Российско китайский широкофюзеляжный самолет. Российско-китайский самолет угрожает нацбезопасности россии. Все идет по графику

КУНЬМИН (Китай), 21 сентября. /ТАСС/. Шесть компаний, включая General Electric и Rolls Royce, направили предложения по разработке силовой установки для российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

"CRAIC (совместное предприятие - оператор проекта) были получены ответы на RFP (запрос предложения - прим. ТАСС) по силовой установке от шести компаний, в настоящее время проводится их анализ", - сказал он в пятницу в китайском городе Куньмин (административный центр провинции Юньнань, Юго-Западный Китай).

"Также в числе прочих поступило совместное предложение российской компании АО ОДК ("Объединенной двигателестроительной корпорации) и китайской AECC CAE (Aero Engine Corporation of China Commercial Aircraft Engine Co - прим. ТАСС)", - добавил Мантуров.

Западные компании готовы участвовать в проекте, несмотря на действующие в отношении РФ санкции. "Как ни странно, компании с удовольствием поставляют свою продукцию и при этом не имеют никаких ограничений. Надеюсь, что это сохранится и в будущем", - сказал глава Минпромторга РФ.

Российско-китайский двигатель

"Мы должны стремиться, чтобы на нашем самолете стоял российско-китайский двигатель. Это важно и с точки зрения развития компетенций, и финансирования наших национальных экономик и технологической независимости от наших западных партнеров", - считает Мантуров.

Оператором проекта CR929 выступает "Китайско-российская международная коммерческая авиастроительная компания с ограниченной ответственностью" (China-Russia Commercial Aircraft International Corporation, CRAIC). В 2018 году программа CR929 перейдет к этапу эскизного проектирования. Начнется также отбор поставщиков авиационных систем и оборудования, который продлится около 1,5 лет.

В базовой комплектации авиалайнер будет рассчитан на 280 мест с дальностью полета 12 тыс. километров. Собирать самолет будут в Шанхае, а проектировать - в России. Общий бюджет программы оценивается в $13 млрд.

Создание широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 - самый амбициозный и самый технологичный совместный проект России и Китая. Его стоимость может составить несколько десятков миллиардов долларов, но эти немалые инвестиции должны в 2020 году вывести совместное предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC) на огромный рынок, оцениваемый в ближайшие 20 лет в $2,3 трлн. Сейчас на рынке дальнемагистральных самолетов присутствуют только Boeing и Airbus. CR929, рассчитанный на перевозку 250-300 пассажиров, планируется как более эффективный, экономичный и комфортный, чем самолеты конкурентов - Boeing 787 и Airbus А350. На каком этапе сейчас проект, почему российским авиастроителям для создания аэробуса потребовалась кооперация с Китаем и как российский авиапром сможет сохранить свои секреты и технологии от копирования, в интервью Forbes рассказал главный конструктор CR929 с российской стороны Максим Литвинов.

Отечественные авиастроители имеют опыт создания собственных аэробусов, на одном из них, Ил-96-300, до сих пор летает российский президент. Зачем при создании нового широкофюзеляжного самолета понадобилось создавать СП с Китаем? Технологии и навыки у нас есть. Денег не хватало?

Нам нерационально этим заниматься самостоятельно. Когда руководство страны поставило задачу по созданию такого самолета, Объединенная авиастроительная корпорация провела анализ рынка и пришла к заключению, что в период с 2023 по 2045 год авиаперевозчикам понадобится 7200 таких бортов, из них 15% - Китаю, 28% - другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Российский спрос при этом не превысит 5%. Китай - это самый большой рынок сбыта для аэробусов, технически и экономически бурно развивающаяся страна, а у нас высокие компетенции, но маленький рынок. Так что совместная работа по этому проекту оказалась выгодной обеим сторонам.

В совместном предприятии Россия и Китай имеют равные доли, инвестиции тоже будут равными? И верна цифра в $20 млрд, которая ранее озвучивалась как стоимость всего проекта?

Пока все свои работы партнеры финансируют самостоятельно. По инвестициям еще ведутся переговоры, окончательная сумма еще не определена. Мы называем $16 млрд, китайская сторона - $20 млрд.

На каком этапе сейчас находятся работы? Как они распределены?

Мы прошли второй контрольный рубеж - GATE 2: определены предварительные характеристики воздушного судна, геометрические характеристики, варианты принципиальных схем функциональных систем, состав оборудования. Сейчас программа находится на этапе эскизного проектирования, по его завершению будет сформирован облик самолета. В 2018 году будут разработаны требования к основным системам самолета, с декабря 2017 года началась процедура работы с потенциальными поставщиками оборудования и систем. Процедуру отбора поставщиков мы должны завершить в 2019 году. Другие задачи GATE 3 - проведение экспериментально-исследовательских работ в области аэродинамики, прочности и в выборе конструкционных материалов.

Работы между партнерами пока разделены в части планера, да и то предварительно. За российской стороной закреплено проектирование и разработка консолей крыла, центроплана, механизации крыла, пилонов, навески двигателя - это одна из самых высокотехнологичных частей программы. Китайские партнеры создают фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперение, обтекатель.

Самолеты будут производиться в Китае. Не получится так, что если вдруг отношения между странами ухудшатся, то китайские партнеры откажутся от российских разработок, скопируют части, которые делает для самолета Россия, и начнут выпускать самолет полностью самостоятельно?

Снять параметры, физико-механические свойства с такого сложного агрегата, как крыло например, достаточно сложно. Прямое копирование не приведет к быстрому и эффективному результату. Да, можно скопировать и собрать, но в этом случае процент ошибок очень большой, поскольку остается неизвестным, почему принимались те или иные технические решения.

Российские предприниматели, работающие с китайскими заводами, говорят, что обеспечить качественное производство на них можно только жестким контролем со стороны заказчика. Как будет обеспечиваться надежность и качество китайских комплектующих для самолета?

Производство авиационных комплектующих базируется на очень жестких международных нормативных требованиях, все компоненты и агрегаты проходят контроль и жесткие испытания. То, что ставится на самолет, должно удовлетворять огромному количеству требований с разных точек зрения. И по прочности, и по работе в разных температурных режимах, и по влажности, и даже требованиям при работе под воздействием соляного тумана и влиянием грибка. Некондиционный агрегат на самолет просто не встанет - сертифицирующие органы этого не допустят, что у нас, что в Китае. Гражданская приемка в ряде вопросов даже жестче военной. На боевом самолете есть рукоятки для катапультирования, на пассажирском такого нет. Разработка пассажирских самолетов - это прежде всего безопасность.

Что касается производителей авиакомплектующих в Китае, то у них есть серьезные преимущества, и серьезные недостатки. В Китае много финансовых средств и человеческих ресурсов вкладывается в авиационную промышленность, создаются большие проектные и исследовательские организации, совместные предприятия с европейскими производителями комплектующих. С другой стороны, у них мало развита компетенция в области интеграции сложных технических объектов, каким является пассажирский самолет. По отдельности все хорошо разбираются в тематике, в методах проектирования и организации работ, но для того чтобы склеить все воедино, необходим опыт. И этот опыт есть у нас, это наше преимущество, наша компетенция, которую мы можем принести в проект.

В самолете Sukhoi Superjet 100, в проектировании которого вы тоже участвовали, очень большая доля импортных комплектующих, что воспринималось многими экспертами как недостаток. Каково будет соотношение стран-поставщиков в CR929?
Я не считаю высокую долю импортных комплектующих в самолете чем-то плохим. Это международная практика, а кроме того, это позволяет изучать и получать самые передовые решения в области разработки и производства различных авиационных компонентов. По CR929 сейчас составлен шорт-лист потенциальных поставщиков. В первую очередь будут отбираться в проект российские или китайские производители в соотношении 50 на 50. Если такого поставщика нет, то смотрим производителей, которые уже имеют с Россией и Китаем совместные предприятия. Третий вариант - выбираем поставщика за пределами Китая и России.

Антироссийские санкции не помешают?

Риски здесь меньше, чем могли быть в чисто российском проекте. Мировые производители авиакомплектующих очень заинтересованы в CR929, программ такого масштаба сейчас в мире просто нет. Им нужно зарабатывать деньги, загружать свои конструкторские бюро, экспериментальную базу, производство. Поэтому они относятся к проекту с большим оптимизмом.

Двигатели на самолете будут западного производства?

На основе интервью авиационных и лизинговых компаний был составлен документ «Предварительные необходимые и желаемые требования рынка», по которому мы должны обеспечить наличие выбора из двух силовых установок от двух поставщиков. В числе возможных партнеров - компании Rolls-Royсе и General Electric. Это на первом этапе. Для второго этапа мы ведем активную работу с «Пермскими моторами» (входит в ОДК) по двигателю проекта ПД-35. Насколько я знаю, китайская сторона тоже приступила к проектированию двигателя для этого самолета. Еще ведется совместная работа «Пермских моторов» с одной из китайских корпораций по созданию двигателя требуемой тяги.

Насколько плотно вы сейчас работаете с китайскими коллегами?

Пока работаем автономно, но в рамках объединенной команды регулярно встречаемся во время многодневных рабочих сессий в Шанхае и Москве. Китайцы, конечно, сложные переговорщики, строго структурированные и жесткие. Если с европейскими или американскими партнерами можно решать вопросы на уровне руководителей направлений и с отдельными специалистами, то китайский партнер каждый вопрос согласовывает с руководством, то - со своим начальником, потом решение идет обратно. При этом китайские партнеры имеют свое мнение и его отстаивают по каждому техническому и организационному вопросу. Но нам тоже есть что предъявить, и мы также готовы отстаивать свои интересы.

Но они же понимают, что опыт и технологии строительства больших самолетов пока есть в этом проекте только у российской стороны?

Это дело наживное. С тем подходом, который есть у китайской стороны, - с планомерной работой, мощным финансированием, масштабным сотрудничеством с компаниями мирового авиапрома - все это у них будет. Не так быстро, конечно, как бы им этого хотелось, но со временем они достигнут приличного уровня в области авиастроения.

Они сами, без России, смогли бы построить широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет?

В принципе да. Но это было бы долго, дорого и не всегда качественно.

Что совместно с «Китайской корпорацией гражданского авиастроения» (COMAC) в торжественной обстановке присвоило наименование широкофюзеляжному дальнемагистральному самолету нового поколения, а также презентовало ливрею лайнера.

Официальная презентационная модель разрабатываемого совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 (c) ПАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация»

На церемонии, которая состоялась в штаб-квартире СОМАС в Шанхае, российскую сторону представили Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров, Президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь. Китай представили Заместитель министра промышленности и информатизации КНР Синь Гобинь и Председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн. Также в мероприятии принял участие Президент совместного предприятия China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC) Го Бочжи.

Название семейства самолетов - CR 929. Базовая версия широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета будет обозначаться как CR 929-600, младшая версия - CR 929-500, а старшая версия - CR 929-700.

Латинские буквы C и R обозначают участников проекта: С - China, R - Russia. CR - это также первые две литеры названия совместного российско-китайского предприятия - CRAIC, которое выступает оператором программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.

«В китайской культуре число 9 означает вечность. Мы же стратегически названием и нумерацией совместно выстраиваем концепцию единого предложения гражданских самолетов. Так, семейство CR929 отражает возможность формировать предложение для авиакомпаний совместно с китайским узкофюзеляжным проектом С919, а нумерация каждого члена семейства продолжает линейку предложений коммерческих самолетов ОАК, от МС-21-200/300/400 к CR 929 - 500/600/700» - заявил Президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь на торжественно церемонии в Шанхае.

«Следующие 20 лет станут стратегически важным периодом в развитии мировой гражданской авиационной промышленности. Мы приложим все усилия, чтобы сделать CR 929 примером успешного сотрудничества России и Китая в современном мире», - заявил Председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн.

Также стороны представили логотип совместного предприятия CRAIC, используемый в ливрее лайнера. Логотип представляет собой два равных крыла, которые движутся равномерно слева - направо. Это символизирует соразвитие и вектор движения вперед. Цвета, в которых выполнены крылья, символизируют участников проекта: красный - Китай, синий - Россия.

Что касается этапов работы над программой широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, к настоящему моменту стороны разработали концепцию семейства, определили предварительные характеристики воздушного судна. Ближайшие планы - переход программы к эскизному проектированию и этапу запроса предложений поставщиков систем и оборудования.

К 2025 г. в России появится новый российско-китайский пассажирский самолет на дальние перевозки. Меморандум был подписан сторонами в апреле 2014-го, но только в ноябре этого года удалось выйти на технико-экономическое обоснование и "ударить по рукам". На международном авиасалоне в Китае China Airshow 2016 в начале ноября была продемонстрирована модель будущего широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолетам (ШФДМС).

Оссийско-китайский пассажирский самолет. Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Авторами проекта выступили Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) России и авиастроительная корпорация Китая - COMAC. Партнеры из Поднебесной окрестили самолет С929, а российская сторона пока ограничилась аббревиатурой ШФДМС. Запуск первого самолета назначен на 2025 год. Совместный проект позволит заменить иностранные лайнеры отечественными и потеснить на мировом рынке двух ключевых западных производителей - Boeing и Airbus. Сегодня именно эти две компании производят почти все широкофюзеляжные самолеты этого класса.

По своим характеристикам самолет находится на границе между классами малой (200-300 мест) и средней (300-400) вместимости. Ориентировочное число мест - 280, дальность полета - до 12 тыс. километров. Сегмент средней вместимости является самым востребованным в мире. К примеру, из всех заказов Boeing и Airbus половина приходится на широкофюзеляжные самолеты средней вместимости на 300-400 мест. Озвученные характеристики вместимости и дальности будущего самолета говорят о достигнутой договоренности российской и китайской сторон, поскольку еще летом корпорациям не удавалось прийти к общему знаменателю по рыночной нише будущего детища. Дело в том, "что русскому хорошо, то китайцу смерть".

В России почти все лайнеры рассчитаны на маршруты средней дальности 2,5-6 тыс. км с малым пассажиропотоком до 300 мест. Китаю - наоборот, нужен дальнемагистральный самолет с большой вместимостью 400-450 мест. В Поднебесной постоянно растет поток пассажиров, летающих в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Дальность этих рейсов превышает 7 тыс. километров. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), через 20 лет Китай вдвое нарастит количество рейсов, обгонит США и станет главным рынком пассажирских перевозок. К моменту выпуска самолета С929 в 2025 г. у китайцев будет еще 10 лет для строительства большого авиапарка к запланированному росту пассажиропотока. Как мы видим, характеристики дальности "заточены" под зарубежные рейсы китайских авиакомпаний, перевозящих пассажиров на расстояния в 7-10 тыс. км в Европу, США, Австралию, на африканский континент. Очевидно, что китайские производители видят увеличение зарубежных рейсов для своих граждан. Для России, наоборот, важен средний класс вместимости на 300 человек, включая зарубежные перевозки.

Выработанные характеристики можно назвать обоюдно выгодными, но в меньшей степени для России, если применять самолет на внутренних рейсах. Затраты на эксплуатацию дальнемагистральной авиамашины могут оказаться невыгодными на средних дальностях, а значит, авиакомпании будут закупать их исключительно на рейсы в США, Японию, Индию и Таиланд. В любом случае широкофюзеляжный самолет необходим России. В том числе для экспорта. Правда, по оценкам аналитиков, рассчитывать на большой спрос не стоит по примеру западных производителей, чьи заказы не превышают в этом классе дальности 250 авиамашин. Впрочем, эти показатели изменят в ближайшие десятилетия китайские компании. По прогнозам, авиакомпании Поднебесной приобретут порядка 6 тыс. самолетов, из которых на широкофюзеляжные придется минимум 1,5 тыс. авиамашин. Поскольку проект совместный, выиграет от поставок и Россия.

Сделать проект выгодным для всех сторон может развитие семейства нового самолета. Об этом заранее достигнута договоренность, а нынешняя версия будет базовой. В корпорациях не уточнили, каких параметров коснутся изменения, но очевидно - вместимость будет варьироваться. Вариации с дальностью более сложные, поскольку затрагивают характеристики двигателя. На сегодня известно, что российская сторона разрабатывает двигатель ПД-35 для будущего самолета. Он относится к категории большой тяги и рассчитан на дальнемагистральные самолеты. Но первые лайнеры проекта С929 будут оснащаться двумя западными двигателями General Electric или Rolls-Royce в классе тяги 35 тонн. Самые технические сложные в производстве элементы самолета возьмет на себя российская сторона. Это создание композитного крыла, механизация всего самолета, авионика. Опыт создания машины дальнемагистрального широкофюзеляжного класса имеет только "Ильюшин". Также в группу разработчиков и производителей входят ОКБ компаний "Туполев" и "Гражданские самолеты Сухого". Китайской компании достанется работа над фюзеляжем. Само производство возьмет на себя авиазавод в пригороде Шанхая, где уже строится среднемагистральный китайский самолет C919. Координирование совместного проекта будет проходить в зоне свободной торговли Пудун вблизи Шанхая. Общая его стоимость оценивается в $15-20 млрд, которые поровну инвестируют Россия и Китай.

Пока же правительство России решило создать переходную модель дальнемагистрального самолета до появления в 2025-2027 гг. российско-китайского лайнера. По словам Дмитрия Рогозина, выпуск Ил-96-400 позволит отказаться от закупок западных машин, которые резко подорожали из-за курсовой разницы. Этот самолет является глубокой модернизацией Ил-96-300 и получит дальность полета до 12 тыс. километров. Минпромторг выделяет на "переходный" проект 50 млрд рублей. Лайнер оснастят современной авионикой, увеличат длину фюзеляжа. Первые испытательные полеты пройдут уже в 2019 году. На сегодня это единственный отечественный широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет. Но даже в модернизированном виде он не может конкурировать с западными аналогами по экономичности. Тем не менее решение носит стратегический характер, поскольку западные компании могут усилить санкции и лишить российский авиарынок импортных запчастей.

Перспективное семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов названо CR 929. Базовая версия - CR 929-600, младшая версия - CR 929-500, а старшая - CR 929-700.

Латинские буквы C и R обозначают участников: С - China, R - Russia. CR - это также первые две литеры названия российско-китайского предприятия China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которое выступает оператором программы перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.

Торжественная церемония, на которой объявили имя лайнера и презентовали его будущую ливрею, состоялась в штаб-квартире "Китайской корпорации гражданского авиастроения" (COMAC) в Шанхае. Нашу страну представляли замглавы минпромторга Олег Бочаров и президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. Со стороны Китая были замминистра промышленности и информатизации КНР Синь Гобинь и председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн. Также в мероприятии принял участие президент совместного российско-китайского предприятия CRAIC Го Бочжи.

Комментируя выбор основных цифр будущего лайнера, Юрий Слюсарь пояснил: "В китайской культуре число 9 означает вечность. Мы же стратегически названием и нумерацией совместно выстраиваем концепцию единого предложения гражданских самолетов. Так, семейство CR 929 отражает возможность формировать предложение для авиакомпаний совместно с китайским узкофюзеляжным проектом С 919, а нумерация каждого члена семейства продолжает линейку предложений коммерческих самолетов ОАК, от МС-21-200/300/400 к CR 929 - 500/600/700".

Мировой спрос на широкофюзеляжные самолеты в период 2023-2041 годов может составить не менее 8200 лайнеров

Председатель совета директоров COMAC Хэ Дунфэн заявил: "Следующие 20 лет станут стратегически важным периодом в развитии мировой гражданской авиационной промышленности. Мы приложим все усилия, чтобы сделать CR 929 примером успешного сотрудничества России и Китая в современном мире".

Также стороны представили логотип совместного предприятия CRAIC, используемый в ливрее лайнера. Он представляет собой два равных крыла, которые движутся равномерно слева направо. Цвета крыльев символизируют участников проекта: красный - Китай, синий - Россия.

Совместная работа над перспективным авиадвигателем в мировом авиастроении дело исключительное. Двигатели делают не все страны и технологиями стараются не делиться. Как предполагается, российско-китайский двигатель будет иметь тягу не менее 35 тонн, а по реализации в нем научно-технических заделов станет одним из самых современных.

Работы по проекту идут весьма динамично. Меморандум о возможности создания такого самолета подписали в апреле 2014 года. Основополагающие документы - 25 июня 2016 года в рамках официального визита Владимира Путина в Китай. На 20-м международном авиационно-космическом салоне China Airshow 2016 2 ноября презентовали облик российско-китайского лайнера. А уже в сентябре этого года ОАК подписала с китайской двигателестроительной компанией AECC меморандум о сотрудничестве по совместной разработке газотурбинного двигателя.

Предполагается, что первый твердый контракт на CR 929 может быть заключен уже в 2019 году, первый полет - в 2023 году, начало поставок - в 2026 году.

Если проект удастся реализовать по плану, то это будет настоящий прорыв в гражданском авиастроении и сильнейший удар по монополии Airbus и Boeing, контролирующих сегодня весь мировой рынок дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов.

Как заявляется, CR 929 может быть на 15 процентов эффективнее, чем Boeing 787 Dreamliner и Airbus 350. В конструкции самолета планируется реализовать новейшие достижения в аэродинамике и композитных материалах.

2023 год планируется в качестве года, когда новый самолет встанет на крыло

Расходы на проектирование и строительство самолета Россия и Китай будут нести поровну.

Эксперты считают, что мировой спрос на широкофюзеляжные самолеты в период 2023-2041 годов составит не менее 8200 штук. Крупнейшим рынком будет Китай с потребностью не менее 1500 лайнеров. И России с учетом размеров нашей страны CR 929 очень даже пригодится.

Все идет по графику

Реализация программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета идет по графику, констатировал глава минпромторга Денис Мантуров в официальном сообщении.

"Разработана концепция семейства, определены характеристики воздушного судна. Ближайшие планы - переход программы к эскизному проектированию и этапу запроса предложений поставщиков систем и оборудования", - перечислил министр.

"Создаваемая машина сразу вписывается в глобальный контекст для полноценного присутствия на мировом рынке. При этом мы создаем единый проект, формируем с китайскими коллегами единое позиционирование нового самолета", - пояснил Денис Мантуров.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook