Наиболее значимые экспонаты алмазного фонда. Алмазный фонд. Как попасть в Алмазный фонд Московского Кремля

«Мое беглое и сухое перечисление есть лишь
бледная тень этого богатейшего в мире
собрания прекрасных камней, писал 60 с лишним
лет назад поэт камня академик А. Ферсман».

«Полная информация о шедеврах ювелирного
искусства, хранящихся сегодня в Гохране России,
отсутствует, потому как только часть их, правда,
наиболее ценная, выставлена на широкое обозрение
в Алмазном фонде и Оружейной палате и менее
широкое - в учебном центре Гохрана.
Остальное - тайна за семью печатями».

«На протяжении всего правления дома Романовых сокровищница пополнялась драгоценностями. Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было выполнено в этот период. Пышность и великолепие отличали русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как Г. Экарт, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, И. Позье».

«Ни одна страна в начале нашего века не обладала таким запасом драгоценностей, находившимся в храмах, монастырях, музеях, дворцах, особняках и личном пользовании граждан, как Россия, - подавляющая часть этих несметных богатств досталась нам в наследство после революции. Тайна исчезновения сокровищ России восходит ко времени образования Антикварного экспортного фонда...»

«Антикварный экспОртный фонд» – таково первое название Алмазного Фонда, более откровенное, чем даже «Алмазный фонд политбюро».

Способы и методы воровства.

«Приведенная ниже история демонстрирует, каким путем формировалась российская сокровищница. В феврале 1919 года была создана оценочно-антикварная комиссия под руководством Горького и Андреевой. (Актриса, любовница А. Пешкова - Р.) Согласно материалам исследования Белоусовой "Горький антиквариат" комиссия отбирала ценности из имущества, конфискованного в годы революции, а также приобретала частные коллекции. В числе прочих комиссии поступило предложение купить коллекцию датского коммерсанта Эрика Плуме (308 предметов, среди которых драгоценные безделушки Елизаветы I и Екатерины II). По оценке привлеченного в качестве эксперта Агафона Фаберже, стоимость коллекции превышала 11 миллионов рублей золотом. Члены комиссии отобрали вещей на сумму поскромнее - 8 миллионов. Но сделка не состоялась - доверенные лица продавца и Фаберже были арестованы по обвинению в спекуляции: мол, хотели нагреть руки на продаже коллекции ценой-то всего в два миллиона. Под горячую руку попали и нарком просвещения Луначарский, и Горький: их чуть было не привлекли за злоупотребление служебным положением. В итоге коллекция Плуме была конфискована, то есть досталась советской власти даром. Кроме того, Агафон Фаберже сообщил на допросе местоположение своего тайника на уже разграбленной большевиками даче. Представитель знаменитой династии ювелиров собрал фантастическую коллекцию: редкие гравюры, древние иконы, 600 нецке, 300 скульптур Будды, не говоря уже о ювелирных изделиях. Без составления акта и описи (?!- Р.) ценности из тайника были уложены в десять ящиков и увезены в неизвестном направлении. Вероятно, что эта коллекция вошла в состав "алмазного фонда Политбюро", созданного в том же 1919 году, на случай свержения советской власти. Известно, например, что у Якова Свердлова дома и на работе хранилась часть этого "фонда" в виде отборных бриллиантов. (А также золотые червонцы и несколько паспортов - Р.)

Бриллианты навсегда.

«А.М.ГОРЬКИЙ - В СОВНАРКОМ (не позднее 21 /10 - 1921 года). " В феврале месяце 1919 года по предложению наркома Красина (тогда нарком торговли и промышленности РСФСР. - авт.) была организована в Петрограде А.Пешковым "Экспертная комиссия", цель которой заключалась: в отборе и оценке вещей, имеющих художественное значение, в тридцати трех национализированных складах Петрограда, бесхозных квартирах, ломбардах и антикварных лавках. Эти вещи отбирались на предмет создания в Советской республике антикварного экспортного фонда».

Чем, помимо алмазов, торговали на экспорт большевики.

«До 1-го октября 1920 года "Экспертная комиссия", работая в составе 80 человек под председательством А.Пешкова, образовала два склада отобранных ею вещей, как то: художественной старинной мебели, картин различных эпох, стран и школ, фарфора русского, севрского, саксонского и т.д., бронзы, художественного стекла, керамики, старинного оружия, предметов восточного искусства и т.д. По оценке 15-го года стоимость этих вещей превышает миллиард рублей. Кроме того, на складах Комиссии имеются отобранные в бесхозяйственных квартирах ковры на сумму в несколько сот миллионов (тоже по оценке 1915 года)».

«1923 год один их самых драматических в истории Алмазного фонда. Тогда на рынках Амстердама и Антверпена неожиданно появились бриллианты, в которых специалисты узнали часть русских коронных драгоценностей. Возник политический скандал. Зарубежная пресса писала, что эти города и их банки используются советским правительством для валютных операций с золотом, алмазами и церковными ценностями. Чтобы заглушить возмущения, в конце 1925 года в Колонном зале Дома Союзов спешно открылась выставка коронных драгоценностей, которая должна была показать миру, что они целы и невредимы».

(Этот эпизод в крайне тенденциозной форме был преподнесён автором книг «Красные дьяволята» и «Как попы одурманивают народ» П. Бляхиным и сов. реж. Э. Кеосаяном. См. фильм «Корона Российской Империи» - Р.)

Что было на деле.

«Однако есть неоспоримые свидетельства, что в 1923 году собрание коронных драгоценностей совершило интригующее путешествие под охраной латышских красных стрелков из Москвы в Читу, где находилось японское правительство. Руководил операцией работник наркома финансов Р.Я.Карклин. В архивах сохранилось удостоверение, выданное ему 28-го декабря 1922 года за номером 2739, где сказано, что тов. Карклин Р.Я. назначен уполномоченным Народного комиссариата финансов РСФСР при Дальневосточном ревкоме. Подписал его среди прочих, тогда уже нарком финансов Сокольников. Учитывая все вышесказанное, можно достоверно предположить, что после экспертной оценки сокровищ комиссией Ферсмана их вывезли на Дальний Восток, чтобы продать в Америку и Европу через Маньчжурию, которая еще со времен постановления "О хлебных закупках" стала центром нашей внешнеэкономической и внешнеполитической активности. Видимо, в канун этой сделки века запечатлены опубликованные недавно в "Известиях" и в каталоге "Сотби" фотографии, на которых снята в Чите, в богатом особняке, на фоне коронных драгоценностей группа официальных советских лиц и респектабельных иностранцев. Судя по ним, решили оптом продать все величайшие реликвии Алмазного фонда: державу, скипетр, собрание корон - с короной Российской Империи во главе, коллекцию бриллиантовых подвесок и бриллиантовых диадем, бриллиантовые знаки и цепи Императорских орденов, подарочные золотые кубки, коллекцию вееров и перстней, Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже и многое другое. Эти вещи хранились в Галерее драгоценностей Эрмитажа и в Бриллиантовой комнате Кремля. Большинство из них бесследно исчезло в 20-е годы. Некоторые впоследствии обнаружились в американских частных собраниях, например, брачная корона русских Императриц, изготовленная из бриллиантового пояса Екатерины Великой. Сейчас она находится в собрании Морджори Меривезер Поуст - жены бывшего посла США в СССР Джозефа Дэвиса. Госпожа Поуст купила ее на аукционе "Сотби" в декабре 1966 года. Возможно, бриллианты, проданные в 1923 году в Бельгии и Голландии, были из этой партии и попали в Европу через Читу - Харбин - Владивосток, и такая же участь ожидала остальное. И как знать, если бы не осечка в Антверпене и Амстердаме, заставившая возвратить драгоценности на показательную выставку в Москву, то не потеряли бы мы все и навсегда?!»

«...когда-то на гохрановское золото покупали хлеб, позднее - паровозы, потом им платили за технику, поставлявшуюся союзниками во время Второй мировой войны».

«Дальнейшее известно. В 1925 году возникла Главная контора Госторга СССР по скупке и реализации антикварных вещей "антиквариат". Тогда же вышла брошюра "Алмазный фонд СССР", где прямо говорилось, что при Советской власти эти сокровища "зажили новой жизнью так или иначе примут участие в общей созидательной работе... превратясь в столь необходимые для рабоче-крестьянского государства предметы, как машины и т.п.". Осенью 1926 года упомянутая брачная корона - вместе с бриллиантовым мечом Павла Первого, украшением коронационного платья Екатерины Второй из гроздьев бразильских бриллиантов и индийских изумрудов, бриллиантовой (2000 штук) табакеркой Императрицы Елизаветы, коллекцией Императорских пасхальных яиц Фаберже и прочим была куплена у советского правительства и доставлена в Америку торговцем Норманом Вайсом».

«Распродажа национальных сокровищ в СССР началась не в годы индустриализации, а значительно раньше. Она переживала, как минимум, два пика: в 1920-1923 и в 1928-1934 годах».

«В 1925 году коронные драгоценности впервые публично демонстрировались в Доме Союзов, а в 1927 и 1933 годах значительная их часть по решению Совнаркома была продана на зарубежных аукционах».
Википедия

«Выставка Алмазного фонда СССР в Московском Кремле открылась 2 ноября 1967 года - к 50-летию Советской власти. Ее открытие стало заметным событием в культурной жизни нашей страны. К этому времени работники Гохрана (государственное хранилище ценностей) при участии научных сотрудников музеев Московского Кремля подготовили каталог, художественный альбом "Сокровища Алмазного фонда", стали выходить рекламные буклеты, альбомы, в которых сообщалось: "...судьба русских коронных драгоценностей оказалась счастливой и глубоко справедливой: Великая Октябрьская социалистическая революция возвратила эти сокровища их подлинному хозяину - народу... Даже в самые трудные первые годы Советского государства, когда оно остро нуждалось в средствах для защиты молодой республики, восстановления народного хозяйства, укрепляя обороноспособность страны, сокровища Алмазного фонда оставались неприкосновенными. С того времени эти сокровища были не только сохранены, но и преумножены."(?!)

Действительно, поступления были. Большую часть их составляли особо крупные алмазы, добывавшиеся в Якутии и образцы современного ювелирного искусства. Но гораздо больше ценностей, в основном уникальных старинных произведений искусства ушло за границу в частные коллекции и государственные музеи других стран. Местонахождение некоторых бесценных вещей до сих пор неизвестно (два пасхальных Императорских яйца фирмы Фаберже, бриллиантовый знак ордена Андрея Первозванного, принадлежавший Александру Второму, икона "Введение Богородицы во храм" в драгоценном окладе Фаберже и многие другие)».

Какие именно «многие другие бесценные вещи» безследно исчезли?
Каковы точно масштабы совецкого воровства?

Евгений Германович ГАПАНЮК - один из старейших хранителей Алмазного фонда. С ним и побеседовала корреспондент "Труда".

Историк Юрий Буранов считает, что в описи, составленной Ферсманом, отмечено в два с лишним раза меньше алмазных диадем, чем их было на самом деле в ящиках, отправленных в Москву в 1914 - 1917 годах.

В старых списках значилось 14 диадем, у нас хранится только одна.

Особая комиссия, которой руководил академик Александр Ферсман и куда, кстати, входил в качестве эксперта Агафон Фаберже, с 1923 по 1925 год изучила Императорское наследие и выдала рекомендации: что хранить вечно, а что пустить в переплавку или отдать на аукционы...

На современных аукционах всплывало что-нибудь из бывшего собрания Бриллиантовой комнаты?

Нет, но такая возможность не исключается.

«Все вожди Советского государства словно считали своим долгом запустить руку в собрание Алмазного фонда. Как это делали Ленин и Сталин - описано выше. Никита Сергеевич едва не подарил одной из развивающихся стран знаменитую шапку Мономаха, при Брежневе Алмазный фонд недосчитался одного из бриллиантовых орденских знаков». (Дочь вождя была замешана в аферах с бриллиантами - Р.)

Годы перестройки СССР в нынешний формат соввласти характеризовались обычным большевицким вандализмом.

«В 1989 году с аукционов были проданы многие иконы. Не желая тратить средства на реставрацию, небезызвестный Павлов распорядился продать их "на реставрацию более развитым странам". Он считал, что убил сразу двух зайцев: иконы будут восстановлены, а страна получит необходимую валюту».

Евгений Германович Гапанюк:

Уральские изумруды великолепны, они добывались и поступали в Гохран.
В Алмазном фонде собрана большая коллекция изумрудов, один из лучших размером в 10 сантиметров мы получили 15 лет назад.

Вадим Криворотов (А. Разин), продюсер Юры Шатько (Юры Шатунова), вспоминает:

В те годы вы были миллионерами. А деньги куда девали?
- Зарабатывали мы тогда 20 миллионов долларов и не знали, куда их девать. И вот как-то раз зампред правительства Бирюкова объявила в Верховном Совете, что в казне денег нет, и они решили продать коллекцию изумрудов из Гохрана. "Вот и посмотрим, есть ли у населения деньги", - сказала она. 8 колец с изумрудами, каждое из которых стоило в среднем 50 тысяч долларов, отвезли в Сочи в магазин "Изумруд". Я приехал туда и все их скупил. Тогда Бирюкова снова выступила в Верховном Совете: "И не надо рассказывать мне, товарищи депутаты, о том, что в стране нет денег. Мы по сумасшедшей цене выбросили кольца из Гохрана. Так вот пришёл какой-то мальчик с декларацией о доходах и все их купил." Я тогда обрадовался, что она хоть мою фамилию не назвала, а то бы ко мне рэкет со всего Советского Союза съехался.

С тех пор мы зажили достойно, красиво и богато. Вывозим деньги за границу. Наверное, всё изменилось? В общем-то, нет.

«Президент» государству все-таки не нужен.
22.03.02 15:12

Екатеринбург, Март 22 (Новый Регион, Ирина Кривозубова) – В пятницу эпопея с куплей-продажей изумруда «Президент» опять попала в поле зрения СМИ.

Гохран России окончательно отказался от намерения приобрести уникальный уральский изумруд. Как подчеркнул начальник отдела исполнения производства главного управления Министерства юстиции РФ Владимир Тумаев, пока отказ поступил в устной форме, но, вероятно, уже в ближайшее время руководство Гохрана пришлет письменное уведомление об этом.

Напомним, что в начале февраля служба судебных приставов отправила повторный запрос в Гохран и правительство России с просьбой подтвердить приобретение изумруда «Президент» за 150 тысяч долларов. Как отметил В.Тумаев, запрос остался без ответа. На днях в телефонном разговоре специалисты Гохрана официально озвучили свою позицию: изумруд хранилищу не нужен.

© 2002, «Новый Регион»

Впрочем, чудеса всё же случаются. Порой уникальные вещи остаются в стране из-за безмерной жадности чиновной «вертикали».

«Гохрановские ювелиры работали с гохрановскими же материалами. Задача еще советским руководством ставилась такая: определить мировой спрос на высокохудожественные ювелирные изделия. Не определили: во времена СССР слишком уж сложным показался процесс оценки.
В эпоху новой России просто побоялись продешевить в кризисной ситуации. Так, например, предложение некой западной фирмы продать знаменитую бриллиантовую розу, хранящуюся в Алмазном фонде, было отвергнуто, так как не удалось сойтись в цене».

Речь здесь, скорее всего, идёт о цене отката. Очевидно, чтобы избежать подобных накладок в будущем, кудринский Минфин изменил в 2003-м формат Гохрана.
Аукционы же по продажам уникальных гохрановских алмазов проходят ещё с начала 2000-х.

«Главная национальная сокровищница - российский "форт-нокс" - на пороге больших перемен. Гохрану России суждено сменить статус и превратиться в полноценную коммерческую организацию».

Итак, сейчас Гохран России - полноценная коммерческая организация.
Из интервью с главой Гохрана Владимиром Рыбкиным:

«- Но если концепция реформы до конца не проработана, то как тогда расценивать ежегодные алмазные аукционы, проводимые Гохраном?

Как право, предусмотренное нам законом о драгметаллах и камнях.

Почему же эти аукционы стали проводиться только сейчас? Почему не проводились, скажем, пять лет назад?

У нас просто не доходили руки».

«Стоит ли говорить, что попасть в бывший зимний сад Гохрана, а ныне зал для проведения аукционов простому смертному невозможно. Его участники - работающие в России ограночные организации. Лоты - крупные алмазы из Госфонда России (10,8 карата и выше). О самом аукционе его потенциальные участники узнают из писем-приглашений Гохрана. В минувшем (2002) году продажи Гохраном различных ценностей добавили в российский бюджет свыше 350 миллионов рублей».
(Алмазы свыше 10 карат не подлежат массовой оценке. Каждый камень считается уникальным - Р.)

«Можно было бы организовать аналогичный аукцион и за пределами России. Но в Гохране энтузиазма по этому поводу не выказывают, ссылаясь на дороговизну и рискованность предприятия. Да и стоит ли рисковать, если в России крупные алмазы расходятся хорошо, а западные фирмы косвенно, через посредников, участвуют в гохрановских аукционах».

Люди волнуются, спрашивают:

«Нет ответа на многие интересные вопросы. Например, откуда появляются на мировых аукционах и в антикварных магазинах за рубежом наши ценности (контрабанда здесь ни при чем)?

По какому праву величайшие исторические реликвии Гохрана и Алмазного фонда являются залоговой собственностью Министерства финансов, а не неприкосновенным национальным достоянием?

Что хранится в госфондовских кладовых в Москве, Миасе и других местах? И, наконец, нужно документально разобраться, какая часть ценностей пошла на финансирование экономических программ, какая ушла на политику, а что исчезло неизвестно куда. Кто и когда сможет дать ответ на эти вопросы - неизвестно...»

Ну, почему же неизвестно? Всё известно, включая адреса.

«Московский офис единой сбытовой организации АК "АЛРОСА" располагается в том же здании, что и Гохран».

Они и не скрывают.

Москва богата достопримечательностями и историческими памятниками. Среди всего многообразия интересных объектов стоит выделить Алмазный фонд, в стенах которого хранится собрание произведений ювелирного искусства. Музей невероятно популярен среди гостей столицы, поэтому попасть в него не так просто.

Где находится музей и как приобрести билеты?

В настоящее время Алмазный фонд находится на территории Кремля. Желающих посетить музей всегда много, а в выходные дни или на каникулах количество людей только увеличивается. Билеты в Алмазный фонд можно приобрести в кассе заведения или в кассе у Кутафьей башни.

Также можно забронировать билеты на официальном сайте музея. Такая услуга особенно актуальна в летний период и праздничные дни, когда увеличивается поток посетителей и гостей города. Один человек может зарезервировать до четырех билетов. Далее их можно выкупить в кассе Александровского сада. Сделать это необходимо за час до начала экскурсии, иначе бронь аннулируется.

График работы

Продажа билетов в Алмазный фонд на первую половину дня в кассах начинается с девяти утра, а на вторую половину - в 13.00. Если вы хотите попасть в музей, то к указанному времени нужно быть на месте. В противном случае вы можете остаться без билетов.

Режим работы Алмазного фонда: с 10.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00. Музей открыт для посетителей каждый день, кроме четверга. Вход в Кремль через Боровицкие ворота.

История создания коллекции

В Алмазном фонде собраны уникальные ювелирные произведения, редкие экземпляры драгоценных камней, самородков ценных металлов. Это одна из немногих коллекций в мире, в которой имеются царские символы власти. История создания музея уходит корнями в эпоху Петра І. По его указу для хранения ценных государственных вещей было выделено отдельное помещение, которое позднее стали называть Бриллиантовой комнатой. В ней хранились государственные регалии, парадные ювелирные украшения и орденские знаки. Члены семьи императора надевали их для торжественных событий. На протяжении многих лет правления Романовых сокровищница постоянно пополнялась новыми драгоценностями. За это время было изготовлено много ювелирных украшений, пышно украшенных драгоценными камнями.

Русский двор отличался пышностью и великолепием. Особенно это было характерно в период царствования Екатерины Второй и Елизаветы Петровны. Русский двор был одним из блестящих в Европе. Во дворце работали лучшие ювелиры. Среди них стоит отметить И. Позье, Г. Экпарта, сына и отца Дюаль. Сейчас на выставке можно любоваться их произведениями высочайшего ювелирного мастерства.

Создание камер-коллегии

Формирование камер-коллегии, которая должна была заниматься учетом и хранение ценностей, было начато в первой половине восемнадцатого столетия после указа Петра Первого о создании Государственного хранилища коронных ценностей. Официально ведомство было создано в 1719 году. В Регламенте камер-коллегии были полностью перечислены имеющиеся на тот момент реликвии. Также был установлен порядок их хранения.

Идеи Петра Первого о символах государственной власти позднее распространились и на прочие ценности. Кстати, устав и штат камеральной коллегии менялся при каждом правлении. Так были заложены основы Алмазного фонда России.

Коронные ценности хранили в специальном помещении Императорского Величества. Комнату даже называли Алмазной или Бриллиантовой. Во времена правления Екатерины ІІ для обустройства хранилища переделали парадную спальню государыни. О комнате говорили, как о богатейшем кабинете драгоценностей. Интерьеры помещения были созданы архитектором Фельтиным.

Дальнейшая судьба коллекции

После начала Первой мировой войны коронные ценности, императорские регалии, родословная книга Императорского Дома и прочие ценные документы были перевезены в Московский Кремль. Здесь их разместили в Коронном зале Оружейной палаты.

Экспозиция музея

В настоящее время Алмазный фонд Московского Кремля включает в себя уникальную коллекцию бриллиантов, алмазов и ювелирных украшений. За все время существования собрание пополнялось орденскими знаками, редчайшими самоцветами и прочими ценными изделиями. Огромный вклад в развитие музея «Алмазный фонд» был сделан экспериментальной ювелирной лабораторией. Именно ее работники проводили реставрационные работы по восстановлению разрушенных ценностей. Они в том числе работали и над Малой и Большой императорской короной. Более ста украшений и предметов вошли в экспозицию Алмазного фонда Московского Кремля.

В настоящее время все экспонаты размещены в двух залах. В первом находятся бриллианты, алмазы, ювелирные изделия и самородки. Так в одной из витрин размещены полудрагоценные и драгоценные камни со всей территории бывшего Советского Союза. Также здесь можно увидеть карту России, выполненную из бриллиантов. Далее в витринах находятся настоящие алмазы-гиганты и представлены примеры их огранки. В зале имеются и предметы современного искусства. В центре размещены самородки платины и золота, которые имеют свои имена - «Мефистофель», «Верблюд», «Большой треугольник».

Во втором зале представлены исторические ценности.

Среди них имеются изделия мастеров ювелирного дела 18-19 веков, которые до революции считались коронными ценностями России.

Самые ценные экспонаты

Самые известные и ценные экспонаты Алмазного фонда в Москве - это коронные ценности: держава, корона и скипетр.

Корона Екатерины ІІ была изготовлена в 1762 году для церемонии коронации. Она является настоящим символом всего музея. Корона украшена 5 тыс. бриллиантов и 75 крупными жемчужинами. А вершину ее венчает красная шпинель (72 карата). Высота изделия с крестом составляет 27,5 см, длина же нижней окружности равна 64 см. После Екатерины ІІ корону использовали для коронации все русские императоры.

На той же витрине рядом с Большой императорской короной находится и Малая корона, а также скипетр со знаменитым бриллиантом «Орлов», вес которого составляет 189,62 карата. Малая корона была изготовлена в 1856 году по заказу Марии Александровны для ее коронации.

Здесь же на витрине находится Держава, представляющая собой отполированный гладкий шар, обвитый гирляндой из бриллиантов. На его поверхности имеется индийский алмаз (42,95 кар.). Сверху венчает Державу удивительный сапфир из Цейлона в 200 карат. Вес Державы составляет 861 г., а его высота с крестом достигает 24 см.

Скипетр, как и прочие атрибуты, выступал символом власти. Его украшает алмаз «Орлов», о котором ходили легенды. По официальной версии камень был подарен Екатерине на ее именины графом. По другой же версии алмаз приобрела сама императрица, но чтобы ее не обвинили в расточительстве, разыграла спектакль с подарком. Так или иначе все происходило - неизвестно. Но камень был вмонтирован в скипетр, чем и снискал себе славу.

Три ценных реликвии - синий сапфир в Державе, алмаз «Орлова» в скипетре и красная шпинель в короне символизируют цвета Российского флага.

Прочие драгоценности

Среди экспонатов Алмазного фонда можно увидеть еще один знаменитый алмаз - «Шах». Его когда-то подарил Николаю І иранский шах в качестве примирения за убийство русского посла. Стоит отметить, что убит был не просто посол, а знаменитый русский писатель Грибоедов, памятник которому можно увидеть на Чистых прудах в Москве.

Также в этом отделе Алмазного фонда в Москве находятся царские украшения. Одним из них является браслет с алмазом «Александр», который принадлежал Александру І. Здесь можно увидеть и брошь Екатерины Второй, выполненную из золота и серебра, украшенную многочисленными бриллиантами, в виде букета роз.

Не менее красива подвеска в форме ягоды, сделанная из большого турмалина. В залах музея представлено еще очень много украшений из серебра, золота, драгоценных камней и бриллиантов. Экскурсии в Алмазный фонд всегда впечатляют гостей. Где еще можно увидеть столь богатое собрание ювелирных изделий.

Изделия современных мастеров

В последнем отделе музея в качестве экспонатов выступают изделия современных ювелиров. Прекрасные украшения из золота с топазами, аметистами, бриллиантами и изумрудами просто поражают красотой.

У современных экспонатов нет столь громкой истории, как у предметов предыдущего отдела, но они тоже очень красивы, ведь современные ювелиры используют такие технологии, которые просто были недоступны мастерам из прошлого. В целом все экспонаты впечатляют и поражают красотой, чтобы понять это, стоит отправиться на экскурсию в Алмазный фонд. Можно много читать и любоваться красотой изделий на фото в интернете, но ни одна картинка не передает подлинной их красоты. Все это нужно увидеть своими глазами.

Драгоценные камни

Подводя итоги, стоит отметить, что в настоящее время в экспозиции музея находится семь исторических, невероятно ценных камней:

  1. Алмаз «Орлова» украшает монарший скипетр. Камень был найден в Индии. Его особенность в непередаваемо красивом зеленовато-голубом отливе. Алмаз имеет 180 граней.
  2. Алмаз «Шах» представляет собой желтый кристалл, не подвергшийся огранке. На нем нанесены имена трех его владельцев.
  3. Плоский портретный алмаз, закрепленный в золотой браслет с изумрудами.
  4. Красная шпинель в Большой короне. Камень был вмонтирован в изделие перед самой коронацией Екатерины Второй. Шпинель отличается не только крупными размерами, но и чистотой и прозрачностью. Кстати, стоимость имперской короны так и не определена до сих пор из-за уникальности изделия.
  5. Колумбийский изумруд со ступенчатой огранкой, который венчает потрясающую брошь. Камень был найден еще в пятнадцатом веке, но в Россию попал лишь вначале девятнадцатого века.
  6. Цейлонский сапфир считается самым большим в мире. Он украшает старинную брошь девятнадцатого века.
  7. Оливково-зеленый хризолит был найден когда-то на острове в Красном море. Камень был огранен особенным способом, благодаря чему создается ощущение его сияния.

В двадцатом веке после открытия якутских алмазов коллекция значительно пополнилась новыми экспонатами: «Большая медведица», «Звезда Якутии» и прочие.

Довольно-таки непросто. Нам для этого пришлось чуть ли не совершить подвиг, а именно – встать в выходной в 8 утра (!). А что вы хотели? По-другому никак, желающих попасть в один из самых известных музеев России – Алмазный фонд, множество, тем более в выходные. Есть ещё вариант заказать билеты в специализирующихся фирмах, они там обычно ещё и экскурсии предлагают, но это будет, конечно, дороже.

К 10:00 часам мы были в Александровском саду. Самое неудобное – это то, что купить билеты в Алмазный фонд можно только в кассе самого музея, т.е. на , а не в кассах возле . Мало того, что приходится выстоять очередь, чтобы пройти в музей (через металлоискатель), так ещё и в самом Алмазном фонде тоже стоять в очереди за билетами. К тому же на некоторые сеансы билеты уже раскуплены предприимчивыми фирмами, поэтому не факт, что получится купить билеты на ближайший сеанс.

Нам, можно сказать, повезло. В очереди мы встретили представителя одной из таких фирм - дядечку лет 50. Он предложил нам войти в его группу, т.к. некоторые записавшиеся (и оплатившие посещение и экскурсию!) не пришли. Поэтому нам не пришлось стоять в очереди.

Цена билета в Алмазный фонд – 500 руб. Эх, а совсем недавно его стоимость была всего 100 руб. Цены на билеты подняли одновременно и в Алмазный фонд, и в , и в . Жаль, мы не застали то время, когда билеты были дешёвые!

Музей работает с 10:00 до 17:00, сеансы проходят каждые 20 минут. Обед с 13:00 до 14:00. Телефон Алмазного фонда - 629–2036.

Фотографировать в музее нельзя. С фотоаппаратом, телефоном и т.п. вас туда просто не пустят, на входе в Алмазный фонд стоит ещё один металлоискатель. Придётся всё вместе с одеждой сдать в гардероб. Если честно, было страшновато оставлять вещи в одежде, вспоминая обычные гардеробные надписи типа «За утерянные вещи администрация ответственности не несёт». Но наш дядечка заверил нас, что за всё время здесь ничего не украли, да и таблички с такой надписью в музее мы не увидел).

Пройдя через металлоискатель, в котором я как обычно зазвенел из-за своей бляхи на ремне (хотя при входе на территорию прошёл нормально), мы попали в долгожданный Алмазный фонд России. По обыкновению вся толпа (человек 20) попыталась рассосаться по всему музею, но всех остановили экскурсовод и охранник. Все сокровища Алмазного фонда распределены по отдельным витринам, почти как в магазинах. Экскурсия проходит следующим образом. Сначала экскурсовод рассказывает о каждой витрине, что за экспонаты там представлены, их история, вес камней или самородков и т.п. потом уже все подходят поближе, и чуть ли не касаясь носом стекла, разглядывают драгоценности Алмазного фонда. Да, это вам не Оружейная палата, где ходишь сам где хочешь, здесь всё по заранее заданному маршруту.

В первой витрине лежали в баночках изумруды, аметисты, сапфиры, топазы, турмалины и др. драгоценные камни. В остальных трёх витринах с правой стороны музея были алмазы и бриллианты, большие и маленькие сверкали всеми гранями. Особенно понравилась карта России, выложенная россыпью мелких бриллиантов.

В центре музея по квадрату 4 больших витрины с золотыми и платиновыми самородками. Некоторые из них похожи на животных, один вообще на дьявола, его так и назвали – «Дьявол». Всего в Алмазном фонде представлено 20 платиновых и 100 золотых самородков. Среди них один весом 36 кг называется «Большой треугольник» – самый большой золотой самородок в мире.

В следующем зале находятся царские регалии и украшения. Среди них Большая императорская корона, созданная специально для коронации Екатерины II. Она изготовлена из серебра, в ней 4936 бриллиантов и два ряда крупных жемчужин. Корону венчает крупный красный камень – благородная шпинель. После Екатерины Великой этой короной короновались все императоры России.

На одной витрине с Большой императорской короной находится и малая императорская корона, а также скипетр украшенный знаменитым бриллиантом «Орлов» весом 189,62 каратов и держава. Малая императорская корона изготовлена в 1856 г. к коронации императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Бриллиант «Орлов» по официальной версии был подарен графом Орловым Екатерине II на день рожденья. По неофициальной версии Екатерина купила его сама, заплатив за него из гос. казны, и чтобы её не обвинили в неразумной трате государственных средств, разыграла такой спектакль.

В алмазном фонде хранится ещё один известный алмаз - "Шах". Он был подарен иранским шахом русскому царю Николаю I, как искупление вины за убийство в Иране русского посла. Убит был не просто посол, а известный русский писатель А.С. Грибоедов, чей памятник сейчас расположен в Москве на Чистых прудах.

В этом же отделе лежат царские украшения. Это браслет Александра I с алмазом «Александр»; брошь Екатерины II, выполненная в виде букетика роз из золота, серебра и украшенная бриллиантами; подвеска в виде ягоды - сделана из огромного турмалина и ещё много других красивых украшений, сделанных из золота, серебра, бриллиантов и др. драгоценных камней.

В последнем отделе Алмазного фонда представлены изделия современных мастеров. Это красивейшие золотые украшения с аметистами, топазами, изумрудами и, конечно же, бриллиантами. У них нет такой истории как у драгоценностей из предыдущего отдела, но они не менее красивы, а может даже и более, т.к. современные мастера используют технологии, которые были недоступны ювелирам прошлого.

В целом экскурсия по Алмазному фонду продлилась 40 минут. Алмазный фонд оставил двоякое чувство. С одной стороны я увидел самые известные реликвии своей страны, россыпи драгоценных камней и золотые самородки, с другой – как-то мало украшений времён цариц и императоров представлено в музее. Не верю, что за несколько сотен лет у царей набралось драгоценностей всего на 3 витрины. Скорее всего, не выкладывают всё, что есть. И сразу возникает вопрос: «Почему бы не расширить музей и не выложить больше экспонатов?». Я после посещения Алмазного фонда почувствовал некоторое разочарование. А у вас не было подобного ощущения?


ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ

Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см 1762 год

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото – «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.
В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины.
В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид. Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.


БОЛЬШАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА

Изготовлена в 1762 году для коронации императрицы Екатерины Великой придворными ювелирами Георгом Экартом и Иеремией Позье. В короне 4 936 бриллиантов общим весом в 2 858 каратов и 75 жемчужин. Венчает самую дорогую корону в мире красная шпинель, равной которой нет в мире. Приобретённый в 1676 году у китайского императора Канси, этот камень долгое время ошибочно считался рубином.
В фильме «Неуловимые мстители: корона Российской Империи» действие разворачивается именно вокруг этой регалии. В реальности бриллиантам короны тоже пришлось попутешествовать. Около 30 лет камни провели в Ирландии, куда попали сразу после русской революции в качестве залога за финансовую поддержку от дружественных ирландских республиканцев.


В. Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена». 1820 г. (?)

МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Бриллианты, серебро.
Высота с крестом 13 см 1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль
Была изготовлена братьями Дюваль для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны.


Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730-1731 г. мастер Готлиб Вильгельм Данкель.

Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.




Генрих Бухгольц (1735-1781. Портрет императрицы Анны Иоанновны.

БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ
Бриллианты серебро
Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см 1750-е годы.
Мастер И. Позье
Этой пряжкой скреплялись в дни торжеств коронационные мантии, подбитые горностаем.


ШАПКА АЛМАЗНАЯ
Золото, серебро, драгоценные камни 1682 - 1687г. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу.


Шапка Алтабасная (Сибирская). 1684. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу


ШАПКА МОНОМАХА

Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха.

В этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 300 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником - золотоордынским Узбек-ханом.
Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 - 15 июля 1015)
По такому - же подобию изготавливаются и другие шапки - венцы.


Венец."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 . Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля.

Астраханской шапкой она названа потому, что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани.



НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ
Золото, серебро, эмаль, алмазы 8 х 4,5 см Начало XVIII века
Нагрудные знаки с миниатюрой Петра I являлись личными пожалованиями царя и считались высшей наградой за заслуги перед государством.


БРАСЛЕТ с портретом Александра I под плоским алмазом
Это самый крупный из портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире. Камень редкой красоты и чистоты.




Знаки ордена Андрея Первозванного - косой крест с изображением распятого св. Андрея и звезда, которую носили на груди слева


Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801


УКРАШЕНИЕ ОРДЕНСКОЙ ШЛЯПЫ
Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века
Полукружье с крестом являлось одним из знаков ордена св. Екатерины.


«Золотое руно» – старейший испанский орден, учреждён в 1429 году.З
Золото, бриллианты, серебро, топазы
6,2 х 6,2 см Середина XIX века


МЕДАЛЬОН С ИЗУМРУДОМ
Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты
Середина XIX века


В прошлом значительное участие в создании Алмазного Фонда принял придворный ювелир Иеремия Позье, работавший для Елизаветы Петровны и Екатерины Великой - двух заядлых коллекционерок. Для Елизаветы он создал серию букетов из цветных бразильских бриллиантов, изумрудов, жемчуга, хрусталя и золота.


«БОЛЬШОЙ БУКЕТ»
Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.
Служил украшением корсажа парадного платья. Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны.


Парюра Диадема-бандо и серьги
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1750-е годы


БУКЕТ НАРЦИССОВ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века
Украшение для корсажа дамского платья.


1750-е гг. Эгрет- украшение для причёски или шляпы


ПОРТБУКЕТ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль
13,5 х 8 см Около 1770 года
Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки. Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.


ТУРМАЛИН розовый, золото, эмаль 4 х 2,7 х 2,3 см
Редкий по красоте и цвету камень весом около 255 каратов, вероятно, вывезенный из Бирмы, необычно огранён в форме виноградной грозди. Турмалин был подарен императрице Екатерине II шведским королём Густавом III в 1777 году.


ШЛЯПКА КУКЛЫ ПАНДОРЫ
Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль 8 х 6,5 х 4 см
1770-е годы

Эта шляпка – миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами). В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям – разорение.


Парюра БАНТ-СКЛАВАЖ и СЕРЬГИ императрицы Екатерины II.
Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер.


БРОШЬ «Цейлонский сапфир»
Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в.
260 карат, исключительной чистоты и яркости камень.
«Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии Александровне.


ЧУБУК

ИЗУМРУД - таблица глубокого темно-зеленого фона с синеватым надцветом. Ее вес - 136,25 карата. С редкой чистотой «Изумрудной таблицы» не может соперничать ни один камень мира. Но ни одна строчка архива не раскрывает его прошлого, как и имени мастера изящной броши с бриллиантами в которую он вставлен. Известно лишь, что брошь изготовлена в начале XIX века для Великого князя Константина Павловича, наследника Павла I.


ХРИЗОЛИТ вес 192,6 карата


БРИЛЛИАНТ «ШАХ»

88-каратный камень желтоватого отлива, найденный в реке, он сохранил свою изначальную форму: лишь некоторые грани его отшлифованы. На нем написаны с помощью резьбы и алмазного порошка имена трех его первых владельцев - восточных властителей.
В 1824 году его привезли Николаю I из Персии, чтобы откупиться за убийство великого автора «Горя от ума» А.С. Грибоедова…


АЛМАЗ «ОРЛОВ»

По од­ной вер­сии, это один из боль­ших оскол­ков кам­ня «Ве­ли­кий Мо­гол», первоначально весивший 400 каратов, после огранки - 189 каратов. Как гла­сит пре­да­ние, ал­маз дол­гое вре­мя был тре­тьим гла­зом (на­хо­дил­ся меж­ду бро­вей) у ста­туи Бра­мы в хра­ме Се­рин­га­па­та­ма. Сле­ды зна­ме­ни­то­го ал­ма­за за­те­ря­лись до то­го вре­ме­ни, по­ка он не ока­зал­ся в ру­ках ар­мян­ско­го куп­ца Гри­го­рия Саф­ра­са. В 1767 го­ду он по­ло­жил ал­маз в Ам­стер­дам­ский банк, а через пять лет про­дал ка­мень за 125 000 руб­лей пле­мян­ни­ку сво­ей же­ны, при­двор­но­му юве­ли­ру Ива­ну Ла­за­ре­ву, а тот пе­ре­про­дал его гра­фу Г.Г. Ор­ло­ву уже за че­ты­ре­ста ты­сяч руб­лей, по­жиз­нен­ную пен­сию в раз­ме­ре двух ты­сяч руб­лей и дво­рян­скую гра­мо­ту.


Гри­го­рий Ор­лов
Ан­дрей Ива­но­вич Чер­ный

Г.Г. Ор­лов в на­деж­де вер­нуть рас­по­ло­же­ние Ека­те­ри­ны II в день ее име­нин 24 но­яб­ря 1773 го­да (по ста­ро­му сти­лю) по­да­рил им­пе­ра­три­це дра­го­цен­ный брил­ли­ант. Князь фон Сольмс, прус­ский по­сол в Рос­сии, в 1773 го­ду до­но­сил сво­е­му им­пе­ра­то­ру о тор­же­ствах по слу­чаю празд­неств в честь име­нин Ека­те­ри­ны II: «Сре­ди по­дар­ков, пре­под­не­сен­ных ца­ри­це, мож­но бы­ло ви­деть и изу­ми­тель­ный по кра­со­те круп­ный ал­маз, по­да­рок гра­фа Гри­го­рия Ор­ло­ва».


Иван Петрович Аргунов Портрет Екатерины II


Госхран. Императорские драгоценности. 1923 г.

В 70-е годы прошлого века в Гохране появилась ювелирная лаборатория. В скучные 70-е, когда наши женщины носили штампованные «печатки», кольца с огромными искусственными булыжниками и такие же убогие серьги в виде ромбиков, квадратиков и «тюльпанов», здесь художники творили чудеса и создавали произведения искусства


ДИАДЕМА «РУССКАЯ КРАСАВИЦА» 1987 год
Платина, 1000 бриллиантов, 25 крупных каплевидных жемчужин


ДИАДЕМА «РУССКОЕ ПОЛЕ»
Золото, серебро, бриллианты, розы
Мастер В. Николаев. 70-е годы ХХ века


УКРАШЕНИЕ «Бриллиантовая роза»
Бриллианты, платина 10 х 15 см; 222, 11 г 1974 год
Художник В. Николаев Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин

nikolayrahmanov.com;

russia.ru/NSMOLENTSEV/

http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post264041440/

Меньше всего спокойными можно назвать в России конец 17 – начало 18 века. Под гром пушек царь Петр I прорубал окно в Европу, основав на берегах Невы Санкт-Петербург. Петр I круто менял жизни своих подданных: насильно вводил европейские обычаи, чтобы превратить русское государство в Великую Российскую империю. По примеру европейских монархов Петр стремился строго регламентировать все стороны жизни создаваемой им империи.

В 1719 году Петр подписывает указ о принадлежащих российскому государству вещах, где говорится, что хранящиеся в дворцовых покоях сокровища не являются собственностью русских монархов, а принадлежат государству как общенациональное достояние. Драгоценные предметы должны были храниться в специальном помещении, закрытом на три замка, ключи от которых находились у трех разных должностных лиц. Только получив личное распоряжение императора, придворные собирались вместе, чтобы торжественно отомкнуть замки и достать необходимые для парадного выхода монарха государственные регалии или редкостные украшения. После торжеств драгоценности возвращались обратно. Таким образом, из многочисленных личных драгоценностей царствующих особ было выделено собрание предметов, имевших значение государственной собственности, олицетворяющих могущество, славу и богатство Российской империи. Организация особого отдела камеральной части юридически оформило превращение частного собрания драгоценностей в государственное хранилище.

Август 1914 года. Россия вступает в войну, которую потом назовут Великой Первой Мировой, Первой Империалистической, несчастной и трагической для Российского государства и народа. Государственные регалии, короны и драгоценности срочно и тайно вывозятся в Москву и передаются в распоряжение московского дворцового управления. Восемь сундуков с ценностями из бриллиантового кабинета Эрмитажа были спрятаны в подвалы Кремля, где они пролежали в безвестности долгие годы.

Февраль 1917 года, революция в России. Сначала свергают царя, а через восемь месяцев, в октябре, в результате военного переворота, к власти приходят большевики. Вскоре начнется братоубийственная Гражданская война, самая жестокая из войн. Гибнут сотни тысяч человек, разоряются дворцы и . Красногвардейцы ведут артиллерийский огонь по . То, что уничтожается ценнейший памятник в истории культуры народа, не в счет, ведь там засели люди, нежелающие подчиниться новой власти: «Кто не с нами, тот против нас!».

Как ни странно, в суматохе революции и Гражданской войны государственные регалии Российской Империи и коронные драгоценности долго оставались не обнаруженными. Ящики из бриллиантового кабинета оказались заваленными под многочисленными новыми грузами, которые доставлялись в Москву из Петрограда. Там они и пролежали до 1922 года. В 1922 году во всех страны начали работать, так называемые, научно-художественные экспертные комиссии. Их главной задачей было выявление предметов высокой материальной ценности для продажи за рубеж, чтобы вырученные от их продаж деньги направить на нужды государства. В том же 1922 году Ленин подписывает декрет о «Создании Гохрана», учреждения для учета и хранения всех запасов драгоценных камней и благородных металлов страны. В него поступают наиболее значительные произведения декоративно-прикладного и ювелирного искусств. Попали туда и ценности бриллиантовой комнаты Зимнего дворца, обнаруженные в подвалах Оружейной палаты в апреле 1922 года. Для их изучения была создана специальная комиссия под руководством академика Александра Ферсмана. Члены комиссии прилагали все силы к тому, чтобы отобрать и сохранить наиболее ценные произведения искусства, пожертвовав определенной частью бытовых предметов дворцового обихода. По результатам работы комиссии был составлен четырехтомный труд «Алмазный Фонд СССР», включивший подробное описание всех драгоценностей династии Романовых, вывезенных из бриллиантового кабинета Эрмитажа.

В начале 20-х годов вопреки «Декларации о сохранении историко-культурного наследия» началась тотальная распродажа исторических реликвий России. У законных владельцев изымаются ценности, из церквей вывозятся золотые и серебреные вещи, дорогие предметы культа и даже иконы, а сами церкви превращаются в клубы или складские помещения. В специальных мастерских Гохрана из уникальных ювелирных изделий выламываются драгоценные камни, чтобы отдельно продавать бриллианты, жемчуг и благородные металлы. Для этого в Гохране были установлены плавильные печи и кислотные лаборатории. Каждая вещь XVIII-XIX веков, дожившая до наших дней и оставшаяся в России, событие невероятное.

Выставочные залы антиквариата - все это приготовлено для продажи за рубеж:

Советские распродажи ценностей за рубежом стали нормой. Подробности и масштабы этих распродаж и по сей день остаются тайной. Безудержный сбыт большевиками антиквариата и драгоценностей не обошелся без скандала. В начале 1925 года на аукционах Амстердама, Антверпена, Берлина, Лондона были узнаны коронные драгоценности династии Романовых. Разразился политический скандал. Стране срочно требовались деньги, но получать кредиты не удавалось. Политические и деловые круги Запада были уверены в том, что ценностей в России не осталось, все разграблено и распродано, а кредиты даются под солидное обеспечение.

Москва, декабрь 1925 года. Чтобы замять скандал и оповестить мир о своей платежеспособности, советское правительство открывает 18 декабря в Колонном зале Дома Союзов , куда были собраны, оставшиеся в Советском Союзе и спешно возвращенные из за рубежа, непроданные сокровище династии Романовых. Как писали тогда в газетах, выставка открыта в связи с проходящим 2% крестьянским займом. Граждане, предъявившие при входе облигации крестьянского займа, проходят на выставку бесплатно. На выставку старались пригласить как можно больше иностранных гостей, а некоторым знатным особам разрешалось даже примерить царские регалии.

Распродажи антиквариата и драгоценностей так и не были остановлены. Если в 1925 году коллекция Алмазного Фонда насчитывала 773 изделия, то сегодня его историческая часть составляет лишь 114 произведений ювелирного искусства. За период между 1925 и 1936 годами, советским правительством было продано несколько малых и венчальных корон Российских императриц, диадемы, колье, ривьеры, эгреты, браслеты. Все без исключения изделия были украшены уникальными драгоценными камнями, как самоцветами, так и бриллиантами. Эти драгоценности уже никогда не вернутся в Россию и останутся лишь на фотографиях. Несмотря на многолетние распродажи собрание коронных драгоценностей России и сегодня одно из богатейших в мире.

В 1967 году Советский Союз праздновал 50-тилетие Октябрьской Революции. Чтобы предоставить возможность высоким гостям, приехавшим на праздник, ознакомиться с сохраненными сокровищами Российской короны, было решено открыть временную выставку Алмазного Фонда. Выставка вызвала огромный интерес и неоднократно продлевалась, пока специальным постановлением правительства за ней не был закреплен статус постоянной экспозиции. Выставка не стала музеем, она неприкосновенная часть государственного золотовалютного запаса страны и осталась в подчинении министерства финансов. Экспозиция разместилась в двух небольших залах. В первом зале современные отечественные коллекции. Во втором собрание коронных ценностей и регалий Российского государства.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook