Мыс феодосия. Эллинг алиса, феодосия. Маяк в наше время

большая история маленького мыса

Горы Крыма Май 27, 2014

Мыс Святого Ильи является самой крайней восточной оконечностью Главной гряды Крымских гор, дальше на восток начинается Феодосийский залив.

У подножия мыса, на берегу, среди каменных глыб и отвесных скал любители минералогии могут найти интересные образцы белоснежного кальцита, друзы и щеточки коричневого минерала анкерита, голубоватого стронцианита.

Тропа на мыс Ильи ведет мимо разрушенного дзота, последнего свидетеля прошедшей войны, и поднимается к зеленому оазису, где расположен маяк.

Выше маяка, на юго-запад, на одной из платообразных вершин мыса находилась древняя греческая церковь в память св. Ильи, где ежегодно 20 июля на престольный праздник совершалось торжественное богослужение. По преданию церковь была посвящена рыбакам, чудом спасшимся от гибели во время бури у берегов мыса.

Существует и феодосийская легенда о том, как моряк-купец Илья Тамара дважды потерпел кораблекрушение у берегов мыса св. Ильи. Видя близкую гибель, Тамара молил пророка Илью смягчить свой гнев, утихомирить бурю. В своей молитве он обещал в случае благополучного исхода построить на мысе храм.

Огненная молния рассекла грозное небо, опалила воздух, озарила корабли и скалы, в последний раз скользнула по мачте и загорелась сиянием впереди судна, стихла буря, в стороне зажглись каффинские огни...

Тамара сдержал обещание и построил на горе храм. Сколько он простоял — неизвестно, но уже в 1816 году на месте деревянного храма была возведена часовня св. Ильи. Рядом, у кромки мыса находилось кладбище Общества Красного Креста.

В сентябре 1861 года Феодосию посетил император Александр II. После литургии в Николаевской соборной церкви, осмотра военного госпиталя, археологического музея, армянского халибовского училища и древностей города, Александр II поднялся верхом на лошади к вершине горы и посетил часовню св. Ильи.

В 1854 году И.К. Айвазовский совместно с князем-археологом Сибирским во время археологических раскопок на мысе Ильи недалеко от часовни при раскопке кургана среди многих предметов быта обнаружил изумительные по своей красоте женские золотые серьги (IV век до н.э.).

Эта находка вошла в мировую науку под названием «Феодосийские серьги» (находится в Эрмитаже). Эти филигранные серьги являются замечательным образцом художественной культуры Эллады, по-видимому, привозная работа.

Диаметр щитка — 2,5 см. Невооруженному глазу разглядеть детали невозможно. И вот, вооружившись лупой, глазу открывается монументальная композиция: Ника, богиня победы правит колесницей, в которую впряжена четверка скачущих коней.

Древний художник проявил, окрыленную вдохновением, фантазию при создании подлинного произведения искусства. Это читается и в орнаменте серег, и во всей их композиции. То, как мастер передал стремительное движение в фигурках крохотный коней ясно говорит о его изумительной «сноровке».

Бессильны воспроизвести эти серьги оказались лучшие современные ювелиры. Какой-то секрет «микротехники», очевидно, утрачен.

Среди находок в курганах мыса Ильи — различные статуэтки из терракоты, античные монеты и амфоры, расписные вазы, покрытые позолотой и разноцветными красками.

Вот как выглядят на январь 2014 года оборонительные укрепления на мысе Святого Ильи в Феодосии. Грустно смотреть как вандалы-строители планомерно разрушают памятники истории.





В их списке занимают первые позиции. Сегодня хочу рассказать вам об одном из них, самом красивом и романтическом, с добрым названием – мыс Ильи.

Местоположение, отличия

Мыс находится в окрестностях Феодосии , в заливе. Является частью горного хребта Теле-Оба. Холмистое образование, привлекает не только своим неповторимым видом, но и так называемой местной достопримечательностью, популярным туристическим объектом – « ». Возвышенность вызывает бурю положительных эмоций, как во время прогулки по ней, так и при осмотре с моря. Мне даже кажется, что с прогулочного катера он выглядит даже впечатлительней.

Первое строение, освещающее путь морякам, появилось здесь в конце 1890-х годов. Во время Великой Отечественной войны, оно было практически уничтожено, но местность «украсили» дзоты. Их и сегодня можно увидеть, в процессе изучения территории.

Маяк, в том виде, котором мы его сегодня наблюдаем, появился в конце 50-х годов прошлого века. Естественно, интересно холмистое образование не только маяком и дзотами. Вокруг него ходит масса легенд, многих туристов привлекают именно они.


Легенды и быль

Местные жители, любят рассказывать легенду об одном торговце, который несколько раз терпел кораблекрушение. Причем случалось это именно в день Пророка Илии, а он был тезкой святого. Купец каждый раз обращался к нему за помощью, ему удавалось избегать серьезных потерь. Торговец в качестве благодарности, решил построить здесь часовню. По преданиям именно на ее месте теперь красуется знаменитое береговое светило.

Насколько правдива эта история, сказать сложно, но то, что отсюда открываются потрясающие виды на Феодосийскую бухту – правда. Туристы в основном приезжают сюда именно чтобы полюбоваться ими. Некоторые предпочитают отдыхать на диком пляже у подножия.

Отдыхающие, интересующиеся историей полуострова в целом. И окрестностей Феодосии в частности, приезжают сюда, чтобы увидеть скифские холмы. Кстати, во время одной из раскопок, тут обнаружили древние серьги, очень тонкой ручной работы. Сегодня они являются уникальным экспонатом нашего Эрмитажа, подписаны «Феодосийские серьги».

Остались на территории и дзоты, времен Великой Отечественной войны, некоторые, их называют «Ильинской батарей». Правда, никто не позаботился о сохранении этой исторической . Так что вполне вероятно: через несколько десятков лет смотреть будет уже не на что.


Совет: решите провести время на пляже в этом районе, постарайтесь не оставлять свидетельств своего пребывания. На берегу нет никаких благ цивилизаций, уборщиков. Поэтому чистота полностью зависит от нас с вами. Кстати, тут отличные условия для дайвинга, если вы увлекаетесь данным видом спорта – обязательно захватите с собой снаряжение.

Как доехать до мыса Ильи

Добраться сюда можно общественным транспортом, но некоторый участок пути, примерно 2 км, придется пройти пешком. Если вас это не беспокоит, на автовокзале Феодосии садитесь на маршрутное такси №1, 2 или 2 «а». Выходите на остановке «Городская больница». Можно как раз осмотреть. Решив продолжить дальше путь, двигаетесь к юго-востоку около двух километров.

Можно попробовать добраться попутками, но удобнее на своем автомобиле. Будете ехать на машине – ориентируйтесь по карте, либо GPS навигатору. Точное место отмечено ниже . Тем, у кого нет своего авто, полностью отсутствует желание идти пешком, так же как садится в попутку, рекомендую воспользоваться отличным сервисов .

Фото

Если смотреть на географическое расположение, то с одной стороны Феодосия граничит с курортным поселком Береговое, а с другой стороны прикрыта хребтом Тепе-Оба. Он защищает город от сильных ветров, а также замыкает собой главную гряду Крымских гор, растянутых от Севастополя до Мыса Святого Ильи в Феодосии.

Сегодня я расскажу о том, как лучше всего добраться до мыса и что интересного можно там увидеть.

Мыс Святого Ильи, - это самая выпирающая часть хребта Тепе-Оба. Тепе-Оба в переводе с крымскотатарского означает вершина горы или конец гор. Так и есть, можно смело сказать, что в Феодосии горы кончаются, или наоборот начинаются. Кому как больше нравится.

Только потом за Керченским проливом, на Таманском полуострове они соединятся с цепью Кавказских гор.

За Феодосией можно встретить только равнины и поля, уходящие за горизонт.

На мыс Ильи лучше всего добираться на машине.
Дорога плохого качества, в основном проселочная.

Доехав до мыса, открылся замечательный вид на Феодосийский залив.
Я припарковал машину и решил прогуляться.

Сверху видно на много километров вперед!

Хорошо видны соседствующие с Феодосией поселок Береговое и поселок Приморский:

По ссылке ниже можно посмотреть на панораму.
Феодосийского залива с Мыса Ильи в большем разрешении 2500px

Кстати, с моря мыс Ильи выглядит так:

Вдоль дороги на склонах красиво цветут дикие огурцы Каперсы.

Внизу в бухте рыбаки расставляют сети и ловят рыбу.

Сейчас полным ходом идет строительство элитной недвижимости.

В период войны, на мысе были построены доты, удерживающие осаду противника.
Их раскопали, и они торчат из-под земли.

Название мыса Святого Ильи, связано с легендами:

На самом высоком месте мыса когда-то давно был древний храм. Феодосийская легенда рассказывает о моряке, которого звали Илья Тамар, дважды он потерпел у мыса кораблекрушение в день Ильи Пророка. Оба раза просил богов о прощении. И оба раза являлся ему Илья Пророк и спасал его от гибели.

После этого он построил здесь церковь во имя Святого Ильи Пророка.

С этого момента это место и стало называться мысом Святого Ильи.

Если присмотреться на западную часть Феодосийского залива, то именно у скалистого мыса Ильи создается сильная иллюзия для приходящих кораблей. Мыс Ильи как бы прикрывает вход в гавань. И не всегда это можно четко определить и понять. В период осенне-зимних штормов здесь часто тонули корабли. Появилась необходимость обозначить опасное место.

17 февраля 1899 года был построен маяк на оптической шведской системы Линдберга.
Его так и назвали Ильинский Маяк. Он был далек от теперешнего современного, зато очень помог сориентировать корабли и впоследствии обезопасил их от крушения.

Фото Маяка 1899 года.

Сейчас же маяк выглядит иначе:

Сегодня от Одессы до Новороссийска насчитывается 18 маяков, но таких, как Феодосийский, – всего 4.

Проход на территорию к маяку запрещен.

Я прошел параллельно вдоль территории маяка, чтобы посмотреть на противоположный берег.

Там нет спуска вниз, но передо мной открылся очень красивый вид на Двуякорную бухту и поселок Орджоникидзе.

По ссылке ниже можно посмотреть на панораму
Двуякорной бухты с Мыса Ильи в большем разрешении 2500px

Я смотрел и любовался бухтой. Слева от меня находился маяк.

Справа в 50 метрах забор и огороженная военная территория.
А возле меня паслись козы.

Наверху кое-где росли одинокие деревья.

Это отличное место, куда не водят экскурсий.
С мыса, как я уже говорил, открывается прекрасный вид, отсюда виден весь Феодосийский залив.

Тут ощущается прохлада. С моря дует очень чистый воздух, которым хочется дышать полной грудью.

Я побыл еще некоторое время на мысе.
Потом я сел в машину и на закате спускался вниз....

Маяк на мысе Ильи под Феодосией уже 114 лет указывает путь кораблям. За это время высотные огни сориентировали в Черном море тысячи судов: корабли у этих берегов никогда не тонули. Сам маяк практически полностью был разрушен в годы Великой Отечественной войны, после заново построен, а в начале XXI столетия вместе с мысом-тезкой чуть не исчез с лица земли.

В мае 1890 года по решению российского правительства главная база Черноморского флота была переведена из Николаева в Севастополь. Город получил статус военной крепости 3-го класса и был закрыт для посещения иностранных судов. Встал вопрос о переносе коммерческого порта. После долгих дебатов приняли решение передислоцировать его в Феодосию. Там в срочном порядке начали возводить причальные сооружения и тянуть ветку железной дороги.

Феодосийский залив широким полукружием вдаётся в южный берег восточного Крыма, образуя удобную для стоянки судов бухту. Западная часть залива оканчивается скалистым мысом Святого Ильи. Крутолобый мыс, выступающий далеко в море, затрудняет подход к феодосийскому порту судам, идущим с запада. Здесь часты шквалистые переменные ветры, осенью и весной нередки внезапные туманы, летом - ливневые дожди, а многочисленные рифы, окаймляющие мыс, делают плавание вдоль его берегов крайне опасным. Не проходило года без морской аварии или катастрофы в этом месте. Собрал Нептун очередную дань с мореходов и в 1890 году: 16 февраля недалеко от мыса Святого Ильи разбился о рифы и затонул пароход «Великий князь Константин», а вскоре та же участь постигла и пароход «Владимир». Местные газеты с горечью писали: «Феодосия, сделавшись коммерческим портом, лишена даже портового огня… в бухту пароходы входят по огням феодосийского яхт-клуба».

И действительно, надёжного навигационного ограждения в ту пору не было на всём крымском южнобережье от Ай-Тодора (маяк там построили в 1835 году) до Чауды (здесь маяк начал действовать в 1888 году). Правда, как явствует из дошедших до нас исторических сведений, попытки поставить предупреждающий знак предпринимались не единожды, но сообщения эти больше похожи на легенды. Так, по одной из них, некий моряк-купец Илья Тамара, дважды терпевший крушение на рифах коварного мыса, но оставшийся в живых, на собственные средства поставил на самом высоком месте обрывистого берега церковь во имя святого пророка Ильи – распорядителя дождей, громов и молний. Что она собой представляла и сколько просуществовала - неизвестно. Есть сведения, что в 1816 году на её месте была освящена часовня Святого Ильи и моряки при подходе к порту днём ориентировались по купольному кресту, а ночью - по свету свечей, горевших в алтаре. Однако в 80-х годах XIX века мыс был первозданно пуст.

Взбудоражившие всех катастрофы 1890 года заставили Дирекцию маяков Чёрного и Азовского морей срочно рассмотреть вопрос о строительстве маяка на мысе Святого Ильи. С одобрения Гидрографического департамента в 1894 году мыс обследовали специалисты, и командир гидрографического судна «Ингул» выбрал место для установки маяка. Но из-за отсутствия средств начало строительства было отложено...

Неизвестно, сколь долго длились бы поиски морскими чиновниками средств на строительство маяка и скольких человеческих жизней стоило бы это бездействие, если бы в семье московского головы, известного мецената Константина Васильевича Рукавишникова, не стряслась беда - заболел туберкулёзом единственный сын, девятнадцатилетний Николай, только что поступивший в Московский университет. Консилиум врачей признал положение серьёзным, но мнения медицинских светил о способах лечения разделились. Захарьин предлагал немедленно везти больного в Башкирию на кумыс, а Остроумов категорически этому противился, настаивая на поездке в Крым. После молебна, совершённого у постели больного владыкой Иоанном Кронштадтским, семья решила везти Николая в Феодосию. Там основатель рода золотопромышленник Василий Никитич Рукавишников ещё в 60-х годах XIX века приобрёл имение, в котором любили проводить лето домочадцы.

Солнце, море и воздух, напоённый ароматами степных трав, мало-помалу возвращали силы в ослабленный болезнью организм. Здоровье шло на поправку. Немного окрепнув, Николай стал совершать прогулки в порт. Там любознательного юношу приметили, и вскорости он познакомился со многими капитанами судов, которые стали частыми гостями на даче Рукавишниковых.

Видя, как на глазах поправляется сын, растроганная мать, Евдокия Николаевна, задумала отблагодарить город Феодосию. Слушая рассказы капитанов о частых кораблекрушениях у мыса Святого Ильи, унёсших не одну сотню человеческих жизней, и о тщетности многочисленных попыток достучаться в двери морских чиновников, она всё больше укреплялась в мысли построить столь необходимый маяк на свои средства. Капитаны, с которыми Евдокия Николаевна поделилась задумкой, горячо поддержали благородное намерение и охотно давали советы, куда следует обращаться и какие шаги предпринимать для решения этого вопроса.

Осенью 1897 года Рукавишникова подала заявление в Дирекцию маяков о желании принять на свой счёт постройку маяка на мысе Святого Ильи. Через некоторое время пришёл ответ, в котором Дирекция маяков рекомендовала ей взять для будущего маяка световую установку «шведского огня». К письму прилагались план и чертежи башни, а световой аппарат чиновники заказали в Финляндии. Руководство постройкой маяка Евдокия Николаевна поручила технику Алексею Алексеевичу Полонскому, с братом которого была знакома, а сама не мешкая приступила к сбору денег: заложила дачу, отправила в Москву письмо супругу. Константин Васильевич одобрил задуманное предприятие и прислал недостающие средства.

Через год строительство маяка и дома для смотрителя закончили. Вскоре получили осветительный аппарат, и маяк начал действовать. В «Извещении мореплавателям» № 5 от 17 февраля 1899 года появилось официальное уведомление: «Дирекция маяков и лоций Чёрного и Азовского морей извещает мореплавателей, что в Чёрном море, вблизи Феодосии, на мысе Ильи, у зюйд-остового обрыва, установлен в деревянной будке на вершине деревянных козел часто переменный огонь с белыми и зелёными миганиями... Высота огня на уровне моря 214 фут и над поверхностью земли - 32 фута».

Чтобы оснастить маяк ещё и колоколом, для подачи сигналов в ненастье, Евдокии Николаевне пришлось заняться вязанием и благотворительной продажей цветных шерстяных кошельков. Жители Феодосии и отдыхающие с энтузиазмом поддерживали Рукавишникову. Кошельки шли нарасхват, и бóльшая часть их возвращалась исполнительнице наполненными золотыми монетками. Вскоре на маяке установили и туманный колокол.

Благодарные горожане и моряки Феодосийского порта настойчиво предлагали Евдокии Николаевне назвать устроенный маяк её именем, но она решительно отказалась, заявив, что это бескорыстный дар городу Феодосии за чудесное исцеление от страшного недуга любимого сына, а маяк должен называться Ильинским, по имени мыса Святого Ильи, на котором он установлен. Тогда капитаны судов, взволнованные не меньше, чем дарительница, сообщили ей, что, проходя мимо маяка, они каждый раз снимают фуражки и молятся о ней. От этих слов, как свидетельствует старшая дочь Евдокия, «матушка не выдержала и разрыдалась...».

Поставленный на средства Рукавишниковой деревянный маяк исправно служил морякам до 1912 года. Потом его перестроили: козлы и маячную будку сделали металлическими, заменили осветительный аппарат более мощным, а вместо колокола смонтировали пневматическую сирену. После реконструкции дальность видимости маячного огня и слышимость туманного наутофона значительно увеличились. В таком виде маяк пережил и революцию, и гражданскую междоусобицу и встретил Великую Отечественную войну. Но в декабре 1941 года во время Керченско-Феодосийской операции при ликвидации вражеской батареи, окопавшейся на мысу, огнём артиллерии эсминца «Железняков» маяк был разрушен. После освобождения Феодосии от фашистских захватчиков (13 апреля 1944 года) на мысу установили временный навигационный огонь. Капитальный маяк и городок для обслуживающего персонала были построены лишь в 1955 году.

Маяк сохранился до наших дней. Круглая пятнадцатиметровая белокаменная башня со светлыми трехъярусными окнами, увенчанная цилиндром фонарного сооружения, очаровывает изяществом и строгой красотой. Просторные лестничные марши ведут в маячную комнату, отделанную дубовой филёнкой. Здесь место вахтенного смотрителя. Из окон хорошо виден весь район ответственности - от мыса Киик-Атлама с остроконечной скалой-островом Иван-Баба на юго-западе до мыса Чауда на востоке. Из маячной комнаты вертикальный трап ведёт в святая святых - фонарное сооружение. Там, в центре гранёного стеклянного цилиндра, в 2006 году установили современный светооптический модуль, собранный на ярких светодиодах, а заботу о соблюдении режима работы маяка поручили электронике. Отпала необходимость и в ежечасных метеорологических наблюдениях. Входящая в состав системы управления мини-ЭВМ на экране монитора выдаёт в реальном времени все необходимые синоптические данные без участия человека.

А историю постройки маяка на мысе Святого Ильи бережно сохранила в своих дневниках и после окончания Великой Отечественной войны поведала в письме (от 21 октября 1947 года) начальнику Гидрографической службы Черноморского флота дочь Рукавишниковых Евдокия Константиновна. В конце трогательного повествования она сообщала, что все эти годы внимательно следила за судьбой дорогого сердцу Ильинского маяка: «Ещё в 1902 году, - писала она, - мы с умилением влезали на маяк с покойным мужем по его крутой ажурной лестнице и интересовались судьбой маяка в 1944 году после освобождения Феодосии от немецких оккупантов». Не будь этого письма, мы так и не узнали бы о благородном поступке замечательной русской женщины.

Феодосийский регион богат достопримечательностями. Древний город насыщен историей, любопытному туристу всегда найдется, что посмотреть. Но далеко не всегда получается совместить осмотр рукотворных памяток с наслаждением красотами природы и . Такое возможно на мысе Ильи, в Крыму это очень красивое местечко.

Где находится мыс в Феодосии?

Собственно, он находится не в Феодосии. Мыс Ильи расположен рядом с городом, он замыкает с запада и является самой восточной точкой Крымских гор. Мыс составляет часть хребта Теле-Оба. Название переводится с татарского как «конец гор», «край гор». Таким образом, для наименования возможно несколько толкований – выступ считают как окончанием массива, так и его началом.

Достопримечательность на карте Крыма

Луч света в морском царстве Крыма

С геологической историей разбираются геологи, им еще не все ясно в вопросе происхождения Крымских гор. Но интересное прошлое имеет самое заметное сооружение на мысе Ильи – маяк. В море здесь немало подводных камней, а ветер бывает неблагоприятный, так что район этот знавал немало кораблекрушений, в том числе довольно крупных. Моряки неоднократно обращались в различные инстанции с просьбой установить маячный комплекс, но последние не торопились с реакцией. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда за его организацию взялась Е. Рукавишникова.

Муж женщины был капитаном, как следствие, она хорошо понимала нужды моряков. К тому же ее сын, молодой парень, больной туберкулезом, выздоровел здесь, в Крыму. Юноша совершал прогулки и дышал морским воздухом как раз около мыса Ильи. Вот женщина и решила в благодарность за счастливое событие помочь другим и профинансировать строительство. Семья не была слишком богатой – приходилось и подрабатывать, и вещи продавать. Но феодосийцы и моряки поддержали инициативу, помогли средствами, кто уж как мог, поэтому в 1899 г. тут появился .

Вначале он был совсем простой конструкции, но все же сигналил мореплавателям о близкой опасности. Затем его несколько раз перестраивали – сегодня вместо изначальной деревянной конструкции стоит солидное каменное сооружение, а для обеспечения морской безопасности используется современная оптика и специфические звуковые установки. Моряки предлагали назвать постройку именем щедрой жертвовательницы, но она отказалась, поэтому он стал тезкой мыса. А вся история стала известна благодаря одной из дочерей Рукавишниковой.

Несколько легенд: спасение утопающих

Есть и действительно сказочная история, связанная с кораблекрушениями. Некогда один купец дважды сумел попасть близ в морскую катастрофу, причем именно в день Ильи Пророка. Оба раза он просил его о спасении в несчастье. Святой не подвел – торговец выбрался из обоих крушений с минимальными потерями.

Купца самого звали Ильей, следовательно, он решил ознаменовать свои чудесные спасения, выстроив на мысу часовню. Следов конкретно этого строения не обнаружено, но известно, что в 1814 г. часовня, посвященная пророку Илье, на мысу была. Такая вот легендарная история, о которой также любезно расскажут местные.

Чем интересен мыс Святого Ильи?

Модные курорты пока не добрались до мыса Ильи в Крыму, хотя строительство надвигается. Но сейчас это еще вполне нетронутый уголок, где возможен отдых в тишине, без шумной толпы и навязчивой рекламы вокруг. Зачастую туристы приезжают сюда полюбоваться маяком. Подойти к нему близко нельзя, но и с некоторого расстояния можно оценить своеобразную красоту столь полезного сооружения. Строений, подобных этому, на полуострове насчитывается всего четыре. Другой привлекательный момент – виды. Отзывы многих указывают, что Феодосийская бухта с вершины мыса смотрится просто потрясающе.
Видеть отсюда можно на многие километры вдаль.

Имеет мыс и богатое историческое прошлое. Здесь находится несколько скифских курганов. Во время раскопок подобного (еще в царское время) были обнаружены уникальные серьги очень тонкой (миниатюрной) работы. Ныне они – довольно известный экспонат Эрмитажа и именуются «феодосийскими серьгами». Здесь же находятся остатки дзотов времен Великой Отечественной. Их иногда именуют «батареей мыса Ильи». К сожалению, до сих пор никто не потрудился озаботиться сохранностью этих сооружений.

Многим туристам пришелся по вкусу и пляж на мысе Ильи. Феодосия – популярный курорт, здесь круглогодично много людей. На описываемом же объекте этого нет. Нет там, естественно, и других благ цивилизации (уборки, душа, туалета). Зато есть чистая вода и первозданная природа, а для многих это – куда важнее. Купающихся тут просят проявить сознательность и не оставлять материальных свидетельств своего пребывания – здесь нет уборщиков, поэтому хлам может остаться на долгие годы. В целом тут скромные, но привлекательные условия: галька, местами и небольшие участки песка, прозрачное море. Возле выступа суши хорошие условия для подводного плавания (неплохая видимость в воде), дайверов здесь пруд пруди.

Как добраться (доехать)?

Добраться до мыса Ильи из Феодосии несложно, при этом частично можно использовать даже городской транспорт. От автовокзала в этом направлении идет три маршрутки — №1, №2 и №2а. Выходить нужно будет на остановке «Горбольница», что рядышком с . Далее пешком либо попутками необходимо будет преодолеть в юго-восточном направлении 2 км.

На машине доехать до можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: городской округ Феодосия, Крым, Россия.
  • Координаты: 45.012778, 35.421944.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook