Столица ацтеков и ее архитектура: Великая пирамида, дамбы и акведуки. Теночтитлан – столица государства ацтеков. Столица ацтеков и ее архитектура: Великая пирамида, дамбы и акведуки Что мы знаем о Теночтитлане

Автор неизвестен

Раскопки

Археология ацтеков - еще довольно молодая наука. Теночтитлан (столица ацтеков) исчез, поглощенный современной Мексикой. Только благодаря ученым удалось найти его остатки.

Во время строительных работ, проводившихся в Мехико на протяжении последних 200 лет, были вновь открыты исчезнувшие когда-то свидетельства прошлых веков: резная скульптура, части каменных лестниц, фрагменты настенных живописей. Археологи 20 столетия пользовались каждым удобным случаем, когда сторители сносили старые дома, чтобы произвести небольшие раскопки на их месте, прежде чем начнут возводить новые здания.

Когда мексиканское правительство приняло решение о строительстве линий метрополитена в 1966, то из-под земли была извлечена богатая коллекция ацтекских артефактов.

21 февраля 1978 г. была найдена огромная каменная богиня Койолксаухки, из-за которой работы были навремя приостановленны.

Электротехническое исследование монолита Койолксаухки сделало возможным обнаружение Великого Храма и реставрацию центра столицы. Но остальная часть города известна только из описаний испанцев, которые жили там всего несколько месяцев.

Теночтитлан - столица ацтекской цивилизации

Первым городом в Месоамерике был город ацтеков Теночтитлан, расположенный в долине Мехико. Ко времени испанского завоевания в 1521 году этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой европейский город 16-ого столетия.

Испанские хроники 16-го века сообщают нам, что в 1325 году ацтеки основали Теночтитлан на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. С тех пор не прошло и сотни лет, как Теночтитлан превратился в огромный город со 150-200-тысячным населением. С берегами его связывали три широкие дороги: одна шла на север, другая на юг, третья на запад.

Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде - примерно так, как в современной Венеции. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всем возвышался Великий храм.

Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращен на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых главных ацтекских богов: Уицилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. При раскопках было найдено множество каменных статуй, статуэток и масок Тлалолка, но ни одного изображения Уицилопочтли. Из испанских хроник нам известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян. Потому они, естественно, давным-давно разложились.

Жилища ацтеков

Испанские писатели сообщают о великолепных домах и дворцах правителя ацтеков и его знати. Некоторые дома были очень большими, часто при них были сады - как наземные, так и висячие. В садах знати, как правило, имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками.

Самым же удивительным местом был дворец правителя. При нем находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские - там трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и масса других ремесленников-специалистов. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Те же, кому довелось увидеть дворцовые парки, утверждали, что это самое удивительное и великолепное место в мире.

Правитель ацтеков и знать жили в центре Теночтитлана, вблизи ритуальных сооружений. Все остальное население жило подальше от Великого храма. Простые люди жили группами, которые назывались кальпулли и состояли из тех, кто выполнял один вид работы, и их родственников. Каждый клан, или кальпулли, селился отдельным жилым массивом, состоявшим из маленьких одноэтажных домиков. Домики эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из сырцового кирпича.

Земледелие ацтеков

Сельское хозяйство было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские землевладельцы создавали полосы плодородной земли, строевшиеся на воде, используя ил и водоросли из окрестных болот.

Эти искусствено созданные поля, чинампасы, разделялись каналами, а края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в воду.

Ацтекские чинампасы были удивительно плодородными. Земледельцы выращивали множество разнообразных культур, включая маис, перец, томаты, тыкву, фасоль, пряности и цветы.

Рынок Теночтитлана

Рынок находился в одном из районов Теночтитлана под названием Тлательолко. Судя по описаниям испанских солдат, им никогда прежде не доводилось видеть такого большого и хорошо организованного рынка с таким огромным разнообразием товаров, как в Теночтитлане.Для каждого вида товаров там было отведено свое особое место, и все товары тщательно проверялись. Тех, кто крал или обманывал, сурово наказывали. Насколько нам известно, денег у астеков не было; люди обменивались своими товарами либо платили бобами какао, медными топорами или отрезами материи.

Завоевание Теночтитлана

13 августа 1521 года, после 70-дневной осады, испанский завоеватель Эрнан Кортес объявил город Теночтитлан владением кароля Испании. Великолепие этого города изумило торжествующих победителей. Их историки описывали его как нечто волшебное из-за его грандиозных башен, храмов и каменных зданий, поднимающихся прямо из воды: "...Такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чем-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели". Взятие Теночтитлана испанцами в том роковом году оказалось предзнаменованием гибели империи ацтеков.

Сегодня большая часть развалин Теночтитлана лежит, недоступная взору, прямо под современным Мехико - городом, основанным в 16-ом веке испанскими конкистадорами. Хотя Теночтитлан в основном утерян для нас, мы знаем немало об ацтеках и их столице благодаря историческим и археологическим источникам.

Кодексы ацтеков

Ацтеки сами описывали свой образ жизни в книгах, называемых кодексами. Кодексы представляют собой снабженные картинками рассказы о жизни и истории ацтеков. Это длинные полосы бумаги, сделанной из коры и сложенной в виде большой гармошки, совсем не похожие на знакомые нам книги. Большую часть кодексов испанские завоеватели уничтожили, но, к счастью, некоторые все же сохранились.

Массу сведений об ацтеках получили благодаря запискам испанских миссионеров, которых направили в Мексику вскоре после ее завоевания, чтобы обратить местное население в христианство.

Им пришлось изучить язык ацтеков, чтоб те могли рассказать им о своих религиозных верованиях и своем образе жизни.

Один из миссионеров, Фрай Бернардино де Саагун, приехал в Мексику в 1529 году. Он узнал, что ацтеки спрятали несколько кодексов. Его помощники ацтеки показали их ему и объяснили каждую картинку. В течение 30 лет после этого Саагун составлял 12-томную историю ацтеков. Кое-кто из солдат самого Кортеса тоже написал о том, что видел своими глазами, - зрелища эти были одновременно и чудесными и страшными. Записки этих испанцев часто называют хрониками.

Помимо этого, сведения обо всех аспектах жизни ацтеков дает нам археология.

Сопоставив все, что мы узнали из письменных и археологических источников, мы получаем довольно полную картину жизни, обычаев и религиозных верований ацтеков.

Теночтитлан - город-государство, находившийся на месте современного города Мехико. Предание таково, что однажды, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал индейцам «мешика» (они же ацтеки), чтобы они основали город Теночтитлан на том месте, где увидят картину - орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Такая возможность им предоставилась аж через 130 лет скитаний в южных землях Северной Америки, когда на одном из островов озера Тескоко индейцы увидели орла, державшего в когтях змею.

Теночтитлан – столица ацтеков

По более реальной версии, племя «мешика» пришло в долину Мехико с севера - с земель, ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами, и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками и увиденный ими орёл, держащий в своих лапах змею. По понятиям ацтеков, это символизировало торжество добра над злом. Таким образом, приблизительно в 1325 году, на острове посредине соленого озера Тескоко был основан Теночтитлан (в переводе с ацтекского - «дом кактусовой скалы»), а в 1337 году, к северу от Теночтитлана, отделившаяся часть племени основала город - спутник Тлателолько.

Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей - таковы были показатели его роста примерно через 100 лет после основания. А в течение последующих ещё 100 лет город разросся до 13,5 квадратных км, на которых размещалось до 212 500 жителей (по другим данным, до 350 000 и даже - до 500 000 жителей). Испанский губернатор, назначенный Кортесом, говорил о миллионном населении города.
В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам Теночтитлан был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков.

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли (Змеиная стена). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

Город Теночтитлан: достопримечательности

В городе было много интересных архитектурных сооружений. Город Теночтитлан украшают:
Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока – бога дождя и Уитцилопочтли – бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора – самого большого на всей территории Америки. Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала – тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. В настоящее время открыта для посещения и находится на Сокало, справа от кафедрального собора Мехико.

Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг.


Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило на главную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.
Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Также на ритуальной площади столицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.

Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Денег у ацтеков не было и функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары.
Городские дамбы. Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию – сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.

Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков - хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках.

Столица ацтеков Теночтитлан и приход испанцев

В XV-XVI веках столица ацтеков Теночтитлан превратился в один из красивейших городов Западного полушария. По всей видимости, он являлся тогда одним из крупнейших в мире: численность населения к началу XVI века, составляла почти 500 тыс. человек, - по тем временам колоссальная цифра. Этот величественный город успел просуществовать около двух столетий. Испанские конкистадоры под предводительством Эрнана Кортеса, прибывшие в Теночтитлан 8 ноября 1519 года, были поражены великолепием огромного города.

По словам одного из прибывших на остров испанцев, «такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чём-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели». Ацтеки - далеко не мирный народ - военной силой подчинили себе большую часть соседей, но испанцев встретили, на удивление радушно, ведь по древней легенде, изгнанный индейцами бородатый, светлолицый и белокожий бог Кецалькоатль должен был вернуться именно в год тростникового прута, и Кортеса с товарищами приняли именно за него.
Политика Кортеса, однако, привела к конфликту: вспыхнуло восстание, и испанцам пришлось убегать из Теночтитлана в ночь на 1 июля, в дальнейшем получившую название «Ночь печали». Потерпев поражение, Кортес и не думал сдаваться. Пополнив армию людьми и оружием, он развернул новое наступление на ацтекскую столицу - Мехико, как уже тогда испанцы называли Теночтитлан и 13 мая 1521 года, после семидесятидневной осады город пал. Так закончилась история одного города и началась история другого.
Про другие древние города Центральной Америки можно почитать в наших статьях про Паленке, Чичен-Ица и Мачу-Пикчу.

Города-государства и поселения цивилизации ацтеков возводились на обширных горных плато мексиканской долины, на которой в наши дни располагается столица Мексики. Это плодородные земли общей площадью в 6.5 тысяч кв. км, - земли, простирающиеся приблизительно на 50 км, в длину и ширину. “Долина Мехико” лежит на высоте 2500 метров над уровнем моря и со всех сторон окружена вулканическими горами высотою в 5 тысяч метров.

Цивилизация ацтеков пришла на данные земли из-за озера Тескоко, способного снабдить тысячи людей пресной водой и пищей. Озеро питалось ручьями и горными стоками, периодически выходя за края, и разливаясь на сотни метров. Однако, озеро снабжало местных жителей питьевой водой, создавало среду для обитания рыб, млекопитающих и птиц. Тройственный союз городов-государств подчинял своей власти обширные территории от границ Гватемалы до нынешней северной Мексики. Прибрежные равнины Мексиканского залива, горные ущелья Оахака и Герреро, тропические леса Юкатана - все это принадлежало цивилизации ацтекам. Тем самым в распоряжении индейцев были всевозможные природные ресурсы, которых не наблюдалось в местах их первоначального расположения.

Языки группы науатль являлись главенствующими в цивилизации ацтеков. Диалекты науатль были приняты вторым языком и играли роль языка-посредника почти на всех территориях Южной Америки в период испанской колонизации. Языковое наследие ацтеков обнаруживается во множественных топонимах - Акапулько, Оахака. По оценкам историков, около 1.5 миллиона человек до сих пор используют язык науатль или его варианты в ежедневном общении. Цивилизация ацтеков говорила поголовно на языках науатль. Языки данной группы распространились от Центральной Америки до Канады и включают в себя около 30 родственных диалектов. Цивилизация ацтеков, индейцы этой империи, являлись большими знатоками и любителями словесности. Они собирали целые библиотеки пиктографических книг с различными описаниями религиозных обрядов и церемоний, исторических событий, сборов дани, и простые реестры. Ацтеки в качестве бумаги использовали кору. К сожалению, большая часть книг, принадлежащих древним ацтекам, была уничтожена испанцами в период завоевания. В наши дни, ученым, занимающимся исследованиям древней народности ацтеков, приходится работать с крупицами, уцелевшей письменной информации. Первые сведения об индейцах ацтеках были получены, что не удивительно, в период конкисты.

Индейцы ацтекиВ пяти письмах, донесениях, королю от Кортеса содержались первичные сведения об индейцах Америки. Спустя 40 лет солдат, участник одной из экспедиций испанцев - Берналь Диас Кастильо, составил подлинную историю испанского завоевания, где в подробностях описывались теночки и братские им народы. Первые информационные справочки об аспектах жизни ацтеков и культуры были составлены в конце 16 и начале 17 веков, - всевозможные этнографические описания, созданные ацтекской знатью, и испанскими монахами. Наиболее ценным образцом подобной письменности, дошедшей до наших дней, является многотомная рукопись “Всеобщая история Новой Испании”.

Культура ацтеков по средствам языка была связана с культурным комплексом народов науа. Согласно мифам и индейским легендам, племена, которые впоследствии образовали некогда величественную, и могущественную империю ацтеков, пришли в долину Анауак с северных земель. Место расположения долины Анауак известно наверняка - это территория современной столицы Мексики, но достоверно неизвестно, откуда на эти земли пришли ацтеки. Исследователи постоянно выдвигают свои теории об исторической родине индейцев, однако, все они оказываются ложными. Согласно легендам, предки ацтеков пришли с севера, из места, именуемого Ацтлан. По легенде, индейцев в новые земли вел бог Уицилопочтли - “бог колибри”, “колибри левша”.

Индейцы Америки обосновались на месте, указанном им самими богами, - общеизвестна легенда об орле, восседавшем на кактусе, об орле из пророчества о новой земле ацтеков. В наши дни эта легенда - орел, поедающий змея, - отображена в рисунке мексиканского флага. Таким образом, согласно легендам, ацтеки еще в 1256 году очутились на землях долины Мехико, окружаемой скалами, и омываемой водами озера Тескоко. До прихода племени ацтеков, земли озера Тескоко были разделены между главенствующими городами-государствами. Ацтеки, признав власть правителя одного из городов, обосновались на его землях и построили свой город, свою великую столицу - Теночтитлан. Согласно историческим данным город был построен в 1325 году нашей эры. Сегодня бывшая столица ацтеков является историческим центром Мехико. Согласно поверьям, местное население приняло ацтеков в штыки, их считали нецивилизованными и необразованными, а главное невообразимо жестокими. Однако, пришедшие племена индейцев, не ответили на агрессию агрессией - они решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от своих соседей.

Ацтеки впитали веды окружающих их племен и близких им народностей. Основным источником развития племен послужили знания и опыт древних тольтеков, и сами тольтекские племена, как учителя. Для всего ацтекского народа тольтеки являлись создателями культуры. В языке этого народа слово “тольтекайотль” являлось синонимом слова “культура”. Ацтекская мифология отождествляет тольтеков и культ Кетцалькоатля с городом Толлан (современный город Тула в Мексике). Вместе со знаниями ацтеки впитали и традиции тольтеков и приближенных к ним народностей. Среди традиций были и основы религии. К таковым заимствованиям в первую очередь относится миф о сотворении мира, описывающий четыре солнца, четыре эпохи, каждая из которых заканчивалась гибелью жизни и вселенской катастрофой. В культуре ацтеков текущая четвертая эпоха, четвертое солнце, избежало разрушения благодаря самопожертвованию верховного бога - бога Нанауатля, что означает “весь в ранах”.

Теночтитлан (Tenōchtitlan, что в переводе с ацтекского означает «Город Каменного Кактуса») - находившийся на месте современного города Мехико. Был основан примерно в 1325 году на острове посреди солёного озера Тескоко, в 1521 году был разрушен испанскими конкистадорами под руководством Эрнана Кортеса.

Основание города

Древние ацтеки были охотниками-кочевниками. Они кочевали на территории современной Северной Америки. По легенде, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал ацтекам-индейцам, чтобы они обосновались там, где увидят такую картину: орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Скитаясь в южных землях Северной Америки почти 130 лет, они увидели то, о чём говорил им бог солнца. В 1325 году они основали город на западном берегу озера Тескоко и назвали его Теночтитлан, что в переводе означает «место колючих кактусов». Озеро было богато рыбой и водоплавающей птицей, на берегу водилось много дичи. По другой версии, город назван в честь вождя Теноча. В 1337 году к северу от Теночтитлана был основан город-спутник Тлателолько, где обосновались ацтеки, отделившиеся от племени.

Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей - таковы были показатели его роста примерно через 100 лет после основания. А в течение последующих ещё 100 лет город разросся до 13,5 квадратных км, на которых размещалось до 212 500 жителей (по другим данным, до 350 000 и даже - до 500 000 жителей). Испанский губернатор, назначенный Кортесом говорил о миллионом населении города. Жители города подняв восстание собрали армию из 200 000 человек только взрослых мужчин. Это означает, что к 1500 году это был самый большой город на Земле. В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков. Даже после полного разрушения испанцами и пожарами, после вымирания местного населения от эпидемий оспы и сифилиса Мехико и сейчас один из самых густонаселенных городов мира.

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли («змеиная стена»). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

Империя ацтеков образовалась в XV веке в результате многочисленных войн. В самом начале она представляла собой тройственный союз, объединивший города-государства: Мехико, Тлакопан и Тецкоко. Однако очень скоро бразды правления союзом полностью оказались в руках верховного правителя ацтеков, чья столица с двойным названием – Мехико (Теночтитлан) – стала столицей огромной империи.

В этом, естественно, для правящего города были свои преимущества. Все, что производилось в провинциях, попадало в Мехико, особенно тропические товары, до этого неизвестные на центральном плато, такие, как хлопок, какао, шкуры, разноцветные перья, бирюза и, наконец, золото. Поэтому в Теночтитлане и могла появиться роскошь: в одежде, украшениях, еде, в обстановке домов.

Вся территория столицы ацтеков была распланирована вокруг четырех главных центров – кальпуллий, каждый из которых включал свой храм и свой «дом юношей», нечто вроде религиозно-военной школы. Однако кальпуллии не включали районы, где размещались дворцы императоров, государственные здания и главные святыни. По приблизительным оценкам исследователей, население столицы ацтеков на момент испанского завоевания насчитывало более полумиллиона человек.

Конкистадоры, вошедшие в Мехико, позже вспоминали, что перед ними открылся город, блиставший поразительным великолепием. Даже Эрнан Кортес, которому была не свойственна сентиментальность, упоминал сады, иногда окруженные насыпью, иногда расположенные на уровне суши, сообщал о широких, прямых улицах и о движении лодок по каналам рядом с ними, об акведуке, несущем пресную воду в город. Гордый идальго в своих письмах к Карлу V доходит до того, что пишет: «Индейцы живут почти так, как мы в Испании, подчиняясь порядку». Он добавляет: «Удивительно видеть, как разумно они подходят к выполнению любого дела».

12 ноября 1519 года, спустя четыре дня после вступления в Мехико, Кортес и его главные военачальники пошли осматривать рынок и великий храм Тлателолько вместе с императором Монтесумой II . Они поднялись вверх по 114 ступеням и встали на платформу на вершине пирамиды, расположенной перед святыней. С высоты открывалась прекрасная панорама как близлежащих деревень и четырех дорог, ведущих в столицу, так и самого города. Кортес писал:

«Итак, полюбовавшись на все это и поразмыслив над увиденным, мы обратили наши взоры на огромную рыночную площадь и на толпу людей на ней, которые что-то покупали и продавали... А среди нас были солдаты, которые уже побывали во многих уголках света, в Константинополе, в Италии и в Риме; и они сказали, что никогда еще не видели такого хорошо организованного и большого рынка, заполненного такой большой толпой людей».

Большинство домов в Теночтитлане были низкими одноэтажными строениями, поскольку только знатные ацтеки обладали правом выстроить двухэтажный дом. Большинство зданий имели фасад без окон – частная жизнь проходила во внутреннем дворике и была скрыта от посторонних глаз. Пригороды столицы застраивались простыми хижинами, со стенами из тростника и глины, с крышами крытыми соломой и травой. Но с приближением к дворцам императоров дома становились все более великолепными и роскошными.

Там и сям возвышалась пирамида местного храма, на некоторых улицах располагались лавки ювелиров или мастеров украшений из перьев, на других – встречались склады торговцев. И хотя свободного места, кроме огромных площадей, было мало, Мехико был не лишен зелени: в каждом доме был свой собственный внутренний дворик, а ацтеки всегда отличались страстью к цветам. Были также сады вокруг хижин, расположенных в пригороде, где росли цветы, овощи, которые иногда располагались на плавающих чинампас; а плоские крыши дворцов вельмож были увенчаны зеленью.

«Главные улицы, – писал Эрнан Кортес, – очень широкие и прямые. Некоторые из них и все улицы поменьше наполовину пешеходные, тогда как другая половина представляет собой канал, по которому индейцы плавают на лодках. И все эти улицы от одного конца города и до другого сообщаются таким образом, что вода может полностью пересекать их. Все эти протоки – а некоторые из них довольно широки – перекрыты мостами, сделанными из очень прочных и хорошо подогнанных балок, так что через многие мосты могут проехать в ряд десять всадников».

Центральная площадь Теночтитлана, видимо, совпадала почти полностью с современной площадью Сокало г. Мехико. С севера его ограничивала часть огороженной территории, прилегающей к большому храму, над которой в то время возвышалась пирамида одного из храмов солнца. Южная сторона граничила с каналом, тянувшимся с востока на запад; с восточной стороны располагались, вероятно, двухэтажные дома высоких вельмож, а с западной – фасад императорского дворца Монтесумы II , который стоял на том месте, где в настоящее время находится дворец президента мексиканской республики.


Встреча Монтесумы и Эрнана Кортеса

Дворец, который когда-то принадлежал правителю Ашайакатлю (1469–1481) и в котором останавливались испанцы во время их первого посещения Мехико, стоял к северу от домов вельмож, и его западный фасад выходил на территорию великого храма. До этой площади можно было добраться по каналу или по различным маленьким улицам. Грунт современной площади Сокало, равно как и фундаменты зданий, которые ее окружают, буквально нашпигованы остатками ацтекских скульптур, статуй и кусками разбитых памятников и барельефов.

В культовом квартале, кроме храмов, имелись также и мирские постройки. Во-первых, там находилась площадка для игры в мяч – любимого развлечения высших слоев общества. Во-вторых, располагались гостиницы для высокородных гостей императора, а также арсеналы и школа для играющих на музыкальных инструментах. И наконец огромный императорский дворец, роскошь которого повергла испанских конкистадоров в восхищение. Согласно описаниям очевидцев, похоже, что резиденция Монтесумы II представляла собой расположенные в определенном порядке здания, многие из которых были двухэтажными, сгруппированными вокруг овальных или квадратных внутренних двориков с садами.


Апартаменты монарха находились на верхнем этаже. На первом этаже размещался суд, военный совет, казначейство и общественное хранилище, где находились большие запасы продовольствия, одежды и других товаров. Прочие части дворца использовались как тюрьмы для военнопленных и обычных преступников. Помимо этого, во дворце жили музыканты, игравшие на барабанах, флейтах, колокольчиках и погремушках, а также ремесленники-ювелиры. Еще на территории императорской резиденции располагался зверинец и сад с редчайшими цветами и лечебными травами.

«У Монтесумы, – сообщал Карлу V Кортес, – был такой великолепный дворец в городе, что, мне кажется, почти невозможно описать его красоту и роскошь. Я только скажу, что ничего подобного в Испании нет».


Впечатление великолепия было еще большим за счет бесчисленных барельефов, статуй и разнообразных скульптур, которые украшали здания, святилища, площади и большие залы дворца. Несмотря на разрушения в XVI веке, то, что осталось от этого былого великолепия столицы ацтеков хранится в национальном музее и поныне удивляет своим богатством, размерами и совершенством.

Центральная площадь Теночтитлана служила также и рыночной площадью. «В этом городе много площадей, – писал Эрнан Кортес, – на которых всегда располагаются рынки, где можно что-то купить и продать. Но есть еще одна, по своим размерам вдвое превышающая город Саламанку, полностью окруженная сводчатыми галереями, где каждый день более шестидесяти тысяч человек что-то покупают и продают и где можно найти всевозможные товары изо всех провинций».

В одном месте продавали драгоценности из золота и серебра, драгоценные камни и разноцветные перья; в следующем ряду – рабов, далее плащи, набедренные повязки и юбки из хлопка или ткани, полученной из волокон алоэ. Шкуры ягуаров, пум, лис и оленей; кукуруза, бобы, какао, перец, лук, тысяча видов зелени; индейки, кролики, зайцы, оленина, утки и маленькие нелающие безволосые собачки, которых так любили употреблять в пищу ацтеки; фрукты, сладкий картофель, мед, патока, соль, краски, гончарные изделия всех форм и размеров, вазы и блюда из раскрашенного дерева, доски и брус для строительства, древесный уголь, смолистые факелы; сделанная из коры или алоэ бумага; все дары озер, циновки, стулья, печи…

На этой же рыночной площади, по словам Кортеса, «есть места, похожие на аптекарские лавки, где продают готовые к употреблению лекарства, мази и припарки. Есть парикмахерские, в которых можно помыть голову и подстричься; есть дома, где, заплатив, можно поесть и попить».

А еще там были женщины, которые готовили пищу на открытом воздухе и предлагали покупателям блюда из тушеного мяса или рыбы с овощами, или кукурузную кашу со специями, или леденцы из меда с отличными маисовыми лепешками под названием тлацкалли, или пироги из кукурузной муки, под чьей дымящейся корочкой была начинка из бобов, мяса и перца.

Такой предстала перед испанскими завоевателями столица ацтеков Мехико-Теночтитлан. И, несмотря на вызванное восхищение, конкистадоры почти сравняли ее с землей несколькими годами позже.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook