года, устанавливавшей шариатское законодательство. Правящая партия «Суданский социалистический союз» была распущена, бывший президент Нимейри оказался в изгнании, а сам генерал Свар аль-Дагаб в 1986 году передал власть правительству Садика аль-Махди. Последнее начало переговоры с южносуданскими повстанцами, стремясь заключить мирное соглашение и не допустить дальнейшего кровопролития. В 1988 г. южносуданские повстанцы договорились с хартумским правительством о проекте мирного урегулирования ситуации в стране, включавшего отмену чрезвычайного положения и шариатского законодательства. Однако уже в ноябре 1988 г. премьер-министр аль-Махди отказался от подписания данного плана, что привело к усилению позиций исламских фундаменталистов в хартумском правительстве. Тем не менее, в феврале 1989 г. премьер-министр, испытывавший давление военных кругов, принял план мирного урегулирования. Казалось - ничего далее не останавливает хартумское правительство от выполнения договоренностей и мир на Юге Судана может быть восстановлен.

Однако, вместо умиротворения южных провинций последовало резкое обострение ситуации. Его причиной стал новый военный переворот, произошедший в Судане. 30 июня 1989 года бригадный генерал Омар аль-Башир - профессиональный военный-десантник, командовавший прежде парашютной бригадой в Хартуме - захватил власть в стране, распустил правительство и запретил политические партии. Омар аль-Башир находился на консервативных позициях и симпатизировал исламским фундаменталистам. Во многом, именно он стоял у истоков дальнейшей эскалации конфликта на Юге Судана, приведшей к распаду единого суданского государства.

Результатами деятельности аль-Башира стали установление диктаторского режима в стране, запрещение политических партий и профсоюзных организаций, возвращение к шариатскому законодательству. В марте 1991 г. был обновлен уголовный кодекс страны, в состав которого были включены средневековые меры наказания, такие как насильственные ампутации рук за определенные виды преступлений, побиение камнями и распятие. Вслед за введением нового уголовного кодекса Омар аль-Башир приступил к обновлению судейского корпуса на Юге Судана, заменяя там судей - христиан на судей - мусульман. Фактически это означало, что против немусульманского населения южных провинций будет применяться шариатское законодательство. В северных провинциях страны шариатская полиция приступила к проведению репрессий в отношении выходцев с Юга, не соблюдавших нормы шариатского законодательства.

На территории южных провинций Судана возобновилась активная фаза боевых действий. Повстанцы Суданской народной освободительной армии взяли под контроль часть провинций Бахр-эль-Газаль, Верхний Нил, Голубой Нил, Дарфур и Кордофан. Тем не менее, в июле 1992 года хартумским войскам, лучше вооруженным и подготовленным, удалось в результате стремительного наступления взять под контроль штаб-квартиру южносуданских повстанцев в Торите. Против мирного населения южных провинций начались репрессии, включавшие в себя и угон десятков тысяч женщин и детей в рабство на север страны. По данным международных организаций, до 200 тысяч человек было захвачено в плен и обращено в рабство северосуданскими войсками и неправительственными арабскими формированиями. Таким образом, в конце ХХ века все вернулось к ситуации столетней давности - набегам арабских работорговцев на негритянские селения.

Одновременно хартумское правительство приступило к дезорганизации южносуданского сопротивления путем сеяния внутренней вражды, основанной на межплеменных противоречиях. Как известно, Джон Гаранг, руководивший народной освободительной армией, происходил из народности динка - одной из крупнейших нилотских народностей Южного Судана. Суданские спецслужбы стали сеять национальную рознь в рядах повстанцев, убеждая представителей других национальностей в том, что в случае победы Гаранг установит диктатуру народности динка, которая будет осуществлять геноцид в отношении других этносов региона.

В результате произошла попытка свержения Гаранга, закончившаяся отделением в сентябре 1992 года группировки под руководством Уильяма Бани, а в феврале 1993 года - группировки под руководством Керубино Боли. Казалось, что правительству Хартума вот-вот удастся расправиться с повстанческим движением на юге страны, сея раздор между повстанческими группировками и, одновременно, усиливая репрессии в отношении немусульманского населения южных провинций. Однако все испортила излишняя внешнеполитическая самостоятельность хартумского правительства.

Омар аль-Башир, симпатизирующий исламистам, поддержал во время операции «Буря в пустыне» Саддама Хусейна, что повлекло за собой окончательное ухудшение взаимоотношений Судана с Соединенными Штатами Америки. После этого от Судана как «страны - изгоя» стали отворачиваться и многие страны Африки. Свою поддержку повстанцам выказывали Эфиопия, Эритрея, Уганда и Кения, при этом первые три страны усилили свою военную помощь повстанческим группировкам. В 1995 году произошло объединение оппозиционных политических сил Северного Судана с повстанцами Южного Судана. В так называемый «Национальный демократический альянс» вошли Суданская народная освободительная армия, Демократический союз Судана и ряд других политических организаций.

Все это привело к тому, что в 1997 году хартумское правительство подписало соглашение с частью повстанческих группировок о примирении. Омару аль-Баширу не оставалось иного пути и как признать культурно-политическую автономию Южного Судана. В 1999 году Омар аль-Башир сам пошел на уступки и предложил Джону Гарангу культурную автономию в составе Судана, но лидера повстанцев уже было не остановить. До 2004 г. велись активные боевые действия, хотя одновременно продолжались и переговоры о прекращении огня между противоборствующими группировками. Наконец, 9 января 2005 года в столице Кении Найроби было подписано очередное мирное соглашение. От лица повстанцев его подписал Джон Гаранг, от лица хартумского правительства - вице-президент Судана Али Осман Махаммад Таха. В соответствии с условиями данного соглашения было решено: отменить действие на юге страны шариатского законодательства, прекратить огонь с обоих сторон, демобилизовать значительную часть вооруженных формирований, установить равномерное распределение доходов от эксплуатации нефтяных месторождений в южных провинциях страны. Южному Судану предоставлялась автономия на шесть лет, после чего населению региона предоставлялось право провести референдум, на который был бы вынесен вопрос о независимости Южного Судана как отдельного государства. Командующий Суданской народной освободительной армией Джон Гаранг стал вице-президентом Судана.

Ко времени заключения мирных соглашений, по данным международных организаций, в боевых действиях, во время репрессий и этнических чисток, погибло до двух миллионов человек. Приблизительно четыре миллиона человек покинули Южный Судан, став внутренними и внешними беженцами. Естественно, что страшны были последствия войны и для суданской экономики, социальной инфраструктуры Южного Судана. Однако 30 июля 2005 года Джон Гаранг, возвращавшийся на вертолете со встречи с президентом Уганды Йовери Мусевени, погиб в авиакатастрофе.

Его сменил Салва Киир (род.1951) - заместитель Гаранга по руководству военным крылом Суданской народной освободительной армии, известный более радикальными позициями по вопросу о предоставлении политической независимости Южному Судану. Как известно, Гаранга устраивала и модель сохранения южных провинций в составе единого Судана, при отсутствии вмешательства в их дела со стороны исламистской арабской элиты Хартума. Однако Салва Киир был настроен куда решительнее и настаивал на полной политической независимости Южного Судана. Собственно, после крушения вертолета у него не оставалось иных препятствий. Сменив погибшего Гаранга на посту вице-президента Судана, Салва Киир взял курс на дальнейшее провозглашение политической независимости Южного Судана.

Политическая независимость не принесла мир

8 января 2008 года с территории Южного Судана были выведены северосуданские войска, а 9-15 января 2011 года проведен референдум, на котором 98,8% участвовавших граждан высказались за предоставление политической независимости Южному Судану, которая и была провозглашена 9 июля 2011 года. Салва Киир стал первым президентом суверенной Республики Южный Судан.

Однако провозглашение политической независимости не означает окончательного решения всех конфликтных ситуаций в этом регионе. Во-первых, сохраняются крайне напряженные отношения между Северным Суданом и Южным Суданом. Они вылились в несколько вооруженных столкновений между двумя государствами. Причем первое из них началось еще в мае 2011 года, то есть за месяц до официального провозглашения независимости Южного Судана. Это был конфликт в Южном Кордофане - провинции, которая в настоящее время входит в состав Судана (Северного Судана), но населена в значительной степени представителями африканских народов, родственных жителям Южного Судана и поддерживавших с ними исторические и культурные связи, в том числе и в период длительной борьбы за независимость южносуданского государства.

Наиболее серьезные противоречия с хартумским правительством имели жители Нубийских гор - так называемые «горные нубийцы», или нуба. Миллионный народ нуба говорит на нубийском языке - одной из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Несмотря на то, что формально нуба исповедуют ислам, они сохраняют очень сильные пережитки традиционных верований, обусловленные их проживанием в горах и сравнительно поздней исламизацией. Естественно, что на этой почве у них наблюдаются напряженные отношения с исламскими радикалами из арабской среды Северного Судана.

6 июня 2011 года вспыхнули боевые действия, причиной которых формально стала конфликтная ситуация вокруг вывода южносуданских подразделений из города Абьей. В результате боевых действий погибло не менее 704 южносуданских солдат, 140 000 мирных жителей стали беженцами. Многие жилые строения, объекты социальной и экономической инфраструктуры были разрушены. В настоящее время территория, на которой происходил конфликт, остается в составе Северного Судана, что не исключает возможность его дальнейшего повторения.

26 марта 2012 года вспыхнул другой вооруженный конфликт между Суданом и Южным Суданом - из-за пограничного города Хеглиг и окрестных районов, многие из которых богаты природными ресурсами. В конфликте участвовали Суданская народная освободительная армия и вооруженные силы Судана. 10 апреля 2012 года Южный Судан захватил город Хеглиг, в ответ хартумское правительство объявило всеобщую мобилизацию и 22 апреля 2012 г. добилось вывода южносуданских подразделений из Хеглига. Этот конфликт способствовал тому, чтобы в Хартуме официально определили Южный Судан как вражеское государство. В то же время, соседняя Уганда официально и в очередной раз подтвердила, что будет поддерживать Южный Судан.

Между тем, и на территории самого Южного Судана не все спокойно. Учитывая, что данное государство населено представителями целого ряда народностей, которые претендуют на первостепенную роль в стране, либо обижаются, что у власти находятся другие этнические группы, легко предугадать, что Южный Судан практически сразу после провозглашения независимости стал ареной междоусобной борьбы противостоящих этнических вооруженных группировок. Наиболее серьезное противостояние развернулось в 2013-2014 гг. между народностями нуэр и динка - одними из наиболее многочисленных нилотских этнических групп. 16 декабря 2013 г. в стране была предотвращена попытка военного переворота, которую, по данным президента Салва Киира, пытались совершить сторонники бывшего вице-президента Риека Мачара. Риек Мачар (род.1953) - также ветеран партизанского движения, воевал сначала в составе Суданской народной освободительной армии, а затем заключил сепаратные договоренности с хартумским правительством и возглавлял прохартумские Южносуданские силы обороны, а затем - Народные силы обороны Судана / Демократический фронт. Затем Мачар опять стал сторонником Гаранга и занимал пост вице-президента в Южном Судане. Мачар принадлежит к народности нуэр и рассматривается представителями последней как выразитель их интересов, в противовес динка Салва Кииру.

Попытка переворота, предпринятая сторонниками Мачара, положила начало новой кровопролитной гражданской войне в Южном Судане - на этот раз между народностями динка и нуэр. По данным международных организаций, только в период с конца декабря 2013 года по февраль 2014 года 863 тысячи мирных жителей Южного Судана стали беженцами, не менее 3,7 млн. человек остро нуждаются в продовольствии. Все старания международных посредников обеспечить проведение переговорного процесса между противниками оканчиваются неудачно, поскольку всегда находятся неконтролируемые группировки, продолжающие дальнейшую эскалацию насилия.

Южный Судан на карте Африки
(все картинки кликабельны)

Можно привести лишь несколько фактов, чтобы понять, насколько своеобразна эта удивительная страна: в Южном Судане всего 30 км асфальтированных дорог и 236 км железнодорожного полотна, большинство из которого находится в аварийном состоянии, даже в столице государства городе Джуба нет водопровода, и воду для населения развозят в цистернах.

Государство, истерзанное войнами и политическими распрями, начинает новую свободную жизнь и с оптимизмом смотрит в будущее. Оно скоро будет принято в Международное Олимпийское сообщество и станет полноправным членом Международного Олимпийского Комитета (МОК). Население по мере сил налаживает жизнь на своей родине и любит мечтать, готовя еду на подставках для углей.

Географическое положение

Республика Южный Судан является самой молодой из всего списка стран Африки , и не только этого континента, но и всего мира. Только в 2011 году она получила независимость, отделившись от государства Судан. Поэтому вся северная граница страны — пограничная линия с Суданом . Получается, что в регионе Северной Африки это самая южная страна.

На востоке Южный Судан соседствует с Эфиопией . На юге к молодой республике примыкают Демократическая Республика Конго , Уганда и Кения . Центральноафриканская Республика ограничивает западные рубежи.

Выхода к морю не имеет.

Государство находится в зоне субэкваториального климатического пояса Земли с характерными для него особенностями. Здесь всегда жарко. Сезоны года разделяются по количеству осадков. Засушливым является зимний период, он непродолжителен, причем на севере он длится дольше. В северных регионах годовое количество осадков составляет 700 мм в год. В южных и юго-западных — 1400 мм.

Летние муссонные ливни питают реки и большую болотистую территорию, которая расположена в центре страны.

Флора и фауна

Территория Южного Судана покрыта лесами:

  • на юге тропические муссонные леса, они занимают 95% площади;
  • на крайнем юге — экваториальные леса, им принадлежит 5%;
  • по долинам рек расположились галерейные леса, в их кущах есть редкие растения;
  • горные территории (отроги Эфиопского нагорья и Центральноафриканского плоскогорья) покрыты горными лесами.

Здесь много заповедных и охраняемых территорий. Через Южный Судан проходят пути миграции диких животных просторы которого удобны для проживания африканских антилоп, слонов, буйволов, жирафов, львов и других обитателей.

Президент официально заявил, что охрана природы является приоритетной задачей во внутренней политике государства.

Государственное устройство

Карта Южного Судана

Главой республики Южный Судан и главой Правительства является Президент. Президент формирует Кабинет министров, который утверждается Законодательным собранием.

Национальный двухпалатный Парламент избирается каждые 4 года, состоит он из Совета штатов и Национальной законодательной ассамблеи.

В Южном Судане 10 штатов. Каждый имеет свою Конституцию и органы управления. В государстве 3 политические партии.

Население

Жители Южного Судана живут в нелегких условиях. Пожилых людей, достигших 65-летнего возраста лишь около 3%. Высока детская смертность. Из-за недоброкачественных продуктов питания, нехватки воды и низкого ее качества, контакта с больными животными высок уровень инфекционных болезней.

Этнический состав населения сложен, в Южном Судане около 570 различных народностей и этнических групп. Грамотой владеют лишь 27% от общего количества жителей страны. Уровень урбанизации тоже очень низкий — 22%.

Большая часть жителей исповедуют христианство, но велико значение и местных африканских верований. Официальным языком считается английский, хотя в ходу арабский язык, различные местные диалекты.

Количество населения, по последним данным, составляет 11 млн 822 тыс. человек. Темпы роста высоки, несмотря на активную внешнюю миграцию.

Экономика

Государство богато природными ресурсами, главным из которых является нефть. 98% поступлений в бюджет страны — это доходы от ее добычи.

После десятилетий изматывающей страну гражданской войны промышленность и инфраструктуры Южного Судана развиты очень слабо. Главными проблемами экономики являются:

  • плохо развита транспортная сеть;
  • нехватка электроэнергии, которая вырабатывается дизельными генераторами;
  • нехватка питьевой воды.

Но потенциал для развития у страны неплохой. Воды Белого Нила, протекающего по ее территории, имеют большой гидроэнергетический ресурс. Есть отличные условия для развития сельского хозяйства. В стране сохранены огромные стада диких животных, которые могли бы послужить для привлечения экотуристов.

Южный Судан сильно зависим от импорта. Всемирный банк планирует поддержать инвестициями эту африканскую страну и поспособствовать ее экономическому росту. Правительство ставит перед собой задачи по снижению уровня бедности населения и усовершенствования финансового управления.

Национальной валютой страны является южносуданский фунт.

Ценой за независимость стали 21 год жестокой гражданской войны и миллионы человеческих жизней. Между властями Республики Судан и мятежным югом страны Всеобъемлющий мирный договор подписан в 2005 году. По этому документу южным территориям была предоставлена автономия и право на проведения референдума о выходе из состава государства.

Этим правом суданцы воспользовались лишь в 2011 году, за независимость проголосовали 98% населения юга. Интересно, что первой страной, которая признала новой свободное государство Южный Судан, был Судан.

Достопримечательности

Пока главная достопримечательность Южного Судана — его уникальная природа. Южный национальный парк (возле границы с Конго) и парк Бома демонстрируют экзотических животных в дикой природе. Здесь вольготно себя чувствуют жирафы, львы, буйволы, антилопы. Для любителей сафари раздолье.

Южный Судан фото

Понравилось? Лайкни нас на Facebook