Как получить компенсацию за отмену рейса. Задержки чартерных рейсов: правила восприятия

Мой рейс из Анталии задержали на 13 часов. Через полгода туроператор заплатил мне за это 36 500 Р . Несмотря на то что это был чартер и вроде как «никаких гарантий».

Сергей Болдин

получил компенсацию от туроператора

Прошлой осенью я купил пакетный тур и улетел с семьей в Турцию. Пока мы отдыхали, наша авиакомпания прогорела. Домой наш чартер вылетел с задержкой, поэтому я написал туроператору и попросил компенсировать потерянное время. Оператор ответил, что делать это должна авиакомпания.

Туроператор не учел, что я юрист и знаю свои права. Я не стал скандалить, а собрал доказательства и подал на него в суд.

Справки, чеки, детализация звонков

Проблемы у нашей авиакомпании начались еще до того, как мы полетели отдыхать. За день до вылета турагент прислал нам билеты на чартерный рейс. Время вылета было известно, рейс появился в расписании аэропорта. Но когда мы приехали в аэропорт, выяснилось, что вылет задерживается.

По закону, если рейс задерживают дольше двух часов, перевозчик обязан бесплатно обеспечить пассажиров прохладительными напитками и организовать связь: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Если рейс задерживают больше четырех часов, он обязан накормить всех горячей едой. Если дольше шести ночью или восьми днем - разместить в гостинице.

Наш рейс задержали больше, чем на четыре часа, но никто не предложил нам еду и напитки. Мы купили их за свои деньги, я сохранил чеки.

Пока мы отдыхали в Турции, проблемы авиакомпании усугубились. Соотечественники на пляже обсуждали новости: кто-то не смог улететь на отдых по путевке, другие - вернуться домой. За день до отъезда я попросил отельного гида для подстраховки продлить наше проживание. Гид ответил, что вылет будет по расписанию и оплачивать жилье нет необходимости.

Утром в день отъезда стало очевидно, что самолет за нами вовремя не прилетит: нашего рейса не было в расписании аэропорта. Ждать на улице не хотелось, поэтому пришлось оформлять поздний выезд, чтобы нас не выселили из номера. Представителя туроператора на месте не было, поэтому я все оплатил сам - и попросил оформить чек.


Остаток дня мы сидели на чемоданах и ждали, когда представитель туроператора заберет нас в аэропорт. Выезд несколько раз переносился. После того как время позднего выезда из отеля истекло, туроператор все-таки продлил нам проживание - а вот двух положенных телефонных звонков не предоставил. Я звонил за свой счет и после возвращения заказал детализацию этих звонков у оператора связи.

За нами приехали только утром. Мы должны были вылететь из Анталии в 8 вечера, а вместо этого вылетели в 9 утра на следующий день - с задержкой в 13 часов.

По прилете в московский аэропорт я обратился на стойку информации и попросил поставить отметки о задержке обоих рейсов. Такие отметки обычно ставят на обратной стороне посадочного талона или на распечатке маршрутной квитанции.

Потом я собрал все документы о нарушениях наших прав и обратился к туроператору за компенсацией.


Отвечает туроператор

Что особенного в чартере

Грубо говоря, туроператор говорит авиакомпании: «Я хочу арендовать у тебя самолет, чтобы 9 сентября отвезти 200 человек в Анталию, а 23-го - вернуть их обратно». Авиакомпания отвечает: «Хорошо, 9-го и 23-го на три часа самолет твой вместе с пилотами и стюардессами».

Пока самолет в аренде у туроператора, задержки рейса на его совести, поэтому он и платит компенсацию. Единственное исключение: если вылет задержат по соображениям безопасности, например, если самолет сломался и лететь на нем опасно. Судебная практика показывает, что в этом случае получить компенсацию не получится.

Причину задержки нашего рейса в аэропорту не объявляли, но она нашлась на штампах о задержке, которые поставили по прилете домой. Отметки «ППС » и «У05» значат «позднее прибытие судна» и «изменение времени вылета по решению диспетчерской службы». Ни слова о безопасности.

Как предъявлять претензию

Претензию туроператору нужно предъявить в течение 20 дней со дня окончания путешествия. У туроператора есть 10 дней, чтобы всё проверить и что-то ответить.

В своей претензии я описал ситуацию и потребовал возместить мне все расходы, а также компенсировать моральный вред за задержку рейса. Кроме того, я указал реквизиты счета, на который ожидаю получить деньги.

К претензии я приложил копии чеков и справок и всё это отправил на юридический адрес туроператора заказным письмом. Почтовые квитанции об отправке потом пригодились в суде.


В какой суд подавать иск

Пока туроператор думал, как отвечать на мою претензию, я изучил судебную практику по аналогичным спорам. Мне нужно было решить, в какой суд подавать иск, если мне откажут в удовлетворении претензии.

По общему правилу иск нужно предъявлять в суд по месту нахождения ответчика. Но закон защищает потребителя как слабую сторону правоотношений, поэтому дает ему выбор: судиться там, где находится ответчик или где живет он сам.

Если ответчик - крупная компания, скорее всего, в суд на нее уже подавали. Чтобы узнать, чем всё кончилось, полезно изучить судебную практику на сайте того суда, к подсудности которого относится юридический адрес компании. Если решения часто принимают не в пользу потребителей, имеет смысл подавать в суд по своему месту жительства. А если вы найдете судебное решение по аналогичному делу в пользу потребителя, его можно использовать для составления своего иска.

Еще один вариант - искать через официальные сайты городских судов общей юрисдикции и мировых судов. Например, на московском сайте есть раздел «Территориальная подсудность», где по адресу ответчика можно определить его суд. Решения по искам обычно публикуют в разделе «Судебное делопроизводство».

В моем случае решения чаще принимались в пользу туристов, поэтому я не стал пользоваться правом выбора суда. Я дождался, пока туроператор проигнорирует мою претензию, и подал иск в суд по его месту нахождения.

Исковое заявление

В исковом заявлении нужно написать, в какой суд вы его подаете, кто истец и ответчик, по какому адресу их можно найти, цену иска, в чем нарушение прав и чего вы хотите добиться. Кроме того, перечислите документы, которые доказывают вашу позицию. Всё это обязательные сведения - без них иск не примут. При составлении иска стоит сверяться с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Не лишним будет привести судебную практику в пользу потребителей по аналогичным делам. Госпошлину потребителям платить не нужно.

Перед составлением иска нужно рассчитать сумму компенсаций и цену иска. Это разные вещи. Если упрощенно, сумма компенсаций - это все деньги, которые вы хотите получить с ответчика через суд. Цена иска - это только те деньги, которые вы потеряли из-за его действий и предусмотренная законом неустойка. В цену иска не входит компенсация морального вреда и штраф за то, что ответчик не заплатил вам без суда.

Например, в моем случае в цену иска входит стоимость гостиницы, еды, напитков и телефонных звонков. Кроме того, в нее входит неустойка за нарушение сроков путешествия. Всего я требовал с туроператора почти 130 тысяч рублей, а цена моего иска - 5123 рубля .

От цены иска зависит, какой суд будет рассматривать ваше дело. Если она меньше 50 тысяч рублей, то мировой, если больше - районный. Больше в спорах с участием потребителей услуг она ни на что не влияет.

В своем исковом заявлении я потребовал у туроператора:

  1. Компенсировать расходы на всё, что положено пассажиру при задержке рейса: напитки, еду, два телефонных звонка и проживание.
  2. Компенсировать моральный вред всем членам семьи, включая двух детей.
  3. Выплатить неустойки за нарушение сроков оказания услуги - 3% от стоимости турпакета за один день задержки вылета.
  4. Выплатить штраф за отказ от добровольного удовлетворения моей претензии - 50% от присужденной суммы компенсации.

К иску я приложил две его копии - для туроператора и турагентства, которое продало мне его путевку. За выплату компенсаций отвечает туроператор, поэтому нет смысла привлекать агентство в качестве еще одного ответчика. Зато его можно привлечь в качестве третьего лица - если это одобрит судья. Представитель агентства придет на заседание, и если к нему возникнут вопросы, сможет сразу на них ответить.

Чтобы суд не отложили, если я не смогу прийти, я попросил рассмотреть иск без меня.

Вот как выглядело мое заявление:



К исковому заявлению я приложил справки о задержке рейсов, копии чеков за еду и гостиницу, детализацию звонков, которую взял у оператора связи, копию претензии в адрес туроператора, а также пресс-релиз Роспотребнадзора о том, что на туроператора завели административное дело из-за задержки рейсов.

Жалоба в Роспотребнадзор

Перед обращением в суд можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Это не поможет добиться компенсации без суда: Роспотребнадзор не вправе обязать туроператора выплатить вам деньги. Но он может по вашей жалобе его оштрафовать, и это усилит вашу позицию в суде. Кроме того, специалисты Роспотребнадзора подскажут, как составить иск, и, возможно, помогут защитить ваши интересы в суде.

Но всё это в теории. На моей практике, качество помощи Роспотребнадзора зависит от случая и полностью доверять ему свое дело опасно.

Поэтому свой иск я составлял сам.

Решение суда

Суд решил, что чартерный рейс входит в турпакет, поэтому ответственность за его задержку несет туроператор. В декабре, через три месяца после возвращения из отпуска, суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с туроператора:

  1. Стоимость проживания в отеле - 1153 Р .
  2. Неустойку за нарушение сроков путешествия - 3215 Р .
  3. Моральный вред - 20 000 Р , по 5000 Р каждому члену семьи.
  4. Штраф за отказ удовлетворить претензию - 12 184 Р .

Суд отказал в компенсации расходов на еду в аэропорту и уменьшил компенсацию морального вреда. Но даже с учетом этого размер компенсации составил 36 552 Р - это 34% от стоимости тура.

Получение компенсации

В феврале, через два месяца после решения суда, я получил исполнительные листы. Теперь мне предстояло получить деньги. Для этого нужно было направить листы приставам, а потом ждать, пока они возбудят исполнительное производство и принудительно взыщут компенсацию с туроператора. Закон отводит на это два месяца, но срок могут продлить. На практике получение денег сильно зависит от расторопности приставов и настойчивости взыскателя.

Другой вариант - получить компенсацию самому через банк ответчика, но для этого нужно знать, что это за банк. Иногда реквизиты счета туроператора можно найти на его сайте или в договоре на продажу путевки.

Мой туроператор свои реквизиты в открытом доступе не публиковал, но мне повезло. Уже когда иск был в суде, он ответил на мою претензию и перечислил на мой счет компенсацию за телефонные звонки. Он отверг остальные требования и заявил, что ответственность за задержку рейса несет перевозчик, но это было уже неважно: переведя деньги на мой банковский счет, он засветил свой, и когда мне пришли исполнительные листы, я не стал отправлять их приставам, а просто отнес в его банк.

Уже через день после получения исполнительных листов банк перечислил мне деньги.

Как получить компенсацию от туроператора

  1. Храните все чеки, счета и детализацию звонков. Все просьбы и отказы - только письменно. Если вылет задержали, просите в аэропорту поставить об этом пометку.
  2. Требуйте компенсацию у туроператора - на это у вас есть 20 дней после окончания путешествия. За 10 дней он должен что-то ответить.
  3. Если туроператор молчит или отказывается платить, подавайте на него в суд или жалуйтесь в Роспотребнадзор.
  4. Поищите реквизиты счета туроператора на его сайте или в договоре. Если суд встанет на вашу сторону, они помогут быстрее получить деньги.

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.

За отмену или задержку рейса пассажиры, которые путешествуют европейскими авиалиниями или просто летят из ЕС, могут получить до €600 компенсации. Как добиться этой выплаты и какие сервисы помогут ускорить процесс?

Согласно Европарламента и Совета EC №261, пассажиры, чей рейс был отменен или задержан более чем на три часа, могут получить от авиаперевозчика от €200 до €600. Эта норма касается рейсов европейских авиакомпаний по всему миру и рейсов любых компаний из европейских стран. Таким образом, клиенты российских авиакомпаний, которые улетают из Европы, тоже могут претендовать на эти деньги — в отличие от тех, кто летает ими же по России, в США или Азию. Дело в том, что Россия пока к Монреальской конвенции, которая унифицирует обязательства авиаперевозчиков перед пассажирами.

Ключевой фактор, позволяющий получить компенсацию, — причина отмены или задержки рейса. «Это должна быть вина авиакомпании — например, проблемы с самолетом или какие-то технические причины, — объясняет Евгений Лонский, региональный директор международного сервиса для получения компенсаций AirHelp в Восточной Европе. — Другие случаи, такие как теракты, забастовки и непогода, компенсации не подлежат».

Сумма компенсации, согласно постановлению ЕС, зависит от двух факторов: дальности перелета и времени задержки. Так, если вылет задержан более чем на три часа, а его дальность составляет менее 1500 км, авиакомпания должна выплатить пассажиру €250. Если задержка составляет более четырех часов, а перелет — более 3500 км, сумма возрастает до €600. Евгений Лонский отмечает, что при длительных задержках авиакомпания также должна обеспечить пассажиров водой, питанием и предоставить отель. Но это не освобождает перевозчика от необходимости заплатить компенсацию. «В законе четко сказано, что, если самолет прилетел с опозданием более трех часов, за это полагается компенсация», — говорит Лонский.

Претендовать на компенсацию можно в течение нескольких лет. «Это зависит от страны, в которой зарегистрирована авиакомпания, или от страны вылета — если речь идет не о европейской компании. Обычно это срок от двух лет, как в Испании, до шести, как в Англии», — рассказывает Роман Гильманов, генеральный директор российской компании Compensair, оператора сервиса для получения компенсаций от авиакомпаний.

Как требовать компенсацию

Тривиальный путь — обратиться в авиакомпанию самостоятельно. Самое главное — сохранять посадочные талоны, так как некоторые компании без них не рассматривают обращения, поясняет Лонский. Гильманов также советует взять у сотрудников авиакомпании или аэропорта справку о том, что рейс задержан. В крайнем случае можно сфотографировать табло рейсов (чартерные перелеты, по словам эксперта, иногда плохо отслеживаются базами данных). Если клиенту придется обращаться в суд, такая фотография также может быть доказательством задержки рейса, рассказывает Гильманов.

Далее нужно составить на английском онлайн-заявку или письменную претензию к авиакомпании (в зависимости от ее правил). Для этого нужно разобраться, на какую компенсацию можно претендовать, описать в претензии обстоятельства, а также указать, на основании каких пунктов закона полагается компенсация, говорит Гильманов. Ответ авиакомпании можно ожидать в среднем 1-3 месяца, добавляет Лонский.

При этом компании часто игнорируют первичные обращения клиентов или автоматически присылают отказ, рассказывают эксперты. «Задача пассажира — следующим шагом доказать, что его случай произошел именно по вине авиакомпании. Поэтому далее важно изучить прецеденты, когда компания была признана виновной, и составить юридически грамотный ответ на полученное возражение», — говорит Гильманов из Compensair. Если и на этом этапе компания отказывает в выплате, нужно обращаться в суд европейского города, где находится главный офис перевозчика.

Если же речь идет не о европейских компаниях, то иск надо подавать в стране вылета, но только в случае, если у авиаперевозчика есть там представительство, говорит Лонский из AirHelp.


Фото: Andrew Parsons / Zuma / ТАСС

Какие сервисы могут помочь

В мире существует множество компаний, которые занимаются общением с перевозчиками и могут по заявке пассажира обратиться в суд. Помимо уже упомянутых AirHelp и Compensair это сервисы Refund.me, Flightright и Flight Delays. В марте подобную услугу запускает сайт Kupibilet.ru.

Россияне обращаются за компенсациями довольно редко, говорит Лонский из AirHelp. «Многие считают, что европейское законодательство распространяется только на граждан Европы. Но это не так, у опоздания нет национальности», — рассказывает он. В системе AirHelp, по словам Лонского, сейчас около 256 тыс. заявок, российских — только 488. Гильманов из Compensair утверждает, что сейчас его компания работает примерно с тысячей российских обращений. Около 80% клиентов сервиса — русскоговорящие, и половина этих людей живет в России.

Чаще всего — примерно в 60% случаев — авиакомпании соглашаются выплатить компенсацию на раннем этапе, то есть во время переписки с менеджерами сервиса, рассказывает Гильманов. Если же авиакомпания отклоняет заявление о компенсации, то оно передается в юридический отдел сервиса и 80-90% подобных дел решается на уровне переписки юристов с авиакомпанией, говорят эксперты. В остальных случаях приходится обращаться в органы защиты прав потребителей в европейских странах, а затем — в суд, и 98% судебных дел сервисы выигрывают, говорит Лонский.

Комиссия сервисов составляет стандартную величину — 25% от суммы полученной компенсации. Kupibilet.ru будет дополнительно удерживать еще 10%. Оплату все сервисы берут только после получения согласия в выплате от авиакомпании. Если же не удается получить компенсацию, то клиент ничего не платит.

Сколько ждать компенсации

Гильманов отмечает, что получение компенсации через посредника занимает от нескольких недель до полугода. «В режиме общения с авиакомпанией, то есть без суда, мы обычно получаем деньги за два месяца. Если идем в суд, то дело может тянуться долго. Например, недавно мы выиграли суд в Нидерландах, и общий цикл составил больше шести месяцев», — рассказывает он. Примерно такие же сроки называет и Лонский из AirHelp.

Впрочем, в сложных случаях ожидание может быть и большим. Россиянин Ян Костин в июле прошлого года подал Compensair заявку на получение компенсации от компании Air France. Причиной стало не опоздание, а нечеткая работа билетной службы авиакомпании. В июне Костин должен был лететь из Марселя в Москву с пересадкой в Париже. Однако началась забастовка пилотов Air France, из-за чего за несколько дней до вылета ему поменяли билеты. Во втором варианте оба рейса — из Марселя в Париж и из Парижа в Москву — выполнялись в одно время. Костин потребовал поменять билеты еще раз. Новый маршрут проходил через Рим, при этом в билетах была опечатка. «Авиакомпания ошиблась в одной букве: вместо июня («JUN») был указан январь («JAN»). Поэтому в Риме пришлось снова общаться с авиакомпанией и опять менять билеты», — рассказал РБК Костин.

Юристы Compensair, проверив заявку, решили, что авиакомпания должна заплатить компенсацию. Деньги пришли Костину в начале марта.

Как пояснил Гильманов, Air France достаточно давно согласилась выплатить компенсацию, однако долго не переводила деньги сервису. «Только после того, как мы начали работу с органами по защите прав потребителей в стране вылета и только когда мы отправили письмо, предупреждающее о начале судебного разбирательства, авиакомпания перевела деньги», — рассказывает он.

Стоит ли пользоваться услугами посредников

Заместитель председателя общественного совета при Ростуризме Дмитрий Давыденко считает «компенсационные» сервисы удобными. «Это обычные юридические услуги, поставленные на конвейер. Если, например, у вас сумма претензий 5-10 тыс. руб., то ради этого тратить время на поход в юридическую компанию, наверное, бессмысленно. Заполнить форму на сайте гораздо проще», — поясняет он.

Комиссию в 25% он считает оправданной, особенно учитывая то, что сервисы берут ее только в случае удовлетворения претензии. В принципе, пассажир может заняться возвратом и самостоятельно, если есть время и желание. Если нет — вполне можно доверить это другим людям, говорит Давыденко.

Впрочем, эксперт по гражданской авиации и руководитель портала Aviator.ru Сергей Мартиросян советует тщательно подумать, прежде чем обращаться к посредникам. «Если человек принципиально хочет получить от авиакомпании деньги, но не хочет разбираться в юридических тонкостях, то есть смысл обратиться к сервисам. Однако с перевозчиками часто можно договориться на месте», — рассказывает он.

По мнению Мартиросяна, многие авиакомпании дорожат репутацией и соглашаются возместить потерю времени какими-либо бонусами — например, подарить пассажиру мили или повысить класс обслуживания на следующем рейсе. Поэтому эксперт все же рекомендует сначала написать перевозчику и попробовать договориться о форме компенсации. Если же авиакомпания не идет на уступки, то стоит составлять претензию, резюмирует он.

Председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов более категоричен. Он считает, что авиапассажиры должны защищать свои права самостоятельно. «Вместо того чтобы доверять всю работу подобным сервисам, которые зарабатывают на незнании, лучше разобраться в законах, причем начиная с Конституции, и, основываясь на этих законах, обращаться в суд. А суд будет на стороне потребителя», — заключает эксперт.

При планировании путешествия на самолете, могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства. Ввиду многих из них авиаперевозчики отменяют авиарейс или объявляют о его задержке. Как должны поступить путешественники в этом случае?

Права авиапассажира при задержке рейса

Задержание вылета или прилета авиасудна происходит по различным причинам. О нем сотрудники авиаперевозчика оповещают клиентов, которые уже приобрели билеты. Для этого в аэропорту есть специальная служба. Если вылет самолета отменили, компания делает рассылку СМС-сообщений.

В Российской Федерации

При отмене или задержании вылета самолета любая авиакомпания имеет определенные обязательства перед своими клиентами.

Независимо от того, насколько по времени был задержан рейс, каждый пассажир имеет определенные права. Они установлены законодательством Российской Федерации.

При задержании рейса на 5-15 минут путешественникам с детьми до семи лет предоставляется специальное помещение - комната «Матери и ребенка». Она оборудована специально для отдыха, кормления и других нужд.

Если вылет воздушного судна задерживают не более чем на 2 часа, каждый из путешественников имеет право совершить два бесплатных телефонных звонка. Сотрудники авиакомпании должны предоставить воду и другие напитки.

Если рейс задерживают на 4 и более часов, ожидающим путешественникам должны предоставить талоны на горячее питание. В дневное время пассажиры должны питаться каждые 6 часов, в ночное - каждые 8 часов.

Если рейс задерживают на 8 и более часов, авиакомпания должна разместить людей, ожидающих самолета, в гостинице. Их трансфер, хранение багажа - ее обязательства.

Не нужно ждать, пока сотрудники компании принесут напитки или выдадут талоны на бесплатное питание. К ним нужно подойти самостоятельно.

Не стоит задавать вопросы сотрудникам аэропорта. Их организация является посредником, и предоставляет услуги только по оформлению билетов, проверке багажа, посадке на рейс.

В Европе и за границей

Работу Европейских авиакомпаний регулирует «Постановление Европейского парламента и Совета ЕС» № 261/2004. Оно действует только на территории Европейского союза и для компаний, зарегистрированных на его территории.

Авиаперевозчики своим клиентам должны предоставить бесплатное питание и напитки в таких случаях:

  • При задержании вылета воздушного судна на 2 и более часов. При этом протяженность полета составляет до 1500 км.
  • Если рейс задерживают на 3 и более часов, а перелеты осуществляются только по территории ЕС. Их протяженность достигает 1500-3500 км.
  • Если рейс задерживают на 4 и более часов.

Пассажир может совершить два бесплатных телефонных звонка. В том случае, если вылет или прилет самолета задерживается на одни или несколько суток, авиакомпания предоставляет номер в гостинице. Компенсацию можно получить только в том случае, если рейс задержан на 3 и более часов по вине авиаперевозчика. Эти правила установлены парламентом ЕС.

Компенсация за задержку авиарейса в России

Даже самое незначительное опоздание в вылете может быть чревато для путешественника материальными затратами. Например, была пропущена важная встреча или нарушены договорные обязательства.

В этом случае предусмотрена компенсация за задержку рейса самолета. Она выплачивается в Российской Федерации в том случае, если опоздание произошло по вине авиакомпании.

Важно. Материальная компенсация не выплачивается, если самолет опоздал или не вылетел по причине нелетных погодных условий.

Также ее не выплатят в таких случаях:

  • начались отраслевые забастовки сотрудников;
  • появились изменения в общественной жизни, которые влияют на безопасность перелетов (война, эпидемия и прочее);
  • установлены государственные ограничения на осуществление воздушных перевозок;
  • выявлена неисправность летательного аппарата, которая может повлечь за собой угрозу крушения.

В РФ в установленных правилах задержки рейсов самолетов по вине авиаперевозчика размер компенсации составляет 25-50% от суммы минимальной заработной платы. Процент материальной выплаты зависит от многих обстоятельств.

Совет! Чтобы воспользоваться правом на выплату компенсации в полном объеме, необходимо у сотрудника авиакомпании поставить специальную отметку.

Размер компенсации за задержку авиарейса в ЕС

В Европейском Союзе размер компенсации фиксированный. Он зависит от дальности полета и времени задержки рейса.

Для получения материальной выплаты в проездном документе должна быть проставлена отметка. Это выполняет сотрудник аэропорта или авиакомпании. При сборе больших доказательств, можно сфотографировать табло, на котором высветилась информация о задержке рейса.

Интересно! Если авиаперевозчик предупреждает клиента об отмене или задержке рейса за 14 дней до него, компенсация не выплачивается. Если же этот период меньше, пассажир может рассчитывать на материальную выплату в размере, что и при задержке рейса.

Как добиться выплаты: подробная инструкция

К сожалению, не все авиаперевозчики стремятся сохранить свою положительную репутацию. Они не только не предоставляют путешественникам напитки и бесплатные талоны на питание, но и не торопятся отвечать на вопросы по поводу компенсации.

Если все требования пассажиров были проигнорированы, они могут собрать пакет документов, и обратится в суд.

Подтверждающие документы:

  • копия билета с отметкой об отмене или задержке рейса;
  • письма или пригласительные, если планировалось путешествие за границу к родственникам или на важное мероприятие;
  • копии билетов на экскурсии;
  • квитанции или чеки за проживание в гостинице и питание за все время ожидания рейса.

Также необходимо написать претензию. Ее вручают сотруднику авиакомпании вместе с собранным пакетом документов.

Совет. Лучше отправить все это по почте заказным письмом. Так у путешественников будет на руках доказательство того, что они подали жалобу.

Некоторые ксерокопируют претензию. На ее втором экземпляре расписывается сотрудник авиакомпании, которому ее передали. Он указывает дату обращения и свои данные (ФИО, должность).

Обратиться за компенсацией можно непосредственно после того, как точно установлено время задержки вылета воздушного судна. Но не позднее 6 месяцев со дня отмены или задержки рейса. В ЕС этот период установлен для каждой авиакомпании индивидуально.

Срок рассмотрения жалобы

Согласно законодательству Российской Федерации, жалобы на работу авиакомпании рассматриваются на протяжении 30 дней. По истечении этого периода авиаперевозчик либо возмещает ущерб, либо отказывается от выплаты компенсации. При этом он должна предоставить неоспоримые доказательства своей невиновности.

Примечание. В правилах транспортировки пассажиров воздушным транспортом не указано точное время, в которое компенсация должна быть выплачена. Иногда этот процесс затягивается на месяцы.

В европейском Союзе дело обстоит иначе. Авиакомпании выплачивают компенсацию не позднее 7 дней после рассмотрения жалобы.

Судебные разбирательства

Самостоятельно «сражаться» с авиакомпанией за право получения компенсации - сложная задача. В штате такой организации работают опытные юристы. Они хорошо справляются со своими обязанностями. И порой получить долгожданную компенсацию не удается.

Совет. В этом случае нужно обратиться за помощью к профессиональным юристам. Они помогут собрать достаточное количество доказательств вины авиакомпании.

Суду необходимо предоставить подтверждающие документы. Обратиться с исковой жалобой можно в течение 3 лет со дня задержки вылета.

Что делать, если из-за задержки одного рейса пассажир опоздал на другой

Исход ситуации зависит от того, как путешественник оформил свой билет. Например, он совершает полет из Краснодара в Минск с пересадкой в г. Москва. В этом случае авиакомпания несет ответственность за рейс «Москва - Минск». Они посадят путешественника на ближайший самолет, который летит в этом направлении.

Важно. Получение компенсации из-за сложившейся ситуации возможно, если пассажир прибыл в пункт назначения с опозданием на 3 часа и больше.

Если приобретались документы на два отдельных рейса («Краснодар - Москва» и «Москва - Минск») за опоздание на второй самолет авиаперевозчик ответственности не несет.

Что делать, если авиакомпания не предоставила гостиницу

Такая ситуация происходит довольно часто. Что делать, если задерживают рейс на самолет на сутки и более? А авиакомпания при этом игнорирует свои обязательства.

Первое, что нужно сделать, это проставить отметку о задержке рейса у сотрудника компании. Далее, необходимо собирать все чеки: на питание, хранение багажа. При заселении в гостиницу попросить выдать подтверждающие документы с указанием суммы оплаты. Они будут доказательством материальных трат, которые должна возместить компания-перевозчик.

Пассажир по прибытии в авиакомпанию пишет заявление установленного образца. Его можно взять у сотрудника. К нему он прикладывает копии собранных документов. Также необходимо предоставить копию билета, на котором стоит отметка о задержке или отмене рейса.

На сайте многих авиакомпаний есть возможность подать такую жалобу в онлайн-режиме. Как показала практика, лучше передавать заявление лично или отправлять посредством почты (оформить заказное письмо). Так будет больше шансов, что претензию рассмотрят в срок, а также примут по ней решение.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму .

Всем привет. Задержка рейса — явление довольно распространенное, особенно в последнее время. И, к сожалению, никто из нас от него не застрахован. По статистике в России задерживают до 70% рейсов. Его могут задержать по разным причинам: неисправность самолета, плохие погодные условия, задержка при выполнении предыдущего рейса и прочее. Как же вести себя пассажирам в такой ситуации? Об этом мы и поговорим.

В этой статье:

Услуги, которые обязана предоставить авиакомпания

Каждый, кто столкнулся с задержкой рейса, имеет право на предоставление определенных услуг от авиакомпании, самолетом которой он летит. Не спорю, что иногда они ведут себя не очень красиво и всячески пытаются избежать предоставления этих услуг. Особенно часто это случается в России. Но знать о своих правах, если вы оказались в такой ситуации нужно, несомненно.

1. Информация

В первую очередь каждый пассажир имеет право на предоставление ему полной и самой достоверной информации о причинах задержки или отмены рейса. Иногда случается так, что сотрудники авиакомпаний не оповещают своих пассажиров о причинах и вообще всячески избегают контакта с ними.

Почему? Потому что если рейс задержали по вине авиакомпании (а не из-за погодных условий), каждый пассажир имеет право требовать денежную компенсацию за каждый час задержки. Но для этого на вашем билете должна быть поставлена отметка, которая официально доказывает, что задержка имела место быть — подробнее об этом я расскажу ниже. Без этой отметки, ни на какую компенсацию можете не рассчитывать.

2. Условия для детей

Длительное ожидание в аэропорту дело довольно мучительное, а для маленького ребенка — тем более. Именно поэтому: пассажиру с ребенком до семи лет предоставляется комната матери и ребенка . И это не зависит от времени задержки рейса. Такие комнаты по регламенту должны быть в каждом аэропорту.

3. Хранение багажа

Кроме того, авиакомпания обязана организовать хранение багажа в камере хранения за свой счет, если в этом возникла необходимость. Так что если у вас слишком большой багаж, с которым у вас нет желания проводить время, можете смело обращаться к сотрудникам вашей авиакомпании.

Все остальные компенсации зависят от длительности задержки рейса. Итак, на что вы имеете право при определенном времени ожидания.

4. Средства связи и напитки

При задержке рейса более чем на 2 часа вы имеете право:

— совершить 2 телефонных звонка или отправить 2 сообщения по электронной почте;

— получить прохладительные напитки.

5. Горячее питание

При задержке рейса более чем на 4 часа вы имеете право:

- получить горячее питание. Кроме того, в последующие каждые 6 часов в дневное время или 8 часов в ночное время вы имеете право получить его повторно.

6. Гостиница

При задержке более чем на 6 часов в ночное время и 8 часов в дневное время вы имеете право:

- получить размещение в гостинице . Кроме этого, до гостиницы и обратно вас должны бесплатно доставить.

Вышеприведенные услуги предоставляются абсолютно бесплатно. Установлены они на законодательном уровне в объемном документе под названием: «Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №82 г. Москва». Поэтому, не бойтесь требовать то, что по праву вам положено.

Как предоставляются услуги в действительности?

Иногда случается так, что пассажиры оказываются брошенными в здании аэропорта. Сотрудники избегают общения с ними, не дают полной информации о причинах задержки рейса, отказывают в предоставлении услуг и не хотят ставить отметку на билетах о задержке рейса. Здесь инициативу приходится брать в руки самим пассажирам и пытаться найти контакт с представителями авиакомпании.

Кроме того, хочу обратить ваше внимание, что от всего бесплатного не стоит ожидать многого, особенно в России. И мы убедились в этом на собственном опыте.

Когда наш рейс задержали в Шереметьево на 3 часа, нам объявили, что мы можем подойти к назначенному месту и получить талоны на прохладительные напитки. При получении талонов, мы специально уточнили, на какие напитки мы вправе рассчитывать. Нас заверили, что в этот список входят соки, газировки и просто вода. Звучало довольно многообещающе, пока нам не предложили на выбор: вода с газом или без.


Не знаю, как обстоят дела с обеспечением горячим питанием в российских аэропортах. Но если ситуация аналогичная, то думаю, что можно запросто остаться голодным. В отличие от этого, в аэропорту Франкфурта нам выдали талоны с номиналом в 20 евро на каждого. На эту сумму даже в аэропорту можно поесть вдвоем несколько раз.

Но я не утверждаю, что авиаперевозчики всегда не хотят заботиться о своих клиентах. И при задержке рейса вам придется выбивать то, что вам положено законодательством. Я не хочу никого настраивать агрессивно. Многие авиакомпании заботятся о своих клиентах и делают все возможное, чтобы помочь. Когда во Франкфурте наш рейс был задержан, то нас не только обеспечили питанием, но и позаботились о посадке на другой стыковочный рейс. Так как на свой рейс мы не успевали.

В тот вечер, для того, чтобы мы не остались ночевать в аэропорту Пулково, задержали следующий рейс на час. Кроме того, при пересадке нас встретил человек компании, помог быстро получить багаж, посадил в ожидающий нас микроавтобус до другого терминала. И при регистрации на рейс нас пропустили мимо очереди. Поэтому говорю большое спасибо авиакомпании Россия, за то, что так оперативно позаботились о доставке домой.

Естественно, если бы следующий рейс был у другой авиакомпании, то нам бы такую оперативную помощь не предоставили. И при опоздании на следующий рейс авиакомпания Россия не понесла бы никакой ответственности. Поэтому, если вы летите с пересадкой, лучше лететь самолетами одной авиакомпании.

Денежная компенсация

Если погодные условия ни при чем, и рейс был задержан по вине авиакомпании, то вы имеете полное право на получение денежной компенсации. Ее размер будет зависеть от времени задержки рейса. Для того чтобы ее получить, нужно иметь отметку (печать с подписями) на своем билете о задержке рейса, требуйте ее у сотрудника вашей авиакомпании. Затем, по возвращению домой нужно написать претензию в авиакомпанию. Можете посмотреть короткое видео, где я показываю, как найти контакты для написания претензий.

Скачать пример претензии можете здесь: https://yadi.sk/d/lmE24XiZa2xAG .

Если авиакомпания отказалась заботиться о своих клиентах и предоставлять услуги, которые положены им по закону, обязательно сохраняйте все чеки и квитанции об уплате за гостиницу и питание.

Претензию и копии всех чеков отправлять лучше заказным письмом с уведомлением, тогда у вас на руках будет подтверждение о том, что авиаперевозчик получил вашу претензию. Тогда он точно не отвертится, ему придется на него ответить. При отсутствии какой-либо реакции можно смело обращаться в суд: все доказательства будут у вас на руках.

Прав при задержке рейса у пассажиров, купивших билет, предостаточно: получение информации, комфортных условий, питания, гостиницы и компенсации. Не забывайте о них, пользуйтесь ими обязательно, и ваша задержка рейса пройдет с максимальным комфортом. Читайте обязательно Что делать, если потерялся багаж? А у меня на этом все, всем пока!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook