Лизинговые компании и тоир самолетов. Что такое мокрый лизинг. Что такое лизинг в авиации

Что собой представляет «мокрый» лизинг в авиации? Для чего он нужен? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Авиационным лизингом называют версию лизинга, которую используют для покупки и эксплуатации стальных птиц, а также сопутствующего им оборудования и инфраструктуры. Эта дисциплина сочетает системы проектных отчислений и морской аренды.

Операционная аренда

Известно, что «мокрый» лизинг является составной частью операционного. авиапредприятия и производители используют несколько разнообразных систем поставки авиатехники в аренду. Базовыми из них являются две: финансовый лизинг и операционный.

Коммерческие часто арендуются через предприятия Commercial aircraft sales and leasing (CASL), две самые мощные из которых - GE Capital Aviation Services (GECAS) и International Lease Finance Corporation (ILFC).

Операционная аренда, как правило, краткосрочная. Она длится менее десяти лет, что делает её привлекательной, когда лайнер нужен для запуска проекта (фирмы) либо пробного расширения официального транспортировщика.

Благодаря короткому сроку операционной аренды авиалайнеры защищены от износа. Этот момент в большинстве стран является важнейшим ввиду часто модифицирующихся законов касательно экологии и шума. А как обстоят дела с государствами, где авиакомпании менее кредитоспособны (к примеру, страны бывшего СССР)? Здесь операционный лизинг является единственным способом покупки самолёта для авиапредприятия.

Кроме того, компания с помощью него получает гибкость: она становится способной руководить составом и размером флота, сокращать и расширять его в соответствии со спросом.

Амортизация

При операционном лизинге авиационное оборудование за время аренды амортизируется не полностью. По истечении её срока его можно вновь сдать в аренду или вернуть хозяину. С иной стороны, остаточная цена авиалайнера по завершении лизинга важна для владельца. Собственник может попросить, чтобы возвращённая техника прошла техническое обслуживание (к примеру, C-check), чтобы поторопить передачу очередному оператору. Так же, как и в иных лизинговых сферах, в авиааренде часто требуется залоговый (гарантийный) депозит.

Как действует "мокрый" лизинг в России? В операционной аренде срок поставки самолётов составляет не более семи, порой десяти лет. Лизинговые платежи заказчик должен оплачивать ежемесячно, их размер зависит от срока договора.

Особая форма

Итак, что же такое «мокрый» лизинг? Это особый тип операционного, когда самолёт в аренду сдаётся вместе с экипажем. То есть когда воздушное судно, его команду, страхование (ACMI) и техническое обслуживание одно авиапредприятие (лизингодатель) вверяет другому или иному типу бизнеса, действующему как посредник авиаперелётов (лизингополучатель), оплачивающему администрирование по часам.

Арендатор поставляет топливо, в платежи также входят налоги, сборы аэропортов, любые иные пошлины и так далее. Применяется его номер рейса. «Мокрый» лизинг, как принято, длится от 1 до 24 месяцев. Более короткая аренда рассматривается как чартерный недолговременный полёт по поручению клиента.

Практика

«Мокрый» лизинг (wet leasing) обычно применяется в период пика сезонов перевозок либо при открытии новых рейсов, либо при массовых ежегодных инспекциях технической ситуации. Авиалайнерам, полученным с помощью этого типа аренды, можно совершать авиаперевозки в тех странах, где лизингополучателям запрещается работать.

Эта дисциплина также может являться формой чартера, в соответствии с которым лизингодатель оказывает простейшие рабочие услуги, включая ACMI, а лизингополучатель уравновешивает полученную помощь с номерами рейсов. Во всех иных формах чартера арендодатель выдаёт и номера рейсов. Разные варианты «мокрого» лизинга также могут иметь код-шеринг с бронированием посадочных мест.

Политические причины

«Мокрый» лизинг - это великолепный инструмент. Он может применяться по политическим причинам. К примеру, предприятие EgyptAir - египетская казённая компания - не может перевозить пассажиров в Израиль под своим именем из-за политики своего государства. В итоге рейсами этой страны из Каира в Тель-Авив ведает предприятие Air Sinai. Для уклонения от этого политического вопроса именно оно предоставляет «мокрый» лизинг компании EgyptAir.

В Великобритании этой дисциплиной именуют эксплуатацию самолёта по сертификату эксплуатанта (АОС) арендодателя.

Качества

Чем ещё хорош «мокрый» лизинг самолёта? Он состоит из обязательного технического обслуживания оборудования, его ремонта, страхования и иных операций, за которые ответственен лизингодатель. По желанию арендатора, кроме этих услуг, хозяин может подготавливать квалифицированный персонал, заниматься маркетингом, поставлять сырьё и так далее.

Предметом такого типа лизинга чаще всего бывают сложные специфические устройства. Wet leasing в большинстве случаев применяют либо их производители, либо оптовые предприятия. Банки и финансовые учреждения редко прибегают к этому виду сделок, так как в их распоряжении нет необходимой технической базы.

На практике существует много форм лизинговых соглашений, однако нельзя их рассматривать как обособленные типы операций аренды.

Формы аренды

«Мокрый» лизинг предполагает множество различных нюансов. В международной практике самыми распространёнными стали такие формы сделок аренды:

  • В соответствии с лизингом «Поставщику» продавец аппаратуры также превращается в лизингополучателя, как и при возвратной сделке. Но арендованное имущество использует не он, а другой съёмщик, которого он должен разыскать и сдать ему объект договора. Субаренда - обязательное условие подобных контрактов.
  • Лизинг «Стандарт» предусматривает продажу объекта сделки финансирующей организации, которая через свои лизинговые предприятия сдаёт его потребителям.
  • При возобновляемой форме в соглашении предусмотрена периодическая замена аппаратуры по требованию съёмщика на более новые образцы.
  • Генеральным лизингом называют право арендатора увеличивать список полученного оборудования без заключения новых договоров.
  • Акционерный (групповой) лизинг - сдача в аренду крупных объектов (вышки, суда, самолёты). В таких сделках владельцем техники выступает несколько предприятий.
  • Контрактным наёмом называют особую форму лизинга, при которой арендатору предоставляются комплектные парки машин, тракторов, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники.
  • Когда лизингодатель у одного или нескольких кредиторов получает долговременный заём на сумму до 80 % сдаваемых в аренду активов, возникает лизинг с привлечением средств. Здесь кредиторами выступают крупные инвестиционные и коммерческие банки, владеющие внушительными ресурсами, привлечёнными на длительный срок. Лизинговые сделки финансируются банками с помощью заёма или приобретения обязательств.

Это лишь наиболее популярные формы лизинговых контрактов. На практике возможно сочетание разных форм соглашений, что увеличивает их количество.

Коммерческие самолёты

И всё-таки для чего необходим авиализинг? Его используют из-за высокой стоимости авиалайнеров. К примеру, Boeing 737 Next Generation в 2008 году стоил около 58,5-69,5 млн долларов. Его используют компании Ryanair и Southwest Airlines. Вообще, мало авиапредприятий могут позволить себе оплачивать свой воздушный парк наличными, так как имеют низкую прибыль.

Коммерческие стальные птицы покупаются авиакомпаниями с помощью более сложных приёмов финансирования и аренды (путём привлечения заёмного капитала и получения займов). Наиболее популярными схемами ассигнования коммерческих самолётов являются финансовый и операционный лизинг, заём под обеспечение. Пример договора «мокрого» лизинга можно получить у любой соответствующей фирмы. Существуют и иные варианты оплаты самолётов:

  • кредит банка или финансовая аренда;
  • реальные средства;
  • операторный лизинг и продажа или финансовая аренда;
  • поддержка производителя;
  • налоговый лизинг;
  • EETCs (трастовый сертификат на оборудование).

Эти схемы в первую очередь касаются налогового и бухгалтерского учёта. В них включены проценты, амортизация налоговых вычетов и эксплуатационные расходы, которые могут сократить налоговые обязательства для финансиста, оператора и арендодателя.

Приватные авиалайнеры

Лизинг на приобретение частного самолёта идентичен автокредиту или ипотеке. Базовая сделка для корпоративного или небольшого личного самолёта может производиться таким образом:

  • заёмщик предоставляет базовые данные об ожидаемом воздушном судне и о себе кредитору;
  • кредитор выясняет цену самолёта;
  • заимодавец разыскивает имущество по регистрационному номеру борта, чтобы найти проблемы в праве собственности;
  • кредитор готовит материалы для сделки: договор обеспечения, от третьего лица (если заёмщик оказался менее кредитоспособным).

При заключении такой сделки оформляются кредитные документы, передается право собственности и денежные средства.

Рост цен на авиационное топливо вынуждает авиакомпании все более активно обновлять парк самолетов. Соответственно, меняется ситуация и на рынке лизинга воздушных судов — лизинговым компаниям нужно быть готовыми к переменам и развивать более гибкие схемы, такие как операционный и возвратный лизинг.


На мировом рынке гражданских самолетов происходят стремительные — по меркам этого рынка — изменения, которые радикальным образом затрагивают и тесно связанный с ним рынок лизинга воздушных судов (ВС). По прогнозам, к 2022 году будет списано почти две трети эксплуатируемого сейчас парка самолетов. При этом средний рост парка составит около 4% в год, то есть за девять лет будет поставлено в общей сложности около 17 тыс. самолетов с газотурбинными двигателями. Причины столь значительных изменений связаны и с меняющейся экономикой авиакомпаний, и прежде всего с резким ростом стоимости авиационного топлива. За 2011-2012 годы авиакеросин подорожал примерно на 38%. Это заставляет авиаперевозчиков отказываться от морально — но не физически — устаревших самолетов с высоким расходом топлива и заказывать новые, высокоэффективные машины. В результате средний возраст мирового парка самолетов снижается, сейчас он составляет 11,9 года, тогда как три года назад — 12,2 года.

У российских авиакомпаний идет вторая волна обновления парка. Первое массовое обновление произошло пять-шесть лет назад, когда советские самолеты классического поколения были заменены на западную технику. Сейчас, как и во всем мире, идет постепенное обновление флота на современные самолеты с более высокой топливной эффективностью.

Поскольку авиакомпаниям требуется высокая гибкость в управлении своим парком самолетов, все более важным становится применение различных форм лизинга, особенно операционного (в России он официально называется арендой), и различных модифицированных схем.

По состоянию на конец 2012 года 54% парка пассажирских ВС (485 машин) использовалось российскими авиакомпаниями по договорам лизинга или аренды. Действующий парк 40 российских авиакомпаний, которые выполняют примерно 99,8% всех авиаперевозок в России, составляет 848 самолетов, из них в собственности авиаперевозчиков находится 363 самолета, в лизинге — 457 самолетов, в аренде — 28. У пятерки крупнейших перевозчиков расклад следующий. "Аэрофлот" — 34 самолета в собственности и 86 в лизинге, "Трансаэро" — 9 в собственности и 82 в лизинге, "ЮТэйр" — 85 в собственности, 21 в лизинге, 7 в аренде, S7 Airlines — 38 самолетов в лизинге, "Уральские авиалинии" — 24 самолета в лизинге.

Можно сказать, что в целом в России состоялось формирование рынка операционного лизинга. Конечно, в этом формировании приняли участие не только авиакомпании, но и зарубежные лизингодатели, в меньшей степени — российские лизинговые компании. Почти 30 иностранных лизинговых компаний обеспечили российским авиаперевозчикам 329 самолетов. В число крупнейших игроков на нашем рынке входят ILFC — 77 самолетов в лизинге, еще 4 заказано, GECAS — 75 самолетов в лизинге, Cramington Aviation Ltd — 22 самолета, AerCap — 20 самолетов, BBAM LLC — 20 самолетов, BOC Aviation — 14 самолетов.

Портфель шести крупнейших российских лизинговых компаний составляют 131 переданный в лизинг и 313 заказанных самолетов, более подробно структура портфеля представлена в таблице (отметим, что ситуация на рынке меняется и некоторые цифры могли измениться, но общую структуру эта таблица отражает).

Отметим ряд особенностей российского сегмента авиационного лизинга. Прежде всего, большинство компаний, которые участвуют в этом бизнесе в России,— универсальные: они работают не только с авиационной, но и с другой техникой. За исключением "Авиакапитал-Сервиса" и "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК), остальные лизингодатели занимаются в том числе лизингом железнодорожной, автомобильной техники и т. д., а вместе с этим самолетами.

Банкам этот рынок становится все более и более интересен, в первую очередь государственным банкам, поскольку у них есть доступ к дешевым деньгам, к тому же у них больше возможностей достучаться до международных институтов. Эта перспектива будет сохраняться до определенного периода, однако до сих пор банковским лизинговым структурам практически не приходилось сталкиваться с процедурами возврата воздушного судна и его вторичного размещения на рынке (ремаркетинг), а это сложнейшие процессы, требующие высокой технической квалификации и знания рынка, в противном случае самолет как актив может резко обесцениться и принести большие убытки.

В основном крупнейшие банковские лизинговые компании — "ВЭБ-лизинг", "ВТБ Лизинг" и "Сбербанк Лизинг" профинансировали текущую потребность рынка. Когда авиакомпании по тем или иным причинам не могли получить технику в операционный лизинг, что наиболее выгодно, они шли в российские банки за финансированием по приобретению, и такие сделки были структурированы в основном через финансовый лизинг. Поэтому портфель банковских лизинговых структур на 80-90% состоит из техники зарубежного производства, приобретенной на вторичном рынке, в том числе примерно половина машин — большие широкофюзеляжные самолеты Boeing 777, 747 и 767.

В активах компании ИФК подавляющее большинство техники составляют российские самолеты, из машин нового поколения в портфеле заказов Ан-148, Ан-158 и МС-21, кроме того, компания ведет переговоры с "Гражданскими самолетами Сухого" относительно конфигурации самолетов Sukhoi Superjet 100, получение которых предварительно планируется на 2015 год. Чтобы сбалансировать свой портфель, ИФК подписала контракт на самолеты Bombardier CSeries, размещение которых предполагается на зарубежном рынке.

Компания "Авиакапитал-Сервис" — дочерняя структура "Ростеха", ее портфель заказов поделен поровну между российскими самолетами МС-21 и Boeing 737NG.

Лизинг авиационной техники — это финансовая услуга для авиакомпаний, поэтому лизингодатели должны умело и оперативно подстраиваться под их запросы. Ситуация вдобавок осложняется тем, что в силу ряда причин нормативного характера развитие в России операционного лизинга сталкивается со сложностями. В частности, в законе "О лизинге" понятие операционного лизинга (аренды) вообще не предусмотрено.

Тем не менее рынок развивается, при этом применяются новые схемы. Например, компания ИФК, будучи одной из наиболее подготовленной к переменам на рынке с точки зрения своей финансовой и технической экспертизы, в контракте с авиакомпанией "Ангара" взяла на себя риски по сохранению остаточной стоимости самолетов в 10-12-летней перспективе — фактически получился операционный лизинг, юридически упакованный в финансовый. То есть сделка структурирована так, что на протяжении периода контракта авиаперевозчик платит по ставкам операционного лизинга, почти не оплачивая основную стоимость самолета, выплата которой отнесена на конец контракта; в этот момент контракт может быть продлен либо самолет будет продан по своей остаточной стоимости (за рубежом подобные схемы называются баллонными, поскольку выплата остаточной стоимости, отнесенная на конец контракта, позволяет снизить лизинговую ставку и, как воздушный шар, вытягивает реализацию сделки).

"ВЭБ-лизинг" и "Сбербанк Лизинг" также подошли к первым контрактам по операционному лизингу с самолетами SSJ 100 для "ЮТэйр" и Boeing 737NG для "Трансаэро" соответственно. Новым словом на российском рынке авиационного лизинга стало развитие так называемого возвратного лизинга (по-английски — sale-leaseback; SLB). При сделке SLB авиакомпания, владеющая самолетом или только заказавшая его, продает этот самолет лизинговой компании, после чего получает его обратно в лизинг. Сделки SLB по своей сути очень близки к операционному лизингу, поскольку авиакомпания точно так же не получает самолет в свою собственность, что обеспечивает ей гибкость в маневрировании парком ВС, и к тому же увеличивает свой оборотный капитал, получив средства от продажи самолета лизингодателю. Это новый продукт для России, но сделки SLB уже есть у "Аэрофлота" и "Трансаэро".

Сделки SLB обычно заключаются на 10-12 лет, это несколько больше, чем при простом операционном лизинге, но при этом они обходятся дешевле для авиакомпании, чем финансовый лизинг. Относительной мерой стоимости лизинга служит так называемый лизинговый фактор (lease factor) — величина месячной лизинговой ставки, выраженная в процентах от цены самолета. При финансовом лизинге характерная величина лизингового фактора в настоящее время составляет 1,1-1,2, при операционном авиакомпания в зависимости от своей финансовой состоятельности может добиться 0,8 и даже 0,78. При сделках SLB характерный лизинговый фактор составляет 0,8-0,93, это ближе к операционному лизингу. Можно ожидать, что лизинговые сделки по новым гибким схемам будут получать все большее распространение.

Алексей Синицкий, главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение"


Позиционирование российских лизинговых компаний на рынке авиатехники

Компания Тип ВС В лизинге Заказано Итого
"Авиакапитал-Сервис" Boeing 737NG 50 50
МС-21 50 50
Итого 100 100
ГТЛК L-410 3 3
Cessna Grand Caravan 3 17 20
Итого 6 17 23
"Ильюшин Финанс Ко." Ан-158 20 20
Bombardier CSeries 300 32 32
МС-21 50 50
Ту-204 16 16
Ту-214 3 3
Ил-96-400Т 3 1 4
Ан-148 9 25 34
Ан-124 3 3
Итого 34 128 162
"Сбербанк-Лизинг" Boeing 747 4 4
Boeing 737CL 6 6
Boeing 737NG 12 12
Ан-148 2 8 10
Ан-140 1 1
Итого 13 20 32
"ВЭБ-Лизинг" Boeing 747 7 7
Boeing 777 9 9
Boeing 767 4 4
Boeing 737NG 1 1
Boeing 737CL 8 8
Airbus A380 4 4
Airbus A321 3 3
Sukhoi Superjet 100 10 44 54
Итого 42 48 90
"ВТБ-Лизинг" Boeing 747 6 6
Boeing 767 2 2
Boeing 777 3 3
Airbus A319 9 9
Boeing 737CL 11 11
Boeing 737NG 1 1
Bombardier CRJ 200 3 3
Ту-204 1 1
Итого 36 36
Общий итог 131 313 444

В последние годы получила широкое распространение такая форма предоставления внешнеэкономических услуг, как аренда (лизинг) самолетов. Эта форма деятельности подразумевает как получение самолетов в аренду, так и сдачу их в аренду. Фирма (компания), сдающая в аренду - арендодатель, одновременно может являться и получателем аренды - арендатором. В широком смысле под арендой понимается соглашение о найме определенно­го имущества. При этом арендодатель остается собственником имущества. Арендатор получает право использовать имущество в течение определенного периода с выплатой арендной платы.

В качестве арендатора чаще всего выступают авиакомпании, не имеющие в достаточном количестве собственного самолетного парка. Авиакомпании, имеющие избыточные провозные емкости, сдают самолеты в аренду другим авиакомпаниям. Однако имеются компании, специализирующиеся только на аренде самолетов (ли­зинговые компании).

Лизинговые соглашения позволяют авиакомпаниям эксплуати­ровать воздушные суда без выплаты авансов и без серьезных ка­питальных расходов на приобретение этих ВС. При этом арендодателям гарантируется безопасность владения авиатехни­кой и значительная прибыль на основе комбинаций налоговых льгот, получения процентов по капиталовложениям и в результате возможного фактического повышения остаточной стоимости авиа­техники по истечении срока аренды,

В то же время лизинг имеет свои недостатки, например огра­ниченную принадлежность воздушных судов конкретным авиа­компаниям, рост финансовых расходов и, соответственно, эксплуатационных расходов (в зависимости от конкретных усло­вий лизинга).

Существуют различные типы лизинговых соглашений, однако по сути они являются производными от двух основных типов: фи­нансовой аренды (или аренды капиталов) и эксплуатационной аренды.

Финансовая аренда. В рамках финансовой аренды, которая обычно составляет 10-20 лет, авиатехника поступает в полное ведение авиакомпании-арендатора с выплатой стоимости оборудо­вания согласованными долями в течение всего срока аренды. После окончания срока аренды и полной выплаты арендной платы авиатехника может перейти в собственность арендатора с выпла­той остаточной стоимости или без таковой (в зависимости от ус­ловий аренды). В рамках финансовой аренды прибыль и риски, связанные с владением и эксплуатацией, передаются арендатору. Обязательства по финансовой аренде включаются в качестве дол­госрочной задолженности в балансовые счета перевозчика. В то же время финансовая аренда дает возможность арендодателям рассчитывать риски на основе остаточной стоимости, а не на осно­ве кредитоспособности авиакомпании. В связи с этим финансовые формы аренды широко используются на ряде рынков, особенно в США, где налоговые преимущества позволяют осуществлять фи­нансирование с использованием таких источников, как банки, страховые и лизинговые компании. Разновидностью финансового лизинга или капитальной аренды является так называемая «взвешенная аренда» («ливериджлиз»), при которой в сделке участвуют три стороны: арендодатель, арендатор и кредитор. При этом долгосрочное финансирование осуществляется кредиторами. В результате сделке по «взвешенной аренде» самолетов авиакомпания фактически приобретает самолеты в рассрочку с выплатой стоимости в течение всей аренды. Вначале авиакомпания выплачивает в 10-20% стоимости авиатехники, а остальные 80-90% в рассрочку равными долями до конца срока аренды. При этом, если в указанную сделку вовлечена лизинговая компания, она принимает на себя обязанность арендатора/субподрядчика. Кредитор в этом случае получает устойчивый процент на заемный капитал. Основной выгодой авиакомпании-арендатора является то, что она выплачивает только чистую арендную плату за использование авиатехники. Трансграничная аренда при этом дает значительные преимущества в налоговых льготах, так как на арендатора при этом распространяется отечественное налоговое законодательство,

В качестве примера финансового лизинга по «взвешенной аренде» можно привести аренду авиакомпанией «Аэрофлот - российские авиалинии» пяти аэробусов А-310 производства запад­но-европейского консорциума «Эрбас-Индастри» с участием бан­ковской корпорации «Креди Лионнэ», со сроком аренды 10 лет, после чего указанные самолеты переходят в собственность авиа­компании.

Однако следует отметить, что финансовые формы аренды в по­следнее время сталкиваются все с большими и большими трудно­стями, связанными с ужесточением финансовой политики во всей мире и новым налоговым законодательством во многих странах, являющихся заимодавцами, например в Японии, США и Западной Европе.

Эксплуатационная аренда. В рамках эксплуатационной арен­ды арендатор просто пользуется арендуемой им собственностью (обычно в течение относительно короткого периода времени, не превышающего семи лет). Трансграничная аренда (за границей) помимо расширения возможностей финансирования воздушных судов обеспечивает значительные налоговые льготы. Если финан­совая аренда включается в качестве долгосрочной задолженности в балансовые счета авиакомпании, то эксплуатационная аренда не включается в эти счета, что является важным для авиакомпании, имеющей достаточный уровень задолженности.

Эксплуатационные формы аренды являются привлекательными для перевозчиков не только с точки зрения балансовых счетов, но и в связи с высокой степенью гибкости, которую они обеспечивают в отношении планирования парка воздушных судов. Значительному росту их использования за последние 10 лет способствовало появление специализированных лизинговых ком­паний, самыми крупными из которых являются «Ансетт Уорлдйд Авиэйшн Сервисиз» (Австралия), «ГАТХ-Креди Лионнэ» Франция), «Гиннес Пит Авиэйшн» (Ирландия), «Интернэшнл Лизайнэнс Корпорэйшн» (США).

Помимо названных профессиональных лизинговых компаний в России также была создана акционерная лизинговая авиакомпания АЛАК». В сферу ее деятельности помимо сдачи в аренду воз­душных судов отечественным и иностранным юридическим или физическим лицам входили также экспорт и импорт на основе лизинга воздушных судов, передаваемых в ведение «АЛАК», а также предоставление авиационных и сопутствующих им услуг пасса­жирам и клиентуре на внутреннем и внешнем рынках.

Лизинговые компании, специализирующиеся на эксплуатаци­онной аренде, играют важную роль в отрасли воздушного транс­порта, являясь посредниками между авиакомпаниями-арендаторами, финансовыми учреждениями, изготовителями самолетов, а также другими авиакомпаниями, имеющими избыточ­ный самолетный парк и сдающими его в свою очередь в аренду лизинговым компаниям.

Компании, специализирующиеся на эксплуатационной аренде, предоставляют широкий круг услуг, включая обслуживание и ре­монт самолетов, маркетинг, консультации по финансовым вопро­сам и т.д. Они могут получать и предоставлять выгодные условия финансирования для приобретения авиатехники на основе своих собственных активов, а также выгодные цены на воздушные суда в результате их оптовой закупки у производителей, а также хорошей организации сбыта и повторного сбыта.

В последние годы лизинговые компании, специализирующиеся на эксплуатационной аренде, предлагают и новые виды услуг, та­кие как доступ к портфелю заказов изготовителей и графику их поставок, резервируя полностью мощности изготовителей. В на­стоящее время заказы лизинговых компаний составляют около 20% общего объема выпуска новых воздушных судов и ожидается, что в течение ближайшего десятилетия эта доля значительно увеличится.

а также использования самолета только для целей перевозки пас­сажиров, грузов и почты в соответствии с правилами ИАТА.

В статье 8 определяются условия технического обслужива­ния, ремонта, инспектирования и поддержания летной годности самолета.

В статье 9 определяется риск потери или повреждения само­летов либо двигателей.

В статье 10 определяются условия страхования от ущерба или повреждения, пределы возмещения ущерба, а также условия осво­бождения от ответственности.

В статье 11 определяются последствия невыполнения обяза­тельств каждой из сторон соглашения, условия предъявления пре­тензий и исков.

В статье 12 определяются условия субаренды и передачи прав по соглашению третьим лицам.

В статье 13 определяются условия юрисдикции, а также в су­дах какой страны будут рассматриваться возможные споры по ус­ловиям соглашения.

В статье 14 оговариваются условия возврата арендуемого имущества после окончания срока аренды.

В приложениях к соглашению определяются конкретные рек­визиты сдаваемого в аренду самолета, его серийный номер, сроки летной годности, сроки и условия инспектирования.

Краткосрочная аренда (фрахтование) самолетов. Кратко­срочная аренда (фрахтование) самолетов осуществляется по дого­ворам, заключаемым на определенный период: год, квартал, месяц, сезон. В международной практике краткосрочная аренда подпадает под определение «тайм-чартера» и осуществляется на основе договора чартера. Договор чартера между российскими авиапредприятиями и иностранными фрахтователями или фрах­товщиками является внешнеэкономической сделкой, и к нему применяется законодательство о внешней торговле и о других ви­дах внешнеэкономической деятельности.

Цена фрахта определяется, как правило, на основе стоимости летного часа для каждого типа самолета, умноженной на мини­мальный согласованный налет часов в месяц или в целом за пери­од фрахта.

Основной обязанностью фрахтовщика является предоставле­ние вместимости воздушного судна и содержания его в течение всего срока действия договора в состоянии, годном к использованию для целей, предусмотренных договором. Существенным элементом договора является определение типа предоставляемой воздушного судна, максимального количества предлагаемых кресел для перевозки пассажиров, емкостей для перевозки багажа, грузов и почты. Таким образом, по договору чартера фрахтовщик обязуется предоставить вместимость воздушного судна конкретного типа.

Воздушное судно должно быть исправным, заправлено необходимым количеством топлива, оснащено радиосигнальным оборудованием, отвечать нормам летной годности и другим техническим требованиям для данного типа воздушных судов, Воздушное судно должно быть обеспечено летно-техническим персоналом, подготовленным для полетов, эксплуатации и обслу­живания воздушных судов соответствующего типа. При перевози пассажиров в состав летно-технического персонала включаются и бортпроводники. Фрахтовщик обязан предоставить фрахтуемое воздушное судно в сроки, указанные в договоре. В интересах безопасности полета фрахтовщик имеет право переносить или от­менять вылет, совершать в течение полета посадки, делать оста­новки, необходимый ремонт, изменять маршрут или количество! загрузки, принимаемой на борт в соответствии с условиями дого­вора. Этими правами фрахтовщик может пользоваться без какой-либо компенсации, в том числе без возмещения убытков фрахто­вателю при наличии обстоятельств непреодолимой силы (метео­рологические условия, не позволяющие воздушному судну выполнять полет или вынуждающие его следовать на запасной аэродром, не предусмотренный графиком полета; действия или распоряжения властей; военные действия; другие обстоятельства, вызывающие приостановление либо ограничение полетов полно­стью или частично, как например забастовки; случаи механиче­ской поломки, аварии воздушного судна, происшедшие не по вине фрахтовщика).

Фрахтователь при заключении договора чартера указывает страну или регион, а также пункты перевозки и принимает обяза­тельства выполнять установленные правила, порядок и гарантию оплаты.

Фрахтователь обязан обеспечить установленный минимум на­лета часов на период фрахтования воздушного судна. Фрахтова­тель может предоставить вместимость зафрахтованного им воздушного судна другим лицам (в субаренду) только с согласия

фрахтовщика. Стороны договора фрахтования несут ответствен­ность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, происшедшее по их вине. Бремя доказывания отсутствия вины ле­жит на стороне, нарушившей обязательства.

Нередко при фрахтовании или аренде воздушных судов возни­кает ситуация, когда договор воздушной перевозки заключает од­но предприятие (авиакомпания), а фактически перевозит другая. Например, одна авиакомпания, заключив договор на перевозку, фрахтует у другого авиапредприятия самолет. Первая в этом слу­чае является фрахтователем, а вторая - фрахтовщиком, у которо­го нет договора с клиентом, но которая фактически осуществляет перевозку. Чтобы избежать положения, когда ответственность та­кого фактического перевозчика не ограничивалась положениями Варшавской конвенции, дополнительно к ней в 1961 году принята Гвадалахарская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляе­мых лицом, не являющимся перевозчиком по договору. Гвадала­харская конвенция распространяет на фактического перевозчика действие Варшавской конвенции 1929 года и Гаагского протокола 1955 года.

Оценка эффективности лизинга с учетом состояния финансового рынка

С результатами годового показателя ROI 12-15%, при эксплуатации воздушных судов, лизинг, как средство вложения денежных средств, является одним из наиболее прибыльных сегментов. Аренда коммерческих пассажирских самолетов с учетом применения первого и второго циклов, наиболее подходит инвесторам и кредиторам из-за более стабильных условий, минимального риска и получения постоянной прибыли.
Тем временем, операции с грузовыми самолетами обычно осуществляются по второму варианту, с показателем ROI около 12%. Поэтому оценка эффективности эксплуатации воздушных судов должна, проводится с учетом понимания тенденций развития авиационной индустрии.

Лизинг - вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами.

Финансовый анализ

Точный расчет возврата вложенных денежных средств (ROI) должен опираться на индивидуальные показатели эффективности эксплуатации воздушного судна, его размеры и тип. А стоимость некоторых моделей самолетов колеблется от 48 млн. долларов (Boeing 737-800) до 210 млн. долларов (Airbus A380), а также годового показателя ROI, который находится в пределах от 3% до 15% соответственно.

Средний показатель долговой нагрузки находится в промежутке от 70% до 85%, что обуславливает денежные затраты инвестора в размере до 40 млн. долларов на Boeing 737-800, в то время как оставшаяся часть средств, должна быть погашена в зависимости от договоренности между сторонами. В некоторых случаях уровень обеспеченности сделок падает до 50-65%, так как инвесторы стремятся снизить риски вложения средств, за счет покупки воздушного судна ранее находившегося в эксплуатации или покупателей имеющих определенные финансовые затруднения.

Важную роль в определении цены сделки играет остаточная стоимость самолета. С учетом данных специализированных компаний, базовая стоимость авиалайнера снижается приблизительно на 4-9% в год. Кроме того следует учитывать амортизационные расходы. Следовательно, после 5 лет эксплуатации, самолет будет стоить около 70%, через 10 лет – 50%, 15 лет – 35%, в конечном итоге через 25 лет остаточная стоимость будет равна 10%. Произойдет списание остаточной стоимости полностью с возможностью выручить денежные средства при продаже запасных частей при разборке самолета.
При участии в лизинговых операциях необходимо постоянно отслеживать состояние воздушных судов их техническое состояние и остаточную стоимость. При достижении порога экономической эффективности принимать срочное решение о дальней шей эксплуатации самолетов.

Изменение законодательства

В то время как ООН, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) поддерживают и способствуют развитию современных стандартов регулирования эксплуатации воздушного флота. Национальные и региональные организации продолжают играть важную роль в создании условий эксплуатации воздушных судов. Это касается, прежде всего, коммерческих воздушных судов, их эксплуатации с учетом различных законодательных актов регламентирующих возможность осуществления полетов в зависимости от срока использования самолетов. Например, в Китае, Индии, Индонезии и Турции введены ограничения на импорт коммерческих пассажирских и грузовых воздушных судов со сроком эксплуатации свыше 10 и 15 лет, в то время как в других развивающихся странах к эксплуатации допускаются самолеты со сроком свыше 15-20 лет.

Другой важный фактор, который необходимо учитывать – это разнообразная поддержка, предоставляемая предприятиями местной авиационной промышленности и органами государственной власти. Характерным примером, может служить решение правительства России в марте 2014 года, отменить налог на импорт некоторых моделей самолетов (Boeing 737, Airbus 320) для местных перевозчиков, что позволило им сократить затраты на 40% (около 1 млрд. долларов). При проведении регулирования, следует учитывать не только действующее законодательство, но и геополитическую ситуацию в различных странах мира. Существует множество факторов влияющих на развитие авиационной промышленности. Целесообразное проведение регулирующих мер в сочетании с национальными и региональными правилами, а также тесное сотрудничество с местными органами власти и управления авиацией, позволяет свести к минимуму влияние рисков и обеспечить максимальную эффективность работы.

Выбор оператора

Поскольку оператор является главной составной частью в процессе эксплуатации и обслуживании воздушного судна, инвестор должен тщательно подходить к выбору оператора, от работы которого зависит эффективность эксплуатации воздушных судов, их сервисного обслуживания и ремонта. Поскоку правильная эксплуатация воздушного судна, позволит экономить на внеплановых капитальных ремонтах. Самолеты при правильном использовании и обслуживании после окончания срока аренды, должны иметь максимально возможную остаточную стоимость, позволяющую заключить новый договор аренды на выгодных условиях. Поэтому перед подписанием договора аренды, инвестор должен тщательно оценить потенциал оператора, его финансовые и оперативные возможности.

Современные самолеты и вертолеты имеют высокую стоимость. Например, каталожная цена нового, современного Boeing 737 MAX доходит до 129,9 миллионов долларов. При желании организовать небольшую авиакомпанию, имеющую в штате хотя бы 5 подобных воздушных судов, владельцу бизнеса придется выложить почти 650 миллионов долларов. Поэтому, многие мировые авиаперевозчики используют лизинг самолетов.

Что такое лизинг в авиации

Авиационный лизинг как финансовую услугу, можно сравнить с арендой, либо с кредитованием, направленных на покупку самолетов, которые являются основным средством оказания услуги. Всё зависит от условий заключенного договора, который может подразумевать как аренду воздушного судна с последующим выкупом, так и без него.

Отличительными особенностями договоров лизинга в авиации является возможность получить вместе с самолетом всю необходимую инфраструктуру, оборудование и даже пилотов. Договора заключаются как на совершенно новые воздушные суда, так и на бывшие в эксплуатации у других авиаперевозчиков.

Операционный лизинг и его виды

Два основных вида: операционный и финансовый лизинг. Договора операционного лизинга заключаются на срок до 10 лет и оптимальны при запуске новой авиакомпании или расширении маршрутной сети авиаперевозчика на новые направления, по которым еще нет бизнес-данных. Еще одно из удобств подобных договоров: авиакомпании могут оперативно расширять и уменьшать свой флот, исходя из спроса и заполняемости рейсов.

Важным аспектом таких договоров является неполная амортизация техники и после окончания срока аренды самолёт может быть возвращен лизингодателю. Либо же срок аренды может быть продлён. Для России характерны договора сроком до 7-10 лет.

Мокрый лизинг

Мокрый лизинг — вид договора, при котором в аренду сдается сам самолет, полный экипаж, техническое обслуживание и страхование. В этом случае, конечный пользователь самолёта, как правило, оплачивает данную услугу с использованием почасовой ставки. Подобные договора заключаются на срок от 1 до 24 месяцев. Как правило, мокрый лизинг используется во время пиковой загрузки, открытии новых маршрутов, либо когда основные самолёты арендодатора проходят крупные проверки технического состояния и ремонт.

Разновидность, называемая влажным или сырым лизингом, отличается тем, что лизингополучатель сам обеспечивает салон воздушного суда бортпроводниками. Используется, в основном, в Великобритании.

Сухой лизинг

Грубо говоря, лизингодатель предоставляет голый самолёт без регистрации, страховки, технического обслуживания, экипажа и других необходимых для эксплуатации вещей. Такие договора обычно заключаются на срок от 2 лет и включают в себе определенные обязательства по техническому обслуживанию.

Финансовый лизинг

Финансовый лизинг (он же капитальный) — происходит по схеме, когда лизингодатель приобретает воздушное судно через сочетание залога и финансирования путём выпуска новых акций, а затем сдаёт его в аренду компании-эксплуататору. Компания-эксплуататор может получить самолёт после окончания действия договора автоматически, либо выкупить его по остаточной стоимости. В России срок подобных договоров, в среднем, составляет 15 лет, а авансовый платеж — до 10%.

Альтернативы: другие способы приобретения воздушных судов

Кроме распространенных классических схем операционного и финансового лизинга, существуют альтернативные способы приобретения воздушного парка:

  1. Операционный лизинг + продажа или обратная аренда.
  2. Банковский кредит, либо финансовая аренда.
  3. Наличные (собственные средства покупателя).
  4. Кредит по экспорту гарантированной ссуды.
  5. Налоговый лизинг.
  6. Программы поддержки производителей (обычно национальные).
  7. Доверительный (трастовый) сертификат на оборудование.

Лизинговые компании: кто предоставляет услугу?

На мировом рынке существует большое количество лизинговых компаний, как российских, так и иностранных. Как правило, все они связаны с крупными финансовыми группами и банками. Около 45% воздушного парка в мире берется в лизинг. Приведём в таблице некоторые из них.

Лизинговая компания Самолёты Клиенты
Сбербанк Лизинг Airbus 321-200, Boeing 737 Classic, Boeing 737-NG, Boeing 747-400, Boeing 747-8F, SuperJet 100, Ан-124 Руслан, Ан-148, Ми-8. Аэрофлот, Россия, Победа, Уральские Авиалинии, Волга-Днепр, AirBridgeCargo, ЮТэйр, Иркут, Ангара.
ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) 44 самолета SSJ100, 32 самолета L-410, 81 вертолетов Ми-8 и 29 вертолетов «Ансат». Российские авиаперевозчики.
GTLK Asia (100% дочерняя компания российской государственной ГТЛК) 55 самолетов Airbus и Boeing Авиакомпании Юго-Восточной Азии
Air Lease Corporation 271 самолёта Airbus, Boeing, Embraer и ATR. Из них 38.9% — Boeing 737-800s. 91 авиакомпаний
Ильюшин Финанс Ко. Ту-214, Ту-204, Ил-96-300, Ан-158 Признана банкротом в 2012 году.

Видео интервью

Андрей Липовецкий, Ильюшин Финанс Ко. Короткое интервью 2018 года.

Финансовые условия

Мы привели финансовые условия от трех крупных российских компаний, чтобы вы могли оценить финансовую составляющую сделок.

Система Лизинг 24 (группа ВТБ) заключает договора на условиях, представленных в таблице.

Альфа-Лизинг (Альфа-Групп) предлагает условия, указанные ниже в таблице.

Типовые условия МКБ-лизинг:

Аванс: от 10%
Удорожание в год от 5,44%
Срок: до 120 месяцев
Понравилось? Лайкни нас на Facebook