Васильевский спуск спасская башня кремля. Площадь васильевский спуск. Чудо, сотворенное человеческими руками



Фото 1890-х гг.
"На Москворецкой улице находился "Ямской приказ" - это очень старое здание, расположенное в середине Москворецкой улицы по правой стороне ее, если идти от собора Василия Блаженного к Москворецкому мосту. "Ямской приказ" был заселен кимряками-сапожниками, кустарями-одиночками или работавшими по два. по три вместе. В одном помещении находилось несколько хозяйчиков-кустарей.
Когда в "Ямской приказ" являлся покупатель, на него со всех сторон набрасывались продавцы и тянули покупателя всякий к себе, расхваливая свой товар.
Когда же из ремесленной или городской Управы являлся чиновник для проверки промысловых свидетельств, то он никак не мог отыскать хозяев.
Вообще при проверке промысловых свидетельств у всех мастеровых ремесленников происходили любопытные сцены. Как только в какой-нибудь дом, заселенный ремесленниками, являлся чиновник для
проверки числа наемных рабочих у того или другого хозяина, во всем доме начиналась тревога: хозяева, чтобы уменьшить число рабочих, начинали их всячески прятать - портные залезали под катки, сапожники выбегали в сени и прятались по чуланам, залезали на чердаки, на крыши... Когда чиновник уходил, все успокаивалось, и мастера принимались за работу... (как это похоже на проверку какого-нибудь рынка миграционной службой в наши дни - d1)
Обувь в "Ямском приказе" вырабатывалась самая дешевая; судя по ценам, качество ее было невысоко. Бывало так: купит покупатель сапоги, наденет их, пойдет домой и, не доходя до дому, у него отваливались подметки...
Все же этот дешевый товар находил в Москве много покупателей. Как теперь многие производства снабжают своих рабочих спецодеждой, так и прежде многие хозяева держали рабочих с условием выдавать им обувь, вот эту обувь и покупали В "Ямском приказе", так как дешевле нигде нельзя было достать". (И.Белоусов. Ушедшая Москва).


Фото 1900-х гг. Москворецкая улица. Вид от Москва-реки в сторону Красной площади. Замыкают перспективу улицы Средние торговые ряды (внешняя часть рядов сохранилась).
"Вдоль Москворецкой улицы идут лавки, торгующие пряностями; здесь всегда острый запах. Торгуют воском и церковными свечами, а также мылом и знаменитыми в то время муромскими сальными свечами. Они были так крепки, что торговцы зимой на морозе стучали ими одной о другую, и они не трескались и не ломались. Нагара они давали мало и горели ярко.
На противоположной стороне торговали веревками, рогожами, разной бумагой, а на самом углу у моста были живорыбные лавки с садками на реке, откуда и снабжалась Москва аршинными живыми стерлядями". (П.И.Богатырёв. Московская старина. Китай-город).


Фото 1900-х гг. Москворецкая улица. Тот же снимок, что и предыдущий, но в другой обработке.
В левой части снимка видна церковь Николы Чудотворца Москворецкого.
Храм Николы Чудотворца Москворецкого был построен в 1829-32 гг. на фундаменте старого храма. Главный престол - Благовещенский. Отдельно стоявшая колокольня - 1857 г. Закрыт в 1929, сломан в 1930-х.

Фото 1882 г. из альбомов Найдёнова. Церковь Николая Чудотворца Москворецкого.


Фото нач.20 века. Колокольня церкви Николы Чудотворца Москворецкого.


Фото 1890-х гг. Вид от кремлёвской стены на Варварку. На первом плане не существующий ныне Маслянный переулок (он шёл от Васильевской площади до Москворецкой улицы). Слева - храм Василия Блаженного.


Фото кон.1890-х гг. Васильевская площадь.


Фото 1900-х гг. Васильевская площадь.
"Дешевым теплым товаром производилась торговля еще около Кремлевской стены, - вниз от Спасских ворот к Москве-реке стоял ряд палаток с чулками, варежками, шарфами, фуфайками ручной вязки. Торговки этим товаром тут же и изготовляли его, сидя за вязанием у своих палаток. Некоторые торговки продавали свой товар с рук и ходили обвешанные чулками, шарфами, платками". (И.Белоусов. Ушедшая Москва).


Фото 1910-х гг. Васильевская площадь. Вид от Спасской башни.


Фото 1905 г. Васильевская площадь.


Фото 1910-х гг. Васильевская площадь. Надпись на открытке ошибочная.


Фото 1911 г.


Фото 1917 г. Москворецкая улица. Из архива Т. Яржомбека. Вид от Красной площади в сторону Москва-реки.


Фото кон.1910-х гг.


Фото кон.1920-х гг. Васильевская площадь. Справа тени от снесённого в 1930-е гг. квартала.


Фото кон.1920-х - нач.1930-х гг. Москворецкая улица. Вид со старого Москворецкого моста.

Здание Большого Манежа было построено по приказу Александра I в течение восьми месяцев в 1817 году по случаю пятилетия победы в войне 1812 года. Постройка производилась по проекту инженера Августина Бетанкура особым штатом инженеров и архитекторов, подведомственных главному инспектору гидравлических и земляных работ в Москве генерал-майору Льву Карбонье. Здание называлось тогда «экзерциргауз» (дом для военных упражнений).

Нельзя сказать, что дело со строительством шло гладко. Идея, предложенная Бетанкуром и осуществленная Карбонье, подразумевала уникальный технологический принцип: единственную в своем роде деревянную конструкцию стропил, перекрывавшую без промежуточных опор пространство в 44,86 м. Однако с наступлением жары в конце июля 1818 года две стропильные фермы Манежа дали трещины. Их исправили, но через год в жару снова случилось повреждение в стропилах. По высочайшему распоряжению Александра I с сентября 1823-го по май 1824-го фермы были перестроены, а их количество увеличилось с 30 до 45-ти. В августе 1824 года к кровле Манежа был пришит потолок. Чудо техники времен ампира – результат совместного действия многих архитекторов. Идеи А. Бетанкура и Л. Карбонье доводили до ума честные и скромные профессионалы, о которых история почти умалчивает: полковник Р.Р. Бауса, инженер-поручик А.Я. Кашперов и другие. Главный архитектор Комиссии для строений знаменитый московский зодчий Осип Бове в 1825 году отделал Манеж лепными и штукатурными украшениями. С 1831 года в Манеже регулярно проводились концерты и народные гулянья. После революции в Манеже был правительственный гараж, а во времена Никиты Хрущева (с 1957 года) в здании открылся Центральный выставочный зал. Интересный факт рассказал исследователь Сергей Петров, много лет изучавший конструкцию Манежа в должности начальника Главного управления охраны памятников СССР. Оказывается, чтобы сохранить деревянные конструкции, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой. На полметра. Всевозможные грызуны и насекомые не любят этот запах. Несмотря на то, что саму махорку выкурили в войну 1941–1945 гг., все конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. Но и тогда на чердаке еще стоял густой запах табака.

Занятно, что случай с махоркой в Манеже тянет за собой красивый шлейф культурных ассоциаций. Ассоциации касаются, прежде всего, истории отечественной архитектуры. Вот ведь – махорка! Произнося это, сегодня уже почти экзотическое, слово, как тут не вспомнить символ преобразований современной Москвы – ЦПКиО имени Максима Горького, на территории которого в 1923 году разместилась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка – ВСХВ. И ее символом для последующих поколений стал выстроенный молодым архитектором Константином Мельниковым павильон «Махорка» – один из первых образцов авангардного формотворчества.

Сергей Хачатуров

Площадь Васильевский спуск - одна из самых известных площадей Москвы, расположенная между Красной площадью и Кремлёвской набережной Москвы-реки.

На Васильевском спуске проходит неисчислимое количество торжественных, праздничных и спортивных мероприятий, но даже в дни, когда ими и не пахнет, площадь притягивает к себе повышенное внимание москвичей и туристов, предоставляя своим посетителям возможность лицезреть одни из самых узнаваемых видов Москвы.

Интересно, что при всей своей известности и определённой "открыточности" видов, Васильевский спуск может претендовать на звание самой недооценённой площади столицы: удивительно, но многие из тех, кто неоднократно слышал это название, в действительности не знают, где именно находится Васильевский спуск, и полагают, что это место - просто участок Красной площади. У этого парадокса есть вполне реальное обоснование: дело в том, что в 1924 году территория была присоединена к Красной площади, и историческое название местечка, в прошлом известного как Васильевская площадь, было забыто вплоть до 1995-го года, когда площади вновь разъединили.

Своим названием площадь Васильевский спуск обязана Собору Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву - или, как его привыкли называть в народе, Храму Василия Блаженного. Уникальный православный храм, яркий памятник русской архитектуры, был построен в 1555 - 1561 годах и стал одним из самых узнаваемых символов Москвы.

Местность, на которой расположена площадь, имеет давнюю и интересную историю. Исторически сложилось, что в прошлом территория современной площади не имела какого-то определённого названия и не воспринималась москвичами как отдельная территориальная единица. В 16 веке здесь располагался мытный двор (что-то вроде средневековой таможни), позже на территории выросли дома и лавки, располагавшиеся до самого рва, что окружал в то время Кремль. Образование площади произошло в начале 19-го века: после пожара 1812 года в город пришли многочисленные реконструкции, одна из которых коснулась и здешних мест: ров был засыпан, а территория расчищена. Именно тогда спуск фактически и стал спуском, оформившись в улицу с наклонным рельефом длиной около 300 метров. Построенные на территории современной площади здания сохранялись до 1936 года, когда были разрушены для строительства Большого Москворецкого моста, соединяющего Васильевский спуск с улицей Большая Ордынка.

Примечательно, что с Васильевским спуском связан один из самых известных казусов эпохи позднего СССР: в 1987 году здесь сел легкомоторный самолёт немецкого пилота Матиаса Руста, пересёкшего границу Советского Союза и все рубежи московской ПВО, что вызвало большой международный скандал. Есть много версий относительно случившегося, но принято считать, что немца не ждали, и самолёт советскими военными замечен не был.

Как бы там ни было, сейчас шутки и анекдоты про "Шереметьево-3" ушли в прошлое, и горожане и туристы приходят на Васильевский спуск вовсе не для того, чтобы поностальгировать о полёте Руста. Площадь идёт вдоль Кремлёвской стены и может похвастаться отличным видом на Собор Василия Блаженного, стены и башни (в том числе и Спасскую), Москву-реку; вдоль стены идёт уютная липовая аллея. Современный Васильевский спуск - важная туристическая точка, и сегодня сложно переоценить его значение в московской культуре - пусть даже некоторые москвичи о нём и забывают.

Как давали названия московским улицам

Затем площадь заполнилась мелкими лавочками, а исчезли они лишь к 1937 году. А в 1938 площадь между собором и Кремлевской стеной официально включили в состав . Так она утратила собственное название.

Когда здесь стали проводить культурные и спортивные мероприятия, потребовалось присвоить этому месту имя. Не известно, кто придумал это название, но распространили его теле- и радиоведущие, сообщавшие о происходивших здесь событиях.

С Васильевским спуском связано одно из скандальных событий советской эпохи. В мае 1987 года здесь, на Васильевском спуске, а не на Красной площади, сел самолет.

Совершил посадку 19-летний немецкий пилот-любитель Матиас Руст. На легкомоторном самолете «Цессна-172Б Скайхок» он вылетел из Гамбурга и совершил промежуточную посадку в Хельсинки для дозаправки. Диспетчерской службе пилот сказал, что летит в Стокгольм, но вскоре взял курс на Москву. Руст пересек государственную границу, все рубежи ПВО и приземлился рядом с - в самом центре столицы.

Скандал был неслыханный! Партийное руководство было в замешательстве: СССР тогда только оправился от Чернобыльской катастрофы и не мог допустить еще одной ошибки. Генералы заявляли, что могли сбить самолет Руста, но предпочли дать ему совершить посадку. Однако срочное собрание ЦК КПСС и 74 смещенных с постов человек говорят, что Руста не ожидали. Есть также версия, что этот эпизод был провокацией Горбачева, чтобы почистить генералитет и поставить туда верных ему людей.

Сам Матиас Руст назвал свой полет жестом мира. Но советские власти расценили его как хулиганство и незаконное пересечение государственной границы. Пилота осудили на 4 года, а через 15 месяцев амнистировали.

Говорят, что... ...после приземления Руста Красную площадь окрестили Шереметьево-3, а по стране ходил анекдот, что у фонтана возле поставили пост милиции на случай, если всплывет американская подводная лодка.
Среди военнослужащих авиационно-истребительных полков войск ПВО ходил анекдот о двух лейтенантах-летчиках на Красной площади, один из которых попросил у другого закурить. Другой же ответил: «Ты что?! На аэродроме не курят!».
Бытовал и такой анекдот:
- Михаил Сергеевич, там на Красной площади Матиас Руст сел!
- Так мне что, идти встречать?
А еще Руста называли «истребитель Соколова», так как после его полета, сняли с поста министра обороны Соколова.
...пришедшим на Васильевский спуск любопытным говорили, что самолет на площади стоит, потому что снимают кино.
...на Васильевском спуске планировали протянуть первый в

Современная площадь Васильевский Спуск, по которой любят прогуливаться многие жители российской столицы, проходит практически вдоль всего Кремля, соединяя Кремлевскую набережную с главной площадью Москвы.

На карте столицы эта территория появилась после масштабного пожара, обуявшего Москву в 1812 г. До этого на месте Васильевского спуска располагались самые обыкновенные жилые дома. После работ, во время которых была снесена отводная стрельница Константино-Еленинских кремлевских ворот и засыпан ров, здесь расчистили спуск, названный в честь храма Василия Блаженного. При этом план предполагал полное сохранение застройки, тянувшейся от берега Москвы-реки к церкви Покрова. К 1909 году вдоль площадь Васильевский Спуск были проложены пути, по которым ездил трамвай. Однако, спустя несколько десятилетий, подавляющая часть старинной застройки была уничтожена в результате работ по строительству Москворецкого моста.

В настоящее время площадь Васильевский Спуск, протяжность которой составляет чуть менее трех сотен метров, является одним из наиболее популярных мест для организации всевозможных митингов, концертных шоу-программ, спортивных состязаний, а также торжественных и праздничных мероприятий, проводимых под открытым небом.

Как добраться

Пройти на площадь Васильевский спуск можно от станции метро «Китай-город» по улицам Ильинка или Варварка, либо от метро «Охотный ряд» через Красную площадь.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook