Болгария железнодорожная.  Железные дороги Болгарии: полезная информация, как покупать билеты, описание поездов, личный опыт Билеты и скидки на поезда

Железные дороги в Болгарии есть далеко не везде, а строительством новых никто не озадачивается, эксплуатируя наследие предыдущих столетий.
Разрисованный поезд на вокзале в Варне Первая линия была построена между Русе и Варной в 1865 году. Почему так далеко от столицы? Потому что Болгария была частью Османской Империи, и столицей еще не была. А уже был крупным городом, самым европейским в Болгарии, хотя его истинный расцвет начался несколько позже. Позднее стали открываться другие железнодорожные линии, но не везде. С прямыми поездами дела тоже обстоят так себе — во многие города приходится добираться с одной, а то и с двумя-тремя пересадками, что, конечно, очень неудобно. Но ничего, со временем привыкаешь к тому, что железнодорожным транспортом в Болгарии можно с комфортом добраться не в каждый крупный город. Ну, ничего, зато есть автобусы.
Поезда ходят не только по Болгарии, но и за границу. Раньше ходил поезд Москва-Киев-Бухарест-София, а летом к нему цепляли дополнительные вагоны, которые шли в Варну и Бургас. Время в пути – 2 суток, стоимость билета в купе – 100 евро. Хорошее было время. Потом, кажется, пустили поезд, который шел из Москвы через всю Европу, долго и дорого, но что-то давно о нем ничего не слышно. Не исключено, что просто не нашлось желающих оплачивать транзитные визы и 52 часа тратить на долгую и недешевую дорогу.

Поезда

Электричка нам ужасно понравилась На российских сайтах можно прочитать, что болгарские железные дороги устарели морально, а подвижной состав давным-давно не обновлялся. Это не совсем соответствует действительности. Наряду с заслуженными сидячими вагонами курсируют спальные – с симпатичными купе на 3-х человек, с умывальниками, удобными лесенками, кондиционерами и прочими прелестями. Мы ехали в таком купе в Софию в 2014 году и остались очень довольны.
«Сидячие» вагоны нам ужасно ругали. Дескать, грязно там неимоверно, запах, контингент какой-то нехороший. Однако у нас остались очень хорошие впечатления от поезда Варна-Пловдив, сильно напоминавшего поезд в Хогвартс. А вот вагоны, следующие по маршруту Варна-София, понравились куда меньше – они напоминали обычную электричку, правда, с туалетами и без продавцов/певцов/попрошаек. Билеты можно покупать первого или второго класса. Вся разница – в количестве мест для сидения в купе: в первом классе их 6, а во втором – 8. В принципе, ощутимой разницы, насколько мы можем судить, нет. Класс вагона написан снаружи.
А между Добричем и Варной курсирует совсем роскошная электричка с дверями, которые открываются нажатием кнопки, и прочими прелестями. В ней, кстати, объявляют остановки в отличие от обычных поездов. Да и вообще очень уютно и красиво, только вот окна грязноваты. Вообще, грязные окна характерны и для поездов дальнего следования, но у нас создалось впечатление, что в остальном вагоны вполне приличные.

Вокзалы

Пустой вокзал в Добриче В то же время вокзалы выглядят довольно запущенными. Если Софийский или Пловдивский нормальные, то в Добриче вокзал – довольно печальное здание советской постройки, где, судя по схеме эвакуации, когда-то работал ресторан и функционировали магазины, но сегодня от былой роскоши остались лишь кресла в пыльном зале ожидания да пара работающих касс. даже нормального табло нет, лишь пыльное расписание. Варненский вокзал повеселее смотрится, там хоть какие-то кафе и киоски имеются. А русенский произвел на нас неизгладимое впечатление. Огромное здание с гулкими и абсолютно пустыми коридорами, какими-то загадочными закутками, гигантскими Купе в вагоне второго класса рассчитано на 8 человек пустыми залами, высокими потолками. Когда мы там были, камера хранения была закрыта без объяснения причин, а все туалеты оказались заперты, поэтому мы не прониклись к этому вокзалу нежными чувствами.
Серьезная проблема многих вокзалов и станций – отсутствие нумерации перронов. Если в Добриче перрон всего один – не ошибешься, то на ж/д узлах отсутствие обозначений может сыграть злую шутку, особенно если оказываешься на этой станции впервые, а спросить некого. У нас уже был опыт небольшой путаницы – сели не в тот поезд, но уехали, к счастью, недалеко, во время проверки билетов все выяснилось. Кстати, билеты проверяют постоянно, кондуктор курсирует по поезду между всеми станциями. Если вы по какой-то причине не смогли купить проездной документ заранее, Спальные вагоны очень приятные, в каждом купе кондиционер то кондуктор вам его оформит.
Вся информация о железных дорогах собрана на сайте БДЖ — http://www.bdz.bg/bg/ . Здесь можно узнать расписание, купить (забронировать) билеты онлайн, узнать всевозможные новости. Там есть и информация о скидках. Правда, когда мы пришли на вокзал и стали просить билеты, вооружившись этой информацией, нам сказали, что скидки недействительны. Сейчас уже не помним, о чем именно шла речь, может, мы неправильно подготовились. Но вот при написании статьи мы попробовали купить онлайн билет от Добрича до – и ничего не вышло. Оказывается, от Добрича билеты онлайн не продаются. Более того, по отзывам, они не продаются онлайн и из других городов. Такие вот внезапные сюрпризы.

Стоимость билетов

Стоимость билетов вполне доступная, ехать поездом получается дешевле, чем автобусом. Но обычно – дольше, в том числе и за счет пересадок. Тем не менее, нам такой способ путешествий нравится хотя бы по той причине, что поезда спокойно едут через туннели, а не мчат по горным серпантинам, рискуя свалиться в пропасть.
Скидки предлагаются по разным поводам (информация с сайта БЖД, никак не можем гарантировать, что при покупке билета не окажется, что именно сегодня и именно вам в них будет отказано):

Развлекательные поездки

Помимо нормальных поездов БЖД предлагает также развлекательные. Это интересные поездки, о которых мы, пожалуй, напишем отдельно. Кстати, о развлечениях: в Русе есть музей железнодорожного транспорта. Мы там побывать не успели, о чем сильно жалеем, поскольку там есть довольно интересные экспонаты.

Вам также могут быть интересны другие наши статьи:


«Не хочу! Не буду! Оно морально устарело!» - с такими криками я запустила синее платьице прямиком в смеющуюся надо мной подругу. Это мы так весело чемоданы паковали в наш болгарский отпуск. Далее еще последовало дефиле в купальниках и бои подушками. С чего бы начинать рассказ о железной дороге упоминаниями о моем гардеробе? Да потому, что болгарские поезда такие же морально устаревшие, как и мое шелковое платье. Я вышла из ситуации, дополнив наряд красивым ожерельем и босоножками на каблучках. Правда передвигалась я на них, как парализованный кузнечик. Но это совсем другая история… Болгарские железнодорожники тоже пошли аналогичным путем. Вместо того чтобы отправить старые составы куда подальше и полностью заменить подвижной состав новыми моделями, они просто отремонтировали сиденья в поездах и добавили новых спальных вагонов. Но переходим от платьев и лирики к практике. Сегодня я расскажу вам все о железных дорогах Болгарии.

Железные дороги Болгарии, какие они

Государственная компания «Български държавни железници» (БДЖ) предоставляет свои услуги по перевозке пассажиров по большей части территории Болгарии. Почему по большей части? Да потому, что многие городки и деревни не имеют станций. И иногда, чтобы добраться до желаемой точки, приходится делать несколько пересадок.

Поезда, как вы уже поняли, родом из СССР. Их время от времени ремонтируют, но до звания «европейских» они явно не дотягивают. Однако плюсом является цена на билеты. Путешествовать по Болгарии можно довольно-таки бюджетно.

Болгария имеет международное сообщение с Турцией, Грецией, Сербией и Румынией. Расписание вы можете глянуть вот .

Прежде всего я хочу немного рассказать о категориях поездов, дабы вы имели представление, на чем и в каких условиях вам придется ехать в тот или иной городок.

Категории болгарских поездов

Местное население не заморачивается с детальным разделением поездов на категории, поэтому любой болгар скажет, что есть всего три вида составов:

  • обычные местные ;
  • быстрые местные ;
  • экспрессы, следующие по популярным туристическим маршрутам.

Полагаю, вам этой информации будет маловато. Что же, буду хорошей девочкой и постараюсь рассказать обо всех на свете категориях болгарских поездов.


Виды вагонов

Нет в Болгарии бесчисленного количества различных типов вагонов, как в Италии, к примеру (если хотите прочитать о железной дороге этой страны, то жмите ). Тут все предельно просто - сидячие вагоны и спальные. Вот о них я и расскажу.

Сидячие вагоны

Большинство поездов в Болгарии дневные, а значит и подавляющие число вагонов сидячие. Выглядят они вот так.

Это дневные сидячие поезда с разделениями на купе .

Как видите, есть маленький коридорчик, пассажирские места от которого отделены стеклянными дверями. В купе располагается два ряда мягких кресел.

Во втором классе в одном купе находится восемь мест (два четырехместных диванчика друг напротив друга), а в первом - шесть (два дивана, состоящие из трех кресел каждый), есть место для багажа, крючки для одежды и куда вытянуть ноги. :)

Чисто теоретически, если в вашем купе больше никто не едет, можно принять горизонтальное положение и уснуть, ведь ручки между соседними сидениями поднимаются.

Еще есть дневные поезда с общими вагонами и без разделения на купе.

Кресла в них расположены по схеме «2 + 2». Выглядят такие составы вот так.

Спальные вагоны

Их можно встретить только на ночных рейсах. К счастью, вагоны старого образца с шестью полками и обшарпанными стенами уходят в прошлое. Ибо нечего хорошего в них нет. Три полки с каждой стороны и ни сесть нормально, ни встать нельзя. Есть, конечно, и вагоны с купе СВ-класса, где расположено всего две полки, но это тоже удовольствие сомнительное.

И ждет вас в старых поездах такой вот мрачноватый коридор. А если навстречу идут два человека, то попытка разминуться может стать очень интимным действием. :)

Олдскульные поезда постепенно заменяют на новые комфортабельные составы.

Вот о них я вам и расскажу, так как, если и будете ехать ночным поездом, то вероятнее всего именно в этих составах. Спальные вагоны разделяются на три класса:

  • в бизнес-классе купе рассчитано на одного человека;
  • в первом классе - на двоих пассажиров;
  • а во втором, соответственно, на троих путешественников.

На входе в вагон нас встречает видеокамера. Сам коридорчик очень узкий и неуютный. Купе маленькое и чистенькое.

Есть масса различных датчиков и кнопок регулирования освещения, звука, запуска ядерного оружия.

Крючки, дабы развесить свои наряды. И лестница для тех, кому посчастливилось путешествовать на второй и третьей полке.

Есть умывальник, полотенце и розетки.

Туалет тоже европейского формата. Ну, более или менее европейского...

Есть даже душ.

Из минусов нужно упомянуть то, что розетки могут быть сломаны, воды в кранах не будет, а из двух туалетов, расположенных в вагоне, работать будет только один - печалька. :(

Стоит помнить, что такие купе делятся на мужские и женские. Если вы планируете ехать со своей половинкой в купе второго класса, будьте готовы к тому, что вас расселят по разным купе.

Собственно, мои знания касательно болгарских поездов закончились. Теперь расскажу о билетах, скидках на проезд и вариантах приобретения проездных.

Билеты и скидки на поезда

В сети очень мало информации, касающейся билетов. Да и проведенный отпуск в Болгарии не гарантирует, что вы станете знатоком в железнодорожных вопросах. Лучше всего обратиться к официальному сайту железной дороги. Согласно ему, есть две категории билетов: компьютерные и бланковые.

Компьютерные билеты

Эти электронные билеты покупаются через сайт БЖД (чуточку позднее я расскажу, как это можно сделать). Помимо классической информации о дате поездки, направлении, номере поезда, стоимости билета на проездном может быть еще масса других обозначений. К примеру:

  • 1 / 2R-D - билет для детей от 7 до 10 лет.
  • MG - билет для небольшой группы, едущей в одном направлении.
  • 1 / 2л-B - билет для пожилых людей.

Вот честно, нет смысла писать и расшифровывать все эти обозначения, так как в путешествии они вам не понадобятся. Но, если хотите быть сведущими во всем, то держите , перейдя по которой, вы сможете узнать всю необходимую информацию.


Бланковые билеты

Такие билеты вы можете купить в кассе. В них указывается:

  • название перевозчика;
  • категория и номер поезда;
  • номер вагона и его класс;
  • станция посадки и высадки на маршруте пассажира;
  • срок действия билета;
  • номер билета;
  • дата поездки.

Важно помнить, что билет действует только для того номера поезда, на который он выдан. Сесть в другой поезд в этом же направлении нельзя.

Купить электронные билеты можно только на маршруты, указанные на сайте. Пункт отправления и прибытия необходимо выбирать во вкладках, которые я обозначила стрелочками.

В кассе станции билеты можно приобрести на любое направление.

При покупке билетов онлайн документы вам понадобятся только для того, чтобы точно внести все данные про пассажиров. А это очень важно. На вокзале контролер проверит, совпадает ли информация в билетах с данными в удостоверении личности.

Обратите внимание: если вы будете покупать билеты на экспрессы и международные маршруты в кассе, то у вас обязательно должен быть при себе паспорт.

Скидки на проезд

Железная дорога Болгарии предоставляет несколько видов различных проездных и карт, благодаря которым можно сэкономить на проезде. Их названия вы можете увидеть на скриншоте.

Итак, вот у кого есть возможность проехать дешевле:

  • пассажир, купивший билет сразу в обе стороны;
  • владельцы молодежного и классического проездного;
  • постоянные клиенты БЖД. Вы попадете в эту категорию, если часто пользуетесь услугами БЖД, несколько раз в неделю, к примеру, на протяжении достаточно долгого промежутка времени. В таком случае можно рассчитывать на скидки. Но я рассказываю больше о полезных вещах именно для туристов, которые приехали в страну на короткое время, так что вы можете со спокойной душой забыть про эту группу льготников.
  • группы от трех до шести человек;
  • студенты-граждане любой страны, до 26 лет, которые путешествуют организованной группой;
  • дети в возрасте до 7 лет (в сопровождении взрослого) едут бесплатно.

Всю более детальную и, главное, актуальную информацию о возрасте пассажиров и размерах скидок вы можете узнать на сайте БЖД .

Проездной Inter Rail

Этот проездной дает возможность бесплатно путешествовать на поезде в течении определенного периода. Стоимость Inter Rail в Болгарии - от 50 EUR.

Более подробно рассмотреть все актуальные цены, периоды времени, в течение которых действует билет, вы можете вот . А купить такой проездной можно просто перейдя по этой ссылке.

Покупка билетов

Есть три способа покупки билетов:

  • в кассе;
  • у кондуктора;
  • на сайте БЖД .

Расскажу более детально о каждом из способов.

Покупка в кассе

Билеты легко можно купить в кассе вокзала: русский тут понимают. Скажете кассиру направление, дату и время отправления, тип и класс вагона.

Кстати, работают кассы, в основном, до 19:00, особенно в маленьких городах. На некоторых станциях касс нет.

На ночные поезда продажа билетов заканчивается за час до отправления поезда. Кроме того, пассажирам ночных рейсов, при моей бытности, нужно было перед отправлением подойти в кассы, и там кассир вручную на листочке записывала имена и фамилии путешественников, распределяла, кто в каком вагоне и купе едет.

Приобретение билета в поезде

Также билеты можно купить у кондуктора. В некоторых случаях билеты даже могут обойтись вам дешевле, чем в кассе. Только не рассчитывайте, что проедете зайцем. Кондукторы не раз проходят по электричке.

Покупка билетов онлайн

Встречайте легенду! Первая в Сети фото-инструкция покупки билетов на сайте железных дорог Болгарии. Ну я хочу верить, что она первая. А то в свое время пролистала до пятой странице в поиске Google и нечего не обнаружила. Перед вами своего рода эксклюзивный материал. Прямо с передовой. :)

Прежде всего на сайте нужно зарегистрироваться . Для этого заполняем следующую форму, указав:

  • электронную почту;
  • фамилию;
  • номер телефона.

И сразу обращаем внимание на текст, который появляется на сайте железнодорожной компании справа. Это онлайн-подсказки, которые помогут вам при покупке билета. Кстати, мало какой европейский сайт железной дороги может похвастать такой фишкой.

Зайдя на почту, вы увидите вот такое сообщение с паролем. Логином будет служить ваш емейл.

Теперь возвращаемся на сайт и проходим процедуру авторизации.

Теперь перед нами появилось два возможных рейса: утренний и вечерний. Я предпочитаю ездить по ночам, поэтому выбираю поезд, который отправляется в 22:40. При выборе определенного варианта этот блок окрасится в синий цвет.

Теперь указываем тип места. Я выбираю спальное в вагоне второго класса.

Прямоугольником я выделила форму, где можно выбрать вариант скидки (если она была заблаговременно оформлена). На этом этапе формируется окончательная стоимость билета.

Теперь самое интересное: выбор места. Мне понравилось 31-ое. Жму на него и резервирую таким образом для себя.

Ахтунг! Вот тут нужно быть предельно внимательным и перепроверить все данные. Если все окей, то выбираем способ оплаты.

Теперь совершаем процедуру оплаты.


Все, что осталось сделать, так это радостно или горестно вздохнуть над денежками, списанными с карты, распечатать билет и топать с ним на вокзал.

С покупкой разобрались, теперь поведаю о нескольких интересных моментах, касающихся железнодорожных перевозок в Болгарии.

Особенности железных дорог

Чего-то особенного, что отличало бы болгарские железные дороги от наших отечественных, нет, но все же кое о чем вам нужно знать:



Резюме

Для того, чтобы стать гуру в области железной дороги Болгарии мне нужно еще пару раз съездить туда на отдых и пополнить свою копилку знаний. Но надеюсь и то, что я рассказала, поможет вам в планировании отпуска в солнечной стране.


Счастливого пути, удобных купе и приятных впечатлений от отдыха!

Болгарские государственные железные дороги Холдинг

Оригинальное название

Холдинг Български държавни железници

Balgarski darzhavni zheleznitsi Holding
Государственная корпорация
Промышленность Транспорт
основанный 1885
Штаб-квартира ,

Территория обслуживания

Болгария

Ключевые люди

Георгий Drumev
Сервисы Пассажирские и грузовые перевозки

Количество работников

17867
Веб-сайт www.bdz.bg
Болгарские государственные железные дороги

Карта болгарской железнодорожной сети

место действия Болгария
Сроки проведения операции 1885-
Ширина колеи 1435 мм (4 фута - 1 / 2 в) стандартная колея
Электрификация КВ переменного тока 25 , 50 Гц OHLE
длина 4070 км (2,529.0 мили) (по состоянию на 31 декабря 2012)

В Болгарские государственные железные дороги (болгарский : Български държавни железници , Balgarski darzhavni zheleznitsi , сокращенно БДЖ, БЖД и или БЖД ) являются Болгария «s государственной железнодорожной компании и крупнейшего железнодорожного перевозчика в стране, созданной в качестве юридического лица в 1885. Штаб - квартира компании являются расположенный в столице Софии . С 1990 - х годов БЖД встретил серьезную конкуренцию со стороны автомобильного транспорта. За период с 1994 по 2010 году существует значительное снижение доли рынка в пассажирских и грузовых перевозках, а также отсутствие грамотного управления ухудшает ситуацию. До 2002 года компания, принадлежащей / управления железнодорожной инфраструктуры в стране, когда в соответствии с нормами ЕС новой госкомпания, то инфраструктура компания National Railway , была основана и стала владельцем инфраструктуры.

С 1 января 2002 года новый закон о железнодорожном транспорте enterrd в силу, принятый Национальным собранием Республики Болгарии, в соответствии с которым Национальная компания Болгарские государственные железные дороги Werr разделен на два отдельных предприятий - железнодорожного перевозчика (Болгарские государственные железные дороги EAD) и инфраструктуры предприятия (Железнодорожная инфраструктура Национальная компания)

Европейская комиссия официально предупредила Болгарию в мае 2010 года за невыполнение первого железнодорожного правила по обвинению доступа к рельсовым путям. В октябре 2010 дальнейшая реструктуризация WSS объявила, с БЖД ЕАД становится холдинговой компанией, и все подвижного состава выделено легковых и грузовых дочерних компаний.

Структура компании

Так как последние реформы в 2007 году, новая организационная структура была утверждена.

БЖД Inc. (холдинговая компания с одним акционером, Республика Болгария)

  • БЖД Putnicheski ПРЕВОЗИ Ltd. - ответственность за пассажирские перевозки. Компания провела 31,36 млн пассажиров в 2009 году.
  • БЖД Tovární ПРЕВОЗИ Ltd. - Грузовые операции и экспедиции с дополнительной BDZ ускорили Ltd. Компания провела 13,3 млн тонн грузов в 2009 году в 3,1 млн тонно-километров. Приватизация была предпринята в 2012 году, но отозвана в 2013 году из - за финансовых проблем.
  • БЖД Traktzionen Podvizhen Sustav Ltd. - локомотив управления и обслуживания.
  • БДЗ-Кончар Inc. - совместное предприятие между БЖДАМИ ЕАДОМ и КОНЧАРОМ группой из Хорватии с основным объемом работы локомотивного ремонта и модернизации.

Тем не менее существует множество проблем, с организационной структурой холдинга. Для того, чтобы оптимизировать эксплуатационные расходы много сотрудников из администрации должны быть уволены. Существует очевидное отсутствие эффективности в управлении и главная цель Министерства транспорта, информационных технологий и телекоммуникаций, чтобы сделать предприятие прибыльным.

ток тяги

Учебный класс производитель Тяговый тип Заметки
Электропутере - Крайова Дизель-электрический
Лугансктепловоз Дизель-электрический Людмила (локомотив) Самые известные локомотивы, построенные в Советском Союзе . То же, что DB класса 232
Siemens AG DMU -2 DESIRO Современные дизель-гидравлические многократные-единиц.
Siemens AG ЭМУ-3 Desiro Современный 3 автомобиля электропоезд
Siemens AG ЭМУ-4 Desiro версия 4 автомобиля класса 30
RVR Рига ЭМУ-4 Советский построен эму. Советский класс ЭР25 (ER25)
RVR Рига ЭМУ-4 Советский построен эму. Советский класс ЭР33 (ER33)
42,1 Škoda Works электрический
Škoda Works электрический
Škoda Works электрический То же, что класс 43, но с электро-динамического торможения.
Škoda Works электрический То же класса 44. Re отлаженный на 110 км / ч эксплуатации для грузовых поездов.
46 / 46.2 Электропутере - Крайова электрический LE5100 являются самыми мощными локомотивами в использовании по БЖД. Аналогично CFR класса 40.
Ganz дизель Подобно ZS класса 641 и МАВ класса M44 .
VEB Локомотив унд Electrotechnische Werke Дизель-гидравлический DB класса V 60 .
Faur Дизель-гидравлический Наибольшее количество локомотивов флота БЖД.
Škoda Works электрический Маневровый и свет заменяющего обслуживания. Известный среди railfans в Болгарии из - за редкости (~ 20 единиц) локомотива.
Humboldt-Deutzmotoren AG Дизель-гидравлический София Depot имеет один локомотив класса, который должен был быть восстановлен для маневровых работ в депо, но работы были прекращены из-за отсутствия финансирования. DR Класс V20.
Henschel & Son Дизель-гидравлический 760 мм ( 2 фута 5 15 / 16 в) калибровочных локомотивовиспользуемых на Септември - Dobrinisthe туристического притяжения линии.
Faur Дизель-гидравлический 760 мм (2 фута - 15 / 16 в) калибровочная локомотива.
Камбарский машиностроительный завод
(Камбарка Engineering Works)
Дизель-гидравлический 760 мм (2 фута - 15 / 16 в) калибровочный маневровый локомотив. Советский класс ТУ7 (TU7)

Узкие железные дороги колеи

Живописный Septemvri-Dobrinishte узкоколейная линия была закончена в 1945 году проходит через станцию Аврамова , которая является самой высокой железнодорожной станцией на Балканах в 1267.4 метрах. Далее она проходит через летний и зимний туристический центр Банско . Линия 760мм калибра, неэлектрифицированная, и в первую очередь обслуживает дизельные электростанции локомотивов, однако есть хорошо сохранившиеся паровозы, которые обеспечивают привлекательность туру. Несмотря на то, что является очень привлекательным для туристов, он также широко используется местными жителями для целей общественного транспорта.

Путешествие на поезде по Болгарии это уникальный опыт как для путешественника, так и для фаната железных дорог. В этой горной балканской стране сохранилась разветвленная сеть пассажирских линий, позволяющая добраться поездом практически в любой, даже самый удаленный населенный пункт высоко в горах. Поезда и вагоны обычно старые, расшатанные и не очень чистые и средний возраст подвижного состава явно старше нас с вами. Но это тоже часть колорита! Добавьте к этому фантастические балканские горы, ущелья, водопады и снежные вершины по ходу поездки и получаете настоящую изюминку на карте южной Европы. К сожалению, долго все это не продлится - болгарские железные дороги (как и соседние греческие), крайне неэффективны и убыточны. При этом проезд стоит сущие копейки, поскольку БДЖ целиком и полностью субсидируется государством. Вне всяких сомнений в самом скором будущем число линий будут сокращать и оставят тройку-пятерку основных между крупными городами страны. Спешите, пока вся эта экзотика еще существует.

Взгляните, насколько разветвленная сеть железных дорог в этой небольшой стране. И не забывайте, что там горы! Почти вся страна это два хребта балканских гор, тянущихся параллельно друг-другу от границы с Сербией и Македонией и до Черного моря -

Сегодня мы улетаем из Болгарии, но поздно вечером. И поэтому решили прокатиться в какое-нибудь интересное место неподалеку от Софии, чтобы успеть вернуться к самолету. Почему бы не посмотреть маленький городок Враца к 80км к северу от Софии, который интересен своей ледяной пещерой, водопадом и горами буквально стеной возвышающимися над ним? Это же куча живописных маршрутов для прогулок и походов. Туда и поедем.

В принципе, билеты можно взять заранее через сайт болгарской железной дороги БДЖ , но особого смысла в этом нет. Поезда редко бывают полными и проблем с покупкой в кассе нет. Как и очередей перед кассами не бывает. Вокзал Софии огромен и давно не соответствует относительно скромному количествую людей, им пользующихся -

Возле касс обычно нет людей, поскольку многие предпочитают покупать билет у кондуктора, а у других имеются проездные. Большинство болгар пользующихся поездами это люди, живущие где-то в пригороде и ездящие в Софию на работу.

В последние годы вокзал довели до ума, он стал чистым и удобным. Когда я впервые тут оказался году в 2000, все было плохо: грязь, бомжи, торговые лотки на каждом углу, карманники. Треш, одним словом. Побывав тут единожды, возвращаться уже не хотелось. Теперь все иначе -

Подземный переход к путям, где полтора десятилетия назад жили целыми таборами цыгане, а теперь прямо Европа -

А вот поезда в массе своей не поменялись и по-прежнему преимущественно старые, разрисованные граффити и не шибко чистые внутри. Прокатимся и посмотрим поближе -

Старые немецкие вагоны, выпущенные еще в семидесятых годах -

Жутковатые переходы, грязные и откровенно вонючие -

Внутри достаточно удобно, вентиляция работает нормально. Впрочем, в октябре еще достаточно тепло и во время езды все равно открываются форточки -

Это наш билет, он на троих и стоит 16,50 лева (8 евро) суммарно -

Правила путешествий по железной дороги, висящие в каждом вагоне. Можете потренировать ваш болгарский язык -

Как вы правильно догадались, туалеты это слабое место в болгарских поездах. Они такие же уставшие от жизни, как и сами вагоны. Примите это как даность и если вы эстет - старайтесь справлять нужду перед поездкой. Но если "припекло", то можете и испытать -

Ни в одном из вагонов (ну, я заглянул в три из семи) не работали ни слив, ни краник для мытья рук. Бумаги тоже нигде нет. Из этого мораль - озаботьтесь влажными салфетками для рук и туалетной бумагой.

Дверь отделяющая вагон от тянущего нас локомотива никак не фиксируется и привязана на веревочку -

На каждой остановке кондуктор открывает дверь, выглядывает и если не видит спешащих пассажиров, то машет рукой машинисту, мол, поехали -

На выезде из Софии тянутся заброшенные заводы -

Но уже через полчаса начинаются живописные горы и колоритные поселки -

В горах заметно прохладнее, чем в столице и слегка начинает накрапывать дождик -

Станции почти все старые и многие из них абсолютно пустые. Мы останавливаемся, выходит пара человек и тут же трогаемся дальше -

А некоторые станции и вовсе заброщены. Болгария переживает серьезнейший демографический кризис в наши дни, ее население, составлявшее в 1989 году ровно 10 миллионов человек, сегодня сократилось до 7 миллионов из-за низкой рождаемости и массовой миграции в Западную Европу. В столице страны, Софии, равно как и в Варне и Пловдиве сокращение населения ощущается в меньшей степени. Поскольку жители сельской местности оставляют свои деревни и едут в город. Но вот провинциальные городки и деревни вымирают на глазах, равно как и их железнодорожные станции. Это грустное зрелище -

Мездра - довольно крупный узловой город на северо-западе страны. Ну, как крупный? При коммунизме тут жило около двадцати тысяч человек, сегодня нет и десяти тысяч. Здесь у нас 20-минутная остановка, перецепляют локомотив. Самое время прогуляться и посмотреть вокзал -

Самый распространенный в Болгарии локомотив, это старая-добрая "Шкода" -

Выше я говорил, что наш локомитив перецепляют. Это не совсем точно. Локомотив просто заехал с другой стороны и теперь потянет нас в другом направлении. Вначале несколько километров назад, откуда приехали, но затем уйдем на запад, к городу Враца -

Вокзал Мездры с залом ожидания -

Билетные кассы -

Колоритные расписания, по-прежнему выставляемые вручную -

Вокруг бедность и тлен -

Проходящий поезд из Варны, что на Черном море в Софию -

Таки сегодня я руководитель "экспедиции", это правда -

Враца расположена в пятнадцати километрах к западу от Мездры, ехать минут двадцать ивот мы на месте. А наш поезд отбывает на север, в сторону города Видин на берегу Дуная -

Внутри вокзала мистический мрак и запах отсутствия ремонта, являющийся совокупностью пыли, нечистых тел, освежающим ветерком из общественного туалет и... бутербродов. Романтика!

А вот расписания здесь, в отличии от Мездры, электронные -

Про этот прикольный городок и его достопримечательности расскажу отдельно.

Информация про железные Болгарии дороги из первых рук: виды билетов, стоимость проезда, расчёты, сколько стоит добраться из Софии в Бургас и другие города, сведения про камеры хранения, типы вагонов, фото и описание, как выглядят поезда Болгарии, инструкция, как купить билет на болгарские поезда и другие советы

Система железных дорог Болгарии сложилась ещё в советское время, и с тех пор не претерпела больших изменений. И если на международные направления ставятся более-менее приличные болгарские поезда, из новых, то внутренние перевозки обслуживаются видавшими виды составами. В плане комфорта автотранспорт выглядит предпочтительнее. Например, по маршрутам между крупными городами автобусы уходят в путь ежечасно. К тому же поезда по Болгарии идут долго, и там, где рейсовик тратит в пути меньше 5 часов, железная дорога везёт часов 6-7. Правда, есть небольшой выигрыш в деньгах: цена железнодорожных билетов в Болгарии ниже, чем стоимость проезда в автобусах. Если от Софии до Бургаса можно добраться автобусом примерно за 24 лева, то поезд обойдётся в 21 лев. Вдобавок, можно сэкономить, сразу купив билет туда и обратно. Такой проездной в Болгарии стоит на треть дешевле, и, применительно к вояжу из Софии в Бургас, на всю поездку уйдёт 30 левов.

Но не всё так просто: увы, экономить придётся за счёт комфорта. В автобусе, по крайней мере, "самолётные" сиденья, тогда как сидячие вагоны железные дороги Болгарии этого удобства лишены, а спальные, которыми, в теории, можно добраться ночью от Софии в Варну или Бургас, оснащены полками в три ряда - то ещё развлечение. Словом, лично я вообще не уверен, стоит ли ездить по Болгарии на поездах. Ну уж если очень хочется, то извольте, вот вам путеводные нити...

Сайт болгарских железных дорог содержит минимум информации. Русского интерфейса нет, поэтому сразу переходим на английский.

Из всего скромного меню туристам, по сути, нужен один-единственный пункт, а именно "Timetable". Проделав соответствующие манипуляции и нажав на кнопку "Search", будущий пассажир получает доступ к страничке, где можно найти расписание железных дорог Болгарии.

Как видно, из примера, в день из Софии в Бургас ходят меньше десяти поездов, из них только три прямых. Нажатие кнопки "Fares" позволяет понять, сколько стоят билеты болгарских железных дорог.

Как видно из примера, чтобы добраться в Бургас из Софии, потребуется заплатить 21 лев. Цена проезда уменьшается, если едет группа, включающая от 3 до 6 пассажиров.

Теперь рассмотрим вопрос, как покупать билеты на поезда Болгарии онлайн. Вообще-то, наплыва желающих болгарские железные дороги не испытывают, но может так случиться, что будет необходимо сделать заказ заранее. Поэтому переходим к системе бронирования билетов. Она выглядит так:

Для того, чтобы купить билет на болгарский поезд онлайн, потребуется зарегистрироваться, введя свои данные, включая номер мобильного телефона, который нужно указывать только цифрами, без плюса в начале; как показывает практика, российские номера вполне годятся. По завершении формальностей в почтовый ящик нового клиента упадёт письмо с паролем, а логином будет служить как раз адрес почты.

Проникнув в систему, можно начинать процесс покупки. Выбрав станции отправления и прибытия, путешественник на следующем шаге видит список доступных вариантов проезда.

В зависимости от того, какой поезд железных дорог Болгарии предпочёл клиент, ему открываются разные возможности. Скажем, в дневных составах доступны только сидячие места первого и второго класса.

Свободные кресла обозначены белым цветом, серым помечены занятые.

Ночные поезда железных дорог Болгарии включают спальные вагоны. Здесь можно выбрать как первый или второй класс, так и уровень комфорта. Наихудший вариант - трёхместные купе, где расстояние между полками позволяет только лежать. Свободного места в них минимум, и вся поездка будет одним непрерывным кошмаром. Проще слегка доплатить и ехать первым классом. Ну а в данном примере пассажиру предоставляется решить, на какой из трёх полок он будет спать, если, конечно, сумеет разместиться и заснуть.

В любом случае, идёт ли речь про сидячие или спальные вагоны болгарских железных дорог, после выбора места надо будет полностью оплатить заказ. Сделать это проще простого, благо выбирать способ оплаты не из чего.

При оплате нужно ввести информацию о банковской карте, и вуаля, билеты на болгарские поезда, считайте, куплены...

По прибытии на станцию не стоит ожидать каких-то изысков. Если крупные станции выглядят пристойно, то мелкие в большинстве позабыты-позаброшены. Это вот вокзал Бургаса, и он только снаружи симпатичен. Внутри него удобств минимум.

Объявления понятны даже без перевода на английский. Не зря же говорят, мол, болгарский и русский - близнецы-братья...

Мест для ожидающих почти нет, ждать поезда большинству людей приходится на платформах. Далеко не везде имеется камера хранения: в Бургасе она присутствует, а, например, отъезжающим из Софии лучше обращаться на автовокзал.

Это не больше не меньше как расписание международных поездов...

Но не всё так плохо: в углу зала висит электронное табло местных рейсов, выглядящее на "все сто". На мой взгляд, отображённая на нём информация не нуждается в переводе...

Ждать отправления лучше всего на свежем воздухе...

Вот как выглядят болгарские поезда при ближайшем рассмотрении.

Типичная советская компоновка с поправкой на местный колорит.

Купе выглядит вполне современно, даже розетки есть. Но не стоит обманываться приличным внешним видом: потёртые, выцветшие сиденья напоминают про возраст вагона достаточно громко. И, конечно, следует помнить, что всю дорогу, то есть 6-8 часов, пассажирам придётся сидеть друг напротив друга, без возможности как следует вытянуть ноги.

Словом, болгарские поезда - далеко не лучшее средство, чтобы перемещаться по стране...

Понравилось? Лайкни нас на Facebook