Как добраться из берлина в потсдам самостоятельно. Найти поезд берлин - потсдам. Из Потсдама в Берлин поездом

Берлину с юго-западной стороны. Главный железнодорожный вокзал - к юго-востоку от центра города за рекой Хафель. В городе есть еще 2 станции - Charlottenhof и Sanssouci, они находятся ближе к парку Сан-Суси и ко всем дворцам, однако на них останавливаются только поезда RB (Regional Balm). Большинство людей прибывает в Потсдам из Берлина на поездах RE (Regional Express) или электричке (S-Bahn) маршрутов S3 и S7 на главный вокзал, от которого до дворца Шарлоттенхоф около 2 км пешком.

Туристические офисы

Friedrich-Ebert-Strabe 5, рядом с площадью Alter Markt. Телефон 27 55 80

[email protected] апр.-окт. пн-пт 9.00-19.00, сб до 18.00, вс до 16.00, нояб.-март пн-пт 10.00-18.00, сб-вс 14.00

Здесь можно купить «Berlin-Potsdam WelcomeCard» (48 ч. -16 €, 72 ч. - 22 €), которая дает возможность в течение 72 часов неограниченно пользоваться общественным транспортом, а также бесплатно или со скидкой посещать многие достопримечательности как в Потсдаме, так и в Берлине. Туристический офис Сан-Суси около старой ветряной мельницы напротив дворца Сан-Суси.

Телефон 969 42 00

апр.-окт. ежедн. 8.30-17.00 ост. вр. года 9.00-16.00

Предоставляет информацию о дворцах парка Сан-Суси.

Как добраться

Поезд

Берлин (Berlin): S-Bahn, S1, 6 раз в час; Берлин, аэропорт Шёнефельд (Schonefeld): Ганновер (Hannover): 1-3 раза в час, 2,5 ч., от 42 €; Лейпциг (Leipzig): 1-3 раза в час, 2,5 ч., от 22 €.

Автобус

Автостанция

Рядом с главным ж/д вокзалом (с южной стороны). Берлин (Berlin): № 638 от ратуши в Шпандау, 5.00-19.00,1 раз в час; Берлин, аэропорт Шёнефельд (Schonefeld): № 602.

Чтобы попасть в Бабельсберг (Babelsberg) из Берлина, нужно ехать электричкой (S-Bahn): S7, до ст. «Babelsberg» (т.е. не доезжая одну остановку до главного вокзала в Потсдаме), далее авт. № 694 до ост. «Ahornstrabe». Можно также выйти на предыдущей ст. «Griebnitzsee» и затем авт. № 696 до ост. «Drewitz».

Чтобы попасть во дворец Цецилиенхоф (Schloss Cecilienhof) из Берлина, нужно ехать электричкой

Городской транспорт

Потсдам попадает в пределы берлинской городской железной дороги (S-Bahn). Также в городе есть трамваи и автобусы. Все маршруты сходятся на мосту Ланге-Брюкке (Lange Brucke) у главного железнодорожного вокзала. Потсдам входит в зону С транспортного пространства Берлина. Стоимость проезда практически такая же, как в столице. Следует знать: в Потсдаме параллельно действует и другая транспортная система - fuer Potsdam und Umland (ohne Stadt Berlin) - с тремя своими зонами, которые находятся в пределах города и его окрестностей. В ней билеты немного дешевле, чем в Берлине.

Из истории

В Х в. на месте Потсдама было славянское поселение. В XIII в. он вошел в состав Бранденбургского маркграфства и в начале XIV в. получил городские права. В XVII в. Потсдам становится резиденцией Гогенцоллернов, превративших его в город-гарнизон. С XVIII в. Потсдам - вторая, после Берлина, Резиденция прусских королей, место Проведения военных парадов и смотров. Эта отличительная черта сохранилась за ним до середины XX в.

С 17 июля по 2 августа 1945 г. во дворце Цецилиенхоф (Schloss Cecilienhof) проходила историческая конференция глав правительств стран-победительниц: СССР, США и Великобритании («Потсдамская конференция»), в ходе которой была окончательно согласована система четырехсторонней оккупации Германии. Потсдамская конференция подтвердила передачу Советскому Союзу 1/ 3 части территории Пруссии с ее бывшей столицей г. Кенигсбергом (с 1949 г. Калининград).

Во время Второй мировой войны, в результате англо-американских бомбардировок в Потсдаме было разрушено более трети всех зданий, но многие здания и архитектурные сооружения восстановлены в первоначальном виде. В 1990 г. дворцы и парки Потсдама включены в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

В Потсдаме родился Б.С. Якоби (1801-1874) - русский физик и изобретатель в области электротехники.

В городе работает научно-исследовательский центр ГЕО по проблемам Земли, ученые, в частности, изучают изменения климата.

По городу

Панорама Потсдама неповторима: река с белыми туристскими кораблями; проходящие по мостам поезда; дворцы, церкви, старинные здания; голубые озера, окаймленные зеленью парков и лесов. Это один из самых живописных и интересных городов Германии.

Дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Sanssouci, 1,5 км к северо-западу от ост.S-Bahn "Potsdam Stadt") - загородная резиденция прусского короля Фридриха II (1712-1786). Французское название дано в соответствии с модой времени создания и дословно переводится "Без забот". После завершения строительства и Семилетней войны Фридрих Великий привлек в свое окружение выдающихся мыслителей, государственных мужей, просветителей и даже известного венецианского авантюриста Джакомо Казанову.

Архитектурный ансамбль здесь складывался на протяжении и более 100 лет, различают 4 этапа его создания. Регулярный французский парк, украшенный архитектурными сооружениями периода 1744-1860 гг., также относится к самым замечательным творениям садово-паркового искусства Германии.

Главная аллея от ворот до Нового дворца (Neues Palais) протянулась на 2 км. На одной из площадок, расположенной на Главной аллее, сооружен Большой фонтан, от которого к дворцу Сан-Суси ведут широкие лестницы. Статуи Венеры и Меркурия - копии скульптур Жана Батиста Пигаля (1714-1785).

Первым возведен в самой старой части парка дворец Сан-Суси (арх. Г.В. фон Кнобельсдорф, 1745-1762). Это одна из лучших работ фон Кнобельсдорфа. Дворец представляет собой одноэтажное здание в стиле рококо. Впечатляет богато украшенный фасад и колоннада задней стороны дворца. Внутренние помещения отличаются роскошным убранством. Комната Вольтера хранит воспоминания о великом французском поэте и философе, гостившем при прусском дворе в 1750-1753 гг. В картинной галерее, расположенной с восточной стороны дворца, выставлена живопись преимущественно XVII в.- произведения Рубенса, Ван-Дейка, Тинторетто, Караваджо и др.

Рядом со дворцом - могила Фридриха П. Его гроб был спрятан во время войны 1941-1945 гг. Перезахоронение «Великого Фридриха» состоялось в 1991 г.Рядом находится грот Нептуна . В здании Новых палат (Neue Kammern, арх. Кнобельсдорф, 1747-1748) размещается музей потсдамского рококо. Одна из наиболее старых построек парка - Китайский чайный домик (Chinesisches Teehaus, арх. И.Г. Бюринга, 1754-1756), возведенный по замыслу Фридриха II в. Это экзотическое для Европы здание, очертания которого напоминают листок клевера, украшено с внешней стороны позолоченной лепниной. В нем хранится коллекция китайского фарфора.

Главная аллея, минуя Античный храм (Antikentempel) и Храм дружбы (Freundschaftstempel), ведет к Новому дворцу (Neues Palais), возведенному во второй период строительства Сан-Суси (1763-1769). Фасад дворца заметно перегружен лепным декором, и эта некоторая помпезность здания выдает желание Фридриха II продемонстрировать экономическую мощь государства после затяжной войны. Театральный зал - один из красивейших залов той эпохи. Во дворце много картин, интерес представляет коллекция старинных музыкальных инструментов. Кстати, Фридрих II был отличным флейтистом. За дворцом находятся два здания «Коммун» (Kommuns; 1765-1769),
фальной аркой. Они использовались в хозяйственных целях. Рядом расположен исторический ресторан «Павильон с драконами» (Drachenhaus, 1770).

Третий период строительства (1825) Сан-Суси был ознаменован закладкой большого декоративного сада в юго-западной части парка. Автор проекта - ведущий в то время специалист по садово-парковому искусству архитектор Петер Иозеф Ленне (1789-1866). Во дворце Шарлоттенхоф (Schloss Charlottenhof, арх. К. Ф. Шинкель, классицизм, 1826-1829) особенно интересны вестибюль с фонтаном, кабинет, спальня А.Гумбольта. Примечательно, что комнаты великого путешественника обставлены так, что напоминают походную па латку. С западной стороны к дворцу примыкает ипподром, где находится конная статуя Фридриха II работы скульптора К.Д. Рауха (1777-1857) и павильон Фазанери.

Римские бани (Romische Bader, 1828-1844) созданы в последний период строительства Сан-Суси и находятся в северной части парка Шарлоттенхоф. Автор проекта -Людвиг Персиус (1803-1865), ученик К.Ф. Шинкеля, сознательно подражал античному стилю. Еще одно произведение этого архитектора - Оранжерея (1851-1860). Это здание служило домом для размещения княжеских гостей. Здесь останавливался русский царь Николай I с супругой. В зале Рафаэля находятся копии 47 полотен великого итальянского живописца. Южнее Оранжереи раскинулся Сицилианский сад (разбит П.И. Ленне в 1857), знаменитый скульптурами и редкими теплолюбивыми растениями. Талант этого ландшафтного архитектора проявился и в создании сада Марли, расположенного западнее церкви Фриденскирхе (Friedenskirche, 1843-1854), построенной по образцу церкви Св. Клементия в Риме.

Спустя некоторое время после окончания войны 1941-1945 гг., были отреставрированы исторические городские ворота: Науэнер-Тор (Nauener Tor), Егер-Тор (Jagertor), Бранденбургер-Тор (Brandenburger Tor, арх. Гонтард, Унгер, барокко, 1770). Науэнер-Тор - один из ранних образцов неоготической архитектуры в Германии. Постройка дополнена круглыми псевдоготическими башнями английского стиля (арх. И.Г. Бюрин,1755). Бранденбургские ворота возведены на месте прежних (1733) городских ворот. Над цент-ральным порталом находится щедро украшенный картуш. Боковые проходы для пешеходов созданы 1843 г. На аттике по обе стороны, гербового щита изображены Геркулес и Марс.

Старая потсдамская ратуша (1753-1755) - третье архитектурное сооружение на этом месте. В башне, которую завершает фигура Атланта с земным шаром, до 1875 г. размещалась городская тюрьма С ратушей промежуточным зданием соединен городской дворец (Knobelsdorffhaus, арх. Кнобельсдорф, 1750).

На севере Потсдама, на берегу Святого озера в парке Нойер Гартен (Neuer Garten) расположен Мраморный дворец (Marmorpalais, арх. К. Гонтард, К. Лангханс, классицизм, 1787-1791), выполненный из обожженного кирпича.

Дворец Цецилиенхоф (Schloss Cecilienhof, английский загородный стиль, 1913-1917) - самое позднее здание в северной части парка Нойергартен, построенное для кронпринца Вильгельма. Помещения, в которых было подписано «Потсдамское соглашение», сохранили черты той эпохи и открыты для посещения. В них экспонируется выставка, посвященная историческим событиям лета 1945 г. Часть дворца отведена под отель.

В 1740 г. для переселенцев из Голландии был построен поселок из 134 домов. Руководил строительством Голландского квартала архитектор И. Боуман. Кирпичная кладка домов, фронтоны, водосточные желоба и порталы, выкрашенные в белый цвет, придают этой единой архитектурной застройке национальный колорит.

Закладка парка в Бабельсберге началась по желанию принцессы Аугусты в восточной части города в 1830-е гг., одновременно с возведением Бабельсбергского дворца (арх. Шинкель, 1834-1849) в модном стиле. Позже дворец дополнен некоторыми частями (арх. Персиус, 1845-1849). Дворец украшают башни и башенки, зубцы, эркеры. Здесь располагается экспозиция Музея древней и ранней истории.

Потсдам (Potsdam) расположен на востоке Германии, на берегу реки Хафель и нескольких озер, всего в 20 км к юго-западу от Берлина, и является столицей федеральной земли Бранденбург.

Бывший резиденцией прусских королей, Потсдам известен в первую очередь, как город дворцов и садов, что не осталось незамеченным ЮНЕСКО, в 1991 г. давшей всему городу статус объекта Всемирного наследия.

Как добраться до Потсдама

Пригородные поезда S-Bahn курсируют из Берлина в Потсдам каждые 10 минут. Региональные поезда отправляются с вокзалов Berlin-Hauptbahnhof, Berlin-Zoo and Berlin-Charlottenburg в Берлине, и следуют до вокзалов Potsdam-Charlottenhof и Potsdam-Sanssouci в Потсдаме.

Каждый час из Потсдама отправляются поезда в берлинский аэропорт Sch?nefeld.

Транспорт

Компания VBB предоставляет услуги общественного транспорта. По городу можно передвигаться на автобусах и трамваях.

Велосипеды можно взять в аренду в пункте проката CityRad, расположенного у Bahnhofspassagen рядом с ж.-д. вокзалом., за 11 евро в сутки или в Potsdam per Pedales, расположенного на станции Griebnitzsee S-Bahn за 8-12 евро в день.

Шоппинг

В голландском квартале расположено более 70 антикварных магазинов. Раз в неделю на площадях Bassinplatz и Weberplatz открываются рынки, где можно отведать местные национальные блюда. В зависимости от сезона, это могут быть вишни из Вердера, судак, пойманный в реке Хафель, красная свекла (Teltower R?bchen) или знаменитая спаржа из Белица.

Кухня

Традиционную кухню можно отведать в ресторанах Klosterkeller на улице Friedrich-Ebert-Strasse 94; Loft на Brandenburger Strasse 30/31 или в Zum Fliegenden Holl?nder, расположенном в голландском квартале на Benkertstrasse 5.

Развлечения, экскурсии и достопримечательности Потсдама

В Потсдаме сосредоточено большое количество памятников, внесенных ЮНЕСКО в список Всемирного наследия - в общей сложности 150 объектов, построенных в период между 1730 и 1916 годами. Это парки Сан-Суси, Новый сад, Бабельсберг, Глинике и Пфауэнинзель вместе с дворцами, расположенными на их территориях, а также дворец и парк Закров с церковью Спасителя в Закрове, дворец и парк Линдштедт, русская колония Александровка, Бельведер на Пфингстберге, Императорский вокзал и обсерватория в Бабельсбергском парке.

Историческим центром города считается Старый рынок. А Новый рынок Потсдама 17-18 вв. представляет собой одну из хорошо сохранившихся барочных площадей Европы. Из городских укреплений в Потсдаме сохранилось трое ворот: малые Бранденбургские ворота, Науэнские ворота и Охотничьи ворота.В Потсдаме хранятся величайшие собрания живописи, выставленные в галерее Сан-Суси. Большую часть коллекций составляют произведения в эпохи барокко, маньеризма и ренессанса, а также представлены итальянские и фламандские художники.

Дворцы Потсдама

Дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Sans Souсi, «беззаботный») считается символом города и является самой главной достопримечательностью Потсдама. На территории парка расположено несколько архитектурных объектов - это летний дворец, построенный в стиле рококо в 1745-1747 гг. и новый дворец в стиле прусского барокко, возводившийся в 1763-1769 гг., считается самым крупным дворцом Потсдама. Помимо дворцов на территории Сан-Суси расположены храмы, павильоны, многочисленные скульптуры, ботанический сад и историческая мельница. Оранжерейный дворец, расположенный на холмах между Клаусбергом и дворцом Сан-Суси, проектировался в 1851-1864 гг. в стиле итальянского барокко.На территории дворцово-паркового ансамбля «Новый сад» расположены Мраморный дворец в стиле классицизма, дворец Цецилиенхоф, небольшая пирамида, сфинкс у египетского портала оранжереи и обелиск.На территории парка Бабельсберг примечательны два дворца и башня Флатов высотой 46 м, с которой открывается потрясающий вид на город. В самом Бабельсберге находится Ткацкий квартал и церковь Фридрихскирхе, потсроенные в 1751 г. для богемских протестантов.Дворец Линдштедт построен в стиле позднего классицизма в 1858-1860 гг. В Потсдаме есть голландский квартал, строившийся специально для переселенцев в 1733-1740 г. по приказу короля Фридриха Вильгельма I. Сейчас квартал ограничен Науэнскими воротами и церковью Петра и Павла.

События

Примечателен Парад флота, который традиционно знаменует начало сезона.

Ежегодное мероприятие «Ночь в замке» приветствует всех желающих вкусным угощением, театральными представлениями и фейерверком.А в ночь Potsdamer Erlebnisnacht более 50 владельцев ресторанов и 180 торговцев приглашают посетителей на незабываемую прогулку по лучшим ресторанам, барам, кафе и магазинам города.

Берлин… Моя детская мечта! Сколько раз я мечтала, как попаду в этот чудесный город, но всё время что-то отвлекало. Ну вот этот час настал! Мы провели в Берлине самостоятельно несколько дней. Но Берлин взял и стал одним из самых больших детских разочарований из путешествий…

О разочарованиях подробно будет рассказано в соответствующей рубрике. А здесь — отчёт о нашей самостоятельной поездке в Германию.

Подготовка к зимней поездке в Германию началась, как водится, с бронирования дешёвых билетов на новогодние каникулы. Лоукостер — уже знакомый Ryanair, вылетом из Риги. Нам попались авиабилеты Рига — Берлин по хорошей цене: и с этого момента всё завертелось 🙂 Как видно из маршрута , мы посетили три города Восточной Германии: Берлин, Потсдам и Дрезден.


Переезд в Латвию

Так как вылет в Берлин был из Риги, надо было как-то туда добраться. Обычно, если мы берём дешёвые лоукостерные билеты по Европе из Риги/Варшавы/Вильнюса, то едем туда автобусами Ecolines. Дёшево и сердито, и одна ночь (плюс-минус) в пути. В этот раз мы решили разнообразить нашу поездку. До Риги мы добрались на blablacar. Дорога из Москвы заняла часов 17, латвийские пограничники, как всегда, расторопностью не отличались. Мы простояли часов шесть точно. Мой совет — езжайте на автобусе, если есть возможность: для них есть отдельная полоса на границе, и все процедуры займут полтора-два часа, а не пять, как на легковом авто. В общем, стартанув из Москвы в 6 утра, мы прибыли в Латвию часам к 10 вечера, уже по местному времени. Если бы не долгое стояние на границе, первая поездка с blablacar нам очень даже понравилась — недорого, тепло, удобно, да и компания подобралась отличная.


  • Латыши зажали мультивизу 🙁 Консул не впечатлился пятью моими мультивизами, работой в туроператоре по Балтике, многократными въездами-выездами через латвийскую границу, и поставил мне визу под сроки поездки.
  • Самые медлительные пограничники в мире
  • Далее: латвийские пограничники ставят въездной штамп не аккуратненько сбоку, чтобы оставить место для других печатей в этой мультивизе (как это делают финны, эстонцы, поляки — в общем, все остальные), а лепят её посерёд страницы, да ещё и вертикально. Потом сложно ставить на такую страницу другие въездные штампы, драгоценное место в загранпаспорте тем самым расходуется. Каждый раз, Карл!
  • А ещё — в Риге каждый раз начинаются нехорошие приключения. То автобус опоздает, то оказывается, что в нём нет зарезервированных нами мест (и такое было), то рейс отложат.

В этот же раз, когда мы, уставшие, прибыли в 10 вечера в латвийскую столицу, выяснилось, что банковская карта из-за операции в несколько евро за оплату в незнакомом месте (хостел в Риге) заблокирована, наличных евро ни на что не хватает — мы намеревались снять деньги в банкомате или вообще платить по возможности безналом, а позвонить в банк нельзя, так как моя симкарта тоже ушла в минус из-за необдуманно отправленной друзьям смс. У Ника не подключен роуминг. В итоге мы не могли пополнить баланс по причине замороженного счёта, а счёт разблокировать — по причине того, что телефон в минусе. Так что не люблю я приключения в транзитной Латвии. Но поспорить нельзя: Рига — город красивый.

Ночью побродили по заваленным снегом улицам Риги, поели пельмешек в кафе.


Останавливались в хостеле (виновнике блокировки карты) за сущие копейки.

Перелёт Рига — Берлин

Утром от автовокзала доехали до Рижского аэропорта на маршрутке №22. Перелёт Рига — Берлин. Райнаэйр устанавливает ограничения по багажу, так что ознакамливайтесь с правилами провоза багажа заранее: с собой в ручную кладь одна маленькая сумка/рюкзачок и средних размеров чемодан/большой рюкзак. С этими мерами мы уже были знакомы, так что обошлось без проблем. Еще важно иметь с собой распечатанный авиабилет, иначе придётся печатать его на стойке авиакомпании не то за 30 евро, не то за 50. В общем, выйдет дороже билета. Если с ручной кладью и билетом всё ок, то дальше можно расслабиться, так как и сервис и борт вполне приличные. В Берлине мы приетели в аэропорт Berlin Schonefeld (SXF).

От аэропорта Шёнефельд до Берлина можно добраться за полчаса прямо на метро за полчаса. Аэропорт Шёнефельд относится к зоне C, билет покупается тут же в терминале. Поезда в Берлин ходят часто, каждые минут 10-15. Станция Berlin Schonefeld у аэропорта:


Отсюда мы доехали на нужную нам станцию Ostkreutz и благополучно высадились, пешком добравшись до отеля Holiday Inn Berlin City East Side. Отель находится недалеко от одноименной галереи (той самой Берлинской стены), тянущейся вдоль реки Шпрее.


Фото с сайта booking.com

Сам по себе отель — хорошая четвёрка. Мне удалось забронировать его за копейки, пользуясь рабочими контактами. Рядом с отелем находится Mercedes Benz Arena и вот такие офисы:


В этих офисах постоянно вечерами работали какие-то трудяги. У немцев начало января (за исключением 1.1 и вроде бы 2.1) — обычные рабочие дни.

В первый вечер в Берлине мы прогулялись до знаменитой бургерной Burgermeister на другой стороне от Шпрее по мосту Oberbaumbrücke. Бургеры оказались действительно очень вкусными, удивила местная газировка Mischmasch (мы называли её Миш-Мяш) — микс колы с фантой. Из минусов — точка крошечная, больше похоже на киоск, поэтому места только стоячие и, по сути, едите вы прямо на улице — то есть ни присесть, ни погреться. Летом наверное, супер, а вот в начале января не очень 🙂


На следующее утро у нас была запланировала бесплатная экскурсия по Берлину . То есть, не совсем бесплатная, конечно 😉 В конце экскурсии гид всегда просит всех скинуться на благо дальнейших свершений (так называемые donations). Обычно дают 5-10 евро c человека. В любом случае, это дешевле, чем обычная групповая экскурсия. Такие бесплатные экскурсии есть практически в каждом городе, поэтому стоить посёрфить в интернете заранее. Мы записывались заранее на бесплатную экскурсию по Берлину . Люди на такие предложения реагируют гораздо активнее, чем на групповую экскурсию, стоимостью, скажем в 15-20 евро, поэтому подобные «бесплатные» экскурсии окупаются на 100 и более процентов. Некоторые отсеивались после половины экскурсии и не платили.

На самом деле, в этот январский день погода в Берлине была очень морозная. Температура -15 при высокой влажности — бррр!

Выходим из отеля. Утром Берлин открылся нам во всей своей индустриальной красе:


Шучу, конечно. Разве это краса? Но так выглядит большая часть города. (Справедливости ради, стоит заметить, что это Восточный Берлин. Сказывается постсоветское наследие…) Но такой тоски я даже в российской глубинке не видела. Панельные девятиэтажки, трубы заводов, везде какие-то заборы, проволока натянута… Всё серое и мрачное. Граффити, которого тут очень много, только усиливает общий эффект безнадёги.

Ждём поезд.


Начинается обзорная экскурсия по Берлину — вот и место встречи с гидом, у Бранденбургских ворот. Несмотря на хмурую погоду и мороз, все разбиваются на группы и терпеливо ждут начала экскурсии. На запланированное нами время (11:00 утра) любителей халявы было человек 60-70, и нам пришлось разбиться на три группы.



Я очень недовольна тем, как холодно 🙂


Маршрут экскурсии по Берлину пролегает от Бранденбургских ворот мимо Мемориала погибшим евреям, чек-пойнта Чарли, Гитлеровского бункера, тянется вдоль центральных улиц. Тут всё уже не так печально — улицы по-европейски аккуратные, но серые, холодные.


Кое-где в берлинской архитектуре прослеживаются элементы самовыражения:


Заканчивается всё на Музейном острове у собора Berliner Dom , по традиции пожертвованием гиду за оказанный сервис.


Попрощавшись с группой, мы зашли в сам Берлинский собор и поднялись на смотровую площадку. Внутри собора тепло и красиво:




А вот и вид на город со смотровой площадки Кафедрального собора. Это уже центр Берлина, его западная часть.


Да, фото с телефона, да, погода серая и мрачная. Но это не отменяет того факта, что город действительно некрасив. Где улицы, вдохновляющие на творчество? Где тут по улицам бродят Rammstein и прочие немецкие красавчики? Ничего этого нет. Одни краны, серость и безнадёга.

Мы не фанаты пива, но, основательно замёрзнув, решили, что просто необходимо перекусить, благо в пешей доступности (в районе Hackeschen Markt) есть пивная Brauhaus Lemke . Находится она под переездом. Эту пивоварню мы выбрали заранее — хорошее место, чтобы оценить немецкую кухню и устроить дегустацию пива в Берлине. Гигантские порции сосисок (и берлинских, и тюрингских), и эльзасский пирог, и проба шести сортов немецкого пива была нам обеспечена. Впрочем, мы не ценители, так что равнодушно попробовали всё, но остались при своём мнении: пиво мы не любим. Вход в пивной ресторан:


И, собственно, эльзасский пирог — проще говоря, лавашик с начинкой сверху.




Пешком идём к отелю. Примеры народного творчества на каждом углу и заборе:


Мы уже снова в Восточном Берлине. Так выглядит вход в берлинский метрополитен:



East Side Gallery и немецкий хоккей

Тянется вдоль реки Шпрее. В 90е годы художники разрисовали её, сделав основной идеей своих картин свободу, мир, неправильность произошедшего ранее. В основном картины позитивные, но встречается и из ряда вон выходящее, но всё же классика 🙂


И мрачные, страшные сюжеты:



Вечером того же дня в Берлине мы совершенно внезапно попали на хоккей . Выйдя прогуляться перед сном, решили подойти поближе к арене Mersedes Benz и посмотреть афиши. Нас тут же атаковали пара мужчин у входа. Оказалось — сейчас игра, первый период, а они пытаются продать свои билеты. В итоге мы купили с рук у одного из мужичков два билета по 5 евро (при первоначальной стоимости 23 евро за билет). Играл берлинский Eisbären c кёльнским клубом Haie.



Хоккей здесь игра семейная, многие приходят с жёнами и детьми. При этом пиво льётся рекой. Что любопытно, вместо новой и новой пластиковой тары оно наливается всё время в один и тот же стакан — то есть человеку выдаётся пластиковый стакан 0,5, и он с ним всё время ходит и при необходимости наполняет пивком у продавца.

Вот и сама арена:


Следующим утром вы выехали в Потсдам, включённый в наш маршрут по Германии. Это стандартный пункт для всех отдыхающих в Берлине — Потсдам находится на близком расстоянии, ехать из Берлина недолго и есть много, что посмотреть. Дорога до Потсдама на метро занимает полчаса, в зону С. Несмотря на близость к Берлину, Потсдам — это уже столица федеральной земли Бранденбург.


Про Потсдам много рассказывать не буду, так как посмотрели мы там далеко не всё. Однозначно, лучшее время для посещения парков Потсдама — весной или летом . На крайний случай — осенью, но никак не зимой 🙂 Всё-таки, Потсдам — это город парков. В январе и в Берлине. и в Потсдаме было очень холодно, поэтому из всего мы успели посмотреть немного сам город, дворец ан-Суси (не заходя внутрь), парк Люстгартен и близлежащее и малопонятное под снегом. Карта города:


Поезд из Берлина едет прямо до станции Potsdam Hauptbahnhof — это главный вокзал Потсдама, вполне большой и приличный. Идём от вокзала к старой части Потсдама. Всюду снег:


Пешеходная улица Brandenburger Straße, по прямой ведущая к местным Брандербургским воротам, за которыми и начинается зона парков — на ней расположено много кафе, сувенирных магазинчиков, банкоматов.


Интересная традиция избавляться от рождественских ёлок в Германии — их просто выносят на тротуар/дорогу и всё. Проезжает специальная служба, и всё убирает.


Витрины и оставшиеся после праздников украшения:



По одной из парковых аллей идём к Сан-Суси — самому известному дворцу Фридриха Великого. Кажется, что мы одни в во всём парке.



У фонтана перед дворцом Сан-Суси пасутся гуси и утки, просящие сухарики. Всё-таки есть люди, кроме нас! Какая-то пара кормила уток, обступившей их плотной стаей.


Лестница перед дворцом и виноградные террасы:



В целом, побродив по парку час-полтора, мы поняли, что зимой в Потсдаме и Сан-Суси делать особо нечего. Вся красота скрыта под снегом. В саму картинную галерею заходить не стали, дошли до ветряной мельницы, пообедали в городе и двинули к вокзалу, чтобы доехать из Потсдама до Белина на поезде.


На вокзале в одном из киосков увидели следующее:


В Берлине мы были уже в 7 вечера, поэтому решили продолжить потсдамскую историю посещением Potsdamer Platz и Sony Center .

Выходим на Центральном вокзале Берлина. Отсюда можно мимо Рейхстага, Бранденбургских ворот дойти до площади минут за 20. В начале января на вокзале была установлена гигантская рождественская ёлка. На следующий день ёлку уже убрали.


Мимо здания Рейхстага мы пошли к югу, к Потсдамской площади. Видите стеклянный светящийся купол? Под него мы решили попасть в последний день путешествия.


Знаменитые Бранденбургские ворота:


Торговый центр недалеко от Potsdamer Platz:


На Потсдамер плац установлены куски Берлинской стены, почему-то залепленные жвачками.




Сама Потсдамская площадь на фоне всего остального Берлина — и Восточного и Западного — выглядит вполне современно. Слышала, что её критикуют и за архитектуру, и за то, что она не вписывается в панораму города. По мне, так довольно мило и живенько, всё красиво подсвечивается. Всяко лучше, чем уныло бродить по Восточной части города.



Под куполом, соединяющим несколько построек, расположен кинотеатр, магазины Apple, Sony, рестораны, кафе.


Поездка из Берлина в Дрезден

Если до Потсдама можно доехать на метро, то из Берлина до Дрездена добираться надо на поезде или автобусе. Автобус до Дрездена выйдет дешевле, поэтому мы купили билеты у автобусного перевозчика berlinlinien.de за пару дней до нашей поездки в Германию. Билетов было множество, рейсы — каждые полчаса или около того, стоимость — 6 евро в одну сторону.


За два часа автобус из Берлина довез нас до Старого вокзала в Дрездене. Дрезден — это уже земля Саксония. Город лежит не реке Эльбе, делящей его на две части — Старый город Альтштадт и более современный Нойештадт. В Старом городе, как водится, находится всё самое интересное.

Мы спонтанно сходили в Музей Гигиены (Deutsches Hygiene-Museum) , вдохновившись названием, но попали в царство анатомии и болезней. Я ожидала увидеть виды мыла, стиральных порошков и прочего, поэтому была удивлена 🙂

Подобный музей будет интересен медикам, студентам медицинского и всем интересующимся. Тем не менее, мы тоже залипли на пару часов. В одном из залов был тепловизор, так сказать, лайв фото.

Часа через два, вопреки тому, что насмотрелись всяких кранкенов и прочих болячек, мы проголодались и вышли к Старому городу Дрездена.


Центр Старого Дрездена очень красив. Несмотря на то, что по факту мы пробыли там всего несколько часов, успели проникнуться. В Дрездене однозначно стоит провести два-три дня. Может, в следующий раз? Тем более, что в округе много чего интересного.


Закатное зимнее солнце выглядывает из-за Фрауэнкирхе:


Эта церковь — один из самых известных символов города. Как и весь центр Дрездена, она была полностью разрушена в 1945 году. Горожане по кускам и камешкам собирали остатки сооружения, помечали и сохранили. В 1990е годы было принято решение восстановить Фрауэнкирхе заново.


Единственное, что не понравилось в этом чудесном городе — слишком, слишком много шумных туристов автобусного класса. Дрезден — популярная точка на карте, которую часто объединяют в автобусных турах с Мюнхеном, Прагой, Будапештом. Поэтому он наполнен горланящими по-русски людьми, шумной толпой устремляющимися в кафе, магазины, расталкивающими всех на своём пути в поисках сувениров 🙂 По улочкам Альтштадта расставлены вот такие сувенирные лавки со всякой дребеденью. Многие надписи на русском. Пестрят ещё вывески «Только русским за 1 евро» или что-то вроде того 🙂


Цвингер. В музеи мы не пошли, полюбовались ансамблем снаружи и со стороны внутреннего парка.

Наверное все слышали, что Дрезден был почти полностью разрушен во время Второй мировой войны. Несмотря на то, что город отстроили заново, и центр его всё так же красив, разрушения были ужасающими. Желающие могут посетить инсталляцию-панораму, рассказывающую о том, как выглядел Дрезден после налётов 1945 года. Мы не успели — панорама открылась буквально через пару недель после нашего отъезда из Германии. Так что очень рекомендую — должно быть :


От Замковой площади Дрездена отправляются экскурсионные автобусы по Дрездену (вроде популярного Hop-on Hop-off), на один из таких маршрутов мы приобрели билеты. Смеркается:



Вечерний автобус на Берлин только в 9 вечера. Идём к автобусу, который на этот раз отправлялся с другого вокзала Дрездена — в Neuestadt. Пока, Дрезден!


Прогулка по Берлину

Последний день в Берлине был забит планами до отказа: мы хотели посмотреть всё, что не успели увидеть или посмотрели плохо. Значительно потеплело, температура в Берлине в наш последний день поездки была около 0. Начали день с прогулки по центру Берлина: от чек-пойнта Чарли до панорамы Berlin Wall. Деталь, которая постоянно бросалась в глаза: в городе очень много граффити и афиш. Все стены в афишах! Причём, не поштучно, как у нас, а приклеено штук по 4-8 подряд, чтобы уж наверняка 🙂



— просто туристический аттракцион, ничего особенного. Пара мужиков одета в шинели, стоят и паясничают на забаву туристам. Туристы фотографируются с ними за деньги, но можно и изподтишка.





Следующий пункт из прогулки по Берлину — посещение панорамы Berlin Wall . Это временная инсталляция (аналогичная дрезденской, о которой говорилось ранее), и она очень клёвая. Художник создаёт и клеит 30-метровую панораму, относящуюся к какому-то моменту из жизни города.




Действие, изображённое на панораме, относится к одному из осенних дней 1980 года, когда стена всё ещё делила Берлин на две части. Инсталляция сопровождается звуковыми эффектами, можно забраться на балкончик и посмотреть сверху. Автор создаёт подобные проекты по всему миру.

Музей Карри-Вурст

Совсем рядом с чек-пойнтом Чарли и панорамой находится музей немецких колбасок Curry Wurst . Колбаски — на самом деле нечто среднее между сарделькой и сосиской 🙂 Не сказать, чтобы огонь, но в целом ничего, этакий аналог хот дога. Продают их и правда по всему Берлину. Можно купить входной билет в музей за 13, кажется, евро, с дегустацией трёх типов карри вурст:


Можно посидеть на сосисочном диване:


И попробовать себя в роди продавца этих колбасок:



Легенда гласит, что изобретательница этих колбасок несла в одной руке кетчуп, а в другой — приправу карри, спускаясь по лестнице. Когда она споткнулась, всё это рассыпалось и перемешалось. Вуаля — рецепт готов! Занятный музей, и перекусить можно, так что тоже рекомендую к посещению.

Пока мы гуляли по Берлину, почти стемнело. Небо над мемориалом жертвам холокоста :


Мы зашли в музей памяти погибшим евреям около мемориала. Фотографий оттуда нет. Дальше в нашей прогулке по Берлину у нас по плану было посещение музея (точнее, магазина) Ritter Sport.


Ох, вот это настоящий шоколадный рай! Прекрасно понимаю девушку с озадаченным выражением лица — глаза и правда разбегаются от такого количества шоколада. Тут и конфетки, и обычные плитки, и гигантские шоколадищи, и кафе на втором этаже с пирожными а-ля Риттер спорт.


Хотя мы и не сладкоежки, но всё равно, вышли из магазина с двумя огромными пакетами. А это человечек Ампельманн — символ Берлина:


В качестве сувенира для наивного туриста часто можно увидеть якобы обломки берлинской стены — всё красиво упаковано и окрашено, чтобы радовало глаз.



Рейхстаг ночью

Завершающей жирной точкой в нашем восточногерманском вояже было посещение Рейхстага . Ничего за это платить не надо, главное оставить заявку на сайте Бундестага на определённое время, которую с вероятностью 99% подтвердят. Ну или подтвердят на другое время. Пока мы ждали нашу запись в Рейхстаг, перекусили в ресторанчике на вокзале. Забыли там пакет со сластями из Ritter Sport, понеслись галопом обратно (благо от Рейхстага до вокзала в Берлине 10 минут) и чуть не профукали нашу запись в Рейхстаг. Но всё обошлось 🙂


Бесплатно выдают аудиогид. Внутри под куполом Рейхстага:




В Берлин, как я думаю, в ближайшее время мы не вернёмся. Но на очереди — южная Германия, Мюнхен, замок Нойшванштайн. Так что с Германией мы не прощаемся. Чао!


В этой статье разберемся как добраться из Берлина в Потсдам и далее до главных достопримечательностей города. Рассмотрим, как доехать на электричке и автомобиле. Для удобства рассмотрим вариант выезда из Берлина от площади Александерплац. Это одна из центральных площадей города.

На общественном транспорте

До города Потсдам

На станции Александерплац (S+U Alexanderplatz Bhf) садимся на электричку NRW-Exspress (RE1) и едем 6 остановок до станции S Potsdam Hauptbahnhof (Потсдамский вокзал). Эта же электричка идет в Потсдам от Центрального вокзала Берлина.

Стоимость проезда в одну сторону 5-9 евро. Электрички ходят каждый час, актуальное расписание можно посмотреть .

На автомобиле

От Берлина до парка Сан-суси на машине ехать 35-37 км. в зависимости от того, какой маршрут выберет навигатор, ну или вы сами. Дорога займет примерно минут 40. Разумеется тех, кто приезжает на машине, интересует вопрос парковки. В самом Потсдаме есть несколько крытых парковок: Holländisches Viertel по адресу Hebbelstraße 1C (parkindigo.de) или Park One по адресу Hegelallee 6 (это, пожалуй, самая ближняя большая парковка к парку). Можно найти и бесплатные варианты, например по координатам 52.389103, 13.065522.

Цены на аренду автомобилей в Берлине начинаются примерно от 53 евро за сутки за авто малого класса. Учитывая мобильность, небольшое расстояние от Берлина до Потсдама и кусачие цены на общественный транспорт, аренда автомобиля на сутки может оказаться вполне выгодной, особенно, если путешественников три-четыре человека. Выбор машин в Германии очень хороший, проблем с арендой нет. Для поиска подходящего варианта лучше воспользоваться сайтом агрегатора, который покажет и сравнит цены сразу у нескольких поставщиков.

Как добраться до достопримечательностей Потсдама

От вокзала до парка Сан-суси

От вокзала до парка можно дойти пешком, это займет чуть более получаса (3 км.). Попутно можно заглянуть на Старую рыночную площадь Потсдама и пройти сквозь Бронденбургские ворота (не путать с Берлинскими).

Можно доехать на 650 или 695 автобусах прямо до парка или на трамвае №91. В последнем случае от остановки Luisenplatz-Süd/Park Sanssouci также придется пройтись пешком чуть больше километра.

От Сан-суси до Александровки

От главного парка до русской колонии Александровка порядка 2 км., поэтому удобнее всего, конечно, добираться пешком. Но если по каким-то причинам возможности для пешей прогулки нет или вы не взяли на прокат велосипед, то можно доехать на машине за 5-7 минут или проехать на автобусе 695 пару остановок (далее все равно придется идти пешком) или на трамвае №92. Без пешей прогулки не обойтись и в этом случае.

Водное такси Потсдама

По озеру Хафель курсируют два катера, движение осуществляется по расписанию. Каждый катер вмещает до 60 пассажиров и до 20 велосипедов, так что знакомство с городом с катера можно совместить с велосипедными прогулками, что в Германии очень удобно, учитывая развитую сеть велорожек.

Из Берлина в Потсдам на автобусе

По сравнению с поездом, вариант поездки на автобусе значительно уступает по времени и комфортности поездки. Автобусы регулярно отправляются от станции Messe Nord, что расположена в районе Шарлоттенбург. При поездке нужно будет совершить пересадку. В час есть один-два рейса. В пути вы проведете полтора часа. Стоимость билетов нужно уточнять непосредственно перед поездкой.

Из Берлина в Потсдам на автомобиле

Расстояние между Берлином и Потсдамом составляет 35 километров. Добраться на автомобиле по A115 проще простого – дорога в идеальном состоянии – несколько полос для движения, а также просто огромное количество знаков и указателей, так что по-пути не потеряетесь, даже если будете ехать без карты и навигатора. Местные водители водят автомобили аккуратно, и они достаточно вежливые, так что и вы старайтесь соблюдать правила дорожного движения и этикета.

Из Берлина в Потсдам на поезде

Поезд самый оптимальный вариант путешествия в Потсдам это поезд. Добраться можно на пригородной электричке и S-Bahn – наземном метро. Поезда ездят примерно каждые 20 минут круглосуточно. Ночью промежуток между рейсами несколько больше, но все равно, уехать можно практически в любой момент. На электричку можно сесть на таких станциях: Главный железнодорожный вокзал Берлина, Зоологичный сад (Zoologisher garden), если вы едете из востока города, то сесть можно на станции Алекснадерплатц. Что касается длительности поездки, то от Главного ж/д до Потсдама вы доберетесь за 25-45 минут в зависимости от того на чем вы поедете.

Стоимость билетов

Добраться до Потсдама можно за 3,3 евро.

Покупка билетов

Купить билет на сайте компании невозможно. Самый простой алгоритм приобретения билета на S-Bahn такой: купить билет в терминале, потом прокомпостировать его на станции отправления и садится в поезд. Потсдам к дальним городам, поэтому при выборе зоны в автомате, выбирайте зону С.

Вот и все, нехитрые способы путешествия до Потсдама. Поезд, по моему мнению, самый удобный вариант.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook