Императорский дворец в константинополе средние века. Панорама Большой дворец (Константинополь). Виртуальный тур Большой дворец (Константинополь). Достопримечательности, карта, фото, видео. Церковь Богородицы Фара

Напольное мощение хризотриклиния Большого дворца в Константинополе

Ларионов А. И.

Закладной камень в знак начала возведения столицы Восточно-римской Империи был установлен императором Константином I Великим 11 мая 330 года. Примерно к этому же времени относится начало строительства комплекса сооружений Большого императорского дворца, которое продолжалось и позднее, до тех пор, пока сооружения, занимая склон холма Августион, не превратились в огромный дворцовый комплекс площадью в несколько сотен тысяч квадратных метров. В период правления императора Юстиниана I дворец был фундаментально перестроен, расширен и украшен, тогда же был создан перистиль, поддерживаемый 42-мя колоннами, где располагался хризотриклиний – Золотая обеденная зала - с мозаичным мощением полов. За всю историю развития мозаичного искусства, которая насчитывает свыше 60 веков, редко создавалось столь грандиозное произведение: мозаичный набор занимал площадь 66,5 метра на 55,5 метров, а модуль набора местами настолько мелок, что на один квадратный дециметр приходится до 420 тессер. Это огромное мощение является выдающимся примером технических, творческих и физических возможностей мастеров-мозаичистов.

Ни в одной книге, в той или иной мере посвященной мозаике Большого дворца, нет убедительного обоснования причин отличия стиля мозаичного набора хризотриклиния от доминирующего стиля эпохи Юстиниана, к которой относит время его создания подавляющее большинство ученых. Прекрасно исполненная, многоуровневая, затейливо скомпонованная, окруженная величественным бордюром мозаика хризотриклиния представляет собой загадку размером в три тысячи квадратных метров.

Утверждать, что источником происхождения сюжетов мозаики является какой-либо конкретный регион империи преждевременно, если это вообще возможно. Существует малая вероятность их столичного, константинопольского, происхождения, на чем настаивают некоторые специалисты; едва ли также следует искать источник сюжетов триклиния в центральной Европе, на Пиренеях или на Британских островах. Если судить по стилю исполнения мозаик, то наиболее вероятное происхождение большинства изобразительных мотивов территориально связано со Средиземноморьем, но независимо от того, выполнены они в мозаичных центрах Сирии, мастерских Италии или на побережье Северной Африки, определяющей становится их кровная связь с античным миром.

К какому же стилю, региону, к какому времени можно отнести мозаику хризотриклиния? На эти вопросы, по-прежнему вызывающие живой научный интерес, пытались ответить многие ученые, занимавшиеся проблемами датировки, стиля и истолкования сюжетов мощения. Основные выводы, которые можно сделать на основании ознакомления с работами этих исследователей, сводятся к следующему:

1. Несмотря на некоторые оговорки и расхождения во мнениях почти все авторы за редким исключением соглашаются с тем, что довольно широко трактуемое время создания мозаики хризотриклиния, скорее всего, относится к периоду правления Юстиниана. Упоминаются и другие датировки (Hellenkemper Salies1, Trilling2 и др.). Основными аргументами, позволяющим отнести мозаику к началу - середине VI века, является стратиграфическое и археологическое свидетельства.

2. Все авторы констатируют, что для мозаичного мощения триклиния характерно отсутствие внутренней структуры композиции, которая удерживается широким бордюром и членением на четыре достаточно условных регистра, в свою очередь также условно связанных друг с другом вертикалями деревьев.

3. Терминологически стиль изображения отдельных сюжетов авторы определяют как позднеримский, раннехристианский, позднеклассический, ориентализирующий, позднеантичный, позднеэллинистический, классицизирующий и раннесредневековый. И хотя все термины определяют примерно одно и то же время, в разнообразии его названий проявляются предпочтения авторов.

4. Способ мозаичного набора ученые связывают с мастерскими различных регионов империи: Римом, Грецией, Константинополем, Северной Африкой, но чаще всего с Сирией.

5. Наиболее подробное исследование, связанное с расчленением мозаики на сюжетные группы для их дальнейшего сравнительного анализа, предпринято в книге Д.Т. Райса3, хотя он сам считает свою работу не более чем дополнением к фундаментальному труду Г. Бретта.

Основные концепции, касающиеся особенностей, происхождения и иконографии этой мозаики, сводятся к следующему:

1. Работы по мозаичному убранству пола хризотриклиния выполнены приглашенными в Константинополь мастерами престижной сирийской мастерской. В Сирии мозаики сходной композиции широко представлены во второй половине V века, дворцовые же мозаики следует сравнивать только с сирийскими фигуративными ковровыми мозаиками (H. Salies4).

2. На участке мозаики, открытой в 50е годы, общее движение внутри сюжетов направлено в противоположную сторону от направления движения сюжетов на участке, открытом до войны. Изменение направления связано с тем, что на этом участке работали мастера из другой мозаичной мастерской (D. Talbot Rice5).

3. Типологически мозаика относится к римскому мозаичному искусству. Мозаичные изображения напоминают напольные мозаики, обнаруженные преимущественно в Сирии. Однако, в мозаиках Большого дворца мотивы явно римского происхождения. Вероятно, расположение сюжетов в регистрах на всем пространстве мозаики было согласовано заранее, а темы, размеры и расположение фигур и антуража были оставлены на усмотрение владельца каждой отдельной мастерской, и поэтому некоторые сюжеты повторяются неоднократно. (Fatih Cimok6).

4. Предлагается и значительно более поздняя датировка, хотя ее автор принимает во внимание влияние сирийских фигуративных ковровых мозаик. Трактовка живописного пространства характерна для первой половины VII века. Аргументы основаны на сравнении с незначительным количеством произведений в иных материалах, и не являются убедительными (Trilling7).

5. Выяснение смысла, содержания константинопольской мозаики остается проблематичным. Целью художника, вероятно, было желание окружить прогуливающихся вдоль портика правителей империи прекрасными образами мира, которым они управляют и который характеризуется щедростью мирной природы с одной стороны, насилием и жестокостью - с другой (Katherine M.D. Dunbabin8).

Можно предположить, что взгляд на данный вопрос не ограничивается названными концепциями, и появление новых является делом времени. Позволим себе предложить одну из них, касающуюся датировки и вероятного способа создания неповторимого мощения перистиля и триклиния.

Мозаичный набор такого масштаба как мощение хризотриклиния требует значительных материальных затрат на его исполнение. К тому же сомнительно, чтобы после всех гонений и преследований, которым подвергались первые христиане, Церковь с безразличием отнеслась бы к возрождению античных (языческих) образов в самом сердце Империи – Большом Императорском дворце. Но величие Империи, в котором Церковь была кровно заинтересована, требовало превращения Константинополя в одно из чудес света, и в первую очередь следовало украсить трапезную Большого дворца, где проходили наиболее важные встречи. Если принять во внимание расходы Юстиниана I на войны и дипломатию, на возведение новых городов, строительство храмов и, наконец, на реконструкцию Большого Дворца, то становится ясно, что идея мозаичного мощения на условиях обычного заказа является иллюзорной. Очевидно, был найден более экономичный способ реализации идеи убранства триклиния, но возможно и обратное – существование такого способа и привело к появлению идеи мозаичного мощения. Попробуем и мы найти его.

Несоответствие стилистики мощения изобразительным канонам VI века приводит в недоумение. Поскольку "золотой век" античной мозаики остался в прошлом, энергия живого движения, объемность плоти, античная пластика фигур, добродушная ирония отдельных сцен заметно отличаются от аскетичных образов, относящихся уже к иной эпохе. Мозаичные мастерские, украшавшие дома и виллы землевладельцев, постепенно разорились, но после их закрытия все имущество, включая законченные произведения, поступало в собственность муниципий и хранилось где-нибудь на складах в ожидании своей участи. Кстати, не следует исключать возможности того, что многие изображения изначально были частью убранства загородных вилл отдаленных регионов империи, затем они были изъяты из архитектурного контекста и в дальнейшем украсили полы перистиля Большого дворца. Ко времени, когда Юстиниан предпринял перестройку сооружений Большого дворца, запас мозаичных изображений, которые могли быть использованы для украшения перистиля дворца, был весьма значителен. Из множества мозаик, пригодных для убранства дворца, отбирались только те, которые масштабно соответствовали изобразительной плоскости интерьера, были сходны по размеру тессер и уровню исполнительского мастерства. Нескольким художникам могло быть поручено исполнение копий отобранных мозаик в определенном масштабе, а придворному художнику - скомпоновать эти копии применительно к назначению помещения. После того, как идея получила высочайшее одобрение, без которого, учитывая отношение церкви к изображениям подобного рода, эта работа не могла быть выполнена, началась реализация проекта. Мозаичные произведения, доставлялись во дворец к месту окончательной сборки. Здесь их аккуратно обрубали почти по самый контур изображения, сохраняя один - два обкладочных ряда (случайно или нет, но дизайнеры книги Ф. Кимока "Мозаики Стамбула"9 выделили изображение головы и лапы тигра на белом фоне именно таким образом; они сделали на бумаге то же, что, вероятно, делали с мозаиками мастера VI века, т.е. сохранили два ряда фоновых тессер, прилегающих к контуру изображения), что позволяет продолжить набор фона, делая швы между старым и новым набором практически незаметными. Затем изображения выкладывались на подготовленное известково-цемяночное ложе в соответствии с общим замыслом, становясь "маячками" для дальнейшей работы, которая заключалась в наборе фона "рыбьей чешуей". С такой работой могли справиться ученики или подмастерья под руководством одного мастера, основной задачей которого была подгонка фоновых тессер к контуру изображения таким образом, чтобы места стыков были незаметны, а весь фигуративный мозаичный ковер создавал впечатление произведения, созданного на одном дыхании. Сюжет с двумя охотниками на тигра позволяет получить подтверждение высказанной мысли: шов между основным фоном и обкладочными рядами слева от охотников и слева от дерева слишком заметен, чтобы быть случайным - его явная очерченность, определенность выглядит недвусмысленно; едва ли это можно объяснить неаккуратностью мастеров – мозаичистов, скорее шов стал заметен со временем в результате подвижек и проседаний грунта и мозаичного фундамента. Так же красноречив нижний обрез бороды Океана на бордюре: при тщательной проработке волос-водорослей, обрамляющих исключительно тонкий набор лица, этот лапидарный обрез производит ощущение дисгармонии. Примерно то же можно сказать о сюжете с лошадьми и жеребенком: трещина, прошедшая ниже копыт животных, не затронула изображения, а широкие межтессерные швы, больше похожие на трещины, мягко обтекают контуры изображения лошадей.

Многие сюжеты изначально были лишены какого-либо философского наполнения или скрытого смысла и могли представлять интерес только для тех владельцев загородных домов, которые их заказывали. Все эти сюжеты, не имеющие ничего общего друг с другом, ограничены широким бордюром, который по стилю набора акантовых завитков, спиралей, "следов вороньих лапок" не слишком противоречил новым стилистическим требованиям. Маскарон бордюра по модулю тессер и стилю набора отличается от акантового орнаментального окружения. Заметна некоторая принужденность в том, как завитки аканта оплетают маски, например, маска "Предводителя варваров" как бы выглядывает из-под акантовых листьев, скрывающих верхнюю часть его головы. Хотя изображения масок, а иногда бюстов, встречается на бордюрах мозаик в разных регионах империи, но именно прием изображения на бордюре маски в акантах был более распространен в искусстве Сирии. Например, на мозаичном бордюре из Шахбы, относящемся к началу IV века, маска и оплетающий ее акант выглядят более естественно, хотя и выпадают своим размером из общей ритмики зарослей аканта; маски на бордюре из дома Атриума в Антиохии занимают середины верхней и нижней горизонталей. Также органично сочетание головы и аканта на бордюре, окружающем мозаику начала IV века из Дафнэ. В обоих случаях одновременность набора головы и окружающего ее декора сомнений не вызывает. На мощении триклиния для того, чтобы сохранить единство и цельность бордюра, мастера иногда жертвовали самоценностью масок, которые, вероятно, были доставлены во дворец в готовом виде и вмонтированы в мозаичное ложе, а остальные декоративные элементы бордюра были набраны одновременно с набором фона основного мощения. Маски бордюра хризотриклиния должны были создавать определенную ритмику, хотя их отсутствие на одном из сохранившихся углов не соответствует установившейся традиции акцентировать масками углы мозаичного обрамления. Различия в приемах трактовки между набором маскарона и орнаментальными завитками бордюра позволяют предположить, что маски на бордюре Большого дворца, так же как сюжеты основного мозаичного пространства, являются так называемыми "перемещенными мозаиками". Наиболее вероятное время их исполнения относится примерно к III - IV веку, и прежде, чем многие из них заняли свое место в напольной мозаике перистиля, они могли украшать загородные виллы богатых граждан империи. Стратиграфические исследования, упоминаемые в книге К. Данбэбин10, не противоречат нашей концепции. Такой подход к проблеме позволяет рассеять большинство прежде необъяснимых противоречий, связанных с происхождением этой мозаики и дать объяснение некоторым странностям построения композиции.

Если рассматривать напольное мощение с точки зрения функции хризотриклиния, то его название - Золотая трапезная – говорит само за себя, то есть это обширное помещение предназначено для званых обедов в дни празднований с большим количеством приглашенных гостей. Мы не располагаем информацией о том, сколько обеденных столов размещалось на огромной поверхности мощения, мы также не располагаем информацией о том, где мог стоять императорский стол, был ли он приподнят на возвышении, каким образом были расставлены столы приближенных, оставлялось ли пространство для сцены или где находился главный вход для императора и свиты. Отсутствие точных ответов на эти вопросы позволяет строить самые смелые предположения. Например, то, что сюжеты на всех четырех регистрах обращены в одну сторону, может говорить о местоположении царского стола и столов приближенных. Столы гостей, по-видимому, располагались на свободных от изображения пространствах между регистрами; пиршественные столы, установленные по коротким сторонам перистиля, располагались перпендикулярно по отношению к регистрам и установленным на них обеденным столам – этим объясняется разворот изображений на 90 градусов. Разнонаправленное движение сюжетов на открытых в разное время участках мощения объясняется тем, что огромный перистиль мог иметь внутренние членения, разделявшие общее пространство на камерные помещения – это могли быть подвесные конструкции или нечто вроде ширм. Но в любом случае на первый взгляд бессистемная композиция создавалась в соответствии с жесткими требованиями иерархии и функции. Можно даже предположить, что распорядитель - номенклатор усаживал опальных сановников за столы, вблизи которых размещались сюжеты устрашающего содержания, а те, кто во время трапезы находился в окружении пасторальных сцен, могли чувствовать себя в относительной безопасности.

Попытаемся выявить стилистические и сюжетные соответствия между некоторыми изображениями мозаичного мощения Большого дворца и иконографическими аналогами, созданными в разных техниках (мозаиками, образцами декоративно - прикладного искусства, миниатюрами), встречающимися в искусстве других регионов. Но предварим сравнение напоминанием о том, что Кэтрин Данбэбин разделяет точку зрения Хелленкемпер Сэлиес, которая считает, что сравнивать следует однородные произведения, выполненные в одной и той же технике и относящиеся к соответствующей традиции11. Следует заметить также, что профессор Данбэбин, да и не только она, считает напольные мозаики основного изобразительного поля и бордюра хризотриклиния натуралистичными12, но с таким определением трудно согласиться, поскольку натурализм губителен для мозаичного искусства. Каждый сюжет мощения представляет собой изолированное, эпическое или драматическое, эмоционально окрашенное событие с происходящим на наших глазах действием, которое нам представляется знакомым с начала времен как живая реликтовая память. Ни одно действие не продолжается в пространстве мощения и ограничивается только площадью, которую занимает данный сюжет; затем следует пауза, заполненная веерным набором фона, и начинается новый сюжет, ограниченный только собственным пространством. Изобразительные пространства как бы наплывают друг на друга, калейдоскопически меняя тему; в тех местах, где сюжеты соприкасаются, заметно некоторое несоответствие масштабов изображений. Драматические события представлены в момент кульминации, эпические – как непрерывный процесс в неопределенном времени и месте. В каждом изображении заметно, что художник стремится проникнуть в суть предмета и события, избегая всего сиюминутного, преходящего, и поэтому большинство сюжетов имеют вневременной характер, а это более присуще глубинному, осмысленному реализму.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru

Константинополь — город уникальный во многих отношениях. Это единственный город мира, расположенный разом в Европе и Азии и один из немногих современных мегаполисов, чей возраст приближается к трем тысячелетиям. Наконец, это город, который за свою историю сменил четыре цивилизации и столько же названий.

Первое поселение и провинциальный период

Около 680 года до н.э. на Босфоре появились греческие поселенцы. На азиатском берегу пролива они основали колонию Халкедон (сейчас это район Стамбула, который называется «Кадыкей»). Спустя три десятилетия напротив него вырос городок Византий. Согласно преданию, его основал некий Визант из Мегар, которому дельфийский оракул дал туманный совет «поселиться напротив слепых». По мнению Византа, жители Халкедона и были этими слепыми, поскольку выбрали для поселения далекие азиатские холмы, а не находящийся напротив уютный треугольник европейской суши.

Расположенный на перекрестке торговых путей, Византий был лакомой добычей для завоевателей. За несколько столетий город сменил многих хозяев — персов, афинян, спартанцев, македонян. В 74 году до н.э. свою железную длань на Византий наложил Рим. Для города на Босфоре наступил длительный период покоя и процветания. Но в 193 году, во время очередной схватки за императорский трон, жители Византия допустили роковую ошибку. Они присягнули одному претенденту, а сильнейшим оказался другой — Септимий Север. Мало того, Византий еще и упорствовал в своем непризнании нового императора. Три года войско Септимия Севера простояло под стенами Византия, пока голод не заставил осажденных сдаться. Разъяренный император приказал сравнять город с землей. Впрочем, жители скоро вернулись на родные руины, как будто предчувствуя, что впереди их городу уготовано блестящее будущее.

Столица империи

Скажем несколько слов о человеке, который дал Константинополю свое имя.


Константин Великий посвящает Константинополь Богородице. Мозаика

Императора Константина уже при жизни называли «Великим», хотя высокой нравственностью он не отличался. Это, впрочем, и не удивительно, ведь вся его жизнь прошла в ожесточенной борьбе за власть. Он участвовал в нескольких гражданских войнах, в ходе которых казнил своего сына от первого брака Криспа и вторую жену Фаусту. Но некоторые его государственные деяния действительно достойны титула «Великий». Не случайно потомки не жалели мрамора, воздвигая ему гигантские памятники. В музее Рима хранится обломок одной такой статуи. Высота ее головы — два с половиной метра.

В 324 году Константин решил перенести место пребывания правительства из Рима на Восток. Поначалу он примеривался к Сердике (ныне София) и другим городам, но в конце концов остановил свой выбор на Византии. Границы своей новой столицы Константин лично начертал на земле копьем. До сих пор в Стамбуле можно погулять вдоль остатков древнейшей крепостной стены, возведенной по этой линии.

Всего за шесть лет на месте провинциального Византия вырос огромный город. Его украсили великолепные дворцы и храмы, акведуки и широкие улицы с богатыми домами знати. Новая столица империи долгое время носила гордое название «Нового Рима». И лишь спустя столетие Византий-Новый Рим был переименован в Константинополь, «город Константина».

Столичная символика

Константинополь — город тайных смыслов. Местные гиды обязательно покажут вам две главные достопримечательности древней столицы Византии — собор Святой Софии и Золотые ворота. Но далеко не всякий объяснит их тайное значение. А между тем эти постройки появились в Константинополе отнюдь не случайно.

Собор святой Софии и Золотые ворота наглядно воплощали средневековые представления о странствующем Граде, особенно популярные на православном Востоке. Считалось, что после того, как древний Иерусалим утратил свою провиденциальную роль в деле спасения человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь. Теперь уже не «ветхий» Иерусалим, а первая христианская столица олицетворяла Град Божий, которому предназначено стоять до скончания века, а после Страшного суда стать обителью праведников.

Реконструкция первоначального вида храма Святой Софии в Константинополе

В первой половине VI века, при императоре Юстиниане I, городская структура Константинополя была приведена в соответствие с этой идеей. В центре византийской столицы был сооружен грандиозный собор Софии Премудрости Божией, превзошедший свой ветхозаветный прототип — иерусалимский храм Господень. Вместе с тем городскую стену украсили парадные Золотые ворота. Предполагалось, что в конце времен Христос въедет через них в богоизбранный град, чтобы завершить историю человечества, подобно тому как некогда он въехал в Золотые ворота «ветхого» Иерусалима, чтобы указать людям путь спасения.

Золотые ворота в Константинополе. Реконструкция.

Именно символика Божьего Града спасла Константинополь от тотального разорения в 1453 году. Турецкий султан Мехмед Завоеватель распорядился не трогать христианские святыни. Однако он постарался уничтожить их прежний смысл. Святая София была превращена в мечеть, а Золотые ворота — замурованы и перестроены (как и в Иерусалиме). Позже среди христианских жителей Османской империи возникло поверье, что русские освободят христиан от ига неверных и войдут в Константинополь через Золотые Ворота. Те самые, к которым князь Олег прибил некогда свой червлёный щит. Ну что же, поживем — увидим.

Пора расцвета

Наивысшего расцвета Византийская империя, а вместе с ней и Константинополь достигли в правление императора Юстиниана I, который находился у власти с 527 по 565 год.


Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)

Юстиниан — одна из самых ярких, и вместе с тем противоречивых фигур на византийском престоле. Умный, властный и энергичный правитель, неутомимый труженик, инициатор многих реформ, он всю жизнь посвятил осуществлению своей заветной идеи возрождения былого могущества Римской империи. Население Константинополя при нем достигло полумиллиона человек, город украсился шедеврами церковной и светской архитектуры. Но под маской великодушия, простоты и внешней доступности скрывалась натура беспощадная, двуличная и глубоко коварная. Юстиниан потопил в крови народные восстания, жестоко преследовал еретиков, расправлялся с непокорной сенаторской аристократией. Верной помощницей Юстиниана была его жена императрица Феодора. В молодости она была актрисой цирка и куртизанкой, но, благодаря редкой красоте и необычайному обаянию, стала императрицей.

Юстиниан и Феодора. Мозаика

Согласно церковному преданию, Юстиниан по происхождению был наполовину славянин. До своего восшествия на престол он будто бы носил имя Управда, а мать его звали Бегляницею. Родиной его было селение Вердяне близ болгарской Софии.

По иронии судьбы, именно в правление Управды-Юстиниана Константинополь в первый раз подвергся нашествию славян. В 558 году их отряды появились в непосредственной близости от византийской столицы. В городе на тот момент имелась только пешая гвардия под началом прославленного полководца Велизария. Чтобы скрыть малочисленность своего гарнизона, Велизарий распорядился волочить позади боевых линий срубленные деревья. Поднялась густая пыль, которую ветер понес в сторону осаждавших. Хитрость удалась. Полагая, что на них движется большое войско, славяне отступили без боя. Однако впоследствии Константинополю пришлось еще не раз увидеть славянские дружины под своими стенами.

Родина спортивных фанатов

Византийская столица нередко страдала от погромов спортивных болельщиков, как это случается и с современными европейскими городами.

В повседневной жизни константинопольцев необычайно большая роль принадлежала ярким массовым зрелищам, в особенности конным бегам. Страстная приверженность горожан к этому развлечению породила образование спортивных организаций. Всего их было четыре: левки (белые), русии (красные), прасины (зеленые) и венеты (голубые). Они различались по цвету одежд возниц конных квадриг, участвовавших в состязаниях на ипподроме. Сознавая свою силу, константинопольские фанаты требовали от правительства различных уступок, а время от времени устраивали в городе настоящие революции.

Ипподром. Константинополь. Около 1350 г.

Самое грозное восстание, известное под названием «Ника!» (то есть «Побеждай!»), разразилось 11 января 532 года. Стихийно объединившиеся приверженцы цирковых партий напали на резиденции городских властей и разгромили их. Восставшие сожгли налоговые списки, захватили тюрьму и выпустили на свободу заключенных. На ипподроме при общем ликовании был торжественно коронован новый император Ипатий.

Во дворце началась паника. Законный император Юстиниан I в отчаянии намеревался бежать из столицы. Однако его супруга императрица Феодора, явившись на заседание императорского совета, заявила, что предпочитает смерть потере власти. «Царская порфира — прекрасный саван», — сказала она. Юстиниан, устыдившись своей трусости, начал наступление на восставших. Его полководцы, Велизарий и Мунд, встав во главе крупного отряда наемников-варваров, внезапно напали на восставших в цирке и всех перебили. После резни с арены было убрано 35 тысяч трупов. Ипатий был публично казнен.

Словом, теперь вы видите, что наши фанаты, по сравнению со своими далекими предшественниками, — просто кроткие ягнята.

Столичные зверинцы

Каждая уважающая себя столица стремится обзавестись собственным зоопарком. Константинополь не был здесь исключением. В городе имелся роскошный зверинец — предмет гордости и заботы византийских императоров. О зверях, обитавших на Востоке, европейские монархи знали лишь понаслышке. Например, жирафов в Европе долгое время считали помесью верблюда с леопардом. Полагали, что от одного жираф унаследовал общий внешний вид, а от другого — окраску.

Однако сказка меркла по сравнению с реальными чудесами. Так, в Большом императорском дворце в Константинополе имелась палата Магнавра. Здесь находился целый механический зверинец. Послы европейских государей, побывавшие на императорском приеме, были поражены увиденным. Вот, например, что рассказывал в 949 году Лиутпранд, посол итальянского короля Беренгара:
«Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев. При моем появлении заревели львы, и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят наверх посредством машины».

Кстати, все эти чудеса наблюдала в 957 году и княгиня Ольга — первый русский посетитель Магнавры.

Золотой Рог

Константинопольская бухта Золотой Рог в древности имела первостепенное значение при обороне города от нападений с моря. Если неприятелю удавалось прорваться в бухту, город был обречен.

Древнерусские князья несколько раз пытались атаковать Царьград с моря. Но только однажды русскому войску удалось проникнуть в заветную бухту.

В 911 году вещий Олег повел большой русский флот в поход на Константинополь. Чтобы не дать русам высадиться на берег, греки перегородили вход в Золотой Рог тяжелой цепью. Но Олег перехитрил греков. Русские ладьи были поставлены на круглые деревянные валькИ и волоком перетянуты в бухту. Тогда византийский император решил, что такого человека лучше иметь другом, чем врагом. Олегу был предложен мир и статус союзника империи.

Миниатюра Ралзивилловской летописи

В Константинопольских проливах наши предки также впервые познакомились с тем, что мы теперь называем превосходством передовых технологий.

Византийский флот в это время находился далеко от столицы, воюя с арабскими пиратами в Средиземноморье. Под рукой у византийского императора Романа I было всего полтора десятка судов, списанных на берег из-за ветхости. Тем не менее Роман решил дать сражение. На полусгнившие посудины были установлены сифоны с «греческим огнем». Это была горючая смесь, основу которой составляла природная нефть.

Русские ладьи смело атаковали греческую эскадру, один вид которой вызывал у них смех. Но вдруг через высокие борта греческих кораблей на головы русов полились огненные струи. Море вокруг русских судов как будто внезапно вспыхнуло. Множество ладей разом запылало. Русское войско мгновенно охватила паника. Каждый думал только о том, как поскорее выбраться из этого пекла.

Греки одержали полную победу. Византийские историки сообщают, что Игорю удалось спастись едва ли с десятком ладей.

Церковный раскол

В Константинополе не раз заседали Вселенские соборы, спасавшие христианскую Церковь от губительных расколов. Но однажды там произошло событие совсем другого рода.

15 июля 1054 года перед началом богослужения в собор Святой Софии вошел кардинал Гумберт в сопровождении двух папских легатов. Пройдя прямо в алтарь, он обратился к народу с обвинениями против константинопольского патриарха Михаила Керулария. В конце речи кардинал Гумберт положил на престол буллу о его отлучении и покинул храм. На пороге он символически отряхнул прах со своих ног и произнес: «Видит Бог и судит!» С минуту в церкви царило полное безмолвие. Затем поднялся всеобщий гвалт. За кардиналом побежал диакон, умоляя его взять буллу назад. Но тот отвел протянутый ему документ, и булла упала на мостовую. Ее отнесли патриарху, который распорядился обнародовать папское послание, а следом отлучил самих папских легатов. Возмущенная толпа едва не растерзала посланцев Рима.

Вообще говоря, Гумберт приехал в Константинополь совсем для другого дела. В то время как Риму, так и Византии сильно досаждали обосновавшиеся в Сицилии норманны. Гумберту было поручено договориться с византийским императором о совместных действиях против них. Но с самого начала переговоров на первое место выдвинулся вопрос о конфессиональных разногласиях между римской и константинопольской церквями. Император, который был крайне заинтересован в военно-политической помощи Запада, не смог утихомирить разбушевавшихся попов. Дело, как мы видели, кончилось скверно — после взаимного отлучения константинопольский патриарх и римский папа больше не желали знать друг друга.

Позже это событие получило название «великого раскола», или «разделения Церквей» на западную — католическую и восточную — православную. Разумеется, его корни лежали гораздо глубже XI века, а губительные последствия сказались далеко не сразу.

Русские паломники

Столица православного мира — Царьград (Константинополь) — была хорошо знакома русским людям. Сюда приезжали купцы из Киева и других городов Руси, здесь останавливались паломники, идущие на Афон и в Святую землю. Один из районов Константинополя — Галата — даже назывался «русским городом», — так много тут жило русских путешественников. Один из них, новгородец Добрыня Ядрейкович, оставил интереснейшее историческое свидетельство о византийской столице. Благодаря его «Сказанию о Царьграде» мы знаем, каким застал тысячелетний город крестоносный погром 1204 года.

Добрыня посетил Царьград весной 1200 года. Он детально осмотрел монастыри и храмы Константинополя с их иконами, мощами и реликвиями. По подсчетам ученых, в «Сказании о Царьграде» описано 104 святыни столицы Византии, причем так основательно и точно, как их не описывал никто из путешественников более позднего времени.

Весьма любопытен рассказ о чудесном явлении в Софийском соборе 21 мая, которому, как уверяет Добрыня, он лично был свидетель. Вот что произошло в тот день: в воскресенье перед литургией на глазах молящихся золотой запрестольный крест с тремя горящими лампадами чудесным образом поднялся сам собой в воздух, а затем плавно опустился на свое место. Греки восприняли это знамение с ликованием, как знак милости Божией. Но по иронии судьбы спустя четыре года Константинополь пал под ударами крестоносцев. Это несчастье заставило греков переменить взгляд на толкование чудесного знамения: теперь стали думать, что возвращение святынь на место предвещало возрождение Византии после падения государства крестоносцев. Позднее сложилось предание, что накануне взятия Константинополя турками в 1453 году, и тоже 21 мая, чудо повторилось, но на этот раз крест с лампадами навсегда взвились в небо, и это знаменовало уже окончательное падение Византийской империи.

Первая капитуляция

На Пасху 1204 года Константинополь оглашали только стенания и плач. Впервые за девять веков в столице Византии орудовали враги — участники IV Крестового похода.

Призыв к захвату Константинополя прозвучал еще в конце XII века из уст папы Иннокентия III. Интерес к Святой земле на Западе в то время стал уже охладевать. Но крестовый поход против православных схизматиков — это было свежо. Мало кто из западноевропейских государей устоял перед соблазном пограбить богатейший город мира. Венецианские корабли за хорошую мзду доставили орду крестоносных громил прямо под стены Константинополя.

Штурм крестоносцами стен Константинополя в 1204 году. Картина Якопо Тинторетто, XVI век

Город был взят штурмом в понедельник 13 апреля и подвергся тотальному ограблению. Византийский летописец Никита Хониат возмущенно писал, что даже «мусульмане более добры и сострадательны по сравнению с этими людьми, которые носят на плече знак Христа». Неисчислимое количество мощей и драгоценной церковной утвари было вывезено на Запад. По оценкам историков, и по сей день до 90% самых значимых реликвий в соборах Италии, Франции и Германии составляют святыни, вывезенные из Константинополя. Величайшая из них — так называемая Туринская плащаница: погребальная пелена Иисуса Христа, на которой запечатлелся Его лик. Сейчас она хранится в соборе итальянского Турина.

На месте Византии рыцари создали Латинскую империю и ряд других государственных образований.

Раздел Византии после падения Константинополя

В 1213 году папский легат закрыл все церкви и монастыри Константинополя, а монахов и священников заточил в темницы. Католическое духовенство вынашивало планы настоящего геноцида православного населения Византии. Настоятель собора Парижской Богоматери Клод Флери писал, что греков «нужно истребить и населить страну католиками».

Этим планам, к счастью, не суждено было осуществиться. В 1261 году император Михаил VIII Палеолог почти без боя вернул себе Константинополь, положив конец латинскому владычеству на византийской земле.

Новая Троя

В конце XIV-начале XV веков Константинополь пережил самую длительную в своей истории осаду, сравнимую разве что с осадой Трои.

К тому времени от Византийской империи остались жалкие клочки — сам Константинополь да южные районы Греции. Остальное захватил турецкий султан Баязид I. Но независимый Константинополь торчал у него как кость в горле, и в 1394 году турки взяли город в кольцо осады.

Император Мануил II обратился за помощью к сильнейшим государям Европы. Кое-кто из них откликнулся на отчаянный призыв из Царьграда. Из Москвы, правда, прислали только деньги — московским князьям хватало своих забот с Золотой Ордой. А вот венгерский король Сигизмунд смело отправился в поход против турок, но 25 сентября 1396 года был наголову разбит в сражении у Никополя. Несколько удачнее действовали французы. В 1399 году полководец Жоффруа Букико с тысячью двумястами воинов прорвался в Константинополь, усилив его гарнизон.

Однако настоящим спасителем Константинополя стал как ни странно Тамерлан. Конечно, великий хромец меньше всего думал о том, чтобы сделать приятное византийскому императору. С Баязидом у него были свои счеты. В 1402 году Тамерлан разбил Баязида, захватил его в плен и посадил в железную клетку.

Сын Баязида Сулим снял восьмилетнюю осаду с Константинополя. На начавшихся вслед за тем переговорах византийский император сумел выжать из ситуации даже больше, чем она могла дать на первый взгляд. Он потребовал возвращения ряда византийских владений, и турки безропотно согласились на это. Более того, Сулим принес императору вассальную клятву. Это было последним историческим успехом Византийской империи — но зато каким! Чужими руками Мануил II вернул себе значительные территории, и обеспечил Византийской империи еще полвека существования.

Падение

В середине XV века Константинополь все еще считался столицей Византийской империи, а ее последний император, Константин XI Палеолог, по иронии судьбы носил имя основателя тысячелетнего города. Но то были лишь жалкие руины некогда великой империи. Да и сам Константинополь давно утратил столичный блеск. Его укрепления были полуразрушены, население ютилось в ветхих домах, и только отдельные постройки — дворцы, церкви, ипподром — напоминали о былом величии.

Византийская империя в 1450 г.

Такой вот город, или скорее исторический призрак, 7 апреля 1453 года осадила 150-тысячная армия турецкого султана Мехмета II. В Босфорский пролив вошло 400 турецких кораблей.

29-й раз за свою историю Константинополь подвергался осаде. Но никогда еще опасность не была столь велика. Турецкой армаде Константин Палеолог мог противопоставить всего 5000 солдат гарнизона и около 3000 венецианцев и генуэзцев, откликнувшихся на призыв о помощи.

Панорама «Падение Константинополя». Открыта в Стамбуле в 2009 г.

На панораме изображено примерно 10 тысяч участников битвы. Общая площадь холста — 2 350 кв. метров при диаметре панорамы в 38 метров и 20-метровой высоте. Символично и место её расположения: неподалеку от Пушечных ворот. Именно рядом с ними была пробита брешь в стене, которая решила исход штурма.

Тем не менее, первые приступы со стороны суши не принесли туркам успеха. Неудачей закончилась и попытка турецкого флота прорвать цепь, преграждавшую вход в бухту Золотой Рог. Тогда Мехмет II повторил маневр, который некогда доставил князю Олегу славу покорителя Царьграда. По приказу султана османы соорудили 12-километровый волок и перетащили по нему в Золотой Рог 70 кораблей. Торжествующий Мехмет предложил осажденным сдаться. Но те ответили, что будут стоять насмерть.

27 мая турецкие орудия открыли ураганный огонь по городским стенам, пробив в них огромные бреши. Два дня спустя начался последний, общий штурм. После ожесточенной схватки в проломах турки ворвались в город. Константин Палеолог пал в бою, сражаясь как простой воин.

Официальный ролик панорамы «Падение Константинополя»

Несмотря на причиненные разрушения, турецкое завоевание вдохнуло в умиравший город новую жизнь. Константинополь превратился в Стамбул — столицу новой империи, блистательной Османской Порты.

Утрата столичного статуса

470 лет Стамбул был столицей Османской империи и духовным центром исламского мира, поскольку турецкий султан являлся одновременно и халифом — духовным владыкой мусульман. Но в 20-х годах прошлого века великий город утратил свой столичный статус — надо полагать, навсегда.

Причиной тому послужила Первая мировая война, в которой издыхавшая Османская империя имела глупость выступить на стороне Германии. В 1918 году турки потерпели от Антанты сокрушительное поражение. Фактически страна утратила независимость. Севрский договор 1920 года оставил Турции лишь пятую часть ее прежней территории. Дарданеллы и Босфор объявлялись открытыми проливами и подлежали оккупации вместе со Стамбулом. В турецкую столицу вошли англичане, в то время как греческая армия захватила западную часть Малой Азии.

Однако в Турции нашлись силы, не пожелавшие смириться с национальным унижением. Национально-освободительное движение возглавил Мустафа Кемаль-паша. В 1920 году он провозгласил в Анкаре о создании свободной Турции и объявил недействительными подписанные султаном договоры. В конце августа-начале сентября 1921 года между кемалистами и греками произошло крупное сражение на реке Сакарье (в ста километрах к западу от Анкары). Кемаль одержал убедительную победу, за которую получил звание маршала и титул «Гази» («Победитель»). Войска Антанты были выведены из Стамбула, Турция получила международное признание в ее нынешних границах.

Правительство Кемаля провело важнейшие реформы государственного строя. Светская власть была отделена от религиозной, султанат и халифат ликвидированы. Последний султан Мехмед VI бежал за границу. 29 октября 1923 года Турция была официально провозглашена светской республикой. Столицу нового государства перенесли из Стамбула в Анкару.

Потеря столичного статуса не вычеркнула Стамбул из списка великих городов мира. Сегодня — это крупнейший мегаполис Европы с населением в 13,8 миллионов человек и бурно развивающейся экономикой.

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.
Звякнуть копеечкой на поддержание штанов автору можно через
Яндекс-деньги
41001947922532
или
Сбербанк
5336 6901 8581 0944
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!

Выбор места для отдыха дело не легкое. Для того чтобы найти наиболее подходящий вариант, надо интересоваться историей и особенностями климата разных уголков мира. Но есть и беспроигрышные предложения. Например, мегаполис на двух континентах. Стамбул – город, который со временем стал почти полностью мусульманским. Там много , а о том, что много столетий тому назад на его месте стояла столица Византийской империи — Константинополь – напоминают лишь некоторые сохранившиеся христианские святыни и такие объекты, как например, музей мозаики на месте Большого императорского дворца или .

Куда пойти, выбирать вам, но помните, что в любом случае отпуск в Стамбуле принесет позитивные эмоции и позволит узнать много нового.

Большой дворец в Стамбуле — история

Большой императорский дворец в Константинополе (тур. Buyuk Saray) — основная резиденция византийских императоров и символический центр империи от Константина Великого до Алексия I. Он выполнял свою основную функцию на протяжении восьми сотен лет, и все это время подвергался реконструкциям. Вначале при Константине Великом в IV веке построили ядро дворцового комплекса дворец Дафна . Он напоминал несколько других подобных императорских зданий, построенных в период Тетрархии.

Второй период в развитии Большого императорского дворца — VI век, царствование Юстиниана I и Юстина II. После восстания Ника в 532 году Юстиниан вынужден был отстраивать здания, потерпевшие в результате беспорядков, а это повлекло за собой перестройку северной стороны дворца. Юстину II приписывают возведение тронного зала Chrysotriklinos , великолепное убранство которого было завершено при Тиберии (578-582). Chrysotriklinos стал новым церемониальным залом дворца. Этот же император построил еще два зала возле Chrysotriklinos и стену на южной стороне дворца.

Следующий важный этап истории Большого дворца относится к временам императора-иконоборца Феофила (829-842) и продолжался при Михаиле II, Василии I и Льве VI. При Василии I появилась пятиглавая церковь Неа Экклесиа . Среди его идей также были два новых зала :

  • Kainourgion
  • и Pentakoubiklon.

А также большой корт Tzykanisterion . Льву VI приписывают строительство бань . Позже объемы строительства в пределах Большого дворца Константинополя стали гораздо меньше. При Никифоре II Фоке (963-969) появилась еще одна линия оборонительных стен .

Алексий I Комнин (1081-1118) перенес императорскую резиденцию. В Большом дворце все же продолжали проводить некоторые церемонии. Там даже появились новые постройки. Так при Мануиле I (1143-1180) возвели два зала :

  • Manouelites
  • и Mouchroutas. Mouchroutas был выполнен персидским зодчим, был украшен росписями и золочеными потолками.

В 1204-1261 гг. Большой дворец также использовался, но в результате был ограблен. Палеологи (1261-1453) не пытались восстановить медленно разрушающийся комплекс. В 1489-1490 гг. взорвался хранившийся там порох, это привело к исчезновению большей части дворцовых построек.

Знаменитые мозаики Большого дворца были найдены во время раскопок в 1933 году на территории . Позже в 1950-х годах после новых археологических находок подобного рода было принято решение построить там Музей мозаики (тур. Mozaik Müzesi) . В 1987 г. вместо старого ненадежного деревянного здания музея появилось более современное, которое модернизировали в 2012 г. На данный момент объект находится в подчинении музея .

Большой дворец — описание

Большой дворец Константинополя , также известный как Священный дворец , был византийским аналогом , расположенного в . Это большой комплекс зданий с садами и видом на Мраморное море. Дворец находился почти на трапециевидной территории, размером шесть соте

Н метров на полкилометра. На западе комплекса находился Ипподром, на севере – Сенат.

Благодаря скудным археологическим данным, изучены составляющие части дворцового комплекса, крупнейшим из которых является зал с великолепными напольными мозаиками. По своим масштабам Большой дворец напоминал город с многочисленными постройками, портами, бульварами, террасами, пандусами и лестницами, садами, фонтанами. Как уже говорилось, вся западная сторона Большого дворца выходила к Ипподрому, поэтому там находились так называемые кафизмы с императорской ложей для просмотра гонок.

Дворец имел :

  • семь перистилей (сени),
  • восемь внутренних дворов,
  • четыре церкви,
  • девять часовен,
  • девять молелен (баптистерии),
  • четыре гауптвахты,
  • три большие галереи,
  • пять залов для приемов,
  • три столовые,
  • десять покоев для членов императорского дома,
  • семь второстепенных галерей,
  • три аллеи,
  • библиотеки,
  • арсенал,
  • открытые террасы,
  • манеж,
  • две бани,
  • восемь отдельных дворцов,
  • сады и гавани.

В Музее мозаики в Стамбуле хранится коллекция находок, обнаруженных во время раскопок Большого дворца. Там сегодня размещаются настенные украшения эпохи византийского императора Юстиниана I. Они были найдены британскими археологами из шотландского университета Сент-Эндрюс. Эти экспонаты представляют собой самый крупный и самый красивый пример ландшафтной мозаики поздней античности. Исключительное качество изготовления указывает, вероятно, на то, что ее делали в императорской мастерской, где трудились лучшие ремесленники со всех концов Византийской империи. Подсчитано, что для создания одного метра квадратного подобной красоты требовалось около 40 000 разных кубиков.

В музее находится около девяти десятков различных мозаик. На них изображены сцены из жизни людей, мифологические сюжеты.

Где в Стамбуле находился Большой дворец и как добраться до Музея мозаик

Большой дворец располагался в историческом центре современного Стамбула, в , недалеко от площади Султанахмет в Стамбуле, на базаре Араста.

Большой Императорский дворец (Священный дворец) - дворцовый комплекс, располагавшийся в I-ом регионе Константинополя юго-западней ипподрома и южней храма Св.Софии.

Начал возводиться в 324 году императором Великим (306-337 гг.) и открыт в день официального основания Второго Рима 11 мая 330 года.

Практически до начала XIII века, т.е. в течение почти девятиста лет, перестраивался и расширялся. Максимальное расширение произошло при Василии I Македонянине (867-886 гг.), а крупнейшее позднее возведенное сооружение - Новый Верхний дворец (Х век), объединенное с Вуколеоном единой системой укреплений и ставший цитаделью в цитадели.

Первоначально имел фору неправильного семиугольника (форма которого позже, при его расширении, была, примерно, сохранена) граничащего на севере с Августеоном и банями Зевксиппа, на западе - с ипподромом, на юге, и юго-востоке склонами холмов, спускающихся к пропонтидскому участку морских стен, и на востоке - городскими кварталами. Вся территория была обнесена стенами с многочисленными башнями, в т.ч., проездными. Большой дворец соединялся с ипподромом, кафисма которого, фактически, являлась его составной частью и с храмом Св.Софии.

Позже, роль его южных и юго-западных стен стали играть городские морские стены.

Комплекс являл собой автономный район города, предназначенный для проживания имератора со своей семьей, дворцового гарнизона и обсуживающего персонала.

Внутреннее пространство занимали дворцы, в т.ч.: Халка (330 г.), Сигма (между 823 и 843 гг.), Дафна (330г.), Трулло (IV век.) , Триконх (между 829-841 гг.), Вуколеон (между 419 и 450 гг.), Новый Верхний дворец (до 967 г.), Лавсиак (до 812 г.), Скила (330 г.), Камил, Месопат и Мусик (все три - между 829-841 гг.), Эрос (330 г.), Юстиниан (694 г.), Кенургий, Пентакувикл и Орел (все - между 866 и 885 гг.); церкви -Св.Стефана (330г.), Св.Феодора Тирона (V век), Св. Агафии (IV век), Св. Агафоника, вошедшая во дворцовый комплекс при Василии I (330 г.), Богородицы (Фаросская)(IV век), Свв. Апостолов (IV век), Архангела Михаила (между 829 и 841 гг.), Новая церковь (между 866 и 885 гг.), Св. Ильи Пророка (до 865 г.), Св. Петра; часовни, в т.ч. Св. Павла (между 866-885 гг.), Св. Анны, дворцовая (между 867 и 911 гг.), Св.Климента (между 866 и 885 гг.) и другие; сады, крупнейший из которых - Месокипий (между 866 и 885 гг.), открытые искусственные водоемы и цистерны; хозяйственные, служебные постройки и казармы. Имелись специальные дворы для общения с представителями партий ипподромов. Очень часто к более раннему дворцу пристраивалось новое здание, либо несколько новых залов. Названия дворцовых сооружений могли происходить от названий залов в них расположенных (Дафна); либо название основного зала во дворцах носили названия самих сооружений (Сигма).

Кроме того комплекс имел: тюрьмы - Халка, Слоновья, Нумер и Вуколеона; Циканистр - ипподром для поло - конной игры в мяч; несколько бань; свои собственные мастерские; арсенал (Эрос); пристань (скалу) Вуколеон и библиотеку.

На территории комплекса располагался Фарос - городской маяк (между 566 и 577 гг.), при императоре Михаиле III (840-867 гг.) ставший служить и конечной станцией светового телеграфа. Для удобства здания и сооружения соединялись крытыми галереями, либо были окружены портиками. Имелись водопровод и канализация с водяным смывом нечистот.

Дворцовые постройки, церкви, часовни, галереи и портики, а также своды ряда проездных ворот были украшены изумительными мозаиками, росписями, мрамором и цветным камнем. В интерьерах широко применялись витражи, бронза, серебро и золото. Крыши многих зданий были крыты свинцом и золоченной бронзой. В садах и дворах имелись многочисленные замысловатые фонтаны. Высаживались экзотические виды растений, разводились экзотические виды птиц. Кроме открытых водоемов существовали небольшие пруды из ртути, в которых плавали копии водоплавающих птиц. Комплекс Большого дворца был наполнен статуями, свезенными и свозимыми со всей империи.

Захват крестоносцами Константинополя в 1204 году положил начало конца Большого дворца: дворцовые церкви и часовни были разграблены; металлические статуи, элементы декора и кровли - переплавлены; плиты пола, облицовки и колонны выламывались и продавались на Запад.

В 1261 году, после освобождения города от оккупантов, комплекс, как и весь Константинополь представлял удручающее зрелище. Практически, кроме нескольких восстановленных церквей и сооружений, Большой дворец, вплоть до захвата города турками, не восстанавливался.

После падения империи в 1453 году, уцелевшие церкви на его территории были превращены в мечети. Турки также использовали некоторые участки его стен при возведении Топкапы - резиденции султана.

В настоящее время на территории комплекса Большого императорского дворца имеются несколько бывших церквей в той или иной степени сохранности, несколько руин и Музей мозаик, обнаруженных во время немногочисленных раскопок, а также изолированные популяции экзотических птиц.

СВЯЩЕННЫЙ ДВОРЕЦ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

«О, как величествен и прекрасен град Константинополь! Сколько здесь храмов и дворцов, воздвигнутых с дивным искусством! Утомительно одно перечисление всевозможных здешних богатств, злата, серебра, священных реликвий». Так воспевал Константинополь капеллан Фульхер из Шатра, шедший с крестоносцами из Северной Франции.

Город основали греческие колонисты еще в VII веке до нашей эры, но потом римский император Септимий Север после трехлетней осады взял Византию (в 196 году до нашей эры) и разрушил город, правда, вскоре по его же приказу он был восстановлен. В 330 году император Константин решил перенести сюда столицу Римской империи, которую назвал Новым Римом. Однако название это не прижилось, и город стал называться Константинополем.

Константинополь, действительно, был прекрасен. Как и Рим, он раскинулся на семи холмах: его широкие улицы с открытыми галереями, большие площади с колоннами и статуями, великолепные храмы и дворцы восхищали всех, кому доводилось побывать в нем.

И среди них Священный дворец византийских императоров, который называли также Большим, или Великим. Священным дворцом византийских императоров обыкновенно называлась совокупность всех дворцовых зданий, находившихся на юге от храма Святой Софии и на востоке от Ипподрома. Однако в придворном уставе императора Константина Багрянородного указываются только те здания, которые прилегали или вели к Золотой палате (Хрисотриклиону) и входили в комплекс царских жилищ - в противоположность другим зданиям дворцового ансамбля (например, дворцам Магнавра или Дафна).

Предположительно развалины Священного дворца можно было видеть еще в начале XX века. Тогда с северной стороны города, где начиналась стена Ираклия, возвышалось византийское здание XI века.

Правда, в начале XX века эти развалины были известны уже под названием Текфур-Сарай - дворец Палеологов.

Священный дворец сначала был оставлен, а потом и вовсе заброшен императором Эммануилом Комненом, который в 1150 году избрал своей резиденцией Влахерн, существенную часть которой исоставлял Текфур-Сарай. Священный дворец со временем пришел внегодность, обветшал и разрушился, а остатки его использовались на строительство других сооружений. Так что завоевавшие Константинополь турки скорее всего не застали даже следов его.

Большой дворец византийских императоров - трехэтажное здание, но он был настолько выше внешних и внутренних стен города, что первые два его этажа по высоте своей равнялись этим стенам, а третий был гораздо выше.

Размерами и роскошью огромного дворца не могли надивиться многие средневековые писатели: он один с окружающими его стенами занимал все пространство между морем и Ипподромом. В комплекс дворцовых сооружений входили сады, часовни, дворы, галереи, казармы, жилища для императорской свиты и слуг.

Большой дворец византийских императоров вместо монументальных зданий имел множество маленьких и разделялся на три главные части: Халка, Дафна и собственно Священный дворец. Халка состояла из целого ряда комнат, а вход в нее шел через железные двери. В этой части дворца размещались трибунал Лихна, приемный зал, большой парадный зал, большой консисторий, несколько церковных зданий и три гауптвахты.

Между Халкой и Дафной размещалась столовая на 19 лож, в которой и происходили официальные пиршества. Зал был разделен на две части, которые освещались сверху: одна - для императора, другая - для приглашенных. Вторая часть вмещала до трехсот гостей, которые в дни больших праздников пиршествовали лежа, как то было принято в античном мире. Еду гостям подавали исключительно на золотой посуде, а фрукты в таких тяжелых золотых вазах, что переносить их слуги не могли, а просто передвигали на тележках.

В той части Большого дворца, которая называлась Дафной, располагалось много церковных зданий и залы для официальных собраний.

Сам Священный дворец с наружной стороны был выстроен из кирпича вперемежку с полосами светлого мрамора, а все соединительные помещения дворца, притолоки окон и дверей, колонны икапители - из белесоватого мрамора. Вход в Священный дворец вел через Медные ворота. Сама резиденция византийских императоров, заключавшая в себе множество апартаментов и залов и соединенная несколькими зданиями с Ипподромом, находилась со стороны моря. В нее входили Жемчужный зал, Овальный зал, Зал Орла и многие другие.

С другой стороны резиденция монархов при помощи террас и галерей сообщалась с дворцом Магнавра; на берегу моря стоял дворец Буколеон, который с морем соединялся искусственным сооружением посредством молов и бассейна, к которому спускалась мраморная лестница. На противоположной возвышенности находился маяк, где помещался учрежденный Феофилом (по другим источникам - Львом Философом) наблюдательный «телеграфный» пост, который при помощи особой системы огней сообщал новости по всей империи - от столицы до границ.

Тронным залом императорского дворца являлась Золотая палата, в которой в VII–XII веках полностью совершалась, начиналась или завершалась большая часть придворных обрядов. Здесь византийские императоры ежедневно принимали чиновников и чаще, чем в других тронных залах, - послов и знатных иностранцев. В Золотой палате производили в чины и должности, в ней давались пиры и обеды, здесь же начинались и оканчивались выходы императоров в храмы и другие тронные залы.

Золотая палата непосредственно примыкала к жилым покоям византийских царей и их семейств, поэтому она и являлась самым удобным залом для ежедневных приемов сановников и для совершения обычных обрядовых действий. Царю стоило только выйти из своих покоев, и он уже оказывался в тронном зале, между тем как другие тронные залы находились от царских покоев довольно далеко, разделялись несколькими переходами и другими зданиями.

Возведение Золотой палаты ученые обычно относят ко времени правления императора Юстина II Курополата, который взял за образец тронного зала храм Святых Сергия и Вакха. Этот храм считался одним из самых изящных сооружений, воздвигнутых великим царем-строителем Юстинианом I.

Золотая палата представляла собой восьмиугольный зал, увенчанный куполом с 16 окнами. На восьми сторонах палаты находилось восемь апсид, соединявшихся между собой. Апсида напротив входа закрывалась двумя серебряными дверями, на которых былиизображены Иисус Христос и Богоматерь.

Во время торжественных приемов, когда народ только еще входил в Золотую палату, двери этой апсиды оставались закрытыми.

Потом они растворялись, и в глубине апсиды появлялся император, одетый в пурпурный плащ, украшенный драгоценными камнями. Собравшийся народ в благоговении мгновенно падал ниц.

Восточная арка Золотой палаты была обширнее других и заканчивалась нишей, в которой на возвышении от пола располагался великолепный царский трон, на котором императоры Византии восседали во время особо торжественных приемов. Было здесь и несколько более простых и менее роскошных переносных кресел, на которые цари усаживались во время обычных ежедневных и других простых приемов. Однако даже этим простым приемам придавалась та или иная степень важности - в зависимости от того, как был одет император и на какое из боковых кресел он садился.

В восточной нише Золотой палаты, кроме трона и царских кресел, находилась икона Спасителя, перед которой цари ежедневно молились при выходе из своих покоев в Тронный зал и перед выходом из него в свои покои после приемов, выражая свою покорность и благоговение перед Царем Царей.

В восточной стороне Хрисотриклиона было несколько дверей, которые вели на прилегающий к нему дворик, представлявший со бой открытую площадку. Эти двери, как и вообще все двери в Тронном зале, были отделаны серебром и потому назывались Серебряными. Когда цари проходили через них, обе их половинки держали два кувикулярия.

В западной стороне Тронного зала тоже были двери, в которые вводили новокрещенных детей, где царь и христосовался с ними в среду пасхальной недели.

В центре потолка Золотой палаты висело большое паникадило, похожее на люстру. Как и другие залы Священного дворца, Хрисотриклион освещался маслом, горевшим в паникадилах. Например, во время приема сарацинских послов в каморах были повешены серебряные паникадила, а центральное украшено драгоценными резными камнями.

Маслом для освещения заведовал главный сторож и ключник Священного дворца, под началом которого (кроме помощника, заведовавшего царским парадным гардеробом) находились еще несколько сменных диэтариев. В открытых двориках (илиаках) вокруг императорской резиденции располагались площадки с фонтанами посредине. Фонтаны эти назывались фиалами, они выливали довольно значительную струю воды в большие великолепные чаши. Площадки с фонтанами были весьма обширных размеров, и во время торжественных праздников - царских приемов или скачек на Ипподроме - они могли вместить очень много гостей.

С южной стороны к Хрисотриклиону примыкали покои царя и царицы. В китон императора вели серебряные двери, а сами покои были художественно и роскошно отделаны великолепными мозаичными изображениями и картинами.

Другая большая тронная палата Священного дворца - это зал Магнавра, устроенный так же, как и другие тронные залы. В восточной стороне зала Магнавра тоже находилась ниша, пол которой был поднят на несколько ступеней выше, чем пол всего зала.

Византийские императоры окружали себя сказочной роскошью. В главном зале дворца Магнавра во время приема иностранцев рас кладывались все сокровища их казны - драгоценности и шитые золотом парадные одежды.

В глубине зала находился золотой трон императора, перед которым на ступеньках лежали два льва, изваянные из золота. За троном стояло золотое дерево, на ветвях которого сидели разноцветные птицы, искусно сделанные из золота и эмали.

Под звуки органа и пение хора появлялся император в золотых одеждах и увешанный драгоценностями. Чтобы еще больше поразить иностранных гостей в тот момент, когда они входили в зал, птицы на золотом дереве взмахивали крыльями, а львы поднимались и глухо рычали. В то время, когда посол лежал распростершись(согласно этикету) перед троном, отдавая почести владыке Византии, император вместе с троном возносился кверху, а затем спускал ся уже в другом одеянии.

Из книги Тунис. Путеводитель с мини-разговорником автора Кёте Фридрих

***Кайруан Священный город Ряд чудесных событий указал арабскому военачальнику Окбе ибн-Нафи в 670 г. место посреди степей центральной части Туниса, где он разбил свой лагерь и тем самым стал основателем будущего Кайруана. Сегодня Кайруан насчитывает 100 000 жителей.

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора Душенко Константин Васильевич

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (ок. 344–407) епископ Константинополя, один из Отцов Церкви Вступать или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство. * * * Не говорим, будто все зло оттого, что едим и пьем: не

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

СВЯЩЕННЫЙ АШШУР История Ассирии начинается с того времени, когда наместник царей III династии Ура поселился в Ашшуре - древнем городе-святилище одноименного бога, от которого Ассирия и получила свое имя. Название города Ашшур (Ассур) встречалось исследователям во многих

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ДВОРЕЦ ЦАРЯ МИНОСА НА КРИТЕ Кносский дворец. Середина II тысячелетия до н. э На самом большом острове Средиземного моря - Крите - располагался город Кносс, находившийся от моря в четырех километрах и занимавший площадь 1800х1500 метров.В Кноссе величайший афинский художник,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

СТАРЫЙ ЗАМОК В БЕРЛИНЕ - ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ Дворец Республики и Собор История сооружения этого дворца начинается в 1443 году, когда на берегах Шпрее для курфюрста Фридриха II был возведен замок. Впоследствии этот дворец перестраивался, и в XVI веке он представлял собой

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

Из книги 100 великих битв автора Мячин Александр Николаевич

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Большой дворец и Малый дворец Чуть в стороне от Елисейских Полей, между площадями Рон-Пуэн (Rond-Point des Champs-Elys?es) и Согласия, видны здания двух выставочных залов – неоклассического Большого дворца (Grand Palais), со стеклянной крышей и колоннами, и Малого дворца (Petit Palais). Оба были

Из книги Я познаю мир. Чудеса света автора Соломко Наталия Зоревна

Взятие Константинополя (1453 год) К середине XV века Византийская империя представляла собой небольшое государство, которое окружали владения Османской империи. Фактически ее дальнейшее существование зависело от поддержки со стороны европейских католических монархий.

Из книги Как выжить и победить в Афгане [Боевой опыт Спецназа ГРУ] автора Баленко Сергей Викторович

Священный колодец бога Ум-Чака Из этого огромного естественного колодца в карстовой воронке древние майя, несмотря на засуху, никогда не брали воду для орошения или питья. Священный колодец в Чичен-Ице был местом религиозного паломничества, сюда приходили, чтобы

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

Священный град Иерусалим Говорят, что Иерусалим, расположенный на песчаниковых скалах в горах Иудеи, был избран Богом для того, чтобы дать людям Закон. С его холмов проповедовали пророки и Христос. Для всех верующих история начинается здесь - в Священном городе

Из книги Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства автора Коровина Елена Анатольевна

Священный бык в Майсуре Этот огромный каменный бык вот уже много столетий лежит на холме возле древнего индийского города Майсур и пользуется большим почетом и благоговейным уважением. Зовут быка Нанди. Рядом с ним почти всегда кто-нибудь молится. Надо сказать, что в

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги автора

Из книги автора

Священный блеск, защищающий жизнь И вот тогда, как повествуют старинные Веды, древнеиндийские мудрецы обратились к богине Дурге. Ее имя переводится с санскрита как «труднодоступная», но одновременно и «непобедимая», ибо именно ей древние боги Индии дали волшебное оружие

Понравилось? Лайкни нас на Facebook